Засвидетельствовали греки и арабы истинность (сказанного) и признали, что они говорят правду. Но произошел также спор между ними. И сказали князья казарские: «Вот есть пещера в долине Тизул 736 . Достаньте нам книги, которые там находятся, и истолкуйте их перед нами». И они так сделали и вошли внутрь пещеры, и вот там (оказались) книги закона Моисеева, и истолковали их мудрецы израильские согласно первым речам, которые они высказали. И покаялись израильтяне вместе с людьми казарскими полным раскаянием 737 . И стали приходить иудеи из Багдада и Хорасана 738 и земли греческой и поддержали людей страны, и те укрепились в завете отца множества. И поставили люди страны одного из мудрецов судьей над собою. И называют они его на казарском языке каганом 739 ; поэтому называются судьи, которые были после него, до настоящего времени каганами. А главного князя казарского они переименовали в Савриила и воцарили царем над собою 740 . В нашей стране говорят, что предки наши происходили из колена Симеонова, но мы не знаем, верно ли это 741 . И заключил царь союз с нашим соседом, царем алан, так как царство алан (было) сильнее и крепче всех народов, которые (жили) вокруг нас, (и) так как сказали (себе) мудрецы: «Как бы не поднялись народы войною против нас и не присоединился также и он к нашим врагам». Поэтому [он заключил с ним союз, чтобы оказать помощь] в беде друг другу. И был ужас [божий на народах, которые] кругом нас 742 , так что они не приходили (войною) на казарское царство. [Но во дни царя Вениамина] 743 поднялись все народы на [казар] и стеснили их [по совету] 744 царя македонского. И пришли воевать царь Асии 745 и тур[ок] 746 ... и Пайнила 747 и Македона; только царь алан был подмогою [для казар, так как] часть их (тоже) соблюдала иудейский закон 748 . Эти цари [все] воевали против страны казар, а аланский царь пошел на их землю и нанес им [поражение], от которого нет поправления, и ниспроверг их господь пред царем Вениамином. Также и во дни царя Аарона воевал царь аланский против казар, потому что подстрекнул его греческий царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть ( Откр. 13, 11–18 ). Второй зверь, выходящий из земли, вероятно, представляет местную власть, которая служит Риму. Эту власть представлял проконсул и, возможно, асиарх, имевший титул первосвященника. Ответственность первосвященника состояла в надзоре за религиозными торжествами и играми в честь императора, за чётким соблюдением гражданами ритуала культа и должным благоговением во всех городах проконсульской Асийской конфедерации. Эти метафоры в полной мере отражают процесс утверждения культа императора Домициана в Ефесе – в городе был построен огромный храм, в котором разместили колоссальную статую императора, части которой экспонируются в ефесском археологическом музее г. Сельчука. В книге Откровения ( Откр. 17, 3 ) св. Иоанн характеризует Рим как блудницу, пьющую кровь верующих христиан и святых, убитых за их преданность Христу. Она сидит на красном звере с семью головами и десятью рогами. Семь голов зверя могут толковаться как семь холмов Рима, а десять рогов – как десять императоров. Церкви противостоят богоборческие силы, как и ранее в апокалиптических произведениях ( Дан. 7 ) представленные в образе зверей. Их два: зверь из моря (13, 1–10) – символ тоталитарной государственной власти (в том числе имперского Рима с его семью холмами или «головами»), и зверь из земли (13, 11–18) – символ той богоборческой идеологии, которая обслуживает авторитарную имперскую власть и фактически является религией со своим культом (жречество императорского культа в Асии). Зверь из земли – сатанинская пародия на Христа (антихрист, хотя этот термин в Книге Откровения не употребляется). Он имеет «два рога, подобные агнчим» (ст. 11), и выходит из земли – т.е. из глубины Малой Азии, где, в самом деле, процветали религиозные культы римских императоров: Августа – в Пергаме, Тиберия – в Смирне, Веспасиана, Тита и Домициана – в Севастии и Ефесе. Сам зверь – это олицетворение Нерона, который покончил с собой, но, согласно популярной тогда среди народных масс легенде, должен был вскоре ожить. По другим вариантам легенды, он не умирал, а раненый скрылся на Востоке, в Парфии. В этих сказаниях он получил даже новое имя – Nero Redivivus, означающее «чтобы вернуться вновь». Его возвращения в те времена ожидали многие, так что муссировались слухи о лже-Неронах, но христианами они воспринимались как явление антихриста (Гатри Д. Введение в Новый Завет . – СПб., 1996. – С. 736–742).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

