Ф. 797, оп. 71, год 1901, отд. 2, стол 3, д. 264: По письму Преосвященного Северо-Американского о покровительстве вернувшимся из Америки и принявшим там православие русинам из Угорского села Бехерова в деле построения ими в названном селе храма и назначении своего особого причта. Ф . 797, оп. 73, год 1903, отд. 2, стол 3, д. 364: По письму Преосвященного Алеутского по поводу приезда в Россию Англиканского Епископа Чарльза Графтона. Ф. 797, оп. 73, год 1903, отд. 2, стол 3, д. 385: По приветственному адресу Преосвященного Алеутского с духовенством Епархии на имя Г. Обер-Прокурора Св. Синода с выражением благодарности за сочувственное от­ ношение Его Высокопревосходительства Г. Синодального Обер-Прокурора к нуждам Алеутской епархии. Ф. 797, оп. 73, год 1903, отд. 3, стол 4, д. 75: О награждении протоиерея Воскресенской церкви в г. Вильсбарре, Алеутской епарх., Алексия Товта, за полезную, в интересах Православной духовной Миссии в Америке, службу – митрою. Ф . 799, оп. 14, год 1899, д. 1052: По разным вопросам, возникавшим по Алеутской (Северо-Американской) епархии со времени назначения оной Преосвященного Тихона. Ф. 799, оп. 17, год 1899, д. 227: Об отпуске путевых денег священно- церковнослужителям, назначаемым на службу в Алеутскую епархию и увольняемым из оной. Ф . 799, оп. 17, год 1901, д. 267: Об отпуске путевых денег священноцерковно- служителям, назначаемым на службу в Алеутскую епархию и увольняемым из оной. Ф. 799, оп. 17, год 1902, д. 286: Об отпуске путевых денег священноцерковно- служителям, назначаемым на службу в Алеутскую епархию и увольняемым из оной. Φ. 799, оп. 25, год 1897, д. 226: По ходатайству Преосвященного Алеутского об устройстве в г.г. Нью-Йорке и Чикаго храмов и Причтовых помещений. Ф. 799, оп. 25, год 1900, д. 736: О постройке православного храма в Нью-Йорке. Ф . 799, оп. 31, год 1895, д. 263: Переписка с Алеутским епископом и Северо-Американским духовным правлением об отпуске средств на содержание приходов, принтов и наём помещения для русской церкви в Чикаго и о бедственном положении русского эмигрантского дома в Нью-Йорке.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Не смотря на все это правительственное поощрение, переселенцев оказалось однако же немного, – всего 42,360 человек, с 7,367 слугами и служанками. Это большею частью были люди бедные, и все их достояние состояло из 736 лошадей, 435 верблюдов и 6,720 ослов. Весьма значительный процент среди переселенцев составляли священники, которых было 4,000 человек, так что они составляли почти десятую часть всего каравана. Но все эти священники были представителями лишь четырех священнических чред, так что представители остальных двадцати чред остались в Вавилоне, свидетельствуя этим, до какой степени ослабела преданность священнического чина к своей религии и как гибельны были влияния плена на священство. Тем не менее присутствие столь многих священников придало особое достоинство всему каравану переселенцев, при котором они состояли. Они составили тот узел, вокруг которого могла вновь возрождаться религиозная жизнь народа. Кроме священников было несколько левитов, а также партия в 392 человека храмовых служителей, или так-называемых нефинимов, – потомков тех служителей, которые были храмовыми рабами при Соломоне. Особенную силу каравану придало то, что во главе его стояли весьма влиятельные, истинно патриотичные и благочестивые люди. Самыми выдающимся из последних был князь иудейский Зоровавель, принявшей на себя начальство над караваном переселенцев. Это был внук популярного царя Иоакима и, следовательно, потомок великого народного героя, Давида, единственный человек царской крови, возвращавшийся в это время, хотя в более поздней период возвратились и другие ( 1Ездр. 1:8; 5:14 ). Самое его имя показывает, что он по-видимому родился уже в Вавилонии 386 , вероятно в первые годы плена, хотя, подобно Даниилу, он имел также и халдейское имя Шешбацара ( 1Ездр. 1:8 ). Таким образом, в это время он еще не мог быть особенно престарелыми человеком, и после плена жил еще 20 лет. Вместе с ним был первосвященники Иисус, соименник того вождя, который впервые ввел избранный народ в землю обетованную, и того Божественного Искупителя, который должен был в будущем ввести человечество во владение несокрушимого царства «не от мира сего», и еще девять старейшин, принявших на себя бремя устроения переселенцев на почве родной земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Чистая молитва, – продолжает Исаак, – является вершиной молитвенного делания: тот, кто ее достиг, не нуждается в исполнении правил. Однако