Россия и война на Балканах 1877-1878 гг. 26.06.2017 09:37:01 Князь Александр Трубецкой В этом году прошло 140 лет с начала освободительной войны на Балканах. Вспомним, что оккупация  Балкан турками длилась более 500 лет и отличалась преследованием христиан  в этом регионе Европы.  Вспомним тоже, что за всю историю отношений России и Турции с XVIII в.  было не меньше 10 войн. Болгария в то время не была суверенным государством, хотя ее история упоминается еще со времен Гомера. Можно сказать, что Болгария была полностью вассалом Турции, которая ее считала частью своего государства. Во второй половине XIX  в.  появились разные движения за независимость. Один из лидеров Болгарии Стамбулов скажет после освободительной войны: Россия освободила нас от турок, но кто освободит нас от России? Уже в 1860-х гг.  Царь Александр II позволял русским офицерам добровольно принимать участие в военных операциях в основном против турок   в сербской армии.  Ситуация стала накаляться, когда в 1873 году турки казнили через повешение легендарного болгарского героя Васил Левски, который возглавлял одно из движений за независимость. В 1875 Россия и Австрия подписали соглашение о том, что  Австрия будет нейтральной страной в случае войны с Турцией,  но зато будет иметь право на Боснию и Герцеговину. ( Это право, предъявленное после войны и подтвержденное Берлинским конгрессом, будет иметь роковое последствие в 1914 году,  когда наследник Австрии будет убит именно в Боснии). В 1876 году начинается крупное востание против Турции в Сербии, Черногории и Болгарии.  Турки отвечают кровавыми репрессиями, и это вызывает общее возмущение европейских держав. Во Франции особенно выступает Виктор Гюго. Но западные державы ограничиваются только протестом. В России начинается активное  народное движение солидарности в защиту христианских,  в основном православных, балканских народов. Интересно отметить,  что XIX век является в Европе периодом колониального развития,  со многими войнами, имеющими целью завоевание новых территорий. А война, которую начнет Россия, будет преследовать только одну цель: освобождение угнетенных народов и предоставление им независимости. Вот почему в Софии заслуженно существуют памятник  и улица, посвященные Царю - Освободителю.  Во время периода коммунизма в Болгарии памятник и улица сохранили это название.

http://radonezh.ru/analytics/rossiya-i-v...

Скобелев: Вся страна ненавидит эту власть и презирает это правительство. Чхеидзе: Правительство виселиц, правительство военно-полевых судов, правительство белого террора, архиреакционное по своему составу… Всякое сотрудничество с этим правительством есть предательство народных интересов. Россия народа и Россия этого правительства – две вещи несовместимые, у них нет общих ни радостей, ни печалей, ни поражений, ни побед. Нам надлежит идти путём, которым пошли предки наших милых симпатичных друзей-французов. Буржуазия в XVIII веке не словесами занималась. ( Скобелев: «Сметала троны!») Что стесняться им, если вся Дума уже вставала за неприкосновенность парламентских речей – и останавливала даже государственный бюджет, все финансы империи, пока думским с-д не дозволят наговориться всласть. Скобелев: То, что мы видим, это Содом и Гоморра, гниение и разложение. Это – ваша Россия, Россия дворянского крепостнического благополучия, Россия бюрократического своеволия, предстала как обнажённая порочная женщина… И это глаголанье в раскалённой пустоте, до визжанья, до свинголоса, надменно обращается и к сотоварищам по Думе, и особенно к кадетам, всегда недостаточно революционным: Чхеидзе: Вы не можете, господа, не считаться с указаниями улицы. Вы не можете не принять во внимание указание улицы, что ликвидация всемирной бойни должна произойти в интересах демократии. Чхенкели: Вы решительно не способны к положительной работе в пользу народа… Докажите, что и вы можете что-то хорошее сделать для народа. Чем малочисленнее горстка социал-демократов в Думе, тем с большим чванством и высокомерием они глумятся над остальною Думой, то корят Прогрессивный блок, то свысока поощряют, а постояннее всего выпячивают собственное предвидение и многознание, сыпят мишуру социальных откровений. Чем малочисленнее они, тем длительней и щедрей переводят не-своё, думское, время, и далеко отклоняясь в оглушительно-холостые провороты, уверенно знают, что как левых их не посмеют прервать. Суханов: Это правительство ведёт политику изменников и дураков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Скачать epub pdf Россия Ключевского В прошедшем 1931 году зарубежная Россия отметила