22 Грек Фома Иванов 8-го декабря 1650 г в Посольском приказе говорил, что патриарх Иосиф «приказывал ему со многим прошением, чтобы он, Фома, у Цареградскаго патриарха и у всего вселенского собору доступил ему грамоту против ево патрирша письма о церковных великих потребах». Фома «доступил эту грамоту и привез ее с собою за патриарховою рукою и за печатью». – Архив Мин. Иностр. Дел. Греческие дела 7159 г, ноября 20-го, 8 – Белокуров. С. Материалы для русской истории. М. 1888, стр. 210 Примечание. 23 Списки и перевод грамоты – Моск. Гл. Арх. Мин. Ин. Дел. Дела Греческие, связка 29, дело 8 – См. Николаевский П. Ф. Из истории сношений России с Востоком в пол. XVII ст. Христ. Чтение 1882, кн. 1 2, стр. 261–262. 25 Печатный Служебник 1651 г, л. 1 – 17 об. «Сказание о святей книзе глаголемей Служебник, како по повелению государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии и по благословению святейшаго Иосифа патриарха Московскаго и всея Русии и всего освященнаго собора напечатана бысть». 28 Распросные речи о единогласии 1651 г – Записки Отдел. рус. и слав. археологии Имп. Рус. Археол. Общ., т. II, стр. 394–397. 31 Первая напечатана в Акт. Археогр. Экспедиц., т. IV, 327, вторая – Книга глаголема Времянник, сиречь Летописец русский. М. 1790, ч. II, стр. 322–328. – Совершенно неосновательно Д. В. Разумовский считает эту грамоту «положившей конец разгласию богослужения». См. Церковное пение в России. М. 1867., стр. 78 32 Первую см. Досифей архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М. 1836, ч. III, XVIII, стр. 225–229 Вторую см. у Белокурова, op. cit. 25-е примечание на стр. 46. – Срв. Послание Ионы, архиепископа Ростовского пастве. Акты Исторические, т. IV, 62. 33 Рукопись принадлежит Московскому Публичному и Румянцовскому музеям, 1407,выменена на дублеты печатных книг у Н. Е. Бранденбурга. Рукопись имеет следующую запись внизу по листам «1732 г. дана сия книга о единогласии церковном вкладу Темниковскаго уезду во святую Саровскую пустыню тоя обители при первоначалнике иеросхимонахе Иоанне, да при строителе иеромонахе Дорофее, а дана сия книга для поминовения иерея Георгия, Иулиании, Татианы, Павла, Анны и их сродников, преставившихся. А подписал сию книгу многогрешный иерей Петр своеручно». Вверху 1 л. надпись «Писано в лето 7160 году писал справщик печатнаго двора Шестак Мартемян». Биография Шестака неизвестна. В расходной книге Московского печатного двора за 159 год (1651) имеется подпись: «159 г., октября в 5 день, государево жалованье справщик Шестачко Мартимианов первую половину своего окладу, денги взял все сполна и руку приложил». В такой же книге за 161 г. на л. 3 об. сказано: «Шестой Мартемянов – и Шестой умер, а на ево место по памяти из Приказу Болшаго дворца за приписью дьяка Смирново Богданова велено быть в справщиках Чудова монастыря старцу Евфимию». См. рукопись Расходныя книги, 49, л. 87, и 51, л. 3 об

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тхоржевский С. Стенька Разин. М., 1923. Урусова Е. П. Переписка княгини Е. П. Урусовой со своими детьми/Подг. Н. Г. Высоцкий//Старина и Новизна. 1916. Кн. ХХ. Стр. 14—48. Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858—1863. T. I-IV, VI. Устюгов Н. В., Чаев Н. С. Русская церковь b XVII в.