Т. 2. С. 457-524; Д. Д., Ивакин Г. Ю. Церковь Рождества Богородицы Десятинная митр. Петра Могилы: история, археология, изобразительные источники//Ruthenica. 2010. Т. 9. С. 74-109; М. С. Kocmopiзha справа у Стародавньому К., 2011; Булкин В. А. О времени постройки ц. Спаса на Берестове// Он же. О древнерус. архитектуре: Избр. тр. СПб., 2012. С. 57-63; Зыков П. Л. Материалы к реконструкции Десятинной церкви в Киеве на основании археологических исследований//Тр. ГЭ. 2013. Т. 65: Первые каменные храмы Древней Руси. С. 136-160; Иоаннисян О. М. Еще раз по поводу дискуссии о датировке Софийского собора в Киеве: к одной ли группе памятников принадлежат Десятинная церковь и Софийский собор?//Там же. С. 274-302; Иоаннисян О. М., Д. Д., Ивакин Г. Ю. Археологические исслед. пилона у зап. фасада Десятинной ц. в Киеве в 2009-2010 гг.//Там же. С. 125-135; Комар А. В. Киев и Правобережное Поднепровье//Русь в IX-X вв.: Археол. панорама. М., 2012. С. 300-333; Ibakih Г. Ю., Ioahhicяh О. М., Йолшин Д. Д. Apximekmypho-apxeoлoriчhi дocлiджehhя ц. Бoropoдuцi Десятинноï в у 2008-2011 рр.//Слов " яни i Русь: apxeoлoriя та icmopiя. К., 2013. С. 76-109; М. М., Козловський А. О. Забудова Копирева kihця VI-X ст.//Там же. С. 69-76. Г. Ю. Ивакин К. в XVII - нач. XX в. Градостроительство и церковная архитектура XVII век стал временем расцвета градо- и храмостроительства в К. Наиболее раннее известное графическое изображение К. XVII в. имеется на одной из гравюр в книге мон. Афанасия Кальнофойского «Тератургима», изданной в типографии Киево-Печерской лавры (1638). Основное внимание на гравюре уделено изображению лавры и Печерского местечка, на территории Верхнего города и Подола отмечены лишь основные сооружения. К сер. XVII в. относится карта Верхнего города, выполненная инженером Левассёром де Бопланом. Особую ценность представляет собой план К. 1695 г., к-рый приписывается полковнику И. Ушакову. Архитектура К. зафиксирована на рисунках голл. худож. А. ван Вестерфельда (1651), на гравюрах издания Киево-Печерской лавры, а также на рисунках и чертежах городских построек из Национального музея в Стокгольме ( Алфёрова, Харламов.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

F. п. IV.1. Л. 34 об.- 35. В 10, список 2-й пол. XVI в.). М. также поминалась при возглашении «вечной памяти» «великому кн(я)зю Юрию Всеволодичю Володимерскому оубиеному от нахождения иноплеменникъ от безбожнаго Батыя и с кн(я)гинею и с детьми и съ внучаты» (РГБ. Ф. 344 (Собр. П. Н. Шибанова). 99. Л. 36-36 об. В 40, список 1642 г.; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Ист. генеалогия. Екат.; Н.-Й., 1995. Вып. 6. С. 98). В кон. XV - нач. XVII в. поминание православных, погибших во время нашествия Батыя на Сев.-Вост. Русь (1238), было объединено с поминаниями убиенных во время др. ордынских походов: «Иже благочестия ради, и святых ради церквей пострадавших за православие противо безбожных и нечестивых агарянских царей нашествия Батыя, и Мамая, и Тактамыша, и инех нечестивых царей и их злочестиваго воинства» (РГБ. Рум. 385. Л. 6. В 20, список нач. XIX в.). Из Владимира традиция поминания членов семьи св. мч. Всеволода Георгиевича перешла в нижегородские Благовещенский и Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-ри. В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам владимирского Успенского собора, датированной А. В. Маштафаровым 1547 - нач. 50-х гг. XVI в., излагался порядок поминания почивающих во Владимире мощей святителей, вел. князей, княгинь и их детей. Один из ее утраченных списков был известен еще в сер. XIX в. Он хранился в Успенском соборе. Согласно грамоте, полагалось «правити по государеву указу средния понахиды против того как на Москве по удельных князех». Кроме того, был определен состав духовенства, к-рый должен был принимать участие в службе. В случае отсутствия архимандрита (очевидно, настоятеля владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря ) полагалось совершать службу «протопопу з братиею и протодьякону, и игуменом, и попом, и дьяконом, всем 84 человеком, больших и средних служить понахиды всем собором туто, где кто лежит» ( Виноградов. 1905. С. 52). Во 2-й трети XVII в. почитание М. В. развивалось вслед за канонизацией св.