двадцатилетие кончины Василия Осиповича Ключевского (ум. 12 мая 1911 г.). Настоящий год связан с иной, очень значительной, юбилейной памятью в духовной биографии Ключевского – и России. Исполнилось полвека со времени появления «Боярской Думы». Сначала на страницах «Русской мысли» (с 1880 г.), потом в отдельном издании этого классического труда Ключевского (1882) читающая Россия впервые ознакомилась, в художественном воплощении, с совершенно новой схемой русской истории. В «Боярской Думе» заключены уже идеи всего знаменитого курса, который студенты Московского университета могли слушать с 1879 года. С этих пор схема Ключевского царствует почти неограниченно. Это не одна из многих, а единственная Русская История, на которой воспитаны два поколения русских людей. Специалисты могли делать свои возражения. Для всех нас Россия в ее истории дана такой, какой она привиделась Ключевскому. Как, из каких элементов сложился образ этой России? Какие течения мысли, какие общественные влияния стояли у колыбели России Ключевского? Что в ней отмерло, что остается живым для нас? Вот вопросы, на которые мы попытаемся дать ответ в настоящем кратком очерке, поскольку этот ответ уже подготовлен в развитии русской исторической науки. § 1 Историк лучше других знает, сколько субъективного заключено во всякой канонизированной схеме национальной истории. Художественному гению более, чем научному, удается впечатлеть свой образ национального прошлого, заворожить им целый народ. Ранке, Мишле, Грин дали немцам, французам, англичанам устойчивый образ родины – икону или идол, которые могут принимать жертвы, вдохновлять на подвиги. Но время проходит, и краски тускнеют под разъедающим действием критических кислот. Старая схема превращается в груду устарелых гипотез. Это значит, время ждет нового построения, нового мастера, который отлил бы накопившийся материал исследований в новую форму. Первый национальный образ России, в большом стиле, был создан Карамзиным. Его сравнительная недолговечность не должна нас обманывать. За ним, в прошлом, стоял весь XVIII век, историки которого влились в «Историю государства Российского». Карамзин завершитель. Это поэт Империи на вершине ее славы. Он дал классическое одеяние России, построил ее форум в стиле ампир – параллель: Захаров и Росси, – заставив ее героев говорить языком римлян. Сейчас нам не пристало глумиться над русским ампиром. Это последний большой стиль России. Такой видел Россию Пушкин. Карамзин зачаровал Пушкина и был водителем его поколения на повороте от декабрьского либерализма к николаевскому консерватизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

появились селения по р. Локтевке, по рр. Алею, Чарышу, Белой и Убе. 390 Россия. Полное географическое описание нашего отечества, изданное под редакцией В. П. Семенова-Тянь-Шанского и руководством П. П. Семенова-Тянь-Шанского и академика В. И. Ламанского. Том XVI. Западная Сибирь. Спб. 1907 г. стр. 165–166; Списки населенных мест Тобольской губернии, стр. 80–81. Главными укрепленными пунктами Ишимской линии были остроги, крепости и форпосты: Лебяжий, Чернавский, Верхне-Утяцкий, Марковский, Максимовский, Маревский, Арлагульский, Суерский, Устьмалокузнецкий – все ныне Курганского уезда, Мамаевский, Омутная, ныне Ялуторовского округа, Усть-Ламинская, Безрукова, Коркин, Кош-Карагайская, Фирсова, Кайдалова, Абацкая, Зудиловский, Орский, Большерецкий, Пустынная, Бетеинский и, наконец, Чернолуцкий острог. При XVI т. России см. карты Западной Сибири с указанием крепостных линий и острогов по ним. 391 Россия. Полное географ. описание нашего отечества... т. XVIII. Киргизский край. Спб. 1903 г. стр. 151–152; Списки населенных мест Тобольской губ. стр. 81–84. Тут названы все селения Тобольской губ., которые были укреплены в 1749–1750 гг. 393 Россия т. XVI «Западная Сибирь»... стр. 166–167. 421–482. Щеглов. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири... стр. 182–183; 220. Списки населенных Мест Томской губ. стр. 55–56. В 1771 г. в состав новой линии входили будующие форпосты, редуты и маяки: Согра (Ульбинская), Бобровская защита, Сектовский редут, Верхне-Убинская защита, Большерецкая, Плоская, Ключевский маяк, Верхне-Белорецкая защита, Игерецкий, Яровский, Тулатинский, Чарышский, Сосновский шанц, Маралий Рог, Слюденский маяк, Антоновский форпост, Николаевский маяк, крепости: Терская, Ануйская, Катунская, Бийская, Бахтемирская, форпосты: Новиковский, Кузедеевский, Кузнецк. 396 Ежемесячныя сочинения... 1757 г. февраль, стр. 111–114; П. А. Словцов. Историческое обозрение Сибири, ч. II, стр. 71; Списки населенных мест Енисейской губернии стр. 20–21; Щеглов. Хронологический перечень...