На Русь сочинения Г. С. приходят через болг. посредство (вероятно, через Афон) в эпоху «второго южнославянского влияния», не позднее нач. XV в. В 2 монашеских сборниках идентичного состава нач. 10-х гг. XV в., сопровождающих Патерик Азбучный и Иерусалимский (РНБ. Погод. 872; ЯМЗ. Инв. 15479), содержатся «Толк о еже яко несть наша брань» и 142 «Главизны с краегранесием» (для 1-го кодекса не исключено создание его рус. писцом на Афоне, 2-я рукопись, возможно, написана в Спасо-Преображенском мон-ре в Ярославле). Практически современен им (1-я четв. XV в.) рус. сборник сочинений Г. С. (ГИМ. Син. 923), созданный в каком-то крупном книгописном центре (описание см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 465-470, 172). Др. рус. списки XV в.- РГБ. Троиц. 186 (1866) (этому списку в части сочинений Г. С. тождествен список РГБ. Троиц. 748 (1647), XV в., принадлежавший, по всей видимости, старцу Паисию Ярославу), БАН. 1261 (2-я четв. XV в.- Срезневский В. И. , Покровский Ф. И. Описание Рукописного отделения Библиотеки Имп. АН. СПб., 1915. Т. 2. С. 56-59), РГБ. Рум. 200, 1431 г.). Позднее аскетические сочинения Г. С. получили достаточно широкое распространение в рус. монашеских сборниках XVI-XVIII вв., но их рукописная традиция остается недостаточно исследованной (нек-рые наблюдения см.: Прохоров Г. М. Келейная исихастская лит-ра (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в б-ке Троице-Сергиевой лавры с XIV по XVII в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 321-323; Прохоров Г. М. Келейная исихастская лит-ра (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в б-ке Кирилло-Белозерского мон-ря с XIV по XVII в.//Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999. С. 44-58; Tachiaos. 1983; см. также раздел «Почитание»). Наибольшее внимание к сочинениям Г. С. из рус. книжников проявил в кон. XV в. прп. Нил Сорский, активно использовавший их и в своей иноческой практике и в лит. творчестве (см.: Прохоров Г. М. Нил Сорский//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 137; Нил Сорский, Иннокентий Комельский, прп. Сочинения/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров. СПб., 2005). В XVI в. сочинения Г. С. вошли во состав ВМЧ под 11 февр. (ГИМ. Син. 991, 179; см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 464; ЧОИДР. 1886. Кн. 1. С. 119-141).

http://pravenc.ru/text/168073.html

Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 316; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 296-297; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 36-37; Саввинский И. И., свящ. Ист. записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902 г.). Астрахань, 1903; Садиков П. А. Поход татар и турок на Астрахань//ИЗ. 1947. Т. 22. С. 132-166; Иосиф (Марьян), иером. Святые земли Астраханской. Астрахань, 2001. С. 5-45; Дубаков А. В., Пастухова И. Н. Астраханская епархия РПЦ в XVI - сер. XVII ст. Волгоград, 2003. А. В. Дубаков Иконография Наиболее ранние сведения о существовании икон К. содержатся в рассказе о чуде спасения в сер. XVII в. купца из Юрьев-Польского Емельяна Парфентьева, возвращавшегося домой из Астрахани (ГА Астраханской обл. Ф. 857. Оп. 1. Д. 69. Л. 49). На Волге, близ Чёрного Яра, началась буря, грозившая потопить судно. По молитве Емельяна и его спутников явился некий старец, утихомиривший водную гладь. На вопрос о том, кто он, старец ответил: «Азм есть Астраханского Троицкого монастыря начальник игумен Кирилл». Вернувшись в Астрахань летом следующего года (1677), купец в благодарность за спасение поставил «над гробом преподобного гробницу», заменив деревянную часовню каменной. Вместо прежней иконы, стоявшей у гроба К., он повелел написать житийный образ святого. По сведениям астраханского историка, краеведа и собирателя икон А. С. Маркова, житийная икона была почитаема как чудотворная, исцелявшая больных, но в Астрахани о существовании списков этой иконы неизвестно, не выявлено также «ни одного дореволюционного иконописного изображения преподобного Кирилла» ( Марков. 2004. С. 70). Прп. Кирилл Астраханский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIIIнач. XIX в. (МИИРК) Прп. Кирилл Астраханский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIIIнач. XIX в. (МИИРК) Указания о том, как писать образ К., появляются в иконописных подлинниках начиная с XVIII в.; благодаря деятельности старообрядцев по собиранию свода русских святых иконография была сохранена в подлинниках XIX в.

