С юношеских лет привыкший к трудам келейным, Святитель Димитрий всю свою жизнь посвятил служению церкви и науке, которая была для него не целью , но средством к достижению главной цели – душевного спасения через служение Богу и ближнему. Чуждый всякой стяжательности и корыстолюбия, он не собирал для себя сокровищ тленных и после себя не оставил ничего, кроме книг и бумаг, ибо все что получал раздавал бедным и сиротам и не оставил ничего на свое погребение; но зато он, Святитель Ростовский, оставил по себе многочисленное собрание книг на разных языках печатных и рукописных, которые по распоряжению Преосвященного Стефана Яворского были отправлены в Москву, в Патриаршую Библиотеку, а все черновые рукописи Святителя, согласно его завещанию, были положены с ним во гроб, вместо возглавия и подстилки и, при обретении его нетленных мощей, оказались истлевшими. По разнообразному содержанию творений Святителя Димитрия можно сказать, что он упражнялся во всех родах сочинений, он был: 1) Духовный вития – проповедник слова Божия; 2) Богослов – истолкователь догматов Православной церкви; 3) Обличитель заблуждений раскольников разных лжеучений; 4) Философ – мыслитель; 5) Жизнеописатель – составитель Четьи-Миней; 6) Историк; 7) Драматург – сочинитель нескольких духовных драм и 8) Певец – песнописец духовных стихословий. Самые замечательные из его произведений, без сомнения , – Четьи-Минеи или Жития Святых, над составлением которых он трудился более 20 лет и его Проповеди и, Слова, из коих напечатано около ста; более пятидесяти хранящихся в рукописях известных списков; но должно полагать, что есть еще и неизвестные и, по всей вероятности, много утраченных, ибо как ревностный проповедник Слова Божия, он проповедывал весьма часто и в продолжении многих лет, как в Малороссии, так и в Ростове. Список сочинений Святителя Димитрия: 1) Четьи-Минеи – Жития Святых на все 12 месяцев; 2) Алфавит духовный; 3) Руно орошенное или – сказание о чудесах от Иконы Божией Матери в Почаеве; 4) Рассуждение об Образе Божии; 5) Апология для утоления печали; 6) Розыск о раскольнической Брынской вере 3 ; 7) Летопись келейная, доведенная до 3600 года от сотворения мира; 8) Диариум или дневные записки; 9) Епистолярий или записки письмам; 10) Каталог Киевских Митрополитов; 11) Собрание поучит.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Святитель ростовский, «златословесный учитель», оставил после себя драгоценное наследие в своих сочинениях. Его сочинения получили широкое распространение в русском обществе. Самым распространённым сочинением св. Димитрия было и есть его Четьи-Минеи, над составлением которых он трудился 20 лет. При составлении их он пользовался великими Четьими-Минеями митрополита Макария, рукописями Симеона Метафраста , русскими прологами и западными сборниками. Этот труд святителя остаётся неподражаемым и считается неоценимым сокровищем нашей православной Церкви. Его поучения на воскресные и праздничные дни, отличающиеся простотой и ясностью, силой и глубиною чувства, сделались также любимой книгой русского народа. Высокими достоинствами отличаются и другие творения св. Димитрия: Руно орошенное, сборник сказаний о чудесах от образа Божией Матери в Ильинском черниговском монастыре с нравоучениями и назидательными примерами. Вопросы и ответы о вере и Зерцало православного исповедания; Летописец, сказующий деяния от начала миробытия до Рождества Христова; Врачество духовное и Алфавит духовный и др. Для истории и обличения раскола имеет важное значение сочинение св. Димитрия под названием: Розыск о брынской вере. В первой части розыска св. Димитрий обличает раскольничьих учителей в том, что они по своему невежеству писали так, что из их слов выходят еретические мнения. Во второй части доказывает ложность разных раскольничьих учений. В третьей части сообщает разные известия из истории раскола. Св. Димитрий писал драматические сочинения