Перед службой, под открытым небом строят крытый деревянный помост для совершения литургии и помост для певчих. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах двадцати четырех — старцы, облеченные в белые одежды, и золотые венцы на главах их. Отк. 4,4 Как проходила первая литургия в Бутово И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом Его, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом — как бы море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четверо животных, исполненных очей спереди и сзади. Отк. 4,5   Мы попросили одного из участников самых первых Литургий на Бутовском полигоне, заместителя декана миссионерского факультета ПСТГУ, кандидата физико-математических наук, А.Б. Ефимова, поделиться своими воспоминаниями о том, как они начинались. — Первыми прославили Новомучеников в Зарубежной Церкви, а вслед за ними и мы. Дело не в том, чтобы под открытым небом совершать службу, а в том, что бы позвать всех священников Москвы и области. Тогда еще митрополит Кирилл со Святейшим Патриархом Алексием и владыкой Арсением все это придумывали и делали, а Николо-Кузнецкий храм очень много в этом помогал. В частности, нужно было сделать помост, где шла литургия, сделать помост для певчих, другие устройства, необходимые для организации и совершения богослужения. Наконец, начались эти службы, где присутствовало по 400-500 епископов священников и диаконов. Все началось уже после того, как был построен деревянный храм при настоятеле отце Кирилле Каледе . У него появился очень добрый прихожанин и благодетель, который много помогал при строительстве. Потом началась подготовка к строительству нового каменного храма. Закладывали этот храм вместе глава Русской Церкви и глава Зарубежной Церкви, хотя тогда наши Церкви еще не были объединены. По существу, их объединили наши Новомученики . — Кто и как организовывал первое богослужение? — Это делал владыка Арсений с отцом настоятелем Кириллом, а благословлял это богослужение сам Патриарх. Еще раньше там началось исследование судьбы Новомучеников и сохранение их памяти. С самых первых месяцев Перестройки велась работа по созданию базы данных по новомученикам. Эта база включает огромный материал Бутовского полигона — сохранились почти все документы. Удалось просмотреть все следственные дела и представить к канонизации почти 400 новомучеников. Теперь в Бутово прославлено святых больше, чем в Киево-Печерской Лавре и других духовных очагах. Потому теперь это, может быть, крупнейший центр нашей святости.

http://pravmir.ru/nebesnaya-liturgiya-v-...

