Разные грани диалога. Светские СМИ о Церкви. Обзор публикаций за неделю (20—26 июня 2005 года) 27 июня 2005 г. 12:21 Ряд различных событий в жизни Церкви, в большей или меньшей степени привлекших внимание прессы на минувшей неделе, объединяет одна тема — межцерковные отношения. Это, прежде всего, визиты в Россию председателя Папского совета по содействию христианскому единству (ПССХЕ) кардинала Вальтера Каспера и делегации Всемирного совета церквей (ВСЦ) во главе с генеральным секретарем этой организации пастором Сэмюелем Кобиа, а также встречи высокопоставленных гостей с архиереями Русской Православной Церкви (РПЦ). Информационный повод иного рода — публикация на официальных сайтах РПЦ и Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) документов, выработанных в ходе переговоров по объединению  — при всем своем отличии тоже пока укладывается в «межцерковную» тематику. Надеемся, вскоре, говоря о Русской Церкви в России и за рубежом, разделительное «меж» можно будет отбросить. «В ОТНОШЕНИЯХ ЦЕРКВЕЙ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОЗЕЛИТИЗМА» Представительная делегация ВСЦ (помимо генсека, в нее входили представляющий Константинопольский Патриархат заместитель главы ВСЦ г-н Георгий Лемопулос, архиерей Румынской Православной Церкви архиепископ Тарговиштский Нифонт и др.) пробыла в России неделю. В отечественных СМИ это событие освещалось не очень активно. Краткие репортажи в прессе и на телевидении напоминали своей лаконичностью сообщения информационных агентств, которые, кстати, перемещения делегации отслеживали тоже без особого усердия. Между тем, программа визита делегации была достаточно насыщенной и включала в себя ряд встреч на высшем уровне и других важных мероприятий, в частности — посещение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Московской Духовной академии, Православного Свято-Тихоновского Богословского университета, мемориала в Бутове и т.д. Генсек ВСЦ пастор Сэмюель Кобиа и сопровождавшие его лица встретились с министром культуры и массовых коммуникаций России Александром Соколовым, который является также председателем государственной комиссии по вопросам религиозных объединений, с первым вице-спикером Думы Любовью Слиской и другими политиками.

http://patriarchia.ru/db/text/26632.html

С начала текущего столетия среди христианских народов Балканского полуострова оживилось стремление к свержению турецкого ига. При помощи единоверной России это движение увенчалось уже очень значительными результатами. В течение полвека с небольшим образовалось из турецких балканских провинций несколько самостоятельных королевств (Греческое, Румынское, Сербское), княжество Черногорское, полунезависимое княжество Болгарское и провинция Босния-Герцеговина. Каждому из этих государств и областей пришлось вытерпеть много страданий, прежде чем они достигли настоящего своего положения. Но внешние страдания и лишения только одна сторона их положения. Другую ещё более важную сторону его составляют те потрясения и перевороты во внутреннем быту, какие должны были испытать и теперь испытывают эти народности благодаря своекорыстной политике западных держав. Будучи не в силах задержать окончательно стремление этих угнетённых народностей к самостоятельной жизни, западные державы сочли своим долгом, по крайней мере, сделать самостоятельное существование этих народностей безвредным для своих интересов. Этой цели они достигают тем, что стараются парализировать народные начала жизни освобождающихся национальностей искусственным привитием к их политической жизни западноевропейских, космополитических начал. Народные начала этих балканских христианских народностей родственны с началами русской нации. Развитие этих начал в политических учреждениях этих народностей естественно сближало бы их с Россией и вело к международной солидарности. Против этого-то естественного и правильного порядка вещей направлены все усилия западных держав, которые, при первых же шагах самостоятельной жизни всякого вновь возникающего на балканском полуострове государства, стараются направить их к антинациональным западноевропейским порядкам. И так как главной основой национальной самобытности всех балканских христианских народностей служит православная вера и церковь , то против неё-то и направлены главным образом растлевающие влияния западных цивилизаторов и их последователей среди туземцев. Первый опыт этого рода мы видим в королевстве греческом 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Делегация Русской Церкви приняла участие в отпевании Антиохийского Патриарха 10 декабря 2012 г. 10:12 9 декабря 2012 года делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом приняла участие в траурных мероприятиях по случаю кончины Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатия IV . Чин отпевания в соборе святителя Николая Чудотворца в бейрутском районе Ашрафия возглавили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей , Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом , Блаженнейший Архиепископ Албанский Анастасий . В нем приняли также участие прибывшие в Бейрут на траурные мероприятия делегации Поместных Православных Церквей, возглавляемые митрополитом Гермопольским Николаем ( Александрийский Патриархат ), митрополитом Филадельфийским Венедиктом ( Иерусалимский Патриархат ), митрополитом Лентехским и Цагерским Стефаном ( Грузинский Патриархат ), епископом Моравичским Антонием ( Сербский Патриархат ), архиепископом Нижнедунайским Кассианом ( Румынский Патриархат ), митрополитом Лангадийским Иоанном ( Элладская Православная Церковь ), епископом Квебекским Иринеем ( Православная Церковь в Америке ). Молитвословия, включавшие, по обычаю Антиохийской Церкви, пасхальные песнопения, возносились на арабском, греческом, церковнославянском, сербском, грузинском и румынском языках. В храме также присутствовали: Президент Ливанской Республики М. Сулейман, Премьер-министр Ливана Н. Микати, главы и представители инославных конфессий, Посол Российской Федерации в Ливане А.С. Засыпкин, другие члены дипломатического корпуса, аккредитованные в Бейруте, многочисленные клирики и миряне Антиохийского Патриархата , представители общественности Ливана и Сирии. По окончании отпевания Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом и Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий обратились к членам Священного Синода Антиохийской Православной Церкви со словами соболезнования в связи с постигшей ее утратой.