религиозного содержания и духовные песнопения. Глава IV. Богослужебно-обрядовая и нравственная жизнь русского народа. Монашество Отличавшая русский народ приверженность к христианскому богослужению неизменно сохранялась в нём при всех переменах в его государственной жизни. Русские люди XVII века с таким же усердием созидали и украшали храмы, благоговейно чтили христианские святыни и ревностно устрояли свою жизнь по церковному чину, как и их предки. Земля русская, разорённая ляхами в смутное время, снова украсилась многочисленными храмами, особенно в городах. В Москве, наиболее пострадавшей от неприятельского нашествия, воздвигнуто было много храмов и часовен. Иностранцы, приезжавшие в Москву, поражались обилием в ней храмов и часовен и звоном многочисленных московских колоколов. Наиболее замечательными памятниками благочестивого усердия наших предков XVII столетия в Москве остались колокольня над церковью св. Иоанна Лествичника , сооружённая в 1600 году Борисом Годуновым и известная под названием «Иван Великий», высотой 46 1 / 2 сажен; Казанский собор, построенный князем Пожарским в 1630 году в память освобождения Москвы от поляков заступничеством Божией Матери; Верхоспасский собор, построенный царём Михаилом Феодоровичем на сенях или наверху царских палат. В этом храме говели и причащались цари, начиная от Михаила Феодоровича и до Петра I, и были крещены их дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Издания: Слово о богатем и о Лазаре: Срезневский И.И. Сведение (прим. 357). С.29–33 (не полностью); там же. С.546–554 (полное изд.) (перепеч.: Памятники [прим. 16]. Т.З. С.276 282); Иванова К. (прим. 1252). С.234–244 (окончание сокращено). В первой части изображается всеобщее воскресение мертвых в день Страшного суда. Затронув тему разделения праведников и грешников ( Мф.25:31–46 ), автор заводит речь о сострадании к бедным. Среди практических дел милосердия акцент делается на сочувствии к тем, кто замерзает в холодные зимы. Для аргументации привлекаются и другие притчи, как, например, притча о бедной вдовице ( Лк.21:1–4 ). Опасность внезапной кончины и вечных мук заставляет быть настороже. И только затем, в многословно–поучительной манере, следует сама притча о богаче и бедном Лазаре. В частности, при описании пира перечисляются мясные яства: фазаны, гуси, лебеди, журавли, голуби, куры, зайцы, олени, свиньи, телята, быки и т.п. В ветхозаветной манере выдержано Слово на Рождество Богородицы 1215 , которое содержит также (добавленный впоследствии?) пространный каталог народов. По мнению издателя, оно, возможно, относится к домонгольскому времени. Издания: П(етровск)ий Μ. (прим. 1215). С. 118–126. Начальная и главная части Слова представляют собой общую похвалу Богоматери, в которую вплетены не только цитаты из псалмов и пророков, но и апокрифическая история Анны и Иоакима, родителей Марии. Наиболее употребительными (в том числе и на Западе) образами девства Богоматери (до, во время и после Рождества Христова) служат Неопалимая Купина ( Исх.3:2–3 ); руно Гедеона, орошенное Божественной росой ( Суд.6:36–40 ); камень, который оторвался от горы “без содействия (человеческих) рук” и затем сам соделался великой горою и исполнил всю землю ( Дан.2:34–35:44 ); затворенные врата, войти которыми может лишь Бог ( Иез.44:2 ). В заключительной похвале Мария названа “твердым забралом” и “прибежищем крепким” для всех верующих: как рыбы не могут жить без воды, так и христиане – без Ее помощи. Поэтому и поют хвалу Ей греки, болгары, Русь, “новое Твое стадо”, римляне, авары (авасги?), ивиры, аланы, персы, парфяне, индийцы, эфиопы, алеманны (?) (“алмази”), фригийцы, сербы, хорваты, саксы и скифы, вандалы (?) и гепиды (?), лонгобарды, валахи, сарды, венецианцы, моравы, различные славяне, готы и “фили” (?) 