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Родился в Москве в 1973 году. В 1995 г. с отличием закончил исторический факультет Московского педагогического университета. В 1997 досрочно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы государственной власти в концепции русских консервативных мыслителей конца XIX – начала ХХ вв. (исторический аспект)». В 2006 защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Консервативные концепции переустройства России в контексте исторического процесса кон. XIX – нач. XX вв.». С 1999 г. преподает в высшей школе. В 2000-2001 гг. старший научный сотрудник «Центра политической и экономической истории России» Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСИНП). В настоящее время (2013) заместитель начальника Центра документальных публикаций Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС). Автор и соавтор более 500 опубликованных научных работ. Печатался в журналах: «Вестник архивиста», «Отечественные архивы», «Отечественная история», «Российская история», «Новая и новейшая история», «Вопросы истории», «Исторический архив», «КЛИО. Журнал для ученых», «Ab imperio». « «Русское время. Журнал консервативной мысли», «Россия XXI», «Россия и современный мир», «Вопросы философии», «Москва», «Наш современник», «Аврора» и др. Автор книг: Консервативная концепция российской государственности (М., 1999); «Эстетический аморализм» в произведениях К.Н.Леонтьева (М., 1999); Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX — начало ХХ веков) (М., 2006); Консервативные концепции переустройства России (М., 2007), Две жизни Льва Тихомирова (М., 2011, в соавторстве с О.А. Милевским). Составитель и автор комментариев к книгам П.Н.Милюкова «История второй русской революции» (М., 2001) и С.П.Мельгунова «На путях к дворцовому перевороту. Заговоры перед революцией 1917 г.» (М., 2003). Составитель, автор вступительной статьи, комментариев и примечаний к книге «Дневник Л.А. Тихомирова 1915–1917 гг.» (М., 2008). Один из составителей, авторов вступительной статьи и комментариев к книге «Тюремная одиссея Василия Шульгина: материалы следственного дела и дела заключенного» (М., 2010). Ответственный секретарь, член редакционной коллегии и редакционного совета, а также автор ряда статей энциклопедий: «Общественная мысль России XVIII – начала ХХ века» (М., 2005); «Общественная мысль Русского зарубежья» (М., 2009); «Русский консерватизм середины XVIII – начала ХХ века» (М., 2010). Составитель, автор вступительной статьи и комментариев к книгам: Данилевский Н.Я. «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому» (М., 2010, в соавторстве); Леонтьев К.Н. «Избранное» (М., 2010); Победоносцев К.П. «Избранное» (М., 2010); Тихомиров Л.А. «Монархическая государственность» (М., 2010); Шарапов С.Ф. «Избранное» (М., 2010).

http://ruskline.ru/author/r/repnikov_ale...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сколько стоила Прибалтика в XVIII веке? 11.12.2017 826 В 1721 году закончилась длившаяся два десятилетия Северная война . Результатом явилось то, что стремления московских царей утвердиться на балтийских берегах стали свершившимся фактом. 30 августа 1721 года в городке Ништадте шведы заключили мирный договор с русскими: последние победы русского оружия не оставили им никаких шансов. Швеция навечно расставалась с Лифляндией, Эстляндией, Ингрией и частью Карелии с Выборгом. Россия же должна была вернуть шведам Финляндию, а за новые территории еще и заплатить 2 миллиона ефимков (серебряных монет), или 56 тонн серебра. Деньги по тем (да и по сегодняшним) временам были огромные, и они по-своему помогли Швеции поправить пошатнувшееся в ходе войны экономическое положение. Но геополитические потери восполнить было нельзя. В результате побед армии Петра Великого часть прибалтийских земель, принадлежавших Швеции, в ходе честной сделки, по договору купли-продажи отошли России, которая стала их законным обладателем. Через два месяца Россия была провозглашена империей, а царь Петр стал первым в отечественной истории императором. В это время Прибалтика была слаборазвитым придатком Швеции, административное устройство этих земель находилось в зачаточном состоянии. Но после вхождения в состав России прибалтийские территории получили импульс к развитию. В XIX веке здесь стали создаваться фабрики и заводы, появились современные порты и верфи, да и сельское хозяйство медленно, но уверенно менялось к лучшему. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/12/sk...

