Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛГАРИЯ (Республика Болгария; болг. Република България), гос-во на Балканском п-ове. Территория: 110994 кв. км. Столица: София (1310 тыс. чел.- 2002). Крупнейшие города: Варна, Пловдив, Бургас, Стара-Загора, Плевен, Шумен, Русе. Гос. язык: болгарский. География. Граничит на севере с Румынией, на западе с Македонией, Сербией, на юге с Грецией и Турцией, с востока омывается Чёрным м. Население: ок. 8 млн чел. (2002). Болгары составляют 86% населения, турки - ок. 10%, цыгане - 3%. Гос. устройство: президентская республика. Основной закон - Конституция, принятая 12 июля 1991 г. Глава гос-ва - президент (избирается на 4 года всеобщим тайным голосованием). Законодательная власть принадлежит Народному собранию (240 депутатов избираются на 4 года). Для принятия новой конституции или решения вопросов об изменении формы гос. устройства предусмотрен созыв Великого Народного собрания (400 депутатов). Адм. деление страны - 9 областей; София имеет статус отдельной области. Религия Подавляющее большинство населения Б. исповедует Православие. К Болгарской Православной Церкви принадлежит 85% населения (2001). В Софии находится подворье РПЦ с храмом вмч. Пантелеимона. Римско-католическая Церковь (ок. 0,5%) представлена епархиями: Софийско-Пловдивской (кафедра в Пловдиве) и Русенской (Никопольской) (кафедра в Русе). Униатов (0,2%) представляет Софийская епархия во главе с апостолическим экзархом для верующих вост. обряда (кафедра в Софии). Католич. Церковь в Б. управляется Епископской конференцией, председателем к-рой является один из 3 епископов, избираемый на 3 года. Ок. 50 священников, 60 храмов и часовен, 10 мон-рей; католич. семинария в Пловдиве. Офиц. печатный орган газ. «Истина - Veritas». Армянская Апостольская Церковь (0,2%) представлена Болгарской епархией Эчмиадзинского Католикосата с центром в Софии. Протестантские церкви и секты (0,5%): Союз баптистских церквей Болгарии (3,5 тыс. в 2000), свидетели Иеговы, евангельские христиане, Болгарская Пятидесятническая церковь, свободные пятидесятнические церкви, церковь Иисуса Христа святых последних дней, церковь Бога Нового Завета. Мусульман - ок. 13%. Иудеев - 0,1%. История

http://pravenc.ru/text/149669.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) МИХАИЛА АРХАНГЕЛА МОНАСТЫРЬ расположен в горных пещерах в долине р. Русенски-Лом в 3 км от с. Иванова, в 18 км южнее г. Русе (Болгария) МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018 - ок. 1078 или 90-е гг. XI в.), мон., визант. политик; ученый-энциклопедист, историк, литератор, философ, богослов, выдающийся деятель визант. культуры МИХАИЛ ХОНИАТ (ок. 1138 - 1222), свт. (пам. 4 июля), митр. Афинский (с 1182; в изгнании с 1205), визант. писатель МИХАЙ-ВОДЭ мон-рь во имя свт. Николая, еп. Мирликийского (1591-1862); метох (подворье) афонского мон-ря Симонопетра, резиденция господарей Валахии МИХОЛЬСКА-ПРЕВЛАКА (Иловица, Тумба или Томба), муж. мон-рь во имя арх. Михаила Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ) МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОКВСКАЯ ЕПАРХИЯ Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви МОЛДАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (также Мавро-Влахийская, Русо-Влахийская, Молдо-Влахийская) К-польского Патриархата (ок. 1387-1388 - 13 дек. 1863) с кафедрой в г. Сучава (после 1388-1565, 1592-1634) и в г. Яссы (1565-1592, с 1634), правосл. Церковь на территории Молдавского княжества МОЛДОВЫ И БУКОВИНЫ МИТРОПОЛИЯ (с 1 июля 1990; 3 дек. 1864-1948 - Молдавская митрополия; 1948 - 1 июля 1990 - Молдовы и Сучавы митрополия) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) МОПСУЕСТИЯ [Мисис; Мамистра; ныне Якапынар], античный и средневек. город в Киликии (ныне Юго-Вост. Турция), на р. Пирам (ныне Джейхан), древняя епархия Антиохийской Православной Церкви МОРАЧА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви МОЦАМЕТА муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_44.html

