Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Вселенская Церковь в первые 2 столетия состояла из общин, возглавляемых епископами . Образование поместных Церквей, объединяющих неск. епископий и возглавляемых первыми епископами, относится к эпохе не ранее III в. Исторически первой формой объединения неск. епископий в одну поместную Церковь явились Церкви провинций (греч. παρχα) Римской империи. Первый епископ Церкви отдельной провинции носил титул митрополита . Митрополиты были епископами первенствующих, столичных городов провинции, такой город именовался «город-мать» (греч. μητρπολις, отсюда и «митрополит»). Под председательством митрополитов проходили епископские Соборы. В 34-м Апостольском правиле, к-рое гласит: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу...» - по сути дела подразумеваются митрополиты. В названии многих провинций воспроизводилось имя народа, населявшего провинцию до ее завоевания Римом и потом в большинстве случаев ассимилированного, напр. Галатия , Фригия , Лидия . Иоанн Зонара в толковании на этот канон называет первенствующих епископов «архиереями митрополии». 9-е прав. Антиохийского Собора , содержательно почти идентичное 34-му Апостольскому, вместо первого епископа говорит уже о епископе митрополии. Поскольку на территории митрополии, или «епархии», находилось неск. епископий (епархий - в нашем понимании), то значение греч. слова «епархия» соответствует, когда речь идет о церковно-территориальном делении, митрополичьему округу (в наст. время такие округа существуют в Румынской Церкви ). В пределах Римской империи в IV в. существовало не менее 200 провинций и, следов., примерно столько же митрополичьих округов, по сути дела автокефальных поместных Церквей. Своеобразие устройства Африканской (Карфагенской) Церкви заключалось в том, что в ее провинциях, митрополичьих округах, первым был не епископ центрального города провинции, а старейший по хиротонии .

http://pravenc.ru/text/63554.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви I. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 К оглавлению Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917 - 1918 годах, совпал с революционным процессом в России, с установлением нового государственного строя. На Собор призваны были Святейший Синод и Предсоборный Совет в полном составе, все епархиальные архиереи, а также по два клирика и по три мирянина от епархий, протопресвитеры Успенского собора и военного духовенства, наместники четырех лавр и настоятели Соловецкого и Валаамского монастырей, Саровской и Оптиной пустыни, представители от монашествующих, единоверцев, военного духовенства, воинов действующей армии, от духовных академий, Академии Наук, университетов, Государственного Совета и Государственной Думы. Среди 564 членов Собора было 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян. В деяниях Собора участвовали представители единоверных православных Церквей: епископ Никодим (от Румынской) и архимандрит Михаил (от Сербской). Широкое представительство на Соборе пресвитеров и мирян было связано с тем обстоятельством, что он явился исполнением двухвековых чаяний православного русского народа, его устремлений к возрождению соборности. Но Устав Собора предусматривал особую ответственность епископата за судьбу Церкви. Вопросы догматического и канонического характера после их рассмотрения полнотой Собора подлежали утверждению на совещании епископов. Поместный Собор открылся в Успенском соборе Кремля в день его храмового праздника - 15 (28) августа. Торжественную литургию совершил митрополит Киевский Владимир в сослужении митрополитов Петроградского Вениамина и Тифлисского Платона.

