Что страна с такими остатками богатства и с такой производительной силой находится в запустении, может удивить тех, которые живут в ней, а также и каждого иностранца, прибывшего из дальней земли, чтоб посетить ее. Будучи в последние годы многими так часто посещаема, она сделалась предметом спекуляций, и попытки были сделаны для её улучшения и возобновленного обрабатывания. «Сирия, – как донесено британскому правительству очевидцем, – представляет большие удобства как для земледелия, так и мануфактурной промышленности». Если бы подати были уменьшены, если бы трудолюбие могло беспрепятственно следовать своему мирному призванию; если бы способности страны и её обитателей к развитию промышленности были приведены в действие, то вся поверхность земли в короткое время изменилась бы 407 . Тот же самый рапорт говорит, что однажды прибегнули к насильственной обработке земли. В минувшем году (1837) Ибрагим паша требовал усиленной обработки по всей Сирии, и жители различных городов должны были взять на себя земледельческую обработку каждого места, способного к улучшению. Он сам подал пример и отправил на корабле значительную сумму для этих предприятий. Офицеры армии, до майоров, были принуждены принимать также участие в подобных предприятиях. Результат, однако ж, был чрезвычайно неудачный, по недостатку в обыкновенных периодических дождях, который почти всегда и бывал причиной неурожая в Сирии, что, как большей частью случалось, имело следствием совершенную потерю капитала 408 . «И небо ваше сделаю как железо, и землю вашу как медь: и напрасно будет истощаться сила ваша и земля ваша не даст произрастаний своих и проч. – «Я вас рассею между народами – и будет земля ваша пуста. – Тогда удовлетворит земля за субботы свои во все дни запустения, когда вы будете в земле врагов ваших; тогда будет покоиться земля, так что, смотря на нее, ужаснутся враги ваши, поселившиеся на ней», и проч. 409 Говоря об этой неудачной попытке восстановить насильственным образом обрабатывание земли и о пояснении этих пророчеств, один смышлёный араб греческой церкви, который сделался христианином, прочитав трижды арабское издание этого сочинения, сказал писателю, что он это хорошо знает, потому что он сам потерял много денег в этом разорительном предприятии. «Пока они (иудеи) будут в земле врагов своих, до тех пор земля их остается в запустении».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Среди работающего начальствующего состава центрального аппарата ГУЛАГа имеется: генерал-лейтенантов – 2, генерал-майоров – 4, полковников – 34, подполковников – 132, майоров – 142, капитанов – 106, старших лейтенантов – 87, лейтенантов – 48, младший лейтенантов – 63. По периферийным органам ГУЛАГа на 1-е января 1954 года остаются неукомплектованными 29.848 должностей. В общей штатной численности имеется 45.035 должностей начальствующего состава, из которых неукомплектовано – 3.351 единица. Кроме того, 8.558 должностей занято лицами, имеющими старшинские и сержантские звания, а также вольнонаемными работниками. Численность начальствующего состава, фактически занятого на работе, составляет 33.125 человек, в том числе: генерал-майоров – 3, комиссаров милиции – 1, полковников– 120, подполковников – 785, майоров – 3.007, капитанов –6.536, старших лейтенантов 8.095, лейтенантов – 8.909, младших лейтенантов – 5.669. Примечание: По 20 периферийным органам ГУЛАГа, в связи с непоступлением отчетных данных о штатной численности и укомплектованности аппаратов на 1 января 1954 года, включены сведения по отчетам на 1 октября 1953 года. 5 . Производственная