– благословляем через настоящую Грамоту нашу силою Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне Украинской Православной Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении, а Вам, единогласно избранному 9 июля 1990 года Епископатом Украинской Православной Церкви – Ее Предстоятелем. Мы уповаем, что Украинская Православная Церковь будет управляться согласно Божественным и священным канонам и унаследованным от святых отцов обычаям Кафолической Православной Церкви и определениям сего Архиерейского Собора. Мы единым сердцем и едиными устами молим Пастыреначальника Господа о ниспослании небесной помощи и благословения Святой Православной Украинской Церкви. – Украинская Православная Церковь , соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов. Содетельная и Вседержительная Живоначальная Троица: Отец, Сын и Святой Дух, да укрепляет всегда Святую Православную Украинскую Церковь , да венчает ее славою и честию и да благословляет ее бытие на спасение благочестивой Полноты ея. Подписано в граде Москве 1990 года октября 27-го дня. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси Украинская Православная Церковь (из Устава Русской Православной Церкви, гл. XI, п. 18) 18. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси. I.4.2. Латвийская Самоуправляемая Православная Церковь О положении Латвийской Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 11 августа 1992 г.) Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о его встрече в Риге 6 августа 1992 года, осуществленной по поручению Патриарха Алексия, с государственными деятелями Латвийской Республики и обсуждении вопросов о положении Православной Церкви в Латвии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

«Ни границы, ни пространства, ни воля отдельных людей не властны над великой и непреодолимой силой – духовным, молитвенным единством святых угодников Божиих, которые оставили нам в наследие единую Церковь Христову», – заявил Предстоятель Русской Православной Церкви. Он подчеркнул, что духовное благополучие братских народов возможно только в условиях сохранения верности тому духовному наследию, которое нам оставили наши великие предки. По словам Его Святейшества, находясь в Киеве, можно воочию увидеть, с кем сегодня православный народ Украины, который в изобилии наполняет более одиннадцати тысяч приходов Украинской Православной Церкви, три ее святые лавры и множество монастырей. «Широкие права самоуправления, которыми пользуется Украинская Церковь, позволяют ей не только успешно преодолевать искушение раскола, но и наилучшим образом исполнять свою высокую миссию, внося в отношения между странами, между народами и отдельными людьми дух мира и единения, бережно храня неделимое достояние Святой Руси, завещанное нам святыми отцами», – заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Предстоятель Русской Православной Церкви призвал всех духовных наследников священной киевской купели крепить единство в Духе Святом и вновь обратился к отпадшим от Церкви вернуться в ее спасительное лоно. Святейший Патриарх Алексий поздравил с тезоименитством Блаженнейшего митрополита Владимира, преподнес ему на молитвенную память панагии и крест и удостоил ордена святого преподобного Серафима Саровского. Далее Его Святейшество приветствовал Предстоятеля Албанской Православной Церкви, который смог посетить Украину и «разделил сегодня радость праздника». На память о торжествах, посвященных 1020-летию Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар Киево-Печерской лавре Евхаристические сосуды. Молящимся в этот день были розданы иконы Божией Матери «Владимирская». «Благодарю всех вас, архипастыри, пастыри, монашествующие, братья и сестры, за общую молитву, в которой было явлено единство Церкви Христовой», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/1020-letie-kreshheniya...

