Ср. в прошении Московского 2 гильдии купца П. А. Седельникова 1781 г.: «он, Седельников, с нею, Крюковой впал уже в грех и она имеется чревата» (Русск. архив, 1894, кн. 3, с. 324–325). Ср. в том же деле: «от чинимого ими блудного грехопадения она Дарья имеется чревата». Итак, первоначальное значение слова чреватый должно было быть «имеющий чрево, с большим чревом, беременный». Именно с этим значением слово чреватый отмечается в словарях Академии Российской XVIII и XIX в., в словаре 1847 г. Так, в последнем из названных словарей указаны слова: «Чреватая... Имеющая во чреве младенца; беременная, брюхатая. Чреватость, и, с. ж. Состояние чреватой. Чреватеть, тею, теешь; очреватеть, гл. ср. Делаться чреватою; брюхатеть». Ср. у Державина: плодотворительным чреватеет лучом... (Посылка плодов) Рядом с этим словом отмечено слово чревастый «имеющий большое чрево; брюхастый». Стилистических помет нет. Однако не подлежит сомнению, что эти слова были малоупотребительны в стилях художественной литературы (после карамзинской реформы). Чреватый не встречается в языке Карамзина, Батюшкова, Жуковского, Пушкина. Это слово стало архаизмом и применялось, по большой части, с экспрессией иронии. Оно было характерно в эту эпоху для среды приказной, купеческой, для среды духовенства. В переносном значении оно было свойственно архаическим стилям стихотворного языка. Так, Н. И. Надеждин в своем стихотворном переводе орфических гимнов («Русский зритель», 1929) образует сложное слово на греческий образец – громочреватый 391 . В 30–40 годах XIX в. в научно-публицистических сочинениях оно применяется со значением «способный вызвать, породить что-нибудь» (какие-нибудь события, последствия). Это значение поддерживалось и употреблением французского gros. Ср. événements gros de conséquences – события, чреватые последствиями; le présent est gros de l " avenir – настоящее чревато будущим. В пародической книжке «О царе Горохе (Подарок ученым на 1834 г.)» читаем: «...все, по его мыслительности, чревато силою, все поставлено над ним» (Русск. старина, 22, 1878, с. 356). В письме Е. А. Колбасина к И. С. Тургеневу (от 29 сентября 1856 г.): «Мы пока только чреваты надеждами; дай-то бог, чтобы хоть половина их исполнилась» (Тургенев и «Современник», с. 275); у Салтыкова-Щедрина в «Пестрых письмах»: «Почем вы знаете, чем чревато будущее?»; у В. В. Стасова в статье «Академическая выставка 1863 г.» (Библиотека для чтения 1864 г.): «И за этакую картину (”Неравный брак“ Пукирева. – В. В.) академия дает нынче профессорство? Шаг решительный, profession de foi, важный, чреватый последствиями» (Стасов 1937, 1, с. 97).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1207 П. Савваитов . Описание старинных царских утварей, одежд, оружия и проч., извлеченное из рукописей архива Моск. Оружейной Палаты. СПБ. 1865. 212. 218–219. Терещенко. Быт русского народа ч. I, СПБ. 1848. 484–492. 1208 Беляев. О скоморохах. Временник Импер. Моск. Общества истор. в Древн. Росс. кн. XX, 69–92. Попов. Пиры и братчины. Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Калачевым, кн. II, полов. 2. 19–41. Снегирев. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, вып. I, М. 1837. 16. 162–163. 30–31, выл. IV, М. 1839. 35–36. Афанасьев Поэтические воззрения славян на природу. т. I, м. 1865. 336–345. Слово о христианстве в журн. Мин. Нар. Просв. 1854 года, Декабрь, ч. LXXXIV, 184. Стоглав, изд. Кожанчикова. 137. Костомаров, 139–140. 1209 Этот абзац вставлен в текст из дополнения к печатному оригиналу – прим. электронной редакции. 1211 Рукоп. Моск. Дух. Акад. (не разборчиво), л. 218–219. Статья о церковных неисправлениях, написанная пред Стоглавым собором. 1215 Забелин. Домашний быт русских цариц в XVI–XVII в. М. 1866. т. II, 388–405. Буслаев. Истор. очерк русской народной словесности и искусства т. II, Спб. 1861. 68. 