http://pravenc.ru/text/2562132.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАФНУТИЙ (XVI в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших), Балахнинский. Первое упоминание о П. встречается в «Книге глаголемой Описание о российских святых»: «Преподобный отец Пафнутий иже бысть начальник Троицкаго монастыря, Балахонский чудотворец» (Описание о российских святых. С. 205). Ее составитель явно не располагал надежной информацией о преподобном ( Романова А. А. Проблемы изучения древнейшего агиобиографического «справочника» рус. святых - «Книги глаголемой Описание о российских святых»//ДРВМ. 2009. 3(37). С. 99). В частности, он не смог указать время преставления П., а также дал неверное название обители, поскольку в Балахне не существовало Троицкого мон-ря. М. В. Толстой, публикуя «Книгу глаголемую...», определил время жизни П. XVII в., но никаких оснований для этой датировки не привел и, очевидно, ошибся, т. к. в достаточно хорошо документированной истории Балахны XVII в. имя П. не встречается. Ошибочные сведения «Книги глаголемой...» закрепились в агиологических сочинениях ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 428; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 570; Голубинский. Канонизация святых. С. 337). Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Покрова Пресв. Богородицы в Балахне. Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Покрова Пресв. Богородицы в Балахне. Фотография. Нач. XX в. Единственный существовавший в Балахне муж. мон-рь имел посвящение в честь Покрова Пресв. Богородицы. Обитель основана, вероятнее всего, в 30-50-х гг. XVI в. На нижнем этаже холодной Никольской ц. мон-ря находилась, согласно местному преданию, могила П. (в лит-ре встречается ошибочное утверждение о погребении святого в монастырской Покровской ц. ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 284; Зверинский. Т. 2. С. 273; Иванова Н. В. Покровский балахнинский мон-рь XVI-XVIII вв.//Древности Нижегородского Поволжья: Сб. науч. ст. по археологии. Н. Новг., 1997. Вып. 1. С. 61)). С нач. 30-х гг. XIX в. в краеведческой лит-ре и с 1849-1850 гг. в трудах церковных историков П. называли основателем и настоятелем Покровского мон-ря, а время жизни «иеромонаха Пафнутия» относили к XVI в. (ЦАНО. Ф. 931. Оп. 828. Д. 231. Л. 1; Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 57, 60; [Мельников-Печерский П. И.] Балахна//Нижегородские ГВ. 1849. 75. Ч. неофиц. С. 298; Он же. 1850. С. 30, 31. Примеч. 47; Макарий (Миролюбов). 1857. С. 277, 283).