“Жизнь без веры невозможна”, “66 лет атеизма: хватит!”, “Покончим с насилием среди детей“, “Церковь + Государство=Золотой век”, “Есть Православие – есть Болгария, нет Православия – нет Болгарии”: такими были некоторые из лозунгов Национального шествия и концерта “За будущее наших детей“, прошедшего с огромным подъемом в пятницу в Софии, сообщает сайт Болгарской Патриархии. “Жизнь без веры невозможна”, “66 лет атеизма: хватит!”, “Покончим с насилием среди детей“, “Церковь + Государство=Золотой век”, “Есть Православие – есть Болгария, нет Православия – нет Болгарии”: такими были некоторые из лозунгов Национального шествия и концерта “За будущее наших детей“, прошедшего с огромным подъемом в пятницу в Софии, сообщает сайт Болгарской Патриархии . Более 12 тысяч православных христиан и граждан со всей страны откликнулись на призыв Патриарха Болгарского Максима и архиереев Святейшего Синода БПЦ. Шествие стало внушительной демонстрацией того, что значительная часть народа выступает за введение основ духовно-нравственного воспитания и образования в болгарской школе, за преодоление духовного кризиса нашего общества. Сборным пунктом демонстрантов была площадь перед Национальным дворцом культуры, куда прибыли люди со всех концов страны. Многочисленное священство, монахи и монахини, родители, дети и ученики, преподаватели из Софийского университета, студенты, общественники и депутаты из Софийской епархии во главе с викарием Патриарха епископом Иоанном возглавили шествие вместе с семинаристами Софийской духовной семинарии. За ними шли представители Сливенской, Видинской, Варненской и Великопреславской епархий. Его высокопреосвященство Великотырновский митрополит Григорий вел тырновцев, Русенский митрополит Неофит – русенцев. В Национальное шествие влились и многочисленные представители Плевенской, Неврокопской и Ловченской епархий. Наибольшее число участников дала крупнейшая епархия страны – Пловдивская. Митрополит Плавдивский Николай шел во главе почти 6 тысяч духовников и епархиотов, прибывших на 117 автобусах в столицу. Море национальных флагов и знамен Пловдивской епархии – таково было внушительное зрелище. Шествие замыкали представители Доростольской епархии.

http://pravmir.ru/vsenarodnoe-shestvie-z...

Новости 16 февраля, 2013 Учительница из Челябинска спасла 44 ученика от травм при падении метеорита Учительница начальных классов лицея Челябинска Юлия Карбышева спасла 44 учеников от последствий взрыва метеорита над городом в пятницу, а сама попала в больницу с порезами. 16 февраля, 2013 Избраны три кандидата на Патриарший престол Болгарской Церкви В Болгарской православной Церкви избраны три кандидата на Патриарший престол: митрополит Старо-Загорский Галактион, митрополит Русенский Неофит и митрополит Ловчанский Гавриил. 16 февраля, 2013 Челябинская епархия оказывает помощь пострадавшим от взрыва метеорита " Двое госпитализированных, которые находятся в тяжёлом состоянии, помещены в одну из больниц города Копейска. Их либо уже исповедовали и причастили, либо это будет сделано в ближайшее время " , — сказал отец Михаил. 16 февраля, 2013 Не сумев предсказать метеорит, астрологи его «трактуют» - Миссионерский отдел Челябинской епархии Заместитель руководителя Миссионерского отдела добавил, что масштаб происшествия несколько преувеличен федеральными СМИ. 16 февраля, 2013 В первую минуту я решил, что это подрыв - Челябинский священник о падении метеорита В храме выбило два окна, из прихожан никто не пострадал. Я вернулся в алтарь к Херувимской песне и мы продолжили богослужение. Только после службы я узнал, что это было падение метеорита. 16 февраля, 2013 Митрополит Челябинский Феофан: В это тревожное время церковные служители должны проявлять особую чуткость и заботу о людях Храмы должны быть постоянно открыты, чтобы каждый мог прибегнуть с молитвой к Богу. Если возникнет необходимость, прошу всех вас оказать помощь пострадавшим, принести им слово утешения и добра. 15 февраля, 2013 Минобрнауки вынесло на обсуждение профессиональный стандарт педагога Министерство предложило широко обсудить проект документа с участием педагогов, руководителей школ, родителей, учащихся и всех желающих. 15 февраля, 2013 Протоиерей Владимир Вигилянский призвал не мистифицировать челябинский метеорит и не наживаться на бедствии людей

http://pravmir.ru/category/news/page/460...