1216 1217 . Нам не известны какие-нибудь параллели этому списку “языков” в других древнерусских памятниках домонгольского времени; западное влияние представляется вероятным. В заключение в эту хвалу “чудесам главе и началу” вплетаются голоса христианских государей, молящихся о внутреннем и внешнем мире для своих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Созерцательная жизнь привлекала его, по-видимому, уже с ранней молодости. Действительно, ему было всего только семнадцать лет, когда он, с разрешения родителей, 9 июля 1668 года, постригся в киевском монастыре Св. Кирилла и получил имя Димитрия. В следующем 1669 году, 25-го марта, он был рукоположен в дьякона. Шесть лет юный монах оставался в этом сане и, по словам одной его старинной биографии, целиком отдавался молитве, аскетическим упражнениям и расширению своего образования. Без сомнения, он выделялся среди других уже в свои первые монашеские годы и должен был привлекать внимание духовного начальства. В 1675 г. он был признан лучшим из кандидатов, предложенных на место проповедника при викарии Киевского митрополита, а 23 мая того же года, на Троицу, он был возведен в сан иеромонаха. Вероятно, тогда он и начал становиться известным как выдающийся проповедник. К тому же времени относится и его первый писательский труд: «Руно орошенное» – книга, посвященная чудесам Божией Матери (1675–77). В 1677 г. начинается в жизни Дмитрия новый период. Он оставляет Украину и отправляется в Литву, в то время находившуюся под польскою властью. В своей «Летописи» он объясняет это путешествие желанием поклониться одной из находившихся там святынь Божией Матери. Но в Литве уже несомненно знали о нем как, об ученом монахе и замечательном проповеднике. Вскоре он расположил к себе местное духовенство и мирян и его попросили остаться на долгое время. Получив от своего киевского духовного начальства разрешение «сеять слово Божие в сердцах», Дмитрий сначала в течение двух месяцев проповедовал в Вильне, а затем поселился в Луцке, в качестве проповедника Преображенского Братства. Эта его деятельность кончилась в январе 1679 г. Он был отозван своим начальством, не желавшим его терять, вернулся на Украину и поселился в монастыре Св. Николая в Батурине. По словам его биографа, он здесь посвящал свое время трудам, наложенным на него послушанием, чтению душеполезных книг, а в особенности проповеди слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. Димитрий прославился как церковный писатель. Ему принадлежат следующие сочинения: «Зерцало православного исповедания» и «Розыск о раскольнической Брынской вере», «Внутренний человек в клети сердца своего уединен поучающея и молящея в тайне», «Поклонение Св.Троице», «Духовные псальмы или песнопения», «Диарий», «Руно орошенное», «Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова», около 100 поучений, несколько духовных драм, из которых самая знаменитая – «Рождественская». Память 21 сентября. – 30, 213. Димитрий – епископ Тульский и Белевский. 16 января 1811 † 14 ноября 1883. В мире Климент Иванович Муретов. Родился в семье диакона села Путинского Пронского уезда Рязанской губернии. Окончил Сапожковское духовное училище, Рязанскую семинарию и Киевскую духовную академию. В 1834 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, а в 1835 г. – в иеромонаха. В 1834–1836 гг. преподавал в Киевской академии. В 1836 г. зачислен в соборные иеромонахи Киево-Печерской лавры. В 1838 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря с оставлением в должностях профессора и инспектора. В 1841 г. назначен ректором Киевской академии с поручением управления Киево-Братским монастырем. В 1851 г. хиротонисан во епископа Тульского и Белевского. Тульской паствой управлял 6 лет, снискав ее горячую любовь. В 1857 г. назначен на Херсонскую кафедру с возведением в сан архиепископа, в 1874 г. – на Ярославскую, в 1875 г. – на Волынскую. Скончался в Одессе, где и похоронен. – 157, 175. Д.К. – двоюродный брат монахини Юлии Гурьевой, служивший в драгунском полку. – 234. Д.