Выдающиеся иерархи Румынской Православной Церкви 6. Церковные реформы в начале XX века 7. Митрополии Сибиуская и Буковинская 8. Румынская Церковь-Патриархат 9. Современное положение Румынской Православной Церкви 10. Связи Румынской Православной Церкви с Русской в прошлом и настоящем 11. Отношения с иными православными и неправославными Церквами 12. Борьба за мир Митрополии Предстоятели румынской Православной Церкви Глава IV. Болгарская Православная Церковь Исторический очерк Болгарской Православной Церкви 1. Проникновение христианства к болгарам 2. Стремление князя Бориса к провозглашению церковной автокефалии; автономия Церкви 3. Деятельность в Болгарии учеников святых братьев Кирилла и Мефодия; период расцвета славянской письменности 4. Обстоятельства установления автокефалии и возведения Болгарской Церкви в ранг Патриархата 5. Охридская Архиепископия 6. Тырновский Патриархат 7. Церковь во время турецкого господства на Балканах 8. Первые Экзархи 9. Положение Церкви после Балканской войны 10. Прекращение схизмы 11. Восстановление патриаршества и отношение к этому Константинополя 12. Патриарх Кирилл; его ученые труды 13. Патриарх Максим 14. Современное положение Болгарской Православной Церкви: 15. Особо чтимые святые 16. Монастыри 17. Сношения Болгарской Православной Церкви с Русской 18. Связи с иными Православными и инославными Церквами 19. Борьба за мир Митрополии Болгарской Православной Церкви Предстоятели Болгарской Православной Церкви Библиография к главе IV «Болгарская Православная Церковь» Глава V. Кипрская Православная Церковь Исторический очерк Кипрской Православной Церкви 1. Церковь со дня основания до завоевания Кипра английским королем Ричардом Львиное Сердце (1191) 2. Латинское господство 3. Церковь во время правления турок 4. Английское господство на Кипре 5. Церковь со времени получения Кипром независимости 6. Известнейшие Архиепископы 7. Особо чтимые святые 8. Современное положение Кипрской Православной Церкви 9. Отношение Кипрской Православной Церкви к инославному миру; отношение к миротворческому движению 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

9 июня Святейший Патриарх Кирилл вместе с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом прибыл в культурный центр " Фамагуста " в Деринии, откуда затем отправился к митрополичьему собору святого Георгия в городе Паралимни. На площади состоялась торжественная церемония, в ходе которой градоначальник Паралимни Ф.Пириллис вручил Предстоятелю Русской Церкви символический ключ от города. В митрополичьем соборе святого Георгия был совершен молебен, после чего Святейшего Патриарха приветствовал митрополит Константийский Василий. Святейший Патриарх Кирилл обратился со словами благодарности к митрополиту Василию, мэру и жителям города. Патриарх пожелал митрополиту Василию и его пастве, чтобы в скором времени исполнились их чаяния вновь поклониться святыням Фамагусты и молиться за богослужением в кафедральном храме этого города. " Будем трудиться, чтобы в Восточном Средиземноморье воцарились милость и справедливость, чтобы мирно, во взаимном уважении рядом жили на сем месте православные и мусульмане, чтобы мир и спокойствие пребывали на этой земле " , — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. В память о посещении Константийской митрополии Святейший Патриарх Кирилл подарил Владимирский образ Божией Матери. Предстоятель Русской Церкви также вручил митрополиту Василию крест и панагию, а мэру Паралимни — икону святой праведной Матроны Московской. Еще одним памятным даром стала медаль, которая была отчеканена в честь интронизации Патриарха Кирилла. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение закладного камня в районе Калогири города Лимасола на месте строительства храма для русскоязычной общины. Двухэтажный храм во имя Святителя Николая Чудотворца станет первой русской церковью в Лимасоле, при ней планируется открыть духовный центр и школу. По окончании чина освящения Предстоятель Русской Церкви поблагодарил Блаженнейшего Архиепископа Хризостома, митрополита Лемесосского Афанасия, а вместе с ними всех потрудившихся в деле становления храма. " Этот храм будет принадлежать местной епархии, будет канонически входить в эту Поместную Православную Церковь. Но здесь будет совершаться служба на церковнославянском языке в согласии с русской литургической традицией и проповедь будет звучать по-русски, исповедь станет совершаться на родном языке. Таким образом, здесь будет всё для того, чтобы люди, для которых русский является родным языком, могли иметь полноценное духовное окормление " , — сказал Святейший Патриарх. В дар строящемуся храму были переданы Владимирская икона Божией Матери, лампада, напрестольный крест и специальное издание требника. Затем Святейший Патриарх и сопровождающая его делегация посетили храм Человеколюбца Христа, где совершаются богослужения для русскоязычной общины Лимасола. Был совершен краткий молебен. После этого в резиденции Лимасольского митрополита состоялась братская беседа Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом и митрополитом Лемесосским Афанасием.

http://e-vestnik.ru/reports/na_ostrove_s...