http://sedmitza.ru/lib/text/439989/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви VII. Русская Православная Церковь в послевоенные годы К оглавлению Поместный Собор открылся 31 января 1945 года в храме Воскресения в Сокольниках. В деяниях Собора участвовало 47 епископов, и среди них митрополиты: Алексий, Николай, Иоанн, Вениамин (Федченков) - митрополит Северной Америки и Аляски, 87 клириков, 38 мирян. Собор 1945 года далеко превзошел Собор 1917 - 1918 годов по авторитетности и числу гостей от братских Православных Церквей. На Собор в Москву пожаловали: Александрийский Патриарх Христофор, Антиохийский Патриарх Александр III, Грузинский Католикос-Патриарх Каллистрат, представители Вселенского Патриарха - митрополит Фиатирский Германос, Иерусалимского - митрополит Севастийский Афинагор; делегация Сербской Церкви во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом, делегация Румынской Церкви во главе с епископом Аржешским Иосифом. После торжественного молебна Собор открыл его Председатель -Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Алексий. «По величию собрания и по составу собравшихся, - сказал он, - это поистине Вселенский Собор, ибо здесь, можно сказать, вся Православная Святая Соборная Апостольская Церковь. Но мы смиренно ограничиваем свои полномочия и будем обсуждать и решать дела лишь своей Русской Православной Церкви». Главными задачами Собора Местоблюститель назвал утверждение «Положения об управлении Русской Православной Церковью» и избрание Патриарха. С приветствиями к членам Собора обратились Патриарх-Католикос Каллистрат, почетные гости из-за рубежа. С докладом о патриотической деятельности Церкви во время Великой Отечественной войны выступил митрополит Алексий. Доклад архиепископа Псковского Григория (Чукова) был посвящен проекту «Положения об управлении Русской Православной Церковью», основные идеи которого сформулировал блаженнопочивший Патриарх Сергий. В прениях по докладу выступили епископ Кировоградский Сергий (Ларин), ректор Богословского Института - профессор протоиерей Т.Д.Попов, профессор Г. П. Георгиевский.

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

В Белграде прошел научный симпозиум о проблемах церковного законодательства На открытии симпозиума Белград, 20 октября 2003 г. С 13 по 15 октября 2003 года на Богословском факультете Сербской Православной Церкви в Белграде прошел международный симпозиум на тему «Проблематика современного церковного законодательства». Организаторами этого мероприятия стали Священный Синод Сербской Православной Церкви и Богословский факультет в Белграде . 13 октября 2003 года, открывая работу научного симпозиума, Его Святейшество Патриарх Сербский Павел поприветствовал его участников – представителей Поместных Церквей, преподавателей, студентов и других гостей. В своем приветственном слове предстоятель Сербской Церкви подчеркнул особую необходимость достижения единой позиции всех православных в вопросе современного церковного законодательства, основанного на святоотеческом предании. Это приобретает особую важность на фоне современных общественных событий и перемен в мире. В конце своего короткого выступления Сербский Патриарх поблагодарил всех приехавших, а затем благословил это важное научное собрание и пожелал участникам симпозиума успеха в работе на благо не только Сербской Церкви, но и всего Православия. Особую торжественность вносило присутствие членов Священного Архиерейского Синода митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, епископов Шабацко-Вальевского Лаврентия, Нишского Иринея и Захолмско-Герцеговинского Григория, а также председателя правительства республики Сербии Зорана Живковича и его заместителей Владана Батича и Небойши Човича. Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , руководящий работой комиссии Священного Архиерейского Собора по изменению устава Сербской Православной Церкви, председательствовал на первой сессии симпозиума 13 октября. После напутственного слова Патриарха Павла он предоставил речь присутствовавшим здесь представителям Поместных Православных Церквей. С кратким вступительным словом выступили митрополит Тиролойский и Срендийский Пантелеимон (Константиопольский Патриархат), митрополит Карфагенский Хризостом (Александрийский Патриархат), ахримандрит Макарий Мавроянакис (Иерусалимкий Патриархат), прот. Николай Некула (Румынская Православная Церковь), епископ Тримифунтский Василий (Кипрская Православная Церковь), проф. др. Анастасиос Маринос (Элладская Православная Церковь), прот. Ержи Тофилук (Польская Православная Церковь). Передавая благословения и пожелания успешной работы от предстоятелей своих Церквей, все выступавшие подчеркивали особое значение достижения единой позиции по вопросу современного церковного законодательства, с учетом таких современных общественных феноменов, как глобализация, объединение Европы и т.п. Было особо отмечено, что готовящийся устав Европейского Союза не отвечает своими положениями европейским народам и что организованный Сербской Церковью научный симпозиум станет одной из попыток помочь Европе и современному миру в поиске ответов на важнейшие вопросы.

