София, 1947; Натан Ж. Болг. возрождение. М., 1949; Снегаров И. Духовно-културни връзки между България и Русия през средните векове (X-XV в.). София, 1950; Освобождение Болгарии от тур. ига: Сб. ст. М., 1953; он же. Културни и политически връзки между България и Русия през XV-XVIII в. София, 1953; Ангелов Д. Богомильство в Болгарии. М., 1954; он же. Образуването на българската народност. София, 1971; История Болгарии: В 2 т. М., 1954; Йонов М. Политиката на Австрия и политическите движения в България от края на XVI до края на XVII в.//Годишник на Софийския ун-т. Филос.-ист. фак. 1958. Т. 52. Кн. 2. С. 247-335; он же. Европа отново открива българите: XV-XVIII в. София, 1980; Велков В. Градът в Тракия и Дакия през късната античност (IV-VI в.): Проучвания и материали. София, 1959; Литаврин Г. Г. Болгария и Византия в IX-XII вв. М., 1960; он же. Византия, Болгария и Древняя Русь (IX - нач. XII в.). М., 2000; он же. Христианство в Болгарии в 927-1018 гг.//Христианство в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы на пороге 2-го тысячелетия. М., 2002; История на българската лит-ра. София, 1962-1976. Т. 1-4; Никитин С. А. Очерки по истории юж. славян и русско-балканских связей в 50-70-е годы XIX в. М., 1970; Улунян А. А. Болгарский народ и русско-турецкая война 1877-1878 гг. М., 1971; он же. Апрельское восстание 1876 г. и Россия. М., 1978; Горина Л. В. Социально-экономические отношения во Втором Болгарском царстве. М., 1972; Плетньов Г. Руското консулство в Търново (1862-1865 г.)//Исторически преглед. 1973. 1. С. 55-62; България и европейските страни през XIX-XX в. София, 1975; Генчев Н. Българската национална просвета и Русия след Кримската война//Годишник на Софийския ун-т. Ист. фак. 1975. Т. 66. С. 295-373; он же. Българско възраждане: Зап. и бележки по нова българска история. София, 1981; Гандев Хр. Проблеми на Българското възраждане. София, 1976; Виноградов В. Н. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение Болгарии. М., 1978; Дойнов Ст. Българската общественост и Руско-турската война 1877-1878.

http://pravenc.ru/text/149669.html

2007. 5. С. 28-43; он же. Гетьман I. Мазепа як покровитель Cb.-Muxaйлibcьkoro Золотоверхого мон-ря у Мазепа та його доба: Icmopiя, культура, нац. пам " ять: Мат-ли мiжhap. наук. конф. К., 2008. С. 261-270; он же. Св. Костянтин Острозький як покровитель Cbяmo-Muxaйлibcьkoro Золотоверхого мон-ря у зап./Нац. ун-т «Острозька Akaдeмiя». Сер.: Icmopuчhi науки. Острог, 2008. Вип. 13. С. 26-43; Niдropa В. Hacmihhuй живопис мypib Muxaйлibcьkoro мон-ря//Киïвська старовина. 2000. 4. С. 156-162; Артамонов Ю. А. Формирование родовых некрополей на Руси в XI-XII вв.//Вост. Европа в древности и средневековье: Генеалогия как форма ист. памяти: XIII Чтения пам. В. Т. Пашуто: Мат-лы конф. М., 2001. С. 11-20; Ibakih Г. Ю., Козюба В. К. Icmopuчha monorpaфiя Muxaйлibcьkoi гори у в XI-XIII ст.//«А Зб. праць на пошану М. Ф. Котляра з нагоди його 70-piччя. К., 2002. С. 71-88; они же (Ивакин Г. Ю., Козюба В. К.). Ворота с надвратной церковью кон. XII в. в Киеве: (По исслед. 1998-1999 гг.)//Архитектура и археология Др. Руси: Мат-лы науч. конф. СПб., 2009. С. 85-100. (ТрГЭ; 46); Орленко М. Muxaйлibcьkuй Золотоверхий мон-р: Memoдuчhi засади i xpohoлoriя biдmbopehhя. К., 2002; Попова О. С. Мозаики Михайловского мон-ря в Киеве и визант. искусство кон. XI - нач. XII в.//ДРИ. 2002. [Вып.:] Русь и страны Визант. мира XII в. С. 344-364; [Клос В., свящ.] Icmopiя Cb.-Muxaйлibcьkoro Золотоверхого мон-ря. К., 2007; Коренюк Ю. О., Кот C. Мозаïки i фрески Muxaйлibcьkoro Золотоверхого собору в Сучасний стан мистецькоï спадщини//Пам " ятки Украïни. 2007. 1. С. 2-38; они же. Ophaмehmaльhi фрески Muxaйлibcьkoro Золотоверхого собору//Cmyдii мucmeцmboзhabчi. К., 2007. 1(17). С. 23-45; Яременко М. Киïвське чернецтво XVIII ст. К., 2007; Бiлoyc Н. О. Киïв hanpukihцi XV - у 1-й пол. XVII ст. К., 2008. С. 70, 77-78, 99, 101, 110, 126, 131, 199, 225, 252; Науковий зб., присвячений 900-лimmю Cb.-Muxaйлibcьkoro Золотоверхого мон-ря: Мат-ли наук.-практ. конф. «Muxaйлibcьkuй Золотоверхий мон-р: Icmopiя kpiзь cmoлimmя»/Упоряд.: Дмumpiй (Рудюк), свящ.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

