О предоставлении Украинской Православной Церкви (УПЦ) независимости и самостоятельности в управлении говорилось в обращении, к-рое правосл. епископат Украины направил 9 июля 1990 г. в адрес Свящ. Синода РПЦ. На следующий день Синод УПЦ принял постановление о мерах, направленных на дальнейшее расширение автономии УПЦ, что мотивировалось необходимостью более успешно противостоять унии и расколу. Тексты обращения и постановления были рассмотрены на заседании Свящ. Синода РПЦ 20 июля 1990 г., было решено в связи с исключительной значимостью данного вопроса рассмотреть его на предстоящем в окт. 1990 г. Архиерейском Соборе РПЦ. Для подготовки решения по вопросу о статусе УПЦ была создана комиссия во главе с митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) . 1 окт. 1990 г. Свящ. Синод РПЦ одобрил деятельность комиссии. Выработанные ею материалы и предложения были направлены для ознакомления архиереям РПЦ и вынесены на обсуждение и утверждение предстоящего Архиерейского Собора. А. С., обсудив вопрос о предоставлении УПЦ независимости и самостоятельности в управлении, определил: «1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/76512.html

Хочется верить, что у саратовских последователей ислама достанет традиционного миролюбия и мудрости для того, чтобы сохранить складывавшиеся веками добрососедские отношения с верующими других конфессий. Зная, как бережно мусульмане сохраняют свои традиции, и уважая их, православные в Саратовской области надеются, что и к нашим традициям представители мусульманских общин отнесутся с подобным же уважением и пониманием. Со своей стороны Саратовская епархия Русской Православной Церкви будет делать все, от нее зависящее, для сохранения мира, продолжения межрелигиозного диалога и доброго сотрудничества с Духовным управлением мусульман Поволжья. «Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии» /Патриархия.ru за темою Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» [Ihmepb " ю] У Астани глави Казахстанського митрополичого округу з верховним Казахстан Кирила з дня народження : та звернення] з питань культури та спорту взяла участь у майбутнього» в з ключовими словами Православ " я та   документи Обращение Синода Белорусской Православной Церкви в связи с продолжающимися действиями украинских властей, направленными против Украинской Православной Церкви Звернення Синоду Церкви у зв " язку з влади, спрямованими проти Церкви Звернення митрополичого округу до чернецтва й мирян щодо в Обращение Белорусской Православной Церкви в связи с обсуждением проекта изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь Звернення Церкви до Заява Представництва Церкви при про питання становища Церкви в права Послання Синоду митрополичого округу пастирям дияконам, ченцям черницям та чадам у зв " язку з Про участь у Роз " яснення Синодального Церкви Церкви й Звернення Синоду Церкви до народу про припинення народного протистояння Заявление Предстоятеля Украинской Православной Церкви по миротворческому процессу на Украине   Календарь ← → Богослужебные указания 1 березня 2024 р. Предстоятель Церкви звершив в Успенському 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205619...

Совершенно естественно, что в столь серьезном и важном деле Патриарх Московский и всея Руси Кирилл опирался на церковный принцип соборности, чтобы вновь и вновь подчеркнуть важность этой работы, привлечь все имеющиеся возможности, и, говоря военным языком, отмобилизовать все резервы. Так на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви, которое состоялось в первых числах февраля 2010 года Патриарх Кирилл в своем докладе подробно охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в результате принятия главой государства решения о введении института военного духовенства в Вооруженных Силах и поставил, в связи с этим конкретные задачи. Это нашло свое отражение в Постановлении совещания от 2 февраля 2010 года, в пункте V.1. которого было сказано: Озаботиться подбором кадров священнослужителей для назначения на штатные должности военных священников в войсковые части и соединения, находящиеся на канонической территории епархий. При этом правящим архиереям следует координировать свою деятельность с Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями 3 . О степени важности этой задачи для Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл сказал в своем интервью 11 февраля 2010 года для ежегодника «Предстоятель»: «… ключевой темой останется для Церкви ведение диалога с государством. Если говорить о Российской Федерации, особенно хотелось бы подчеркнуть, что 2010 год станет годом запуска двух важных церковно-государственных проектов: введения в школах «Основ православной культуры» и создание института военного духовенства. Чтобы они не оказались малоэффективными, нам всем предстоит много и усердно потрудиться». При этом для священнослужителей задача состоит в том, чтобы «мы своим трудом, своей молитвой, своим словом — тем духовным импульсом, который мы передаем нашему народу, — служили великому и святому делу — защите нашего Отечества» 4 . Спустя год 2 февраля 2011 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл вновь обратился к теме формирования института военного духовенства в связи с тем, что в решении кадровых вопросов выявились определенные трудности. В своем докладе на соборе Предстоятель Церкви отметил, что в центре и на местах проводится работа по подбору кадров на должности штатных военных священнослужителей, и попросил правящих архиереев без промедления включиться в работу по возрождению института военного духовенства. Это требование было закреплено в пункте 40 Определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» 5 .

http://old.pobeda.ru/patriarh-kirill-i-v...