Как отметил предстоятель РПЦ, особой болью для Русской Православной Церкви является ситуация на Украине, где сегодня страдает каноническая Церковь. «Мы благодарны всем Поместным Православным Церквам, которые выражают солидарность с нашей Украинской Православной Церковью и оказывают ей духовную, молитвенную и моральную поддержку», – сказал Патриарх Кирилл, упомянув открытую поддержку, которую Патриарх Иоанн оказывает канонической Украинской Церкви, в том числе в своих письмах. Предстоятель РПЦ также упомянул о том, что в октябре прошлого года Синод Антиохийского Патриархата ясно высказался против создания параллельных церковных юрисдикций в пределах канонических границ существующих Патриархатов или автокефальных Церквей, имея в виду, в том числе, сложные обстоятельства, в которых существует на Украине Православная Церковь. Предстоятель Русской Православной Церкви также приветствовал сделанное 19 октября 2018 года Патриархом Антиохийским Иоанном Х и Патриархом Сербским Иринеем совместное заявление, в котором ситуация, сложившая на Украине в результате действий Константинопольского Патриархата, названа «угрозой, способной вызвать длительное разделение в Православной Церкви». «Обращаясь к Патриарху Варфоломею, Вы призвали его не принимать никаких решений, которые бы не имели консенсуса Православных Церквей, – также упомянул Патриарх Кирилл. – Действительно, принцип консенсуса принят в основу принятия решений всей полнотой Православной Церкви. Относительно употребления принципа консенсуса при принятии решений однозначно высказывались собрания глав Поместных Православных Церквей и иные общеправославные собрания, которые имели место в последнее время». «Ваша Церковь тоже проходит через непростое время, и Ваше сердце страдает от того, что происходит, в том числе, на сирийской земле», – сказал далее Патриарх Кирилл. Он с удовлетворением отметил, что между Антиохийским и Московским Патриархатами развивается сотрудничество в гуманитарной сфере, в том числе направленное на поддержку Антиохийской Православной Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Обращаясь с приветственным словом к митрополиту Кириллу на приеме, устроенном Подворьем после всенощного бдения, Блаженнейший Митрополит Христофор отметил заслуги русских священнослужителей и мирян в распространении святого Православия и созидании храмов Божиих в Чехии. Его Блаженство просил передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию слова приветствия и благодарности за «отцовское попечение и заботу» о Православной Церкви в Чешских землях и Словакии, получившей автокефалию в 1951 году от Матери — Церкви Русской. Блаженнейший Владыка высоко оценил деятельность Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах, которое «многие годы несет великое служение на благо православных народов». В ответном слове митрополит Кирилл поблагодарил Предстоятеля Православной Церкви в Чешских землях и Словакии за Первосвятительское внимание к нуждам русскоязычных верующих, проживающих в Чехии. Владыка Кирилл отметил особую любовь Митрополита Христофора к русской культуре и русской духовной традиции, воспринятой в годы учебы в Московской духовной академии в стенах Троице-Сергиевой лавры, где будущий Предстоятель принял монашеский постриг. Председатель ОВЦС также дал высокую оценку деятельности Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах и его настоятеля протоиерея Николая Лющенюка. В свою очередь, Посол России в Чехии А.Л. Федотов подчеркнул, что сотрудничество Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Чешских землях и Словакии представляет собой «крайне важный фактор формирования российско-чешских взаимоотношений». Посол отметил, что наши предки 110 лет назад созданием прекрасного храма в Карловых Варах «заложили глубокую основу сотрудничества и взаимодействия». 17 июня, в Неделю третью по Пятидесятнице, Божественную литургию в переполненном молящимися храме святых апостолов Петра и Павла в Карловых Варах возглавил Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор. Его Блаженству сослужили митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, епископ Бронницкий Амвросий, а также 20 клириков Русской Православной Церкви, Православной Церкви в Чешских землях и Словакии, Православной Церкви в Америке. В храме присутствовали Посол России в Чехии А.Л. Федотов, Посол Молдовы в Чехии В. Кристеа, Поверенный в делах Белоруссии в Чехии В.М.Маркович, гетман (губернатор) Карловарского края Й. Павел, руководитель Росзарубежцентра Э.В. Митрофанова, генеральный консул России в Карловых Варах В.Н. Щетинин, первый заместитель мэра Карловых Вар Т. Гибнер.

http://patriarchia.ru/db/text/259668.htm...

(принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 21 февраля 1997 г., определение «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви», п. 32) 32. Одобрить решение Священного Синода о восстановлении попечения Матери-Церкви над Автономной Православной Церковью в Китае. I.3.2. Японская Автономная Православная Церковь О даровании автономии Японской Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 г., журнал 17) После опроса правящих и викарных Преосвященных архиереев Московского Патриархата, давших свои письменные положительные суждения в расширенном заседании Священного Синода от 10 апреля 1970 г. под председательством Патриарха, Постановили: (...) 2. Руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаветную Христову любовь и братское сотрудничество в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Японской Православной Церкви и, принимая во внимание ходатайство Поместного Чрезвычайного Собора Японской Православной Церкви от 19 декабря 1970 г., в Японии благословляется и утверждается Святая Автономная Православная Церковь , возглавляемая Высокопреосвященным Архиепископом Токийским, Митрополитом всея Японии, со священной Архиепископией в Токио и священными епископиями в Киото и Сендай. 3. Святая Православная Автономная Японская Церковь в своей жизни и деятельности должна свято хранить Божественные догматы и руководствоваться священными канонами и унаследованными от отцов обычаями и нормами Единой Святой Кафолической Православной Церкви, а также следующими основными положениями во взаимоотношениях между Православной Автономной Японской Церковью и ее Матерью – Русской Православной Церковью – Московским Патриархатом: 1) Предстоятель Святой Православной Автономной Японской Церкви Высокопреосвященный Архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии избирается Поместным Собором Святой Православной Автономной Японской Церкви, состоящим из всех епископов, представителей клира и мирян, избранных на этот Собор в соответствии с нормами, существующими по Уставу Святой Православной Автономной Японской Церкви (Устав изменяется или дополняется на Поместном Соборе Святой Православной Автономной Японской Церкви), и утверждается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, Предстоятелем Автокефальной Церкви-Матери – Московского Патриархата, в пределах которого существует Святая Православная Автономная Японская Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Однако с приходом нового Президента Украины П. Порошенко все чаще стали поступать сведения о том, что украинские власти при поддержке Константинополя готовят проект создания так называемой «Единой поместной украинской церкви», основу которой должны были составить раскольники. В этой ситуации Святейший Патриарх Кирилл понимал, что исключить или, по крайней мере, существенно уменьшить риск односторонних попыток Фанара навязать автокефалию Украине могло бы принятие документа об автокефалии на Всеправославном Соборе. В январе 2016 года в Шамбези состоялось Собрание Предстоятелей Православных Церквей, посвященное вопросам подготовки Святого и Великого Собора. На этом мероприятии Святейший Патриарх Кирилл, возглавлявший делегацию Московского Патриархата, решительно настаивал на том, что документ по теме автокефалии непременно должен быть доработан и вынесен на предстоящий Собор. Его Святейшество напомнил, что необходимость дальнейшего обсуждения темы автокефалии была отмечена и решениях Собрания Предстоятелей в Константинополе, состоявшемся в марте 2014 года. Однако Константинопольская Церковь с этим предложением принципиально не соглашалась. Разрешить сложившуюся ситуацию могла только личная беседа двух Предстоятелей, и эта беседа в перерывах между заседаниями состоялась. Я был ее свидетелем. На этой встрече Патриарх Варфоломей заверил нашего Патриарха, что Константинопольский Патриархат ни на самом Соборе, ни после него не будет предпринимать действий, связанных с легализацией раскола или предоставлением автокефалии на Украине. Только после этих обещаний Святейший Патриарх Кирилл согласился отложить рассмотрение темы автокефалии на период после Всеправославного Собора. Об этом и о содержании состоявшейся беседы Предстоятель Русской Церкви объявил на следующий день в присутствии всех Предстоятелей и представителей Поместных Церквей. По решению Его Святейшества в состав официальной делегации Московского Патриархата на Синаксисе в Шамбези был включен Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , что оказалось очень правильным и мудрым решением. Сейчас Патриарх Варфоломей заявляет, что Украина якобы всегда находилась в константинопольской юрисдикции. Однако на упомянутом Синаксисе он в одном из первых заседаний выразил радость о того, что в состав официальной делегации Московского Патриархата «включен и митрополит Киевский Онуфрий» и особо отметил, что его «все мы, здесь присутствующие, признаем единственным каноническим иерархом нашей Православной Церкви на Украине, конечно, вместе со всеми иже с ним святыми архиереями».

