Недостаточно констатировать, что ранневизантийскому образу мира свойственна приглушенность динамики мистическою историзма и эсхатологизма. Даже та мера интереса к движению «священной истории», которая присутствует в составе ранневизантийской культуры, от века к веку уменьшается. Наглядный тому пример — жанровая эволюция церковной поэзии. Эволюция эта открывается расцветом так называемою кондака — поэмы, включающей в себя повествовательные и драматизированные, диалогизированные части. Действующие лица такой поэмы обмениваются репликами, изливают в патетических монологах свое душевное состояние, вступают в собеседование или спор . Прославленный мастер такой поэзии — Роман Сладкопевец. Мы только что видели, что он придает «священной истории» черты драмы, как бы разыгрываемой по готовому тексту, существовавшему еще до начала времен; и все же это как–никак драма, и она, по крайней мере, действительно разыгрывается. Событие приобретает облик ритуальною «действа», некоей мистерии ; но оно изображается именно как событие. Оно имеет свое настроение, свою эмоциональную атмосферу, выраженные в речах действующих лиц или в восклицаниях «от автора», оно расцвечивается апокрифическими наглядными подробностями, и необходимый поучительный момент как–то соотносится с его конкретностью. Здесь Роман, этот выходец из Сирии, был наследником сирийских поэтов, создавших форму так называемой сугитты — патетического диалога между участниками библейского или житийного эпизода. Потомки отнеслись к наследству Романа необычно. Они канонизировали его и придали его имени почетное прозвание Сладкопевец, они рассказывали о нем легенды; но они не оставили ни одной его поэмы в церковном обиходе . Там, где он предваряя рассказ медитацией о его смысле, они отсекали рассказ и оставляли медитацию. Время для картинных повествований и драматичных сценок прошло; наступило время для размышлений и славословий. Жанровая форма кондака вытесняется жанровой формой канона. Классикой последней был Андрей Критский. Он написал «Великий канон», где в нескончаемой череде проходят образы Ветхого и Нового Заветов, редуцируемые к простейшим смысловым схемам. Например, Ева — это уже не Ева: это женственно–лукавое начало внутри самой души каждого человека: Вместо Евы чувственной мысленная со мной Ева —

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Есть канонические нормы, которые регламентируют возраст рукоположения: 30 лет для священника, 25 – для диакона, для епископа тоже есть возрастной ценз, но на практике все-таки действует икономия, зачастую это не соблюдается и в духовных школах рукополагают достаточно молодых людей. Это не создает проблемы для Церкви? Как Вы к этому относитесь? Я думаю, что нет. Просто такова необходимость. Было бы правильно, если бы священник, который был рукоположен еще до возрастного ценза, может быть, определялся бы на приход, где он просто будет воспитываться, учиться. Конечно, если рукоположить в 23 года и отправить в сельский приход… Одного. …то, конечно, я думаю, проблемы-то будут, а если возраст недостаточен, но есть возможность где-то это время еще поучится – ничего, не повредит. Тот же вопрос духовничества возникает, потому что жизненного опыта нет, духовный опыт еще не богатый – здесь возникать могут проблемы?  Ну да. Но в таких случаях, я считаю, что не нужно стесняться: если молодой пастырь столкнулся с проблемой, которую не может сам разрешить, лучше просто сказать: «Простите, я еще молод, я посоветуюсь, ваша проблема мне неизвестна» или посоветовать к тому-то обратиться, к более компетентному. Или сказать: «Давайте я спрошу, и потом мы еще раз с вами возвратимся к этому вопросу». Это будет честно и авторитетно для этого священника. Хороший совет, спасибо.   Блиц Ну и в завершение уже хотел бы предложить наш традиционный блиц-опрос, который предполагает краткие ответы. Косма Маиумский или Роман Сладкопевец? Для меня – Роман Сладкопевец. Русский или церковнославянский?  Церковнославянский. Модель отношений на приходе – семья или строгая иерархия? Семья. Свечи и требы – на пожертвования или по прейскуранту? На пожертвование. Какой самый лучший богослужебный текст встречался Вам?  Для меня, на самом деле, это вся Страстная Седмица, но эпицентр моих переживаний – это, конечно, Страстная Пятница, то есть Великий Четверток. Утреня Пятка. Утреня Пятка, да. А неудачные тексты встречались?  Неудачные тексты… Те, которые я не понимал, может быть.

