435 об.). В памятниках западных Благовещении с рукоделием принадлежит также к числу древнейших изображений и удерживается здесь изредка даже в XIV–XV в. Известно было здесь и Благовещение без рукоделия; не позднее XII в. явился здесь перевод «с книгой», а в XIV–XV в. он занял господствующее положение среди других западных переводов; варианты его весьма разнообразны, но мы воздерживаемся от их описания, как дела очень специального, и обратим внимание лишь на два вида изображений, отличающиеся широким замыслом и богатством внутреннего содержания. В библиях бедных: Богоматерь, по обычаю, стоит с книгой; перед Ней Архангел со свитком; вокруг расположены пророки со свитками: Иезекииль («врата сия заключена будут» 44:2), Иеремия («созда Господь спасение в насаждение ново» 31:22), Исаия («се дева во чреве зачнет и родит сына» 7:14) и Давид («снидет яко дождь на руно» Пс. 71:6 ). В связи с этими пророчествами поставлены два прооброза: бюст Еммануила на древе; вокруг корня древа обвился змей. Объяснительная надпись говорит, что змей искуситель, согласно божественному предопределению в книге бытия, потерял свою силу с рождением Спасителя. По другую сторону Гедеон в воинских доспехах, руно которого, орошенное Богом, было прообразом непорочного зачатия Богоматери от Святого Духа 164 . В других изданиях библии бедных были допускаемы в рисунках некоторые изменения: надписи прилагались латинские, а не немецкие, вместо Еммануила – искушение Евы. Особенно заметное отличие мы встретили в двух кодексах национ. библ. 1 и 5): позади Святого Духа, летящего к Богоматери, летит обнаженный младенец Иисус с крестом в руках. Подробность эта вводится с целью наглядного выражения мысли о непорочном зачатии. Она повторена также в латинском молитвеннике нац. библ. lat. 1162), в другой латинской рукописи той же библ. 9471 л. 212), в лат. молитвенниках библ. сиб. духовн. академии и император. публ. библ. (O. v. 1, 3), в рукоп. Pelerinage de J. Chr. (Ibid.). Дидрон указывает еще на икону XVI в. в Эксе (Прованс).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Успении Твоем нас не оставляющая. Кондак 8 Странно в превышних ведуще Тя, Избранная, яко солнце, Вла-дычице, внутрь пренебесных недомыслимых красот и неизреченных доброт, умильно к Сыну и Богу, дланьма Его держиму, возшедшую и прерадостно преклоньшуюся живоначальней Его деснице, о сем непрестанно вопием: Аллилуиа. Икос 8 Вся бывши горе, к Небесным взята и, земных не оставляющи, Богомати, рукама Сыновнима носима, в незаходимая вниде, во оный град всесветящий и прекрасный, Иерусалим вышний, Херувимы обстоима со всеми Небесными силами, идеже слышит поющих сия: Радуйся, Еяже пресвятая душа в вышнем всесветлом Сионе вселяется; Радуйся, Еяже и нетленное тело таможде с душею купно прославляется. Радуйся, вшедшая в престольный град Самаго Вседержителя; Радуйся, вознесшаяся в прекрасный рай Вышняго Насадителя. Радуйся, пренесенная во град, основанный от каменей всесветяших; Радуйся, введенная во ограду, обстоимую вои сил превышних. Радуйся, превышше Небес во благолепие Божие взятая; Радуйся, паче всех невещественных умов почтенная. Радуйся, приносящая к Сыну Своему и Богу моление верных; Радуйся, и Сама непрестанно у Престола Сына Твоего и Бога молящаяся о всех. Радуйся, Предстательнице к Богу, мир спасающая; Радуйся, Заступнице, роду христианскому от Бога дарованная. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Кондак 9 Всякое естество ангельское превозносит Тя, Богородице, человечестии же роди вси Матерь Тя Божию славим и почитаем пречестное Твое Успение, Царице: Тебе бо ради земнии Небесным совокупляются, согласно поюще Богу: Аллилуиа. Икос 9 Ветийства Боговещанных пророческих речений ныне зрим о Тебе сбывшаяся, Богородице, яко воистину Бога плотию родила еси нам. Темже таинству словесе Божия верующе, вопием: Радуйся, закона и пророков главизно совершенная; Радуйся, звездо Иаковля, Ва-лаамом пророкованная. Радуйся, одре Царя Великаго, вещанный Соломоном; Радуйся, руно, орошенное Иисусом, образованное Гедеоном. Радуйся, Неопалимая Купино, законоположником предзримая; Радуйся, горо святая, мужем желания

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4301...

