Однако заветные мысли Федотов наиболее полно выразил в своих исторических трудах. Еще в 1928 г. он выпустил фундаментальную монографию о митрополите Филиппе Московском, который выступал против тирании Ивана Грозного и заплатил жизнью за свое мужество. Тема была выбрана историком не случайно. С одной стороны Федотов хотел показать несправедливость упреков в адрес Русской Церкви, которая якобы всегда отличалась равнодушием к общественной жизни: а с другой – развенчать миф о том, что старая Московская Русь была чуть ли не эталоном религиозно-социального порядка. Федотов был глубоко убежден, что исконные духовные идеалы православной Руси имеют непреходящее значение и исключительно важны для современности. Он лишь хотел предостеречь от неоправданной ностальгии по далекому прошлому, которое имело как светлые, так и теневые стороны. " Будем остерегаться, – писал он, – двух ошибок: чрезмерно идеализировать прошлое – и рисовать его сплошь в черном свете. В прошлом, как и в настоящем, шла извечная борьба добрых и темных сил, правды и кривды, но, как и в настоящем, слабость, малодушие преобладали над добром и злом " [ 5 ]. Эта " слабость " стала, по словам Федотова, особенно заметна в Московскую эпоху. " Можно отметить, – пишет он, – что примеры мужественных уроков церкви государству, частые в удельно-вечевую эпоху русской истории, становятся реже в столетие московского единодержавия. Церкви легко было учить миролюбию и верности, крестному слову буйных, но слабых князей, мало связанных с землей и раздираемых взаимными усобицами. Но великий князь, а позже царь московский стал " грозным " государем, не любившим " встреч " и не терпевшим противления своей воли " [ 6 ]. Тем более знаменательной и привлекательной является, по Федотову, фигура св. Филиппа Московского, не побоявшегося вступить в единоборство с тираном, перед которым трепетали стар и млад. Подвиг св. Филиппа Федотов рассматривает на фоне патриотической деятельности Русской Церкви. Московский первоиерарх радел о своем отечестве не меньше, чем св. Алексий, духовник князя Дмитрия Донского. Речь идет лишь о различных аспектах патриотизма. Одни иерархи содействовали укреплению великокняжеского престола, перед другими встала иная задача – социально-нравственная. " Св. Филипп, – утверждает историк, – отдал жизнь в борьбе с этим самым государством, в лице царя, показав, что и оно должно подчиниться высшему началу жизни. В свете подвига Филиппова мы понимаем, что не московскому великодержавию служили русские святые, а тому Христову свету, который светился в царстве, – и лишь до тех пор, пока этот свет светился " [ 7 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Огромное значение в жизни Украинской Православной Церкви имел визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Украину, который имел место 27 июля 6 августа 1990 года. Тем самым была оказана весьма значительная моральная поддержка православному населению Украины, подвергавшемуся в это время агрессии со стороны униатов и автокефалистов. Приезд Первосвятителя, посетившего Украину вскоре после своей интронизации, свидетельствовал о том, что преодоление религиозного конфликта на Украине являлось одной из важнейших задач, стоявших перед Московским Патриархатом. Обращаясь к молящимся после богослуженния в киевском кафедральном соборе во имя святого равноапостольного князя Владимира, проходившего в день памяти Крестителя Руси, Патриарх Алексий сказал: «Нас не может не тревожить распространение так называемой автокефалии, а по сути раскола в Церкви. Мое посещение Украины является свидетельством того, что мы едины с епископатом, клиром и верующими Украинской Православной Церкви в радостях и скорбях» Во время визита Первосвятителя Русской Церкви на Украину впервые имели место несколько попыток автокефалистов распространить раскол и за пределы Галичины. Так, во время торжественной встречи Патриарха Алексия возле кафедрального Воскресенского собора города Ровно раскольники учинили хулиганскую выходку. Несколько молодых людей в момент приезда Патриарха подняли три транспоранта с требованиями вернуть «отобранные права Украинской автокефальной православной Церкви» и даже учредить патриаршую кафедру в Киеве. Однако, верующие, возмущенные действиями националистов, проявили резкое неприятие самой идеи автокефалии К сожалению, эта акция раскольников свидетельствовала о том, что раскол перерастает пределы Галичины и может в ближайшем будущем перекинуться на Центральные и Восточные области Украины. Другим тревожным моментом патриаршего визита явились суждения, высказанные западно-украинским духовенством на встрече с Первосвятителем. Клирики Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской епархий, лишившиеся своих приходов или стоящие на грани их потери вследствие униатской экспансии и бесчинств автокефалистов, рассказывали Патриарху о ситуации в Галичине. И если одни предлагали как средство для сохранения Православия на Западе Украины уход в леса и подполье, то другие просили благословения Предстоятеля Русской Церкви на временный переход к раскольникам ради того, чтобы сохранить свои приходы от униатской агрессии Безусловно, это было свидетельством того, что среди части духовенства отсутствовало понимание допустимых пределов компромисса, что также было чревато расширением раскола. Полагают, что именно во время этой встречи Патриарха с галицким духовенством последние убеждали Первосвятителя даровать Украинской Православной Церкви грамоту о самостоятельности и титул «Блаженнейшего» для митрополита Филарета с.26].