деятельность ГУЛАГа а) промышленность План промышленного производства 1953 года производственными предприятиями ГУЛАГа выполнен: по выпуску валовой продукции на 102,4%, по товарной продукции на 100,5%, в т. ч. по товарам широкого потребления на 106,1%. За 1953 год27УИТЛК, ОИТК и исправительно-трудовых лагерей не выполнили установленные для них планы по промышленности, а также планы по ряду изделий, проходивших по народнохозяйственному плану. Выработка на одного рабочего в промышленности за 11 месяцев 1953 года составила 101,4% к плану. По себестоимости всей товарной продукции за 11 месяцев 1953 года получена экономия 15,4 миллиона рублей или 0,55% к плану. На 1954 год производственным предприятиям ГУЛАГа план по промышленности утвержден: по выпуску валовой продукции 3.800 млн. рублей; по товарной продукции 3.439,5 млн. руб. В 1954 году производственные предприятия ГУЛАГа должны выпустить швейных изделий на 1.900 млн рублей, мебели на 220 млн. рублей, вывезти древесины 3.645 тысяч кубометров, изготовить 4.600 штук ветродвигателей, 60 тыс. м жилых площадей стандартных домов. 20,0 тыс. штук ручных пожарных насосов, 1,5 млн. пар рабочей обуви, 700,0 тыс. пар валенок, 6,8 млн. штук трикотажных изделий и другие виды продуктов согласно утвержденному плану.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI. Соотношение разума и воли в Боге: будущие контингентные события (futura contingentia). Особое внимание совр. исследователей привлекало предложенное И. Д. С. решение серьезного затруднения, связанного с вопросом о том, как неизменный и пребывающий в вечности Бог может творчески производить и познавать контингентные события, существующие во времени и формирующиеся в результате свободных актов человека (подробный анализ соответствующих рассуждений И. Д. С. см.: Wolter. Scotus " Paris Lectures. 1990; см. также: Cross. 1999. P. 51-55; Майоров. 2001. С. 58-60). Рассмотрение этого вопроса присутствует во всех 3 собраниях «вопросов» И. Д. С. по «Сентенциям» («Lectura», «Ordinatio», «Reportatio») и занимает разделы 38-39 1-й кн., к-рые посвящены учению о Божественной неизменности и непогрешимости ( Wolter. Scotus " Paris Lectures. 1990. P. 287). Собственное решение вопроса о знании Богом будущего И. Д. С. предваряет критикой предшествующих попыток ответить на него: он отвергает мнение Фомы Аквинского, согласно к-рому Бог знает будущее в силу Своей вечности, к-рая аналогична пространственному вездеприсутствию: Бог присутствует не только в каждой точке пространства, но и в каждом моменте времени, в т. ч. и будущего. Согласно И. Д. С., такая интерпретация неверна: как нельзя говорить о присутствии Бога в несуществующем месте, так неверно говорить и о том, что Его вечность включает в себя еще не существующее контингентное будущее (см.: Wolter. Scotus " Paris Lectures. 1990. P. 288; Майоров. 2001. С. 59). Кроме того, позиция Фомы никак не учитывает наличие свободной воли человека, обусловливающей различные события будущего ( Bonansea. 1981. P. 311-312). Согласно иному мнению, разделявшемуся среди прочих Бонавентурой, Бог знает будущее благодаря существующим в Его разуме божественным идеям (подробнее см.: Ibid. P. 309-311). Однако, хотя И. Д. С. соглашался с существованием идей, это учение он находил неприменимым для объяснения знания Богом будущего: идеи существуют до акта воли и по необходимости, тогда как контингентное будущее существует благодаря свободным актам Божественного воления ( Wolter. Scotus " Paris Lectures. 1990. P. 288; Майоров. 2001. С. 58-59).

http://pravenc.ru/text/Иоанном Дунсом ...

