Церковь в период Болгарского Экзархата (с 1870) В разгар болгаро-греческого противостояния по вопросу о церковной самостоятельности в конце 60-х годов XIX века Константинопольский Патриарх Григорий VI предпринял ряд мер по преодолению распри. Он изъявил готовность пойти на уступки, предложив создать особый церковный округ под управлением болгарских епископов и под председательством экзарха Болгарии. Но этот компромиссный вариант не удовлетворил болгар, требовавших значительного расширения границ своей церковной области. По просьбе болгарской стороны к улаживанию спора была подключена Высокая Порта. Османское правительство представило два варианта решения вопроса. Однако Константинопольская Патриархия отвергла их как неканоничные и предложила созвать для решения болгарского вопроса Вселенский Собор; разрешение на это не было получено. Негативная позиция Патриархии обусловила решение османского правительства прекратить распрю своей властью. 27 февраля 1870 года султан Абдул-Азиз подписал фирман об учреждении особого церковного округа — Болгарского Экзархата; на следующий день великий везир Али-паша вручил два экземпляра фирмана членам двусторонней болгаро-греческой комиссии. Согласно пункту 1 фирмана, управление духовно-религиозными делами всецело предоставлялось Болгарскому Экзархату. Ряд пунктов оговаривал каноническую связь новообразованного округа с Константинопольским Патриархатом: по избрании экзарха Болгарским Синодом Константинопольский Патриарх выдает подтвердительную грамоту (п. 3), его имя должно поминаться за богослужением (п. 4), по делам вероисповедания Константинопольский Патриарх и его Синод оказывают Болгарскому Синоду требуемую помощь (п. 6), из Константинополя болгары получают святое миро (п. 7). В 10-м пункте определялись границы Экзархата: в него входили епархии, где преобладало болгарское население: Рущукская (Русенская), Силистрийская, Преславская (Шуменская), Тырновская, Софийская, Врачанская, Ловчанская, Видинская, Нишская, Пиротская, Кюстендилская, Самоковская, Велесская, а также побережье Чёрного моря от Варны до Кюстендже (кроме Варны и 20 сел, жители которых не были болгарами), Сливенский санджак (округ) без городов Анхиал (современное Поморие) и Месемврия (совровременный Несебыр), Созополская каза (уезд) без приморских сел и Филиппопольская (Пловдивская) епархия без городов Пловдив, Станимака (современный Асеновград), 9 сел и 4 монастырей. В остальных областях со смешанным населением предполагалось провести «референдумы» среди населения; за подчинение юрисдикции Болгарского Экзархата должно было высказаться не менее 2/3 жителей.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В болгарском храме будет оборудован специальный лифт для инвалидов 13 ноября 2008 г. 11:32 10 ноября настоятель Троицкого собора в болгарском городе Русе подписал договор с Обществом инвалидов. Договор предполагает, что в храме сделают специальный лифт для инвалидов. Проект лифта получил благословение митрополита Русенского Неофита. Пока что инвалиду попасть в Троицкий собор почти невозможно: храм построен в 1632 году, во времена турецкого рабства. Тогда было запрещено строить высокие храмы, поэтому их «утапливали» в землю. Поэтому чтобы войти в храм, нужно спуститься по крутой и длинной лестнице. Проект лифта преподнесли в дар епархии русенские архитекторы Венцеслав Илиев и Миглена Витанова. Его одобрили и епархия, и Национальный институт памятников культуры. Regions.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/488228.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Продолжается конфликт вокруг Болгарского подворья в Бухаресте 26.05.2009 Румынский священник Габриэль Григореску, назначенный настоятелем болгарского храма Св. Илии в Бухаресте , забрал ключи от церкви, сообщает Православие.БГ со ссылкой на представителей болгарской общины румынской столицы. " Полностью поддерживаем нашего священника Петра Тотева и не оставим наших соотечественников без храма " , - заявил Русенский митрополит Неофит, пресс-секретарь Синода Болгарской Православной Церкви , уполномоченный Святейшим Патриархом Максимом вести дела Болгарской Церкви вместо проходящего лечение Предстоятеля. В среду вечером 20 мая владыка Неофит вернулся из Бухареста, где встретился с представителями болгарской общины. " Коллеги из Дирекции по делам вероисповеданий при Румынском правительстве заверили меня в том, что будут содействовать, чтобы храм остался в распоряжении болгар " , - заявил и.о. главы болгарской Дирекции по делам вероисповеданий Эмил Велинов. В течение нескольких дней вел он переговоры с высокопоставленными чиновниками в Бухаресте по урегулированию спора о болгарском храме. Ему обещали, что вопрос будет решен в нашу пользу. Епархия Мунтении и Добруджи решила присвоить храм св. Илии, в котором издавна совершала свои богослужения община православных болгар, и назначила настоятелем храма румынского священника, который сразу же запретил службы на церковно-славянском языке и потребовал платить за аренду здания 600 евро, пишет болгарская пресса. Здание храма св. Илии Пророка было предоставлено в 1954 г. в качестве подворья Болгарской Православной Церкви Святейшим Патриархом Румынским Юстинианом. Седмица.Ru Редакция текста от: 26.05.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/6643.html