Его особенностью явилось то, что проект сохранил тенденции прежнего порядка управления Русской Церковью и включил в себя некоторые новые элементы управления. Проект «Основных положений» был представлен в докладе, поризнесенным на заседании Священного Синода при Патриархе 28 октября 1943 г. (Журнал заседания Священного Синода при Святейшем Патриархе от 28 ноября 1943 г. 5) , одобрен и направлен Управляющим делами Московской Патриархии архиепископом Григорием (Чуковым) Председателю Совета по делам Православной Церкви при СНК СССР для ознакомления. Данный рабочий проект имел своей целью «...установить желательный строй взаимоотношений в деятельности всех органов, входящих в систему управления Русской Православной Патриаршей Церкви» . Проект «Основных положений» 1943 г. состоит из 13 пунктов, 3 из которых посвящены функционированию органов высшей церковной власти и управления. Проект в первых трех пунктах гласит: «1. Общее духовное руководство верующими Православной Церкви в СССР принадлежит Святейшему Патриарху, как главе Русской Церкви, который управляет ею при помощи состоящего при нем Священного Синода, через посредство назначаемых им епархиальных архиереев. 2. В целях согласования действий по управлению Русской Православной Церкви с государственной властью, Святейший Патриарх сносится с Советом по делам Православной Церкви при СНК СССР. 3. Священный Синод состоит из постоянных и временно присутствующих в нем членов, избираемых из наличного состава епархиальных архиереев в порядке, указываемом Собором епископов Русской Православной Церкви» . П. 1 проекта «Основных положений» возлагал полномочия высшего церковного управления на плечи Предстоятеля Церкви, тем самым фактически закрепляя сложившуюся практику и не привнося ничего нового в действующий еще с 1921 г. чрезвычайный порядок функционирования высшего церковного управления. Патриарх не разделяет полномочия по управлению Церковью ни с каким другим органом, в частности со Священным Синодом, который является лишь вспомогательным органом при Патриархе, не имея при этом собственной компетенции. Синод, будучи исполнительным органом при Патриархе, носит совещательный характер.

http://bogoslov.ru/article/302948

Также отметим, что идея проведения в Москве Вселенского Собора Православной Церкви (именно в таком формате рассматривал московскую встречу 1948 года И.В. Сталин) натолкнулась на саботаж со стороны греческих Церквей и в первую очередь — Константинопольской Церкви, пытавшейся распространить свою гегемонию на православный мир после установления вынужденной изоляции Русской Церкви, продолжавшейся до середины 1940-х годов и не отказавшейся впоследствии от этой тенденции. Неудача (с точки зрения государства) московского совещания во многом повлияла на некоторое охлаждение государственно-церковных отношений. Но на этом моменте мы остановимся позднее, а сейчас отметим важные для Русской Православной Церкви последствия внешней политики на Ближнем Востоке. Возвращение русского влияния в Палестине и в остальном православном (а отчасти греческом) мире началось ещё в 1945 году, когда в работе Поместного Собора РПЦ принимали участие предстоятели Александрийской и Антиохийской Церквей и представители Константинопольской и Иерусалимской Церквей. Дальнейшим шагом в этом направлении стало паломничество Святейшего Патриарха Алексия I в Святую Землю в мае 1945 года, когда патриарх посетил Иерусалим и его окрестности, общался с патриархом Иерусалимским Тимофеем, затем на Кипре встретился с Александрийским патриархом Христофором, посетил Бейрут и Дамаск, где состоялась его беседа с патриархом Антиохийским Александром. Как известно, внешняя политика советского государства, её ближневосточный вектор активно способствовали образованию еврейского (арабо-еврейского) государства на подмандатной британской территории в Палестине. 15 мая 1948 года Советский Союз признал государство Израиль, и вскоре израильское правительство передало СССР часть земельных участков, строений и имущества Русской духовной миссии. В конце 1948 года правительство СССР перевело имущество миссии в ведение Русской Православной Церкви. При этом параллельно продолжала действовать миссия, находившаяся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.