И [он] убьёт их у жертвенника 735 , как сказал пророк: тогда возложат на алтарь Твой тельцов ( Пс 50 /51:21). (9) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда умрет вся природа человеческая и не останется живого человека на всей земле 736 . И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих принести бараньи рога, лежащие на облаках. И спустятся с небес, и вострубят Михаил и Гавриил в рога те, как предрёк пророк Давид: при звуке трубы роговой ( Пс 97 /98:6). И будет слышен звук трубный от [одного] конца до [другого] конца вселенной. И от звука труб тех сотрясется вся земля, как предрёк пророк, и от звука малой птицы восстанет всякое растение; то есть от гласа архангельского воскреснет вся природа человеческая. (10) И ещё спросил: Господи, умершие от Адама и доныне, и которые пребывают в аде от [начала] века, и которые умрут при кончине века, как воскреснут? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, вся природа человеческая воскреснет в тридцатилетнем [возрасте] 737 . (11) И ещё спросил: Господи, мужской и женский пол умерший, одни в старости, другие в молодости, другие во младенчестве, как восстанут в воскресении? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, ибо как пчёлы не различаются между собою, но все вместе единый вид и возраст имеют, так будет в воскресении с каждым человеком; не будет ни белого, ни красного, ни черного, и не будет никакой смуглости в лице, но все восстанут в едином образе и возрасте. Вся природа человеческая воскреснет бесплотной, как и прежде говорил вам; ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах ( Мф. 22:30 ). (12) И ещё спросил: Господи, как же в мире том узнают друг друга брат брата, любящий любимого, отец детей своих и дети своих родителей? И услышал голос, говорящий мне: слушай, Иоанн, праведники узнают родных, грешники же никоим образом, и в воскресении силы не узнают друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

И потому все святые при ежедневном воздыхании, сокрушаясь о такой немощи своего естества, когда исследуют разнообразие помыслов, тайники и сокровенности своей совести, смиренно взывают: не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс 142, 2). Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» (Притч 20, 9). Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл 7, 20). Таким образом, они сознавали, что человеческая праведность слаба, несовершенна и всегда недостойна милости Божией, как один из тех, нечистоты и грехи которого Бог очистил по- 736// сланным с жертвенника огненным углем своего слова, после чудного созерцания Бога, после откровения небесных тайн и видения высших серафимов говорит: горе мне! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами (Ис 6, 5). Думаю, что пророк, вероятно, и тогда бы не сознал нечистоту своих уст, если бы не удостоился, созерцая Бога, узнать истинную, нетленную чистоту совершенства, при видении которой он вдруг познал свою нечистоту, прежде им не сознаваемую. Ибо когда говорит: горе мне! Ибо я человек с нечистыми устами, то исповедал это о нечистоте своих уст, а также и народа, как это видно из следующего: живу среди народа с нечистыми устами. Также, когда, молясь, исповедует нечистоту всех, как грешников, то объемлет общим молением не только народ нечестивый, но и праведных, говоря: вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; в них мы всегда были, и спасемся. Все мы сделались — как нечистый, и все правды наши — как одежды во время месячного очищения (Ис 64, 5, 6). Что может быть очевиднее этого изречения, которым пророк, объемля не одну только, но все наши правды, и рассматривая все, что кажется нечистым или отвратительным, захотел сравнить их (правды) с одеждою месячной, грязнее которой, сквернее нет ничего в жизни человеческой? глава 18 Даже праведники и святые бывают не без греха Итак, напрасно вы возражаете против очевидной истины, так как немного прежде вы сказали: если нет никого без греха, то нет никого святого; а если нет никого святого, то, следовательно, никто и не спасется. Этим свидетельством пророка может развязаться узел этого вопроса. Вот, Ты прогневался, говорит он, потому что мы издавна грешили, т. е. когда за возношение нашего сердца, или нерадение, отвратившись, Ты лишил нас Своей помощи, то пучина грехов тотчас поглотила нас; все