Священники Русенской епархии Болгарского Патриархата уже три месяца не получают зарплату 15 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Духовенству Русенской епархии Болгарской Православной Церкви уже в течение квартала не оплачивается их труд. Эта информация была подтверждена секретарем Русенской епархии Ангелом Младеновым в понедельник. Причина, по его словам, в отсутствии денег. София. 15 апреля. ПРАВМИР — Информация о том, что духовенству Русенской епархии в течение квартала не оплачивался его труд, была подтверждена секретарем Русенской епархии Ангелом Младеновым в понедельник. Причина, по его словам, в отсутствии денег. В Болгарской Церкви духовенство получает зарплату в митрополии, а основной источник доходов митрополии идет от продажи свечей, цена которых не поднималась с 1997 года. Один килограмм свечей, которые митрополия продает священникам для реализации на приходах, стоит 40 левов (836 р.). Из них 3,6 левов (75 р.) тратится на доставку, 5 левов (104 р.) выплачивается митрополии, 10 левов (209 р.) идут на обслуживание храма, а 21,4 левов (447 р.) — на зарплату духовенства. Ангел Младенов пояснил, что для полноценной оплаты труда духовенству требуется реализовать более 16 тонн свечей в год, а в настоящий момент реализуется только 12 тонн. В Русенской епархии служат примерно 60 священников. Базовый оклад представителей духовенства, имеющих высшее образование, составляет 305 левов (6372 р.), священников со средним образованием — 295 левов (6163 р.), с начальным — 285 левов (5954 р.). Секретарь Русенской епархии отметил, что священники имеют и дополнительные доходы, получая вознаграждения за требы. За венчание обычно платят 80 левов (1671 р.), из них священник получает 20 левов (418 р.). За крещение или погребение обычно платится 40 левов (836 р.), священники получают из этой суммы 11-15 левов (230-313 р.). По материалам сайта dveri.bg Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/svyashhenniki-rusensko...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Болгарии часть общества недовольна результатами выборов кандидатов на Патриаршество 21.02.2013 Митинг протеста против «нелегитимного» избрания кандидатов на Болгарский Патриарший престол запланирован на 21 февраля, сообщает болгарское издание «Монитор». Один из организаторов митинга — адвокат К. Стефанов сообщил, что его участники призовут Синод Болгарской Церкви отложить дату Избирательного Патриаршего Собора и в ходе повторного голосования избрать кандидатов на Патриарший Престол при полном согласии с Уставом БПЦ. Также участники митинга потребуют от архиереев, в случае отказа от выполнения этих требований, добровольно уйти в отставку. Поводом для проведения акции стало решение Синода БПЦ, принятое 15-16 февраля на специальном заседании по избранию 3 кандидатов на Болгарский Патриарший престол, снизить число необходимых для избрания кандидатов голосов с 10 до 9. Это решение было вызвано тем, что только одна кандидатура смогла набрать 10 голосов, и возникла угроза, что другие 2 кандидата вообще не будут избраны. В результате кандидатами были избраны митрополиты Старо-Загорский Галактион (10 голосов), Русенский Неофит и Ловчанский Гавриил (по 9). Митинг должен пройти 21 февраля, в 17.30, возле Синодальной палаты в Софии. Более 2 тыс. жителей Софии подписались за его проведение. Учитывая нынешнюю активную позицию болгарского общества (на днях во всех крупных городах Болгарии прошли многочисленные акции протеста против повышения цен на электроэнергию, которые привели к отставке правительства), предполагается, что в митинге примут участие не менее 4 тыс. человек. В болгарскую прессу попала информация, что иерархи планируют на Избирательном Соборе, который запланирован на ближайшее воскресенье, 24 февраля, получить одобрение уже исполненного решения о снижении голосов при избрании кандидатов. Иерархи якобы считают, что одобрение Собора позволит Церкви отразить общественный натиск и избежать угрозы судебного оспаривания результатов выборов как кандидатов, так и нового Патриарха.