Тебя, сплетшую миру нерукотворный венец,/воспеваем, «Радуйся!» Тебе, Дева, возглашая,/охрана всех и ограждение,/и утверждение, и священное прибежище. Катавасия: Сидящий в славе/на престоле Божества,/на облаке легком,/пришел Иисус божественнейший,/ носимый непорочной рукою,/и спас взывающих:/«Слава, Христе, силе Твоей!» Песнь 5 Ирмос: Изумился весь мир: Путь жизни родившая, радуйся, Всенепорочная,/от потопа греха мир спасшая;/радуйся, Божия Невеста,/слух и речь о Которой приводит в трепет,/радуйся, жилище Владыки всего творения. Сила и твердыня людей,/радуйся, Пречистая, место освящения славного,/умерщвление ада, брачный чертог пресветлый;/радуйся, Ангелов радость,/радуйся, помощь с верою молящимся Тебе. Огневидная колесница Слова,/радуйся, Владычице, одушевленный рай,/посреди себя имеющий древо жизни – Господа,/чья сладость оживотворяет с верою ему причащающихся,/ хотя и покорившихся тлению. Укрепляемые силою Твоею,/с верою взываем Тебе:/радуйся, город всех Царя,/о Которой славное и достойное внимания ясно сказано,/радуйся, гора не рассекаемая, глубина неизмеримая. Пространная скиния Слова,/радуйся, Пречистая,/раковина, Божественный Жемчуг произведшая;/радуйся, Всечудная, с Богом примирение/всех, Тебя, Богородица,/блаженной именующих всегда. Катавасия: Изумился весь мир/о божественной славе Твоей:/ибо Ты, брака не познавшая Дева,/носила во чреве Твоем Всевышнего Бога/и родила вечного Сына,/всем воспевающим Тебя мир подающего. Здесь оканчиваем канон святого обители. Песнь 6 Ирмос: Божественный сей и всеми чтимый/совершая праздник Богоматери,/придите, богомудрые,/начнем рукоплескать,/от Нее рожденного Бога славя. Чертог Слова непорочный,/Виновница обожения всех,/радуйся, Всечистая, о Которой слышали пророки,/радуйся, Апостолов украшение. От Тебе роса ниспала,/пламя многобожия угасившая,/потому взываем Тебе:/«Радуйся, Дева, руно орошенное,/которое Гедеон прежде видел!» Вот, мы Тебе «Радуйся!» возглашаем;/пристанью стань для нас, в море плавающих,/и опорой в пучине скорбей/и соблазнов всеобщего противника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Один человек, тяжкий грешник, известный своим нечестием, имел привычку всегда обращаться к Богородице с ангельским приветствием: «Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою!» – Случилось однажды этому человеку заблудиться в пустыне. Он изнемогал от голода и жажды и наконец совсем отчаялся в своем спасении от голодной смерти. Но вот, он увидел Пречистую Богоматерь с множеством прекрасных дев, несущих различные снеди – сладкие и сытные – но всё на оскверненных и нечистых блюдах. – Ешь, – сказала ему Богоматерь. Но он отказался. – Я не могу есть, потому что хоть яства очень хороши, но блюда, на которых они принесены – нечисты и осквернены. – Так, – сказала ему Пресвятая Дева, – и Я не могу принять приветствия, которое ты Мне всегда возсылаешь, потому что оно, само по себе будучи добро, исходя из скверных уст и нечистого сердца, неприятным становится для Меня. Иди поэтому и очистись сначала от твоей душевной скверны, – тогда насытишься и небесной пищи. Видение кончилось, а раскаявшийся грешник, к своему радостному удивлению, увидел себя возле своего дома. Покаянием и благочестивой жизнью он искупил свое прежнее нечестие (из кн. «Руно орошенное»). 