http://sedmitza.ru/lib/text/440064/

Очевидно, что христиане никогда не могли оставить надежду на единство, о котором молился Сам Иисус, прося Отца: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Руководствуясь этой вечной надеждой, на VII ассамблее Всемирного Совета Церквей в Канберре в 1991 году Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, бывший в то время председателем Отдела внешних церковных связей в сане митрополита, критикуя определенные тенденции в работе Всемирного Совета Церквей, заверил, что: «Всемирный Совет Церквей — это наш общий дом, мы несем особую ответственность за его судьбу». В приветствии к той же Ассамблее Святейший Патриарх всея Руси Алексий II заверял, что молится о том, чтобы «Всемирный Совет Церквей пребывал верным своему изначальному призванию быть Советом Церквей, ищущих совместного исполнения общего для них призвания достигать единства в вере и евхаристическом общении». Участники же Московского Совещания 1948 года, которое очень часто вспоминается критиками участия Русской Православной Церкви в деятельности ВСЦ как антитеза Амстердамской Ассамблее, ответили категоричным отказом на предложение организаторов Всемирного Совета Церквей о вступлении православных Церквей в создаваемый Совет. Случается, что сегодня этот ответ считают чуть ли не соборным голосом Православной Церкви, навязывая идею, что в 1948 году « едиными усты и единым сердцем» православные представители Церквей отказались от участия в деятельности экуменического Совета. Но было ли действительно Московское совещание Всеправославным собором? Насколько в действительности независимы были его суждения и оценки? Собранная 9 Мая 1938 года Утрехтская конференция положила начало созданию структур Всемирного Совета Церквей. Был создан Подготовительный комитет для координации работы вплоть до Генеральной учредительной Ассамблеи. Генеральным секретарем комитета был выбран реформатский священник доктор Виссер " т Хуфт. На втором заседании комитета в январе 1939 года было принято решение о созыве Генеральной Ассамблеи в августе 1941 года, однако начавшаяся война расстроила эти планы. Только в 1946 году Подготовительный комитет решил провести Учредительную Ассамблею Всемирного Совета Церквей в августе 1948 года в Амстердаме.

