В 1942 г. в Крыму появились архиереи Украинской автономной и автокефальной Церквей, после чего церковный подотдел прекратил свое существование. Приехавший в Крым из Николаева епископ Серафим (Кушнерюк) (из Автономной Церкви) был весьма негативно встречен священнослужителями Румынской и Автокефальной Церквей, началась борьба, подобная существовавшей в это время на Украине. Вскоре бывший обновленец, а теперь состоявший в Автокефальной Церкви епископ Мелитопольский Викентий (Никопорчук) по указанию румынского командования подчинился Патриарху Румынской Церкви. В докладе генерального комиссара Крыма от 28 декабря 1942 г. говорилось, что о стремлении представителей двух направлений к объединению ничего неизвестно: «Напротив, вследствие подчинения автокефалистов Бухарестскому Патриарху противостояние усилилось». Сам генеральный комиссар отнесся к этому шагу еп. Викентия негативно и договорился с командиром полиции безопасности в Симферополе, что владыке будут препятствовать исполнять его службу. [lxxxiii] Реакция вышестоящих германских ведомств также была резко отрицательной. Рейхсминистерство занятых восточных территорий 7 апреля 1943 г. написало в немецкий МИД, что еп. Викентий и его священники имеют постоянную поддержку румынских комендатур, а в германскую администрацию его невозможно принять из-за политического прошлого и сомнительной репутации. В связи с этим Восточное министерство просило оказать воздействие на румынское правительство. 21 апреля встревоженный МИД направил запрос в Главное управление имперской безопасности, отметив, что «необходимо предпринять все, чтобы воспрепятствовать этим устремлениям к объединению» и подчинению священнослужителей Крыма Румынскому Патриарху. [lxxxiv] 23 июня шеф полиции безопасности и СД выразил свое полное согласие с этой позицией и предложил направить в службу Восточного министерства при командующем войсками в Крыму просьбу донести до румынских частей, что с их стороны необходимо проявлять сдержанность по отношению к церковным делам. 2 июля 1943 г. референт МИД Колреп сообщил об этом Восточному министерству, подчеркнув неуместность непосредственного воздействия на румынское правительство в настоящий момент. Также Колреп отметил, что до сих пор продолжающееся назначение румынских священников (со ссылкой на недостаток епископов) в храмы на юге Украины и в Крыму является нежелательным, так как там уже имеется большое количество архиереев и существует нормальное церковное управление. [lxxxv]

http://bogoslov.ru/article/656557

Куза конфисковал в пользу государства все движимое и недвижимое имущество монастырей. Принятый в 1863 году Румынской Палатой закон гласил: «Ст. 1. Все имущества румынских монастырей составляют государственное имущество. Ст. 2. Доходы с этих имуществ будут вписаны в обыкновенные доходы государственного бюджета. Ст. 3. Святым Местам, которым были посвящены некоторые из туземных монастырей, назначена будет известная сумма, в виде пособия, согласно с целью благотворителей... Ст. 6. Правительство возьмет у греческих игуменов украшения, книги и посвященные сосуды, подаренные набожными нашими предками этим заведениям, а равно и документы, вверенные этим игуменам, по инвентарям, хранящимся в архивах...» Вследствие этого мероприятия многие монастыри были закрыты, некоторые должны были прекратить свою просветительную и благотворительную деятельность. В 1865 году, без согласия Константинопольского Патриарха, была провозглашена автокефалия Румынской Церкви. Управление Церковью было вверено «Генеральному Национальному Синоду», в состав которого вошли все румынские епископы и по три депутата от духовенства и мирян из каждой епархии. Синод имел право собираться всего лишь один раз в два года, да и то не мог сам вынести какого-либо важного определения: во всех своих действиях и начинаниях он был подчинен светской власти. Митрополитов и епископов избирали и назначали по указанию князя. Кроме того, в Православие начали вводить элементы западных исповеданий: распространять григорианский календарь; допускать за богослужением звучание органа и пение Символа веры с Филиокве; широкая свобода была предоставлена и протестантскому прозелитизму. «Правительство князя А. Кузы, - замечает Ф. Курганов, - предпринимая реформы в Церкви, поставило себе задачу — изглаждать всеми мерами всякие следы прежнего «фанариотского» просвещения, прежней «фанариотской» культуры и привитых через нее обычаев, как совершенно чуждых де духовной природе румын, - вместо же «фанариотской» культуры, как порочной и растлевающей, полностью воспринять культуру Европейского Запада, присным членом коего делает румынскую нацию ее западное, латинское происхождение, и таким образом дать ей возможность сохранить в чистоте свои особенности, развиваться по ним, а не по отвне навязываемым ей началам... Протестантским сектам Запада дана была полная свобода в отправлении их религии, даже оказывалось им некоторого рода покровительство, направленное, видимо, к их усилению и распространению среди православного румынского народа» .