http://bogoslov.ru/article/6192209

24 Переведено из Analecta sacra К. Pitri с греч. языка. Акростих из начальных букв каждаго икоса: το ταπεινο Ρωμανο. Творение св. Романа Сладкопевца. В Anal. sacr. помещен еще следующий кондак: Освятив учеников (Своих) на горе Елеонской, Ты вознесся на небеса, Господи, возвестив им учение (Свое) и вопияв к ним: не отлучаюсь Я от вас; Я с вами, и никто на вас. 25 Φιλδορος-Так переведено в кондакарии XI в. См. кондакарий архимандрита Амфилохия, стран. 150. 30 Сей и следующий за ними 14 икосы заимствованы из кондакария архимандрита Амфилохия. Стран. 49. 31 Менологий Василия II (PG 117, 81). О жизни и творчестве св. Романа см.: Успенский Н. Роман Сладкопевец и его кондаки. Журнал Московской Патриархии, 11, 1966. С. 63–68; 1, 1967. С. 69–79. О кондаках преп. Романа см.: Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы М., 1997. С. 221–232. Иларион (Алфеев) , игумен. Христос – Победитель ада. СПб., 2001. С. 149–151; 170–196. 35 Petersen W. L. The Diatessaron and Ephraem Syrus as Sources of Romanos the Melodist. Corpus Scriptorum Chrisitanorum Orientalium 475. Subsidia 74. Louvain, 1985. P. 3. 36 Archimandrite Ephrem Lash. St Romanos and the Kontakion. Kontakia On the Life of Christ, St Romanos the Melodist. New York, 1998. P. xxvii. 41 Romanos le Melode, Hymnes. Tome V. Ed. J. Grosdidier de Matons. Sources Chretiennes 283. Paris, 1981. P. 125–171. 42 Курсивом отмечен акростих данного произведения. В греческом оригинале каждая буква акростиха соответствует начальной букве каждого из 18 икосов, исключая вступления. 65 В кондаке мы приводим славянский перевод данного греческого выражения (ср.: «Вся Исполняяй», молитва «Царю Небесный»), хотя в русском переводе оно бы звучало: «все Заполняющий» или «Который все преисполняет». Славянский перевод отчетливей передает богословскую идею о том, что Господь не просто заполняет Собою мир, но придает ему полноту, совершенство. Ср.: Иер. 23:24 . Впрочем, здесь мы не планируем открывать дискуссию о превосходстве одного перевода над другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Роман Сладкопевец. Творения Творения преподобного Романа Сладкопевца отличаются богатством и изящностью стихотворной формы. По содержанию очень просты, совсем не аллегоричны, полны догматического пафоса, в основном на христологические темы. Здесь мы собрали избранные кондаки Романа Сладкопевца — поэтического жанра, который изобрел сам преподобный. Киприан (Керн) писал о судьбе поэзии Романа Сладкопевца: «Роман Сладкопевец или Мелод с полным правом считается “величайшим поэтом византийского времени” (Крумбахер), или, как его называл Буви, “Пиндаром ритмической поэзии.” Его историческая судьба поистине трагична. Создавая в церковной поэзии совершенно особый тип песнопений, отличаясь невероятной плодовитостью и сияя в свое время исключительно ярким светом, он потом не только должен был уступить свое место в церковной поэзии, будучи вытесненным пришедшим ему на смену иным типом песнетворчества, канонами, но и сам был совершенно забыт. Объяснить это явление довольно трудно, так как личность Романа и все значение его поэтического творчества еще не нашло своего исследователя. Очень вероятно, что в смене типов церковного песнетворчества значительную роль сыграла большая доступность нового типа — канонов — и меньшая требовательность художественного вкуса церковных масс, которые эти каноны возлюбили больше, чем более вдохновенные и более трудные, благодаря своей изысканности, кондаки. Во всяком случае, историческая судьба Романа, как поэта, очень печальна.» Сочинения Гимн   Приидите, поклонимся, верные, Человеков Спасителю кроткому, Сыну Божию благоутробному, Властодержцу, терпеньем обильному, —   Кого силы величат небесные, Кого хоры поют бестелесные, Языками своими огнистыми, Голосами своими немолчными Трисвятое гласят песнословие И победное молвят хваление:   Восславляют Отца безначального, Сына, купно со Духом совечного, Нераздельных всецело по сущности, В ипостасях троимых таинственно, Пребожественной Силы величие, Совокупно всей тварию славимо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Главное событие Великопостного сезона 2014 — II международный конкурс композиторов «Роман Сладкопевец» В Большом зале Петербургской филармонии открылся Пятый Сезон Великопостных концертов. 3 марта. ПРАВМИР. Концерт-открытие посвящен памяти британского композитора Джона Тавенера, скончавшегося в ноябре 2013 года, — сообщает Комитет по культуре Санкт-Петербурга . Главное событие Великопостного сезона 2014 — II международный конкурс композиторов «Роман Сладкопевец», приуроченный к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. С программой мероприятий можно ознакомиться на официальном сайте Комитета по культуре . Фото: Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 марта, 2013 11 марта, 2013 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-peterburgskoj-filarm...