Л. – 217, 234. Дометий – монах Оптиной Пустыни. 1828 † 12 апреля 1880. В мире Дмитрий Васильевич Казанцев. Из новосильских мещан. В число братства определен сверхштатным до открытия особой вакансии 9 октября 1856 г., а на послушническую вакансию – 7 октября 1857 г. Рясофором накрыт 16 февраля 1859 г., в монашество пострижен 28 августа 1866 г. Нес послушания при конном дворе, в монастырской поварне, был помощником просфорника и гостинником. – 292, 308. Дорофей – преподобный, авва. Конец VI в. † 620. Родился в окрестностях Аскалона в Сирии, был достаточным человеком. Раннюю молодость провел в изучении светских наук и развил в себе дар слова. Пользовался наставлениями свв. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка и под руководством последнего принял монашество в обители преп. аввы Серида, где нес послушание в странноприимнице и был начальником больницы. Его учеником стал преп. Досифей. После смерти св. Иоанна перешел настоятелем в другой монастырь. До нашего времени дошли 30 подвижнических слов, несколько посланий и 21 аскетическое наставление преподобного, извлечения из которых помещены в русском Добротолюбии. В его записи известны поучения препп. Зосимы, Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Хорошо знал Св.Писание и творения св.отцов. Память 5 июля. – 21, 88, 92, 94, 121, 122, 125, 179, 207, 213, 262.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Отсутствие идентифицирующей надписи свойственно мн. укр. спискам чудотворной иконы разного времени, они опознаются только по иконографии. К ним относится образ из иконостаса ц. вмц. Екатерины в Киеве (КПМЗ), при которой существовало Синайское подворье. Вслед. этого на Синай из Киева попали 2 иконы такого типа в составе наборов из 4 икон для местного ряда иконостасов небольших храмов. Первый написан Осипом Белецким в 1838 г. (иконостас ц. ап. Иоанна Богослова Синайского монастыря); 2-й - мастером Феодотом в 1844 г. (ц. прор. Моисея в Фаранском мон-ре на Синае). Помимо гравюры, иллюстрирующей «Руно орошенное», в укр. графике известны другие изображения И. Ч. и.: ксилография, выполненная в Киево-Печерской лавре; резцовая гравюра 1727 г. работы мон. Гавриила по заказу иером. Иринарха (Бугушевича), где Богородица и Младенец представлены в рамке из цветов и акантовых листьев ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1262, 1263). Ильинская Черниговская икона Божией Матери, с акафистом. 1780 г. Иконописец Яким Максимов (ВСМЗ) Ильинская Черниговская икона Божией Матери, с акафистом. 1780 г. Иконописец Яким Максимов (ВСМЗ) В рус. искусстве изображения И. Ч. и. появлялись на рубеже XVII и XVIII вв., образцом для них была гравюра из черниговских изданий «Руна орошенного». Один из ранних примеров - росписи сев. крыльца ц. прор. Илии в Ярославле (кон. XVII в.): в своде изображена сама икона, по сторонам от нее - 2 сцены из истории образа. К нач. XVIII в. относятся первые известные московские списки И. Ч. и. (ГИМ; частное собрание). Сказание об И. Ч. и. вошло в состав сб. «Солнце Пресветлое» Симеона Моховикова (НБ МГУ. 10536-22-71. Л. 99 об., 1715-1716 гг.) и было проиллюстрировано гравюрой работы Г. П. Тепчегорского (1713-1714). Впосл. изображения И. Ч. и. обычно включались в иконы-своды Богородичных образов, в т. ч. эта икона присутствует на наиболее ранних из них - мастера Оружейной палаты Ивана Дорофеева 1722 г. (частное собрание). В кон. XVIII в. встречаются И. Ч. и. с клеймами, иллюстрирующими акафист Богородице (икона Якима Максимова 1780 г., ВСМЗ). Известны укр. иконы этой иконографии, бытовавшие в России с кон. XVII в. (местный ряд иконостаса ц. Св. Троицы в Останкине в Москве, Воскресенского собора в Угличе). Среди образцов И. Ч. и. в ранней рус. гравюре на металле кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. (Там же. 1259-1261) - подписная гравюра М. Нехорошевского 1749 г., где изображение дополнено избранными святыми в круглых клеймах.