1216 Временник Импер. Москов. Общ. кн. XX, 69–92. Слово Христолюбца в Новгор. Рукоп. Соф. библ. 1285, л. 84–87. Чтен. в Общ. Истор. в Древн. Росс. 1847, 8, отд. IV. Смесь II, Макарий. Ист. Русск. Цер. т. V, приложен. 396–400. Дополн. к актам истор. т. 1, 22. 18–19. Сочинения Максима Грека ч. II. 242. Рукоп. Москов. Дух. Акад. (не разборчиво) 218–219. Стоглав, изд. Кожанчикова 262–263. Домострой М. 1849 13.16. 38–39. 41–43. Курбский. Сказания князя Курбского, изд. 2, 48. Памятники отечественной русской литературы, изд. Тихонравовым т. II, 311–313. Правосл. Соб. 1859. ч. 1. 137. Прав. Соб. 1865. ч. II, 233. 234–239. О борьбе христианства с язычеством в России. Буслаев. Ист. Христоматия-церковнослав. языка. М. 1861. 529–530. 1217 Снегирев. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, вып. 1. М. 1837. 2. 16, вып. IV, 35–36. Костомаров. 154. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т. III. изд. Солдатенкова. М. 1869. 704. 710–712. 729.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Между тем, еще Б. Н. Чичерин так характеризовал систему кормления, органически связанную с характером управления князя-вотчинника: «...доходы жаловались в кормление княжеским слугам. ...Суд отдавался в кормление наместникам и волостелям. ...Душегубство вместе с остальным судом бывало в кормлении за волостелями. Все это определялось не правительственными соображениями, а... расположением князя к тому или другому кормленщику». «Штрафование было произвольное; судья извлекал из преступника все, что мог. ...Имелось в виду не столько преступление, сколько доходное действие. ...Преступление составляло как бы собственность судьи» 461 . Этот взгляд на кормление как на способ вознаграждения наместников и волостелей за государственную службу был принят затем и С. М. Соловьевым . В «Истории России» он писал: «За свою службу князю, придворную, думную и ратную, бояре в этот период стали получать вознаграждение в трех видах: кормления, вотчины и поместья. Первый вид был связан с должностями наместников и волостелей. Назначая наместников в свои города, князь давал областям правителей и судей; в то же время он давал своим боярам возможность кормиться на счет жителей, т. е. пользоваться как судебными пошлинами, так и разными поборами натурою» (т. 11, с. 363). По вопросу о значении слова кормление в связи с заметкой Д. Голохвастова выступили со статьями Д. И. Иловайский и В. О. Ключевский . Д. И. Иловайский как в своей статье о казанских делах при Грозном (Русск. архив, 1889, кн. 1), так и в ответе «Моим возражателям» (там же, 1889, кн. 5) считал смысл термина кормление вполне раскрытым в русской исторической литературе: «...вопрос о кормлениях достаточно выяснен в Русской истории, и никакие открытия... тут невозможны» (там же, с. 131). В обоих судебниках Ивана III и Ивана IV упоминаются «кормление с судом боярским» и «кормление без боярского суда». О кормлениях говорится и в связи не столько с управлением, сколько с судопроизводством, и преимущественно с пошлинами или с судебными доходами в пользу кормленщиков 462 . Иловайский рекомендовал Д. Голохвастову за более подробными справками о значении слова – кормление – обратиться к трудам по истории русского права, каковы напр., труды Неволина, Калачова, Чичерина, Дмитриева, Сергеевича, Градовского, Владимирского-Буданова и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