http://sedmitza.ru/lib/text/441207/

Поддерживая в целом политику румынизации населения «Заднестровья», Владыка Виссарион вместе с тем считал политически нецелесообразным применять языковое насилие. 20 мая 1943 г. он писал Антонеску, что в Транснистрии имеется 607 приходов, в том числе 62 с молдавским и 98 со смешанным населением, и проводить церковную службу на румынском языке следует в 160 приходах. Для остальных же 447 приходов с украинским, русским и болгаро-украинским населением, по мнению митрополита, необходимо было прислать священников, знающих славянский язык. Таким образом Владыке удалось завоевать доверие русских и украинских верующих. Именно митр. Виссарион стал той личностью, при которой возрождение церковной жизни в «Заднестровье» некоторое время (до осени 1943 г.) шло наиболее успешно. Молдаванин по национальности, он окончил Киевскую Духовную Академию еще до революции, испытывал симпатию к Русской Православной Церкви и часто сам проповедовал по-русски. В сентябре 1943 г. освобожденный из румынского концлагеря известный апологет старообрядец Ф.Е. Мельников получил приглашение занять пост миссионера в Транснистрии. Он немедленно переехал в Одессу и начал читать лекции, Миссия приступила к изданию его апологетических сочинений. Преследования приверженцев старого стиля прекратились, мирянам и священникам в каждом отдельном приходе разрешалось решать этот вопрос самостоятельно; стали проводиться религиозные радиопередачи на русском языке и т.п. А 5 февраля 1943 г. митрополит отправил письма настоятелям двух русских обителей на Афоне (Пантелеимоновской и Свято-Ильинской), предлагая им снова взять в свое ведение подворья этих монастырей в Одессе и отправить туда монахов для их восстановления (однако немецкие власти этому помешали). [iv] Доверие Владыке Виссариону не подразумевало положительного отношения верующих к румынским миссионерам. Большинство из них не знало ни церковнославянского, ни русского, ни украинского языков, и прихожане плохо их понимали. Принадлежность к оккупационной администрации и социальное неравенство привели к изоляции миссионеров от местного духовенства и паствы, они чувствовали себя чужаками, и после Сталинградской битвы под разными предлогами настойчиво добивались досрочного возвращения в Румынию. За март — апрель 1943 г. число миссионеров в крае, несмотря на пополнение, сократилось на треть, до 182 человек.

http://bogoslov.ru/article/656598

В приходах РПЦЗ — и не только здесь — нам звонят из России и посылают переводы по электронной связи; также и в других православных церквях — греческих, сербских, румынских — собирают деньги и, конечно, хотят помочь пострадавшим нашей Православной миссии. Мы очень надеемся, что на собранные средства мы сможем организовать клинику, будет возможность помогать людям не несколько недель, а на более постоянной основе. Пока идут переговоры, а временный медицинский пункт уже открыт. Конечно, нам нужно восстановить церкви, чтобы верующие находили утешение в привычной для них обстановке. — Из сказанного вами, отец Виктор, понятно, что у вас есть связь с Порт-о-Пренсом. — Да, я могу звонить: у отца Матвея есть спутниковый телефон. Почему-то он дозвониться до меня не может, но я могу. Из Америки ему можно звонить. В среду на заседании Попечительского совета мы обсудим, сколько денег собрано и как мы будем их распределять. Скорее всего, мы это сделаем по линии Международной православной благотворительной организации (IOCC). У этой организации есть договоренность с американским правительством: к каждому пожертвованному для Гаити доллару власти добавят два доллара. Таким образом, собранная сумма утроится. — Отец Виктор, планируете ли вы продолжать сбор средств? — Мы собираем все время. Каждый, кто хочет помочь, может зайти на наш сайт по адресу: fundforassistance.org. Беседу вела Софья Тарновская «Голос Америки» / Официальный сайт РПЦЗ /Патриархия.ru Матеріали за темою Специальный центр Крымской митрополии направил куличи и свежие яйца в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 28 апреля 2024 года) [Стаття] «Від благородних планів поспішатимемо до конкретних справ». Інтерв " ю митрополита Астанайського і Казахстанського Олександра до 25-річчя заснування Астанайської і Алма-Атинської єпархії [Ihmepb " ю] За участі Синодального відділу з благодійності в Курську пройшла міжрегіональна конференція із допомоги людям з інвалідністю Голова Синодального відділу з благодійності зустрівся з московськими добровольцями та сестрами милосердя Церква надає допомогу постраждалим від повені в Оренбурзькій області Відбулася зустріч глави Казахстанського митрополичого округу з акімом Східно-Казахстанської області 1136 постраждалих сімей отримали допомогу в Оренбурзькій єпархії з початку паводку.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210258...

