Таким образом, в paelex раннейшей эпохи нужно видеть единственную „подругу жизни» неженатого, отличающуюся от законной жены тем, что первая „стоит вне сферы сакрального и гражданского права (Meyer, о. с., S. 14). Соответственно этому и её дети не имеют юридической связи с их натуральным отцом и, как vulgo quaesiti, в отношении личных прав следуют общественному положению матери. Общее понижение моральных устоев, начавшееся со 2-й Пунической войны и достигшее своего кульминационного пункта в эпоху перехода от республики к принципату (подробнее об этом, со ссылкой на источники, см. в цит. классическом исследовании К. Wächmer’a о разводе у римлян S. 120–139), двояким образом содействовало распространённости внебрачных связей: с одной стороны увеличением числа тех кто совсем не хотели вступать в брак, „предпочитая приятное и необязывающее обращение с вольноотпущенницами и рабынями дорого стоящей жизни отца семьи» (Meyer, о, с., S 17); с другой тем, что подобные отношения, прежде считавшиеся дозволительными только для холостых, стали довольно обычными и для женатых. Одновременно с этим входит в употребление новое название concubina, безразлично предлагавшееся как к сожительнице холостяка, так и к той, quae cum ео, cui uxor sit, corpus misceat (fr. 144 Dig. L, 16). В том и другом случае внебрачная связь оставалась чисто фактическим отношением, не создававшим специальных юридических последствий (проф. Загурский, цит. соч., стр. 219). Поворотным пунктом в истории конкубината является законодательство Августа, стремившееся положить предел широкому распространению незаконных сожительств (lex Julia de adulteriis, a. 736 p. u. с) и в то же время, суживавшее круг дозволенных браков в зависимости от общественного или служебного положения некоторых лиц (I. Julia ef Papia Рорреа, а. 736–757 и 762). В качестве компромисса, дающего выход из этих противоречивых требований, законодателем был создан особый правовой институт, за которым удержано привычное название конкубината, между тем, как он значительно отличался некоторыми своими чертами от прежних незаконных связей того же наименования, приближаясь этими сторонами к законному браку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

733. Наид ( Ναδ), земля, где жил Каин; переводится: волнение. 733. Наид (Naid), земля в которой жил Каин; переводится: волнение, или движение, или колебание. 734. Наин ( Ναν), селение, в котором Господь воскресил из мертвых сына вдовицы; и ныне находится к Ю. от Фавора, в 12 милиариях, близ Аендора. 734. Наим (Naim), город в, в котором Господь воскреси л из мертвых сына вдовицы; и до ныне указывается место на втором милиарии от горы Фавора, к Ю. возле в Аендора. 735. Навиоф ( Ναυθ), в Раме, город, где сел Давид. 735. Навиот (Navioth), место в Раме, где сел Давид; и об этом мы сказали в книгах еврейских вопросов. 736. Нафеф ( Ναφθ), колена Манассиина. 736. Нафет (Napheth), в колене Манассиине. 737. Нафефдор ( Ναφεθδρ); Симмах: в приморской области Дора; он находится в 9 милиариях от Кесарии. 737. Нефеддор (Nepheddor), то Симмах переводит: приморская. Дор же есть уже пустынный город, на девятом милиарии от Кесарии, по дороге в Птолемаиду. 738. Наффае ( Ναφθα), так называется источник воды, колена Вениаминова. 738. Нафто (Naftho), название источника, в колене Вениаминове. 739. Нахон ( Ναχν), гумна Нахорова ( Ναχν). Аквила гумна готового. 739. Нахон (Nachon), гумно Нахоново; вместо чего Аквила переводит: гумно готовое. 740. Невирим ( Νεβηρεμ), Исаия в видении на Моавитиду и Иеремия; и ныне есть Виннамарим ( Βενναμαρεμ), к С. от Зоор. 740. Немерим (Nemerim), о котором упоминает Исаия в видении на Моава, и Иеремия; ныне есть селение, называемое Беннамарим (Bennamarim), к С. от Зоары. 741. Невра ( Νεβρ) город Рувима в земле Галаад; и ныне есть, большое селение Навара ( Ναβαρ) в Ватанее. 741. Немра (Nemra), город колена Рувимова, в земле Галаад; и доныне в есть большое селение Намара (Namara), в области Батанее. 742. Неела ( Νεελ), из него Завулон не изгнал иноплеменников; в Ватанее находится Неила ( Νεειλ). 