859 Вот текст одной сговорной рядной, представляемой самим Срезневским: «Се яз, Тишина Костянтивов сын Сульменева; жениться мне у Замятни да у Василья у Михайловых детей Ржевскаго, а поняти мне их сестра Олена Михайлова ж, дочь Ржевскаго за неделю до заговенья Филипова лета 7050; а не женюсь яз Тишина на тот срок у Замятни да у Василья, ино на мне на Тишине взять Замятне да Василью по сей записи сто рублев денег. А на то посилен (четыре). А запись писать Васюк Федоров сын Засецкаго (брат одного из пастухов) лета 7066. (Полн. Сбор. Сочин. Неволина. Т. VI. стр. 567). Срезневскому пришлось, употребить немало усилий и натяжек, чтобы выяснить юридическое родство этой записи с «рядом», представляемым рассматриваемым Псковским документом. 860 В документе точно обозначено, что это не «запись», а «ряд». «порядися», кто переступит «сий ряд». 861 Неволин. т. VI, стр. 574–578. Далее идет подробное сравнение с теми рядными, о коих мы говорили выше. 863 По изданию Владимирского-Буданова ст. 50. Св. Троица – соборный храм Пскова, где имеется «ларь», или архив для хранения документов и печать. 866 По закону Судному 18, 7 или 6; и отнюдь не менее трех См. Русск. Достопамятности, II, стр. 152, 196, 197. Кормч. кн. гл. 46. 867 Может быть здесь прольет некоторый свет следующая напр., статья Ярославова Устава: «Аже кто умчит девку, или насилить, аже боярская дчи, за сором ей 5 гривен золота, а епископу 5 грив. Золота… а князь казнит». (Влад. Буданов, Хрестоматия, стр. 201, ч. I). 868 «Поп»=πππας, отец духовный, батюшка – есть весьма почетный титул древнерусского (Киевской Руси) священника. Когда и кто первый произнес этот термин для обозначения, народившегося в среде древнерусского общества сословия «свободных мужей», за скудостью исторических данных сказать не можем. Но полагаем, что одно только обычное словоупотребление этого термина не могло бы упрочить за ним навсегда неизменное употребление его в официальных юридических и даже законодательных документах, если бы таковое употребление не было освящено и каким-либо непререкаемым для древнерусского общества авторитетом. Но что же иное могло служить таковым, как не греческий номоканон? И действительно в древнейшем из доселе навестных славянских переводов греческого номоканона мы и встречаемся с употреблением этого термина «поп», как всюду заменяющего подлинный греческий термин: πρεσβτερος. Напр., «Аще который поп ли диакон, ли всяк причта святаго» (Апост. 15). «Аще который поп, ли диакон не рожь (не радить) о епископе своем» (Антиох. 5). «Яко не достоит диаку (диакону) пред попом седати, по повелением поповом седати» (Лонд. 30. См. Срезневский обозрение древних русских спсков кормчей книги. СПБ. 1897, стр. 28. приложения).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1218 В древних поучениях говорилось, что никто другой, а сам диавол эовет свирельми и гусльми, и плясанием и песнями. Рукоп. Импер. Публ. библ. Q. 1. 308, л 221. Слово св. отец о соблазне бесовстем, Известно довольно распространенное в древней письменности сказание св. Нифонта о русалиях, где в образной форме представлено «как бесы соблазняли народ», на песни, и на плясание и на играние». Рукоп. Погодина 1024, л. 207–208, 1288 л. 274–276. Несколько с иными вариантами сказание Нифонта напечатано Забелиным. Домашний быт руссих цариц в XVI–XVII в. 395. В древнерусской письменности музыка, «играние, плясание и скакания и долонныя плескания – все это обобщалось в названии «игры сатанинския». Рукоп. Соф. Библ. 1085, л. 184, 1023, л. 272–273. Чин древней исповеди. В заповеди Павла пляски и музыка называются сатанинскими, а исполнители их – работающими диаволу. Рук. Кир. б. (не разборчиво) л. 152–157. Такой же точно взгляд на увеселения, как на порождение бесовской силы, выразился в легендах об игроке, о пляшущем бесе, о танцующей девице, погибшей от бесов. Памятники старинной Русск. литерат. изд. Кушелевым-Безбородко, вып. I. 145. 202. 209. 1219 В одном древнем поучении говорится, что густи и плескати и пети и плясати считалось делом одних «поганых» язычников. Рукоп. Новг. Соф. библ. 1285, л. 31. Поучение к детям духовным. Отрицательный взгляд на скоморохов выразился и в народной пословице: Бог дал попа, а чорт скомороха. Архив историко-юридических сведений относящихся до России, изд. Калачевым, кн. II, полов. 2, отд. IV. Русские пословицы и поговорки. 