3. Православие, как ни прискорбно, недолго преодолевало это искушение модернизма и секуляризма, но вскоре было им заражено. Со стороны Православных Церквей первой сделала уступку экуменизму Константинопольская Патриархия уже в январе 1920 года своей энцикликой «Всем Церквам Христовым». В ней не только поместные Православные Церкви называются «Церкви», но это наименование совершенно равноправно впервые прилагается и к различным еретическим конфессиям. Там в самом начале говорится: «... взаимное сближение разных христианских Церквей и их общение не может быть отвергнуто из-за существующих между ними догматических различий...». Энциклика призывает работать над «подготовкой и осуществлением полного единства»; различные еретические сообщества именует «Церквами, которые нам не чужие и чуждые, но сродные и близкие во Христе и являются для нас сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе (Еф. 3: 6)». Считается, что в качестве первого практического шага в построении взаимного доверия и любви Православным Церквам необходимо усвоить новый, григорианский, календарь «ради одновременного празднования великих христианских праздников ВСЕМИ Церквами», что вскоре Константинопольская Патриархия (а позднее и некоторые другие поместные Православные Церкви) и учинила, заплатив за то дорогой ценой - внутренним расколом в Церкви и народе. Остальные Православные Церкви одно время противостояли этому жестокому искушению. В особенности Московская Патриархия выказывала известные знаки осторожности в отношении экуменизма. О том свидетельствует и Совещание епископов поместных Православных Церквей, прошедшее в Москве с 8 по 18 июля 1948 года по случаю пятисотлетия провозглашения автокефалии Русской Православной Церковью. На этом Совещании представители Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Грузинской, Болгарской, Польской, Чехословацкой и Албанской Церквей отвергли участие во bceмiphoм экуменическом движении и в только что созданном ВСЦ, осудив его как ересь.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/17/...

Было бы ошибкой рассматривать этот процесс лишь как навязывание греческого культурного империализма противящемуся этому местному населению. Скорее всего, в особенности поначалу, это было добровольным выбором местной Церкви, стремящейся получить греческую ученость, с одной стороны, а с другой - заручиться поддержкой фанариотских денег и влияния в борьбе против агрессивных латинских миссионеров, постоянно прибывающих в княжества из владений Габсбургов и из Польши. Несомненно, что греческие академии в Бухаресте и в Яссах были основаны в интересах всего Православия. Румынские князья первыми начали вооруженную борьбу против Оттоманской империи, рассчитывая на поддержку России. Однако у турок оказалось достаточно сил, чтобы разбить войско Петра I, пришедшего на поддержку своего союзника, молдавского господаря Дмитрия Кантемира, и подавить восстание. Эти события насторожили султана и сыграли на руку фанариотам, которые давно мечтали управлять княжествами из Константинополя. Фанар с неодобрением относился к румынскому сепаратизму. Он желал сохранить целостность Оттоманской империи до тех пор, покуда она сама не падет в руки константинопольским грекам, а те восстановят древнюю славу Византии. Итак, правление румынскими княжествами перешло в руки фанариотских семей. После 1731 г. боярские выборы князя, которые, впрочем, уже давно были пустой формальностью, окончательно отменили. Теперь султан лично назначал князя, который за это платил бакшиш как самому султану, так и его министрам. И вновь, как и с патриархатом, турки быстро поняли, что чем чаще князья будут сменяться на своих тронах, тем больше бакшишей они получат. Итак, князь назначался султаном, а затем патриарх короновал его. Князь должен был прибыть в свою новую столицу в течение тридцати дней после коронации. В случае задержки он должен был заплатить аге янычаров штраф в шестнадцать фунтов золотом за каждый день опоздания. Тактичные князья никогда не прибывали вовремя. По прибытии нового князя его торжественно благословлял местный митрополит.