Скачать epub pdf Молодежный съезд в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, декабрь 1984 года, доклад протосингела Афанасия Евтича , профессора богословия Духовной академии в Белграде. Отец Афанасий в своих докладах часто упоминает своего духовного отца, архимандрита Иустина Поповича , а также митрополита Антония Храповицкого , бывшего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Мне бы хотелось вначале прочесть текст Послания Ефесянам ( Еф.3:14–19 ): «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». И заканчивает апостол Павел свою молитву: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» ( Еф.3:20–21 ). Там есть выражение «генерация» по-немецки, «во все генерации». Вот с этой молитвы я бы хотел начать слово о святых отцах. Разрешите мне сегодня говорить о святых отцах, а завтра уже об учении святых отцов. Они, как люди великие, а потом следует за этим их святое учение. Из этой молитвы апостола Павла, которая меня всегда глубоко впечатляла, видно, что от Бога Отца всякое отечество называется и на земле, и на небе. Бог есть Отец, и святой Василий Великий говорит между прочими отцами, что первое и подлинное настоящее Имя Бога нашего – это имя Отец. Первое имя Его не Творец, не Промыслитель, но Отец. И это Имя не только относится к нам, но, прежде всего, относится к Его Сыну, и Он – Отец Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Значит, Он Отец вечно. И по самому бытию Своему Он – Отец. Ибо наше название отцом даже своих родителей на земле или на небе, то отчество – имя, отчество мы получаем оттого, что Бог есть Отец. Это значит, что даже наши родственные связи и духовные связи со своими отцами, – потом будем объяснять, – происходят из Самого Имени Божия. И в этом, – что мы называем отцом своего родителя, или родителей, отца и мать, и своих духовных отцов, – мы уже исповедуем одну связь с Богом Отцом. Мы уже соотносим свои связи – родительские физические и родительские духовные – с Богом. Правда, почти все знаем, что Христос сказал: «Отцом себе не называйте никого на земле» ( Мф.23:9 ). Но именно этим Христос хотел сказать, чтобы все наши названия – или родителей отцом, или учителей своими отцами – были в связи с Богом как единым истинным подлинным Отцом. Можно даже сказать словами Христа: «Не называйте отцом никого на земле». Не запрещает называть отцом родителей как физических, так и духовных, а именно называть их в связи с этим, что Бог Единый и подлинный Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Это были люди с противоположной церковной настроенностью, которые с каким-то особым рвением охраняли в это время единство церкви. Именно, в это время значительная часть русского церковного общества особенно сильно почувствовала, как ей близка церковь и как ей дорого церковное единство. Ни смерть, ни заключение, ни невероятно тяжелые переживания на свободе не заставили этих людей изменить церковной власти. В числе верных сынов Русской церкви оказались: 1) подавляющее число церковного народа, 2) огромная часть иерархии 3) и, увы, в первое время, лишь ничтожная часть белого клира. В эти трудные моменты церковной жизни особенно как-то почувствовалось все величие исповедничества, когда люди без фразы и позы принимали суровую действительность, как ниспосланные испытания. В этом настроении была великая сила, которая не только облегчала испытания, но и примиряла с ними. Безгранично более мучительно, по сравнению с личными переживаниями, было видеть разрушение церковной организации, безрассудно преданной зарубежными политиканами и внутренними изменниками. Сын Человеческий шел на вольную страсть «по предназначению», но и Он сказал: «горе тому человеку, которым Он предается!» Мужественно перенося исключительные испытания, исповедники этого времени повторяли, в иных, может быть, выражениях смысл этой фразы, и относили ее, как к живо-церковным отщепенцам, так и к зарубежным политиканам. III Кризис церковной смуты в России и ее дальнейший рост за рубежом (1923 г.) «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ио. XVII, 21). «Ибо так будет единомыслие и прославится Бог о Господе во Св. Дусе, Отец и Сын и Св. Дух» Единство верующих есть главный завет Основателя церкви и, следовательно, основной закон ее, как общества верующих во Христа. Единство это достигается «единомыслием» церковного общества. 34-ое Апостольское правило указывает и средство для достижения такого единомыслия. Оно достигается канонически установленными взаимоотношениями в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Движенцем никогда не перестаешь быть – до гробовой доски. Обособлять себя от старших, выделять молодежь из целого – ослаблять Движение. Это вторая болезнь чаще всего встречается у начинающего работника Движения. Третий соблазн в том, чтобы себя, свое дело, свое мнение ставить на первое место и не подчиняться общему. Это, может быть, самая серьезная болезнь Движения – ей подвержены активные его работники. Чтобы преодолевать эти соблазны обособления, всем нам, членам Движения, нужно всегда держать в уме и сердце и посильно исполнять замечательные слова апостола Павла к Филиппийцам (2:2–5), в которых дан законченный образ духа соборности: «...Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Соловецкие епископы и декларация митрополита Сергия 1927 года В недавнем послании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей 52 приводится ряд аргументов, которые не позволяют Синоду положительно ответить на призыв Московской Патриархии к юбилею 1000-летия крещения Руси воссоединиться с Матерью-Церковью. Не входя в проблематику по существу 53 , мы хотели бы коснуться одного исторического вопроса, а именно отношения соловецких епископов к декларации лояльности митр. Сергия.             Справедливо отмечая, что «декларация митр. Сергия 1927 года о тожестве интересов Церкви и безбожного государства до сих пор лишает патриархию свободы» (но не только декларация, а создавшееся десятилетиями зависимое положение), члены Зарубежного Синода пишут: «Мы знаем о том, что декларация эта не была принята в свое время на родине большинством иерархов-исповедников, верным им клиром и паствою, в силу чего все они окончили жизнь мученически в страшных лагерях смерти. Находясь еще в Соловецком лагере, эти исповедники, обреченные на смерть, обратились к советскому правительству с памятной запиской...» К сожалению, в этих словах все, или почти все, исторически неточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Александр Журавский Религиозный фактор как элемент геополитики России Источник:  Седмица.ru Религиозный фактор становится элементом геополитики России. Это стало ясно после двух важных событий – сентябрьской встречи в Нью-Йорке Президента Путина с делегацией Русской Зарубежной Церкви во главе с ее Предстоятелем митрополитом Лавром и октябрьского малазийского визита главы Российского государства. Первое событие стало началом новой большой политики России в религиозном вопросе. Воссоединение двух разрозненных частей Русской Церкви, размежевание которых стало следствием советской репрессивной политики, становится отныне не только церковным, но и общероссийским политическим событием. Событием, которое должно ознаменовать как преодоление исторической катастрофы русской нации, впервые оказавшейся в XX веке в разделенном состоянии (эмиграция, диаспоральность), так и новый этап российской государственности, не просто отторгнувшей архетип советской антирелигиозной политики, но и формирующей новый архетип, лишенный рудиментов постсоветской половинчатости. Президент передал Первоиерарху Зарубежной Церкви письмо Патриарха Алексия (знатоки дипломатического протокола, вспомните, когда такое было?!) с приглашением посетить Россию. А затем передал письмо митрополита Лавра Патриарху Алексию. Глава государства выступил как коспонсор переговорного процесса и, одновременно, как лично православный человек, при этом, именно личная религиозность Президента была отмечена представителями Зарубежной Церкви как основание для надежды. Малазийский визит, хотя и более масштабный, чем скромная нью-йоркская встреча с делегацией РПЦЗ, стал лишь продолжением нового курса Президента. Не вдаваясь в подробности малазийских встреч Президента Путина, особо отметим его интервью телеканалу " Аль-Джазира " . Впервые глава государства так четко и ясно сформулировал формат сотрудничества России и исламского мира: " В России проживает 20 миллионов мусульман... Причем в отличие от, скажем, мусульман, которые проживают в Западной Европе, наши мусульмане – это россияне. У них нет другой родины. И в этом смысле Россия, конечно, – часть мусульманского мира. Во всяком случае, наши мусульмане не должны себя чувствовать людьми второго сорта в мусульманском мире. Они имеют право прямых контактов с мусульманским миром через представительные международные организации " . Не менее важным был другой тезис Президента: " У нас 20 миллионов мусульман, но 125 – не мусульман. У нас в основном христианская, православная страна " . Православная страна – это уже серьезное утверждение, свидетельствующее о восприятии страны Президентом и его окружением.

