Роман Сладкопевец



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Кондак на Сретение Господне / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... рог верных царей наших, сих утверждая силою Твоею, Слове, благочестивое царство их возвеселяя, Единый Человеколюбец. О, утробу девическую Освятивший Рождением Своим, и руки Симеона Благословивший! Как подобало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. К Богородице поспешим, желая Сына Ее видеть, Прильнувшего к Симеону – Того самого, на Кого с небес взирая, бесплотные в изумлении говорят: «Дивное созерцаем ныне и необычайное, непонятное и неизреченное: ибо Создавший Адама на руках носится, как Младенец, Невместимый – вмещается в объятия старца, Пребывающий в безграничных недрах Отца Своего восхотел быть ограничен плотью, но не умален Божеством, Единый Человеколюбец! » С такою речью они незримо поклонялись Господу, а человеков ублажали: ибо на плечах херувимов Возносимый людям становится Согражданином, ибо земным оказался доступен Тот, Кто недоступен для ангелов. Ибо Тот, Кто содержит и соблюдает всё как Создатель, Кто образует младенцев в материнских утробах, стал, не изменившись, Младенцем от Девы и пребыл Неразлучным от Отца и Духа, равно с Ними не имея начала бытия, Единый Человеколюбец. Так воспевали ангелы Человеколюбца, а Мариам приближалась, неся Его в объятиях, и ... далее ...
Кондак на Богоявление / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Кондак на Богоявление Преподобный Роман Сладкопевец Благосклонному вниманию читателей предлагается перевод на русский язык текста кондака на Богоявление, написанного преподобным Романом Сладкопевцем (490–560) . Как известно, он происходил из Сирии, из града Эмессы, из еврейской, но христианской среды, судя по указанию кондака в его честь. Возможно, юридическое образование он получил в Бейруте, где, по свидетельству Патмосского синаксаря, стал диаконом в бейрутской церкви Воскресения. Кондак на Богоявление, по ряду косвенных данных, был написан в бейрутский период. Преподобному Роману пришлось переехать в Константинополь во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений) , и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах, где составил кондаки на Господские праздники и дни памяти различных святых (около 100) . Многие из них, написанные его рукой, хранились в Кирах до 1204 года. По сведениям из анонимного кондака, написанного в его честь, Роман неоднократно призывался ко двору и вполне мог быть советником святого императора Юстиниана и даже пережить вместе с ним страшное восстание 532 года под названием «Ника». Скончался же он в ... далее ...
Многоценная жемчужина, Раздел 6 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... земли снесли дерзновение, как воды стерпели преступление, как море гнев сдержало, как небо на землю не пало, как мира строение устояло, видя преданного, и проданного, и погубленного Господа крепкого? Милостив, милостив, милостив буди нам, о Всё Объемлющий и всех Приемлющий! 2 Вот обман замыслил лукавейший, вот ковы уготовал безбожнейший, призванный – и от Тебя отложившийся, избранный – и на Тебя изощрившийся! Губку насытил влагой, длань утрудил работой; так услужал слуге Ты, и простирал стопы свои Иуда, Ты же омывал их, Господи! Милостив, милостив, милостив буди нам, о Всё Объемлющий и всех Приемлющий! 3 Иисусе, стопы омывающий устроителю Твоего погубления. Святынею Твоей одаряющий осквернителя Твоего благословения, предателя Твоего лобызания, – Ты возвысил нищего милостью, обласкал убогого мудростью, одарил и облагодетельствовал игралище бесовское! Приял он хлеб Причастья, вкусил вино Завета – и злобой заплатил за милости, Милостив, милостив, милостив буди нам, о Всё Объемлющий и всех Приемлющий! 5 Бессердечный, безбожный, безжалостный, погубитель, предатель, отступниче, чем побужден ты, скажи, к отпадению, чем склонен, молви, к преступлению, чем увлечен, ответь, к ... далее ...
Кондак на Рождество Христово / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... кондак: примечания переводчика Благосклонному вниманию читателей предлагается впервые переведенный на русский язык полный текст кондака на Рождество Христово, написанный Гомером ромеев преподобным Романом Сладкопевцем (490–560) . Многим известно, что творческий путь преподобного Романа начался в Константинополе, куда ему пришлось переехать во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений) , и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах. В этом храме он приобрел благодать составления кондаков, когда в вечер Рождества Христова ему во сне явилась Пресвятая Богородица, дала и повелела съесть пергаменный свиток. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: «Дева днесь Пресущественного рождает». Однако далеко не всем известно, что этот знаменитый кондак — лишь один из четырех рождественских кондаков. Один из них — «Ангельские приидите силы» до сих пор стихословится накануне Рождества Христова (современные стихиры преподобного Романа) . Предлагаемый кондак — четвертый по счету, одно время пелся во время попразднества Рождества. Время его создания — 20–30-е годы VI ... далее ...
Избранные Жития святых, Октябрь - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Преподобный Роман Сладкопевец 14 окт. (1 окт. по церк. кал.) Преподобный Рома? н, прозванный “Сладкопе? вец, ” был по происхождению греком и родился в середине 5-го столетия в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасие Дикоре (491–518 гг.) он переехал в Константино? поль и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфи? мий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амво? н храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, ... далее ...