http://sedmitza.ru/lib/text/434847/

Причину для низложения князя было найти очень легко. Обычно его обвиняли либо в интригах с иностранными государствами, либо в неуплате налогов, либо в плохом обращении с подданными. Султан издавал фирман об отзыве берата, князя отправляли под стражей в Константинополь, а митрополит временно брал бразды правления и руководство боярским советом в свои руки до тех пор, покуда на место не прибывал новый князь. Впрочем, зачастую, уже через несколько месяцев, низложенный князь возвращался на трон, откуда на его глазах увозили преемника. Правление фанариотов считалось не таким плохим, и не только в сравнении с правлением пашей в других частях империи, но и вообще по стандартам Европы XVIII в. Коррупция не была чрезмерной, правосудие отправлялось исправно. Но князья мало что могли сделать, так как они были совершенно не уверены в своем будущем. Например, Константин Маврокордато являлся просвещенным и гуманным правителем: он реформировал конституцию обоих княжеств, облегчил налоговое бремя населения и улучшил положение крепостных, которых он рассчитывал совсем освободить. Однако между 1730 и 1769 гг. он правил шесть раз в Валахии и четыре - в Молдавии, причем самый долгий период его правления не превышал шести месяцев. При таких частых переменах было довольно трудно проводить сколько-нибудь последовательную политику. Стоимость берата постоянно росла, и в конце концов богатейшие фанариотские фамилии, контролировавшие румынские троны, несмотря на неумеренные налоги, которыми они облагали своих подданных, оказались полностью разорены. Султаны поняли, что они зарезали курицу, несшую золотые яйца, и умерили свои аппетиты: в 1774 г. султан согласился отдать правление над румынскими землями в руки четырех влиятельных фанариотских фамилий. В 1802 г. каждому князю было обещано не менее 7 лет непрерывного правления. 3. Почему же, несмотря на финансовые потери и постоянную головную боль, фанариоты стремились к правлению в румынских землях? Прежде всего они руководствовались имперской идеей - идеей возрождения Византии. Под их правлением неовизантийская культура могла обрести новый дом в задунайских княжествах. Греческая аристократия могла укрепиться там, греческие академии могли дать образование гражданам новой Византии, и новые земли могли стать тем ядром, вокруг которого начнется формирование новой Империи.

http://sedmitza.ru/lib/text/434847/

Эти слова не понравились Вселенскому Патриарху Афинагору, и через своего представителя он сделал заявление Генеральному секретарю: " Мы просим Всемирный Совет Церквей не употреблять это новое наименование и отложить всякое начинание в этом направлении " (14). Афинагора поддержали Александрийский Патриарх, Кипрская и Элладская Церкви. Днем позже последовало другое заявление (первое датировано 16 января 1971 года). Авторы указывают, что речь идет не только об изменении названия. " Фактически же речь идет об изменении канонического статута церковной православной единицы в Америке. Согласно каноническому порядку и практике православной изменение канонического статута, имеющее всеправославное значение, действительно лишь тогда, когда оно осуществляется согласно канонам и получает одобрение со стороны всех других Православных Церквей в мире. В данном случае этого нет. Напротив, целый ряд Патриархатов Автокефальных Православных Церквей не признают нового статута, другие же еще не высказались. Таким образом, вопрос изменения церковного канонического статута вышеупомянутой русской Митрополии остается неразрешенным " (15). Противники автокефалии напомнили, что в Америке существуют Церкви различных православных юрисдикций - Вселенского Патриархата, Антиохийского, Сербского, Румынского. Имеются также русские общины, не входящие ни в какую юрисдикцию. " Ввиду такой ситуации претензии одной церковной единицы в Америке именоваться " Православной Церковью в Америке " и желание взять на себя монополию Православия в Америке вообще представляется нам как действие недопустимое " (16). И такое решение со стороны Американской Церкви авторами писем-заявлений " категорически отвергалось " . Страсти накалялись. Представитель Антиохийского Патриархата предложил " отложить просьбу до тех пор, пока Православные Церкви не займут ясной позиции. Такая акция со стороны Митрополии помогла бы без сомнения Церквам рассмотреть эту просьбу более объективно и, кроме того, не создавалось бы впечатления, что ВСЦ оказался вовлеченным в межправославную проблему " (17).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