СПб., 2003; он же. Описи древних гробниц в рукописных сборниках XVII в.//История в рукописях и рукописи в истории: Сб. науч. тр. к 200-летию ОР РНБ/Сост., науч. ред.: Г. П. Енин. СПб., 2006. С. 399-414. Лит.: Доброхотов В. И. Памятники древности во Владимире Кляземском. М., 1849. С. 61; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963 (по указ.); Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967. С. 75, 90, 96-97; он же. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки соц.-полит. истории. Л., 1987. С. 68, 72, 77; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 82. Примеч. 5; С. 150, 287; Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. СПб., 1996. С. 108, 118, 121; Сиренов А. В. О грамоте Ивана Грозного Успенскому собору г. Владимира//Историография и источниковедение отеч. истории: Сб. науч. ст. и сообщ. СПб., 2002. Вып. 2. С. 27-34; он же. Приписки о поминании Андрея Боголюбского на грамотах владимирскому Успенскому собору//Вестн. «Альянс-Архео». М.; СПб., 2015. Вып. 12. С. 29-40; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006 (по указ.). Осада Новгорода суздальским войском под предводительством блгв. кн. Мстислава Андреевича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 209 об.) В Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30) содержится 3 цикла миниатюр с изображением М. А.: походы на Киев, на Новгород и «на болгары». Поскольку фигуры не имеют подписей, можно только предполагать, в какой из них подразумевался М. А. Первая миниатюра (Л. 206) иллюстрирует текст о захвате Киева: за сценой пленения княгини помещено профильное изображение воина с короткой бородой, в доспехах и княжеской шапке, на белом коне, протягивающего руку к группе всадников,- вероятно, это М. А. (в Киевском походе участвовало много князей, но именно он возглавлял войско). По наблюдению А. В. Арциховского, на миниатюрах летописи «все воины в шлемах, и только князья даже в бою изображаются в своих неизменных княжеских шапках», эти шапки «мягкие, сферической формы, с меховой опушкой», которая «в схематических рисунках не всегда подчеркнута» ( Арциховский.