кондакарии значится: τ το κουκου, т.е. упражнение некоего Кукула или Кукузеля. Но в конце кондакарии архимандрита Амфилохия, в примечании, упомянуто, что Кукула или Кукузеля должно принимать не за творца; потому что Кукузель известен как отличный певец, и потому мог быть не более как только композитором напева (см. конд. Арх. Амфилохия, стр. 13). Означенные кондак с икосами всего скорее можно отнести к трудам св. Романа Сладкопевца, на следующих основаниях: 1) Кондак означен самаогласным, – составленным без подражания какому либо другому известному песнопению: только св.Роман, как древнейший из всех песнописцев сего рода мог составлять кондаки и икосы без подражания другим песнописцам; 2) никто из церковных песнописцев так часто не воспевал Господа, носимого на раменах херувимских и прославляемого ликами ангельскими (икос 1-й), как св. Роман; 3) Выражение 5-го икоса: долгов Решителю находит к себе пространственное объяснение в 9-м икосе св. Романа в неделю Ваий, который весь состоит из объяснения, каким образом мы соделались нравственными должниками перед Богом; в последних икосах (17,18 и 19-м) на Великую среду говорится о том же пространно, в творении св. Романа (см. конд. и икосы св. Романа на руск. Наречии, стран. 103 – 104); 4) В томже, 5-м, икосе выражение: μψυχον τ κεφλαιον буквально почти тождествует с выражением св. Романа Сладкопевца в последнем икосе на Велик. среду: το τς ψυχγς κεφαλιου. Здесь, по обещанию, упоменем что кондак самогласный с икосами первомученнику Стефану, которые Питра приписал Кукулу (Cuculus) (см. конд. и косы разн. церк. песнописцев на русск. наречии, стр. 27 –28), составляет творение также св. Романа, во 1-х потому, что песнопение самогласное; во 2-х: В кондаке и 2-м икосе св. Стефану встречается выражение совершенно Романовское, как напр.: наименование Господа Земледелателем (Γεωργς), каковое не однократно встречается у св. Романа, как напр.: в 3-м икосе Собору св. дванадесяти апостолов, где Спаситель именуется также Земледелателем в духовном смысле, как Земледелатель на нивах сердец человеческих (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пётр Сладкопевцев Древние монастыри и пустыни Сирии и Месопотамии, и подвижники благочестия, в них процветавшие Антиохийские отшельники Не в одних обителях жили и трудились для своего спасения подвижники антиохийские; целые сонмы их рассеяны были по окрестным местам, спасались в пещерах, ущельях, жили в недоступных дебрях неизвестные миру, ведомые только единому Богу, Коему отдавались и служили всем существом своим. Многих рабов Божиих случайно открывали охотники, путешественники; некоторые отшельники так и умирали в совершенной неизвестности, отходя ко Господу среди молитвы, и святое тело их нередко долго оставалось в том молитвенном положении, в каком оставляла его чистая душа, пока не предавал его погребению другой насельник пещеры или ущелья, новый подвижник, и сообщал людям об отшедшем в горний мир святом муже. Отправились мы по некоей надобности на гору Аман, рассказывал в Антиохии один старец благочестивым поклонникам Софронию и Иоанну Мосху , и когда поднялись на вершину горы, нашли в одной пещере подвижника, стоявшего на коленах с воздетыми к небу руками; длинные волосы его спускались с головы почти до земли. Считая его живым, я поклонился ему и сказал: благослови меня, отче; и так как он ничего мне не отвечал, то я подошел к нему ближе и тут заметил, что он уже преставился. В некотором расстоянии от этой пещеры я вошел в другую пещеру, в которой увидел живого старца. Он поспешил меня приветствовать и, когда я сказал ему о преставившемся подвижнике, сказал: да, брат, уже пятнадцать лет, как старец преставился. Дивное дело! казалось, как бы час только тому он преставился. 