В Болгарии проходит VI Церковно-народный собор 7 октября 2008 г. 14:58 6 октября в Рыльском монастыре Болгарии открылась вторая сессия VI Церковно-народного собора (ЦНС). Она проходит в закрытом режиме: журналистов пустили только на первые минуты церемонии открытия — чтения тропаря св. Иоанну Рыльскому. В конце сессии, 11 октября, состоится пресс-конференция. В Рыльском монастыре собрались все митрополиты Болгарской Православной Церкви . На предыдущей сессии отсутствовал митрополит Западно- и Центральноевропейский Симеон, который в это время был на лечении в США. Однако на вторую сессию приехал и он. На прошлой сессии некоторые архиереи высказали недовольство по поводу присутствия женщин среди обслуживающего персонала Собора. Поэтому на нынешней сессии персонал поменяли: сейчас в него входят только мужчины, главным образом из Софийской духовной семинарии имени св. Иоанна Рыльского. На второй сессии ЦНС будет обсуждать поправки к Уставу Болгарской Церкви. Обсуждение обещает быть трудным. Оно началось еще на предыдущей сессии — в мае. Однако тогда делегаты решили, что обсуждать каждое предложение по отдельности — слишком трудоемко, поэтому летом они обсуждали новый проект Устава по епархиям, а свои предложения отправляли в Синод БПЦ. Избранная Собором комиссия под руководством митрополита Варненского и Великопреславского Кирилла обсуждала эти предложения с юристами, отсеивая заведомо неприемлемые. Поправки к проекту предложили 10 епархий из 15: Софийская, Варненская и Великопреславская, Видинская, Врачанская, Ловчанская, Неврокопская, Русенская, Сливенская, митрополия США, Канады и Австралии и болгарская епархия Западной и Центральной Европы. 17 сентября архиерейская комиссия собралась в Троянском монастыре, чтобы создать консолидированный проект, учитывающий предложения епархий. Однако выработать единый текст не удалось: теперь эту задачу придется решать делегатам ЦНС. Делегатам раздали примерно по 200 страниц, отпечатанных в три колонки: старый текст Устава, проект нового текста и поправки к нему, предложенные епархиями. Regions.ru с использованием материалов сайта «Двери БГ» Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/470530.htm...

27 янв. 1992 г. назначен главным секретарем Синода Болгарской Православной Церкви и председателем Церковного совета патриаршего кафедрального собора блгв. кн. Александра Невского. 27 марта 1994 г. избран, а 3 апр. канонически утвержден митрополитом Доростольским и Червенским. С 17 дек. 2001 г. по решению V Церковно-народного собора Доростольско-Червенская епархия была разделена на Доростольскую и Русенскую епархии (см. статьи Доростольская епархия Болгарской Православной Церкви, Русенская епархия Болгарской Православной Церкви), а Н. получил титул митрополита Русенского и был назначен наместником восстановленной Доростольской кафедры. С 28 окт. 2009 по 24 янв. 2010 г. временно управлял Доростольской епархией. 24 февр. 2013 г. на Патриаршем избирательном церковном Соборе в Софии Н. был избран патриархом Болгарским и митрополитом Софийским. Интронизация состоялась в тот же день в соборе блгв. кн. Александра Невского в Софии. Н. продолжал исполнять обязанности временного наместника Русенской митрополии до избрания на эту кафедру 23 марта 2014 г. нового митрополита. За годы патриаршего служения Н. неоднократно посещал епархии Болгарской Православной Церкви (БПЦ): Видинскую (2013, 2016, 2017), Врачанскую (2016, 2017), Доростольскую (2016), Ловчанскую (2013, 2016, 2017), Неврокопскую (2016), Пловдивскую (2014, 2016), Русенскую (2017), Сливенскую (2014), Старозагорскую (2017). 2 мая 2015 г. Н. возглавил торжества по случаю 1150-летия Крещения Болгарии, проходившие в древней столице Болгарского царства г. Плиске, на руинах древней базилики, где принял крещение блгв. кн. Борис . В мае 2016 г. Н. посетил Венгрию в связи со 100-летием основания одной из самых крупных болг. правосл. общин в Европе и престольным праздником болг. правосл. храма равноапостольных Кирилла и Мефодия в Будапеште. Н. активно участвует в общественно-политических событиях Болгарии: 22 янв. 2017 г. в соборе блгв. кн. Александра Невского в Софии он отслужил молебен по случаю вступления в должность Президента Республики Болгария Р. Радева.

