Впрочем, если кто захочет произнести истинное мнение об этом, может ли быть исполнено, пусть пожелает испытать на деле, поспешит прежде предпринять их намерение с подобным усердием и образом жизни и тогда наконец поймет, что то, что казалось выше способности человека, не только возможно, но и весьма приятно (прп. Иоанн Кассиан , 56, 166–167). Источник. ...Какую силу имеют слова святых! И поистине, что ни говорили они, говорили от опыта и истины... От того слова и сильны, что изречены деятелями, как и всем делать заповедует некто из мудрых: слова твои да подтверждает жизнь твоя (прп. Зосима, 91, 126–127). Источник. Внимай же всякий чтению, потому что словеса святых суть словеса Божии, а не человеческие; влагай их в сердце и блюди добре, потому что словеса Божии суть словеса жизни, и тот, кто имеет их в себе и хранит, имеет Живот Вечный (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 283). Невозможно кому-либо самому научиться художеству добродетелей, хотя некоторые пользовались своим опытом, как учителем. Ибо самому по себе, а не по совету преуспевших действовать – самомнение наводит, или лучше, порождает. Если Сын ничего от Себя не творит, но как научил Его Отец, тако творит (ср.: Ин. 5, 19, 20 ), и Дух глаголати имать не от Себя (ср.: Ин. 16, 13 ): то кто помыслить может, что достиг такой высоты добродетели, на коей не имеет нужды в чьем-либо тайноводстве? Безумие паче нежели добродетель имеющим кажется таковый в самопрельщении. Почему слушаться надлежит тех, кои опытно изведали болезни и труды деятельной добродетели, и под их руководством проходить ее... (прп. Григорий Синаит , 93, 236–237). Если на случайную дорогу, не изведанную делом, едва ли кто решится вступить без верного проводника; если в море никто не пустится без искусного кормчего; если за какую-либо науку или искусство никто не возьмется без знающего дела учителя, – то кто дерзнет приступить к изучению делом искусства искусств и науки наук, вступить на таинственную стезю, ведущую к Богу, и пуститься в беспредельное мысленное море, т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Совет, наставление, руководство необходимы для того, кто вознамерился перейти от плотской жизни к жизни благочестивой, из порабощения греху к духовной свободе (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 459). Источник. Обращаться за советами то туда, то сюда не одобрительно. Всем советник, Богом определенный, духовник, которым обычно бывает приходской священник (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 3). Источник. ...Не стыдитесь говорить: не могу сказать, когда не ведаете ясно дела... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 126). Источник. Кто сам в воде и в опасности утонул, тому не следует протягивать руку другому утопающему, а то оба утонут... один другого утопит (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 101). Источник. ...Что знаете, то сказывайте... в простоте, а чего не знаете, о том говорите: не знаю (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 184). Источник. Отказать... в слове, когда знаете, что сказать, так же худо, как не подать милостыню, когда есть из чего (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 192). Источник. Однажды некие братия пришли в монастырь аввы Антония, чтобы посоветоваться с ним о привидениях, которые являлись им, и спросить, с десной ли стороны эти видения или от диавола? Братия, отправляясь в путь, взяли с собой осла, который по дороге умер. Когда они пришли к старцу, и прежде, чем успели задать свой вопрос, он спросил их: «Отчего осел ваш умер по дороге?» Они отвечали: «Откуда знаешь это, отец?» Старец сказал: «Демоны поведали мне». «А мы и пришли, – сказали братия, – спросить тебя и посоветоваться с тобой о подобном. Нам являются привидения, которые иногда говорят, по-видимому, правду, но мы боимся быть обманутыми». Тогда старец сделал им увещание, чтобы они нисколько не внимали этим привидениям, потому что они – от диавола (106, 36). Источник. Жил в миру юноша, желавший стать монахом. Он упрашивал отца отпустить его в монастырь, но тот не соглашался. Тогда отца уговорили близкие друзья, и юноша, оставив родительский дом, вступил в монастырь. Постригшись в монашество, он начал исполнять различные послушания и ежедневно поститься.