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Иер. 31 :9. С плачем они вышли, а с радостью приведу их, проводя 733 при потоках вод, по ровному пути, и не заблудятся на нем, ибо Я был Израилю Отцем, и Ефрем первенец Мой. Иер. 31 :10. Слушайте, народы, слово Господне и возвещайте островам дальним, и говорите: Развеявший Израиля соберет его и убережет 734 его, как пастух стадо свое. Иер. 31 :11. Ибо избавит Господь Иакова и освободит его из руки сильнейших его. Иер. 31 :12. И придут и возвеселятся на горе Сионе, и придут к благостыне Господней, на землю пшеницы и вина, и плодов, и скотов, и овнов, и будет душа их, как плодовитое дерево, и не будут более алкать. Иер. 31 :13. Тогда будут веселиться девицы в собрании юношей, и старцы возрадуются, и обращу плач их на радость, и утешу их и сделаю их веселыми. Иер. 31 :14. Возвеличу и напою душу священников, сынов Левииных, и народ Мой насытится Моими благами. Иер. 31 :15. Так говорит Господь: слышен в Раме голос плача, и рыдания, и вопля: Рахиль плачет о своих детях и не хочет утешиться, ибо их нет 735 . Иер. 31 :16. Так говорит Господь: да успокоится голос твой от плача, и глаза твои от слез, ибо есть награда за твои дела, говорит Господь, и они возвратятся из земли неприятельской. Иер. 31 :17. И есть надежда потомкам 736 твоим (говорит Господь) 737 , и возвратятся сыновья твои в пределы свои. Иер. 31 :18. Давно Я слышал 738 Ефрема плачущаго: „Ты наказал меня (Господи) 739 , и я наказан; я, как телец, не научился; обрати меня, и я обращусь, ибо Ты – Господь Бог Мой. Иер. 31 :19. Ибо после плена моего я покаялся, и после того, как познал себя, я возстенал в день позора, и показал Тебе, что я понес безславие от юности моей“ 740 . Иер. 31 :20. Сын любезный Мне Ефрем, нежное дитя, так как слова Мои у него 741 , то непременно вспомню о нем, ибо Я пекся о нем, непременно помилую его, говорит Господь. Иер. 31 :21. Поставь себя самого, Сион, стражей, понеси наказание 742 , направь 743 сердце твое на прямой путь, которым ты ходил, возвратись, девица Израилева, возвратись в города свои с рыданием!

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

" Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи " (Мф. 12, 40). Возвещающий о себе, что исполнит прообразованное Ионой, в точности зная это (потому что Сам был с Ионой и ввергаемым в глубину и извергаемым из глубины), несомненно, исполнил это, столько же времени пробыв во гробе, сколько Иона в ките. В пятницу Господь предал дух - это один день. Был во гробе всю субботу, потом и субботнюю ночь. Когда воссиял день Господень, восстал из гроба, и это третий день... Святитель Исидор Пелусиот (115, 735-736). Многие находятся в большом недоумении о времени воскресения Господа. Ибо хотя евангелисты не противоречат друг другу, кажется, что они поразному говорят об этом. По евангелисту Луке " очень рано " (Лк. 24, 1), по евангелисту Марку " весьма рано " (Мк. 16, 2), по евангелисту Матфею - " по прошествии же субботы " (Мф. 28, 1), по евангелисту Иоанну - " в первый же день недели... рано, когда было еще темно " (Ин. 20, 1), жены пришли ко гробу. Итак, как примирить это, чтобы не допустить, что евангелисты называют разное время? Прежде всего, нужно обратить внимание, что написано: " По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение (Мф. 28, 1-2). Значит, Господь воскрес не в день субботний, так как жены " в субботу остались в покое по заповеди " (Лк. 23, 56). Но " по прошествий же субботы " - следовательно, ночью, ибо жены, пришедшие заутро, хотя пришли очень рано, уже узнали, что Господь воскрес. Итак, Воскресение совершилось утром в день воскресный, первый после субботы, а не в субботу, ибо иначе как бы исполнились три дня? Значит, Господь воскрес не при наступлении вечера, а после полуночи. И действительно, в греческом тексте стоит " поздно " , выражение, означающее и час при захождении солнца... и после полуночи... Далее и архиереи, " собравшись со старейшинами " (Мф. 28, 12), подтверждают, что Воскресение случилось ночью, сказав стражам: " скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали " (Мф. 28, 13). Они думали подтвердить свой обман, указав время, в которое, по словам стражей, это случилось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