79. В слове об играх и плясании пляшущая жена называется невестою сатаниною, любодейцею диавола. Пляшущая жена многим мужем жена есть. Рукоп. Кир. б. (не разборчиво) л. 125–129. 1223 «Бежи позорищ и играния бесовскаго, ты течеши на игрища и позорища бесовская», эти и подобные им выражения, какие мы находим у Даниила достаточно подтверждают настоящую мысль. По взгляду Даниила, «смехотворения и кощуны» свойственны одним «поганым». «Идеже есть играния тамо есть диавол, а идеже есть плясание – там есть сатана». Рук. М. Д. А. 197 л. 288. 437. 458. 454.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Никольский Н. Соч. соловецкого инока Герасима Фирсова по неизданным текстам: (К истории северно-русской литературы XVII века). – Пг., 1916. Нордау – Нордау М. Вырождение/Пер. с нем. В. Генкена. – Киев, 1864. Огарев – Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения. Т. 1–2. – М., 1952–1956. Огарев, Спшхотворения – Огарев Н. П. Стихотворения и поэмы. – Л., 1956. Одоевский – Одоевский В. Ф. Соч. Т. 1–2. – М., 1981. Одоевский, Русск. ночи – Одоевский В. Ф. Русские ночи. – Л., 1975. Озерецковский, Обозрение мест – Озерецковский Н. Я. Обозрение мест от Санктпетербурга до Старой Руссы и на обратном пути. – СПб., 1808. Озерецковский, Путешествие – Озерецковский Н. Я. Путешествие акад. Н. Я. Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя. – СПб., 1812. Остаф. арх. – Остафьевский архив князей Вяземских. Т. 1–5. – СПб., 1899–1913. [Т. 2: Переписка кн. П. А. Вяземского с А. И. Тургеневым. 1820–1823. – СПб., 1899]. Островский – Островский А. Н. Полн. собр. соч./Под ред. М. И. Писарева. Т. 1–12. –СПб., 1904–1909. Островский А. Н. Полн. собр. соч. Т. 1–12. – М., 1973–1980. Островский А. Н. Соч. Т. 1–11. – Пг., 1919–1926. Островский и Соловьев – Островский А., Соловьев Н. Драматические сочинения. – СПб., 1881. Очерки и картинки – Очерки и картинки. Собрание рассказов, фельетонов и заметок Незнакомца (А. Суворина). – 2-е изд.– СПб., 1895. Павлов А. – Павлов А. А. Касимовские повести и предания. – М., 1836. Павлов И. – Павлов Н. – Павлов Н. Ф. Три повести. – М., 1958. Памятники Смутного времени – Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени: Русская историческая библиотека, издаваемая археографическою комиссиею. Т. 13. – СПб., 1891. Памятники Древнерусск. лит. – Памятники древне-русской литературы. Вып. 1–4. – СПб., 1912–1934. [Вып. 1: Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему/Приготовил к печати С. П. Розанов]. – СПб., 1912. Памятники древнерусск. церк.-учительн. лит – Памятники древне-русской церковно-учительной литературы. – Вып. 1–4. – СПб., 1894–1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

242 Так, напр., закон судный помещен под одну главу с законом моисеевым в рукописных кормчих импер. спбургской публич. библиот. F II, 81 и 87, а также в кормчей их погодинского древлехранилища, 231. 243 Русск. Достопам. II. стр. IV и 221. Дополнение к странице. Хотя в выборке из моисеева закона, вошедшей в изданную Цахарие фон Лингенталем ecloga ad prochiron титата, статей насчитывается не 50-т, а меньше, именно – 36; но эти статьи, как видно и из текста их, и из заголовков, и из порядка расположения, взяты из такой редакции моисеева закона, которая, подобно напечатанной у Котельера, имела 50-т глав. 245 Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Н. В. Калачовым, кн. 1. отд. 3. стр. 23 и сл. 247 См. в Πрил. на стр. VII. В примеч. к приведенному выше месту из вопросов Кирика, А. С. Павлов приводит разночтение из пергаменого епитимейника XIII в., принадлежавшего Григоровичу: „кто блюет комкание объядсе, да трегоубоуать. м56;. днии. аще ли от болезни. пост г56;. дни. блюекое да сьхранит ж речет псалом р56;. Аще его пси вкоусет, пост р56;. днии”. Пергаменный епитимейник XIII в. увеличивает собою число тех древне-русских памятников, в которых