http://bogoslov.ru/article/571168

Глава ОВЦС МП встретился с председателем Польской епископской конференции 1 декабря 2013 г. 09:47 30 ноября 2013 года в Варшаве состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с председателем католической Польской епископской конференции архиепископом Юзефом Михаликом, митрополитом Перемышльским. Владыку Илариона на встрече сопровождал сотрудник секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям священник Алексий Дикарев. Архиепископ Ю. Михалик тепло приветствовал высокого гостя в здании Польской епископской конференции, отметив большое значение конференции «Будущее христианства в Европе. Роль Церквей и народов Польши и России», для участия в которой митрополит Иларион прибыл в эту страну. Как подчеркнул архиепископ, данная конференция стала практическим шагом по направлению к реализации принципов, заложенных в  Совместном послании к народам России и Польши  о примирении, которое было подписано 17 августа 2012 года в ходе исторического визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Со своей стороны митрополит Иларион поблагодарил архиепископа за гостеприимство и передал ему слова братского приветствия от Святейшего Патриарха Кирилла, придающего большое значение развитию диалога между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в Польше. Председатель ОВЦС высказал предложение о проведении на регулярной основе конференций, подобных той, что проходила в эти дни в Варшаве. При этом каждая новая встреча могла бы быть посвящена определенной теме, волнующей обе Церкви. В ходе беседы стороны обсудили перспективы развития межцерковного сотрудничества в деле защиты христиан Ближнего Востока от насилия и дискриминации, а также в области совместного свидетельства о традиционных христианских ценностях в современном европейском обществе. Особое внимание было уделено взаимодействию между двумя Церквами в сфере богословского образования, а также в области культуры в контексте мероприятий, которые планируется провести в 2015 году, объявленном годом Польши в России и России в Польше. В заключение митрополит Иларион преподнес архиепископу Ю. Михалику в качестве памятного подарка издание своей книги «Таинство веры» на польском языке. Архиепископ, в свою очередь, подарил митрополиту издание своих проповедей на Господские и Богородичные праздники. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3406674.ht...

Слава Богу, многие нынешние православные первоиерархи выступили с осуждением данного фильма (митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, патриарший местоблюститель Белоруссии Павел, Председатель ОВЦС митрополит Илларион). Позднее общецерковное мнение высказал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. А из православных мирян активно выступила только хрупкая, красивая женщина Наталья Поклонская-защитница Крыма! Дай Бог ей здравия и многая лета за её мужественный гражданский подвиг. А мы, «воины Христовы» молчим «иудейска страха ради» (трусости земной перед земной властью) и дабы не потерять «чечевичную свою похлёбку». А какое будущее мы готовим нашим детям своим пассивным поведением и равнодушием к судьбе России? Что останется после нас? Сейчас даже сама природа вопиет к нам через катаклизмы, призывая нас одуматься (нескончаемые шторма и дожди в Москве , пожары в Сибири и на Дальнем Востоке, затопленные города России). Многие наши Святые отцы и старцы говорили и говорят о будущей самодержавной России. Но мы должны быть реалистами: сочетать в себе детскую веру в Царя-батюшку с ясным пониманием причины того, что именно происходит с нами и вокруг нас. За продолжающую нераскаянность народа Господь силен отменить обнадеживающие нас пророчества и здраво мыслящие люди должны это понимать. И не отменит Он их только при условии Всенародного покаяния. Лишь всенародное покаяние может изменить наши исторические судьбы. Однако покаяние это должно быть глубоко-осознанное, на личном уровне каждого из нас, и тогда все пророчества о матушке России, об её особой избранности в истории как Третьего Рима, осуществлятся. А не будет покаяния - не будет никакой благой перемены в судьбе страны. Вот что писал об этом почивший в Бозе Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании...

http://ruskline.ru/analitika/2017/11/13/...

Центр знака окружен лавровым венком, покрытым зеленой эмалью. В верхней части венка ветви пересекаются и обрамляют крупный страз диаметром 5 мм. Материалы: серебро с позолотой, холодная эмаль, стразы, финифть. Диаметр знака ордена: 45 мм. Крепление: носится на ленте. Звезда ордена. Звезда ордена позолоченная восьмиконечная, с гладкими двугранными лучами. Между концами звезды размещены восемь стразов диаметром 3 мм. В центре звезды — круглый медальон с изображением голубя на фоне голубого неба, повернутого влево, несущего в клюве оливковую ветвь. Медальон выполнен в технике ростовской финифти. По окружности медальона — выпуклый рант. Вокруг медальона на зеленом эмалевом поле с позолоченной окантовкой — девиз: СЛАВА И ЧЕСТЬ ДЕЛАЮЩЕМУ ДОБРОЕ. Рельефные стилизованные буквы позолочены. Вокруг надписи расположены 32 страза диаметром 2 мм. На оборотной стороне знака — круглый медальон с датой учреждения ордена. Материалы: серебро с позолотой, холодная эмаль, стразы, финифть. Размеры звезды ордена: 64х64х10 мм. Крепление: булавка. Лента ордена шелковая муаровая, голубого цвета, шириной 105 мм. Концы ленты скреплены узким шелковым кольцом и украшены серебряной бахромой. ОРДЕН СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 23 марта 2004 года к 75-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святитель Московский Алексий, являясь духовным наставником святого князя Дмитрия Донского, всю свою жизнь трудился над созданием сильного православного государства. Статут ордена святителя Алексия, митрополита Московского. 1. Орденом святителя Алексия, митрополита Московского, награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей, а также архиереи за достижения во взаимодействии церковной и светской власти, направленном на поддержание согласия и гражданского мира в обществе. 2. Орден имеет три степени, при награждении орденом первой степени вручаются знак ордена, звезда ордена, лента и грамота. При награждении орденом второй и третьей степени вручаются знак ордена и грамота.