http://pravenc.ru/text/2579802.html

Прп. Косма Яхренский. Икона. Кон. XVIIнач. XVIII в. (ГВСМЗ) Прп. Косма Яхренский. Икона. Кон. XVIIнач. XVIII в. (ГВСМЗ) В 1883 г. Ф. Павлинский опубликовал пересказ Жития по неизвестному в наст. время списку XVIII в. из б-ки Космина мон-ря (вероятнее всего, эта рукопись, содержащая список Жития К. и службы ему, была написана при имп. Елизавете Петровне). Пересказ дополнялся сведениями, почерпнутыми из неких «преданий», а также фрагментами службы и пояснениями самого Павлинского (Житие. 1883. С. 249-256; к числу таких пояснений можно отнести не сопровождавшиеся ссылками на источники и лит-ру указания на основание Космина Яхренского муж. мон-ря «приблизительно в 1482 году» и на 1513 г. как на дату кончины преподобного; см.: Там же. С. 254-255). Этот список еще в нач. ХХ в. хранился в Косминой обители (Монастыри. 1906. С. 113). Первое специальное исследование Жития К. предпринял В. А. Колобанов. Он привлек к изучению и описал списки П, У и Е, списки Д и В ему известны не были. Исследователь пришел к выводу о первичности списка П, который, по его мнению, стоит ближе к архетипу памятника. Также Колобанов указал на случаи привлечения летописного материала к написанию Жития ( Колобанов. 1975-1976). Наблюдения Колобанова уточнил и дополнил А. С. Усачёв, осуществивший научную публикацию Жития по всем 5 спискам: в основу был положен список У, к-рый, как установил исследователь, сохранил древнейший текст Жития ( Усачев. Житие. 2011. С. 92-106; Он же. Списки и источники. 2011. С. 28-31). Согласно исследованию Усачёва, в основу Жития было положено «Слово похвальное» прп. Варлааму Хутынскому, написанное в XV в. Пахомием Логофетом (ср.: Житие Варлаама Хутынского в двух списках. СПб., 1881. С. 97-105); его материал дополнен летописными данными (напр., рассказом о приходе ап. Андрея Первозванного на Русь), а также рассказами о жизни и 2 чудесах преподобного. Для Жития К. характерны обороты и композиционные приемы, отличающие проч. сочинения Григория («Слово похвальное» рус. святым, Жития Евфросинии и Иоанна Суздальских) ( Колобанов. 1975. Вып. 1. С. 119-121, 123; Усачев. Списки и источники. 2011. С. 30).

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Московская Русь ( XV -XVII вв.). Персоналии АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407) ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ Даниил Борисович (2-я пол. 50-х - 60-е гг. XIV в.- между 1424 и нач. 1428), вел. кн. Нижегородский и Суздальский ДАРИЯ (Колтовская Анна Алексеевна; ок. 1554-1556 - 1626), 4-я супруга царя Иоанна IV Васильевича, с нач. сент. 1572 г. монахиня, местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (ок. 1415 -1440), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)

http://pravenc.ru/rubrics/134130.html

Ист.: Дмитриева Р. П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридона-Саввы//КЦДР. XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 261; Минеева С. В. Рукописная традиция Жития прп. Зосимы и Савватия Соловецких (XVI-XVIII вв.). М., 2001. Т. 1. С. 258, 285-286; Т. 2. С. 48-49. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 128-129; Описание о российских святых. С. 171; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 108-109. М. В. Печников Иконография Явление прп. Зосимы (рассказ инока Герасима). Миниатюра из Повести о преподобных Зосиме и Савватии. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 80 об.) Явление прп. Зосимы (рассказ инока Герасима). Миниатюра из Повести о преподобных Зосиме и Савватии. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 80 об.) Г. представлена на нек-рых миниатюрах лицевых рукописей Повести о преподобных Зосиме и Савватии Соловецких и в составе клейм их житийных икон. Так, в иллюстрациях Жития кон. XVI - нач. XVII в. из б-ки И. А. Вахромеева (ГИМ. Вахром. 71. Л. 80 об., 81 об.), сопровождающих рассказ о 2 явлениях прп. Зосимы его ученику, Г. изображен старцем в монашеской мантии и клобуке, с длинной волнистой бородой, слегка раздвоенной: на 1-й миниатюре в соответствии с повествованием - 4 раза (молящимся перед иконой, беседующим с прп. Зосимой, в молении перед его ракой, с группой монахов, к-рым рассказывает о видении); на 2-й - с непокрытой головой, стоящим последним, «по стране дверей церковных», во время причащения братии. Соловецкий список 1623 г. (РНБ. Солов. 556/175), предположительно выполненный с вахромеевской рукописи, в основном повторяет ее по составу и иконографии миниатюр. На иконных клеймах, как правило, использован 1-й сюжет, действие происходит внутри стен мон-ря, возле гробницы святого, иногда фигуры Г. и прп. Зосимы написаны дважды. Примерами являются новгородский образ с 55 клеймами, созданный между 1538 и 1549 гг. (ГИМ), из местного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого мон-ря (указанным чудесам посвящены 53-е, 54-е клейма); сев. икона с 22 сюжетами Жития кон. XVI в. (ГРМ), происходящая из Белозерска (в 16-м клейме совмещены 2 явления).