http://religare.ru/2_7084.html

Митрополит Волоколамский Иларион также напомнил об огромной работе, которую на протяжении трех лет, предшествовавших подписанию Акта, проделали комиссии по диалогу Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви: «На восьми совместных заседаниях комиссий с июня 2004 года по октябрь 2006 года была проведена не просто " техническая " подготовка воссоединения. Этот общий труд помог нам пройти школу взаимопонимания и научиться вместе осмысливать уроки ХХ века, по-новому взглянуть на пройденный путь, обогатиться духовным опытом, приобретенным в условиях жизни, не похожих на наши собственные. Был подготовлен ряд важных документов, выражающих общий взгляд на принципиальные вопросы: взаимоотношения Церкви и государства, взаимоотношения Православной Церкви с неправославными общинами и организациями, был выработан статус Русской Зарубежной Церкви как самоуправляющейся части Русской Православной Церкви». «Мы знаем также, — продолжил председатель ОВЦС, — какая выдающаяся роль принадлежала в процессе нашего сближения тогдашнему председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту, а ныне Святейшему Патриарху Кириллу. Его проникновенное видение во многом определило путь к единству, он был главным архитектором той модели воссоединения, которая, в конечном счете, и осуществилась. В основе предложенного им подхода был принцип уважительного, конструктивного отношения к тем реальностям, которые сложились за долгие десятилетия нашей церковной жизни в условиях разделения». Как отметил владыка Иларион, приближается 5-летие подписания Акта о каноническом общении, и этот рубеж, особо отмеченный в приложении к документу, подписанному 4/17 мая 2007 года, «побуждает нас и к благодарности Богу за переживаемую нами радость единства, и к осмыслению пройденного за это время совместного пути, а также и к размышлению о нашем общем будущем». Засвидетельствовав, что даже краткое перечисление того, что состоялось во взаимоотношениях Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве за прошедшие пять лет, заняло бы весьма длительное время, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата подчеркнул, что рассказ о многих из этих событий может быть предварен словом «впервые»: «За прошедшие годы мы пережили очень много радостных событий, которые не происходили ранее. То, что прежде было невозможным и поначалу воспринималось с особенным воодушевлением, теперь уже стало повседневной реальностью нашей церковной жизни».

http://patriarchia.ru/db/text/1679001.ht...

