Орг оказывать Глубоковскому «возможное содействие посредством отпуска пищевых продуктов, посланных из Эстонии для эстонских граждан» 2844 . Именно через Эстонскую миссию в Петрограде и посольство в Москве шли все контакты Глубоковского с заграницей. Через посредство Эстонской миссии 24 декабря 1920 г. Глубоковский получил приглашение архиепископа Натана Сёдерблома вновь посетить Швецию и прочесть курс лекций «по церковной истории, специально о греческой православной церкви и ее идеалах в их историческом осуществлении» 2845 в Упсальском университете и двух ученых обществах. Сохранились несколько черновиков Глубоковского «Прошения в Петроградский Подотдел Ученых Учреждений и Высших Учебных заведений» (от 28 декабря 1920 года) 2846 о предоставлении командировки сроком на один год. Целью командировки указано исполнение поручений Академии наук по учету, изучению и описанию славяно-русских старопечатных книг и рукописей, находящихся в книжных собраниях Скандинавии, Англии и стран европейского континента, и расширение научного общения с заграничными книгохранилищами. Необходимость командировки Глубоковский мотивировал, сообразуясь с духом времени, полагая, что «при новом строительстве России все наши культурные ценности должны быть выяснены со всею точностью», а учет российских культурных ценностей за границей «составляет неотложную задачу самой первостепенной важности, требующую немедленного осуществления» 2847 . Он предлагал также заняться систематическим изучением заграничных изданий о русской революции «во всех ее фазисах» с тем, чтобы «устранить и рассеять предубеждения и создать совсем иную атмосферу для наших взаимоотношений с Западом» 2848 . Всячески подчеркивая «огромную государственную политическую ценность» этой деятельности, подготовляющей и обеспечивающей соглашение России с Западом, Глубоковский заявлял, что «успех этого рода не может подлежать сомнению» при одном непременном условии: чтобы «эту научно-дипломатическую задачу исполнял не квалифицированный партийный работник и не официальный представитель, а посторонний нейтральный и достаточно авторитетный ученый человек, потому что лишь ему поверят и только его послушают теперь заграницей» 2849 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

л) Отдел по делам молодежи; м) Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ; н) Отдел по тюремному служению; о) Комитет по взаимодействию с казачеством; п) Патриарший совет по культуре. 7. В случае необходимости могут быть созданы иные синодальные учреждения. 8. Синодальные учреждения являются координационными органами по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях, и как таковые имеют право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию. 9. Деятельность синодальных учреждений регулируется положениями (уставами), утвержденными Патриархом Московским и всея Руси с одобрения Священного Синода. Глава IX. Церковный суд 1. Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами посредством церковного судопроизводства. 2. Судебная система в Русской Православной Церкви устанавливается священными канонами, настоящим Уставом и Положением о церковном суде. 3. Единство судебной системы Русской Православной Церкви обеспечивается: а) соблюдением всеми церковными судами установленных правил церковного судопроизводства; б) признанием обязательности исполнения каноническими подразделениями и всеми членами Русской Православной Церкви судебных постановлений, вступивших в законную силу. 4. Суд в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами следующих инстанций: а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий; б) высшими церковно-судебными инстанциями Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) — с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви; в) высшим общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви за исключением Украинской Православной Церкви;

http://drevo-info.ru/articles/13677182.h...

