АЛЕКСАНДР Еп.Сергачский 100 АЛЕКСИЙ (Баженов) Еп.Тираспольский 101 АЛЕКСИИ Архп.Велико-Устюжский и Усть- (Бельковский) Вымский, вик.Вологодской епархии 103 АЛЕКСИЙ (Буй) Еп.Уразовский, вик.Воронеж­ ской епархии 105 АЛЕКСИЙ Еп.Медонский, вик.Экзарха (ВАН ДЕР МЕНСБРЮГГЕ) Московской Патриархии в За­ падной Европе 106 АЛЕКСИЙ (ГОТОВЦЕВ) Еп·Рыльский, вик·Курской Епархии 110 АЛЕКСИЙ (ГРОМАДСКИЙ) Митр·Волынский 112 АЛЕКСИЙ (ДЕХТЕРЕВ) Архп.Виленский и Литовский·· 114 АЛЕКСИЙ (ДОРОДНИЦЫН) Архп.Владимирский и Суздаль­ ский 116 АЛЕКСИЙ (ЖИТЕЦКИЙ) Еп.Боровский Калужской епар­ хии. 123 АЛЕКСИЙ (ЗАМАРАЕВ) Еп.Бежицкий, вик.Орловской епархии 124 АЛЕКСИЙ (КОНОПЛЕВ) Архп.Тульский и Белевский....126 АЛЕКСИЙ (КУЗНЕЦОВ) Архп·Сарапульский 128 АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ) Экзарх Грузии, архп.Карта- линский и Кахетинский 130 АЛЕКСИЙ (ОПОЦКИЙ) Архп.Тверской й Кашинский....144 АЛЕКСИЙ (ОРЛОВ) Архп.б.Омский 147 АЛЕКСИЙ (ПАЛИЦЫН) Архп.Куйбышевский и Сызранский...148 АЛЕКСИЙ (ПАНТЕЛЕЕВ) Архп. Омский и Тюменский.149 АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР) Митр. Таллинский и Эстонский....150 АЛЕКСИЙ (СЕРГЕЕВ) Архп.·б·Алма-Атинский .154 АЛЕКСИЙ (СИМАНСКИЙ) Патриарх Московский и всея Руси ..157 АЛЕКСИЙ (СОБОЛЕВ) Еп.Вологодский и Тотемский....168 АЛЕКСИЙ Еп.Волчанский 169 АЛИПИЙ (ПОПОВ) Еп.Старицкий, вик.Тверской епархии 170 АЛИПИЙ (ХОТОВИЦКИЙ) Еп.Винницкий и Брацлавский...171 АМВРОСИЙ (Гудко) Еп.б.Сарапульский и Елабужс- кий .173 АМВРОСИЙ (Хелая) Католикос-Патриарх Всея Гру­ зии и архп.Мцхетско-Тбилис- ский.175 АМВРОСИЙ (Казанский) Еп.Мелекесский, вик.Ульянов­ ской епархии .177 Амвросий (Ключарев) Архп.Харьковский и Ахтырский 178 АМВРОСИЙ (Либин) Еп.Лужский, вик.Ленинградской епархии ..188 АМВРОСИЙ (Полянский) Еп.Подольский и Брацлавский. 189 АМВРОСИЙ (Смирнов) Архп.Муромский .190 АМВРОСИЙ (Сосновцев) Еп.Мстерский, вик.Владимирс­ кой еп. (единоверческий)192 Амфилохий Еп.Угличский, вик.Ярославс- (Сергиевский-Казанцев) кой епархии .194 Амфилохий (Скворцов) Еп.б.Енисейский и Краснояр­ ский ..199 АНАСТАСИЙ Еп.Ямбургский, вик.Петро- (Александров) градской еп .202