http://patriarchia.ru/db/text/2643143.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святейший Патриарх Кирилл: «Молитва за усопших дает нам ясное понимание того, что смерти нет» В день Радоницы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и литию в Архангельском соборе Кремля, а также литию у места теракта на станции метро «Лубянка» 13.04.2010 594 Время на чтение 6 минут 13 апреля, во вторник 2-й седмицы по Пасхе — день Радоницы , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и Пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля, сообщает Патриархия.Ru. Его Святейшеству сослужили: епископ Британский и Скандинавский Досифей (Сербская Православная Церковь); епископ Северо-Европейский Макарий (Румынская Православная Церковь); епископы Дмитровский Александр и Красногорский Иринарх; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве ; протоиерей Душан Ракович, настоятель храма св. Саввы Сербского в Стокгольме (Сербская Православная Церковь); московское духовенство. На богослужении присутствовали: митрополит Швеции и Скандинавии Мар Юлиос Абдулахад Шабо, управляющий приходами Сирийской Церкви в Швеции и Скандинавии; епископ Шведский и Скандинавский Анба Абакир, управляющий приходами Коптской Церкви в Швеции и Скандинавии; другие члены делегации представителей Православных и Восточных Церквей, осуществляющих служение в Швеции и других странах Скандинавии, а также представители образовательного общества «Бильда». Гости из Швеции прибыли в Москву по приглашению Русской Православной Церкви. Православные члены делегации в священном сане сослужили Его Святейшеству за Божественной литургией. За богослужением пел хор московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры (регент Владимир Горбик). По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. «Молитва нас соединяет с Богом и с горним миром, и это не односторонняя связь: не только наша мысль востекает к Богу, но в ответ на это и Божия благодать нисходит на нас, — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл. — Когда же мы молимся о наших умерших родных и близких, то наша мысль, наша молитва востекают к Богу, и если мы совершаем молитву горячо, искренне, от любящих сердец, то Господь слышит эту молитву и обращает Свою любовь на тех, кто пребывает в ином мире, за кого мы воздыхаем пред Ним».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/13/sv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. НИЛ Михайлович Смирнов (1881-1938), протоиерей, священномученик (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» НИНА (Шувалова Неонилла (Нионина) Андреевна; 1866-1937), мон., прмц. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИНА Алексеевна Кузнецова (1887-1938), мц. (пам. 1 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ († после 1553), Телеговский, Устюжский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) НИФОНТ (Выблов Николай Григорьевич; 1882 - 1931), иером., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии, в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник

http://pravenc.ru/rubrics/122346_53.html

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Лента новостей Лента новостей - Религия «Православию нанесена тяжелая рана»: Патриарх Кирилл обратился к главам Поместных Православных Церквей 20 декабря, 2018. Новостная служба «Нет сомнений, что украинский сценарий в будущем может быть реализован в отношении какой-либо другой Поместной Церкви», — заявил Патриарх 20 декабря. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей в связи с ситуацией на Украине. Каноническому Православию на Украине и во всем мире нанесена тяжелая рана. Об этом заявил Патриарх Кирилл в посланиях главам Поместных Православных Церквей, сообщает служба коммуникации ОВЦС. Послания были направлены Предстоятелям Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской, Польской Церквей, Православным Церквям Чешских земель и Словакии, а также Америки. Глава Русской Православной Церкви известил их о так называемом «объединительном соборе» двух украинских раскольнических групп, который прошел 15 декабря в Киеве. Каноническая Украинская Православная Церковь отказалась от участия в мероприятии, считая его « незаконным собранием». Патриарх Кирилл напомнил, что процесс «предоставления автокефалии Украине» был инспирирован главой светской власти страны в собственных политических целях. «Состоявшееся собрание лишь подтвердило факт открытого вмешательства государства в церковную жизнь», – констатировал глава РПЦ. Так, президент Украины ПетрПорошенко не только присутствовал на этом «соборе», но и был в его президиуме, лично наблюдая за ходом собрания. В ближайшие дни в Верховной раде пройдет голосование по проекту закона о лишении УПЦ права именоваться в соответствии со своим уставным названием. «Цель этого переименования – проведение перерегистрации всех приходов и монастырей, признание недействительными документов о правах канонической Церкви на храмы и другое церковное имущество», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/pravoslaviyu-nanesena-...

А.А. Кострюков Глава 10. Положение Православной Церкви на территориях, отошедших от Российской империи Поражение Советской России в Первой мировой и советско-польской войнах привело к тому, что огромные территории бывшей Российской империи оказались вне пределов коммунистического государства. Независимыми странами стали Финляндия, Эстония, Латвия и Литва. Миллионы православных жителей западных губерний Российской империи оказались в пределах Польши. Православная Бессарабия вошла в состав Румынии. Церковная жизнь в лимитрофных (пограничных) странах протекала не без скорбей, сопряженных с ущемлением прав православных христиан. Серьезная проблема, определившая ход истории православия на этих территориях, заключалась в невозможности полноценного общения с московской церковной властью и в давлении местных правительств, настаивавших на независимости местных епархий от Московской Патриархии. § 1. Церковная жизнь в Финляндии Финляндия объявила о своей независимости в декабре 1917 г. Попытки установить в стране коммунистический режим окончились неудачей. В скором времени финское правительство, желавшее максимально отмежеваться от Москвы, потребовало от местной епархии отделиться от Российской Церкви. Не желая конфликта, патриарх Тихон и Священный Синод в феврале 1921 г. издали указ о предоставлении Финляндской епархии права именоваться Финляндской Православной Церковью. Новой структуре были даны права автономии в церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских делах. К широким компромиссам в угоду местным властям был готов и архиепископ Финляндский Серафим (Лукьянов). Однако местное государственное руководство не устраивал ни статус автономии в рамках Московского Патриархата, ни личность самого архиепископа Серафима, вместо которого правительство хотело видеть своего, «национального» иерарха. Таковой вскоре был избран. Это был вдовый протоиерей Герман Аав. Финляндское руководство нашло поддержку в лице Константинопольского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса), который к тому времени уже успел прославиться своими модернистскими симпатиями. В частности, в мае 1923 г. он провел в Константинополе собрание из 10 человек, громко названное «Всеправославным конгрессом». Наиболее известным результатом конгресса стало решение о переходе на новоюлианский календарь, являвшийся слегка измененным вариантом григорианского календаря, принятого в Римско-Католической Церкви. Более того, конгресс разрешил священникам вступать в брак после хиротонии, а также жениться вдовым священнослужителям. Итоговые документы этого мероприятия подписали шесть архиереев (два от Константинопольской, по одному от Сербской, Элладской, Кипрской и Русской Зарубежной Церквей), два архимандрита (от Румынской и Константинопольской Церквей) и два мирянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Собрание призвано работать ради единства» В Аммане начал работу Иорданский Собор 26.02.2020 1110 Время на чтение 6 минут Вчера вечером накануне открытия Иорданского Собора Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей собрались на праздничный ужин в отеле Fairmont, сообщает сайт УПЦ МП. Патриарх Иерусалимский Феофил III, приветствуя делегатов Поместных Церквей на Амманском братском собрании Православной Церкви, подчеркнул: «Собрание призвано инициировать диалог и работать ради единства и примирения в рамках Евхаристического общения». Патриарх пожелал милостью Божией провести плодотворную встречу. 26 февраля совещание Предстоятелей и делегаций Православных Церквей началось с молитвы. К делегатам с докладом обратился Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата имеет самоуправляемый статус, заявил журналистам председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, комментируя выступление митрополита Онуфрия. Как сообщил глава ОВЦС МП, митрополит Онуфрий «говорил о том, что Украинская Православная Церковь в составе Московского Патриархата имеет самоуправляемый статус, который по сути ничем не отличается от статуса автокефалии, а та так называемая автокефалия, которую получили украинские раскольники, не только не помогла решить существующие проблемы, но наоборот углубила существующий раскол». В свою очередь сам митрополит Онуфрий, выходя из зала заседания в перерыве, сказал журналистам, что настроен позитивно, передает РИА Новости. «Надеемся, что будет всё хорошо», - сказал он. Кроме митрополита Онуфрия также выступили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Патриарх Сербский Ириней, митрополит Тырговиштский Нифонт (Румынская Православная Церковь). Подробности встречи появляются в социальных сетях и в интернет-изданиях, отмечает Союз православных журналистов. Предстоятель Церкви Чешских земель и Словакии Митрополит Ростислав считает, что встречи, подобные Амманской, будут продолжаться. «Немножко грусть охватывает, что не все Поместные Церкви приняли приглашение Иерусалимского Патриарха Феофила встретиться и обсудить насущные вопросы и проблемы настоящего времени в церковной жизни, внутренней жизни Православной Церкви. Ну, это только первая сессия – увидим, что принесет вторая», – передает его слова Telegram-kahaл «Церковь сегодня».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/26/so...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца НИКОДИМ (ок. 1270 - 1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.) НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф НИКОДИМ (Кротков Николай Васильевич; 1868 - 1938), сщмч. (пам. 8 авг., в Соборе Костромских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Молдавских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Костромской и Галичский НИКОДИМ ТИСМАНСКИЙ (ок. 1320 - 1406, прп. Румынской (РумПЦ) и Сербской Православных Церквей (пам. 26 дек.), архим., основатель мон-рей НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/rubrics/122346_50.html