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

" Угрожает ли нам война между христианами и мусульманами? " Интервью митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла газете " Комсомольская правда " (19 сентября 2001 года) ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА НОВОСТИ КРОХОТКИ О САЙТЕ ГОСТЕВАЯ " УГРОЖАЕТ ЛИ НАМ ВОЙНА МЕЖДУ ХРИСТИАНАМИ И МУСУЛЬМАНАМИ? " Интервью митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла газете " Комсомольская правда " (19 сентября 2001 года) - Уважаемый Владыко, иные ораторы от политики уже подают нам теракты в США как начало войны между христианским и мусульманским мирами. Какова на этот счет позиция Русской Православной Церкви? - Не хочется верить, что это будет так. Ведь на самом деле огромное большинство верующих желает мира. Ни одна традиционная религия не допускает навязывания веры силой, достижения религиозных целей через агрессию. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод нашей Церкви в Заявлении, сделанном в связи с терактами в Америке, сказали, что это преступление " навсегда останется грехом против Бога и людей, нарушением заповедей любой религии " . Террористы, какими бы высокими словами они ни прикрывались, обычно преследуют сугубо низменные цели. Есть среди них и те, кто введены в заблуждение политиками и националистами, эксплуатирующими чувства верующих для собственной борьбы за власть. Именно силы, никак не связанные с религией, сегодня пытаются столкнуть христиан и мусульман, спровоцировать глобальное столкновение между ними. - Так кому и зачем нужна ныне бойня между цивилизациями и религиями? - Думаю, только тем, кто хотят ослабить каждую из сильных религиозных общин. Конечно, почва для напряженности есть - не столько между исламом и христианством, сколько между целостным религиозным миропониманием и миропониманием секулярным, которое ставит человека и его земную самореализацию выше Бога и веры.

http://zavet.ru/terror-kirill.htm

Архив Пн Состоялось Х заседание Рабочей группы по взаимодействию МИД России и Русской Православной Церкви 21 ноября 2007 г. 02:23 О юбилейном Х заседании Рабочей группы по взаимодействию МИД России и Русской Православной Церкви (Коммюнике) 20 ноября с.г. в Министерстве иностранных дел Российской Федерации состоялось юбилейное Х заседание Рабочей группы по взаимодействию МИД России и Русской Православной Церкви, в работе которого приняли участие Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В ходе заседания выступили сопредседатели Рабочей группы — статс-секретарь, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б. Карасин и председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . Были заслушаны сообщения ответственных секретарей министерской и церковных частей Рабочей группы, подведены итоги ее деятельности за период, истекший со времени предыдущего заседания (26 июня 2007 г.). На заседании было подчеркнута важная роль выступления Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 2 октября 2007 года на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы по тематике прав человека, межрелигиозного и межкультурного диалога, которая была одним из ключевых аспектов недавнего российского председательства в Комитете министров Совета Европы. Рассмотрены и одобрены итоги сотрудничества Министерства и Церкви в рамках реализации Правительственной программы по работе с соотечественниками, а также их взаимодействие в подготовке и проведении в Брюсселе 1-2 октября с.г. Европейского русского форума «Русскоязычное сообщество Европы и его роль в отношениях ЕС-России» . Дана высокая оценка результатам состоявшихся в Ялте и Москве второго и третьего заседаний Координационного совета соотечественников с участием представителя Церкви. Состоялось обсуждение дальнейших совместных трудов в области поддержки соотечественников за рубежом с учетом состоявшегося воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом.

http://patriarchia.ru/db/text/327086.htm...