http://drevo-info.ru/news/14749.html

Рим – столица Италии, крупный промышленный центр и транспортный узел. Риттенгоф – в 1940 г. пограничный пункт на границе СССР и Латвии. Ровно – город, ж.д. узел, центр Ровенской области, Украина. Рогачев – город, ж.д. станция и пристань на реке Днепр, в Гомельской области. Роман – город на востоке Румынии, на реке Молдова. Росица-Друя – в 1940 г. пограничный пункт на границе СССР и Латвии. Рославль – город, ж.д. узел в Смоленской области Российской Федерации. Россия – название, обозначающее страну и государство, одно из официальных названий Российской Федерации. Ростов-на-Дону – город, порт, ж.д. узел, центр Ростовской области Российской Федерации. Промышленный центр. Роттердам – город, крупный транспортный узел в Нидерландах, в дельте Рейна. Руан – город на севере Франции, административный центр департамента Приморская Сена и главный город исторической области Нормандия. Рудка, Рудки – город и ж.д. станция в Львовской области. Рудня – город и ж.д. станция в Смоленской области. Румыния – государство на юге Европы. Рурская область, Рур – индустриальный район, главная угольно-металлургическая база ФРГ, по обоим берегам Рейна, земля Северный Рейн-Вестфалия. Русе – город на севере Болгарии, административный центр Русенского округа. Крупный порт на Дунае. Рыбачий полуостров – в Баренцевом море, в Мурманской области. Рыбник – город на юге Польши, в районе Верхнесилезского каменноугольного бассейна. Рыбница – город и ж.д. узел в Молдавии. Рымник-Сарат, Рымнику-Сэрат – город на востоке Румынии. Сава – река на севере Югославии, правый, наиболее полноводный приток Дуная. Седова Вишня, прав. Судовая Вишня – город и ж.д. станция в Ивано-Франковской области, Украина. Саки – город, ж.д. станция на берегу Сакского озера, в Крыму. Салоники – город и крупный порт Греции на берегу Салоникского залива Эгейского моря. Самбор – город и ж.д. узел в Львовской области, Украина. Сан – река на юго-востоке Польши. Сандомежа, Сандомеж, Сандомир – город на юго-востоке Польши, на реке Висла. Сандомир – см. Сандомежа .