если ты не достиг чистой молитвы, не оставляй правила, и если ты молишься чистой молитвой лишь по временам, соблюдай правило в остальное время 732 . Соблюдение правил необходимо в период духовного младенчества; когда же человек достигает зрелости, они становятся ненужными 733 . Есть «закон детей, который в свободе воспитывает человека и дает ему свет», а есть «закон слуг, который по-младенчески ведет человека и не позволяет ему двигаться вперед» 734 . Первый соответствует сыновнему отношению к Богу, не требующему особых правил для своего выражения, второй выражается в строго определенных рамках и уставах. Пока человек молится только в определенные часы суток, ему необходимо соблюдать правило; если же он способен непрестанно молиться, простираясь перед Крестом, он становится неподвластен каким бы то ни было правилам и ограничениям 735 . Та же тема, только уже в совершенно ином контексте, затрагивается Исааком в анти-мессалианской Беседе 14 из 2-го тома, к которой мы уже обращались выше. Здесь акцент делается на пользе и необходимости молитвенного правила, вопреки мессалианам, которые отрицали все внешние формы молитвы. Однако и здесь Исаак говорит о таких состояниях, при которых человек может пренебречь молитвенным правилом в результате наслаждения, происходящего от божественной любви: Плохой признак есть появление следующего: когда человек оставляет положенные богослужебные часы без уважительных причин. Но если пренебречь этими часами заставила человека молитва, или если сила продолжительности ее и великое сокрушение заставили его прекратить исполнение их, или если промедление из-за наслаждения ею побудило его пренебречь часом службы, тогда человек этот совершил отличную сделку 736 благодаря изменению, произведенному завидным товаром, который попал в его руки. И межи его прошли по прекрасным местам, как написано 737 . Все это – при условии, что не из-за легкомысленного умонастроения и презрительного отношения пренебрег он часом службы, но что, напротив, сладость молитвы и наслаждение ею насильно подчинили его божественной любви, в чем и заключается полнота нашего служения, которое тогда уже не подвластно и не подчинено правилу 738 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Это сближает указанную статью с другой, также нередко встречающейся в исповедных вопросниках: «Имееши на кого гнев? и аще имееши, иди и смирися с ним». Насколько близкими воспринимали эти две статьи сами средневековые книжники, хорошо видно на примере вопросника конца XVI в., вошедшего в состав печатного требника. В нем записана статья, будто соединившая в себе оба указанных выше вопроса: «Или гневалася еси на кого, и они умроша в гневе твоем?» 735 В текстах XIV XV вв. встречается статья, заимствованная из епитимийных правил, с оригинальной епитимьей: «елико держал еси гнев, толико опитемьи поста». 736 В более поздних текстах мы не находим епитимий за гнев. 5. Препирательства с учащими добру В некоторых текстах говорится о спорах и препирательствах с теми, кто пытался наставить кающегося на путь истинный: «Перепирающеся безаконьно со учащими на добро?», «Не послушав наказанья праваго гневы?» 737 В первой из процитированных статей назначается епитимья 12 дней поста, во второй – 40 дней. Это в очередной раз демонстрирует относительность тех епитимий, которые мы встречаем в рукописях. Действительно, обе статьи, записанные в одном тексте, весьма близки по своему значению, а епитимьи, как видим, существенно различаются. Подобные вопросы записывались не только в вопросниках для мирян. В исповедном тексте для дьяконов находим следующие статьи: «Или кто учит добре, а ты гнушался, и его будет оглашал неподобно и правое учение попрал будешь?» 738 Сходные статьи записаны в вопроснике о вере первой половины XII в.: «Не противилъся ли еси учащему тя на благочестие или в церкви молчанию? Не держал ли еси гнева на обличающаго тя о зле и не мстил ли еси ему того чим?» 739 Эти вопросы говорят об открытости человека, о его готовности принять то новое, что несёт с собой как богослужение, так и общение с более благочестивыми людьми. Составитель отнёс их к вопросам о вере, поставив в один ряд веру в Бога с желанием и готовностью возрастать в вере. 689 М-Мих. Q 9: Соф. 1090 , л. 460–472; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