В первые же месяцы после интронизации Святейшего Патриарха Кирилла была предпринята реорганизация центрального аппарата Русской Православной Церкви. Были перераспределены полномочия между синодальными учреждениями и учреждены новые синодальные ведомства: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, а также Синодальный информационный отдел (объединены в 2015 году в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ). Был разделен функционал Издательского совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии. Сформированы или восстановлены новые административные структуры — Секретариат Московского Патриархата по зарубежным учреждениям (позднее переименован в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям) и Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви. Административные функции Управления делами Московской Патриархии были уточнены с приданием этому учреждению более широкого функционала в сфере взаимодействия с епархиями на канонической территории Русской Православной Церкви и выделением не связанных с этими обязанностей в ведение новоучрежденного Административного секретариата Московской Патриархии, а также других учреждений. В марте 2010 года было дополнительно образованы: Патриарший совет по культуре, Синодальный отдел по тюремному служению, Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Синодальная комиссия по монастырям и монашеству была преобразована в Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Позднее были образованы Патриарший совет по защите семьи, материнства и детства — в 2011 году; Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта — в 2015 году; Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации — в 2016 году. С 2010 года под председательством Святейшего Патриарха регулярно созываются совещания руководителей синодальных учреждений, получивший в 2011 году именование Высшего Церковного Совета, на заседаниях которого проходят первое коллегиальное обсуждение и редакцию многие документы, подлежащие затем рассмотрению Священным Синодом. Также Высший Церковный Совет контролирует реализацию почти каждого из соборных или синодальных решений, предполагающих конкретную работу того или иного синодального учреждения. За истекшие десять лет нормотворческая работа Архиерейских Соборов, Священного Синода и Высшего Церковного Совета привела к созданию 163 основополагающих документов, призванных способствовать развитию церковной жизни в самых ее разных аспектах.

http://patriarchia.ru/db/text/5379588.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: «Система духовного образования должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем» 2 февраля 2010 г. 12:35 «Одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является завершение реформирования системы духовного образования. В решении этой проблемы мы должны исходить из тех целей, которые стоят перед духовным образованием, — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви в ходе Архиерейского совещания 2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя. — Это, во-первых, подготовка пастырей, и, во-вторых, специалистов в различных областях богословского знания. На первое должны быть нацелены семинарии, а также пастырские и миссионерские факультеты православных университетов, которые обязаны давать базовые богословские знания и воспитывать достойных служителей Церкви. На второе — духовные академии, Общецерковная аспирантура , аспирантуры православных университетов, которые призваны, с одной стороны, давать специальные углубленные знания, а с другой, быть площадкой для научно-исследовательской работы. Кроме того, в обязанность академий и аспирантур также входит подготовка преподавательских кадров для церковных и светских учебных заведений. Свое место в системе духовного образования должны найти факультеты при светских вузах». Система духовного образования должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем, тогда студенты и преподаватели духовных школ смогут полноценно участвовать в программах академического сотрудничества, что в конечном итоге будет способствовать как успеху миссии Церкви в обществе, так и повышению образовательного уровня внутри самой Церкви, убежден Святейший Владыка. «Конструктивное партнерство с указанными образовательными системами возможно при согласовании принципов организации духовного образования с так называемой Болонской системой, на которую перешли европейские и российские вузы, — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — Следствием этого станет, наконец, решение проблемы признания государством нашего богословского образования, а также создание условий для повышения его уровня. Полагаю, что Болонский процесс едва ли может быть принят нами в чистом виде, тем более что сам он предполагает наличие разночтений и учитывает особенности национальных систем образования, а также специфику изучения отдельных предметов. Отечественное богословское образование безусловно имеет свою специфику и свои традиции, которые должны быть учтены, и Болонский процесс предоставляет такую возможность».

http://patriarchia.ru/db/text/1061403.ht...