сохранились следы западно-католического церковного права, и о которых речь будет ниже. 250 Так, напр., в латинском покаянном сборнике XI в., известном под названием „Corrector Burcliardi” изложены подробные правила о сурро- гатах покаяния (canon. CLXXXVII – CC), между прочим: „ХП triduanae singulae cum psalteriis III cum palmatis CCC per singula psalteria excusant unius anni poenitentiam, et XXIV biduanae similiter cum III psalteriis impletis et cum CCC palmatis per singula psalteria excusant duo annos. LXXV psalmi cum totidem veniis per noctem et cum palmatis CCC excusant triduanam; CXX missae spec ales singulae cum III psalteriis el cum CCC palmatis excusant annum. С solidi dati in elemosinas unum annum excusant”. Wasserschleben, Bussordnungen, 673. 254 “Прочтох же ему из некоторой заповеди: оже в неделю и в соуботу и в пяток лежит человек, а зачнет детя, боудет любо тать, любо разбойник, любо блудник, любо трепетив, а родительма опитемья две лета”. – А ты книги годяться сжечи”. Вопр. 74.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

...из нас один, Из молодых людей, найдется: враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин... Ср. в «Записках» П. А. Каратыгина: «Чуждый низкопоклонства и искательства, он был строгой, безукоризненной нравственности, и благородная гордость его души всегда возмущалась, видя несправедливость начальства или низость и двуличность его закулисных товарищей» (Каратыгин, 1, с. 40). В «Записках Н. С. Ильинского» (конец XVIII b.): «Ежели бы я не любил своей свободы, был не столько застенчив и имел склонность к подлым исканиям, мог бы в сие время получить много». Ср. тут же: «Те, кои искали в нем, лишь только льстили»; «Из сих опытов я поздно узнал, что ежели подчиненный хочет снискать что-нибудь, то прибегай с трудами, хотя не к умному и усердному, но более сильному человеку» (Русск. архив, 1879, т. 9, кн. 3, с. 406). В связи с этим значением находится в слове искание и оттенок: «попытка заслужить вообще чье-нибудь расположение, благоволение». Например, у Ф. М.  Достоевского в «Дядюшкином сне» (1859): «... мне кажется, он становится как-то уж слишком навязчивым с своими... исканиями. – Он говорит, что влюблен в меня, и навязчивость его извинительна». Только официально-деловые значения глагола искать: " требовать по суду взыскания с кого-нибудь денег или имущества, предъявив свои права или претензии», «доправлять по суду взыскание на ком-либо вознаграждения убытков» – имели для себя параллельный термин не в слове искание, а в слове иск (ср. истец). Например, «Учреждение искало с ответчика тысячу рублей. Суд постановил в иске отказать» (см.: сл. АР 1789; ср.: сл. 1867–1868, 2, с. 285). В 80–90-х годах в слове искание на основе его основных отвлеченных значений сложилось в критико-публицистическом стиле новое специальное значение «устремление к чему-нибудь новому, попытка найти новые пути» – в искусстве, а затем и в жизни и проч. У В. Г. Короленко в письме к Л. Л.  Толстому (от 10 января 1901 г.): «”Неделание“ – невозможная фактически программа, вызванная страстным негодованием по поводу многого, что делается. Программа невозможна, но в вызвавшем ее негодовании – глубокая правда. А ”идите хоть в городовые“, это значит: плывите по течению, перестаньте искать и бороться. Это многие делают и без призывов, и идеальной правды, той, которая служит предметом ”исканий“, – здесь нет ни капли» (Короленко, Избр. письма, 3, с. 140).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В.