Прекратить продажу детей заграницу! Дело в том, что наши Департаменты образования по всей стране превратили это в шикарный бизнес. Наши дети очень дорого стоят. Я думаю, даже Шредер получил нашего ребеночка не бесплатно. Конечно же на этом наживается определенная часть чиновничьего аппарата. Нашли, наконец, жилу в нищем образовании, которая может их обогащать. Поэтому оформление ребенка при продаже заграницу проходит за два три дня, а отечественные усыновители ждут годами. Это просто возмутительно! Действительно, если бы те средства, это уже тоже звучало, которые государство тратит на сироту, отдали русскому усыновителю при проведении определенной компании в средствах массовой информации, говорящей: «Люди русские, очнитесь! Никакой войны нет, а у нас сирот больше чем в 45-м году!», то огромное количество русских семей усыновило бы этих несчастных детей. Они сделали бы их счастливыми. Ведь, действительно, материальные возможности семьи просто не в состоянии взять такую нагрузку, а многие бы сделали это с удовольствием. А государственный аппарат необходимо поставить уже для контроля, нет ли тут каких-либо злоупотреблений? Желания детей содержать впроголодь, а на эти деньги устроить себе безбедное существование. Такое есть и среди родных мамочек. Обязательно необходимо разработать школьную программу, программу для педагогических ВУЗов под названием «Семья», или, как сказал один из выступающих, «Этика и психология семейной жизни», но лучше как-то все таки подоходчивей, под патронажем именно Церкви, чтобы в ней были отражены традиционные ценности. В силу того, что половина детей уже не имеет отцов, не имеют нормальной семьи, необходимо давать хотя бы теоретические знания о том, что есть триипостасный человек, о том как это должно быть, научить кого-то из них в будущем создать семью. Нужно пересмотреть всю государственную систему попечения о сиротах, так как она кует кадры преступного мира за деньги налогоплательщиков. Я бы хотел призвать наших архиереев поддержать такой опыт. В течении нескольких лет на своем приходе мы создали фонд, просто поставили кружку посреди храма на нужды нуждающихся, и обязали каждого входящего, туда что-то опускать, хотябы копейку. Собранные за месяц средства мы делим аккуратно между многодетными матерями, между одинокими стариками, у которых нет денег на лекарства, и между сиротами, потому что имеем попечение о двух детских домах, которые сами и создали. И что же? Благодаря этому, каждая многодетная мать на нашем приходе имеет дотацию по тысяче рублей на ребенка в месяц. Это можно сделать на каждом приходе, даже на деревенском! Потому что, действительно, состоятельные прихожане с радостью помогут многодетным. Просто нужно создать этот механизм. Мы должны внутри приходов это совершать.

http://sedmitza.ru/lib/text/429790/

Комментарии излишни!… Прекрасный ответ митрополита Антония положил конец увлечениям людей общества этим, по существу, малозначащим документом. Тогда выступает сам Лев Николаевич с протестом против постановления Синода, в форме «ответа». В столичных газетах мельком появлялись упоминания об этом новом документе, а отдельные его мысли услужливые друзья ухищрялись перетащить и на столбцы газет. Так, в «Новом Времени» как-то сообщалось, что-де гр. Толстой в одном из своих последних писем категорически утверждает, что от Бога и христианства он никогда не отрекался и не отречется. Естественно, такие слухи не могли не волновать интересующихся борьбой Толстых с отечественною Церковью и желающих знать истинную правду в этом споре. Ответное письмо графа на синодальное постановление пошло тем же путем, как и письмо графини, – «на улицу – по рукам», а вместе оно и заграницей давно появилось в печати. Но, по наведенным нами справкам, Л. Н. почему-то этого своего ответа не послал ни митрополитам, ни Обер-Прокурору Св. Синода, как это сделала со своим протестом супруга графа и куда-бы, кажется, лежала прямая дорога и его протесту против синодального определения. Документ этот является «новою исповедью» гр. Толстого. Подпольным путем широко проникши из-заграницы в русскую читающую публику, «ответ» графа производит общее впечатление на всех далеко не в его пользу. Не только на истинно-верующих людей, но даже на сектантов исповедь Льва Николаевича, наполненная голословными, горделивыми утверждениями и беззастенчивым кощунством, фанатическою, болезненною нетерпимостью и грубою бранью, на Христа и на самые священные верования вселенского и русского православия, – производит удручающее, отталкивающее впечатление. Даже слепые почитатели яснополянского лжеучителя готовы не верить, чтобы автором этого «ответа» был сам Лев Николаевич и возражают: «да не подвох-ли это клерикалов, желающих во что бы то ни стало оправдать свой поступок против великого писателя земли русской?» Находя в некоторых положениях новой исповеди графа противоречия с прежними его утверждениями, мы и сами усомнились было на счет подлинности происхождения этого документа и могли предполагать, не принадлежит-ли сочинительство «ответа» услужливым друзьям. Ведь одно время ходили же по рукам и были напечатаны заграницей письма гр. Толстого, от которых он потом отказывался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобные суждения могут произносить только те, которые нарочно хотят быть слепыми. Считаем своим долгом выразить нашу признательность тем, которые помогли нам в нашей миссии. Прежде всего в Петербурге – Обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву , в высшей степени любящему науку и пользующемуся, как писатель, всемирною известностью; затем профессорам Глубоковскому и Миртову, в Москве преосвящ. Евдокиму и проф. Попову, – редактору «Бог. Вестника», в Киеве преосв. Платону, и секрет. Дух. Академии – Успенскому»... (Далее Пальмиери говорит о русском благочестии, что уже не имеет прямого отношения к русскому духовному просвещению). Как видим, ученый католический библиофил-августинец отнесся к русской науке и к богословской школе нашей с исключительной симпатией и редким уважением. В частности, и К. П. Победоносцеву он воздал должное почитание, во всяком случае отнесясь к нему с большим вниманием и беспристрастием, чем иные русские вольнодумцы. Симпатии Пальмиери не ограничиваются одним этим письмом к о. Д. Якшичу. Пальмиери писал иногда и в наших богословских журналах, подписывая свои статьи псевдонимом «С. Братков». Кроме того, в 1910–1911 г. он выпустил уже первые два выпуска своего словаря русских богословских писателей. Заглавие этого задуманного сборника: «Nomenclator litterarius Theologiae orthodoxae Russicae a Graecae recentioris» (Volum I, fasc. 1–2. Pragae). Эти первые выпуски не без больших недочетов: много неточностей в хронологии, много ошибок в именах, неправильно переданы некоторые термины русского церковного быта, немало пропусков, но все это неизбежно в подобного рода словарях и справочниках. Важно то, что католический ученый задолго до наших дней и до теперешних международных встреч открыл для себя Россию и русскую богословскую науку, очаровался ею и в своем благоговейном к ней почитании не побоялся открыть и своим западным собратьям этот доселе им неведомый материк. А случилось это потому, что Пальмиери встретил и заграницей и в России образованнейших священников и ученейших профессоров, по эрудиции своей никак не меньших, чем западные, а по своей верности апостольской традиции Православия могущим всем нам послужить примером бескомпромиссного стояния за правду против соблазнов лжеучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/d...