http://pravoslavie.ru/40483.html

В «Бессарабской митрополии» заявляют о намерении распространить свое влияние на территорию Украины 4 ноября 2007 г. 13:29 Учреждение на территории Молдавии и Приднестровья трех епархий Румынской Церкви с резиденцией в Бельцах, Кантемире и Дубоссарах является временным решением. С таким заявлением выступил 1 ноября 2007 года представитель Румынской Патриархии на территории Молдавии Петр Пэдурару, управляющий «Бессарабской митрополией» (бывший епископ Бельцский, запрещенный в служении Русской Православной Церковью), передает ИА Regnum . «Когда сложится благоприятное время, епархии переместятся в соответствующие украинские города. Пока же они будут действовать на территории Республики Молдова», — подчеркнул представитель Румынской Патриархии. Решения синода Румынской Церкви затронут не только территорию Молдавии, но и регионы Украины, а именно Буковины и Одесской области, предупреждал ранее в комментарии «Интерфаксу» заместитель председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк . Таким образом, отметил владыка, речь идет «не только о претензии создать " великую Молдову " ». В интервью корреспонденту газеты «Коммерсант» епископ Марк выразил сожаление, что правление Патриарха Румынского Даниила началось с недружеского шага по отношению к Московскому Патриархату. «Румынская Церковь, принимая это решение, руководствовалась не канонами, а сделала это в угоду политической конъюнктуре», — убежден владыка Марк. «Новым крестовым походом против Русской Православной Церкви», грозящим «дестабилизацией внешнеполитической обстановки во всей Западной Европе», назвал решение румынского Синода епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан , слова которого цитирует газета «Коммерсант». «Заявляя о возрождении румынской миссии на канонической территории Русской Православной Церкви, Румынский Патриархат, по сути, пересматривает итоги Второй мировой войны, внося не только дополнительный фактор нестабильности в регион молдово-приднестровского конфликта, но и подрывая сложившийся баланс сил в Западной Европе, — заявил епископ Юстиниан. — Создание Дубоссарской епархии, подчиненной Румынскому Патриарху, — это не только вызов церкви и государству в Молдавии, но и предъявление территориальных претензий Украине, так как миссия, о которой упоминают члены синода, распространяла свою деятельность в том числе и на Одесскую область, а в самой Одессе с 1942 года находился ее центр».

http://patriarchia.ru/db/text/316765.htm...

В «Бессарабской митрополии» заявляют о намерении распространить свое влияние на территорию Украины Москва, 5 ноября 2007 г. Учреждение на территории Молдавии и Приднестровья трех епархий Румынской Церкви с резиденцией в Бельцах, Кантемире и Дубоссарах является временным решением. С таким заявлением выступил 1 ноября 2007 года представитель Румынской Патриархии на территории Молдавии Петр Пэдурару, управляющий «Бессарабской митрополией» (бывший епископ Бельцский, запрещенный в служении Русской Православной Церковью), передает Патриархия.ru. «Когда сложится благоприятное время, епархии переместятся в соответствующие украинские города. Пока же они будут действовать на территории Республики Молдова», — подчеркнул представитель Румынской Патриархии. Решения синода Румынской Церкви затронут не только территорию Молдавии, но и регионы Украины, а именно Буковины и Одесской области, предупреждал ранее в комментарии «Интерфаксу» заместитель председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк. Таким образом, отметил владыка, речь идет «не только о претензии создать " великую Молдову " ». В интервью корреспонденту газеты «Коммерсант» епископ Марк выразил сожаление, что правление Патриарха Румынского Даниила началось с недружеского шага по отношению к Московскому Патриархату. «Румынская Церковь, принимая это решение, руководствовалась не канонами, а сделала это в угоду политической конъюнктуре», — убежден владыка Марк. «Новым крестовым походом против Русской Православной Церкви», грозящим «дестабилизацией внешнеполитической обстановки во всей Западной Европе», назвал решение румынского Синода епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, слова которого цитирует газета «Коммерсант». «Заявляя о возрождении румынской миссии на канонической территории Русской Православной Церкви, Румынский Патриархат, по сути, пересматривает итоги Второй мировой войны, внося не только дополнительный фактор нестабильности в регион молдово-приднестровского конфликта, но и подрывая сложившийся баланс сил в Западной Европе, — заявил епископ Юстиниан. — Создание Дубоссарской епархии, подчиненной Румынскому Патриарху, — это не только вызов церкви и государству в Молдавии, но и предъявление территориальных претензий Украине, так как миссия, о которой упоминают члены синода, распространяла свою деятельность в том числе и на Одесскую область, а в самой Одессе с 1942 года находился ее центр».