742. Неела (Neela), из него Завулон не мог изгнать иноплеменников; и доныне в области Батанее есть селеньице, называемое Неила (Neila). 743. Незев ( Νεζβ), и его сотворили Евеи, живущие в Иудее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Немалое внимание Михаил Пселл уделяет, в частности, такому акцидентальному элементу сделки, каким является срок, т. е. тот акцентированный отрезок времени, к которому приурочивается начало (суспензивный момент) или конец (резолютивный момент) действия юридического акта. Срок состоит из известного числа неделимых календарный дней и должен быть completum, а не exessum. Исчисление времени календарного дня дано в строчках 671–673: ночь начиналась с 24 часов, а день – через шесть часов, «с седьмого часа ночи», пока не пройдет шестой. Срок фиксируется в «Синопсисе законов» в текстовом пространстве с 99-й по 1398-ю строку, а именно в 130 строках, где приведено 123 срока (при некотором числе повторений), которые после известной систематики, представляются в виде 53 различных сроков. Весь материал, касающийся сроков, можно разделить на 5 групп: 1) общие положения (стк. 64, 65); 2) сроки без конкретного указания времени: во время (какого-либо действия) (стк. 381, 425, 428, 513,837), одновременно (стк. 99), по причине давности (стк. 371, 384, 1041),долговременные иски (стк. 827), актуальные иски (стк. 193), иски длительного действия (стк. 193), длительное время (стк. 753), долговременные законоположения (стк. 827, 829), кратковременные законоположения (стк.828); 3) срок назначается до совершения известных действий: до покупки (стк. 1203), до судебного решения (стк. 1224); 4) срок определяется с момента совершения известных действий: немедленно (стк. 286, 328, 1064, 1235, 1238, 1309); 5) конкретно выраженные сроки: 1 день (стк. 307), 2 дня(стк. 670), 10 дней (стк. 674), 20 дней (стк. 421), 30 дней (стк. 675, 954, 958), 100 дней (стк. 680), 3 месяца (стк. 678, 716), 4 месяца (стк. 681, 1138), 6 месяцев (стк. 686, 688), 1 год (стк. 103, 287, 306, 372, 573, 577, 581, 592, 690, 691, 693, 697, 701, 703, 704), иски годичные (стк. 573, 577), нормы годичные (стк. 592), 2 года (стк. 103, 400, 528, 705, 707, 709, 711, 965, 1135), 3 года (стк. 718), 4 года (стк. 223, 576, 720), 5 лет (стк. 542, 721, 722, 724,745, 746), 6 лет (стк. 870), 7 лет (стк. 725), 8 лет (стк. 726), 10 лет (стк. 715,728, 730), не достигший возмужалости (стк. 273, 654, 925, 1043, 1080, 1081), до 12 лет (стк. 731), 12 лет (стк. 271, 731, 736), после отроческого возраста (стк. 217), менее 14 лет (стк. 130), 14 лет (стк. 270, 736), 17 лет (стк. 218), 18 лет (стк. 737, 740), старше 18 лет (стк. 738–739), менее 20 лет (стк. 743), 20 лет (стк. 729, 742, 744), 25 лет (стк. 667, 719, 747), 30 лет (стк. 755, 758–759, 760, 762, 769, 981), более 30 лет (стк. 771), 10-летний или больший срок после 25летия (стк. 752), 40 лет (стк. 194, 772), 40 лет или 80 лет (стк. 1381), иски по наследству (стк. 195), постоянно (стк. 242, 403, 516, 574, 592, 619, 1116, 1398), нормы постоянные (стк. 592).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

2-й троп. 7 песни канона – «пророк (Аввакум) предста восхищен пищу нося». Книга пророка Осии 1. Личность пророка и его время Пророк Осия (евр. Гошеа – спасение), согласно надписанию его книги (1, 1), жил и пророчествовал в Израильском царстве «во дни Озии (781–740), Иофама (740–736), Ахаза (736–716), Езекии (716–687), царей Иудейских, и во дни Иеровоама II (783–743), царя Израильского». Из этого надписания следует, что Осия начал пророчествовать, самое позднее, в последнее десятилетие 40-летнего царствования царя Иеровоама II; далее проходил свое служение при его преемниках: Захарии, Селлуме, Менаиме (743–738), Факии, Факее и Осии (732–724), так как преемники Иеровоама II были современниками перечисленных в надписании царей иудейских. Конец служения пророка совпал с концом Израильского царства (это можно видеть из 12 гл. 1 ст., где пророк обличает израильтян за стремление заключить союз с Египтом против Ассирии. Как