//Русское государство b XVII веке. Новые явления в социально–экономической, политической и культурной жизни/Ред. Н. В. Устюгов и др. М., 1961. Федотов Г. П. Святой Филипп митрополит Московский. Париж, 1928. Федотов Г. П. Святые древней Руси. Париж, 1958. Федотов Г. П. Стихи духовные. Париж, 1935 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни (написана около 1743 г.). СПб., 1862. Флоровский Г. В., протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937. Форстен. Сношения Швеции и России во второй noлobuhe XVII в.//ЖМНП. 1898. T. I-II; 1899. T. II, III, IV, V. Фролов В. Обличение на раскольников//Братское слово. 1894. T. I-II. Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. T. I. Хрущев И. П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преп. игумена Волоцкого. СПб., 1868. Чаев Н. С. «Москва — Третий Рим» в политической практике московского npabumeльcmba XVI в.//Исторические записки. 1945. T. XVII. С. 13—23. Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии. Уфа, 1859. Чистович Илларион. Выговская раскольническая пустынь в первой noлobuhe XVIII ст.//ЧОИДР. 1859. T. II. Шестак Мартемьян. Слово о единогласном пении (1649 г.)//ПДПИ. 1904. Т. 155. С. 63—79. Шушерин И. История о рождении, о воспитании, и о житии святейшего патриарха Никона//Русский Архив. 1909. T. IX. С. 1—110 (есть отд. издание). Щапов А. П. Сочинения. СПб., 1906—1908. T. I-III. Юшков С. В. Очерки из истории приходской жизни на севере России b XV-XVII вв. СПб., 1913. Яковлев Г. Извещение праведное о расколе беспоповщины. М., 1888. Amburger Erik. Geschichte des Protestantismus in Russland. Stuttgart, 1961. Amman A. M. Abriss der ostslawischen Kirchengeschichte. Wien, 1950.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

720 Мельницкий М.Ф. Указ. соч. С. 82. В сноске у Мельницкого: «Справка в экспедиции о ссыльных в г. Томске». 725 См., например: ГАРФ. Ф. 677, Император Александр III. On. 1. Д. 4. Шифры, дешифранты для переписки членов императорской семьи с 1857 г. 728 РГАДА. Ф. 1208. Оп. 3. Д. 72. Л. 12об. Автограф. Письмо от 19 января 1837 г. (Переписанный текст без этого постскриптума – Д. 70. Л. 84.) 729 Там же; Епископ Петр. Сибирский старец Феодор Кузьмич. 1837–1864 гг.//Русская старина. 1891. Октябрь. С. 233. 732 Село Краснореченское (Красная Речка) Боготольской волости, Ачинского округа, на р. Чулым. (Ныне – Боготольский район Красноярского края.) 735 Епископ Никодим (Казанцев) отмечал в своих «Путевых записках» 1870 г.: «Приехали в станицу Белоярскую. Это – сибирские земские казаки, полукрестьяне и полувоенные, обрабатывают землю и на сроки по очереди, служат в Сибири же, в своих городах» (Путевые записки епископа Никодима//Русский архив. М., 1903. Кн. 1. Вып. 2. С. 237; далее – Путевые записки…). 736 РО РГБ. Ф. 23. К. 8. Д. 1 (1 а). Л. 7об., 9об.; РГАЛИ. Ф.487. Оп. 1. Д. 137. Л. 9; Мельницкий М.Ф. Указ соч. С. 84, 95. 738 Громыко М.М. Жизнеописания неканонизированных подвижников благочестия XIX в. как источник для изучения массового религиозного сознания//Этнографическое обозрение. 2000. 6. С. 48–50; Она же. О единстве православия в Церкви и в народной жизни русских//Традиции и современность. 2002. 2. С. 21–22. 755 Епископ Петр. Сибирский старец Феодор Кузьмич. 1837–1864//Русская старина. 1891. Октябрь. С. 234. 760 См., например, Асташевых в фонде князя Алексея Васильевича Оболенского – директора-распорядителя золотопромышленной компании: РГИА. Ф. 1107. 761 Юдин П.Л. Император Александр I в Оренбургском крае в 1824 г. Из дел Оренбургского центрального архива//Исторический вестник. 1891. Сентябрь. С. 714. 767 Мельницкий М.