http://pravoslavie.ru/24699.html

Протоиерей Владислав Цыпин: «Не надо стремиться навстречу духу века сего» О патриархе Варфоломее, расколе на Украине, Малюте Скуратове и эпохе Сталина Николай Бульчук Сегодня наш гость – протоиерей Владислав Цыпин, доктор богословия и церковной истории, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, преподаватель Московской и Сретенской духовных академий. Как складываются взаимоотношения Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом? Каковы перспективы Православной Церкви Украины (ПЦУ)? Как наша Церковь продолжает свое служение в сложившихся условиях? А также, почему наша Церковь до сих пор не может высказать согласованное мнение об эпохе Иоанна Грозного и «вожде всех народов»? На эти вопросы мы попросили ответить отца Владислава. – Отец Владислав, почему наша Церковь по-прежнему находится в разрыве с Константинопольским Патриархатом и, соответственно, с теми Церквями, которые поддержали новоявленную ПЦУ? Большое количество Церквей уже признало ПЦУ и ее «предстоятеля» митрополита Епифания. Получается, что Русская Православная Церковь сегодня несет главную «нагрузку» по противостоянию этой раскольничьей структуре и незаконным действиям патриарха Варфоломея в целом? – Я полагаю, что не признавших раскольников за законную каноническую Церковь и, соответственно, отвергающих акт патриарха Варфоломея о даровании автокефалии раскольникам не меньшинство, а все-таки значительное большинство. Мне известно, что грекоязычные Церкви (Александрийский Патриархат, Элладская Церковь) признали ПЦУ. Конечно, Александрийский или Константинопольский престолы в диптихе занимают (или занимали до этого) первенствующие места, хотя, если иметь в виду численность православных епископов (тем более священников и еще больше – паству), то это все равно ничтожное меньшинство. Собственно говоря, признала ПЦУ только одна национальная Поместная Церковь – это Элладская Церковь. А пока (надеюсь, впрочем, что так будет и впредь) ни Румынская, ни Болгарская, ни Сербская Православные Церкви раскольников за каноническую Церковь по-прежнему не считают. Поэтому если оценить православный мир, православную паству (самым скромным образом) в 250 миллионов человек (речь идет, разумеется, не о тех людях, которые живут благочестиво и соблюдают все церковные нормы и правила, но так статистику не ведут, так можно попытаться считать лишь святых людей), – итак, если говорить в общем о числе всех православных, то такая статистическая оценка будет более или менее верной. Но мне кажется, что сегодня все-таки около 15 миллионов из этой многочисленной паствы принадлежат к Церквям, которые признали раскольников за каноническую Церковь.

http://pravoslavie.ru/142463.html

Святейший Патриарх Кирилл передал в дар Румынской Церкви частицу мощей преподобного Серафима Саровского 26 октября 2017 г. 21:44 26 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил возглавили принесение ковчега с частицей мощей преподобного Серафима Саровского в духовный центр Румынского Патриархата. После встречи в аэропорту имени Анри Коанды г. Бухареста Предстоятели Русской и Румынской Православных Церквей прибыли на Патриарший холм Бухареста, где находятся собор святых равноапостольных Константина и Елены, а также Патриаршие дворец и резиденция. Под звон колоколов состоялось торжественное шествие с мощами преподобного Серафима Саровского от врат Патриаршего собора на площадь святых Константина и Елены. Ковчег с мощами преподобного Серафима Саровского был поставлен перед престолом, после чего был совершен молебен преподобному Серафиму. В богослужении участвовали иерархи и духовенство Румынской Православной Церкви. На площади молились многочисленные священнослужители, монашествующие и миряне. По завершении молебна Блаженнейший Патриарх Даниил от лица духовенства и мирян Румынской Православной Церкви приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и всех участников торжеств: «Благодарим Вас, Ваше Блаженство, возлюбленный о Христе сослужитель, за то, что Вы приехали на великий праздник Патриаршего кафедрального собора и города Бухареста, в день памяти преподобного Димитрия Нового! Благословление и радость, которые приносит нам праздник преподобного Димитрия Нового, возрастают в этом году присутствием в Бухаресте мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, почившего о Господе в 1833 году и прославленного в лике святых Русской Православной Церковью в 1903 году, которого очень хорошо знают и почитают во всем Православии. Мощи преподобного Димитрия Нового, который жил в XIII веке, во время румынско-болгарского царства Асанов (1185-1396), были принесены в этот кафедральный собор 13 июля 1774 года благоволением русского генерала Петра Салтыкова, во время архипастырства благочестивого митрополита Григория II Угровлахийского.