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 года епископ Алексий возведен в сан архиепископа. С 22 декабря 1964 года архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного синода. На посту управляющего делами он пробыл до 20 июля 1986года. 7 мая 1965 года архиепископ Алексий назначается председателем Учебного комитета. Освобожден от этой должности, согласно личной просьбе, 16 октября 1986 года. С 17 октября 1963 года по 1979 год архиепископ Алексий - член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 25 февраля 1968 года архиепископ Алексий возведен в сан митрополита. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии. Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; члена Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора; с 23 декабря 1980 года он - заместитель председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года - богословской группы. 25 мая 1983 года назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. На этой должности пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) кафедру. 29 июня 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией.

http://lib.cerkov.ru/authors/787

Святейший Патриарх Алексий тепло поблагодарил Президента России, отметив, что «возвращение Церкви утраченных ею в годы лихолетья святынь … знаменует собой восстановление добрых отношений между Церковью и государством». Говоря о праздновании 1020-летия Крещения Руси, Святейший Патриарх подчеркнул, что это празднование носит не только церковный, но и общественный характер. Торжества по случаю 1020-летию Крещения Руси продолжились в Киеве, «матери градов Русских», где были приурочены к дню памяти святого равноапостольного князя Владимира. Для участия в них по приглашению Украинской Православной Церкви и украинского государства 26 июля 2008 года в Киев прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира и других архипастырей Русской Православной Церкви. В аэропорту Предстоятеля Русской Православной Церкви встретили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир с архиереями Украинской Православной Церкви, председатель Верховной Совета Украины А.П. Яценюк и другие представители украинского государства, а также Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации на Украине В. Черномырдин. Затем Святейший Патриарх Алексий с сопровождающими лицами проследовал в Успенскую Киево-Печерскую лавру, где на площади перед Успенским собором был совершен молебен. У входа на территорию Ближних пещер Его Святейшество встречала братия Киево-Печерской лавры во главе с ее наместником архиепископом Вышгородским Павлом. Святейший Патриарх Алексий посетил Ближние пещеры, где помолился у мощей преподобных отцов Киево-Печерских. 27 июля, в неделю шестую по Пятидесятнице, на Владимирской горке у подножия памятника святому просветителю Руси Божественную литургию совершили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, а также Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, архипастыри Московского Патриархата и представители Поместных Православных Церквей. На Божественной литургии присутствовали Президент Украины В.А. Ющенко, Председатель Верховного Совета Украины А.П. Яценюк и другие официальные лица. По окончании Божественной литургии с приветственными словами выступили Святейший Патриарх Варфоломей, Святейший Патриарх Алексий и Блаженнейший митрополит Владимир. Это совместное богослужение явило миру единство Православия и его каноническую целостность.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208380...

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси " Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина " [Выступление на Съезде православной молодежи] Какие слова мне найти для вас, дорогие юные братья и сестры, миллионы юношей и девушек, чтобы рассказать о той радости и красоте, которая открывается всякому, вступившему на путь духовной жизни во Христе? Неужели, подобно вашим отцам, вы вспомните о Боге только после долгих бесплодных скитаний по путям и распутьям мира у могильной черты? Неужели нам, священнослужителям, суждено и впредь испытывать боль за тех, кто, даже находясь рядом и слыша нас, все равно остаются нам чужими, служа " богам иным " ? Патриарх Алексий II ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем чадам Русской Православной Церкви. [послание от 15.04.01] Письмо Священного Синода Православной церкви в Америке к Русской православной церкви за границей Мы присоединяемся к Его Святейшеству Патриарху Московскому Алексию II, многим из вас и многим из вашей паствы, скорбящим о расколе, который нас разделяет. Мы присоединяемся в стремлении к обоюдному покаянию. Мы верим, что Бог зовет нас к единству в Его правде и Его Церкви, и для этого единства нужен православный призыв всех людей к покаянию и примирению, который с особенным вниманием может быть услышан израненным, испуганным и страдающим человечеством. Патриарх Алексий II Послание Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. [послание по результатам Богословской комисси по вопросу об ИНН ] Патриарх Алексий II " Сегодня мы можем свидетельствовать об истине Христовой в полный голос " [интервью] Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II югославской газете " Дан " (Черногория). Патриарх Алексий II " Проведение корриды противоречит нашей духовной традиции " [письмо] Письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II президенту Российского общества покровительства животным В.И.Максимовой. Митрополит Кирилл Слово митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в Храме во имя Новомучеников и Исповедников Российских. [доклад]