http://pravenc.ru/text/389455.html

Песнь 9 Ирмос: Воистину Богородицу/Тя исповедуем,/спасеннии Тобою, Дево Чистая,//с безплотными лики Тя величающе. Скорби сердца моего утиши, Радосте скорбящих,/уныние душегубительное отыми от мене, Утолительнице печали,/и леность ко взысканию добродетелей искорени во мне, Взыскание погибших,/да Тебе, Дево Чистая, непрестанно величаю. Малодушием болезнующаго мя оживи, Целительнице болящих,/отчаянием падшаго мя возстави, Одигитрие заблуждших,/грехми умерщвленнаго мя воскреси, Споручнице грешных,/да Тебе, Дево Непорочная, непрестанно величаю. Усердие во мне творити волю Божию возбуди/и ревность ко славе Божией воспламени в сердце моем,/Купино огнезрачная и неопалимая,/и благоговейна служителя Христова соделай мя, Дево,/Предводительнице моего спасения. Слезами покаяния и умиления изсохшую в зной страстей душу мою умягчи, яко руно орошенное Гедеона,/и сокрушение к исправлению даждь ми, Дево,/да вечная блага унаследую и с лики избранных Божиих воспою Тя,/Ходатаицу моего спасения. Светилен: Икону Твою всечестную в залог благоволения Твоего верным даровала еси, Владычице,/покрывающи и сохраняющи ею от огненнаго запаления на Тя уповающия./О Мати Царя Христа Бога, буди и нам, грешным,/прибежище спасения в нечаянных бедах и Ходатаица вечныя жизни. На хвалитех стихиры на 4, глас 6: О, великия благости/и неисчетнаго милосердия Твоего, Владычице!/Удивляеши нас преславными чудесы,/ихже источает икона Твоя святая,/во образе неопалимыя купины Тя изобразующая/и огненнаго естества силу укрощающая/силою Твоею Божественною./юже с веселием приемлюще,/Тя, Чистую Богоотроковицу,//достодолжно песньми почитаем и ублажаем. О, благосердаго Твоего/о нас промышления, Владычице!/В годину бед и обстояний,/егда внезапное запаление огненное/обымет жилища наша,/чудную икону Твою/посылаеши нам в помощь и защиту/и ею укрощаеши свирепство огня,/яко Мати сущи/стихиями обладающаго Владыки Христа./Темже велегласно проповедуем Твоя чудеса/и милость многу к роду христианскому/и песньми хвалебными//немолчно Тя величаем и ублажаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

106 Святитель Димитрий Ростовский (Даниил Туптало, дек. 1651 †28.10.1709) – родился в местечке Макарьево в 40 верстах от Киева в семье казачьего сотника. Учился в Киевском Братском училище при Богоявленском монастыре (1662–1665). Поступил в Кирилловский монастырь (1668), где 9 июня принял монашеский постриг с именем Димитрий, а в 1669 возведен в сан иеродиакона. Посвящен во иеромонахи (23.5.1675) и назначен проповедником при кафедральном Успенском соборе г. Чернигова. В сане игумена и архимандрита настоятель разных монастырей. В 1684 г., по благословению митрополита Киевского Варлаама (Ясинского), принял на себя главный труд своей жизни – составление Четий-Миней или Житий Святых (окончены в 1705). Хиротонисан в Москве в митрополита Сибирского и Тобольского. Из-за плохого здоровья и необходимости завершить благословленный труд от назначения отказался. Назначен митрополитом Ростовским (1702). Кроме Четий-Миней перу Святителя принадлежат след, труды: «Летопись келейная», представляющая из себя связанное изложение событий библейской истории; «Розыск о раскольнической брынской вере»; «Руно орошенное, или сказание о чудесах черниговской Ильинской иконы Богоматери»; «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце»; «Диарии», или дневные записки; «Каталог российских митрополитов»; «Краткий мартиролог, остановленный на одном сентябре» и др. Скончался во время молитвы, стоя на коленях. В 1752 г. во время ремонта монастырского собора были обретены нетленные мощи Святителя, от которых исходили чудеса исцеления. Причислен к лику святых в 1757 г. Память 21 сентября. 108 Одно из ярких свидетельств этому см. в «рассказе втором» известной кн.: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Издание Введенской Оптиной пустыни. 1991. С. 37–40. 109 Мученик Иустин Философ (†167) – отец и учитель Церкви, богослов и апологет. Родился в Наплузе, что в Палестине. Будучи язычником, принял по внутреннему убеждению христианство и стал ревностно выступать против язычества. В Историческом словаре говорится: «Он совершенно знал различные заблуждения языческой философии, так как основательно разумел и все истины Христианства, за которые восставал он против язычества. Он отвергал мнения идолопоклонников сочинениями философов, а заблуждения жидов отрицал пророчествами...» Одна из важнейших дошедших до нас его книг: «Разговор с Трифоном Иудеанином о истине Христианского Закона, писанный к М.Помпею» (СПб. 1797; переиздание: Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. 