9. Не тщеславься и не гордись, человек! «Видишь, что вода во время весны с великим стремлением и шумом течет, но вскоре и протекает; или дым и огонь высоко подымается, но тотчас исчезает: такое точно состояние гордых и ненавистных людей: свирепеют и шумят и они в гордости своей, но уничтожаются, яко вода мимотекущая, – возносятся, как пламень и дым, так что и следа их не видно бывает. Об этом свидетельствует пророк Божий, очевидный и верный истины свидетель: «Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры Ливанския: и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его» ( Пс. 36:35, 36 ). Напротив того, о богобоящемся говорится: «яко в век не подвижется. В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится: готово сердце его уповати на Господа: утвердися сердце его, не убоится, дóндеже воззрит на врази своя» ( Пс. 111:5–8 ), о чем и в псалме 36-м свидетельствуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Икос 6 Возсиявши благодать от чуднаго образа Твоего, Чистая, веру немощствующих утверди, верных же возвесели сердца любовию. Сего ради радующеся вопием Ти: Радуйся, Пресвятая Дево, светом Небесныя истины нас озаряющая; радуйся, мглу греховную от нас отгоняющая. Радуйся, чудесы Твоими к боговедению нас приводящая; радуйся, всех кающихся грешников ко благочестию подвизающая. Радуйся, всех притекающих к Тебе крепкое заступление; радуйся, немощствующих умом утверждение. Радуйся, изнемогающих в вере возставляющая; радуйся, тихое пристанище в море житейстем обуреваемым. Радуйся, злыя советы сынов погибельных открывающая; радуйся, вознесенную гордыню врагов отечества нашего смиряющая. Радуйся, православных царей Державо; радуйся, всех христиан Похвало. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная. Кондак 7 Хотя прославити Сын Твой, Богородице, святую икону Твою во граде Костроме, повеле ю в день Успения Твоего святому великомученику Феодору Стратилату носити по граду сему, да вси, видяще чудо сие, благодарным сердцем возопиют Ему: Аллилуиа. Икос 7 Чудо новое яви нам Господь мольбами Твоими, Богородице, егда сгоревшу храму, в немже бе поставлен святый образ Твой, сохрани его в пепле невредима от огня, и тако мневших сгоревша его печаль в радость преложи. Мы же, чудо сие ведяще, воспеваем Ти таковая: Радуйся, Купино Неопалимая; радуйся, огненный столпе, сущия во тьме наставляяй. Радуйся, Кивоте, Духом позлащенный, Невместимаго Бога вместивший; радуйся, кадильнице златая, яко фимиам благоуханный, молитвы Твоя за ны к Богу Сыну присно возносящая. Радуйся, Жезле Ааронов, к явлению в мире Сына Твоего прозябший; радуйся, Руно Гедеоново, благодатию Божиею во спасение наше орошенное. Радуйся, Горо Несекомая, от Неяже отсечеся краеугольный камень Христос; радуйся, Храме одушевленный, в Немже вселися Божество телесне. Радуйся, девства охранение; радуйся, супружества благословение. Радуйся, паче всех Господа возлюбившая; радуйся, паче всех от Него превознесенная. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная.

http://foma.ru/akafist-presvjatoj-bogoro...