http://pravenc.ru/text/2564280.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ СОЛУНСКИЙ [Селунский] (не позднее сер. XV в.), диак. одной из церквей в Солуни (греч. Фессалоника), автор описания палестинских святынь. Биографические данные об А. С., содержащиеся только в его сочинении, ограничиваются сведениями о его служении диаконом в Солуни и о 17-летнем пребывании в Палестине. Национальная принадлежность А. С. достоверно не устанавливается, допустимо предположение, что он был юж. славянином (болгарином или сербом) или правосл. румыном, написавшим свое сочинение на Св. земле. Памятник не получил известности на Балканах, возможно, попал на Русь непосредственно из Палестины. Сочинение А. С. не является хождением или проскинитарием в строгом смысле слова, поскольку не описывает путешествие автора по Св. земле. Это скорее перечень достопримечательностей и святынь Палестины, связанных в первую очередь с земной жизнью Господа Иисуса Христа, с указанием расстояния между ними в милях. Особенностью сочинения А. С. является во многом фольклорный и апокрифический характер сообщаемых сведений, порой уникальных, и отсутствие заметной связи с традицией паломнической лит-ры (греч. и слав.), как предшествующей, так и более поздней. К числу нетрадиц. сюжетов, присутствующих в описании А. С., относятся известия о костях змия, охранявшего в Иордане договор, подписанный между Адамом и диаволом (апокриф «Рукописание Адама»), о 3 тростинках на Гробе Господнем (одна из к-рых горит, другая дымится, а третья слезится), о стопах Спасителя, отпечатавшихся в Гефсимании, на берегу Иордана и на горе Фавор, о главе Адама, в к-рой идет повседневная церковная служба, и др. Начальная фраза повествования («Се яз... видел есмь Иерусалим и вся знамения Иерусалимя, скажу вам всю истину пред Богом») сближает его с жанром откровений. Сочинение А. С. сохранилось в значительном числе (не менее 20) восточнослав. (великорус. и украинско-белорус.) списков 2-й пол. XV-XVII вв., подразделяемых на 3 редакции (классификация В. П. Адриановой-Перетц ). Старший из известных в наст. время списков (РГБ. ОИДР. 189, посл. треть XV в.) представляет собой глоссы к Хождению игум. Даниила (охватывает свыше половины всего текста, относится ко 2-й редакции). Старшие полные списки памятника (ГИМ. Муз. 2952, кон. XV в.; НБ МГИАИ. 279/17/72. БМ/М61Ш, кон. XV - нач. XVI в.) выявлены относительно недавно и еще не исследованы.

http://pravenc.ru/text/76318.html

В 1957 г. К. вновь переведен в Москву; до 1960 г. был главным редактором ж. «Советская музыка» и профессором Московской консерватории, в 1957-1959 гг. заведовал кафедрой истории русской музыки. С 1960 г. и до последних дней жизни К.- старший научный сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР, в 1961-1974 гг. возглавлял сектор музыки народов СССР. Инициатор издания и главный редактор «Музыкальной энциклопедии» в 6 томах (М., 1973-1982). Со времени основания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (1968) и до конца жизни К. был членом его Центрального совета, участвовал в организации конференций этого об-ва. В 1974-1984 гг. секретарь правления Союза композиторов СССР по музыкознанию. С сер. 50-х гг. участвовал в различных форумах за рубежом, в т. ч. в Международном фестивале старинной музыки стран Вост. Европы (Musica Antiqua Europae orientalis; Быдгощ, Польша, с 1966 каждые 3 года). В 1976 г. К. был избран ассоциированным членом Британской академии. Благодаря поддержке К. стала возможной публикация в СССР ряда трудов по церковной музыке русского средневековья, в частности книги Н. Д. Успенского «Древнерусское певческое искусство» (М., 1965, 19712), к которой К. написал предисловие. В выходившей под общей редакцией К. сер. «Памятники русского музыкального искусства» были изданы евангельские стихиры Феодора Христианина (Крестьянина) (публ. М. В. Бражникова; М., 1974) и «Ключ знаменной» инока Христофора (публ. Бражникова и Г. А. Никишова; М., 1983). С нач. 70-х гг. К. занимался проблемами древнерус. музыки. Под рук. К. и при его участии было издано 10 томов «Истории русской музыки» (М., 1983-1997; последний - т. 10а): в частности, им были написаны 1-й том («Древняя Русь. XI-XVII века»), разделы о музыке петровской и послепетровской эпохи, о творчестве Д. С. Бортнянского (1984. Т. 2). В последние годы жизни К. принял участие в обсуждении проекта «Русская духовная музыка в документах и материалах» и написал вводную статью к работе А. В. Преображенского «Культовая музыка в России», к-рая должна была выйти в 1-м томе этой серии (не изд.).