http://pravenc.ru/text/164549.html

Возможно, основная редакция Жития И. была первоначальной и появилась в 80-х гг. XV в., хотя ее ранние списки неизвестны. 2-я и 3-я редакции возникли предположительно в одно время независимо друг от друга. 4-я редакция могла появиться в результате объединения 2-й и 3-й редакций. Два посмертных чуда об исцелении (приведены во 2, 4, 6-й редакциях) имеют общие собственные вступления и заключения; автор этих рассказов был свидетелем 1-го чуда, а 2-е, по его словам, произошло через некоторое время. По-видимому, одновременно с описанием этих чудес появились стих (приведен в 3-6-й редакциях) и вступление к Житию (имеется в 5-й, 6-й редакциях). Автор вступления говорит о том, что он видел чудеса, совершавшиеся по молитвам к И. Списки наиболее полной 6-й редакции нач. XVI в. (ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 446(196); РНБ. Тит. 2059) свидетельствуют о том, что Житие сложилось в полном виде к первым десятилетиям XVI в., возможно, раньше. Каган, исследуя тексты Жития, так же как и Ковалевский, выделила помимо полной, краткую проложную редакцию Жития И. Ее текст, скорее всего, был составлен в 1-й пол. XVII в. и включал собственно Житие, заканчивающееся рассказом о преставлении святого (РНБ. Тит. 1187; Пролог. М., 1643. Май. Л. 381-383; также список ГАЯО. Оп. 1. 460(615). Л. 227 об.- 230 об., XVII в.). Последовательность возникновения редакций пока не ясна. Вслед за Ключевским Каган отметила в Житии «отсутствие... местных ростовских мотивов и реалий», имен, деталей и дат ( Каган. 1988. С. 283). Автор Жития И. не знал святого, но видел его хижину. Можно предположить, что создатель ранней редакции Жития был новгородцем, о чем говорит его любовь к новгородским сюжетам. Образцом для книжника послужило Житие византийского юродивого Симеона Эмесского. Биография Блж. Исидор Твердислов, предстоящий Богоматери с Младенцем Христом. Икона. 1-я пол. XVII в. (СИХМ) Блж. Исидор Твердислов, предстоящий Богоматери с Младенцем Христом. Икона. 1-я пол. XVII в. (СИХМ) В Житии сообщается, что И. пришел на Русь «от западных убо стран, от латынскаго языка, от немечьскыа же земля от славных же и богатых, якоже глаголют, от местерьска роду бе» (в списках XVII в. писцы иногда заменяли слово «местер» словом «мастер»). Возможно, святой был славянином, поэтому в Житии говорится об обретении И. «древлепогубленного отечества», под которым можно понимать правосл. Русь. Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что И. «родился где-то в Германии и, вероятно, около Бранибора (Бранденбурга), где бедные славяне теснимы и угнетаемы были немцами с бесчеловечною жестокостью» ( Филарет (Гумилевский). РСв. 1863. С. 97). (Исследователи отмечали, что указание на зап. происхождение характерно для жизнеописаний юродивых: т. о. может подчеркиваться чуждость юродивого миру; см.: Каган. 1988. С. 281; Иванов. 1994. С. 143.)