   Где нечистота, там и бес.     Повесть читал я у Проспера, о некой деве из Аравии, что жила в Карфагене и носила иноческие одежды. Ей случилось видеть образ языческой богини Венеры, очень бесстыдно изображенный, и отсюда приняла она скверную мысль в сердце. А так как в ней долго услаждалась, распаляясь похотью и соизволяя мыслью, то и стала бесу жилищем: вошел в нее дух нечистый и мучил ее. Смотри: замышленная лишь нечистота уже становится вертепом разбойнику дьяволу! Что же скажем об исполненной делом?..    Убоимся, братия, слыша это. Будем храниться от нечистоты, да не пострадаем от нее! «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1). Поревнуем тем, которые до смерти пострадали ради целомудрия. Прилог     Умереть, нежели жить изволила, — да чиста. Будет дева Жениха небесного Христа    Отроковица некая, христианка, была похищена персами. И отвели ее к их князю, ибо была прекрасна. В сердце же своем она воссылала непрестанную молитву со слезами Владыке Христу, дабы сохранил ее неоскверненной от нечестивого князя. И услышал ее Бог, ибо подал такой умысел.    Когда нечестивый князь, увидев ее, уязвился красотой и захотел быть с ней, она, будучи вразумлена, сказала ему: «Вижу, господин мой, что с этого дня я буду твоей женой и госпожой над всеми твоими имениями. Но, любя тебя, молю: оставь меня в эту ночь, а завтра скажу тебе чудную вещь».     Князь же спросил: «Что за вещь?» Она отвечала: «Зелье знаю некое, и если покажу тебе, то не испугаешься ни рати, ни меча, ни стрелы, ни иного оружия, повреждающего тело». Но он сказал: «Завтра скажешь мне то, ныне же будь со мною». Она отвечала: «Невозможно этому зелью быть раскрытым женой растленной, только небрачной девицей. Потому что если не так, то оно будет недейственно». Услышав это, князь отпустил ее в ту ночь.     На следующий день говорит ей: «Иди и скажи мне зелье оное». Блаженная же отроковица, идя с ним наедине по саду, сорвала некую травку, что нашла здесь, и говорит: «Вот оно». Он же ей: «И как узнаю, истинно ли, что ты говоришь?» Тогда она взяла травку, помазала ею шею свою и сказала: «Возьми острый меч, замахнись крепко, обеими руками, и ударь, как только можешь, — увидишь, что нисколько не коснется меня меч твой».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

   Но где можем скрыться от находящих на нас многих наказаний? Под тем кровом, под которым скрывался Давид: «Сокрыл меня в скинии Своей в день бедствий моих, сохранил меня в тайном месте скинии Своей» (Пс. 26:5). И где этот добрый покров обретем? У Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. В этом-то покрове Давид скрылся, когда, будучи гоним Авессаломом, «пошел на гору Елеонскую» (2 Цар. 15:30), которая явилась прообразом Премилосердной Госпожи нашей.    И если только тень Марии могла в день бедствий скрыть Давида, то тем более Она Сама, если к Ней прибегнем, скроет нас в крове Своем. Так говорит о Себе устами Святого Духа у Иисуса Сираха: «Я... подобно облаку покрыла землю» (Сир. 24:3).     Но, о дражайшая Госпожа! Почему столь худой вещи, мгле, уподобляешь Себя? Нет ли Тебе солнца, луны и звезд в именование? Мгла же что за красоту имеет, что ею зваться не гнушаешься?    Когда мгла над землей умножится и покроет ее, тогда все звери от ловцов целы: никто их поймать не может. Не здесь ли тайна, отчего Дева мглою нареклась? От ловящих прячет нас, ибо мы, грешные, из-за бесчеловечия нашего — как скоты, как звери, по Златоустову рассуждению: «Чреву угождаем, как медведи; плоть утолщаем, как мулы; памятозлобствуем, как верблюды; похищаем, как волки; гневаемся, как змеи; жалим, как скорпионы; хитрим, как лисицы; яд злобы носим, как ехидны». Таковых-то зверей настигают различные ловцы, постигает праведный гнев Божий, отмщая все наши злые начинания: «Бог отмщений, Господь, Бог отмщений» явился (Пс. 93:1).     Постигают нас и беззакония наши, вполне можем жаловаться: «Постигли меня беззакония мои, так что я не мог смотреть» (Пс. 39:13).    Постигает враг невидимый: «Он стал, как медведь в засаде, как лев в потаенном месте» (Плач. 3:10).    Постигает нас и враг видимый. Сказал враг: «Погонюсь, настигну, ...обнажу меч мой и истребит их рука моя» (Исх. 15:9).    Но дерзаем! Имеем Мысленную Мглу, покрывающую нас, Пресвятую Деву Марию. На Нее уповаем, под кровом Ее «и волос с головы нашей не пропадет» (Лк. 21:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