При существовании истинной религии возможно правильное отношение к Богу, людям и к самому себе. В этом только случае возможно существование законности во всех международных отношениях; произвол, который есть не что иное, как нарушение законности вообще, здесь не будет иметь места… Что же мы видим в нашей стране? Мы заботимся о построении различных фортификаций, укреплений против предполагаемых внешних врагов. Между тем к созиданию моральных фортификаций сердца, нравственных устоев, мы мало прилагаем старания. Не говоря о высших классах общества, спрошу: развито ли понятие законности в простом народе? Замечается всё более усиливающееся нравственное растление народа. Скажут: он имеет пастырей, обязанных пещись о нём: что же пастыри делают? К сожалению, все знают об обязанности священников, а о правах их как бы забывают, или не хотят знать. Ожидают от них исцеления от всех зол, а содействия им никакого не оказывают. Их всех гнетёт материальная нужда. Скудным куском хлеба они обязаны своим прихожанам, которые же могут лишить их и этого. Благодаря материальной не обеспеченности, они не могут исполнять, как следует, своих обязанностей, и в заботах об изыскании средств для насущного пропитания всё более и более грубеют. Вследствие этого нравственный авторитет их среди прихожан постепенно падает. Служение священническое – духовное служение; но лицо, которое служит, вместе с духом имеет и тело, нуждающееся в пище, одеянии… Это правдивое и мужественное слово Архипастыря пришлось не по сердцу многим сенаторам, которые часто останавливали Преосвященного, то под тем предлогом, что он обвиняет правительство, то под предлогом позднего времени, то по другим причинам. Характер других речей преосвященного отчасти можно видеть из предыдущего «Обозрения». —540— Остаётся сказать несколько об учено-литературных трудах покойного Преосвященного. И в этой области он оставил очень заметный след. Он много лет состоял редактором синодального журнала «Biserica orthodoxa Romana», где помещал много самостоятельных и переводных статей догматического, канонического, литургического, исторического, апологетического содержания, из которых особенно: «о правилах святых Апостолов», «о таинствах», «о нравственном законе», «о праздниках святой православной Церкви» составляют весьма ценный вклад в румынскую богословскую науку.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преосв. Сильвестр навсегда являлся ревностным защитником прав православной румынской Церкви в качестве сенатора. (По закону все Архиереи – члены Сената). На этой деятельности его мы несколько и остановимся. И из многих вопросов, по которым приходилось Преосвященному высказывать свой взгляд в Сенате, мы остановим внимание своё и читателей на двух: на вопросе устранения правительством духовенства от народного учительства, и – о необходимости материального обеспечения духовенства. Преосв. Сильвестр глубоко сожалел о том, что духовенство в Румынии устранено правительством от участия в народном образовании и, таким образом, лишено одного из важных средств, могущих служить к возвышению религиозно-нравственного состояния народа. По этому поводу в 1890 году сказана им прекрасная речь, – некоторые мысли её мы и приводим. Первая обязанность священника есть научение народа истинам веры и христианской нравственности. Что худого, что несообразного в том, что священник, служитель престола Божия, пойдёт в школу и будет научать детей этим истинам, а также преподавать предметы, необходимые для практической жизни? Быть может священник по своему образованию не подготовлен к педагогической деятельности? Но образование, получаемое в семинариях, отнюдь не ниже, чем в светских школах. Неужели более основательное изучение богословских наук в семинариях делает семинаристов неспособными, недостойными учителями? Если в семинариях не обращалось достаточного внимания на педагогическую подготовку будущих пастырей, то можно было бы позаботиться об устранении этого. Что же правительство делает? Оно изобретает новые школы, так называемые – нормальные. Что же достигли учреждением этих школ? Умножилось количество государственных чиновников, получающих жалование из скудного государственного бюджета. Мотивом для открытия этих школ, в связи с запрещением священникам и вообще семинаристам быть народными учителями, является страх, что ду- —538— ховенство будет проповедовать в школах космополитизм религиозный, который не принимает во внимание национальности, и, таким образом, здесь будут воспитываться космополиты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010