Таким образом, толковая редакция ни в каком случае не может считаться представительницей первоначального перевода Апостола. Она самым решительным образом должна быть выделена из первой редакции и поставлена рядом со второй, с которой она стоит в самой тесной родственной связи. Недаром Г.А. Воскресенский находит нужным чтения апостольского текста, извлечённые из толкований списка 1220 г., помещать в вариантах второй редакции (ср., например, характерные выражения 2 редакции в толкованиях первой редакции – 2Кор.13:10 ; Гал.14:22 ). Толковая редакция возникла в той же обстановке и в то же время, когда появилась и вторая редакция. Параллельное этому явление мы наблюдали в двойном переводе книги пророка Даниила в эпоху Симеона. Один перевод сделан был толковый, с толкованием Ипполита римского ; другой – тогда же и, может быть, тою же рукою – без толкований. Различие в чтениях апостольского толкового и сплошного текста объясняется тем, что сплошной, не толковый перевод, совершался не при посредстве извлечения текста из толкований, а самостоятельно по новому греческому оригиналу, не во всём сходному с апостольским текстом, положенным в основу в толкованиях. Поэтому, отодвигая толковую редакцию от первой ко второй, мы отнюдь не думаем сливать её с последней. Толковая редакция имеет право на самостоятельное значение второй редакции, переходной к той, которая теперь занимает в издании место второй и, по нашему делению, должна стать третьей. Как переходная, она обнаруживает связь и с первой, и с третьей: она не успела ни отрешиться от особенностей первоначального перевода, ни воспринять в себя весь тот облик, который образовался у неё, когда она освободилась от тяжеловесного груза толкования. Как на попытку, не удавшуюся, впрочем, дать этому тексту толковых апостолов самостоятельное значение, помимо их связи с толкованиями, мы смотрим на выделение этого текста из толкований, заметное в некоторых списках этой редакции. Вместо начального дробления апостольского текста среди толкований, какое мы имеем в списках А 23, 25, 26, 29, вместе с Апостолом 1220 года, мы видим обособление его на оборотной странице листа и крупным почерком в сп. А 22, приспособление его к богослужебным зачалам в сп. А 24 и даже предоставление ему всего пространства рукописи, с отнесением толкований (сокращённых) на скромные поля рукописи в А 34 – Апостоле Христинопольском. Самостоятельная жизнь этому виду текста, как, между прочим, недостаточно приспособленному к диалектическим особенностям эпохи, не удалась: он был заменён новой систематической ревизией. Редакция – по обозначению издания вторая, по нашему счёту третья – является естественным и законным правонаследником толковой редакции, а вовсе не первоначальной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/ot...

По решению новгородского веча и князя, вопрос о замещении Новгородской архиепископии был вынесен на суд митр. Матфея († 19 авг. 1220). Митрополит, призвав обоих претендентов в Киев, вероятно, зимой 1218/19 г. вынес решение в пользу М., предоставив Антонию (очевидно, по протекции овладевшего Галичем кн. Мстислава Удатного) специально созданную по этому случаю Перемышльскую епархию. В Новгород М. вернулся 17 марта 1219 г., «оправивъся Богомь и Святою Софиею» (НПЛ. С. 60, 261), т. е. полностью оправданным от предъявлявшихся ему ранее, в 1210 г., обвинений. Вероятно, в том же году (6727 мартовский год - Бережков. Хронология. С. 260-261; Лукин П. В. Новгородское вече. М., 2014. С. 202), когда кн. Всеволод Мстиславич «без вины» предпринял попытку отстранить от власти посадника Твердислава и возникла угроза вооруженного столкновения между новгородскими концами, М. по просьбе Всеволода способствовал примирению враждующих: князь «присла владыку Митрофана с всеми добрыми повестьми; и сведе и(х) владыка в любовь, и крест целова и князь и Твердислав» (НПЛ. С. 60, 262). Последнее деяние М., отмеченное в летописи, относится к лету 1221 г., когда он после изгнания из Новгорода кн. Всеволода Мстиславича участвовал в новгородском посольстве во Владимир-на-Клязьме к св. кн. мч. Георгию (Юрию) Всеволодовичу с просьбой дать им на княжение его малолетнего сына мч. Всеволода (Димитрия) Георгиевича (1212-1238); просьба новгородского посольства была удовлетворена, «владыка и вси мужи одарени бещисла; и ради быша новгородьци, и бысть мир(но)» (Там же). М. погребен «в притворе» новгородского Софийского собора, вероятно, под его Мартириевской папертью ( Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 85, 87, 192, 194). Владычный летописец в связи с этим записал: «Даи Бог его святую молитвою князю и всем новгородцем (многа лета)». В тот же день «въведоша въ двор» (владычный) хутынского монаха Арсения, «мужа добра и зело боящася Бога» (НПЛ. С. 61, 263, 474). По-видимому, в ситуации длительного отсутствия на Руси митрополита (Киевская кафедра была вакантна с 1220 по 1224/25) вопрос о временном местоблюстительстве был заранее согласован с М. (случаи благословения умирающими иерархами своих преемников имели место в Новгороде в XIII в. (см.: НПЛ. С. 65, 269-270 (1226 г.), 322-323 (1273 г.)).