О неизреченное истощание! О благость, явленная в том, что Бог даровал нам это, превыше законов естественных и положительных, чрез единоплеменную и сродную нам Жену, чрез Жену, Которой не только красота души возвысились до той беспредельной высоты, что Сам Христос – красота непостижимая – возжелал Ее красоты и избрал Себе от Нее второе и безотечное рождение; но и состав тела столь благообразен и столь чист, что вместил в себе бестелесное и невместимое величие пресущественного естества в лице одной из трех Его ипостасей! Вот кто – Богородица Мария, общее прибежище всех христиан: первое воззвание прародителей от первого падения; возвращение пострадавшего рода (нашего) к нестраданию; таинственно древле сенописанное видение Моисеево при купине ( Исх. 3:3 ); руно Гедеоново, которое он, бестрепетно узрев символически орошенным каплями небесной росы, принял происшедшее за чудо, и дождь – за знамение, что и потвердил жертвоприношением ( Суд. 6:18–21 ); Боготканная порфира Давидова, принесшая воплотившемуся Богу Давидову восприятую плоть, как порфиру; херувимский престол, превеликий, огненный и высокий, носящий в недрах Царя Господа Саваофа ( Исх. 6:1 ); наддверие небесного святилища, пред которым Серафимы покрывают одними крыльями свои лица, другими – ноги, а иными летают, громко взывая ту страшную песнь, – потому что не выносят видения неприступной славы; врата небесные, которыми прошел один Владыка небес, не дав пройти ими никому ни после Себя, ни прежде Себя ( Иез. 44:2 ). Веселись о Ней, небо! Она, подражая тебе, не тесно вместила невместимого тобою Господа. Ликуй о Ней, земля! Ее чревоношение, соделав тебя небесною, соделало земных небесными. Рукоплещи, и море, чуду Девы! Христос, благоволил родиться из Нее по телу, освятил влажное существо вод, крестившись в водах. Вся тварь, радуйся, ликуй и рукоплещи! Ныне родилась нам Отроковица, из которой спасение, и чрез которую всемерное искупление – Христос Иисус Бог и Слово, Сый, и иже бе, и грядый ( Откр. 1:8 ), и пребывающий во веки. На Нем мы и окончим наше слово, как бы удержанное великим морем девственного Слова, принося Богу, Троице, в Отце и Самом Сыне, со Святым Духом поклоняемому, одну в трисвятом славословию славу, честь и поклонение, ныне, и во все нескончаемые веки веков. Аминь 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

«И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» ( Откр. 12:17 ). Диавол будет сражаться не только с наиболее мужественными, ревностными, теми, кто ушел в пустыню, – он будет сражаться и с христианами, которые попытаются остаться своими для мира и продолжат жить в городах. Поэтому когда люди говорят, что в конце времен нельзя будет спастись, – это ложь. Помните, что в городах спастись можно всегда, как и в деревнях – спасение не от места зависит, а от состояния сердца. Диавол будет воевать до конца с теми, кто соблюдает заповеди Бога и имеет свидетельство Христа, то есть кто верит в Господа Иисуса Христа. Но перед окончательной победой христиан на земле будут собраны величайшие силы этого великого зверя – диавола. 77 Почему символом ислама является луна (полумесяц)? Луна – очень почитавшееся древнее божество во многих цивилизациях, особенно в Халдее. Полумесяц был священным символом вавилонской и халдейской Астарты – лунной богини, воинственной и свирепой спутницы Ваала, одновременно и богини гнусной сексуальной любви. Ее изображали с полумесяцем на голове или с головой рогатой коровы. То есть это символ низменности, приземленности. Весь ислам – на земле, изменяющийся и пребывающий в этом изменяющемся мире, не имеющий выхода к вечности. Символ был перенят турками после победы мусульман над христианами и использовался султаном как знак его могущества. Полумесяц стал символом ислама, противопоставленным Кресту. В исламе нет таинств, в нем нет встречи с Богом. 