http://pravenc.ru/text/1840267.html

Файл 10311.jpg:   Размер: 962x1184, 1.14 MPix, 288 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (212) , (6) . Описание: [Русь. XVII.] Прп. Стефан Махрищский с житием. Икона. Русь. XVII в. Из Троице - Стефановского Махрищского монастыря. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Александрова Слобода. Файл 10312.jpg:   Размер: 1170x1700, 1.99 MPix, 395 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (201) , (5) . Описание: [Москва. XIX.] Собор Радонежских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань северо - восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Файл 10314.jpg:   Размер: 730x1200, 0.88 MPix, 141 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (133) , (2) . Описание: Чтимый образ преподобного Стефана Махрищского (кон. XIX – нач. XX века), принадлежавший монастырю до закрытия. Икона находится в алтаре Стефановского храма. Файл 14835.jpg:   Размер: 998x1864, 1.86 MPix, 693 Kb. Дата: 2011-11-16, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (220) , (8) . Описание: Преподобный Стефан Махрищский. Конец XIX в. Дерево, левкас, темпера, бархат. Размер: 22,5х17,5 см. Государственный Исторический музей. Файл 29930.jpg:   Размер: 258x327, 0.08 MPix, 32 Kb. Дата: 2017-09-24, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (89) , (1) . Описание: Пр. Стефан Махринский Чудотворец. Центральная Россия, вторая половина XIX в. Дерево, левкас, темпера, золочение, холодные эмали по полям. 17.8 х 14.1 х 1.8 см. Частное собрание. Файл 31744.jpg:   Размер: 917x1167, 1.07 MPix, 736 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (89) , (2) . Описание: Преподобный Стефан Махрищский " . XIX век. Дерево, металл, серебро, гравировка, золочение, темпера. 220 х 19 см. Место создания: Россия. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Файл 34016.jpg:   Размер: 511x625, 0.32 MPix, 96 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (72) , (0) . Описание: Святый преподобный Стефан, игумен Махрицкий. – Изд. 2-е. - Владимир на Клязьме, 1894. В ГПИБ один экземпляр – стромиловский. Шифр: 104 1/316

http://pravicon.com/icon-2953

Вмч. Димитрий с ангелом. Мозаика. Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V–VI вв. Вмч. Димитрий с префектом Леонтием и архиеп. Иоанном. Мозаика базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. VII в. Вмч. Димитрий с префектом Леонтием и архиеп. Иоанном. Мозаика базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. VII в. Частицы мощей Д. С., миро от них и кровь великомученика неоднократно приносились на Русь церковными иерархами в разное время. Кровь Д. С. значится среди реликвий драгоценного креста прп. Евфросинии Полоцкой (1161) ( Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI-XIV вв. М., 1964. Табл. XXXI). Мощи Д. С. находились в серебряном новгородском мощевике рубежа XIII и XIV вв. и в 2 суздальско-нижегородских княжеских нач. XV в.- кнг. Марии 1409/10 г. и кн. Иоанна Даниловича 1413/14 г. (Там же. С. 53-56. 4, 5), миро - в мощевике новгородской работы 1561/62 г., подаренном Семеном Трусовым, игум. Соловецкого мон-ря (впосл. митрополит), свт. Филиппу (Колычеву) (Там же. С. 59-63. 12) и в кресте-мощевике 2-й трети XVII в. из с. Большие Вязёмы (Христианские реликвии. 2000. С. 136-137. 37). В ризнице Благовещенского собора Кремля хранится ампула рус. работы кон. XVII - нач. XVIII в. для мира Д. С. (Царский храм. 2003. С. 296-297. 107). В XVII - 1-й пол. XVIII в. частицы мощей Д. С. находились помимо Благовещенского собора также в Образной палате (опись 1669) и в ризнице новгородского Софийского собора (опись 1736 - Христианские реликвии. 