725 Новг. II лет. под 6971 г. стр. 141. Древности архим. Макар. ч. 1 стр. 105. Воспоминание ошибочно относит построение Сергиева храма к возвращению святит. Ионы из первой поездки в Москву. 727 Новг. II лет. под 6975 г. стр. 141; Новг. IV лет. 127. Прол. под 5 ч. ноября. Симеоновский мор подробно описан в житии свят. Ионы стр. 38–41. 728 Истор. Кар. т. V стр. 210; Грам. изд. в истор. иер. ч. 2 стр. 380–389. Точнее в описании Соловецк. мон. стр. 48–51. 729 О составлении служб и житий Новгорд. угодникам Божиим Прол. под 5 нояб. Воспоминание стр. 31. Толстого 2. 364, III, 59; Царского 103, 132, 133, 326, 379. Муз. Румянц. 592–595, 597, 704. Службы Предтече и преп. Онуфрию писаны, без сомнения, ко времени освящения храмов Предтече и Онуфрию в Отней пустыне, совершившемуся в 1462 г. До нас дошли минеи служебные на апрель, май, июль, октябрь, февраль, писанные по благословению архиеп. Ионы. Изд. акад. VI, 296, 297. См. Русск. свят. Филар. архиеп. Черниг. за м. ноябрь примеч. 33, 34, 35 и 36. 732 Жит. Русск. свят. Мур. за м. ноябрь стр. 23; сн. Русс. свят. Филар. Архиеп. Черниг. за тот же месяц прим. 23. 733 Новг. III лет. стр. 241. «Пред взятием В. Новгорода от в. князя Ивана Васильевича всея России, сказано в летописи, како хоте первое пленити, начаша знамения быти в В. Новеграде. Сия же знамения быша не на добро граду, якоже слышахом от тамо сущих житель». Далее описываются самые вышесказанные знамения; но год их не показан. 734 По описанию чудес, это чудо было первое и совершилось около 1540 г.; а в житии угодника Божия оно показано под 1655 г. 735 Описание чудес святит. Ионы в житии его стр. 58–86. Святит. Иона называется св. чудотворцем в грамоте 1563 г. (Истор. акт, 1:320). Служба св. Ионе – у Царского 564, у Румянцева 397. В минее на ноябрь м. 1645 г. Макар. древности 1, 297; письмен. устав. Соф. соб. под 5 ноября. 736 Рукоп. спис. Новгород. святителей 1 и 2 в моей библиотеке. Автор. При описании жизни святит. Феофила, мы, естественно, должны были коснуться подробностей истории покорения Новгорода, ибо, во-первых, жизнь святителя весьма тесно связана была с этим важным событием, а во-вторых, и потому, что летописцы, описывая события Новгорода в период святительства Феофила, ни о каких других деяниях его не говорят с такой подробностью, с какой повествуют о постоянном ходатайстве за Новгород при нашествиях на оный, и о его деятельном участии в ведении переговоров с в. князем. Нет сомнения, что добродетельный архипастырь немало трудился на пользу своей беспокойной паствы, но его пастырские труды обойдены молчанием по причине, вероятно, тогдашнего крайне смутного времени. Автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Синода от 16 января 1739 года 45 По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав из Архангелогородской губернской канцелярии доношения на посланные из Святейшего Синода указы о разборе священноцерковнослужительских детей и самих церковников, из которых-де по определению Архангелогородской губернской канцелярии велено не бывшим у присяг за то их небытие учинить наказание плетьми и привесть к присягам, и быть им до указу по-прежнему при церквах теми ж чинами, в которых они ныне действительно имеются, а в военную службу их, хотя из них некоторые имеются и годны, ныне не брать для того, хотя по резолюции господ кабинетных министров виновным наказание, и которые годны в солдаты, тем учиня наказание, отослать для определения в полки и определено, токмо-де за прежними Её Императорского Величества высокими указы оных ныне взять пред опасно, понеже-де в тех указах гласит, что по необходимой нужде и не бывших у присяг при церквах оставить велено, а которые уже действительно при церквах служа, что их при каждой церкви быть определено, тех в военную службу и брать не велено, а оные-де церковники обретаются при церквах в действительно служащих до состоявшегося о переписке о разборе их в 736-м году указу, у некоторых церквей по одному только или по два человека, и в указное число, что велено быть при каждой церкви по два человека, недостаёт в епархии ста семи человек, и ежели-де по силе помянутой Кабинета Её Императорского Величества резолюции означенных церковников в военную службу брать, то их и ни по одному человеку у церкви не останется, а других ко определению на их места (кроме малолетних, кои за негодностию в военную службу оставлены в ведомстве Святейшего Синода для произведения к церквам) не имеется, – а в представлении Святейшего Синода (впредь для произведения к церквам) мнением объявлено, что оных церковников по учинении им пред привождением к присягам наказания за настоящую нужду определить к церквам по-прежнему в причт; да и после-де того по указу из Святейшего Синода велено всеусердное и тщательное попечение иметь, дабы праздные приходы без священно и церковнослужителей отнюдь не были, и дабы о том, что таковых церковников, о каковых выше сего объявлено, повелено ль будет в военную службу брать или по-прежнему при церквах быть, определить тое губернию указом, дабы губернской канцелярии как во взятье, так и не во взятье оных в службу не быть под штрафом и ответом, а в Правительствующий-де Сенат о том писано ж