Сергей Майоров заявил, что ждёт конкретных мер, направленных на демографический рост: «Здорово, что они уже начали появляться. Наша страна должна расти, должны появляться дети, которые придут нам на смену и будут развивать наше Отечество в дальнейшем». По его словам, «обеспечение прироста населения – проблема многоплановая и разновекторная. Нельзя, к сожалению, " выпить одну таблетку " и всё – пошли рождаться дети. Все как один патриотичные и желающие работать на благо Родины». Он уверен, что «нужно начинать с построения общероссийской идеологии. Это фундамент, на котором должны основываться все программы и меры поддержки. Когда будет в идеологическом плане выстроена политика, тогда развитие страны пойдёт легче и результативнее. Здесь важно подключить культуру, СМИ, кинематограф, интернет. Последний, кстати, нужно серьёзно почистить, так как сегодня мы видим много интернет-ресурсов, которые умышленно распространяют информацию деструктивного характера». «Все их нужно " заблочить " , - призвал председатель Новосибирского отделения «Союза отцов России». - Как в Китае, где есть браузеры со встроенными фильтрами, не выдающими сомнительный контент даже в поисковике. Пора и нам " драконовские меры " включать, не побоюсь этого слова – цензуру. В здоровом государстве, стремящемся хотя бы к самосохранению, цензура быть обязана». Сергей Майоров выразил надежду на то, что «у нас в стране, наконец, начнут снимать художественные фильмы и сериалы о подвигах героев СВО, о дружно и счастливо живущих многодетных семьях, о труде врачей, учителей, священников и учёных, которые между рабством деньгам и служением людям выбрали последнее». Эксперт убеждён, что рост рождаемости более зависит от идеологии и ценностей, чем от материального достатка семей: «Экономические факторы всё-таки вспомогательные, второстепенные. Возьмём для примера страны " золотого миллиарда " . Уровень жизни в некоторых странах Европы и в США выше нашего – они же со всей планеты ресурсы тянут… А вот христианские ценности отвергли в пользу " Содома и Гоморры " . И что же? Демографическая ситуация там, при всём финансовом благополучии, гораздо хуже нашей. Они быстро вымирают».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/01/nu...

Майоров. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. Максим Грек. Максим Грек. Соч. Казань. 1860. Ч. 2. Малышев, 1965а. Малышев В. И. Древнерусские рукописи Пушкинского дома: (Обзор фондов). Л., 1965. Малышев, 1965б. Малышев В. И. Новые материалы о протопопе Аввакуме//ТОДРЛ. М.; Л., 1965. Т. 21. Малэк. Малэк Э. «Повесть об астрологе Мустаеддыне» — неизученный памятник переводной литературы XVII в.//ТОДРЛ. М.; Л., 1970. Т. 25. Маслов. Маслов С. И. Библиотека Стефана Яворского. Киев, 1914. Материалы, 1955. Материалы по истории СССР. М., 1955. Т. 2. Материалы для истории раскола… Материалы для истории раскола за первое время его существования/Изд. под ред. Н. Субботина. М., 1874. Т. 1; 1881. Т. 6. Матхаузерова, 1976а. Матхаузерова С. Древнерусские теории искусства слова. Прага, 1976. Матхаузерова, 1976б. Матхаузерова С. «Слагати» или «ткати»? (Спор о поэзии в XVIII в.)//Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. Миркович. Миркович Г. О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве во второй половине XVII века: (Опыт исторического исследования). Вильна, 1886. Морозов. Морозов А. А. Скоморохи на Севере//Север: Альманах. Архангельск, 1946. Мошин. Мошин В. А. Из переписки самозванца Тимошки Акундинова//ТОДРЛ. Л., 1969. Т. 24. Некрасов. Некрасов А. Очерки из славянского орнамента. Человеческая фигура в русском тератологическом рукописном орнаменте XIV века. М., 1913. Николаев, 1980. Николаев С. И. «Посмеятельные слова» В. Коховского в русском стихотворном переводе 1677 г.//Рус. лит. 1980. 1. , Николаев, 1983. Николаев С. И. Польская поэзия в русских библиотеках второй половины XVII — первой трети XVIII в.