http://pravenc.ru/text/1684127.html

В 1932-1934 гг. историк исследовал проблему существования на Руси в домонг. период феодальных отношений. Его концепция, получившая широкое признание в отечественной науке, наиболее полно изложена в монографии «Феодальные отношения в Киевском государстве» (с 3-го изд.- «Киевская Русь»). В 1934 г. Г. был избран членом-корреспондентом АН, в 1935 г.- академиком. В 1936 г. стал заместителем директора новообразованного Ин-та истории АН и руководителем его Ленинградского отд-ния, с 1937 г. до конца жизни занимал пост директора ин-та, жил в Москве. В 1939-1940 гг., после того как под влиянием «Краткого курса истории ВКП(б)», где утверждался тезис об обязательном прохождении всеми народами 5 формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической), ряд авторов выступили с утверждением о господстве в Др. Руси рабовладельческого строя, Г. пришлось в публичных дискуссиях защищать свою концепцию феодального характера общественных отношений в Др. Руси в период раннего средневековья. Большинство специалистов по данному вопросу поддержали Г. В 1940 г. ученый опубликовал кн. «Главнейшие этапы в истории крепостного права в России». В военные годы (включая время пребывания Ин-та истории в эвакуации в 1941-1943 в Ташкенте) он продолжал работу над историей рус. крестьянства, завершившуюся выходом обобщающей кн. «Крестьяне на Руси» (1946), охватывающей период до сер. XVII в. В послевоенные годы одним из главных направлений научной деятельности Г. стало сопоставительное изучение слав. средневек. права. Им были опубликованы исследования о Винодольском (1948) и Полицком (1951) статутах, о «Польской Правде» (изд. посмертно, в 1957). Г. внес значительный вклад в дело издания источников по истории Др. Руси и России, им были подготовлены к публикации писцовые книги Обонежской пятины (1930), документы вотчины боярина Б. И. Морозова (1933-1936). Под рук. Г. издана по всем известным на то время спискам «Русская Правда» (1940-1963. 3 т.), опубликованы Судебники XV-XVI вв. (1952). Г. являлся ответственным редактором 1-го тома подготовленных к печати акад. С. Б. Веселовским «Актов социально-экономической истории Северо-Восточной Руси XIV-XVI вв.» (М.; Л., 1952). Возглавлял созданную в 1949 г. в Ин-те истории комиссию по истории земледелия, положившую начало координации научной деятельности историков-аграрников (в наст. время осуществляется в рамках симпозиума по аграрной истории Вост. Европы). Под ред. Г. вышли 2 первых тома «Материалов по истории земледелия СССР» (1952, 1956). В 20-х - нач. 50-х гг. Г. сочетал научную деятельность с преподавательской, будучи профессором сначала Ленинградского, затем Московского ун-та.