1995). Принял мученическую кончину. Память 1 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Скачать epub pdf Чудо 4 в 1671 году Некто из благородных, по фамилии Пенский, из брагинских окрестностей, имел жену Анну. Несколько лет она сильно болела ногами, нужно было ее носить, не могла сама ступить ни шагу. Изнемогли уже и врачи, лечившие неизлечимую болезнь. Прослышал тот человек о чудотворном образе Пресвятой Богородицы, что в Ильинском монастыре, и привез туда свою жену. Внесли ее в церковь , и здесь, тепло со слезами помолясь, она получила скорое исцеление: в тот же час стала на ноги. Как у иерусалимского хромца, описанного в Деяниях ( Деян. 3, 3 ), так и у этой жены утвердились ступни и голени, и вскочила она, хваля Бога и Богородицу. И исполнились все великого удивления от чуда, приключившегося с ней. Беседа Спросим у иерусалимского хромца, которого носили: где обрел ноги? Скажет: «При дверях храма, называемых Красными» ( Деян. 3,2 ). Блажен ты, хромец, ибо доброе избрал себе место, двери церковные Красные, при них и исправились твои ноги. Но блаженнейшие – держащиеся Пречистой Девы и при Ней избравшие себе место, ибо Она – Дверь много прекраснейшая, Церковь и Врата! При них не только телесных (как у той Анны), но и душевных ног хромота врачуется. Хрома была душевными ногами египетская грешница, столь хрома, что церковного порога не могла переступить: «Когда, – говорила, – убогие мои ноги порога коснулись, церковь всех принимала и не возбраняла никому, меня же, окаянную, не приняла: будто множество воинов поставлены были вход затворять, так мне сила Божия возбраняла» (см. Житие Марии Египетской). Смотри же, как у Богородичного образа утвердились ее ноги: не только вошла в церковь поклониться Честному Древу, но и в пустыню побежала, по водам и по воздуху пошла. Так Врата эти мысленные сильны к уврачеванию ног, и телесных, говорю, и душевных. У врат обычно убогие милостыню просят, а где кто лучшую милостыню получит, как не у Пресвятой Девы? Смущали меня слова: «Ворота сии будут затворены, не отворятся» ( Иез. 44, 2 ). Боялся, как бы не отойти пустым, неуслышанным и посрамленным, когда прибегну к ним и постучу. Ибо как через затворенные и никогда не открывающиеся двери могут что-либо получить руки мои? Но когда услышал поющего: «Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, Пресвятая Богородице, но просит благодати и приемлет дар» (Параклис Богородице), – получил упование и дерзаю, хоть и недостоин, прибегать к Тебе, о Небесные Врата!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Икона была келейной святыней иеросхимонаха Виссариона, основателя русского Андреевского скита на Афоне. Она представляла собой створчатый складень, в центре которого изображена Пресвятая Богородица с Богомладенцем, Которым предстоят святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. Внизу и на створках складня помещены образы различных святых. На окладе над Богородицей изображены два Ангела, держащие венец. Прославление ее совершилось в России, в Вятской губернии, в 1863 году, куда прибыл с Афона для сбора пожертвований иеромонах Паисий, привезший с собой эту икону: обрел дар речи юноша Владимир, восемнадцатилетний сын иеромонаха Неона (Неволина), учащийся Вятского Духовного училища. До этого он шесть лет был немым, лишившись языка из-за своего неповиновения. Опечаленный отец отдал сына учиться иконописи и брал с собой в разные села для росписи иконостасов. Один из соучеников немого отрока возжелал отслужить пред иконой молебен, и когда по окончании молебна Владимир коснулся устами образа Богоматери, то почувствовал, что с ним происходит что-то необычное. Он заметил на языке и во всем теле необыкновенное ощущение теплоты и начал говорить свободно. Это событие произошло 19 ноября в женском монастыре Рождества Христова в городе Слободском и подтверждено многими свидетелями, в том числе отцом Владимира иеромонахом Неоном. В следующие два месяца в том же городе было отмечено еще множество подобных исцелений от этой иконы. Позднее икону вновь привозили в Россию, и снова наблюдались исцеления больных. В 1890 году она была перевезена в Петербург и находилась там в Благовещенском храме при подворье Старо-Афонского Андреевского скита (в самом скиту осталась ее точная копия). Когда в 1929 году подворье было закрыто, икону, вероятно, взяли с собой покидавшие обитель монахи. Местонахождение ее в настоящее время неизвестно, несколько чтимых ее списков находятся в различных епархиях Русской Православной Церкви. «Нечаянная радость» И «Целительница» Эти иконы выделяются среди других изображений Богоматери тем, что на них показано само событие милостивой помощи Пресвятой Богородицы православным людям. Сюжеты обеих композиций восходят к древним повестям, приведенным святителем Димитрием Ростовским в его творении «Руно орошенное».

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010