 о статусе Русской Православной Церкви Заграницей как самоуправляющейся части Русской Православной Церкви;  о канонических условиях для установления евхаристического общения. Комиссии, ранее работавшие по отдельности, приступили к совместной работе и успешно провели два заседания, в ходе которых были подготовлены согласованные проекты ряда документов. Некоторые из них уже были рассмотрены и одобрены Священным Синодом Русской Православной Церкви и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви. Труды по поддержанию единства православных русской традиции Считаю своим долгом также отметить, что нами прилагаются усилия и по объединению вокруг Матери-Церкви православных в Западной Европе, принадлежащих к русской традиции. Разделение русской диаспоры по юрисдикционному признаку — одно из трагических следствий революции и гражданской войны в России. Ныне, когда все политические причины, вызвавшие такое разделение, стали достоянием истории, особенно хорошо видно, что восстановление духовного единства народа — наш неотложный долг. И нами были предприняты конкретные шаги в этом направлении: 1 апреля 2003 года было направлено послание ко всем православным приходам русской традиции в Западной Европе. Это обращение было с интересом воспринято православными иерархами и церковной общественностью Западной Европы. Началась серьезная дискуссия, в процессе которой происходит духовное осмысление как нашей истории, так и нынешней роли русской эмиграции. Естественно, высказываются разные мнения. Вместе с тем уже первая реакция показала, что вопрос единства русских людей за пределами отечества назрел и требует своего решения. Итоги подводить пока рано, но предварительный результат нашего обращения можно видеть уже в том, что оно оживленно обсуждается и не оставляет равнодушными пастырей и паству в русском рассеянии. Воссоединение — это прежде всего духовный процесс, который должен вызреть, его нельзя осуществлять механически. Для окончательного завершения потребуется время. Мы молимся Всемилостивому Господу, уповая на то, что это время не будет долгим.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Член Священного Синода Архиепископ Фаддей. Делопроизводитель Н. Нумеров» .   «Признать послания не имеющими церковно-канонического значения» Вначале рассмотрим отношение патриарха, представленное Священному Синоду и Высшему Церковному Совету, на основании которого этим органами было принято постановление о роспуске Высшего Церковного Управления Заграницей (ВЦУЗ). Нет оснований считать неискренним отмежевание патриарха Тихона от монархических симпатий Первого Всезарубежного собора, проходившего в Сремских Карловцах 21 ноября – 3 декабря 1921 г. Святейший Патриарх, находившийся в это время в столице РСФСР, не имел оснований питать иллюзии о восстановлении монархии, наличие которых было вполне объяснимо в среде эмиграции, анализирующей причины «крушения империи». В отношении к Священному Синоду и Высшему Церковному Совету патриарх Тихон продолжает свой аполитичный курс, следуя вышеуказанному обращению от 25 сен./8 окт. 1919 года. Отсюда вполне логично было признать обращения Всезарубежного собора о восстановлении в России монархии и призыв к мировым державам поддержать вооруженную борьбу русских антикоммунистов «не выражающими официального голоса Русской Православной Церкви». При этом патриарх Тихон был заранее информирован митрополитом Антонием о созыве собора в письме от 30 мая 1921 г. и осенью 1921-го – архиепископом Евлогием. Последний переслал патриарху все резолюции собора . 3/16 марта 1922 г. патриарх Тихон в своем обращении к Сербскому Патриарху Димитрию выражал благодарность за помощь «по отношению к русским изгнанникам-епископам, клирикам и мирянам, которые, силою обстоятельств оказавшись за пределами родины, нашли себе радушие и приют в пределах Сербской Патриархии» . Несмотря на несогласие с двумя обозначенными документами Всезарубежного собора, патриарх не предпринял никаких действий по отмежеванию от него до 18/31 марта, когда по требованию ГПУ он написал объяснительную записку, необходимую после политических заявлений собора в Карловцах . 23 марта/5 апреля 1922 г. В этот день патриарх был призван по повестке в созданное взамен ЧК ГПУ . Там ему было предъявлено требование в течение трех дней определиться в отношении состоящих в его «иерархической подчиненности» . В своей записке ГПУ от 24 марта/6 апреля Святейший Патриарх указывает на ненормальность своего положения в связи с тем, что власти ограничивают допуск к нему посетителей .