Смирнов умер 16/28 апреля 1840 г. и был похоронен на кладбище Кэнсал В России никто не откликнулся на это печальное событие. Короткое сообщение в несколько строк появилось только в лондонском «Журнале для джентльменов» («The Gentleman’s Имя его постепенно совершенно стёрлось из памяти людей. Это, конечно, было несправедливо, поскольку личные достоинства отца Якова очень велики, таланты многообразны, а деятельность потрясающе плодотворна. Он, без сомнения, является выдающимся общественным деятелем, высокообразованным литератором, переводчиком и полиглотом. Его заслуги перед Россией и Великобританией невозможно переоценить. Справедлива оценка Кросса, который назвал Смирнова хранилищем всех знаний об Англии, существовавших в России в конце XVIII – начале XIX Почему же Смирнов был забыт на такой долгий срок? На мой взгляд, забвение это было незаслуженным, но, к сожалению, совершенно естественным. Рано оторвавшись от родной среды, он приложил все усилия для того, чтобы стать своим среди британцев. Во многом именно Великобритания сделала Смирнова выдающейся личностью, но если бы православный священник с английским умом и привычками вернулся в Россию, он, вероятно, не нашёл бы здесь своего места. Вспомним фразу Смирнова из письма Дусаеву о том, что в Англии не в обычае без вины арестовывать людей и сажать их в тюрьму. Возможно, отец Яков сравнивал Англию с «беззаконной» Францией, а может быть с Россией? Постепенно Россия стала для него только смутным воспоминанием, причём воспоминанием, относящимся к концу XVIII в. Когда ушли из жизни все те люди, с которыми Смирнов был близок духовно, исчезла и знакомая ему страна. Новая Россия слишком быстро шагала вперёд и не сохранила памяти не только о лондонском священнике, но и о многих других замечательных россиянах.   Приложения   Донесение Смирнова гр. С.Р. Воронцову от 29 мая/10 июня 1804 г.   Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь!   С крайнейшим душевным огорчением и прискорбием за долг поставляю донесть Вашему Сиятельству о нещастном приключении, случившемся по-видимому в течение прошедшей ночи в нашей Церкви.

http://sedmitza.ru/text/6102722.html

И уже в XIX веке тот же Герцен, вспоминавший " выстраданные строки " Карамзина, скажет, с какой радостью пересекал он границу, эмигрируя в Европу, и как ошибся в своих мечтах, представлениях о ней, и вырвется у него со временем признание: " Вера в Россию спасла меня на краю нравственной гибели " . Русская литература XVIII века, начавшаяся с подражания западному рационалистическому просвещению, завершилась отвержением его, возвращением в лице Фонвизина и Карамзина к древнерусским духовным истокам. В молодости вращавшийся в кругу масонов, Карамзин позднее порывает с ними. За год до начала Отечественной войны 1812 года он пишет " Записку о древней и новой России " , с выраженным в ней пафосом русского национального сознания. " Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России. Виною Петр " . Плодом двадцатилетнего изучения летописей и других исторических источников и художественного творчества стала " История государства Российского " , о которой Пушкин сказал: " Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом " . Россия входила в XIX век в духовно-психологическом противоборстве с Европой, которое во всей глубине и остроте обнаружилось в Отечественной войне 1812 года, поднявшей на небывалую высоту русское национальное самосознание и вызвавшей явление нашего всеобъемлющего гения Пушкина. Неслыханная полнота бытия Росии открывается у Пушкина с его проникновением в дух любой ее эпохи - и Древней Руси (летописец Пимен в " Борисе Годунове " ), и в имперски-петербургский XVIII век с его государственной мощью ( " Медный всадник " ), характерными человеческими типами ( " К вельможе " ), с социальными потрясениями ( " Капитанская дочка " ). И всю стихию современной ему русской жизни, русской души впитал в себя пушкинский гений. Величие России, сокрушившей Наполеона. Отзвуки французских революционных событий с союзом просветительства и тирании ( " Ты видел вихорь бури, падение всего, союз ума и фурий " ). Русская народность в богатстве, разнообразии типов от " тихого " Белкина до мятежного Пугачева, от " почвенности " Татьяны с няней, семейной укорененности гриневых до недуга странствования (не странничества) Онегиных. Проникнутый " русским духом " быт, " преданья старины глубокой " , дороги с песнями ямщиков, в которых " то разгулье удалое, то сердечная тоска " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Изумленными очами смотрел на этот век и Гоголь. Прочитав отрывки биографии П. Вяземского о Фонвизине, Гоголь писал автору о заключенном в XVIII веке " волшебном ряде чрезвычайностей, которых образы уже стоят пред нами колоссальные, как у Гомера, несмотря на то, что и пятидесяти лет еще не протекло. Нет труда выше, благороднее и который бы так сильно требовал глубокомыслия полного многостороннего историка. Из него может быть двенадцать томов чудной истории, и, клянусь, - вы станете выше всех европейских