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Католическая миссия в Китае своею численностью значительно превосходит японскую. По сведениям 1903 года, в ней числилось: католиков – 720,540, миссионерских станов – 734, патеров-миссионеров – 1,375 (в том числе европейцев 904, туземцев – 471), школ – 3,584, учащихся в них – 65,990, церквей и капелл – 4,054, пастырских семинарий – 47, воспитанников в них – 869, коллегиумов – 47, их питомцев – 2,263, сиротских домов – 239, живущих в них сирот – 26,825, сестер, ухаживающих в госпиталях за бедными больными – 959 (в числе их – 239 европеянок и 720 китаянок) 8 . Общее положение католической миссии в Азии по сведениям 1906 года представляется в таком виде: миссионерских станов – 1,938, миссионеров-патеров – 3,758 (в том числе европейцев – 2,359 и туземцев – 1,399), школ – 8,362, учащихся в них – 509,341, церквей и капелл – 6,967, пастырских семинарий – 79, учащихся в них – 1,630, коллегиумов – 79, живущих в них – 5,326, сиротских домов – 783, живущих в них – 2,069,300, госпиталей – 406, ухаживающих за больными сестер – 2,034, орденских братьев – 702, сестер – 988; обращенных в католичество туземцев – 10,062,736. Таких успехов, – по свидетельству историков, особенно протестантских, – католические миссионеры достигли небезупречными средствами. Часто, пользуясь покровительством европейских правительств, они употребляли насилие; иных привлекали к себе подарками и несбыточными обещаниями; а нередко прибегали к таким недостойным христианского миссионера средствам, как ложь, обман, интриги. Рассказывают, напр., об иезуитском миссионере Роберте де Нобили, обратившем в католичество более 30,000 индийцев, что он все время выдавал себя им за брамана и под видом пятой книги Вед распространял между ними учение католической церкви. Об этом знали и папа, и конгрегация пропаганды. Маттео Риччи, около 30 лет миссионерствовавший в Китае, уверял новообращенных, что китайцы, приняв католичество, могут оставаться верными культу предкопочитания, могут приносить жертвы и поклоняться статуям Конфуция, которого он причислил к ветхозаветным пророкам и даже отождествил с Моисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

с правой стороны - папа Целестин и епископ Марцелл» (Itineraria. 1965. P. 306; ср.: Ibid. P. 320). Начиная с Дж. Б. Де Росси большинство исследователей локализуют погребения понтификов в небольшой базилике, находившейся над катакомбами Присциллы, к-рая скорее всего была построена Сильвестром I (остатки храма обнаружены в 1890, в 1907 базилика была реконструирована; см.: De Rossi G. B. La basilica di S. Silvestro sul cimitero di Priscilla//BACr. Ser. 5. 1890. Vol. 1. N 4. P. 97-122; Marucchi O. La basilica papale del cimitero di Priscilla ritrovata ed in parte ricostruita dalla Commissione di Archeologia Sacra//NBAC. 1908. Vol. 14. N 1/2. P. 5-125; Picard. 1969. P. 736). Храм состоял из 2 миниатюрных базилик (апсида вост. базилики почти примыкала к фасаду западной). Они были построены в 1-й пол. IV в., вероятно в годы понтификата Сильвестра I (314-335), и впосл. соединены. Пол базилики занимали захоронения, вокруг храма находилось множество мавзолеев. Однако следы гробниц М. и других понтификов исследователи не смогли обнаружить. Поэтому Ф. Толотти выдвинул гипотезу, поддержанную В. Полькампом, согласно к-рой эти гробницы могли находиться под землей, в катакомбах. По мнению Толотти и Полькампа, захоронения Римских епископов находились в т. н. нимфее (кубикул g25) - просторном октагональном помещении, расположенном к северу от криптопортика и обустроенном, вероятно, на рубеже III и IV вв. Первоначально там был похоронен М. (скорее всего в гробнице d ), затем Сильвестр и другие понтифики; согласно Толотти, поблизости находились погребения Римских епископов Маркеллина и Либерия ( Tolotti. 1970. P. 252-257; Pohlkamp. 1991. S. 187-194; Idem. 2008. S. 257-268). Однако в кубикуле g25, как и в базилике Сильвестра, не удалось найти доказательств тому, что в находившихся там гробницах были похоронены епископы Рима. В отличие от большинства исследователей Аморе отстаивал гипотезу о том, что М. был погребен в катакомбах Бальбины на Ардеатинской дороге, где его поминовение совершалось 4 или 7 окт.; в базилике Сильвестра находилась гробница некоего еп.