Ф. Указ. соч. С. 85. В другом месте этого жизнеописания пребывание Феодора Кузьмича в келье около пасеки И.Г. Латышева датируется 1848–1851 гг. – Там же. С. 94. Пасека И.Г. Латышева в 12 верстах от деревни Зерцалы. – РГАЛИ. Ф. 487. Он. 1. Д. 137. Л. 8об.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но опасения Паисия и царя относительно патриархов были совершенно напрасны. Патриархи ехали в Москву с тем, чтобы исполнить желание московского правительства – осудить Никона, а потому они вовсе и не думали выражать свой гнев к газскому митрополиту, а вошли с ним, как увидим, в самые близкие дружеские отношения и постарались оправдать его от всяких обвинений 174 . 151 Гиб. I, 213. Древн. вивлиое. т. III, стр. 381. Рукопись Беляева, л. 96 об. Зап. рук. арх. общ. II, 527. 152 Все сказанное мною доселе о Паисие Лигариде взято мною из моей книги: Характер отношений России к православному востоку, стр. 181 – 193. Изд. 1885 г. 154 Гиб. II, 518 – 550. Матер. для истор. раск. I, 138 – 189. V, 72 – 73. VII, 112 – 115, 134, 150. 165 Русский архив, 1873 г. кн. 9, стр. 1618 – 1623. Гиб. II, 709, 764, 802, 803, 825, 893. Греческие дела 7181 г. 12. 169 Соборная грамота Паисию и другим была следующая: «Великим господам, о святом Дусе братиям нашим, преосвященному Паисию, митрополиту газскому и всея Палестины экзарху, и преосвященному Иосифу, архиепископу астраханскому и терскому, преосвященнии митрополита и архиепископы и епископи радоватися во святем Дусе и здравствовать. В нынешнем, господа, 7171 году, июля в 17 день, послани вы от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея великия и малые и белые России самодержца, и от нас, преосвященного собора, в Воскресенский монастырь к бывшему патриарху Никону говорити, что ведомо учинилось великому государю и нам, преосвященному собору: он бывший патриарх, про него, великого государя, неистовые речи износит, и жалованные его, великого государя, грамоты вычитаючи, кладет пред образом Пресвятые Богородицы и Крестом, и молебствует, й, по молебне, от псалмов Давидовых клятвенные слова избирая, великого де государя нашего под клятву подлагает, и то он чего ради творит по своем вольном патриаршеском оставлений? Хотя бы он и на своем патриаршеском престоле, не оставя, был, и ему было, по правилу святых апостол 34, без соборного ведома кляти никого не надобило, наипаче же его царское величества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

1890 год Четыре беседы Кесария или вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония. Текст по рукописи XV века, принадлежащей МДА. М. Два памятника древнерусской Киевской письменности XI-XII веков: а) слово о перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского , сочинение монаха Нестора; б) похвала преподобному Феодосию Печерскому неизвестного (архимандрита Серапиона). ЧОИДР, кн. 2, отд. II, с. 1–25. Новгородская история, сочинение П.И. Сумарокова, бывшего новгородского губернатора (1812–1815 гг.), в 2-х частях (с 2 планами), писанная 1815 г. История Новгорода с древних времен до 1725 г. Там же, кн. 2, отд. II, с. 1–132; кн. 3, отд. II, с. 133–322. Отд. изд.: М., 1890. Библиографические разыскания в области древнейшего периода славянской письменности IX-X веков; памятники сих веков по сохранившимся спискам XI- XVII веков. Там же, кн. 3, отд. III, с. 1–28. Отд.: М„ 1890, 28 с. Сведения о славянских и русских переводах Патериков различных наименований