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Рассуждая о возникшем в обществе разделении, Патриарший экзарх подчеркнул, что его основной причиной является человеческое несовершенство, иначе говоря, грехи: эгоизм, гордыня, самоуверенность, безразличие, а зачастую, и цинизм. «Как устранить эти предпосылки раздоров? — обратился к участникам собрания владыка Вениамин. — Решение здесь одно: каждому из нас необходимо начать с себя. Осознав грехи, мы должны принести покаяние, простив друг друга, и со всей искренностью стремиться по слову Псалмопевца " уклоняться от зла и творить добро: взыскать мира и пожать мир " (Пс.33:15), как плод трудов своих». Патриарший экзарх призвал следовать в жизни наставлению ушедшего ко Господу мудрого и человеколюбивого митрополита Филарета (Вахромеева) , который учил Евангельской заповеди «Любите друг друга — это самое главное!». Только при наличии чистой любви и искреннего уважения друг к другу осуществляются все добрые намерения. «Если мы осознаем это и примем как руководство к действию, тогда не страшны нам никакие вызовы, — продолжил митрополит Вениамин. — Исходя из этого, любые изменения, которые будут предлагаться, должны проводиться мирно, через доверительное обсуждение и поиск общего решения, чтобы сберечь то, что было создано за последние десятилетия ценой огромных усилий белорусского народа. Православная Церковь призвана служить Богу и людям, в этом ее основное предназначение. И мы будем стремиться продолжать это служение в самых добрых традициях». Предстоятель Белорусской Православной Церкви высказал слова уважения тем усилиям, которые предпринимает государство для преодоления эпидемии коронавируса, обеспечения устойчивости экономики, сохранения мира и спокойствия в обществе через достижение согласия и внутреннего единства народа. Касаясь обсуждаемого проекта программы развития страны, он отметил, что Белорусская Православная Церковь поддерживает положения, направленные на укрепление традиционного института семьи, усиление социальной поддержки людей, сохранение и укрепление традиционных ценностей белорусского народа, совершенствование духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Митрополит Вениамин подчеркнул, что при всей значимости задач экономического роста, повышения материального благосостояния людей, определяющим в жизни человека является духовная составляющая — и это должно найти отражение в обновленном Основном законе Республики Беларусь. А преодолеть вызовы, которые стоят перед обществом, можно лишь памятуя, что не все зависит от человеческой воли: «если не Господь созиждет дом, напрасно будет трудиться строитель» (Пс. 126:1).

http://patriarchia.ru/db/text/5771481.ht...

11) Богословский Вестник 1905 г., февр. Вып. на стр. 190. 12) Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. СПб., 1900 г. Вып. на стр. 78–79, 169–170, 216–217, 260–261. 13) Вальсамон Вып. на стр. 43–44, 126–127, 141, 152–153, 179, 180, 181–182, 184, 193, 271, 273, 275–276, 329, 341, 345, 359–360; указ. на стр. 272, 274, 275 и 293. 14) Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников, изд. 1892 г. Вып. на стр. 309–310. 15) Св. Василий Великий . а) Творения его в рус. пер. Москов. дух. акад. Вып. на стр. 3, 28–29, 101, 113, 131, 137, 173, 181, 182, 192, 193. 203, 273, 279, 287–288, 308–309 и 363: указ. иа стр. 277 и 331. 16) Василий, митр. Смирнский. К истории вопроса о принятии схизматиков в православную церковь . Вып. на стр. 343–345. 17) Преп. Викентий Лиринский . Памятные записки, изд. 1863 г. Вып. на стр. 102, 311–312. 18) Ветринский И. Памятники христитанской древности. Т. I. Указ, на стр. 325. 19) Георгий Кедрин. Деяния церковные и гражданские. Изд. 1820 г., ч. 1. Вып. на стр. 281. 20) Геттэ В. История христианской церкви. Т. III. Указ. на стр. 334. 21) Голубинский Е. а) История Русской Церкви. Т. II. М., 1900 г. Вып. на стр. 147, 148 и 306–307. б) К нашей полемике с старообрядцами. М., 1896 и 1905 гг. Вып. на стр. 286–287, 293, 313–314, 318 и 319. 22) Грамота Константинопольская патр. Паисия I к Московскому патр. Никону. СПб., 1881 г. Вып. на стр. 315. 23) Св. Григорий Богослов . а) Творения его в рус. перев. Москва, 1889 г. Вып. на стр. 10–11, 41, 85, 101–102, 130, 137, 143–144, 160–161, 186, 195, 234, 274, 276, 288 и 360. б) Житие его, изд. 1665 г. Вып. на стр. 345. 24) Св. Григорий Двоеслов . Беседы на Евангелия, изд. 1860 г. Вып. на стр. 96 и 300. 