«Любовь никогда не перестает, т.е. – говорит блаж. Феофилакт , – не прерывается, не пресекается, никогда не прекращается, но продолжается и в будущем веке, когда все прочее упразднится». 735 Апостол Иоанн видел души убиенных за слово Божие и слышал. что они возопили громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? ( Откр.6:9–10 ). Это свидетельство апостола также говорит о личном бессмертии души. Место, где пребывают души умерших Душа человека есть творение Божие, а потому она является существом не вездесущим и подлежит условиям пространства. Православная Церковь так учит о месте пребывания душ умерших людей: «Души тех людей, которые отходят от мира сего с благодатью Божией и с покаянием во грехах своих, имеют своим местом руки Божии. Ибо священное Писание так говорит: «души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» ( Прем.3:1 ). Называется также место их раем, как Христос Господь сказал на кресте разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною во раю» ( Лк.23:43 ). Оно именуется и лоном Авраамовым, как написано: «умер нищий, и отнесен был ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ). И царствием небесным, по слову Господа: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ). Посему каким бы кто именем из числа упомянутых нами ни назвал место сие, не погрешит: только бы знал, что души пребывают в благодати Божией в Царствии Небесном, и, как гласят церковные песни, на небеси. Α те души, которые выходят из тела, пребывая во гневе Божием, где находятся? Место сие различными называется именами. Во-первых, оно называется адом, в котором заключен низверженный с неба диавол, как говорит пророк: «но ты низвержен в ад в глубины преисподней» ( Ис.14:14–15 ). Во-вторых, называется огнем вечным, ибо Писание говорит: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). Также тьмою внешнею: негодного раба выбросьте во тьму внешнюю ( Мф.25:30 ). Называется оно еще и другими именами, 736 но все они выражают ту мысль, что место, «в которое нисходят души отшедших отсюда во гневе Божием и отверженных людей, есть место осуждения и гнева Божия». 737

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

На это сам Господь указал в Евангелии, говоря: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, но Отец мой дает вам хлеб с неба» 731 , и, поясняя свои слова о хлебе, говорит: «Я сам живой хлеб, который ниспослан с неба» 732 ; об этом также сказано у пророка Давида: «Вкушал человек хлеб ангелов» 733 . (III, 3) Итак, представляется совершенно очевидным единство и неизменность сущности Отца и Сына, об этом и сам он говорит в Евангелии: «Я в Отце и Отец во мне», и еще: «Я и Отец мой суть едины» 734 . Что указывает не только на единство воли, но и одновременно на единую сущность, ибо не сказал «я и Отец желаем одного», но «суть едины». Из этого поистине следует вывод о единстве с Отцом не только в желаниях, но в самой сути. Также Иоанн евангелист говорит: «Ибо иудеи требовали убить его не потому только, что он не соблюдал субботу, но потому, что он Отца своего на-зывал Богом, равным образом и себя делая Богом» 735 . Об этом, однако, не прямо было сказано иудеям, но как справедливо утверждает евангелист о Сыне, он неизменно являл собою Бога. Также написано в Евангелии: «Что бы ни совершал Отец, то же самое совершает и Сын» 736 . И еще: «Как Отец воскрешает мертвых и животворит, также и Сын тех, кого пожелает, воскрешает» 737 . И еще: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца» 738 , ибо равная честь только лишь равным оказывается. Также об этом Сын говорит Отцу: «Все мое – твое и все твое – мое» 739 . И еще: «Филипп, кто видит меня, видит и Отца, как же ты просишь: яви нам Отца?» 740 Не сказал бы этого, не будь он во всем подобен Отцу. Также сам Господь говорит: «Веруйте в Бога, и в меня веруйте» 741 . Кроме того, чтобы показать, сколь неразрывно их единство, он утверждает: «Никто не знал Сына прежде Отца, также и Отца никто не узнал прежде Сына, но Сын, кому пожелает, откроет его» 742 . И как Сын, кому пожелает, откроет Отца, так и Отец откроет Сына, подобно тому, как и сам он сказал Петру, признавшему его Христом, сыном Бога живого: «Блажен ты, Симон Бар Иона, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой, сущий на небесах» 743 . И еще Сын говорит: «Никто не придет к Отцу, кроме как через меня» 744 , и: «Никто не придет ко мне, нежели через Отца, который послал меня и вновь призовет к себе» 745 ; единство Отца и Сына явствует из того, что они взаимно свидетельствуют верующим друг о друге. Также Сын