1 Немного имен отшельников антиохийских сохранилось в церковно-исторических сочинениях; из них известны только: Македоний Критофаг, Роман, Зенон, Петр и Варадат. Македоний Критофаг Македония (память 24 января), по прозванию Критофага (т. е. питающегося ячменем; такое название дала ему пища), знают все, и финикияне и сирияне, и киликийцы. Знают и сопредельные им соседи. Одни из них сами были очевидцами чудес его, другие же слышали распространившуюся о них громкую славу. Так начинает повествование свое об антиохийском отшельнике Македонии современник его бл. Феодорит Кирский . И действительно, дивный подвижник был Македоний Критофаг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. Роман Сладкопевец – талантливейший христианский песнописец первой половины VI века. С его именем связано появление песнопений – кондаков. В современном значении кондак – это краткое песнопение в честь праздника или святого, по величине и литературному построению не отличающееся от тропаря, седальна, стихиры. Мы узнаем его по надписанию «кондак» и по месту его употребления во время богослужения. Но не такими были кондаки св. Романа. Это были многострофные про­изведения. В начале такого произведения полагался так называемый кукулион, или проимион ( προομιο),– своего рода предисловие, вводящее слушателей в содержание данного произведения. Заканчивался кукулион рефреном – краткой фразой, которая в дальнейшем служила окончанием для всех строф. В некоторых кондаках имеется не один, а два и даже три кукулиона. Количество строф в кондаке могло быть различно – в среднем от 18 до 24. В отдельных случаях встречается количество строф более 24. Начальные буквы строф составляли акростих, в котором указывалось имя автора – Роман, например, του ταπεινο Ρωμανο – «смиренного Романа». Метр стихосложения кондаков св. Романа сложный и своеобразный. Как известно, в античной греческой поэзии употреблялись количественные размеры: ямб, хорей, дактиль и др., в основу которых полагалось различное звучание долгих и кратких гласных. Ко времени св. Романа в греческом языке разница между теми и другими исчезла: омега стала звучать как омикрон, ита, эпсилон с йотой и омикрон с йотой звучали как короткая йота, альфа с йотой – как эпсилон. Новая система стихосложения, которой пользовался не один св. Роман, но и другие песнописцы, заключалась в том, что все строфы произведения во всех строках стихосложения должны были иметь одинаковое количество слогов и акцентация сильных слогов должна была быть во всех строфах на том же месте. Исполнялся кондак таким образом, что кукулион и все строфы пел солист – сам св. Роман, а рефрен после кукулиона и каждой строфы – все слушатели. Современный рождественский кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает» представляет собой кукулион кондака св. Романа на этот праздник, а икос «Едем Вифлеем отверзе» – это первая строфа кондака. Следующие за ней 23 строфы давно исчезли из богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

С благоговением вспоминал в последствии Феодорит о старце Македонии, молитвам коего он обязан был своим появлением на свет, и в истории боголюбцев передает о своих сношениях с великим подвижником в детстве. Я много раз удостаивался, говорит Феодорит, его благословения и наставлений. Он часто, наставляя меня, говорил: ты, чадо, родился с большими трудами; много провел я ночей в молитве о том только, чтобы родителям твоим было то, чем они назвали тебя после рождения т. е. Божий дар. Живи же достойно тех трудов. Ты прежде рождения, по обещанию, посвящен Богу, а что посвящено Богу, то должно быть достоуважаемо и неприкосновенно для людей. Тебе не следует внимать порочным движениям души, но делать, говорить и думать ты должен только то, что угодно Законодателю добродетели – Богу. Это мне постоянно внушал сей человек Божий. Я помню эти слова и ценю дар Божий. Преп. Македоний имел и дар прозорливости. Некогда, рассказывает Феодорит в своей книге, пришел к нему один военачальник, сияющий благочестием (кто не знает добродетели Лупициана?), и сказал, что он беспокоится о тех, которые из столицы по морю везут ему необходимое для содержания. Пятьдесят дней, говорил он, прошло с того времени, как они вышли из пристани, но доселе нет о них никакого слуха. Тот, нисколько не медля, сказал: одно судно, друг, погибло, а другое в завтрашний день войдет в пристань в Селевкии. Что узнал военачальник из слов блаженного, в