http://bogoslov.ru/article/357184

Но проблема сохранения христианского присутствия на Ближнем Востоке не исчерпана, и ее острота сохраняется, указал Предстоятель Русской Православной Церкви. Численность христианского населения в разных странах региона резко уменьшилась. Например, в Ираке сейчас насчитывается около 150 тысяч христиан, тогда как до начала драматических событий в этой стране проживало полтора миллиона христиан. Похожая ситуация наблюдается и на сирийской земле. Святейший Патриарх Кирилл поделился с собеседником болью в связи с тем, что происходит в религиозной жизни Украины. «К сожалению, есть силы, которые пытаются глубокий гражданский конфликт перевести также в религиозную сферу, сказал Его Святейшество. Я свидетельствую с полной ответственностью о грубейших нарушениях человеческих прав и религиозной свободы в Украине сегодня: происходят захваты храмов канонической Православной Церкви, против нее ведется совершенно оголтелая пропаганда. Такое впечатление, что украинские власти хотят разделить свой народ еще и по религиозному принципу. Трудно понять, чем они руководствуются, но, наверное, самое страшное, что можно представить себе для Украины в том состоянии, в котором она сегодня находится, это глубокий религиозный конфликт». Как напомнил Святейший Патриарх Кирилл, радикальные националистические депутаты также предложили принять в Верховной Раде несколько законов, которые легализовали бы захват храмов и дискриминацию Украинской Православной Церкви, насчитывающей 12 тысяч приходов и объединяющей абсолютное большинство православных людей на Украине. Отметив, что один из рассматриваемых законопроектов предполагает особый контроль государства за всеми кадровыми назначениями в этой Церкви, Его Святейшество напомнил, что такого не было даже в советское время. «Я благодарю очень многих, кто откликнулся на мой призыв выступить против этих законов. Особая благодарность Его Святейшеству Папе Франциску и генеральному секретарю Всемирного совета церквей пастору Олафу Фюксе Твейту, а также собратьям-Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Общими усилиями этих законопроекты были остановлены, но у нас нет гарантий, что они снова не всплывут в повестке дня украинского парламента».

http://patriarchia.ru/db/text/5067424.ht...