известно, именно этот союз был причиной нашествия на Израильское Северное царство Ассирии, закончившегося падением Израильского царства (722 г.). Таким образом, пророческое служение Осии охватывает период с 750 года по 725 г. Возможно, пророк был свидетелем падения Северного царства (если учитывать, что он дожил до Езекии иудейского (716–687). Биографических сведений об Осии почти не сохранилось. Некоторые историки считают, что он был священником. Во всяком случае пророк был хорошо знаком с жизнью духовенства. Он был женат на женщине по имени Гомерь. По-видимому под «блудницею» (1, 2) он разумеет ее, женщину, неверную своему мужу. Пророк не предал ее суду по законам того времени, но ждал раскаяния грешницы. Эта жизненная драма Осии подсказала ему сюжет притчи, в которой Израиль представлен в виде неверной жены. Время пророческого служения Осии было очень бурным, как в политическом и в религиозно-нравственном отношениях. Иеровоам II расширил пределы Израильского царства от Емафа (севернее Дамаска) до Мертвого моря ( 4Цар. 14, 25–28 ) и прославил его могуществом и силой, которых оно не знало со времени Давида и Соломона. По смерти Иеровоама II начался целый ряд дворцовых переворотов, приведших к быстрому упадку царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

В рукописи Barb. gr. 592, имеющей особенно сложный состав, поскольку она представляет собой искусственно соединенные разрозненные листы из cod. Barb. gr. 420, также на листах 21об. – 24об. находятся главы 19–21, 18-я же глава начинается в рукописи Barb. gr. 420 на л. 155об., на нижнем поле, которого содержится запись о том, что следующий лист отсутствует. Этот лист, однако, обнаруживается в cod. Barb. gr. 592 (л. 32) 47 . Тексты на л. 27–35 (насколько их удается прочитать), возможно, представляют собой фрагменты какого-то Слова, не вошедшего в состав так называемого «Исихастского утешения» 48 . Не лишним будет отметить, что л. 33–34об. рукописи Barb. gr. 592 содержат фрагмент Слова 16: ...ν περ τος το κυρου ποκεκλεσθαι – π καρδας κα γρηγορεν· κα τογε... (Vat. gr. 736, л. 216–217об.) 49 . Итак, всего в автографических рукописях Каллиста Ангеликуда (Barb. gr. 420 и 5 92) 50 сохранилось 209 глав 51 . Из них с «Катафигиотовыми» (Vatop. 610 и Karakall. 72) совпадает 89, с «Иверскими» (Iber. 506) – 92, но при этом необходимо учитывать, что часть собрания из 115 глав составляют главы, входящие в собрание из 92-х. В автографических рукописях аналогов в других собраниях не имеет 71 глава, и это – весьма значительный объем: примерно 34% всего текста. В то же время, в собрании из 115 глав 22 главы не представлены в основном корпусе из 209 глав (хотя, возможно, содержались в нем и были утрачены вместе с недостающими в настоящее время частями рукописи). В собрании же из 92 глав одна (6-я) не имеет аналогов в двух остальных, а две (2-я и 76-я) заимствованы из других произведений Каллиста Ангеликуда – Слова 24 (гл. 79) из числа входящих в так называемое «Исихастское утешение» (Vat. gr. 736, л. 205b об.) и Слова 16 из кодекса Barb. gr. 420 (л. 294–297об.) соответственно 52 . Все изложенное выше заставляет несколько по-иному взглянуть на корпус сочинений Каллиста Ангеликуда , каким он представляется нам после изучения всех доступных на сегодня рукописей, как созданных непосредственно при жизни автора (в 1360-е – 1380-е гг.), так и позднейших (XV–XVIII вв.). Если не рассматривать «Исихасткое утешение» и «Исихасткое обучение» в качестве самостоятельных произведений с четкими границами, появляется возможность применить иные критерии систематизации. В связи с этим наиболее простым решением проблемы описания корпуса сочинений Каллиста Ангеликуда оказывается подразделение его текстов в соответствии с их жанровой принадлежностью 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Несмотря на сокрушительное поражение, арабы продолжали ежегодные грабительские рейды на византийскую территорию. Благодаря умело построенной обороне успехи их в целом были незначительны. В 726 году была взята Кесария Каппадокийская (ныне