//XVIII век. Л., 1983. Сб. 14. Николай Спафарий. Николай Спафарий. Эстетические трактаты/Подгот. текстов и вступ. ст. О. А. Белобровой. Л., 1978. Новгородские летописи. Новгородские летописи. СПб., 1879. Новомбергский. Новомбергский Н. Слово и дело государевы: (Процессы до издания Уложения Алексея Михайловича 1649 года). М., 1911. Т. 1.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Boethius. The consolation of philosophy, transl. by R.Greene. New York, 1962. Boethius. O pcieszeniu jakie daje filosofia, przel. W.Olszewski. Przypisami opatrzy L.Joachimowicz. Wstepem poprzedzi J.Legowicz. [Warszawa], 1962. Saeculi noni auctoris in Boethii consolationem philosophiae commentarius, ed. E.T.Silk. – Ig: Papers and monographs of the American Academy in Rome. Romae, 1935, IX. J.Gruber. Kommentar zu Boethius " De Consolatione Philosophiae " . Berlin – New York, 1978. Общая литература П.Н.Кудрявцев. Судьбы Италии от падения Западной Римской империи до восстановления ее Карлом Великим. М., 1850 (на с. 44 – 49 о политической стороне того, что автор называет " заговором римлян " ). З.В.Удальцова. Италия и Византия в VI веке. М. 1959 (на с. 221 – 235 о политической обстановке деятельности Симмаха и Боэция). В.И.Уколова. Методологические проблемы изучения генезиса западно-европейской средневековой культуры. – В кн.: Методологические и философские проблемы истории. Новосибирск, 1983. И.Н.Голенищев-Кутузов. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 102 – 112. В.В.Соколов. Средневековая философия. М., 1979, с. 92 – 97. Г.Г.Майоров. Формирование средневековой философии. М., 1979, с. 356 – 394. Г.Г.Майоров. Северин Боэций и его роль в западноевропейской истории. – Вопр. философ. 1981, 4. История всемирной литературы. М., 1984, т. 2 (на с. 446 – 448 общие сведения о Боэции). C.F.Bergstedt. De vita et scriptis Boethii. Ursalae, 1842. J.G.Suttner. Boethius der letzte Römer. Sein Leben, sein christliches Bekenntnis, sein Nachruhm. Eichstädt, 1852. Progr. Fr.Nitzsch. Das System des Boethius und die ihm zugeschriebenen theologischen Schriften. Berlin, 1860. L.Biraghi. Boezio filosofo, teologo, martire a Calvenzano Milanese. Milano, 1865. H.Usener. Ein Beitrag zur Geschichte Roms in ostgotischer Zeit. – In: Anecdoton Holderi (Festschrift). Bonn, 1877, S. 37 – 66. H.F.Stevart. Boethius. Edinbourdh, 1891. E.K.Rand. Der dem Boethius zugeschriebene Traktat De fide catholica. – Jahrbücher für klassische Philologie, 1901, Supplementband 26, S. 401 – 461.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Г.Г. Майоров Введение. Понятие и проблема средневековой философии Деление истории на античную, средневековую и новую давно уже стало общепринятым. Однако применение такого рода периодизации к истории философии и истории культуры в целом вызывает серьезные трудности. Прежде всего встает проблема ее универсальной применймости в пространственно–географическом смысле. Можно ли говорить, например, об античности или средневековье по отношению к индийской, китайской, арабской или же русской философии и культуре? Или же говорить так – значит оказаться в плену у давно устаревшего европоцентризма? Другая проблема: если ограничить область приложения данной периодизации только культурной и идеологической историей Западной Европы, можно ли скольконибудь точно определить хронологические рамки каждого иа периодов? Каким моментам следует заканчивать историю античной философии и с какого начинать историю философии средневековой? На чем останавливается средневековая философия и с чего начинает новая? Ответить на эти вопросы невозможно без уяснения того, какой смысл мы вкладываем в понятие «средневековая философия». Разумеется, не хронология будет определять этот смысл, а, наоборот, установленный нами смысл определит хронологию. Рассмотрение средневековой философии просто как философии определенного временнбго отрезка – средних веков потребовало бы от нас предварительного уточнения самого термина «средние века», что является задачей