http://pravenc.ru/text/2563420.html

Несмотря на то что Фридрих II так и не присоединился к крестоносцам, в ночь на 5 нояб. 1219 г. Дамиетта была взята. Однако разногласия между И. Б. и кард. Пелагием достигли крайней степени: руководители крестового похода не могли разделить между собой захваченный город, и легат грозил отлучением всем тем, кто поселятся в квартале иерусалимского короля. Под предлогом участия в престолонаследии Киликийской Армении весной 1220 г. И. Б. со своими войсками покинул Дамиетту. Возглавивший крестоносцев Пелагий отверг новое мирное предложение аль-Камиля, переданное султаном через Франциска Ассизского. Летом 1220 г. снаряженный аль-Камилем флот уничтожил суда крестоносцев возле о-ва Кипр. По требованию легата оставшиеся в Египте крестоносцы в июле 1221 г. совершили поход на Каир (совпавший с разливом Нила), в котором пришлось участвовать и И. Б. Все попытки И. Б. взять на себя руководство кампанией сталкивались с выдвигавшимися Пелагием обвинениями в измене. В результате возле Эль-Мансуры войско крестоносцев было окружено и блокировано среди каналов; после того как султан приказал разрушить плотины, в результате чего были затоплены позиции противника, крестоносцы сдались, возвратив аль-Камилю Дамиетту в обмен на свободу (30 авг. 1221). И. Б. на некоторое время стал заложником султана, с к-рым у него установились почти дружеские отношения. И. Б. смог заключить с аль-Камилем новое, 7-летнее перемирие. Стремясь привлечь внимание европ. правителей к судьбе Иерусалимского королевства, И. Б. в 1222 г. отправился в Европу вместе с легатом Пелагием, лат. патриархом Иерусалимским и магистрами духовно-рыцарских орденов. Он встретился с папой Гонорием III в Ферентино, где магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца предложил И. Б. обручить его дочь Изабеллу с имп. Фридрихом II Штауфеном, недавним противником рода де Бриенн. И. Б., рассчитывая на военную помощь буд. зятя в борьбе за Иерусалим, дал согласие, что привело к резкому охлаждению отношений с франц. кор. Филиппом II Августом. В 1223 г. И. Б. посетил королевские дворы Франции и Англии, собирая средства на нужды крестоносцев. В следующем году он совершил паломничество к гробнице ап. Иакова в Сантьяго-де-Компостела и женился в 3-й раз - на Беренгарии, дочери кор. Леона Альфонсо IX и племяннице франц. кор. Бланки Кастильской.