священник Виталий Головатенко Скачать epub pdf (очерк жизни и творчества) Доктор церковной истории и кандидат искусствоведения, заслуженный профессор Санктпетербургской духовной академии; почетный член Московской духовной академии, почетный доктор Фессалоникского университета имени Аристотеля, Православной духовной семинарии и академии св. Владимира в Нью-Йорке и Белградского университета; кавалер Орденов Русской Православной Церкви: святого равноапостольного великого князя Владимира II и III степеней и преподобного Сергия Радонежского I и II степеней, кавалер Ордена Офицера Святого Гроба (Иерусалимского Патриархата), Ордена свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Антиохийского Патриархата), Ордена св. Апостола Андрея Первозванного (Константинопольского Патриархата), Ордена Румынского Патриарха II степени, Ордена равноапостольной Марии Магдалины (Варшавского Патриархата), а также кавалер Ордена Великой Отечественной Войны I степени Николай Дмитриевич Успенский родился 3/15 января 1900 в погосте Поля Демянского уезда Новгородской губернии. Его отец, священник Димитрий Алексеевич Успенский, происходил из священнического рода, мать, Лидия Петровна Монастырёва, – из обедневшего дворянского рода. В семье о. Димитрия было шесть детей: Димитрий, Лидия, Николай, Вера, Екатерина и Серафим. Протоиерей Димитрий Успенский начал свое служение в Церкви в мае 1896 г. Сначала семья жила в погосте Поля, потом (вскоре после рождения Николая) – в поселке Окуловка, где о. Димитрий был настоятелем церкви свт. Николая Чудотворца. При церкви он построил богадельню. На духовном попечении прот. Димитрия находилось 20 деревень. В администрации уезда удивлялись, что во всех этих деревнях мужики никогда ни на кого не жаловались, ни с кем не судились. Все спорные вопросы решал настоятель. Браки заключали только по его благословению. Он был поистине добрым пастырем: любил своих пасомых, и они отвечали ему тем же. Его авторитет был чрезвычайно высок и непререкаем. Без совета и благословения любимого батюшки ничего существенного и важного не начинали и не делали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010