http://pravenc.ru/text/2564976.html

В 1388 г. город перешел под власть турок-османов. В нач. XV в. нек-рое время находился под управлением румын. кн. Мирчи Старшего; в 1419/20 г. вновь завоеван турками. Митрополия упоминается в 1439 г. в связи с участием митр. Силистренского Каллиста (между 1437 и 1450) во Флорентийском Соборе. Между 1564 и 1580 гг. упоминается митр. Парфений. В XVII в. представители Д. е. часто посещали Россию, привозили на родину утварь, книги, иконы и проч. Митр. Иоаким дважды был в Москве, встречался с патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем; в одной из церквей Силистры он положил частицы мощей св. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и мц. Параскевы, подаренные Московским патриархом. В 1647 г. митр. Иеремия направил в Россию ценные сведения о турках в Добрудже. Более активные связи кафедра поддерживала с валашскими воеводами, т. к. в кон. XVII-XVIII в. Доростольские митрополиты иногда получали право в качестве экзархов управлять церквами в Валахии и Молдове. Валашские князья часто оказывали кафедре финансовую помощь: в 1663 г. митр. Макарий и кн. Григоре Гика построили в Силистре кафедральный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Митр. Иерофей Комнин (1711-1719) принадлежал к имп. роду, получил образование в Падуе и Москве, был писателем, переводчиком, богословом и проповедником, посетил Бухарест, Иерусалим, Афон. Митр. Кирилл (1800-1812) содействовал рус. армии в русско-тур. войне 1806-1812 гг., был советником ген. М. И. Кутузова и соратником митр. Врачанского Софрония . В XIX в. кафедру последовательно занимали митрополиты Каллиник, Григорий, Иерофей и Дионисий. В 1870 г., после учреждения Болгарского Экзархата, Д. е. была объединена с Червенской епархией (см. ст. Русенская епархия ). Новая епархия получила наименование Доростольско-Червенская и имела кафедру в г. Русе. Храмы Д. е. вошли в состав Силистренской духовной околии Русенской епархии. Силистренские митрополиты кон. XVI-XIX в.: Парфений (ок. 1564), Иоасаф (ок. 1600), Иоаким (ок. 1615), Антоний (1630-1639), Иеремия (1639-1647), Паисий (1647-1653), Макарий (1653-1671), Мефодий (1671-1679), Парфений II (1679-1680), Геннадий (1680-1691), Афанасий (1691-1710), Иерофей Комнин (1711-1719), Серафим (1720-1724), Константин (1727-1732), Каллиник (1732-1748), Варфоломей (1748-1759), Кирилл (1764-1768), Парфений (1768-1779), Кирилл (1780-1784), Каллиник (1784-1787), Григорий (1799), Кирилл (1800-1812), Каллиник (1813-1821), Анфим (1821-1836), Григорий (1836-1839), Иерофей (1839-1851), Дионисий (1851-1870).