http://pravenc.ru/text/469840.html

В 1207 г. еп. Альберт I уступил меченосцам права на 1/3 часть завоеванных ими земель, что создало условия для формирования в Ливонии орденского гос-ва: первоначально его территория ограничивалась округом замка Зегевольд (ныне Сигулда, Латвия), кроме того, орден владел укрепленным подворьем в Риге («двор св. Георга»; St. Jürgenshof). В 1210 г. папа Римский Иннокентий III даровал ордену права ландсгерра (LECUB. 1853. Bd. 1. Abt. 1. N 16-17), однако магистры ордена приносили клятву верности епископу Риги и подчинялись ему в делах, касавшихся защиты католической Церкви в Ливонии от язычников (в дальнейшем магистры Л. о. оспаривали право епископов требовать от них присягу - см.: J ä hnig. 1997). Завоевание меченосцами земель вдоль рек Даугава и Гауя, а также Юж. Эстонии (в 1208-1217) усилило позиции ордена. Вопрос о связи Ливонии со Свящ. Римской империей до наст. времени остается дискуссионным, поскольку в сохранившихся документах даются зачастую противоречивые сведения. Еще в 1207 г. еп. Риги Альберт I принес вассальную присягу нем. кор. Филиппу Швабскому. В 1225 г. Альберт I и его брат Герман Буксгевден, еп. Леаля (1220-1248), получили от нем. кор. Генриха VII (1220-1235), сына имп. Фридриха II Штауфена , документы, устанавливавшие «марки» Свящ. Римской империи в еп-ствах Рига и Леаль, а следовательно, и во владениях, переданных епископами ордену меченосцев. Исследователи отмечают, что спорным остается вопрос, насколько епископы Риги и Леаля могли реально установить указанные правовые отношения, в какой мере они соответствовали «имперской модели» и могли ли они вообще применить эти установления к территориям, контролируемым орденом меченосцев. Тем более что уже в мае 1226 г. меченосцы получили грамоту от имп. Фридриха II с утверждением всех орденских прав и владений, пожалованных епископами. Т. е. речь шла о 2 противоположных тенденциях: с одной стороны, епископы Риги и Леаля пытались создать подобие имперской «марки» и в силу этого получить правовое преимущество над меченосцами; с другой стороны, орден меченосцев успешно противостоял этому, получив прямое подтверждение своих привилегий от императора (см.: J ä hnig. 2011. S. 19-21).

http://pravenc.ru/text/2110473.html

Мы также не знаем автора Легендарной саги, которая была предположительно написана в первое десятилетие XIII века, вероятнее всего, в Исландии, но на древненорвежском языке. Невероятно, но эта сага в течение почти 800(!) лет пролежала непереведенной на современный язык, а потому до сих пор почти незнакома для большинства ныне живущих норвежцев. Впервые ее перевод на современный язык (немецкий) был осуществлен в 1982 году. А перевод на современный норвежский, причем не на более распространенный письменный язык букмол, а на новонорвежский (nynorsk) был осуществлен лишь в самом конце второго тысячелетия и соответствующее издание увидело свет только в 2000 году! Стюрмир Карасон, приор одного исландского монастыря, написал еще одну сагу о святом Олаве ( Styrme K å rasons saga om Olav den helliges liv ), предположительно, около 1220 года. Данная сага не сохранилась, но цитируется в других сагах, прежде всего Снорри Стурлусоном в его Большой саге об Олаве, и, кроме того, некоторые ее фрагменты приводятся в исландских сборниках. К периоду между 1220 и 1230 годами относятся еще две  «королевские саги»– так называемые " Гнилая Кожа " (Morkinskinna) и " Красивая Кожа " (Fagrskinna). По всей видимости, их авторами являются исландцы, жившие в Норвегии. Наконец, следует назвать шедевр Снорри Стурлусона – Большую сагу о святом Олаве. Написанная почти 200 лет спустя после битвы при Стиклестаде, она предоставляет обильнейший материал, касающийся жизни святого конунга. Т. Н. Джаксон дает следующую характеристику творчества Снорри Стурлусона: «Несомненной вершиной развития жанра королевской саги считаются сочинения крупнейшего исландского хёвдинга, политического деятеля, историка, знатока скальдических стихов Снорри Стурлусона» . Помимо Большой саги о святом Олаве , существует и более краткая ее версия, содержащаяся в «Хеймскрингла» ( Heimskringla ) – «Круге земном», истории Норвегии до 1177 года, автором которой является также Снорри Стурлусон. Наличие двух редакций одного и того же произведения имеет свое объяснение: «С одной стороны это совершенно отдельная работа ( Легендарная сага ), независимая от цикла саг ( Круга земного ) и отличающаяся от Саги о святом Олаве , содержащейся в Круге земном. С другой стороны, эта работа в гораздо большей степени соответствует содержащейся в Круге земном ,  так что эти произведения могут рассматриваться как редакции одной и той же саги» .