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Константинопольский Патриарх, считавшийся верховным представителем перед султаном всех православных христиан (миллет-баши), обладал широкими правами в духовной, гражданско-правовой и экономической сферах, но оставался под постоянным контролем османского правительства и нес личную ответственность за лояльность своей паствы власти султана. Церковное подчинение Константинополю сопровождалось усилением греческого влияния в болгарских землях. На кафедры назначались архиереи-греки, которые в свою очередь поставляли в монастыри и приходские храмы греческих священнослужителей, следствием чего стала практика проведения богослужений на греческом языке, непонятном большей части паствы. Церковные должности нередко занимались при помощи крупных взяток, на местах церковные налоги (известно свыше 20 их видов) взимались произвольно, нередко насильственными методами. В случае отказа в выплатах греческие иерархи закрывали церкви, анафематствовали непокорных, представляли их османским властям как неблагонадежных и подлежащих переселению в другую местность или взятию под стражу. Несмотря на численное превосходство греческого духовенства, в ряде епархий местное население сумело сохранить настоятеля-болгарина. Многие монастыри (Этропольский, Рильский, Драгалевский, Куриловский, Кремиковский, Черепишский, Гложенский, Кукленский, Эленишский и другие) сохранили церковнославянский язык в богослужении. В первые века османского владычества между болгарами и греками не существовало вражды по этническому признаку; известно много примеров совместной борьбы против завоевателей, в равной степени угнетавших православные народы. Так, Тырновский митрополит Дионисий (Рали) стал одним из руководителей подготовки 1-го Тырновского восстания 1598 года и привлек подчиненных ему епископов Иеремию Русенского, Феофана Ловчанского, Спиридона Шуменского (Преславского) и Мефодия Врачанского. 12 тырновских священников и 18 влиятельных мирян вместе с митрополитом поклялись до самой смерти оставаться верными делу освобождения Болгарии. Весной или летом 1596 года была создана тайная организация, в которую входили десятки как духовных, так и светских лиц. Греческое влияние в болгарских землях во многом было обусловлено влиянием грекоязычной культуры и воздействием набиравшего силу процесса «эллинского возрождения».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Священника Ангела Хубанчева арестовали 10 ноября 1944 года в числе других жителей Разграда по нелепому обвинению в том, что будто бы он «в разное время с 1941 по 1944 годы распространял на молебнах, проповедях и выступлениях фашистские идеи». В течение нескольких месяцев продолжалось следствие, в ходе которого его шесть раз избивали до полусмерти, с позором возили через город в телеге, повесив на грудь табличку «Иуда». Но отец Ангел принимал унижения с достоинством, поддерживал других заключенных молитвами и песнопениями; иногда ему удавалось вместе с другими арестованными священниками совершить службу. 13 марта 1945 года отец Ангел был приговорен Русенским областным судом к расстрелу. Когда его везли в грузовике по городу, рядом шли группы пропагандистов, скандировавших: «Смерть! Смерть!» Отец Ангел молча благословлял их. Поздно вечером того же дня он был казнен вместе с двенадцатью другими приговоренными. Перед расстрелом их заставили выкопать себе общую могилу. При последнем свидании с родственниками отец Ангел сказал: «Я умираю невиновным, не печальтесь обо мне! Умираю во имя Христа!» В прощальном письме, написанном жене за день до расстрела, он писал: «Меня казнят в субботу. Трудно тебе будет найти могилу мою. Не жди со мной встречи здесь, на земле. В этом мире ты больше не увидишь меня. Я буду ждать тебя выше, на небесах. Позаботься о детях… воспитывай их, учи добру и вере в Бога… Я полон желания жить, но увы… Каждый вечер целуй Здравко и Антония за меня. Заботься о том, чтобы воспитать в них как можно больше любви к себе, а меня они и так не забудут… Прими с миром и спокойствием мой привет… Молю Бога, да даст тебе силы и разумения руководить и управлять моим домом, как подобает истинной матери. Будь терпелива! Будь бодра! Я невиновен! Твердо вынес все. Не думай, что я страдаю за дурное… Милые детки, не забывайте вашего папу, который вас очень любил и в конце много о вас плакал. Молитесь за меня. Будьте добрыми и учитесь добру. В Боге – наше вечное спасение. Всегда веруйте в Него. Заканчиваю жизнь свою, чтобы начать новую во Христе… Остаюсь невинным перед законом, по которому меня судят, виновен только пред Богом. Господи, прости меня!»