том скоро и на деле уверился. Преп. Македоний скончался около 420 г. Преподобный Роман Преподобный Роман (память 24 ноября) родился в Росе киликийском; для подвигов же удалился в Антиохию, где всю жизнь провел вне городских стен в тесной хижине. Он вел строгую подвижническую жизнь. Во все время пищу его составляли хлеб и соль, питье – вода. Строгий подвижник не знал огня, никогда не употреблял светильника. Подобно Феодосию антиохийскому, и Роман носил вериги и власяницу. Из нравственных качеств украшали его особенно кротость и смирение; простота и доступность в обращении привлекли к нему сердца всех. И старец из сокровищницы своей облагодатствованной души износил и подавал, что кому из приходивших в его хижину было потребно: одним предлагал слово о братолюбии, другим о согласии и мире, иных самым видом своим располагал к благочестию. Кто мог не дивиться, говорит бл. Феодорит, 3 видя старца, удручавшего тело, добровольно носившего весьма тяжкие вериги, одетого в власяницу и употребляющего пищу, лишь бы не умереть с голода? Влекла к дивному подвижнику и обитавшая в нем благодать: молитвою своею он исцелял самые тяжкие болезни, которых не могло излечить никакое искусство врачей; многим бесплодным женам испросил благословение чадородия. Но и при всех своих благодатных дарованиях, получив от божественного Духа такую силу, он называл себя бедным и нищим. Преподобный Зинон

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14 Сего и следующаго за ним 16-го икоса в Афонском кондакарии нет; но они скопированы из службы на сей день февральской Минеи XIII в. и помещены в книге Снимков из кондакария XII-XIII в. (Труд архимандрита Амфилохия, 1879 г.), см. стран. 94–95. 15 В снимках из февральской минеи XIII в. поставлено: κκεγαρ μεμνηκας κα δε λλυθας. – Ибо и там Ты вспомнил, почему и сюда пришел. Вместо μεμνηκας у к. Питры поставлено μμνησαι 16 J. Grosdidier de Matons. Hymne de la Presentation, Paris, 1965 (Sources Chretiennes), t. 110, p. 163. Гродидье де Матон – современный издатель литургических текстов святого Романа. Кондак – литургическая поэма, состоящая из одного, а иногда двух или даже трех вступлений – проимионов и определенного числа строф, или икосов. 21 Это житие хранилось в Иерусалимской патриаршей библиотеке в кодексе XL. Papadopulos-Kerameus. Mitteilungen über Romanus. – Byzantinische Zeitschrift, 1893, В. II, S. 600 25 См. Георгиевский Г. Русский ли праздник Покров? – Чтения в Обществе любителей древней письменности. М., 1893, с. 635–637. 28 Сирийское происхождение преподобного Романа Сладкопевца, о котором свидетельствуют синаксари, подтверждается также и относительной редкостью его имени – Роман. Он носил имя мученика, пострадавшего в Антиохии при Диоклетиане (J. Grosdidier de Matons. Romanes le Melode. Paris, 1977, p. 180). 29 Филарет, архиепископ Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864. 31 См.: Menologion Basilii II (Cod. Vatican., 1613); К. Krumbachcr. Geschichte der byzantinischen Literatur. München, 1897, S. 663. 32 Но существует и другое мнение. Немецкий исследователь Крист высказался в пользу Анастасия II, потому что в V веке, по его мнению, церковная поэзия только зарождалась, и «поэтому Роман, автор больших песнопений, должен был, скорее, процветать при Анастасии II, чем I 36 Академик В. Г. Васильевский на IX Конгрессе по археологии в Вильно (Византийский временник, 1894, т. I, с. 256–258) в 1893 году выступил с сообщением, что в славянской редакции «Чудес святого Артемия» (память 20 октября; † 362) говорится о молодом человеке, жившем во времена императора Ираклия (614–641), который пел стихи святого «философа Романа». В опубликованном в 1939 году фрагменте из одного папируса, относящегося к VI веку, исследователь П. Маас обнаружил стихи из гимна святого Романа «Три отрока в пещи». Сообщения В. Г. Васильевского и П. Мааса, по мнению Гродидье де Матона, окончательно решили исход научной полемики о времени жизни преподобного Романа (J. Grosdidier de Matons. Romanos le Melode. Paris, 1977, p. 177– 178).

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010