http://bogoslov.ru/article/1237046

550 Стефан в 1217 г. назывался «велни краль, наместьныи господин вьсе срьбске земле и Диоклие и Дальматие и Травуние и Хльмске земле». Споменници 51. Раич II, 355. 552 Вот что делали рыцари запада, взяв Константинополь: «святые образа безстыдно потоптаны. О горе! мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости... Божественное тело и кровь Христовы были разлиты и разбросаны по земле. Некоторые из них разбивали драгоценныя чаши, их украшения прятали в пазуху, а из них пили, как из бокалов.... Когда им нужно было вывезти из храма священные сосуды, предметы необыкновенная искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которым обложены были кафедры, амвоны, врата, они ввели в притворы мулов и лошадей с седлами.... Какая-то женщина,– возседая на патриаршем престоле, пела неприличныя песни и ломаясь скакала вокруг... Разве могли пощадить жен, дочерей и дев посвященных Богу те, которые не щадили Самого Бога?... Кто сколько нибудь противоречил им или отказывал, тому грозил нож» ... Никита Хониат в истории кн. 1 гл. 6. См. Стасюлевича Средн. века IIÏ 608, 609. 553 Западный паломник называет Вардар fluvius rapax – хищною рекою, так как течение вод её бурное, aquae cursu rapido (Wilgelmus Tyrius ap. Murator. Italic. 2, 287). Никифор Вриэнний: «Вардар вытекает из гор Muc ии и проходя чрез Скупы бежит между Струмницею и Стипием, разсекая горы» (Hist. 4, 18). Тимарион о Вардаре: «это самая бурная из рек Македонии; начинается в горах Болгарских». Схолиаст на историю Кантакузена 2, 25 написал: «река Аксиос, называемая ныне Вардарем или лучше Быстрицею». Thilo de Thessalonica р. 293, 288. 554 Дометианово житие св. Саввы; Стефан в житии Немани стр. 22, 23. Никон, л. 2, 281. Особое сказание о Стрезе-Крезе, с примесью вымыслов,– в Гласнике VIII, 144–146. Акрополит р. 21. 556 Andr. Dandolo in Chron. ad an. 1216. Assemani Calend. VI, 43. В 1220 г. Стефан в письме к п. Гонорию, посланном с епископом Мефодием, называет себя rex coronatus; след. тогда он уже носил королевский венец. Папу просил он: benedictio et confirmatio Dei et vestra sit, si placet, super coronam. Ясно, что Мефодий ездил не за короною к папе, а с учтивою благодарностию за корону. Raynaldus ad an. 1220, n. 37.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из двух этих дат мы отдаем предпочтение первой, т. е. мы полагаем, что Савва поставлен был или в 1218 или 1219 г.; а что касается года восшествия на престол патр. Германа, то мы полагаем, что наши настоящие сведения об этом неудовлетворительны. Основанием для нашего предпочтения служат показания Райнальда в ero Annales Ecclesiasmici. Под 1220 г. Райнальд говорит, что именно в этом году было посольство от сербского государя к папе Гонорию о королевском венце; но это было уже после поставления Саввы в архиепископы. Приводимая у него грамота государя к папе, правда, не имеет года и месяца [Ассемани b Kalendaria, V, 39, не знаем почему, говорит прямо: «literae datae anno 1220»]; но если он тем не менее относит посольство к 1220 г., то мы полагаем, что он делает это не без достаточных оснований. Свидетельство сербских летописей, вообще весьма ненадежных, само по себе не имеет никакого значения. Но при других и они не должны быть оставляемы без внимания, – все более исправные между ними относят поставление Саввы к 6727 г. от сотв. м. или к концу 1218 – к 1219 г. от Р. X. (см. у Шафар. в Памятн, стр. 69, Гласн. I, 164 и XI, 145, у Григоровича в статье о Сербии и ее отношениях к соседним державам в XIV b., прибавл. стр. 48, b Arkiv’e  Cakцuhckoro III, 10). В недавно изданном 4 томе Acta et diplomata graeca medii aevi Миклошича (Vindob., 1871) напечатана грамота патриарха Мануила I Харитопула, из которой оказывается, что он был жив и на престоле в сентябре 1222 года (р. 295). Таким образом следует, что Савва сербский или был поставлен не в 1219 г., а позднее, или что был поставлен не Германом, а Мануилом. До окончательного разъяснения дела, на основании свидетельств совершенно несомненных, мы остаемся при том мнении, что он поставлен был в 1219 г. и что в нынешних списках житий его Дометиановом и Феодоровом имя Германа вместо Мануила стоит по позднейшей неправильной (и вероятно, тенденциозной) переправке. К некоторому подтверждению нашего мнения может служить, то, что патр. Паисий, конечно, знавший и читавший названные жития Саввы, говорит в житии Душана, что он