говорит: «Если приняли меня, то тем самым приняли и Отца моего: и через это узнали его и свидетельствовали о нем» 746 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О, плачевное событие! О, неутешное горе! Недоумевает ум, помышляя о несчастии: где и как это случилось, какую часть тела поразила убийственная рука, на каком месте упавши он испустил дух и скоро ли, от одного ли удара, сказав ли что-нибудь? О, какое зрелище! О, какой час! Отправили мы сокровище с доброю надеждою и получили неутешную скорбь. Но кто, горько оплакивая это бедствие, мог бы сказать что-нибудь достойное? Может быть, для тебя и солнце не радостно, и воздух печален, и море неприятно, и земля не вожделенна, и небо несносно, не заключая в себе твоей умственной звезды? Это и еще другое многое терзает твою душу, теснит сердце, исторгает горячие слезы, извлекает вопли и вызывает недоумение относительно самой жизни, вселяет отвращение к самой жизни. Но ободрись, госпожа, ободрись: время утешиться; отверзи слух свой и выслушай Божественные изречения: человек яко трава, дние его яко цвет сельный, тако отцветет ( Пс.102:15 ). Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? ( Пс.88:49 ). Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним ( 1Фес.4:14 ). Итак, мы не совсем потеряли (736) сына, но спустя немного, когда затрубит последняя труба, он восстанет в сретение Господу на воздухе, и там мы увидим его ( 1Фес.4:17 ). Он здесь поражен смертным ударом, но там не испытает вечной скорби, как облекшийся во Христа в крещении (ср. Гал.3:27 ), содержавший православную веру и еще не насытившийся здешними приятностями, вкусив их как бы концом перста по юности своей. Поэтому мы веруем, что за такую преждевременную и несправедливую смерть он получит прощение сделанных им, как человеком, проступков и прегрешений. И сколько зол, госпожа, он перенес бы, оставаясь во плоти? Разве ты не думаешь, что здешняя жизнь есть испытание человеку? Взятие супруги, приобретение детей, изобилие рабов и прочего потребного для жизни, прибавил бы я, и приращение земной славы [предстояли ему]. Избавившись от всего этого, он будет иметь великую свободу души, соединившись с Богом и мало окропившись в душе горькими волнами жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Опасения колеблющихся относительно того, смогут ли они, вступив в монашество, достичь совершенства, неразумны, о чём свидетельствуют многочисленные примеры. Так, Августин говорит: «Там, куда я обратил уже взор свой, виделась мне истинная чистота, целомудренная и блаженная. Честен и радостен был её лик, ласков голос, нежны протянутые мне руки, многочисленны добрые примеры. Мне виделось там множество прекраснейших отроков и отроковиц, дивных мужей и жён, чистых вдов и девственных стариц... Я будто бы слышал слова: “Что ж ты боишься? Неужто ты не сможешь того же, что смогли все они? Ведь не своею же силой они здесь, но Божией благодатью. Не ищи опоры в себе, её там нет: возложи все упования свои на Господа и не бойся. Он подхватит тебя и исцелит твои раны”» 924 . Приведённый пример с Давидом не относится к делу, поскольку «броня Саула», по замечанию глоссы на эти слова, «есть обряды Закона, кои обременительны», в то время как монашество – это сладчайшие узы Христовы, поскольку, по словам Григория, «какие бремена налагает на плечи ума Тот, Кто заповедает нам избегать беспокойных желаний, Кто предупреждает нас, что нужно свернуть с ухабистых троп мира сего?» 925 . Тем, кто возложил на себя эти сладкие узы, Он обещает восстановление в божественном наслаждении и вечное упокоение души, к которым приведёт нас давший эти обетования Господь наш, Иисус Христос , по «благоволению, которое Бог прежде положил в Нём, в устроении полноты времён». Аминь. 909 В каноническом переводе: «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери?». 919 В каноническом переводе: «Пять покрывал пусть будут соединены одно с другим, и другие пять покрывал будут соединены одно с другим». 923 В каноническом переводе, напротив, сразу сказано: «Не советуйся». Вместо дальнейших цитируемых Фомой слов написано: «С немилосердным – о благотворительности, с ленивым – о всяком деле». Читать далее Источник: Сумма теологии. Часть II-II. Вопросы 123-189./Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2014. - 736 с. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-643-8 978-966-521-475-5 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010