Покров Пресвятой Богородицы: иконография ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... суздальских врат Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молении руки к Спасителю, изображенному над вспарушенным покрывалом. Фигуру Пресвятой Девы фланкируют стоящие и взирающие вверх ангелы. В дальнейшем они будут представлены парящими, а Богородица – в строго фронтальной позе. Общепринято выделять два основных иконографических извода Покрова – так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века (ныне в Государственной Третьяковской галерее) . Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахернах – базилики с двускатной крышей и круглой купольной церкви [6]. Сооружение базиликального типа повторяется на иконе конца XV века из этого же монастыря ( Владимиро-Суздальский музей-заповедник ) . В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над ... далее ...
Жизнь преподобного Романа Сладкопевца / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... 742 года именно в нем [35]. Соответственно, служение в этом храме означало определенную близость ко двору, по-видимому, после воцарения Юстиниана – или даже ранее – во время правления Юстина. Вероятно, именно об этом говорится в кондаке: Вознесло положенье царского войска земного сердцем высокого мужа. Остается некоторой загадкой, почему пребывание при дворе или общение с императором сравниваются с пребыванием в воинстве царя. То, что святой Роман достиг определенного высокого положения, – несомненно: некоторые его кондаки подписаны «κύρου Ρωμανοῦ» – «господина Романа». Вероятнее всего, Роман Сладкопевец был в кругу императорских богословов и мог цениться Юстинианом как талантливый церковный поэт. Еще более загадочным становятся слова: Молниеносный образ багряного хитона и жезла правость верную он царям проповедовал. И там он же страху и ужасу подвергнулся и к душе обратился своей: «Душа моя, воздай ты кесарево кесарю». Возможно, святой Роман был в числе тех, кто советовал императору, напуганному восстанием «Ника», остаться в Константинополе. Эти строки, как и слова о земном воинстве, можно объяснить только одним – активным участием Романа в политике. Однако что это за ... далее ...
О кондаке на Сретение Господне и преподобном ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... кондак дошел до нас полностью в большом числе рукописей, в которых заметны следы трех редакций. Миниатюра из Менология Василия II — Чем же привлекал к себе особенное внимание специалистов именно этот текст? — Для исследователей литургического творчества преподобного Романа кондак на Сретение Господне представляет интерес, по крайней мере, в двух отношениях: он содержит некоторые детали исторического характера, которые подтверждают церковное предание времен самого автора. Кроме того, изучение кондака на Сретение позволяет выявить источники, которыми мог пользоваться и вдохновляться святой Роман Сладкопевец. Как отмечает византолог Васильев, специально занимавшийся вопросами времени жизни преподобного Романа Сладкопевца, произведения его стали особенно известны науке со второй половины XIX века. Это и неудивительно, если считать XIX век вообще временем величайших открытий в области древних культур. Кондаки преподобного Романа, как и многие произведения других авторов VI и VII веков, вышли из употребления, когда в составе утрени кондак уступил место канону. Из творцов канонов особенно известны преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Косма, епископ Маюмский, и ряд ... далее ...
Выражение монашеского миросозерцания / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... текст так торжественно и повсеместно исполнялся. Безусловно, канон предназначался для храма, в котором святитель служил, но того, что этот текст получит такую известность и знаменитость, думаю, автор совсем не предполагал. Я уже говорил, что это – служба бедствия, но хотел бы добавить еще вот что. Монашеская традиция православного Востока – Византии, Иерусалима, – можно сказать, сама готовилась к канону, и канон стал выражением идеологии монашеского миросозерцания. За 200 лет до преподобного Андрея Критского в константинопольском обиходе господствовало кондакарное пение. Преподобный Роман Сладкопевец выходил на середину храма и замечательным голосом исполнял 24 строфы, которые присоединялись к начальной строфе – кукулию. Следующие строфы, икосы, имели четкую структуру, одинаковую для всех икосов, имеющих одинаковый размер, количество слогов и место ударений в них. Каждая строфа заканчивалась рефреном-припевом. Народ с любовью и радостно подпевал припев. Давно завершилась эпоха кондака – как я говорил, она продолжалась 200 лет, но даже и шесть веков спустя на городских площадях в Константинополе люди на праздники пели кондаки. Что же именно в монашеском мировосприятии ... далее ...
Поэтика библейского параллелизма — Андрей ...Искать в Источникеazbyka.ru
... были контакты греков с «латинянами» (жителями Западной империи) или коптами. Менее значимой была связь с армянами, грузинами, персами, эфиопами и другими обитателями «периферии» тогдашней ойкумены, а тем более с варварскими племенами Севера. Однако исторически сложилось так, что греки, оказывавшие огромное влияние на все соседние народы, сами оказались подвержены лишь сирийскому влиянию. Возможно, решающую роль сыграло общепризнанное первенство еврейско-сирийской языковой стихии, возможно – активное вторжение в жизнь Константинополя и выходцев из Сирии, таких, как Иоанн Златоуст и Роман Сладкопевец – при том, что латиняне и египтяне всегда интересовались больше собственными делами, чем константинопольскими. 7. 4. 1. Новый Завет как семитский текст? Ученые, занимающиеся вопросом о литературной форме Нового Завета, обращаются к двум потенциальным источникам: семитскому и эллинскому. Греческие истоки Нового Завета наиболее очевидны – нетрудно найти в нем образцы, находящие явные соответствия в жанрах античной биографии, апологии, эпистолографии, философского диалога и т. д. Но что можно сказать о еврейско-арамейских истоках? Арамейские корни новозаветного текста ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Роман Сладкопевец
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"