25) Св. Григорий. Нисский. Творения его в рус. пер. М., 1872 г. Вып. на стр. 12, 138, 183, 187 и 192. 26) Св. Грягорий Чудотворец (Неокесарийский). Вып. на стр. 192. 27) Громогласов И. К вопросу о расколе Белокриницкой иерархии. Сергиев Посад, 1895 г. Вып. на стр. 348, указ. на стр. 347.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Воздавая Божие Богу и Кесарево Кесарю, церковь благоговейно чтит волю помазанников Божьих, и законы их, непротивные слову Божьему и устрояющие благо общее, всегда принимает в руководство и по своему управлению» 124 . В другом мнении, без спора принимающем правильность применения к духовному суду начало разделения судебной и административной власти в лице епархиального архиерея, по поводу предоставления последнему проектом права утверждать и духовных судей, и членов духовно-окружных судов в качестве своих уполномоченных, пишется: «Высшая власть в церкви есть сама церковь ( Мф.18:15–17 ; Деян. 11:1–18, 15:4–19 ), глава коей Бог . Прежде епископ уполномочивал пресвитеров творить суд; по проекту также предположено полномочие от власти епископа. Причиной этого указывается то обстоятельство, что право суда в церкви издревле принадлежало епископам,-но церковь есть учреждение не мертвое, а живое, живое Божье царство, коего святые цели не во всяком месте не у всякого народа, не во всякое время достигаются непременно одними и теми же средствами: посему пригодное для церкви в одно время у известного народа, в тоже самое время у другого народа, или у того же самого народа в другое время, при изменившихся обстоятельствах и условиях жизни может быть нецелесообразным. Вследствие сего церковь то вводила, по требованию места и времени, разные обычаи и порядки, то отменяла их, года находила не достигающими цели 125 . К изложенному надо прибавить, что вообще в мнениях духовных консисторий заметно преподносится мысль возможно полного примирения и последовательного проведения начала отделения суда от администрации и судебной от административной власти в лице епархиального архиерея 126 . Вместе и параллельно с сим в тех же мнениях высказывается и другая мысль о возможном уравнении в правах участия в суде лиц пресвитерского сана с епископами. В одном из мнений эта мысль выражена и развита следующим образом: «Консистория не видит достаточного основания на то, чтобы председателями окружных судов были непременно лица епископского сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира антихриста, " человека греха " , " беззаконника " (2 Фее. 2; 3, 8) в высшем и исключительном значении этого слова, " так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога " (2 Фее. 2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств. ------------------------------------ 1 . Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445. 2 . Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия//Богословские труды. Сб. 21. С. 31. 3 . Григорий Синаит (XIV в.), пишет св. Игнатий Брянчанинов, " решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас! " (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб.. 1905. Т 1. С. 274). 4 . Там же. С. 72. 5 . Примеров этого можно было бы привести множество. Один из них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского (Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 190). 6 . Лавсаик. М., 1992. С. 126-127. 7 . Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ. соч. С. 440. 8 . Прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Дивеево, 1994. С. 263. Вопрос 381. 9 . Там же. С. 223. Вопрос 301. 10 . Там же. С. 416. Вопрос 673. 11 . Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. С. 137. Слово 30. 12 . Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 12, 43-45. 13 . Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М., 1995. С. 217-218. ------------------------------------ Статья напечатана в журнале " Православная беседа " 1, 2000 год. О вере и спасении Беседа с иеромонахом Сергием (Рыбко) (из журнала> " Русская культура " ) - А есть ли в наше время настоящие старцы и кого можно считать старцем? - Святитель Игнатий (Брянчанинов) еще 150 лет назад сказал, что старцев благодатных нет. Хотя сам был настоящим духоносным старцем, и при нем были старцы такие же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2089...