http://zavet.ru/t18doc.htm

На молитвенную память мюнхенскому собору Святейший Патриарх передал евхаристические сосуды, на которых совершалась Божественная литургия. По словам Предстоятеля, особенно важно ощущение единства, которое достигается в совместных богослужениях. Храм не смог вместить всех желавших принять участие в богослужении, поэтому на улице были установлены экраны, на которых транслировалось богослужение. После Патриаршего богослужения в зале собора состоялся официальный прием, а для сотен прихожан, некоторые из которых приехали из других городов Германии, у храма были установлены палатки, где желающие смогли попробовать традиционной русской еды — ухи и гречневой каши. 2 декабря, в день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен у раки с честными мощами святителя Филарета в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании молебна Святейший Патриарх Алексий обратился к пастве с Первосвятительским словом. По традиции в алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Его Святейшества с клириками, возведенными за этим богослужением в сан протоиерея и протодиакона. Патриарх Алексий особо почитал святителя Филарета, ему была посвящена кандидатская диссертация Святейшего. 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и день памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля. Его Святейшеству сослужили: митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь), архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Бронницкий Феофилакт. В богослужении участвовали члены делегации Элладской Православной Церкви. В беседе с митрополитом Николаем Святейший Патриарх Алексий передал благодарность Предстоятелю Элладской Православной Церкви Архиепископу Иерониму и всем, кто потрудился в организации пребывания мощей преподобного Серафима Саровского на Греческой земле. Греческий архипастырь отметил, что духовенство и народ с радостью и слезами на глазах встречали святыню.

http://e-vestnik.ru/church/patriarshee_s...