поставлен «рукою патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Латиняне ищут мира по всей линии. Венецианцы заключают также пятилетнее перемирие и с Ласкарем Никейским, и с султаном Ала ад-дином Кейкубадом I в Конии (1220). Венецианской политике следует константинопольское правительство регентши императрицы Иоланты; одна из семи ее дочерей (Мария) выдана за Ласкаря. Не о завоевании, но о status quo теперь хлопочут франки. Это было уже признанием слабости, началом конца Латинской империи, созданной захватом и существовавшей благодаря перевесу франкского оружия при Генрихе. Экономическая жизнь, реальные выгоды и интересы империи сосредоточены в руках венецианцев. Они имеют монополию торговли, содержат торговую полицию, хранят образцы мер и весов, Венеция не разрешает константинопольской империи чеканить собственную золотую монету, но лишь медную; ходили венецианское и старое византийское золото и серебро. Венецианцы одни богатели при обеднении франков. Они строят в Константинополе для своих купцов роскошный гостиный двор (1220). Они собирают в своих руках и громадные земельные богатства, о чем свидетельствует дошедшая доверенность вдовы венецианца Градениго. Даже возник проект перенести столицу республики из Венеции в Константинополь, как центр торговли Леванта и средоточие оборота венецианских капиталов. Венецианцы не платили никаких пошлин за свои товары, тогда как генуэзцы и пизанцы были обложены в тех же размерах, как было при греческих императорах. Сверх того, в 1223 г. венецианцы заключили с императором Робертом договор, по которому они получали 38 всех пошлин и сборов с купеческих кварталов Константинополя. Кроме торговых привилегий у венецианцев были земли и политические права, выговоренные при основании Латинской империи. Франки денег не наживали, новых земель не искали, но проживали доходы со своих земель, сами ничего не производя. Обострились старые распри между духовенством и светскими владельцами не на почве каких-либо идей или политической борьбы, но из-за корысти, церковных земель, их десятины и иммунитета. Кардиналу Колонне оказалось немало дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Последнее, действительно, было справедливо и доказывается тем, что когда Чингис, видя себя властителем всей Монголии, задумал свергнуть иго Нючжей, обладателей северного Китая, еще не так давно господствовавших и над всей Монголией, он немедленно объявил себя независимым и решил воевать с императором Нючжей, Юн-цзи. Война эта, начатая в 1211 г. затянулась на целые 23 г. и, пережив самого Чингиса, стоила Нючжам дорого. Так, в первый же Чингисов поход 1211 г., Нючжи потеряли все владения за великой стеной; в 1213 г. пал сам Юн-цзи, убитый возмутившимися подданными; в 1214 г. опустошен весь Китай до стен Пекина, который в 1215 г., разграблен и сожжен, а в 1216 и 1217 гг., полководцы Чингисовы проникли в южные владения преемника Юн-цзи, ими. Утубы и еще года два-три спустя, отняли у него все земли, составлявшие империю Нючжийского дома Гинь. Последнее совершилось уже без личного участия Чингиса, который, с 1216 г., был занят подавлением мятежей внутри Монголии, а в 1218 г. созвал курилтай и тут объявил поход против хорезмского султана Магомета II, поход, как бы в отмщение за убийство монгольских купцов в хорезмском г. Отраре, на самом же деле, – для целей чисто завоевательных. По окончании курилтая, Чингис-Хан, в голове 250 тыс. армии, выступил с верховьев Керулыни и быстро сделав 2 тыс. верст, летом 1219 г., был уже на берегах Иртыша, зимой прошел Голодную степь, а весной 1220 г. явился к берегам Сихуна, т. е. Сырдарьи, до которого не встретил никакого сопротивления. Здесь, на Сихуне, армия Чингиса разделилась: сын его, Чучи, пошел вправо, забирать города по Сихуну ниже Отрара; другие два сына, Угадай и Джагатай, направились к Отрару; отдельный отряд послан для осады городов выше Отрара, a сам Чингис двинулся на Бухару и Самарканд, и в мае 1220 г., овладел этими городами, а с ними и всей древней Транс-Оксаной, т. е. страной между реками Оксом и Яксартом (Аму и Сырдарьями), где нынче ханства Бухарское и Коканское. Между тем, Магомет II, заблаговременно удалившийся с театра войны, находился с небольшими силами на пути из Балка к Нишабуру и Чингис, узнав об этом во время осады Самарканда, столицы хорезмской, решил послать в погоню за Магометом 30 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