весьма непростой и до сих пор не вполне разрешенной 1 . Недостатком большинства современных исследований по средневековой философии оказывается как раз то, что они либо связывают ее начало с какойнибудь датой политической истории (с датой падения Западной империи – 476 г.; с датой коронации Карла Великого – 800 г. и т. п.) 2 , либо вовсе опускают проблему ее начала, приурочивая ее возникновение к какомунибудь из философов, например к Августину 3 , или же делая ее фактически простым продолжением философии античной 4 . Более оправдан, на наш взгляд, такой подход к средневековой философии, когда с этим термином связывается прежде всего исторически своеобразный способ философствования у характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма, однако возникший еще задолго до утверждения классического феодализма и сошедший с исторической сцены много раньше, чем окончательно сошел с нее европейский феодализм 5 . Своеобразием указанного способа философствования была его сопряженность с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, т. е. на принципах, которые были общими для иудаизма, христианства и мусульманства, но по существу чуждыми античному религиозно–мифологическому мировоззрению. Эта фундаментальная зависимость от религиозной идеологии не означала для философии полное ее растворение всегда и везде в религиозном сознании, но все ж неизменно на протяжении всего периода определяла и специфику философских проблем, и выбор способов их разрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/fo...

 См.: Brown P. Op. cit., S. 39-51. 429 См.: Прохоров Г. Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского. СПб., 1912, с. 52-110; Courcelle P. Recherches sur les «Confessions» de S. Augustin. Paris, 1950, p. 106-138. 430  О Викторине и его философских взглядах см.: Benz E. Marius Viktorinus und die Entwicklung der abendländischen Willensmethaphysik. Stuttgart, 1932; Майоров Г. Г. Указ. соч., с. 169 - 176. 431  См.: Boyer Ch. Christianisme et Néo-Platonisme dans la formation de Saint Augustin. Paris, 1953; Theiler W. Porphyrios und Augustinus. Halle, 1933; Courcelle P. Op. cit. 432   Трубецкой Е. Указ. соч., с. 41. 433  Как отмечал К. Ясперс, после обращения изменился смысл философского мышления Августина. Он начал философствовать на библейской основе, осуществляя «рефлексию над тем, что в Библии было нерефлектированным» (Jaspers К. Op. cit., S. 323-324). 434  См.: Possid. Vita August. 3. 435  Подробнее о донатистском движении см.: Thümmel W. Zur Beurteilung des Donatismus. Halle, 1893; Frend W. H. The Donatist Church: a Movement of Protest in Roman North Africa. London, 1952; Brisson J.-P. L " Autonomisme et le Christianisme dans l " Afrique romaine. Paris, 1958; Белоликов В. Литературная деятельность Бл. Августина против раскола донатистов. Киев, 1912; Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV-V веках. М., 1961. 436  Possid. Vita August. 7. 437  См.: Дилигенский Г. Г. Указ. соч., с. 217; Brown P. Op. cit., S. 119-125. 438  пелагианстве и борьбе с ним у Августина см.: Brown P. Op. cit., S. 298-308; там же дана и специальная библиография вопроса. 439 Подробнее о епископской деятельности Августина и его духовной жизни в этот период см.: Possid. Vita August.; Brown P. Op. cit. 440  О философских взглядах этих мыслителей см.: Майоров Г. Г. Указ. соч.. с. 101 - 142. 441 По этому же пути, кстати, шли и первые христианские школы, например александрийская, руководимая Климентом, Оригеном и их последователями. 442 Altaner B. Patrologie: Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter. 5. Aufl. Freiburg, 1958, S. 378. 443

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