http://bogoslov.ru/article/5997903

Восстановление единства Русской Православной Церкви — как это было (+Фото) Зачитывается акт и на амвоне Патриарх Алексий и митрополит Лавр ставят свои подписи под документом. Все следят, затаив дыхание. 17 мая, 2015 Зачитывается акт и на амвоне Патриарх Алексий и митрополит Лавр ставят свои подписи под документом. Все следят, затаив дыхание. 8 лет назад, 17 мая 2007 года, в Храме Христа Спасителя состоялось историческое событие — торжественная церемония подписания Акта о воссоединении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Акт о каноническом общении подписали Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Предлагаем читателям вспомнить, как это было. Мы почти никогда не бываем осознанными свидетелями исторических событий. «Большое видится на расстоянии» — мы не знаем, что войдет в историю, а что будет навсегда забыто, осязать историю почти невозможно. И даже если мы не ошибемся в важности события, то нередко это чувство будет тревожным, рождающим страх: что будет после, как жить дальше, кто следующий.  Так, наверное, чувствовали наши соотечественники – современники революций 1917 года, современники трагических событий 20 века. Такое же тревожное ощущение не покидало нас, когда мы слышали о расколе в Русской Православной Церкви за рубежом: многие думали, что и этот раскол будет развиваться по своей классической модели почкования: один раскол, за ним другой, третий. Расколы не врачуются. Единство Русской Православной Церкви – это не просто примирение верующих, восстановление евхаристического общения, не просто прекращение гражданской войны в Отечестве – это и пример, прецедент для дальнейшего примирения и угашения вражды. Нам еще предстоит осмыслить и понять всю значительность этого дня. Примечательно, что волна противостояния восстановлению единства набирала все большие обороты по мере приближения 17 мая. Высказывания в ряде СМИ против воссоединения сменились   беспрецедентной дезинформационной кампанией, распустившей слухи о тяжелой болезни и даже, якобы, смерти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Когда Святейший предстал перед прессой, кампания сменилась на новую, утверждающую, что треть членов РПЦз против воссоединения с Русской Православной Церковью. Примеры такого медиа-противостояния можно множить, но главное они стали наглядным доказательством известного аскетического наблюдения: задумал доброе дело – жди искушений.

http://pravmir.ru/vosstanovlenie-edinstv...