историков " . Говоря о великих именах прошлого - Ломоносове, Фонвизине, Державине и других, Гоголь пишет: " Никогда они даже не брались в сравнение с нынешней эпохой, так что наша эпоха кажется как бы отрублена от своего корня, как будто у нас вовсе нет начала, как будто история прошедшего для нас не существует " . Изучавший состояние России конца XVIII века (в том числе и в парижских архивах) академик Е. Тарле пришел к заключению, что тогдашняя " русская торговля и промышленность были гораздо более развиты, чем в большинстве континентальных держав, и что (кроме Франции) ни одна страна не была столь экономически независима, как именно Россия тех времен " . Громом побед славили Россию на всю Европу, как тогда говорили - вселенную - " Екатеринины орлы " : Потемкин, Румянцев, Суворов, Ушаков, Репнин. В лучших творениях Г.Р. Державина (1743 - 1816) классическая условность сметается силой вдохновения, исторического чувства автора. Сам поэт считал себя певцом Фелицы - императрицы Екатерины II, связывая свое бессмертие как производное от ее бессмертия. Он и певец государственного величия России, ее ослепительных побед, ее великих полководцев. Много стихотворений он посвятил Суворову, с которым был в добрых отношениях и с кем его объединял общий для них высокий патриотизм. Державина, с цельностью его личности как государственного деятеля и великого пиита, убежденного консерватора, обошло мимо модное в то время " просветительство " . В стихотворении " Колесница " , написанном при известии о революционных событиях во Франции в 1793 году, говорится об этой стране: " От философов просвещенья... ты пала в хаос развращенья " . Спустя полвека с небольшим Ф. И. Тютчев, долгие годы живший на Западе, в статье " Россия и революция " основным свойством революции назовет ее антихристианский дух. Основа западной цивилизации - " человеческое я, заменяющее собою Бога " . И не к нынешним ли " российским демократам " , объявившим " перестройку-революцию " , ориентирующимся на " цивилизованный " Запад, можно отнести слова Тютчева: " Революция, если рассматривать ее с точки зрения самого ее существенного, самого первичного принципа, есть чистейший продукт, последнее слово, высшее выражение того, что... принято называть цивилизацией Запада... Мысль эта такова: человек, в конечном счете, зависит только от себя самого... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Служба Петру Цетинскому и другие богослужебные тексты, напечатанные в Москве для южных славян Источник Параграф I II III IV V VI Service to Peter Tsetinsky and other liturgical texts printed in Moscow for the South Slavs The article is devoted to Moscow editions of church services and other liturgical texts intended for the southern Slavs. It is common knowledge that during the 18th and 19th centuries, Russia was an active supplier of liturgical books to the Orthodox Slavs. The study shows that in a number of cases, special editions of texts, differing from those published for use within Russia, were prepared for this purpose. The article pays particular attention to the service to St. Peter Tsetinsky, the first edition of which was printed in Moscow in violation of all existing rules for the publication of liturgical literature. This is the only case when the Synodal Printing House published a service to a saint whose name is not featured on the church calendar. Subsequently, the service to Peter Tsetinsky entered Srbljk, but to this day it is missing from the liturgical books of the Russian Church. I. Как известно, в XVIII–XIX в. Россия достаточно активно снабжала православных славян богослужебными книгами, что способствовало сохранению возникшей еще в Средние века близости книжных языков Slavia orthodoxa. Ввоз богослужебных книг был связан с их острым недостатком у православных славян, живущих на территории Османской империи и Австрии. Россия стремилась к тому, чтобы славяне получали церковную литературу, напечатанную синодальными типографиями, а не типографиями Вены или Венеции, где также имелись церковные кириллические шрифты. В данной статье речь в первую очередь пойдет о российско-сербских книжных контактах, однако будут также упомянуты книги, адресованные болгарам. Массовый ввоз богослужебных книг на сербские земли начался еще при Петре I. В описании дел Синода имеется определение от 27 апреля 1721 г. предписывающее в ответ на просьбу митрополита Моисея (Петровича) полностью снабдить богослужебными книгами 12 церквей Белграда 1 . В 30-х годы XVIII века Сербский митрополит Викентий (Йованович) распорядился, чтобы в церквях его митрополии читали и пели только по русским книгам. Это распоряжение было связано с опасением, что книги, напечатанные в других местах, могут содержать униатские идеи. Напечатанные в России книги поступали на Балканы во все возрастающем количестве. На первом этапе это была безвозмездная передача книг, а позже была налажена продажа произведенных в России книг, а также икон и церковной утвари 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010