Кайсери), в 727 году захвачена крепость Атей и осаждена Никея (ныне Изник), в 730 году пала крепость Харсиан , а в 738 году - Сидерун . Наконец, в 740 году Лев Исавр и его сын Константин V разгромили арабское войско при Акроине, а вскоре в халифате началась гражданская война, что сильно облегчило положение византийской Малой Азии. Появление у арабов в 736/7 году самозванца, выдававшего себя за сына Юстиниана II Тиверия, существенных последствий не имело. Будучи опытным дипломатом, Лев Исавр поддерживал хорошие отношения как с болгарами , так и с хазарами . Около 731/2 года он заключил союз с хазарским каганом Вирхором, женив своего сына Константина на дочери кагана Чичак («Цветок», в крещении Ирина). Отношения с папством в правление Льва Исавра были напряженными, поскольку он переподчинил Сицилию , Юж. Италию и диоцез Иллирик , в который номинально входила вся западная часть Балканского полуострова до Сердики (ныне София) и Фессалоники включительно, Константинопольскому Патриархату , а также провел налоговые реформы в Сицилии и Италии в ущерб папским доходам. Тенденциозные источники связывают этот конфликт с противодействием папства иконоборчеству , однако, по всей вероятности, речь шла о чисто финансово-политических мероприятиях. В 727 году Равенна и Пентаполь отпали от Византии, экзарх Павел был убит. В 735 / 736 году Лев Исавр направил военно-морскую экспедицию в Юж. Италию, вероятно против лангобардов . Внутренняя политика Первоочередной задачей Льва Исавра являлась ликвидация внутриполитической нестабильности на грани хаоса, в которой империя находилась после первого свержения Юстиниана II в 695 году. Пока арабы осаждали Константинополь, на Сицилии стратиг Сергий, будучи уверен, что столицу неизбежно сдадут врагу, провозгласил императором Василия Ономагула . Покончив с осадой, Лев Исавр немедленно подавил мятеж (возможно, т. н. Scriptor anni 718 появился как один из пропагандистских материалов в этом контексте).

http://drevo-info.ru/articles/13681324.h...

Именно поэтому содержательному анализу «Исихастского утешения» должно предшествовать исследование его состава, которое не возможно без изучения рукописной традиции. Между тем, и состав данного произведения Каллиста Ангеликуда , и его рукописное предание представляется крайне сложным в силу нескольких обстоятельств, на которые С. Куцас, единственный издатель 4-х Слов из «Исихастского утешения», не обратил особого внимания. Во-первых, не совсем ясно, какие тексты должны помещаться в рамки этого произведения. Дело в том, что название «Исихастское утешение» содержится лишь в рукописи Vat. gr. 736 (по которой и сделано издание С. Куцаса), в то время как во всех остальных рукописях те же Слова Каллиста в том или ином количестве и сочетании объединяются без общего заголовка. При этом Ватиканский кодекс не является древнейшим свидетелем текста (см. ниже). Таким образом, в настоящий момент «Исихастское утешение» является условным обозначением корпуса из 30 Слов, содержащихся в Ватиканской рукописи с нумерацией согласно порядку следования в ней. Во-вторых, даже такое ограничение не является решительным, поскольку текст ряда Слов из Vat. gr. 736, а именно Слова 22 и 29, претерпели в более поздних рукописях существенное изменение текста по сравнению с первым кодексом. И если кодексы Xenoph. 503 (206), Athen. Bibl.Nat. gr. 534 и Mosq. GIM gr. 427 просто опускают последнюю часть Слова 22, то рукопись Ivir. gr. 506 использует Слово 29 как первую главу в сборнике 115-ти глав, прямо указывая на это 6 . В-третьих, рукописная традиция «Утешения» довольно слабо исследована, так что нет никакой уверенности, что мне известны все его списки. Кроме того, осуществленное изучение взаимоотношений выявленных рукописей (см. ниже) показывает, что, кроме известных, должны были существовать и другие списки отдельных Слов. Вдобавок к этому неизвестны точные датировки некоторых рукописей. В силу сказанного нижеследующие выводы имеют предварительный характер. В настоящее время мне известны следующие списки «Исихастского утешения».