Яко благодать Божия не токмо подает знание, что подобает творити, но еще вдыхает в нас любовь, да возможем и исполнити, что познаем». (Карфагенск. собор. прав. 125). «Аще кто речет, яко та же благодать Божия, яже о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам к тому токмо, чтобы не согрешати, поскольку ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искати, и от чего уклонятися, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творити: таковый да будет анафема. Ибо... то и другое есть дар Божий, и знание, что подобает творити, и любовь к добру, которое подобает творити». (-Прав. 126), «Аще кто речет, яко благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы через благодать, так как бы и не прияв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нея исполнити Божественныя заповеди: таковый да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не рек Господь: без Мене неудобно можете творити, но рек: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин. 15:5 )». (Прав. 127). То же учение изложено и в послании восточных патриархов о православной вере, где читаем: «(Св. Писание) учит, что верующие спасаются верою и делами своими, и вместе с тем представляет Бога единственным виновником нашего спасения: поскольку, то есть, Он предварительно подает просвещающую благодать, которая доставляет человеку познание Божественной истины и учит его сообразоваться с нею (если он не противится), и делать добро, угодное Богу, дабы получить спасение, не уничтожая свободной воли человека, но предоставляя ей повиноваться или не повиноваться ее действию» (чл. 3). И еще: «чтобы, возродившись, человек мог делать добро духовное, (ибо дела веры, будучи причиною спасения и совершаемые сверхъестественною благодатию, обыкновенно называются духовными), для сего нужно, чтобы благодать предваряла и предводила, как сказано о предопределенных, так что он не может сам по себе творить дел, достойных жизни во Христе, а только может желать или не желать действовать согласно с благодатию».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

125 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 532. 126 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 4, 6. 127 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 59. 128 Молитва 2-я святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу (из вечернего правила). 129 То есть сбывавшиеся в действительности. Об этом см.: Свт. Афанасий Великий. Житие преп. Антония. 32. 130 Ныне Телль-Рама на территории Иордании. «Город Ливиада, по ту сторону Иордана, отстоит от Иерихона на двенадцать миль; в этой Ливиаде Моисей поразил жезлом камень, и истекли воды; оттуда вытекает большой поток, орошающий всю Ливиаду; там растет большая финиковая пальма Николая, там и Моисей вышел от века сего» ( Архидиакон Феодосий . Топография Святой Земли). 131 То есть недвоедушные, чьи желания и мысли не двоятся. 132 «Пастырь Ерма». Заповеди. 9. 133 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 3. 134 Пс-Климент Римский. Письма к девственницам. I, 10, 5—11, 6. 135 В тексте 70-ти, церковнославянском и синодальном переводах: Он укрепит . 136 Речь идет о работе ювелира. 137 То есть, раскаляясь на огне, начинает жечь и сиять как огонь. 138 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 7//PG. T. 79. Col. 1153. 139 Чтобы противнику было трудно ухватиться за волосы. 140 Пс-Климент Римский. Письма к девственницам. I, 11, 5. 141 То есть через возбуждение тщеславия возбуждают прочие страсти и способствуют их порочности, вместо того чтобы обличать их недостатки. 142 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам. 6. 143 «Пастырь Ерма». Подобия. IX, 32. 144 Не святой апостол Петр, а святой апостол Иуда. 145 «Пастырь Ерма». Заповеди. 2. 146 Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 26. 53. 147 Возможно и разночтение: «Утверждающего плоть мышцы Своей». 148 В Синодальном тексте: дикие ослы (Пс. 103:11). 149 Букв.: изменяется. 150 Очевидно, речь идет о приглашении монахов в гости к мирянам и совместном времяпрепровождении — совместной трапезе, беседах и т. п., что хотя и исполняет заповедь о любви к ближним и общительности, однако по сути есть снисхождение монаха к мирянам и может вредить самому монаху по причинам, указанным автором.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