http://pravenc.ru/text/166435.html

Н. сер. 1917. Ч. 71. Сент. Отд. 2. С. 33-81; Острогорский Г. Византия и киевская кнг. Ольга//To Honor R. Jakobson: Essays on the Occasion of His 70th Birthday. The Hague; P., 1967. Vol. 2. P. 1458-1473; Гриценко З. А. Лит. памятники о кнг. Ольге XII-XVII вв.: АКД. М., 1979; она же. Агиографические произведения о кнг. Ольге//Лит-ра Др. Руси: Сб. науч. тр. М., 1981. С. 35-46; Курукин И. В. Сильвестр и составление Жития Ольги Степенной книги//Теория и практика источниковедения и археографии отеч. истории. М., 1979. С. 51-60; Павлова Р. Некоторые проблемы изучения языковых взаимодействий болгар и русских (X-XIV вв.)//Слав. филология. София, 1983. Т. 17. С. 33-34; Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. К., 1989. С. 113-204; Featherstone J. M. Ol " ga " s Visit to Constantinople//HUS. 1990. Vol. 14. P. 293-312; idem. Olga " s Visit to Constantinople in «De cerimoniis»//REB. 2003. T. 61. P. 241-251; idem. D ι Ενδειξιν: Display in Court Ceremonial (De cerimoniis II, 15)//The Material and the Ideal: Essays in Medieval Art and Archaeology in Honour of J.-M. Spieser. Leiden, 2008. P. 75-112; Грихин В. А. Древнейшие памятники рус. письменности о кнг. Ольге//ГДРЛ. 1992. Сб. 3. С. 54-74; Poppe A. Once Again Concerning the Baptism of Olga, Archontissa of Rus "http://DOP. 1992. Vol. 46. P. 271-277; Неберекутина Е. В. Поиски автора Степенной книги//От Нестора до Фонвизина: Новые методы определения авторства. М., 1994. С. 154-224; Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Др. Русь (IX - нач. XII в.). СПб., 2000; Kresten O. Staatsempfänge im Kaiserpalast von Konstantinopel um die Mitte des 10. Jh. Beobachtungen zu Kapitel II, 15 des sogenannten «Zeremoniebuches». W., 2000 (крит. рец.: Назаренко А. В.//ВВ. 2002. Т. 61(86). С. 213-218); Zuckerman C. Le voyage d " Olga et le première ambassade espagnole à Constantinople en 946//TM. 2000. T. 13. P. 647-672; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 89-90; она же. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV вв.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Vol. 12. P. 14-34; Knowles R. French Excursions. Charles Alfred Stothard and the Monumental Effigies of France//Ibid. 1998. Vol. 13. P. 45-49; Артемьев А. Р. Подписные каменные кресты Псковской земли XV-XVII вв.//Вел. Новгород в истории средневек. Европы: (К 70-летию В. Л. Янина). М., 1999. С. 144-148; Kuhn J. Barocke Sarkophag-Grabmaler auf dem Invalidenfriedhof//Museums Journal. B.; Potsdam, 1999. Bd. 13. H. 4. S. 13-15; Скржинская Е. Ч. Венецианский посол в Золотой Орде// Она же. Русь, Италия и Византия в Средневековье. СПб., 2000. С. 114-152; Шокарев С. Ю. Моск. некрополь XV - нач. XX в. как социокультурное явление: Источниковед. аспект: АКД. М., 2000; Crook J. Architectural Setting of the Cult of Saints in the Early Christian West c. 300-1200. Oxf., 2000; Davies P. J. E. Death and the Emperor: Roman Funerary Monuments form Augustus to Marcus Aurelius. Camb., 2000; Llewellyn N. Funeral Monuments in Post-Reformation England. Camb., 2000; Morganstern A. M. Gothic Tombs of Kinship in France, the Low Countries, and England. Univ. Park (Penn.), 2000; Pincus D. The Tombs of the Doges of Venice. Camb., 2000; Lamia S. The Cross and the Crown, the Tomb and the Shrine: Decoration and Accomodation for England " s Premier Saints//Decorations of the Holy Dead: Visual Embelishments on Tombs and Shrines of Saints/Ed. S. Lamia, E. Valdez del Alamo. Turnhout, 2002. P. 39-56; Pettitt P. When Burial Begins//British Archaeology. York, 2002. Vol. 66. P. 8-13; Handley M. A. Death, Society and Culture: Inscriptions and Epitaphs in Gaul and Spain, AD 300-750. Oxf., 2003; Самойлова Т. Д. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконографическая программа XVI в. М., 2004; Berresford S. Italian Memorial Sculpture, 1820-1940: A Legacy of Love. L., 2004; Архипова Е. И. Резной камень в архитектуре Др. Киева: Кон. X - 1-я пол. XIII вв. К., 2005; El-Shahawy A. The Funerary Art of Ancient Egypt. Cairo, 2005; Домбровский И. Е. Некрополь Донского мон-ря. М., 2007; Акимов П.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

М., 1999. Т. 1: Феномен средневек. урбанизма. С. 284-312; он же. Монашество в духовной жизни города//Там же. М., 1999. Т. 2: Жизнь города и деятельность горожан. С. 197-221; Назаренко А. В. Первые контакты Штауфенов с Русью: (К истории русско-нем. отношений в 30-е гг. XII в.)//Вост. Европа в исторической ретроспективе: К 80-летию В. Т. Пашуто. М., 1999. C. 166-179; он же. Южнонемецкие земли в европ. связях IX-X вв.//СВ. 1990. Вып. 53. C. 121-136; он же. Древняя Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культур., торг., полит. связей IX-XII вв. М., 2001; Динцельбахер П. Основные тенденции религ. развития Германии в высокое средневековье//Другие средние века: К 75-летию А. Я. Гуревича. М.; СПб., 2000. С. 143-165; Антонов В. А. Города и крестовые походы в прибалт. земли//Город в средневек. цивилизации Зап. Европы. М., 2000. Т. 4: Extra muros: Город, общество, гос-во. С. 217-229; Машке Э. Немецкий орден. СПб., 2003; Ehlers J. Das westliche Europa. Münch., 2004. Э. П. К. Ренессанс в Г. Ренессансная культура в Г. зародилась и развивалась под влиянием итал. культуры и возраставшей роли городов в жизни нем. общества. Первые веяния гуманизма проявились в период Базельского Собора (1431-1449), до 90-х гг. XV в. продолжался этап становления ренессансной культуры, в кон. XV - 1-й трети XVI в. происходил ее бурный расцвет, особенно интенсивный в 10-х гг. XVI в. Начавшаяся Реформация привела к расколу гуманистического движения по вероисповедному признаку, замедлила и сузила развитие новой культуры. Специфика ренессансной культуры в Г., ее периодизация, а порой и сам факт ее наличия являются предметом продолжающейся научной дискуссии. Ряд специалистов считают возможным, в частности, выделить в кон. XVI - нач. XVII в., в эпоху формирования культуры барокко, фазу позднего гуманизма как эрудитского и сословно окрашенного явления, распространенного в среде элиты разных конфессий. Типографский станок. 1520 г. Гравюра. XVI в. Типографский станок. 1520 г. Гравюра. XVI в. Почва для развития гуманизма и ренессансной культуры была подготовлена в Г.