http://pravenc.ru/text/674886.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря. Основным источником сведений об И. является Житие прп. Сергия Радонежского, написанное прп. Епифанием Премудрым ок. 1418-1419 гг. В нем сообщается, что за год до смерти 1-го троицкого игум. прп. Митрофана в обители вместе с прп. Сергием жили 12 монахов, среди них И., «рекомый Якута» (видимо, уменьшительное от Иаков). Игум. Митрофан скончался ранее 1353-1354 гг., поскольку ок. этого времени настоятелем мон-ря стал прп. Сергий (см. различные датировки поставления прп. Сергия игуменом: 1354 г.- Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 33; лето-осень 1353 г.- Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 78). Возможно, И. пришел в обитель в сер.- 2-й пол. 40-х гг. XIV в. Он скончался, по-видимому, до нач. 80-х гг. XIV в., т. к. при описании событий этого и более позднего времени его имя не упоминают ни Епифаний, ни Пахомий Логофет , создавший новую редакцию Жития прп. Сергия. Епифаний Премудрый писал, что И. исполнял в Троице-Сергиевом мон-ре важную должность «посолника»: по разным вопросам братия его из обители «отсылаху на службу, яко зело на нужную потребу, без неяже не мощно обрестися» ( Клосс. Т. 1. С. 321). Помощь Троице-Сергиев мон-рь мог получить в то время прежде всего от вел. кнг. Ульяны, вдовы вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты, владевшей землями, на которых стоял мон-рь. Поэтому можно предположить, что, исполняя свои обязанности, И. посещал не только ближайший к монастырю удельный г. Радонеж, но и Москву. В «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) И. наряду с Анисимом и его сыном прп. Елисеем назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом мон-ре в кон. XVI-XVII в. Имя И. не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция к-рого содержится в пергаменном синодике киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (РГБ. Ф. 304/1. ТСЛ. 43. Л. 12, нач. XVII в.). Описание облика И. не встречается в иконописных подлинниках XVIII в. По сообщению архим. Леонида (Кавелина) , в кон. XIX в. И. почитался местно ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена .

http://pravenc.ru/text/200175.html

Сборник житий. 1432 г. (РГБ. Ф. 98. 543. Л. 104 об.) Сборник житий. 1432 г. (РГБ. Ф. 98. 543. Л. 104 об.) С рубежа XV-XVI вв. известны западнорус. монахи, подвизавшиеся на А., в большинстве своем они не были связаны с Пантелеимоновым мон-рем. В нач. XVI в. на Св. Гору отправился постриженик Благовещенского супрасльского мон-ря Антоний Супрасльский , к-рый, до того как принял мученическую смерть от рук мусульман в Салониках (Фессалонике), неск. лет прожил в пирге (монастырской башне) свт. Саввы Сербского. Открытым остается вопрос о национальности Гавриила, прота Св. Горы в 10-х и 20-х гг. XVI в. (с перерывом), агиографа, полемиста и переводчика с греч. на слав., поскольку прозвище Мстиславич (считающееся почему-то свидетельством восточнослав. происхождения) сопровождает его имя лишь в одном позднем списке «Выписи о втором браке великого князя Василия III». В кон. XVI - 1-й четв. XVII в. (с перерывом в 1604-1606) на А. (преимущественно в Зографе и Хиландаре) жил выдающийся защитник Православия в Речи Посполитой, неутомимый и бескомпромиссный борец с церковной унией иером. Иоанн (Вишенский) . В 20-х гг. XVII в. укр. монахи переписали в Зографском мон-ре большой сборник поучений (ГИМ. Епарх. 459). В посл. трети XVII в. переводами с греч. и с новогреч. на церковнослав. занимался на А. мон. укр. происхождения Самуил (Бакачич) . В XVII-XVIII вв. выходцы из Украины и Белоруссии преобладали среди восточнослав. монахов А., на это в частности, указывает большое число киевских, львовских и черниговских изданий того времени в слав. книжных собраниях Св. Горы, заметно превосходящее продукцию великорус. типографий. К. А. Максимович, А. А. Турилов Русско-афонские связи в XI - XVII вв. Зарождение русско-афонских связей относится к начальной истории рус. монашества. Вернувшись с А. на Русь, прп. Антоний Печерский поселился близ Берестова (в окрестностях Киева), и вскоре вокруг него собралась монашеская община. Строй ее жизни, по-видимому, сложился на тех уставных принципах, к-рые преподобный наблюдал в афонских мон-рях. Предание о благословении от Св. Горы, принятом через прп. Антония «матерью монастырей русских» - Печерской обителью, отразилось в ПВЛ и в Киево-Печерском патерике. Об авторитете А. на Руси как образца иноческой жизни с домонг. времени свидетельствует периодическое возникновение здесь в разные эпохи обителей, именуемых «святогорскими» или «Святая гора» (древнейшая из известных - близ Владимира-Волынского, появилась ок. сер. XI в.). В то же время в рус. паломнической лит-ре до XVI в. неизвестны описания А. (в отличие от Св. земли и К-поля), лишь в хождении троице-сергиевского диак. Зосимы (1420) содержится краткий перечень афонских мон-рей.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ Благоверные князья Василий и Константин Ярославские, с житием и избранными святыми. Икона. 40-е гг. XVII в. (клейма), кон. XVII в. (средник) (ЯХМ) Благоверные князья Василий и Константин Ярославские, с житием и избранными святыми. Икона. 40-е гг. XVII в. (клейма), кон. XVII в. (средник) (ЯХМ) (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.?), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Вероятно, сын ярославского кн. Всеволода (Иоанна) Константиновича († 1238) и новгород-северской кнж. Марии Ольговны († 1280), младший брат блгв. кн. Василия Всеволодовича . Основные сведения о К. В. сохранились в рус. родословных книгах XVII в. и в Житии К. В. и Василия Всеволодовича, к-рое было написано ярославским книжником мон. Пахомием в 1526-1533 гг. по благословению Ростовского и Ярославского архиеп. Кирилла III . Житие, известное в списках XVI-XIX вв., не получило широкого распространения. Издана Проложная редакция Жития (ПДРЦУЛ. 1898. Т. 4. Ч. 2. С. 49-50; Державина О. А. Др. Русь в рус. лит-ре XIX в.: Сюжеты и образы древнерусской лит-ры в творчестве писателей XIX в. М., 1990. С. 283-284). Мон. Пахомий составил также службу св. князьям с 2 канонами (первый - с азбучным акростихом ) и стихиры 6-го гласа на день их памяти. Большинство списков службы сделано в старообрядческой среде. Позднее Житие святых как исторический источник содержит большое количество фактических ошибок (по замечанию В. О. Ключевского , Житие обнаруживает «равнодушие к... фактическому содержанию и к источникам, из которых оно черпается»). Сообщается, в частности, будто бы Василий и К. В. погибли при взятии Ярославля Батыем, в то время как, по летописным данным, Василий Всеволодович скончался во Владимире в 1250 г. и в том же году был погребен в Ярославле (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 469-472; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. С. 320-323). Житийный образ К. В. имеет также черты его деда, вел. кн. Владимирского Константина Всеволодовича (1185-1218). Так, напр., К. В. приписана инициатива строительства ярославского Успенского собора, в действительности заложенного Константином Всеволодовичем в 1216/17 г., задолго до рождения К. В.

http://pravenc.ru/text/2057064.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010