Прихожане РПЦЗ в Австралии радостно воспринимают воссоединение Церквей Москва, 18 мая 2007 г. Верующие Русской Православной Церкви за границей в Австралии и Новой Зеландии с радостью воспринимают воссоединение с Церковью в Отечестве, сказал РИА Новости первый заместитель председателя Архиерейского Синода РПЦЗ архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион. " Я думаю, что никто не против воссоединения. Большинство воспринимают это спокойно и радостно " , - отметил владыка. " Мы всегда за границей чувствовали и считали себя неотъемлемой частью Поместной Русской Церкви, временно, по обстоятельствам печальным, самостоятельно управляющейся, без канонического общения с Церковью в Отечестве. Но пришло время, когда безбожная власть уже не существует и возродилось православие. Это дало нам возможность иметь общую Чашу " , - добавил архиепископ. По его словам, " бывают отдельные лица и отдельные священники, которые еще не подготовились к единству и говорят, что это рано свершилось, что некоторые вопросы недостаточно разработаны " . " Больше всего они упирают на вопрос об участии Московского Патриархата в экуменическом движении, во Всемирном совете церквей " , - добавил собеседник агентства. " Но наш Синод видит, что исповедание правильное в Московской Патриархии: она не отрицает уникальность Православной Церкви и не принимает теорию ветвей " , - сказал замглавы Архиерейского Синода РПЦЗ. Отвечая на вопрос, что единство с Московским Патриархатом значит для него лично, архиерей сказал: " Для меня - достигнуто чаемое духовное единство Русской Церкви " . " Люди в наш век больше разделяются. Так что это - редкость " , - добавил владыка. Архиепископ Илларион приехал в Россию не в первый раз. " Я бывал здесь уже раз шесть-восемь, даже не помню точно. Но первое впечатление, в 90-м году, было радостное чувство, что вот эта земля, которую мы всегда почитали, любили, мечтали вернуться когда-то " , - вспоминает представитель РПЦЗ. " И вот, это осуществилось сейчас не только телесно, но и духовно - воссоединение зарубежной части Русской Церкви с Церковью в России " , - сказал владыка. По словам представителя РПЦЗ, в Австралии действуют около 30 приходов Русской Зарубежной Церкви, в Новой Зеландии - четыре. 18 мая 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22172.html

Оставаться в Югославии после прихода к власти Тито зарубежный Синод не мог. Он переместился вначале на короткое время в Карловы Вары, а потом в Мюнхен. По существу, Синод прежнего состава распался, но в Мюнхене он был воссоздан в 1946 г. вследствие присоединения к митрополитам Анастасию и Серафиму, тогда еще не исключенному из Синода, значительной группы архиереев, выехавших из Советского Союза и входивших ранее в состав Украинской Автономной Церкви и Белорусской Церкви. Среди прочих это были митрополит Пантелеймон (Рожновский), скончавшийся в Мюнхене в 1950 г., архиепископы Феофил (Нарко), Димитрий (Маган), епископы Пантелеймон (Рудык), вернувшийся в 1959 г. в юрисдикцию Московской Патриархии, Леонтий (Филиппович), Афанасий (Мартос). Воссозданный в Мюнхене Синод возглавлял по-прежнему митрополит Анастасий. Впервые послевоенные годы изменилась и паства Зарубежной Церкви. Активную часть ее составили теперь перемещенные лица: военнопленные, жители оккупированных территорий, угнанные на работы в Германию и теперь из страха вполне вероятных репрессий не пожелавшие вернуться на родину. Среди них были и власовцы, сумевшие избежать выдачи советским властям. В связи с этим изменилось и географическое распределение приходов Зарубежной Церкви. Если в годы между двумя мировыми войнами центрами сосредоточения таких приходов были Балканы и Китай, то теперь на первое место выходит Германия, где в послевоенные годы под окормлением двадцати двух священников Русской Зарубежной Церкви состояло около 200 000 перемещенных лиц. Усиливается влияние зарубежного Синода и на Американском континенте – не только в Северной Америке, но и в странах Южной Америки, где поселилось значительное число «невозвращенцев» – перемещенных лиц. В обстановке, начавшейся в 1946 г. холодной войны непримиримое отношение зарубежного Синода к Московской Патриархии, лояльной советскому правительству, получило поддержку со стороны правительств западных государств, в том числе Соединенных Штатов, и Синод в 1950 г. переехал из Мюнхена в Америку, в Нью-Йорк.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010