и обзор редакций оных. Там же, кн. 4, отд. III, с. 1–3. Граф Петр Андреевич Толстой. Русский архив, кн. 4, с. 569. Филологическая заметка. [Об Остромировом Евангелии 1057 года.] Русский филологический вестник, кн. 3, с. 154: кн. 4, с. 327–331. Филологическая заметка. [О «Шестодневе» Иоанна Экзарха Болгарского, болгарского извода.] Там же, кн. 4, с. 327–331. Келейный лечебник преосвященного Варлаама Линицкого. Киевская старина, 11, с. 326. Читать далее Источник: Анатолий Просвирнин, свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина)//Богословские труды. 1972. 9. С. 226-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

1874 год Благовещенский иерей Сильвестр и его писания. Исследование начато Д.П. Голохвастовым в 1849 г. и докончено архимандритом Леонидом в 1873 г. ЧОИДР, кн. I, с. 1–110; отд. отт.: М., 1874, 110 с. 1687 года, генваря 31. Царская жалованная грамота думному дьяку Емельяну Украинцеву по заключении мира с Польшей. Там же, кн. I, с. 108. К биографии князя А.Д. Меншикова из столбцов Воскресенского монастыря, 1699. Русская старина, кн. 1, с. 191. Презентальные деньги, 1716 г. Там же, с. 191. Петровские и другие бумаги. 1708–1720 гг. Там же, кн. 2, с. 12019. Архимандрит Варлаам, духовник императрицы Анны Иоанновны; биографический очерк, с приложением писем Варлаама к императрице Екатерине I и указов к нему императрицы Анны. Русский архив, кн. 3, с. 568–588. Род князей Звенигородских. Вестник Общества Древнерусского искусства при Московском Публичном Музее, издаваемый под редакцией Г.Д. Филимонова , 1–3, отд. IV, с. 16–17. (Дополнение к статье «Звенигород и его соборный храм с фресками», см. 149.) Альбом (П.С. Сорокина) памятников церковного зодчества Царьграда времен империи с V по XV в. и Константинопольский храм бывшего городского монастыря Спасителя, Кахриэ-Джами, на 7-м холме. Там же, 1–3, отд. IV, с. 20–24. Изъяснение раскола, именуемого христовщина или хлыстовщина. Составил священник Иоанн Сергеев, бывший самовидцем всех таинств оного раскола. ЧОИДР, кн. 3, с. 62–77. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам. С приложением портрета патриарха Никона , писанного в 1650 г. Там же, 1874 г., Ill, IV; 1875 г., I, II, III. Отд. изд.: М., 1876, 767 с. Читать далее Источник: Анатолий Просвирнин, свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина)//Богословские труды. 1972. 9. С. 226-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

90 Акты Зал. Росс. 1, 36, 37, 54, 57. Ср. там же 53, 70, 77, 129 и 170. Русск. Ист. Библиотека, изд. Археогр. Комм., II, 17. О раде короля Казимира 1463 г. и о думе кн. Димитрия Ольгердовича 1388 г. см. Срезневского, Свед. и зам. о малоизвестн. пам. X и LIII. Григоровича, Белорусск. Архив, I, 6. Г. Любавского, Литовско-русский сейм, стр. 324 и след. 91 Zachariae, Prochiron, tit. XVI, cap. 10 ср. с соответствующим местом 48-ой главы печатной Кормчей. 92 Сборн. грам. Тр. Серг. мон. 530, л. 315. Подлинной грамоты Настасьи не могли уже найти в монастыре при архимандрите Дионисии, когда приводили в порядок монастырские акты. Но при Грозном эта по-видимому грамота хранилась в одном из ящиков царского архива. Акт. Арх. Эксп. I, стр. 346. Дата (6907 г., индикта 7) передана в копии неверно: вероятно, пропущена цифра десятков. Число индикта показывает, что это мог быть или 6937 или 6967 год. Вероятнее последний: в 1429 г. Николай еще не был печерским архимандритом и, кажется, был еще жив Олелько. Строева, Списки иерархов, стр. 12. О Настасье наши летописи упоминают в 1447 г. Об Олельке и Семене см. Акт. Зап. Росс. I, 8 и 77. Соловьева, Ист. Росс. IV, прим. 39. Опис. Киевопеч. Лавры, стр. 20: митр. Евгений называет Семена Олельковича князем слуцким, может быть, смешивая его с племянником Семеном Михайловичем, который в наших старинных родословных носит этот титул. Врем. Общ. Ист. и Др. Рос., X, II, 83 и 139. 