Помимо двух вышеупомянутых вопросов, окончательно не преодоленных, некоторым участникам нашего Совещания не легко относиться с доверием к некоторым представителям Церкви в России. Это недоверие, а временами и страх, отчасти обусловлены отсутствием реального контакта с Церковью в России, а отчасти — действиями представителей Московского Патриархата. Однако, недоверие может быть преодолено как личными контактами, так и доброжелательными действиями со стороны представителей Церкви в России. Мы, участники Всезарубежного пастырского совещания, сознаем, что наши прихожане неоднозначно относятся к вопросу взаимоотношений двух частей Русской Церкви. Мы, будучи пастырями душ человеческих, не можем этого не учитывать и обязаны с любовью и терпением относится ко всем вверенным нам душам человеческим. Враг рода человеческого желает нас разделить и мы должны всеми силами сохранить свое внутреннее единство. На Совещании было прочитано письмо Святейшего патриарха Алексия, обращенное к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей. В этом письме нас обнадеживают слова свидетельствующие о понимании Русской Зарубежной Церкви как части Русской Церкви, а также взаимно выраженное Патриархом покаяние за все те слова и действия, которые не содействовали примирению двух частей Русской Церкви. Мы обращаемся к предстоящему Архиерейскому Собору с просьбой принять во внимание наши высказывания, переживания наших прихожан и резолюции епархиальных пастырских совещаний по вопросу взаимоотношений двух частей Русской Церкви. Мы понимаем, что вопрос взаимоотношения с Церковью в России чрезвычайно трудный и перед нашим Архиерейским Собором стоят нелегкие решения. Как и в прошлом, так и ныне, нам наиболее близок царский святоотеческий путь по этому вопросу. Согласно Блаженнейшему митрополиту Анастасию, святителю Иоанну и целому ряду Соборных Посланий нашей Церкви, окончательное разрешение взаимоотношений двух частей Русской Церкви должно иметь место исключительно на Всероссийском Поместном Соборе. Нам кажется, что мы должны стремиться именно к созыву подобного Собора и быть готовыми включиться в процесс его подготовки, вплоть до участия в предсоборной комиссии. Мы уверяем Вас, наших архипастырей, в нашей поддержке, в наших молитвах и умоляем Вас говорить одним голосом.

http://pravoslavie.ru/8435.html

Само название Акта, подписанного в Москве в 2007 году, свидетельствует о том, что примирившиеся стороны рассматривали многолетнее разделение как конфликт внутри Русской Православной Церкви. Потому произошедшее в 2007 году событие было названо восстановлением канонического общения между двумя частями Русской Церкви. Теперь укажем на основные принципиальные отличия этого конфликта от церковных расколов в Украине. Во-первых, церковные разделения в Украине в конце 1980-1990-е гг. были связаны с самочинными провозглашениями автокефалии, т.е. с отделением от церковного общения епископов, духовенства и мирян. Сторонники как УАПЦ, так и УПЦ КП принципиально настаивали на разрыве отношений с Русской Церковью и о провозглашении автокефалии без согласия на это как Русской Церкви, так и других Поместных Церквей. Как мы видели, РПЦЗ никогда не заявляла о своей автокефальности, настаивая, что остается частью Русской Церкви, вынужденно находящейся в состоянии «самоуправления». Во-вторых, на клириков, уклонившихся в раскол в Украине, накладывались разные канонические наказания: запрещения в служении, лишения сана, а по отношению к бывшему Киевскому митрополиту Филарету (Денисенко) была применена высшая мера церковного наказания — отлучение (анафема). Но епископов и клириков РПЦЗ Московский Патриархат никогда не лишал сана и от Церкви не отлучал. Сегодня уже документально доказано, что апостольское преемство епископских хиротоний в УАПЦ сохранено не было. Истоком для иерархии УАПЦ стало рукоположение, совершенное 31 марта 1990 года лишенным священного сана и монашества бывшим епископом Иоанном (Боднарчуком) и самозваным «епископом» Викентием Чекалиным (на самом деле он никогда не имел епископского сана, а был лишь диаконом, но на момент совершения указанной «хиротонии», он уже был лишен и диаконского Потому в Русской Православной Церкви никогда не признавалась законность хиротоний, совершавшихся в УАПЦ. Над принимавшимися из УАПЦ «епископами» всегда совершались законные рукоположения.

http://patriarchia.ru/db/text/5889683.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010