http://patriarchia.ru/db/text/5046999.ht...

Архив Пн В день 70-летия Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя прошло торжественное богослужение 20 ноября 2016 г. 16:44 20 ноября 2016 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, сонмом архиереев и духовенства Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. В этот день Предстоятелю Русской Православной Церкви исполнилось 70 лет. Богослужение возглавили:  Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II ,  Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II ,  Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий Ириней ,  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ,  Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва ,  Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав ,  Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Тихон . Предстоятелям сослужили: главы делегаций Поместных Православных Церквей митрополит Галльский Эммануил ( Константинопольская Православная Церковь ); митрополит Тырговиштский Нифон ( Румынская Православная Церковь ); митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний ( Болгарская Православная Церковь ); митрополит Димитриадский Игнатий ( Элладская Православная Церковь ); постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви   Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ;  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава  Митрополичьего округа в Республике Казахстан ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;

http://patriarchia.ru/db/text/4691307.ht...

Как раз перед кончиной Патриарха Максима эту икону принесли, он поцеловал ее, и через несколько дней после этого скончался. Как бы передал Болгарскую Церковь в руки Матери Божией. И мы надеемся, что Она и впредь будет заступаться и молиться о Болгарской Церкви и о болгарском народе. В Болгарии погиб митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. Предлагаем вашему вниманию одно из последних интервью с митрополитом Кириллом, записанное телеканалом «Союз». — Сегодня у нас в гостях видный болгарский иерарх, наместник и председатель Синода Болгарской Православной Церкви, местоблюститель болгарского Патриаршего престола, митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. Ваше Высокопреосвященство, в этом году в Болгарии, в морской столице страны, в городе Варна, проходила XIX международная конференция, посвященная традиционным ценностям и демократическим свободам. Организатором этой конференции выступил международный общественный фонд «Единство православных народов». Поучаствовать в диалоге в Варну приехали представители более 20 стран мира. Скажите, насколько для Болгарской Православной церкви событие это важное и весомое? — Международный фонд «Единство православных народов» проводит свои конференции в разных странах. Я очень рад, что каждый раз выбирают такие темы, которые близки к жизни, к проблемам и радостям православных народов. Очень рад, что в этом году выбрана именно Варна, как мы называем, морская столица Болгарии, потому здесь, прежде всего, больше солнца, больше духовности, культурных проявлений. У нас старинные храмы, хотя некоторые в руинах, но это самые древние храмы в Болгарии. Здесь самый интересный кафедральный собор Успения Матери Божией, который был построен именно в честь памяти погибших русских, румынских и других воинов, которые принесли нам освобождение. В нашей епархии находится первая и вторая столица Болгарии, откуда, как говорит Димитрий Лихачев, сделалось государство духа, то есть славянская цивилизация, которая пошла по Руси, а потом и по другим славянским странам. Таким образом, это государство духа распространилось между всеми славянами. Общение между православными христианами, между духовенством и мирянами – это самое важное. В воскресенье мы служили божественную литургию с представителями духовенства, которые были здесь, так что, эта конференция началась с молитвы. Каждый раз, где бы ни были, в какой православной стране, первое дело – это молитва. Дай Бог, чтобы и эта конференция прошла с успехом, с таким успехом, как прошли и другие до сих пор.

http://pravmir.ru/arxipastyr-mitropolit-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010