 третий - итоговый (ноябрь-декабрь 2009г.): выявление победителей, издание памятного альбома-жития из детских рисунков и сочинений, награждение победителей. 3.6. Тематикой для конкурсных работ могут послужить: • Исторические события, связанные с именем Митрополита Алексия (ок.1292-1378 г.г.); • Решающие события в жизни Митрополита Алексия; • Сохранение Православия, объединение земли Русской - как подвиг жизни, как великий пример служения Русской Православной Церкви; • Митрополит Алексий - небесный покровитель Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; • Посмертные чудеса, связанные с именем Митрополита Алексия. 3.7. Для участия в конкурсе необходимо зарегистрироваться и выложить свою работу в электронном виде на сайте  конкурса: WWW.DETISAVVE.RU 3.8. Участникам конкурса в номинации " Изобразительное искусство " необходимо сохранить оригиналы присланных работ до окончания конкурса. 3.9. Оргкомитет получает полное право использовать все присланные на конкурс произведения по своему усмотрению. 4. ОРГКОМИТЕТ КОНКУРСА 4.1. Для решения организационных и административно-хозяйственных вопросов на время проведения конкурса формируется Оргкомитет конкурса. 4.2. Оргкомитет конкурса подотчетен  Саввино-Сторожевскому ставропигиальному монастырю. 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНКУРСА 5.1. Конкурс проходит на некоммерческой основе. 5.2. Благотворителями конкурса могут быть российские и зарубежные физические и юридические лица, пожелавшие принять участие в его организации и финансировании. 5.3. Благотворители конкурса представляются в средствах массовой информации, поддерживающих идею конкурса. 6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ПООЩРЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА 6.1. По итогам конкурса издается альбом  - житие Митрополита Алексия из детских рисунков и сочинений. Оргкомитет конкурса распространяет альбом по центральным детским библиотекам Москвы, Московской области и регионов РФ. 6.1. Каждый участник конкурса награждается памятной грамотой. Итоги конкурса и награждение победителей состоятся  16 декабря 2009 года. Количество лауреатов и дипломантов определяет жюри.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=195...

Митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох обсудили текущие вопросы православно-католического диалога 17 октября 2012 г. 20:27 17 октября 2012 года председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох дал обед в честь председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , находящегося с визитом в Риме. В обеде также приняли участие ответственный секретарь Администрации приходов Московского Патриархата в Италии иеромонах Антоний (Севрюк) , сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Милан Жуст и сотрудник ОВЦС диакон Алексий Дикарев. Участники встречи всесторонне обсудили вопросы, касающиеся современного состояния отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Митрополит Иларион поделился своими положительными впечатлениями от Синода католических епископов, на заседаниях которого 16 и 17 октября владыка присутствовал как официальный представитель Русской Церкви. Митрополит рассказал также о состоявшейся у него накануне встрече с Папой Бенедиктом XVI и о словах поддержки, которые Папа высказал в адрес Русской Церкви в связи с богохульным актом в Храме Христа Спасителя в феврале этого года. Со своей стороны кардинал Курт Кох присоединился к словам Папы Римского, выразив солидарность со Священноначалием и верующими Московского Патриархата. Кардинал также дал высокую оценку подписанному 17 августа Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции архиепископом Юзефом Михаликом Совместному посланию народам России и Польши, назвав его важным шагом вперед в отношениях между Церквами и народами двух стран. Стороны уделили внимание современному состоянию православно-католического богословского диалога в рамках Смешанной международной комиссии по диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Собеседники также согласились с полезностью дальнейшего сотрудничества в области богословского образования, в частности, по обмену студентами между учебными заведениями Московского Патриархата и Римско-Католической Церкви. В заключение встречи, прошедшей в теплой и дружественной атмосфере, стороны обменялись памятными подарками. Вечером того же дня митрополит Иларион отбыл в Лондон, где под его председательством пройдет конференция архиереев Русской Церкви , несущих свое служение за пределами ее канонической территории. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2534191.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010