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Еврейский текст будет печататься по венскому изданию 1872 г. Греческий текст – по московскому изданию 1821 г. Славянский текст по изданию 1879 г. Русский текст по переводу, изданному по благословению св. Синода. Спб. 1875 г. В сочинении будут кратко упоминаться названия исследований: Schenkel. Bibel-lexicon. Leipzig. 1869–1875 г. Hupfeld. Die Psalmen. Gotha. 1867–1871 г. Scholz. Commentar zum Buche des propheten Hoseas. Würzburg. 1882 г. Raumer. Palästina. Leipzig. 1850 г. Delitzsch. Der prophet Habakuk. Leipzig. 1843. – Genesis. Leipzig. 1887. 3 См. Прав. Соб. 1883 г. август. Ст. Современное пророку Исаии политическое состояние Ассирии и Вавилона. 4 Может быть прежняя архитектура их напоминала ненавистный Ассирии Египет и в угоду Ассирии была заменена халдейско-ассирийской архитектурой (Graetz. Geschichte der Juden.) А, может быть, и потому, что прежние, более дорогие, украшении были отправлены в дар Феглаф-Фелассару (Ewald. Geschshic d. Volk. Israel, 3, 621 s.) 6 Исторические сведения о рассмотренном периоде в истории Иудейского и Израильского царств заключаются в 4Цар. 15–20 гл. 2Пар. 26–32 гл. Ис. 7–9 и 36–39 гл. Пособиями при изложении этих сведений у нас были: Ewald. Geschichte des Volkes Israel. 1853 г. В. I–III. Fürst. Geschichte des Biblischen Litteratur. 1870 r. 2 t. Graetz. Geschichte der Juden. 1875 г. Богословский. Священная история Ветхого Завета. 1871 г. Хронологические указания мы заимствовали у о. Богословского, из летосчисления священной истории Ветхого Завета, приложенного к его священной истории (изд. 1871 г.). По вопросу о библейской хронологии ныне существуют лишь только разнообразнейшие гипотезы. Западные богословы стараются примирить библейскую хронологию с ассирийской и египетской, поэтому и составляют разные гипотезы. По этим примирительным попыткам, царствование Иоафама относится к 736–721 гг., Ахаза к 721–706, Езекии к 707–673, Факея к 736–718, Осии 710–702 гг. Neteler. Zusammenhang, d. alttestamenllichen Zeitrechnung mit d. Profangeschichte. 1879 г. 16, 17 ss. Howard. Beiträge zum Ausgleich zwischen alttestamenllichen Gesehichtserzälung, Zeitrechnung und Prophetie und assyrischen nebat babylonnischen Keilinschriften. Gotha. 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

примеч. на стр. 75–76). При той строгости нравов, которая считается характеристическою чертою римлян в раннюю пору их исторического существования, было необычно, чтобы в подобную связь вступал женатый мужчина, равно как и то, чтобы неженатый имел одновременно несколько постоянных сожительниц. Таким образом, в paelex раннейшей эпохи нужно видеть единственную «подругу жизни» неженатого, отличающуюся от законной жены тем, что первая «стоит вне сферы сакрального и гражданского права» (Meyer, o. c., S. 14). Соответственно этому и ее дети не имеют юридической связи с их натуральным отцом и, как vulgo quaesiti, в отношении личных прав следуют общественному положению матери. Общее понижение моральных устоев, начавшееся со 2-й пунической войны и достигшее своего кульминационного пункта в эпоху перехода от республики к принципату, двояким образом содействовало распространенности внебрачных связей: с одной стороны – увеличением числа тех, кто совсем не хотели вступать в брак, «предпочитая приятное и не обязывающее обращение с вольноотпущенницами и