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с  Первосвятительским словом . Предстоятель поблагодарил митрополита Димитрия за труды «в деле созидания и возрождения православной веры на просторах огромной в свое время Тобольско-Тюменской епархии». «Под Вашим архипастырским покровительством пребывают Тобольские духовные школы, созидаются Божии храмы, рукополагаются новые священники, развивается диалог с государственной властью», — отметил Патриарх и вручил владыке Димитрию памятную панагию. В дар Софийско-Успенскому собору Святейший Владыка передал икону с изображением Тайной Вечери. Также Святейший Патриарх выразил благодарность и.о. губернатора В.В. Якушеву «за высокий уровень отношений Церкви и государства на территории Тюменской области». «Много добрых дел совершается благодаря этому взаимодействию», — подчеркнул Предстоятель. Верующим были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. Затем Святейший Патриарх Кирилл осмотрел в ризнице собора экспозицию древних икон, церковных облачений и утвари, а также посетил в Архиерейском доме выставку, посвященную истории Православия на Тобольской земле. После торжественного приема Предстоятель преподал свое благословение учащимся Тобольской духовной семинарии. Софийско-Успенский кафедральный собор Тобольского кремля — древнейший храм Сибири и первое по времени каменное здание за Уралом. В дереве храм был построен в 1621 г., в камне — в 1686 г. В годы советской власти был закрыт. Передан Тобольско-Тюменской епархии в 1991 г. После ремонтно-реставрационных работ был освящен в 1994 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. После приезда в Тобольск Президента России В.В. Путина в 2003 г. и выделения значительных финансовых средств из федерального бюджета с 2004 по 2012 гг. была совершена капиталь реставрация храма — усилен фундамент, полностью восстановлены фрески, изготовлен новый иконостас, расширены купола, центральный купол был полностью покрыт нитритом титана «под золото».

http://patriarchia.ru/db/text/3679197.ht...

Затем Святейший Патриарх Кирилл возглавил учредительное собрание патриаршего попечительского совета Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря. Предстоятель обратился к собравшимся со вступительным словом, в котором коснулся истории Соловецкого архипелага, отношений монастыря с музейным сообществом и жителями местного поселка, а также обозначил задачи, стоящие перед попечительским советом. «Очень важно, чтобы концепция возрождения Соловецкой святыни как нашего общего национального достояния была всесторонне обсуждена профессионалами и широкой общественностью России, чтобы относительно нее в нашем обществе сложились информированность и гражданское согласие», — отметил Святейший Патриарх. Предстоятель выразил пожелание создать при попечительском совете постоянный экспертный совет. По мысли Святейшего Патриарха, экспертный совет должен быть облечен необходимыми полномочиями, чтобы в промежутках между заседаниями попечительского совета вести текущую работу и осуществлять анализ и предварительную оценку всех перспективных планов и проектов, касающихся Соловков, включая государственные, предпринимательские и общественные. 28 ноября, в неделю 27-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Звездный городок в Щелковском районе Московской области, где живут и готовятся к полетам российские и зарубежные космонавты. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения храма Преображения Господня в Звезд-ном городке и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Алексия Веретельникова, учащегося Сретенской духовной семинарии, во пресвитера. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с первосвятительским словом. Предстоятель удостоил и.о. настоятеля храма Преображения Господня в Звездном городке игумена Иова (Талаца) права ношения креста с украшениями и назначил настоятелем Спасо-Преображенского храма в Звездном городке. В память об освящении Святейший Патриарх передал в дар храму образ святого благоверного князя Александра Невского и вручил потрудившимся в деле создания храма высокие церковные награды.

http://e-vestnik.ru/news/444sluzhenie_pa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010