В. Виноградов Совместимый, совместный СОВМЕСТИМЫЙ, СОВМЕСТНЫЙ. Слова совместимый и несовместимый не были употребительны в 50–60-х годах XIX в. Словари того времени их не регистрируют. Н. Г. Чернышевский, пользуясь ими (см. Чернышевский 1950, 7, с. 227), наряду с ними и чаще употребляет более распространенные совместный и несовместный. Например, в статье «Антропологический принцип в философии»: «В брошюре г. Лаврова встречаются мысли, которые едва ли совместны между собою» (там же, 9, с. 30); в статье «Основания политической экономии»: «спутанность несовместных между собою понятий» (там же); «требования совершенно разные, несовместные, непримиримые» (там же) и др. под. Слово совместник было образовано не ранее XV – XVI вв. Оно употреблялось преимущественно в официально-деловом языке и обозначало: «лицо, совместно с кем-нибудь претендующее на что-нибудь», «человек, оспоривающий у кого-нибудь право на обладание чем-нибудь». Как большая часть отглагольных образований на ­ник (заступник, наставник, приставник, защитник) это слово сформировано по церковно-книжным моделям. См. у А. П. Сумарокова «Мать совместница дочери». У И. М. Долгорукова в «Капище моего сердца» (1890) о Хераскове: «Нестор нашего Парнаса единственный создатель ”Российской эпопеи“, в которой не было и нет ему совместника» (см. с. 19). В записках К. Н. Лебедева (1855) об С. С. Уварове: «Ни высокое положение, ни богатая женитьба на графине Разумовской, ни блестящая репутация в обществе не избавили его от мелких страстей любостяжания и зависти, которые были причиною нелюбви к нему сверстников, совместников и всего высшего круга» (Русск. архив, 1888, кн. 3, с. 467). Сохранившаяся в архиве заметка, написанная в разное время на двух листках и одной карточке, ранее не публиковалась. Здесь печатается по рукописи с внесением отдельных необходимых уточнений и поправок. – В. П. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1914 Вадимом много занимались в семье Аксаковых осенью и зимой 1829 года. Об этом свидетельствует Иван Сергеевич в своем «Очерке семейного быта Аксаковых» («много возни бывало с Вадимом, либретто которого, взятое из известной поэмы Жуковского, сочинено было, если не ошибаюсь, Шевыревым, – с. 20)». О том же говорится в письмах Погодина к Шевыреву, откуда видно также, что первый – неудачный – автор либретто был Верстовский, а затем поэму из оперы переделывали в мелодраму для Мочалова (см. письма от 26 и 30 сентября 1829 года. Русский Архив. 1882, кн. 3-я, с. с. 112 и 115). – По этим письмам видно также, что в то время Вадим исправлял обязанности «российского Вильгельма Телля», в полную и сознательную параллель к шиллеровскому, только что появившемуся тогда в плохом переводе Раича. Константину Аксакову тогда было 12 лет; конечно, он был в курсе всех этих дел, и добродушно-ласковая ирония, с какой изображен им Вадим в его сказке, написанной в зрелые годы, – след сильного влияния на него этого образа в детстве. (Дельнейшие сведения о Вадиме дает Г. Карасик: Образ Вадима в русской литературе. Сочин. Пушкина. Изд. Брокгауза-Ефрона. Т. 2, с. с. 594–598, и проф. Абрамович Д. в I т. Полн. собр. сочин. Лермонтова. Академич. Библ. Русск. Писат. Вып. 2-й, с. с. 395–398). 1915 О древнем быте славян вообще и русских в особенности. Полное собрание сочинений К.С. Аксакова. М., 1861, т. I, с. 315. 1917 Кроме обольщения от самого Антихриста, не видно в Апокалипсисе другого подобного состояния мира христианского; ибо выше сначала, как знаем, идет откровение об Иудеях, далее – гонителях язычниках, о еретиках, о магометанстве, о папстве, а ниже после гибели зверя, преобладание которого изображается в 13 гл. Боговраждебная на земле ложь указуется уже в явлении самого Антихриста. 1918 В частности о конце XVII и о XVIII веках желающими предлагаем прочитать из одной французской книги, имевшей предметом своим уследить и изобразить развитие антихристианства на Западе: «Христос перед судом века». Здесь в своей наготе и безобразии представляются провиденные Тайнозрителем зверообразные черты обоготворенного разума и, в особенности, хульные его уста, данные этому губительному Духу времени на собственную его пагубу и осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010