94 Акт. Арх. Эксп. I, 85. Акты, относящ. до юрид. быта др. Росс. I, 69; II, 183, 147 (грамота 17-я) я 156. 95 Акт. Зап. Р. III, 36, 1564 г.; буквально сходной формулой скеплен и сеймовой приговор о выдаче бельского привилея того же года. Лит. Стат. во Времен. Общ. Ист. и Др. Р. кн. 23, стр. 10, Собр. гос. гр. и дог. I, 30 и 34. 97 Из актов изданных см. Акт. Юр., стр. 8, 13, 25, 27; Акты, относящ. до юр. быта, I, стр. 169 и 639; Арх. ист.-юр. свед., Калачова, II, отд. 3, стр. 129. 99 Никон. IV, 70 и 233: биограф преп. Сергия считал выбор Митяя «мирским избранием и хотением». Иерархн Рост.-Яросл. паствы, стр. 69. Арх. ист.-юр. свед., II, отд. 3, стр. 131.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

1884 год Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове, Владимирской губернии. СПб., 160 с., 2-е изд.: М„ 1891, с. 177. Путешествие на Кавказ и пребывание в Ново-Афонском монастыре. М. Путешествие святого Саввы, архиепископа Сербского, 1225–1237 гг. Православный Палестинский сборник, вып. V, СПб., с. IV+80. Хождение гостя Василия, 1465–1466 г. Православный Палестинский сборник, вып. VI, СПб., с. III + 17. О инроговой или единороговой кости и ее целебных свойствах. (3 официальных акта 1639 года с предисловием архимандрита Леонида.) Русский архив, 5, с. 230–233. О книге И. Каратаева: Описание славяно-русских книг, т. I, СПб., 1883. С приложением письма А.Е. Викторова к архимандриту Леониду. Журнал Министерства Народного Просвещения, кн. 5, с. 39–54. Замечательная припись к Евангелию, напечатанному в Вильне в 1575 году. Известия Императорского Русского Археологического общества, т. X, вып 3–6, СПб., стлб. 266–269. Два акта XV века с объяснительными к оным примечаниями. Там же, стлб. 269–274. Записка, как служил Феофан, Патриарх Иерусалимский, литургию с русскими митрополиты с Казанским Матвеем и со Архиепископом (в 1619 году) Там же, стлб. 274–278. Читать далее Источник: Анатолий Просвирнин, свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина)//Богословские труды. 1972. 9. С. 226-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

1903 Письма В.Г. Белинского к К.С. Аксакову. Русь, 1881, 8, с. 16, письмо 3-е; и с. 17, письмо 4-е. Ср. собственное свидетельство К.А. в письме к Н.С. Соханской 1860 года. Русское Обозрение. 1897, март, с. 150. 1904 Русский Архив, 1912, кн. 3, с. 296, и ранее – с ошибками – 1915, кн. 3, с. 561, примечание И.Б. к «Путевым письмам Н.М. Лонгинова». 1905 Там же, 1896, кн. с. 144, примечание Н.М. Павлова к «Переписке А.О. Смирновой с Аксаковыми». 1906 Русское Обозрение. 1894, т. 30, с. 587, письмо от 18 июля 1856 г. То же – И. Аксаков, в предисловии к письмам Хомякова к Самарину. Т.8 сочинений Хомякова. 1907 Письмо от 15 ноября 1854 года. Русский Архив. 1896, кн. 1-я, с. 157. Сама Смирнова относит их к 1848 году. См. ее письмо к Гоголю: там же, 1897, кн. 3, с. 129. 1908 Например, в «Записках А.О. Смирновой». СПб, 1897, ч. 2-я. с. 53, примечание 2-е, в конце, или в воспоминаниях В. Давыдова «Самарин – ополченец». Русский Архив. 