По завещанию последнего московского великого князя митрополит Алексий назначался регентом над его малолетним наследником и главой боярской думы, которая правила княжеством. Это единственный в истории нашего Отечества случай, когда предстоятель Церкви стал одновременно и главой государства. Митрополит Алексий был охранителем интересов московского князя и прилагал усилия, чтобы сохранить отрока и удержать за ним страну и власть. Уже через два года после потери великокняжеской власти она вновь перешла к московскому князю благодаря стараниям митрополита. Особенно деятельное участие принимал митрополит Алексий в деле собирания национальных сил вокруг Москвы, понимая, что освобождение от ненавистного ига зависит от объединения Руси. Он старался не только подчинить великому князю строптивых князей, но и примирить их между собой. При посредстве митрополита заключались все княжеские договоры. Он употреблял свою духовную власть и для того, чтобы заставить князей соблюдать договоры, предавая церковному отлучению тех, кто их нарушал. Усилия первосвятителя не пропали даром. К концу XIV века большинство русских княжеств сплотились вокруг Москвы. Их объединение легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году. Эта победа подвела итоги государственной деятельности митрополита Алексия. Его справедливо называют отцом Куликовского сражения, потому что именно он воспитал Димитрия Донского для подвига, заложившего основы будущего величия России. Митрополит Алексий старался защитить еще неокрепшее Московское государство и от внешних врагов. Трижды святитель ездил в Орду для ходатайства за русские земли. Ему удалось отвратить опасность монгольского набега при хане Бердибеке. Святитель не только усмирил пыл этого хана, но и привез от него подтверждение прав и свобод Русской Церкви. При нашествии с запада литовских войск митрополит Алексий поднял дух Москвы и своей твердостью сокрушил честолюбивые замыслы литовского князя, подвергнув церковному отлучению его союзников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Год за годом Алексий возрастал духом, прирастал мудростью. Братия его любили. Церковное начальство усматривало в нём потенциального пастыря. В сороковых годах XIV века (более точная датировка не согласуется с разнящимися источниками) он был удостоен должности наместника правящего митрополита Феогноста. В данной связи обосновался на митрополичьем подворье и уже там продолжал совершать монашеские подвиги. Предполагают, что именно в этот период он выучил греческий язык. В 1352 году митрополит Феогност счёл уместным возвести его на епископскую кафедру во Владимире. Эту идею целиком разделял великий князь Симеон Иоаннович. К тому времени Алексий слыл духовно опытным подвижником и ему было доверено исполнять роль советника младших княжеских братьев: Иоанна и Андрея. Вскоре митрополит Феогност почил о Господе. Но ещё при жизни он избрал себе в преемника Алексия. Для посвящения в митрополита святитель вынужден был отправиться в Константинополь, к Патриарху Филофею (Коккину) . Он отбыл туда летом 1353 года. Константинопольский Патриарх не особенно радовался тому обстоятельству, что на митрополичью кафедру будет поставлен не грек, а русский епископ. Святитель Алексий жил в Константинополе на испытании в продолжении целого года. Летом 1354 года Патриарх всё же возвёл святителя в митрополита Киевского и Всея Руси (в виде исключения — за высокую добродетельность). По возвращении из Византийской столицы, митрополит Алексий столкнулся с претензией на митрополичью деятельность со стороны самозванца Феодорита. В свое время тот искал посвящения в митрополита у Константинопольского Патриарха, но последний ему отказал. Между тем инок Феодорит, хитрым путём, добился митрополичьей кафедры у Патриарха Болгарского, Феодосия. Поставление противоречило Православным канонам и было признано незаконным, но в Киеве его приняли. В другой раз на Киевскую паству претендовал ставленник Ольгерда, великого князя Литовского, Роман, человек знатный, обладавший серьёзными политическими связями и поддержкой. Хотя он и был поставлен митрополитом, но под его пастырское руководство подпали Литва и Волынь. Несмотря на это, Роман смотрел в сторону Киева, но святитель Алексий Киев отстоял.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