 Подробнее о знаковых проблемах в XIII кн. «Исповеди» см. : Hott A. Die Welt der Zeichen bei Augustin. Wien, 1963. 699  И в «Исповеди», и в ряде других трактатов Августин подробнейшим образом исследует эту фразу, показывая, в каких различных смыслах могут пониматься и все ее слова («в начале», «сотворил», «небо», «земля»), и сама фраза в целом. 700  Ср.: Colish M. L. Op. cit., p. 8. 701 См.: Allard G.-H. L " articulation du sens et du signe dans le De doctrina christiana de S.Augustin//SP. Berlin, 1976, vol. 14, p. 388. 702 Glunz H. H. Op. cit., S. 104. 703 В. Отт, посвятивший специальную работу августиновскому учению о чувственном познании, показывает многие почти буквальные совпадения у Августина и Плотина по этому вопросу. См.: Ott W. Des hl. Augustinus Lehre über die Sinneserkenntnis. - Philosophisches Jahrbuch. Fulda, 1900, Bd. 13, S. 45-59; 138-148. 704 См.: En. V, 1,10; 3,9; 9,1. 705 Ср.: Ott W. Op. cit., S. 46; The Cambridge History of Later Greek and Early Médiéval Philosophy, p. 376-377. 706 Cp.: Попов И. В. Личность и учение Блаженного Августина, т. 1, ч. II, с. 39. 707 См.: в частности, работу: Грегори Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М., 1970; Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа: (Исследование деятельности зрительной системы). М.: Изд. Моск. ун-та, 1969. 708 Читателя не должен смущать тот факт, что теория зрительного восприятия Августина, изложенная здесь в основном по его поздним работам, вроде бы полагается нами в основу теории, разработанной им в раннем трактате. Основные идеи концепции зрительного (или чувственного) восприятия, во многом заимствованные у Плотина, т. е. еще до начала его литературной деятельности, просматриваются и в его ранних трактатах, и в самой VI кн. «De musica», как мы убедимся ниже. Однако наиболее подробно они были изложены в поздних работах Августина, что и определило целесообразность анализа их здесь по этим работам. Г. Г. Майоров справедливо подчеркивает, что теория зрения в «De Trinitate» только развивает идеи, намеченные в ранних работах (см.: Майоров Г. Г. Указ. соч., с. 256). 709

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

285 Cp.: Ott W. Op. cit. S. 46; The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. P. 376–377. 287 См.: в частности, работу: Грегори Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М., 1970; Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа: (Исследование деятельности зрительной системы). М.: Изд. Моск. ун-та, 1969. 288 Читателя не должен смущать тот факт, что теория зрительного восприятия Августина, изложенная здесь в основном по его поздним работам, вроде бы полагается мной в основу теории, разработанной им в раннем трактате. Основные идеи концепции зрительного (или чувственного) восприятия, во многом заимствованные у Плотина, т. е. еще до начала его литературной деятельности, просматриваются и в его ранних трактатах, и в самой VI кн. «De musica», как мы убедимся ниже. Однако наиболее подробно они были изложены в поздних работах Августина. что и определило целесообразность анализа их здесь по этим работам. Г. Г. Майоров справедливо подчеркивает, что теория зрения в «De Trinitate» только развивает идеи, намеченные в ранних работах (см.: Майоров Г. Г. Указ. соч. С. 256). 289 Августин использует здесь неканонический текст Библии, ибо в канонических переводах слово «число» отсутствует. 291 Представление об активности души в процессе восприятия восходит к Плотину (ср.: Edelstein Н. Op. cit. S. 96). Подробнее о влиянии Плотина, и в частности его теории чувственного восприятия, на Августина см. в работе: Alfaric В. Р. L " evolution intellectuelle de Saint Augustin. Paris, 1918; об активной деятельности души в процессе эстетического восприятия у Августина см.: Manferdini Т. Op. cit. Р. 62–68. 292 См., в частности, теорию эстетического восприятия, изложенную Л. С. Выготским в его «Психологии искусства». 297 Специально проблеме памяти Августин посвятил многие страницы «Исповеди» (Conf. X 8, 12–19; 28). 298 О художественной значимости этого гимна Амвросия см. в работе: Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972. С. 66.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010