http://pravenc.ru/text/164803.html

С XV в. южнослав. списки полного корпуса Поучений Д. Г. практически отсутствуют, исключение – рукопись НБКМ. 1204 (нач. XVI в.). Отдельные Поучения содержатся во множестве монашеских и четьих сборников XIV-XVIII вв. (неполный список таких сборников, включая рус. списки, см.: Христова. 2001. С. 45–46. Примеч. 66). На Русь списки среднеболг. перевода сочинений Д. Г. приходят, вероятно, во 2-й пол. XIV в. через болг. посредство в эпоху «второго южнославянского влияния». XIV в. датируются по крайней мере 5 рус. списков: ГИМ. Чуд. 14; РГБ. Троиц. 163, 164; ГИМ. Увар. 373, 374. Начиная с XV в. корпус Поучений Д. Г. постоянно переписывался в виде отдельных сборников или вместе с «Лествицей», сочинениями преподобных  Симеона Нового Богослова ,  Исаака Сирина ,  Петра Дамаскина  и др. в таких книжных центрах, как Троице-Сергиева лавра (списки XV в.), Соловецкий мон-рь (списки XVI-XVII вв.), Кириллов Белозерский мон-рь (списки XV-XVII вв.), Чудов мон-рь (списки XV в.) и др. В XVI в. Поучения Д. Г. были включены митр. Макарием в состав ВМЧ под 5 июня (РНБ. Соф. 1322: Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 116–117; ГИМ. Син. 995: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 211–214 паг.]). И. Христова приводит перечень из 57 болгарских, сербских и русских списков полного корпуса Поучений Д. Г. (Христова. 2001. С. 38–44): 14 принадлежат XIV в., 18 – XV в., 12 – XVI в., 11 – XVII в. и 2 рукописи – соответственно XVIII и XIX вв. Этот перечень может быть значительно дополнен, напр., следующими списками: ГИМ. Увар. 373, 374 (серб. XIV в.), 61 (рус. XV в.), 375, 881, 760 (рус. XVI в.) (описание см.:  Леонид (Кавелин) , архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1893. Т. 1. С. 156–162); РНБ. F. п. I. 42 (рус. кон. XIV – нач. XV в.; Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в б-ке графа Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 65), РНБ. Q. I. 210 (рус. XVI в.; Там же. С. 424–425); РГАДА. Мазур. Ф. 196. 780 (рус. сер. XV в.; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА/Сост.: И. Л. Жучкова, Л. В. Мошкова, А. А. Турилов. М., 2000. С. 177); рус. список Виленской публичной б-ки (ныне б-ка АН Литвы). 61 (XV в.); болг. список Нижегородской научной б-ки. 17531 (кон. XIV в.), включающий Поучения Д. Г. (Л. 1–176) и Житие прп. Василия Нового 2-й южнослав. редакции (рукопись попала на Русь в XV в., в XVII в. находилась на Украине, в частности, согласно одной из помет 1661 г., в киевском Пустынно-Николаевском мон-ре; см.: Кучкин. 1972); списки ВМЧ; рукописи Кирилло-Белозерского собрания (см.: Прохоров. 1999): 7 рус. списков полного корпуса Поучений XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 38/163, 24/1101, 101/1178, 22/1099, 11/2088, 387/503 (2-я пол.)); 5 – кон. XV – нач. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 23/1100, 45/170, 46/171, 89/214, 122/247); 1 – XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 121/246); 1 – кон. XVI – нач. XVII в. (РНБ. Кир.-Бел. 109/234); 1 – 1645 г. (РНБ. Кир.-Бел. 129/254).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010