2000. С. 34, 114-115). В 1369 г. свт. Алексий Московский установил в числе новых седмичных постов Димитриевский в память избавления Москвы от осады вел. кн. Литовским Ольгердом: «...положили есмо пост неделю Дмитрову дни, а заговети октябра 19 день» ( Бенешевич В. Н. Митр. Алексия «Слово о новых постах»//Библиогр. летопись. Пг., 1917. Вып. 3. С. 105-110; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 543-544. Коммент. 160; ПЭ. Т. 1. С. 642). Этот пост не укоренился в рус. церковной практике, но, возможно, повлиял на установление в скором времени (после Куликовской битвы 1380) празднования Димитриевской родительской субботы . В 1627 г. в Новгороде митр. Киприан по благословению патриарха Филарета установил особое празднование Д. С. в 4-ю Неделю Великого поста с крестным ходом в ц. во имя Д. С. на Славкове ул. по случаю бывшего там чуда, когда в храме слышались церковное пение и колокольный звон ( Бегунов. 1998; СККДР. Вып. 3. Ч. 4).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Старый, или Нагорный, Руссик Глава II. Русская церковь и святая афонская гора XV – начало XX в. XV-XVI век 1. Преподобные Нил Сорский и Максим Грек. 2. Русский Пантелеймонов монастырь XVII век 1. Сборы пожертвований в России 2. Исправление книг и миссия Арсения (Суханова) XVIII век 1. Запустение Руссика 2. Помощь для обители 3. Перенос обители святого вмч. Пантелеймона на новое место. 4. Миссия прп. Паисия (Величковского) и начало русского Ильинского скита. XIX век Ильинский скит 1. Первая половина XIX в. 2. Паисий-«Второй» 3. Скит во второй половине XIX в. 4. Прп. Гавриил и его преемники Пантелеймонов монастырь 1. Первая половина XIX в. 2. Эпоха игумена Макария (Сушкина) 3. Преемники великих старцев V. Афон и Россия на рубеже XIX-XX вв. 1. Русский Афон глазами современников 2. Афон и Вселенская Патриархия. Патриарх Иоаким III 3. Позиция Российского МИДа 4. Русский Афон в первые годы XX в. 5. За пределами Св. Горы. Афонские монахи в Дечанском монастыре 6. Русские монахи в Сирии VI. Начало XX века 1. Попытки реформ на Афоне и российская дипломатия 2. Вхождение Афона в состав Греции 3. Афонская «смута» 4. Афон и Первая мировая война. Часть 3. История Русской Палестины IX – начало XX в. Глава I. Святая Земля и Русь IX – XVI вв. I. Начало «Русской Палестины» II. Русское освоение христианского Востока III.Ykpenлehue связей Москвы с Иерусалимом и другими патриархатами Востока (XVI в.) Глава II. Русское православие в Святой земле в XVIIнач. XX в. I. Введение II. Русско-палестинские церковные связи в XVII в. III. Россия и Святая Земля в XVIII столетии IV. Русское православное присутствие в Святой Земле в XIX – нач. XX вв. Палестинский комитет и «Русские постройки» Русская Палестина архимандрита Антонина (Капустина) V. Деятельность в Святой Земле. Императорского Православного Палестинского общества (1882–1914) 1. В. Н. Хитрово и создание ИППО 2. Архитектурно-строительные проекты ИППО в Святой Земле. Церковь св. Марии Магдалины (1885–1888) Сергиевское подворье (1886–1889) Александровское подворье (1887–1891) Николаевское подворье Игумен Вениамин и Вениаминовское подворье в Иерусалиме (1891) Назарет 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При игум. Варлааме (Леницком) московским мастером Иваном Матвеевичем была возведена кирпичная 3-ярусная колокольня (1716-1720; в 1850 верх колокольни покрыт позолотой). К 1898 г. на ней находилось 12 колоколов. На 1-м ярусе располагались св. ворота, кельи, иконно-книжная лавка. В сер. XVIII в. в К. З. м. была выстроена каменная ограда. В нач. 80-х гг. были построены каменные братские кельи, в 1800-1804 гг.- объединенные общей крышей (т. н. Варваринское отд-ние) просфорня и настоятельская кухня. В 20-х гг. XIX в. в К. З. м. возведены экономический и регентский корпуса, келарская палата, в 30-х гг.