1877, кн. 2-я, с. 43. 1910 См. в том же издании «Дневник В.С. Аксаковой». СПб, 1913, с. 49, примечание 1-е, где содержится это обещание. 1912 Во всяком случае, Луповицкий – гораздо более злая сатира на славянофильство, чем, например, Любозвонов в «Однодворце Овсянникове» Тургенева. (О том, что под видом его последний хотел вывести самого Константина Аксакова, см. «Письма Аксаковых к Тургеневу». Русское Обозрение. 1894, август, с. 477). 1913 Москвитянин. 1848, 5, Критика, с. с. 27–28. Впрочем, что касается обвинения в отсутствии характеров, то сам К.А. возводил последнее в принцип своей драмы. «Здесь, – говорит он в одном из писем к С.М. Великопольской, отнесшейся, впрочем, к его драме очень сочувственно, – здесь жизнь является без всякой личности, без героя; здесь является смирение, а не гордость; здесь, как и в Русской жизни, люди Русские все относят к Богу, а не к себе. Драма моя не есть художественное произведение: здесь искусство только средство, чтобы начертать высокий строй жизни (жизни Русской допетровской), какой не поддается силе художественной (Русский Архив. 1904, кн. 2-я, с. 451, письмо конца 1848 или начала 1849 года. На этом же основании у него, при перечислении действующих лиц, на первом месте значится: «Народ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 . От гг. профессоров академии журналы за 1896 год: «Русское Обозрение», кн. 6–9, 11, 12; «Русский Вестник», кн. 5, 6, 8 и 10; «Русская Мысль», кн. 2–9; «Русский Архив», кн. 1, 3–5, 7, 8, 11 и 12; «Русская Старина», кн. 1–4, 7–9; «Исторический Вестник», кн. 1–8, 10; «Мир Божий», кн. 1, 7–12; «Вестник Европы», кн. 1–6, 8, 11 и 12; «Северный Вестник», кн. 1, 3–5, 7–11; «Русское Богатство», кн. 1–8. 2 . От профессора Академии А. Голубцова – его брошюры: а) «Церковно-археологический Музей при Московской духовной академии» и б) «Из истории древнерусской иконописи». 3 . От профессора академии С. Глаголева – его брошюра: «Астрономия и Богословие». 4 . От исправляющего должность доцента академии П. Соколова – его брошюра: «Банкротство натуралистического миросозерцания и современный нравственно-религиозный кризис на Западе». 5 . От свящ. Ст. Е. Зверева – его брошюры: а) «Следы христианства на Дону в домонгольский период» и б) «Духовное завещание Святителя Митрофана, Епископа Воронежского». 6 . От протоиерея Ст. Остроумова: Lemm, «Bild aus d. Verbongeiheit d. Christenleben», 2) Koepert, «Lehrbuch d. Poetik» и 3) Scheuffgen, «Beiträge zu d. Geschichte d. grössten Schismas». 7 . От Π.И. Щукина – изданные им «Бумаги, относящиеся до отечественной войны 1812 г.» ч. 1–2. 8 . От священника Д. Ромашкова – его брошюра: «Различные типы школ и образования, получаемого в них современными русскими людьми». —492— 9 . От Императорского С.-Петербургского Университета: 1) «Записки историко-филологического факультета», ч. 41–45 и 2) Каталог русских книг библиотеки Императорского С.-Петербургского Университета, т. 1-й. Определили: Благодарить жертвователей. VI. Записку профессора Ивана Корсунского о выписке книг, которые он считает нужным приобрести для академической библиотеки. Справка: I. К выписке представлены следующие книги; 1 . Письма Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского, собр. И. Барсуковым. Спб. 1897 г. 2 . Творения сего же Святителя, изданные тем же Барсуковым, тт. 2 и 3-й.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010