Вселенская Патриархия, убежденная, что эти деяния были осуществлены без ведома высокочтимого албанского правительства, ждет его высокого вмешательства в дело соблюдения Тиранского соглашения, для предотвращения в Албании церковного раздора, который неизбежно породит гибельные последствия всякого характера» 435 . Патриархия обратилась также с посланием к албанской православной пастве, в котором призывает ее избегать всякого церковного общения с низвергнутыми Патриархией епископами, чьи действия теперь лишены духовной силы. О своих действиях в отношении Албанской Православной Церкви Патриархия поспешила уведомить Православные Церкви в надежде, что и они также отреагируют отрицательно на происшедшее в Албанской Православной Церкви. Сербскую же Патриархию Константинополь просил принять строгие меры против своего епископа Виктора, принявшего участие в незаконном рукоположении трех новых епископов. Мало того, против неканоничности образовавшегося Албанского Синода Константинопольский престол сообщил даже в Лигу Наций. Но данное выступление перед Лигой Наций не могло принести каких-либо результатов, ибо Лига Наций, очевидно, не могла заниматься чисто внутрицерковными вопросами, так как они не являлись вопросами нарушения или ущемления Албанской Православной Церковью религиозных прав какого-либо меньшинства в Албании. 6. Позиция РПЦ в отношении конфликта между Синодом Албанской Православной Церкви и Константинополем В ответ на энциклику Константинопольского Патриарха Василия III по вопросу об объявлении в Албании Церкви автокефальной заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий вместе со Священным Синодом Русской Православной Церкви решительно заявил: «Осудив своих домашних самочинников… мы не можем относиться иначе и к другим самочинникам, кто бы они ни были и как бы лично к нашей Патриархии ни относились… Братский наш долг не поддерживать возникшее у соседей самочиние, хотя бы только нашим безразличным к нему отношением… или тем более поощрять его… Пока Албанская автокефалия не будет должным порядком признана Вселенским Патриархом… не возражавшим по существу против автокефалии, а только требовавшим, чтобы к ней шли законным путем, – запрещенные за самочиние албанцы остаются под запрещением и все… находящиеся с ними в общении молитвенном, будут раскольниками, отлученными от Церкви Христовой» 436 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Участники мероприятия имели возможность приобрести специально изданный к церемонии номер журнала «Православное книжное обозрение», посвященный жизни и творчеству номинантов с фотоматериалами, интервью, отрывками из их произведений и отзывами критиков. Справка. Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была учреждена решением Священного Синода от 25 декабря 2009 года (журнал 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и в практике других Поместных Православных Церквей. Премия призвана содействовать развитию взаимодействия Русской Православной Церкви с литературным сообществом, прежде всего с теми писателями, кто своим творчеством утверждает основы христианской веры. Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, синодальные учреждения Русской Православной Церкви, а также редакции литературных журналов. Определением Священного Синода от 26 июля 2010 года был утвержден состав Палаты попечителей премии. Ответственность за все мероприятия, связанные с отбором номинантов премии, а также подготовка заседаний Палаты попечителей, Совета экспертов и организация торжественной церемонии избрания и награждения лауреата Патриаршей литературной премии возложены на Издательский Совет Русской Православной Церкви. Впервые премия вручена в 2011 году. Первым лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стал В.Н. Крупин. В 2012 году премия была вручена О.А. Николаевой и В.Н. Николаеву. В 2013 году лауреатами стали А.Н. Варламов, С.Ю. Куняев и Ю.М. Лощиц.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Тома «Православной Энциклопедии», как мы уже неоднократно докладывали, регулярно демонстрируются на международных книжных выставках-ярмарках. Мы принимаем участие не менее чем в 10-12 международных книжных выставках-ярмарках каждый год и экспонируем соответствующие тома «Православной Энциклопедии», оставляя их потом в распоряжении приходов Русской Православной Церкви в странах, где проходят эти выставки или в гуманитарных университетах, библиотеках. Агентство также оказывает финансовую поддержку социально-значимым проектам средств массовой информации. В частности Церковно-научному центру «Православная Энциклопедия» выделяются средства на развитие информационно-аналитического портала «Седмица.Ru», на котором размещаются новости религиозной жизни не только России но и зарубежных стран. Сайт имеет новостную ленту, посвященная деятельности Предстоятеля Русской Православной Церкви, здесь также размещена справочная информация о епархиях и правящих архиереях, об учреждениях Русской Православной Церкви, материалы по церковной истории. Сайт, по мнению тысяч пользователей, является одним из самых профессиональных и информационно-насыщенных электронных ресурсов по религиозной тематике. Его посещаемость увеличивается с каждым годом, и каждый год мы с удовольствием замечаем, что среди посетителей сайта растет количество зарубежных пользователей. Это говорит о том, что предоставляемая «Седмицей» информация является очень востребованной. Совместно с министерством связи и массовых коммуникаций мы рассчитываем, что финансирование сайта будет продолжаться и в следующие годы. При государственной поддержке также функционирует сайт «Радонеж», на котором осуществляется онлайн-вещание радиостанции «Радонеж», размещается аудио-архив и архив православного обозрения «Радонеж». При нашей финансовой поддержке звучит также программа «Троицкое слово». Пользуясь случаем, я хочу сказать, что каждый год выдвигается много интересных инициатив по поводу получения грантов из федерального бюджета. В том числе мы финансируем часть программ на телеканале «Спас». Существуют, например, такие интересные программы как «Тихий православный вестник» - это православная программа для детей с нарушением слуха, которая осуществляется в Вятке и Нижнем Новгороде. Каждый год мы видим, что из регионов России регулярно поступают предложения по подобным программам православной тематики. Мы благодарим за сотрудничество всех, кто помогает нам в этой работе.

http://sedmitza.ru/text/1815943.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить признательность председателям и членам комиссий, не прекращавшим свою работу в условиях противоэпидемических ограничений.   ЖУРНАЛ 100 СЛУШАЛИ: Рапорт заместителя председателя Отдела внешних церковных связей архиепископа Ереванского и Армянского Леонида о продолжающих поступать в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла многочисленных обращениях клириков Александрийской Православной Церкви с просьбой о принятии их под омофор Московского Патриархата. Справка: Вследствие уклонения в раскол Патриарха Александрийского Феодора, поминовения им за Божественной Литургией 8 ноября 2019 года главы так называемой «Православной церкви Украины» в числе Предстоятелей автокефальных Церквей, признания упомянутой раскольнической группировки и сослужения с ее главой 13 августа 2021 года, часть клира Александрийского Патриархата, заявив о своем несогласии с позицией Предстоятеля, обратилась в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их в лоно Русской Православной Церкви. Архиепископом Ереванским и Армянским Леонидом по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и во исполнение решения Священного Синода от 24.09.2021 года (журнал 61) были изучены многочисленные просьбы духовенства Александрийского Патриархата, состоялась личная встреча с лидерами общин — священниками из ряда стран Африки, желающими перейти под омофор Московского Патриарха. На сегодня не менее ста приходов Александрийского Патриархата во главе с их настоятелями заявили о желании перейти в лоно Русской Православной Церкви. Многие из них обратились с соответствующей просьбой в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла еще в 2019 году, после признания Предстоятелем Александрийской Православной Церкви Патриархом Феодором раскольнической группировки. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Констатировать невозможность дальнейшего отказа клирикам Александрийской Православной Церкви, подавшим соответствующие прошения, в принятии их под омофор Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/5877047.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010