http://pravoslavie.ru/41665.html

«Наша мечта – болгарский православный телеканал» Интервью с Зоей Димитровой, основателем православной киностудии «Зосима» (г. София, Болгария) / Идея создания православной киностудии принадлежит семье выпускников богословского факультета Софийского университета – священнику Христо Димитрову и его матушке Зое.Вот уже 14 лет (с 1993 г.) отец Христо – приходской священник в храме Святого Духа г. Софии. С 1999 года он и его матушка Зоя проводят еженедельные занятия в воскресной школе для взрослых, которую посещают как прихожане храма, так и верующие из соседних приходов.Зоя Димитрова, редактор, преподаватель основ религии, истории и философии, вот уже три года активно занимается телевизионной и радиожурналистикой. Она – автор ряда публикаций и более ста телевизионных передач. – Расскажите, пожалуйста, чем занимается православная киностудия? – Еще будучи студенткой первого курса богословского факультета Софийского университета, я услышала и навсегда запомнила строгие, но добрые слова нашего тогдашнего ректора, ныне здравствующего митрополита Русенского Неофита, произнесенные в день святого Климента Охридского: «Если мы, христиане, – живое Евангелие, то в насколько большей степени это касается богословов…» Поэтому естественно и вполне закономерно, что первая в Болгарии профессиональная православная киностудия ставит себе целью благовествовать посредством документального киноискусства. Наш коллектив определил себе ответственную задачу – способствовать распространению и утверждению православных христианских ценностей в обществе, что в конечном счете приведет к духовному росту нации. При этом мы работаем в тесном сотрудничестве с Болгарской Православной Церковью. Мы занимаемся созданием образовательных кинофильмов, удовлетворяющих потребностям православных христиан и богословов Болгарии, популяризируем через фильмы деятельность православных храмов и монастырей, приходов и приходских центров, организовываем дискуссии по проблемам христианских СМИ, предлагаем специализированную помощь православным богословам, работающим в СМИ, снимаем и распространяем учебные фильмы по предмету «Православное вероучение» («Основы религии»), снимаем паломнические поездки. Важная часть нашей работы – подготовка субтитров для наших фильмов, что делает их доступными для людей со слабым слухом.

http://pravoslavie.ru/41413.html

В Софии состоится митинг против результатов выборов кандидатов на Болгарский Патриарший престол 21 февраля, 2013. Новостная служба Поводом для проведения акции стало решение Синода, принятое 15-16 февраля на специальном заседании по избранию 3 кандидатов на Болгарский Патриарший престол. Число необходимых для избрания кандидатов голосов было снижено с 10 до 9. 21 февраля. ПРАВМИР. Сегодня в Болгарии, возле Синодальной палаты в Софии, состоится митинг протеста против «нелегитимного» избрания кандидатов на Болгарский Патриарший престол запланирован, сообщает Седмица.ru . со ссылкой на болгарское издание «Монитор». Участники митинга призовут Синод Болгарской Церкви отложить дату Избирательного Патриаршего Собора и потребуют повторного голосования. Инициаторы считают, что необходимо избрать кандидатов на Патриарший Престол при полном согласии с Уставом Болгарской Церкви. Также организаторы протеста потребуют от архиереев, в случае отказа от выполнения этих требований, добровольно уйти в отставку. Поводом для проведения акции стало решение Синода, принятое 15-16 февраля на специальном заседании по избранию 3 кандидатов на Болгарский Патриарший престол. Число необходимых для избрания кандидатов голосов было снижено с 10 до 9. Это решение было вызвано тем, что только одна кандидатура смогла набрать 10 голосов, и  возникла угроза, что другие  2 кандидата вообще не будут избраны. В результате кандидатами были избраны митрополиты Старо-Загорский Галактион (10 голосов), Русенский Неофит и Ловчанский Гавриил (по 9). Более 2 тыс. жителей Софии подписались за проведение митинга, предполагается, что в нем примут участие не менее 4 тыс. человек. По информации болгарских СМИ, иерархи планируют на Избирательном Соборе, который запланирован на ближайшее воскресенье, 24 февраля, получить одобрение уже исполненного решения о снижении голосов при избрании кандидатов. Иерархи якобы считают, что одобрение Собора позволит Церкви отразить общественный натиск и избежать угрозы судебного оспаривания результатов выборов как кандидатов, так и нового Патриарха.

http://pravmir.ru/v-sofii-sostoitsya-mit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010