http://pravenc.ru/text/180241.html

В заявлении делегатов Собора говорится: " Пренебрежение браком ведет к нарушению нравственных принципов семейной жизни. Для нас, как православных христиан, существует лишь один законный пред Богом брак - святое Таинство Венчания " . Подробное рассмотрение поправок к Уставу не позволило делегатам Собора обратиться к некоторым животрепещущим вопросам современной церковной жизни в Болгарии. Накануне Собора в СМИ активно обсуждалась перспектива выработки новой концепции предпринимательской деятельности Церкви. Предполагалось, что Собор расширит количество церковных институций, имеющих право получать статус юридического лица и вести предпринимательскую деятельность. В частности в новом варианте статьи 98 Устава (в исправленной редакции она стоит под номером 95) говорится, что " монастыри имеют статус юридического лица и могут приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им " . Однако для совершения подобных сделок ставропигиальные монастыри должны получать согласие Священного Синода, а остальные обители - согласие Епархиального совета. Если монастырь заключит сделку без письменного согласия высшей церковной власти, то она признается недействительной. Также предполагалось, что Собор примет решение об обязательной выплате жалования священнослужителям. По сообщению митрополита Русенского Неофита, сегодня каждая епархия находится на самофинансировании и потому далеко не везде священники получают официальную зарплату. Наиболее благоприятная ситуация в Софийской, Пловдивской и Варненской епархиях. Здесь духовенство получает зарплату, также здесь делаются соответствующие отчисления в пенсионный фонд. Однако в других епархиях этого нет. Но решение этого вопроса теперь отложено как минимум до осени. Итоги За четыре дня работы Собора было рассмотрено и принято в новой редакции лишь 33 статьи Устава (из 242). 17 мая делегаты установили дату проведения второй сессии Собора - с 6 по 11 октября 2008 года. В промежутке между первой и второй сессиями предложенные изменения и дополнения к Уставу должны быть обсуждены в епархиях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Негативная позиция Патриархии обусловила решение османского правительства прекратить распрю своей властью. 27 февр. 1870 г. султан Абдул-Азиз подписал фирман об учреждении особого церковного округа - Болгарского Экзархата; на следующий день вел. везир Али-паша вручил 2 экз. фирмана членам двусторонней болгаро-греч. комиссии. Согласно п. 1 фирмана, управление духовно-религ. делами всецело предоставлялось Болгарскому Экзархату. Ряд пунктов оговаривал каноническую связь новообразованного округа с К-польским Патриархатом: по избрании экзарха Болгарским Синодом К-польский Патриарх выдает подтвердительную грамоту (п. 3), его имя должно поминаться за богослужением (п. 4), по делам вероисповедания К-польский Патриарх и его Синод оказывают Болгарскому Синоду требуемую помощь (п. 6), из К-поля болгары получают св. миро (п. 7). В 10-м пункте определялись границы Экзархата: в него входили епархии, где преобладало болг. население: Рущукская (Русенская), Силистрийская, Преславская (Шуменская), Тырновская, Софийская, Врачанская, Ловчанская, Видинская, Нишская, Пиротская, Кюстендилская, Самоковская, Велесская, а также побережье Чёрного м. от Варны до Кюстендже (кроме Варны и 20 сел, жители к-рых не были болгарами), Сливенский санджак (округ) без городов Анхиал (совр. Поморие) и Месемврия (совр. Несебыр), Созополская каза (уезд) без приморских сел и Филиппопольская (Пловдивская) епархия без городов Пловдив, Станимака (совр. Асеновград), 9 сел и 4 мон-рей. В остальных областях со смешанным населением предполагалось провести «референдумы» среди населения; за подчинение юрисдикции Болгарского Экзархата должно было высказаться не менее 2/3 жителей (рус. пер. статей фирмана - Пальмов. 1896. С. 6-9). Болг. представители передали фирман во Временный Болгарский Синод, заседавший в одном из районов К-поля (в его состав вошли 5 архиереев: Иларион Ловчанский, Панарет Пловдивский, Паисий Пловдивский, Анфим Видинский и Иларион Макариопольский). Среди болг. народа решение османских властей было встречено с энтузиазмом. Повсеместно проходили торжества и составлялись благодарственные послания на имя султана и Высокой Порты.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Церковь в период Болгарского Экзархата (с 1870) В разгар болгаро-греческого противостояния по вопросу о церковной самостоятельности в конце 60-х годов XIX века Константинопольский Патриарх Григорий VI предпринял ряд мер по преодолению распри. Он изъявил готовность пойти на уступки, предложив создать особый церковный округ под управлением болгарских епископов и под председательством экзарха Болгарии. Но этот компромиссный вариант не удовлетворил болгар, требовавших значительного расширения границ своей церковной области. По просьбе болгарской стороны к улаживанию спора была подключена Высокая Порта. Османское правительство представило два варианта решения вопроса. Однако Константинопольская Патриархия отвергла их как неканоничные и предложила созвать для решения болгарского вопроса Вселенский Собор; разрешение на это не было получено. Негативная позиция Патриархии обусловила решение османского правительства прекратить распрю своей властью. 27 февраля 1870 года султан Абдул-Азиз подписал фирман об учреждении особого церковного округа — Болгарского Экзархата; на следующий день великий везир Али-паша вручил два экземпляра фирмана членам двусторонней болгаро-греческой комиссии. Согласно пункту 1 фирмана, управление духовно-религиозными делами всецело предоставлялось Болгарскому Экзархату. Ряд пунктов оговаривал каноническую связь новообразованного округа с Константинопольским Патриархатом: по избрании экзарха Болгарским Синодом Константинопольский Патриарх выдает подтвердительную грамоту (п. 3), его имя должно поминаться за богослужением (п. 4), по делам вероисповедания Константинопольский Патриарх и его Синод оказывают Болгарскому Синоду требуемую помощь (п. 6), из Константинополя болгары получают святое миро (п. 7). В 10-м пункте определялись границы Экзархата: в него входили епархии, где преобладало болгарское население: Рущукская (Русенская), Силистрийская, Преславская (Шуменская), Тырновская, Софийская, Врачанская, Ловчанская, Видинская, Нишская, Пиротская, Кюстендилская, Самоковская, Велесская, а также побережье Чёрного моря от Варны до Кюстендже (кроме Варны и 20 сел, жители которых не были болгарами), Сливенский санджак (округ) без городов Анхиал (современное Поморие) и Месемврия (совровременный Несебыр), Созополская каза (уезд) без приморских сел и Филиппопольская (Пловдивская) епархия без городов Пловдив, Станимака (современный Асеновград), 9 сел и 4 монастырей. В остальных областях со смешанным населением предполагалось провести «референдумы» среди населения; за подчинение юрисдикции Болгарского Экзархата должно было высказаться не менее 2/3 жителей.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010