митрополит Иоанн (Снычёв) МЕСТО ПОДВИГА 1. Чем должно руководствоваться при избрании себе места для совершения подвига? Брат хотел выйти из общежительного монастыря и избрать жительство отшельника. Он открыл намерение свое авве Иосифу и просил у него совета. Старец сказал ему: живи там, где видишь, что нет ничего вредного для души твоей и где ты можешь пребывать в мире. Брат отвечал: я мирствую и в общежитии и в отшельничестве. Старец сказал на это: положи помыслы твои как бы на весы, и где видишь больше пользы для души твоей, где достигаешь большего смирения, там и живи. Стр. 303 (7). Брат спросил отца Пимена: я нашел место, имеющее все удобства для монашеской жизни: благослови мне поместиться там на жительство. Старец сказал: поместись там, где ты не будешь приносить вреда брату твоему. Стр. 336 (59). 2. Почему не должно избирать такого места для жительства, где усмотришь, что некоторые будут иметь зависть к тебе? Сказал авва Пимен: Не избирай для жительства твоего такого места, в котором усмотришь, что некоторые будут иметь зависть к тебе; в противном случае ты лишишься преуспеяния. Стр. 342 (85). 3.Приносит ли вред душе жительство на славном месте и с человеком, имеющим громкое имя? Авва Зенон, ученик аввы Силуана, говорил: не избирай славного места для жительства твоего и не живи с человеком, имеющим громкое имя. Стр. 126 (1). То и другое неприметным образом может ввести в душу тщеславие и высокоумие, – этим не только повредить духовному преуспеянию, но и отнять всю возможность к нему. 4. По каким трем причинам древние отцы оставляли место своего жительства? Говорили старцы: Древние отцы не скоро переселялись с места жительства своего, если же переселялись, то по следующим трем причинам: 1) если кто гневался на них напрасно, и они не могли примирить его к себе при всем употребляемом старании к примирению, 2) если кого многие прославляли, 3) если случалось кому несчастие впасть в любодеяние. По этим трем причинам они оставляли место своего жительства. Стр. 386 (65). 5. По какой причине можно оставлять место своего подвига и по какой нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

281 Сына (лат.). Имеется в виду вставка в Никео–Цареградский символ, запечатлевший веру Церкви в исхождение Духа Святого от Бога Отца: «Верую… и в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго». Впервые внесена испанскими епископами на соборах в VII или VIII в. После длительных споров эта добавка окончательно утвердилась в качестве догмата Западной Церкви в XI в. 282 Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви/Богословские труды. М., 1972. Вып. 8. С. 126. 286 Цит. по Триоди, хранящейся в библиотеке Издательского отдела Московской Патриархии. Этот же текст помещен М. Скабаллановичем в его книге «Христианские праздники: Пятидесятница» (Киев, 1916. С. 142–143), но он, очевидно, пользовался другим экземпляром древней Триоди, так как в текстах имеются некоторые расхождения, впрочем, не касающиеся существа. 300 Варсонофий Великий и Иоанн, препп. Руководство к духовной жизни. М., 1883. С. 96–97 (Ответ 136). 313 Meyendorff J. Christ in Eastern Christian Thought. [=Христос в восточнохристианском мышлении]. Washington: Corpus Books, 1969. 314 собственный перевод С. И. Фуделя . См. более доступное издание: Meyendorff J. Christ in Eastern Christian Thought. NewYork: St. Vladimir’s Seminaiy Press, 1974. P. 125, 126, 128. Рус. пер.: Мейендорф И. , протопре. ee. Христос в восточнохристианском православном богословии. М.: ПСТБИ, 2000. С. 142, 145. 316 Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 103, 118–119. До Лосского на учение преподобного Серафима как на факт большого духовного значения указал священник Павел Флоренский в своей работе «Столп и утверждение истины» (М., 1914. С. 102–105). 331 Феофан [Затворник], еп. Толкование Второго послания святого апостола Павла к коринфянам. М., 1894. С. 21. 333 Гнедин П. Изложение догмата искупления в трудах покойного патриарха Сергия/Журнал Московской Патриархии. 1949. 10. С. 30. 338 Феофан [Затворник], еп. О покаянии и причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни. М., 1909. С. 134–135.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010