Другим святителем, подвизавшимся во времена татаро-монгольского гнета, был святой митрополит Алексий, управлявший Церковью с 1354 по 1378 год. Святитель Алексий, в миру Елевферий, родился в благочестивой боярской семье в Москве. С ранней юности его влекло к иноческой жизни, и на двадцатом году от рождения он принял постриг в Московском Богоявленском монастыре. С ранних лет он любил заниматься чтением Священного Писания , благодаря чему и приобрел духовную мудрость. По смерти митрополита Феогноста святой Алексий поставляется митрополитом всея Руси. Ему также неоднократно приходилось путешествовать в Орду для защиты Церкви и русского населения. В первый раз митрополит ездил в Орду по вызову хана Джанибека, жена которого, Тайдула, тяжко заболела глазами и лишилась зрения. Хан, прослышав о святой жизни митрополита, отправил князю письмо, в котором требовал прислать к нему святого Алексия для исцеления жены. За неисполнение просьбы хан угрожал разорить Русскую землю. Перед отправлением в дорогу святитель Алексий, уповая на помощь Божию, решил отслужить напутственный молебен у гробницы святителя Петра. И Господь, не презрев молитв Первосвятителя, открыл ему, что Сам будет с ним и поездка его завершится благоуспешно. Во время молебна перед мощами святителя Петра сама собою зажглась свеча, и, ободренный надеждою на милосердие Божие, митрополит Алексий выехал в Орду. По прибытии туда он отслужил о здравии больной молебен и окропил ее святой водой, после чего она прозрела. В благодарность за исцеление хан оказал всей Русской земле и лично святителю Алексию великую милость. В другой раз Московскому Первосвятителю пришлось поехать в Орду по случаю нового жестокого приказа хана Бердибека в отношении взимания с нашего народа тяжких податей. И при помощи благодарной матери его, Тайдулы, ему действительно удалось смягчить сурового повелителя и убедить его не отягощать Русь непосильными налогами. Много старания прилагал святитель Алексий и для умиротворения внутренней жизни страны, являясь мудрым советником князей, увещевая их объединиться под властью князя Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Ушаков (Интервью Святейшего Патриарха изданию «Роман-журнал XXI век») Накануне 5-летия со дня прославления святого праведного воина Феодора Ушакова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы Председателя Союза писателей России, главного редактора издания «Роман-журнал XXI век» В.Н. Ганичева. Интервью опубликовано в последнем номере издания и на сайте «Русское воскресение». 10 травня 2006 р. 16:52 «У бездуховного общества нет будущего: самодовлеющий культ потребления ведет в никуда». Святейший Патриарх Алексий ответил на вопросы информационного агентства «Анса» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы информационного агентства «Анса» (Италия). Значительная часть интервью посвящена теме межрелигиозных взаимоотношенией 22 2006 р. 15:02 «Воскресение Христа — личное дело каждого из нас…» В дни Страстной Седмицы Святейший Патриарх Алексий дал интервью корреспондентам газеты «Труд», помещенное в субботнем номере издания и републикуемое Пресс-службой Московской Патриархии. 18 2006 р. 14:33 «Духовная жизнь — это ежедневное возделывание земли своего сердца» В дни Страстной Седмицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на самые серьезные вопросы, которые стоят перед Россией и каждым ее думающим гражданином, дал ответы обозревателю газеты «Известия» Борису Клину. ← попередня 4 5 6 7 8 9 10 11 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Ihmepb " ю Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/patriarch/38016...

Митрополит Алексий являлся продолжателем дела митрополита Петра. «Самый цельный образ епископа-правителя, епископа-политика на Руси мы находим в святом Алексии († 1378), втором русским по национальности митрополите на Москве. Как раз о его церковной деятельности, кроме основания им монастырей, мы менее всего и знаем. Древнейшее его житие (Питиримово) составлено лет через семьдесят по его кончине. Зато современные летописи полны его государственных деяний. Свои блестящие дарования митрополит посвятил работе над созданием Московского государства и сделал для него больше, чем кто-либо из князей, потомков Калиты. Хотя святитель Алексий в ранней юности стал монахом по призванию и прошел строгую аскетическую школу в Богоявленском монастыре, но недаром он был сыном служилого боярина и крестником Калиты. Из монастыря извлек его сначала митрополит Феогност, который сделал его своим наместником, то есть главою церковного суда. Здесь Алексий приобрел свой административный опыт, который предназначал его в правители государства. В то время, служа греку-митрополиту, Алексий прекрасно изучил греческий язык (один из немногих на Руси). Памятником его научных греческих штудий явился им самим исполненный перевод Евангелия, с поправками против древнего кирилло-мефодиевского текста, который был использован в XVII в. московскими справщиками для печатного, современного текста Нового Завета. Намеченный Феогностом в преемники, будущий митрополит должен был лично в Константинополе в течение двух лет отстаивать свое избрание против южнорусских кандидатов, и, конечно, это не осталось без влияния на его дипломатическую выучку. Вернувшись на Русь, он сразу был поставлен во главе не только Церкви, но и государства. Только что черная смерть (чума) унесла в могилу князя Симеона Ивановича Гордого. При слабом Иване Ивановиче и в малолетство Димитрия Донского Алексий был, в сущности, регентом-правителем. Умирая, князь Симеон завещал своим братьям «слушаться во всем отца их и владыку Алексия». Основы политики Алексия были традиционны: мир с Востоком, борьба с Западом, концентрация национальных сил вокруг Москвы». ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 120–121) Текст жития дается по «Книге житий святых» святителя Димитрия Ростовского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010