С пресечением династии Вел. Сельджукидов в 1162 г. Хорасан превратился в арену противоборства местных эмиров. В 70-х гг. XII в. в него вмешались хорезмшахи Ануштегиниды - потомки одного из гулямов Санджара. В 1194 г. хорезмшах разгромил последнего ирак. Сельджукида Тогрула III близ Рея и покорил почти весь Зап. Иран. Его сын Ала ад-Дин Мухаммад (1200-1220) присоединил к империи Азербайджан, и владения хорезмшахов простерлись от Аральского м. до Персидского зал. В 1220 г. монг. конница ханов Джэбэ и Субэдэя форсировала Амударью и, преследуя разгромленного Мухаммада, прошла Мазендеран и Гилян. Последовали кровопролитные штурмы Рея, Казвина, Хамадана, Саве, Мераге и Ардебиля. До 1223 г. в Хорасане действовал сын Чингисхана Толуй, к-рый захватил Нису (Насу) и Себзевар, превратил в пустыню Мервский оазис, сровнял с землей Нишапур и Тус. Упорное сопротивление оказали монголам гилянцы. В 1224 г. произошло новое опустошительное нашествие на Сев. Иран. В 1228 г. хорезмийский царевич Джалаль ад-Дин одержал победу над монголами при Исфахане, но из-за больших потерь не смог продолжить наступление. В 1231 г. армия царевича была разбита. В 1233 г. все иран. владения Чингизидов (Чингисидов) каган Угэдэй разделил на 2 наместничества - западное (с Кавказом) и восточное. Наместники Хорасана Чинтэмур, Куркуз и Аргун-ака, налаживая бесперебойное поступление податных сумм в имперскую казну, стремились к сближению с уцелевшими представителями ирано-мусульм. элиты и по возможности противодействовали произволу монг. командиров. К 50-м гг. XIII в. чингизидская администрация уже управляла Систаном, Мазендераном и Ираком Персидским вплоть до Азербайджана. В 1251 г. по решению Каракорумского курултая на запад была направлена экспедиция под командованием Толуя, сына Хулагу, к-рый в 1256 г. осадил крепости исмаилитов в Эльбурсе и Кухистане и потребовал их капитуляции и разрушения. В 1257 г. Аламут, а вскоре и другие низаритские оплоты были уничтожены, а весь И. был включен в состав улуса потомков Хулагу.

http://pravenc.ru/text/673877.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010