- просфорня, а также перестроена монастырская ограда, к-рая, как и трапезный храм, расписана фресками. В 1852-1856 гг. (по др. сведениям - в 1849-1852) по инициативе еп. Чигиринского Аполлинария (Вигилянского) были построены зап. полутораэтажный келейный корпус (Михайловское отделение), каменный (вместо деревянного) настоятельский корпус с Никольской ц.; в 1857-1858 гг. на месте деревянной возвели 2-этажную каменную гостиницу, к к-рой в 1883-1884 гг. был пристроен 3-этажный корпус. По инициативе еп. Чигиринского Порфирия (Успенского), возглавлявшего К. З. м. в 1865-1877 гг., было построено деревянное на каменном фундаменте здание монастырской больницы. В 90-х гг. XIX в. на месте сев. Варваринского отд-ния был сооружен 2-этажный кирпичный корпус, в 1907-1908 гг. выстроена 4-этажная монастырская гостиница, к-рая по размерам считалась 2-й в городе после лаврской. К нач. XX в. в обители находились также деревянная квасоварня, экономический двор с домом для эконома, его помощника и монастырских рабочих, с конюшней, амбарами, сараями, ледниками. По инициативе еп. Иеронима (Экземплярского) при К. З. м. открылись бесплатные школа церковного пения для подготовки псаломщиков и учителей пения и ежедневная читальня. Святыни и реликвии Главной монастырской святыней были перенесенные из К-поля мощи вмц. Варвары ( Боплан. 2004. С. 149). Очевидно, на Русь они были привезены по просьбе одного из ближайших родственников кн. Святополка Изяславича. О многочисленных исцелениях от святыни известно из повести, написанной в 1669-1670 гг. игум. Феодосием (Сафоновичем). В 1644 г., при митр. Киевском Петре (Могиле), к мощам совершил паломничество канцлер Польского королевства Георгий Осолинский, получивший в дар часть перста десницы вмц. Варвары. Когда в 1650-1651 гг. Киев был захвачен лит. гетманом Янушем Радзивиллом, им были также взяты 2 частицы мощей святой. Одна частица находилась сначала у его жены Марии, дочери молдав. господаря Василия Лупу, затем хранилась в г. Каневе. По нек-рым сведениям, при поддержке гетмана И. С. Мазепы в нач. 90-х гг. XVII в. частицу мощей перенесли в батуринский Крупицкий во имя свт. Николая мон-рь, к-рый возглавлял игум. Димитрий (Савич (Туптало)). Др. частица была передана Виленскому католич. еп. Георгию Тышкевичу.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Основная редакция Жития И. (старший список - РНБ. Солов. 500/519, 1494 г.), в которой использована первоначальная редакция, вероятно, была составлена в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XV в. (Ключевский) либо, по др. версии, в 1471-1472 гг. (Дмитриев). Ключевский и свящ. В. Яблонский полагали, что основная редакция Жития была написана Пахомием Логофетом ; Дмитриев, усматривая в сочинении промосковскую тенденцию, считал более вероятным составление текста москвичом на основе новгородских материалов. В основу данной редакции положена особая редакция «Слова о знамении Святыя Богородица». Слово 2-е основной редакции - о путешествии И. на бесе в Иерусалим, где святитель поклонился Гробу Господню («како был в единой нощи из Новаграда во Иеросалиме граде и пакы возвратися в Великий Новъград тое же нощи»), носит книжно-легендарный характер. Согласно данному повествованию, бес, мстя святому, подстроил обвинение его горожанами в прелюбодеянии. Новгородцы изгнали святителя, посадив его на плот, который, однако, поплыл против течения Волхова к Юрьеву мон-рю, и потрясенные чудом горожане упросили И. вернуться на кафедру (в НПЛ под 1176 г. отмечено 5-дневное обратное течение Волхова: НПЛ. С. 35, 224). Слово 3-е основной редакции - «О проявлении мощей святаго» - заканчивается этикетной похвалой И. и столь же трафаретной краткой историей написания Жития. Нередко в рукописях Слово 3-е опускается или добавляется «Повесть о построении Благовещенской церкви». Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмен икны. Кон. XX - нач. XXI в. Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмен икны. Кон. XX - нач. XXI в. Житие И. было включено во 2-е изд. Пролога (М., 1642). Поздние редакции Жития И. (сокращенная, проложная, косинская, Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского), не получившие большого распространения в рукописной традиции, представляют собой сокращения основной редакции Жития. Ф. Г. Спасский относил составление службы И. ко времени ранее появления основной редакции Жития, датируя ее 30-ми гг. XV в. ( Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. М., 20082. С. 174-176). Списки службы относятся к XVI-XVII вв. Автором канона И. в некоторых рукописях указан некий Иннокентий ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 43; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 274), вероятно прп. Иннокентий (Охлябинин) († 1491?), автор канона прп. Нилу Сорскому .

http://pravenc.ru/text/468947.html

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 История. 7 класс   ЭКЗАМЕН по ИСТОРИИ История Средних веков   1.      Великое переселение народов. Падение Западной римской империи . 4.      Крестовые походы: причины, I Крестовый поход. 5.      Крестовые походы: IV Крестовый поход, последние крестовые походы и их результаты. 6.      Англия в XI - XIII вв. Возникновение парламента. 7.      Франция в XI - XIII вв. Укрепление королевской власти. 8.      Столетняя война между Англией и Францией. 9.      Завоевания турок-османов. Падение Византии. История Нового времени 10.            Великие географические открытия. Завоевание Америки. 11.            Реформация: причины, возникновение лютеранства, кальвинизма и англиканства и области их распространения. 12.            Английская революция XVII в. История России 1.      Образование государства у восточных славян. Первые князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. 2.      Русь в правление Владимира Святого. Крещение Руси. 3.      Русь в правление Ярослава Мудрого. Русская Правда. 4.      Феодальная раздробленность на Руси. Ростово-Суздальское княжество. 5.      Монголы. Нашествие Батыя. 6.      Возвышение Москвы. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва. 7.      Образование единого русского государства при Иване III. Конец монгольского ига. 8.      Детство и юность Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады. Опричнина. 9.      Причины Смуты нач. XVII в. Обзор важнейших событий Смуты. 10.            Правление Алексея Михайловича Романова. Бунташный век. Соборное Уложение. 11.            Русская Православная Церковь в XVII в. Раскол. 12.            Внешняя политика Петра I . Северная война.   Ответы к билетам по истории Средних веков для 7 класса    1. (Брандт, § 2,3) Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Германцы, расселение, быт и нравы. 2) Германцы и Римская империя во II - III вв. ( граница по рекам Рейн и Дунай, лимес – система римских укреплений)

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

М., 1860. Ч. 1. С. 198-208; Николо-Кочановская церковь в Новгороде. Новг., 18652; Ключевский. Древнерусские жития. С. 268-269; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 18823. Т. 2. Май-авг. С. 442-447; он же. РСв. 2008. С. 424-426; Строев. Словарь. С. 417; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 398-400; Игнатьев Р. Церковь св. блж. Николая Кочанова в Новгороде. Новг., 18822; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 52-53; Никольский К. Мат-лы для истории исправления богослуж. книг: (Об исправлении устава церковного в 1682 г. и месячных миней в 1689-1691 гг.). СПб., 1896. С. 45-48; Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 165; Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые. М., 1902. Ч. 3. С. 197-203; 2013р; Голубинский. История канонизации. С. 85, 109, 424-425; Соколова Л. В. Чудеса Николы Кочанова//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 511-512 (библиогр. доп.: СККДР. Вып. 2. Ч. 3. С. 426); Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 245; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв./Сост.: В. Н. Несмеянова, Г. С. Соболева. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 393-398; Галкин А. К. Никола Качанов и Николай Романов//Новгородика-2006: К 100-летию акад. Д. С. Лихачева: Мат-лы междунар. науч. конф. 20-22 сент. 2006 г. Вел. Новг., 2007. Ч. 2. С. 52-60; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 69, 308; Крылов Г., прот. Книжная справа XVII в.: Богосл. минеи. М., 2009. С. 376, 404-405; Туминская О. А. Юродивые Новгорода в священном пространстве своего города//Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. Сер. Культурология. 145.С. 137-144; Петров А. В. Новгородские юродивые Николай Кочанов и Федор и их «распря»//Др. Русь: Во времени, в личности, в идеях. СПб., 2014. Вып. 2. С. 58-73. А. А. Романова Иконография Церковь вмч. Пантелеимона (Николо-Кочановская) в Вел. Новгороде. 1554 г. Фотография. Нач. XX в. Церковь вмч. Пантелеимона (Николо-Кочановская) в Вел. Новгороде. 1554 г. Фотография. Нач. XX в. Н. вместе с гораздо более редкими образами др.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Русь XV – 1-й пол. XVII вв. Достаточно большое число русских архиерейских Служебников XV – 1-й половины XVII веков содержит чин Литургии, близкий к византийскому чину веков (таковы, например, рукописи ГИМ. Син. 310, нач. XVI в. 67 ; 680 и 909, XVI в. 68 ; БАН. Новг. 918 (21. 4. 13), XVI в. и другие). Однако, кроме общих с византийскими, русский епископский чин характеризовался еще и следующим: 1) наличием сложного порядка встречи архиерея у дома (начинается со слов Пс.112:1–2 : «Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне» – «Буди имя Господне благословено от ныне и до века»), 2) его шествия в храм 69 и 3) встречи там 70 ; 4) тем, что прежде облачения, которое бывает в храме, архиерей входил на некоторое время в алтарь (для чтения предваряющих Литургию молитв («за входящия в церковь » и других) 71 ); 5) тем, что кроме молитвы Трисвятого архиерей читал молитву 1-го часа («Христе, [Боже наш], Свете истинный») во время осенения свечами (после каждения, которое, впрочем, указано не всегда), затем – еще одну краткую формулу («Отца и Сына и Святаго Духа. Вкупе благословено в трех собьствех и составех едино Божество и едино Существо»); 6) наличием благословения во время чтения Апостола подходящих к епископу иереев (к Патриарху – архиереев: ГИМ. Син. 690, сер. XVII в. 72 ); 7) тем, что архиерей сам влагал фимиам в кадило при каждении перед Евангелием. Первые печатные издания архиерейского чина Литургии Изобретение книгопечатания привело к тому, что литургическая практика стала гораздо менее подвижной, чем в ту эпоху, когда богослужебные книги переписывались от руки – печатный станок надолго фиксировал частную традицию того или иного времени и места, которая, благодаря тиражированию книг, затем широко распространялась. С XVII века за епископской редакцией Евхология закрепилось название Чиновник (в славянских Церквах) или Архиератикон (в греческих Церквах) 73 . Первые печатные издания: славянские – Венеция, 1538–1540; Москва, 1600, 1610 74 , 1668, 1677, 1688, 1721, 1722, 1760, 1798; греческие – Венеция, 1714 (репринты в 1773, 1777, 1778 75 ); Константинополь, 1820.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010