рабынями дорого стоющей жизни отца семьи» (ibid., S. 17); с другой – тем, что подобные отношения, прежде считавшиеся дозволительными только для холостых, стали довольно обычными и для женатых. Одновременно с этим входит в употребление новое название – concubina, безразлично прилагавшееся как к сожительнице холостяка, так и к той, quae cum eo, cui uxor sit, corpus misceat (fr. 144 Dig. L, 16). В том и другом случае внебрачная связь оставалась чисто фактическим отношением, не создававшим специальных юридических последствий. Поворотным пактом в истории конкубината является законодательство Августа, стремившееся положить предел широкому распространению незаконных сожительств (lex Julia de adulteriis, a. 736 р. u. с.) и в то же время суживавшее круг дозволенных браков в зависимости от общественного или служебного положения некоторых лиц (l. Julia et Papia Poppea, а. 736–757 и 762). В качестве компромисса, дающего выход из этих противоречивых требований, законодателем был создан особый правовой институт, за которым удержано привычное название конкубината, между тем, как он значительно отличался некоторыми своими чертами от прежних незаконных связей того же наименования, приближаясь этими сторонами к законному браку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

3228 О призренской богословско-учительской семинарий – Богосл. Вести 1897, апр., 116–117; 1901, апр., 743. 3229 Цариградски Гласник, 1904, 4–12, 14, 16, 18; Застава, 1901, 46: Весник српске ц. 1904, февр., 176–179. 3230 Весн. срп. ц., 1905, апр., 382. – О митрополите Никифоре – Богосл Вестн., 1901, апр., 740–743; 1902, июль–авг., 546–547. 3233 Там же, 33 – За свои заслуги для церкви и школы архимандрит Илларион незадолго до своей смерти получил от митрополита Никифора высокую награду – митру. 3235 Богосл. Вестн. 1898, июнь, 325–329; 1899, март, 467–468; 1900, март, 543–544; 1902, июль–август, 545–550. 3237 Гласник прав. ц. у крал. 1903, ноябрь–дек., 736–742; Весник српске цркве, 1904, янв., 3–27 (в этих журналах помещены и речи, произнесенные при отпевании и погребении почившего архипастыря); Царигр. Гласник 1903, 50 (здесь портрет митрополита Фирмиллиана), 51, 52 и 1904, 1, 2, 5, 7, 11, 14: Гласник прав. далматинске цркве, 1903, дек., 182–183. 3238 Из трех кандидатов на эту епархию иеродиакон Севастиан Дебелькович получил 6 голосов, велешско-дебрский митрополит Поликарп 4 голоса и метричский (чаталджийский) епископ Иоаким –1 голос. 3239 Напечатаны в Весн. срп. д. 1904, февр., 100–106 и 1905, январь, 3–10. – О митрополите Севастиане-Гласн. прав. ц. у крал. 1904, янв. –февр., 103–109; Весн. срп. ц. 1901, январь, 50–54; декабрь, 1144; 1905, февр., 183–186; Богосл. Гласник, 1904, V: 1, 82–83 и 1905, VII: 1, 73–74; Царигр. Гласник, 1907, 4, 6, 12; 1905, 5. 6. Српска 1905, 16. Портрет митрополита Севастиана в Весн. срп. ц. 1904, март, и Царигр. Гласн. 1904, 12 и 1905, 5. 3240 Из трех кандидатов архимандрит Викентий получил восемь голосов, а остальные два кандидата: велешско-дебрский митрополит Поликарп и константинопольский архимандрит Емилиан Дангул получили всего по два голоса. Царигр. Глаен. 1905, 42. 3245 Царигр. Гласн. 1906, 1 (здесь и портрет митрополита Викентия). Краткая характеристика нового скопийского архипастыря дана еще в „Заставе“ 1905, 244 (утреннее издание) – В мае и июне 1906 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010