78 Сколько раз видели, что у Христа раны на руках открывались из-за грехов христиан, например, на иконе «Нечаянная Радость». Предание об исцелении юноши от плотской страсти через эту икону описано в книге святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». Юноша молился перед образом Пречистой и вдруг увидел, что изображение ожило, язвы Господа Иисуса раскрылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: «О Госпожа, кто это сделал?» Богородица ответила: «Ты и прочие грешники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Только тогда перед молодым человеком раскрылась бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. И дана была ему радость прощения и оставления грехов – нечаянная радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Слово на Эфесском Вселенском Соборе Нынешнее собрание наше в честь Пресвятой Девы вызывает меня сказать, братия, слово хвалы. Настоящее торжество соединяется с пользою для пришедших сюда потому особенно, что совершается в честь Пречистой Девы; оно составляет похвалу жен, славу их пола, которую доставляет ему Та, которая в одно время есть и Матерь и Дева. Вожделенное и чудное собрание! Вот, для прославления Девы приводят людей и земля и море, одно мирно разстилая для кораблей хребет свой, другая невозбранно открывая пути для шествующих. Торжествуй природа, потому что воздается честь жене; ликуй род человеческий, потому что прославляется дева. «Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим. 5:20). Нас собрала здесь Святая и Богородица Дева Мария, чистое Сокровище девства, мысленный Рай второго Адама, место где совершилось соединение естеств, где утвердился совет о спасительном примирении; Чертог, в котором Слово уневестило себе плоть; одушевленная Купина, которую не опалил огонь божественного рождения; легкое Облако, носившее с телом возседящего на херувимах; орошенное небесным дождем чистейшее Руно, из которого пастырь сделал одежду для овцы; Раба и Матерь, Дева и Небо; Мост, по которому Бог низошел к человекам; изумительный ткальный Стан божественного домостроительства, на котором неизъяснимо исткался хитон соединения, которого ткачем был Дух Святый, художницею — сила свыше осенившая, для которого волною было древнее кожаное препоясание Адама; основой была чистая плоть девы, челноком неизмеримая благодать носившего; художник слово, вошедшее чрез слух. Кто видел, кто слышал, чтобы обитал во чреве безпредельный Бог, которого небеса не вмещают, которого не ограничивает чрево девы. Родившийся от жены не есть только Бог и не есть только человек: этот родившийся соделал жену, древнюю дверь греха, дверию спасения; где змий разлил свой яд, нашедши преслушание, там Слово воздвигло для себя одушевленный Храм, вошед туда послушанием; где возник первый грешник Каин, там родился безсеменно Искупитель человеческого рода Христос. Человеколюбец не возгнушался родиться от жены, потому что это дело Его даровало жизнь. Он не подвергся нечистоте, вселившись в утробу, которую Он сам устроил изъятою от всякого повреждения. Если бы сия матерь не пребыла девой, то Рожденный Ею был бы простой человек, и рождение не было бы чудесно. A так как Она и после рождения пребыла девою, то кто же рожденный, как не Бог? Неизъяснимо таинство, потому что Он родился неизъяснимым образом, Он, безпрепятственно прошедший дверьми, когда они были заключены, в котором фома исповедуя соединение двух естеств, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Иоан. 20:28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3853...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010