http://pravenc.ru/text/2562318.html

ст. 14). Центральная идея здесь – идея божественного величия Сына, а не того особенного отношения, в котором Отец стоит к Сыну и чрез Него к людям; поэтому Θες, а не Πατρ (ср. напротив ст. 14). Но величие любви божественной делается ясным для нас потому, что она открывается в нас – ν μν, именно благодаря той цели, какая имелась в виду при посольстве в мир единородного Сына Божия: να ζσωμεν δι’ ατο, – чтобы мы жили истинною жизнью, свободною от пагубных следствий греха, который привел нас в состояние смерти 736 . В этом ζσωμεν Апостол обнимает все искупительное дело Спасителя со всеми благодатными последствиями его для человечества. Действующею причиной (δι’ ατοδι с род. пад.), производящею в нас эту истинную жизнь, является Он, единородный Сын Божий, посланный Богом в мир, Который есть λγος τς ζως и ζω ανιος ( 1Ин.1:1–2 ): божественная жизнь сделалась в нас началом новой, истинной жизни, и эта жизнь есть плод божественной любви. Таким образом, ν μν открылась божественная любовь, и по своему новому состоянию мы познаем ее, как реальный факт, познаем ее во всем ее величии, потому что, благодаря только ей, мы перешли из смерти в жизнь. С этим совершенно тожественна мысль Ин.3:16 . ΙV, 10. От проявления божественной любви, открывающего ее величие, Апостол переходит к существу любви, определение которого еще яснее представляет ее неизреченное величие: ст. 10. ν τοτ имеет в виду следующее предложение с τι, и γπη должно понимать в совершенно общем смысле без ближайшего определения чрез το Θεο или μν. В данном случае γπη по смыслу соответствует infinit, τ γαπν, так как речь идет о существе любви вообще, всякой любви, которая может быть у Бога и у людей, а не только о любви Божией к нам, или о нашей любви к Богу. В чем же состоит существо истинной любви? Апостол прямо не отвечает на этот вопрос, а опять указывает собственно на обнаружение ее в конкретном факте; но при этом «он так выражает свою мысль, что читатель легко может заключить к тому абстрактному понятию, которое Апостол имел в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 180. О созерцательной жизни Теперь нам предстоит рассмотреть созерцательную жизнь, под каковым заглавием наличествует восемь пунктов: 1) связана ли созерцательная жизнь только с умом, или также и со стремлениями; 2) принадлежат ли нравственные добродетели созерцательной жизни; 3) одно ли действие подобает созерцательной жизни или несколько; 4) состоит ли созерцательная жизнь в рассмотрении любой истины; 5) может ли созерцательная жизнь человека в нынешнем состоянии возводить его к видению Бога; 6) о движениях, усвоенных созерцанию Дионисием; 7) о наслаждении созерцанием; 8) о продолжительности созерцания. Раздел 1. Действительно ли созерцательная жизнь никак не связана со стремлениями и полностью принадлежит уму? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что созерцательная жизнь никак не связана со стремлениями и полностью принадлежит уму. Ведь сказал же философ, что «целью умозрительного знания является истина» 735 . Но истина полностью принадлежит уму. Следовательно, похоже, что созерцательная жизнь связана исключительно с умом. Возражение 2. Далее, Григорий говорит, что «самое имя “Рахиль”, которое переводится как “зрящая начало”, указывает на созерцательную жизнь» 736 . Но зрение начала, безусловно, свойственно уму. Следовательно, строго говоря, созерцательная жизнь присуща уму. Возражение 3. Далее, Григорий утверждает, что созерцательной жизни подобает «успокоение от внешнего делания». Но способность стремления, или желания, склоняет к внешнему деланию. Следовательно, похоже, что созерцательная жизнь никак не связна с желающей способностью. Этому противоречит сказанное Григорием о том, что «созерцательная жизнь есть целокупное прилепление ума, не желающего ничего помимо Творца, к любви к Богу и ближнему». Но мы уже показали ( ΙΙ–1, 25, 2; ΙΙ– Ι, 26, 2), что желание и любовь принадлежат способности стремления, или желания. Следовательно, созерцательная жизнь имеет некоторое отношение и к способности стремления, или желания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010