Вотча. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Поселок Вотча расположен в Сысольском районе Республики Коми. Это одно из самых ранних поселений Коми. В 16 веке Вотча была административным центром Сысольской земли. Первая каменная церковь была построена здесь в первой половине 19 века, между 1849 и 1841 годами - точная дата закладки не сохранилась. Она называлась храм Рождества Пресвятой Богородицы. Стены церкви Рождества Пресвятой Богородицы были украшены росписями в виде икон. Остатки этой росписи сохранились по сей день. Церковь известна еще и тем, что последним ее священником был Отец Тихон Шаламов. В последствии его сын Варлам стал известным советским писателем. Из его произведений можно узнать много интересного и познавательного о жизни русского Севера. В средине 1990-х годов рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы была построена церковь Виктора новомученика. И храм начал приходить в запустение. Денег на его реставрацию и поддержку районная администрация не выделяла, а верующие перешли в соседнюю церковь. Сегодня состояние храма Рождества Пресвятой Богородицы достаточно ветхое. В некоторых местах обрушена крыша. Зарастают травой переходы. Действовать она перестала уже давно, но является памятником архитектуры. Церковь привлекает к себе туристов, причем не только из России, но и из-за рубежа. Они знакомятся со старинными настенными росписям, пока те еще сохранились. С сайта Гид В Вотче стоит двухэтажный Рождества Пресвятой Богородицы храм. В 1961 году, будучи студентом, я почти месяц жил в Вотче и не раз заходил в церковь. Каждый раз поражали красивые высокие арки, своды, а особливо на втором этаже в храмовой части отлично сохранившиеся фрески с ликами святых. Как потом узнал, выполненные в начале нашего века устюжским художником Жилиным. Стоит храм вот уже 170 лет.В семидесятый год его существования, в 1899 году, священником здесь стал Прокопий Николаевич Шаламов. Он собрал воспоминания старожилов, сохранившиеся к тому времени документы и написал " Церковно-историческое описание Вотчинского прихода с целью " ...дать знать будущим членам приходской церкви и прихожанам о прошедших днях своей приходской церкви и прихода, а также дать краткое пособие для будущего историка православной церкви и Русского царства " . Свои изыскания Шаламов опубликовал в виде не большой брошюры в Усть-Сысольской типографии " Следников и К " в 1911 году.

http://sobory.ru/article/?object=15146

Митрополит Крутицкий Ювеналий возглавил торжества, посвященные 30-летию возрождения приходской жизни в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Анискино Московской области 17 февраля 2020 г. 16:25 15 февраля 2020 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Патриарший наместник Московской епархии  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий  возглавил торжества, посвященные 30-летию возрождения приходской жизни в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Анискино (г.о. Лосино-Петровский, Московская область). Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Лосино-Петровского округа священник Павел Галушко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Сергий Казаков, настоятель Троицкого храма города Лосино-Петровский протоиерей Владимир Галушко, клирики храма Рождества Пресвятой Богородицы. За богослужением молились глава городского округа Лосино-Петровский И.Ю. Курданин, его заместитель С.А. Матреничев, управляющая делами администрации г.о. Лосино-Петровский В.А. Алексеева, генеральный директор ЗАО «Щелковохлеб» И.В. Ларин, директор радио «Вера» Р.А. Торгашин, заместитель генерального директора ООО «Эко Парк» Ю.В. Кадкин, генеральный директор ООО «Форпост», генерал-майор М.Ю. Пантелеев, учащиеся Православной гимназии «Ковчег». Богослужебные песнопения исполнил сводный хор храма Рождества Пресвятой Богородицы и учащихся Православной гимназии «Ковчег». За Литургией архиерей рукоположил Александра Опалева в сан диакона. После заамвонной молитвы перед иконой Сретения Господня было совершено славление. По окончании богослужения с приветственным словом к митрополиту Ювеналию обратился настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Сергий Казаков: «Дорогой наш отец и владыка! 30 лет назад на этом месте была груда развалин. Однажды, отдыхая в санатории неподалеку, Вы пришли сюда, увидели разрушения и ужаснулись. Когда наша община только создавалась, стало известно, что храм относится к одному из четырехсот храмов Московской области, которые не подлежат восстановлению.

http://patriarchia.ru/db/text/5593088.ht...

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Вскоре после освящения храма Рождества Христова прп. Серафим призвал к себе М.В. Мантурова и сказал: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: " Сына Моего почтил, а Меня позабыл! " Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою...» Преподобный дал нитку для мерки и сказал, что если выйдет по ней подкоп под храмом Рождества Христова, то там и следует устраивать храм в честь Рождества Богоматери. Подкоп вышел как раз в раз по этой мерке. Но свод потолка был пологим и низким, и не мог держаться без опорных столбов, а церковь и без того получалась очень маленькой. Мантуров поехал за советом к прп. Серафиму, а тот «преисполнился весь радостью неизреченною и в духовном восторге воскликнул: " Четыре столба— ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая " ». В 2000 году здесь действительно устроена усыпальница для святых мощей прпп. жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. Строительство церкви во имя Рождества Богородицы закончилось летом 1830 года. 8 сентября храм освятил настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иоаким, приехавший в Дивеево, несмотря на эпидемию холеры. В церкви Рождества Богородицы иконостас был одноярусный. Он был подобен Христорождественскому, только окрашен в зеленый цвет. На Царских вратах помещалось Распятие. Храм Рождества Богородицы был теплый. В нижней церкви был очень нарядный пол из разноцветной керамической плитки, образующей живописный орнамент наподобие ковра. После закрытия монастыря в церкви Рождества Богородицы размещался склад. Повторное освящение нижнего храма состоялось 21 октября 1992 года. В 1993 году в церкви Рождества Богородицы прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг.

http://sobory.ru/article/?object=16529

Дютьково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1879 г. стараниями купца Трофима Мурашова и при содействии прихожан в Дютькове была построена каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней. В храме было два придела: во имя св. пророка Илии и прп. Саввы Сторожевского. В 1940 г. службы в храме прекратились. После войны здание использовали как зернохранилище, в 1960-х гг. хотели взорвать. В настоящее время храм передан верующим. С 2003 г. совершаются регулярные богослужения и ведутся восстановительные работы. Справочник-путеводитель " Подмосковье " , М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Дютькове. Село Дютьково с деревянною церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы в 1583 г. находилось Звенигородского уезда Тростенского стана в вотчине Саввы-Сторожевского монастыря. В писцовых книгах 1624-25 гг. значится: «церковь древяна, стоит пуста от литовских людей; у церкви двор вдового попа Остафья… в селе двор крестьянский и двор бобыльский, людей в них 6 человек». В приходной книге Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей» за 1628 г. под Звенигородскою десятиною написано: «церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине Саввы-Сторожевского монастыря в селе Дютькове; дани 4 алтына 2 деньги, в корм и в Московской проезд гривна, и 30 января нынешнего года взято». В той же форме эта церковь писалась в приходных книгах того же Казенного Приказа по 1748 г. с обозначением дани: в 1678 г. – 29 алтын 4 деньги, заезда гривна, в 1739 г. – рубль 9 алтын 4 деньги. В 1678 г. в селе Дютькове числилось 5 дворов крестьянских и 7 дворов бобыльских, в них всего 46 человек. По переписным книгам 1705 г. значится: «село Дютьково, на речке Песочне, а в селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы; у церкви во дворе поп Микита Елизаров, у него сын пономарь Потап, во дворе дьячок Аника Никитин и 14 дворов крестьянских». В 1715 г. при церкви был священник Андрей Никитин. Село это состояло в вотчине за Савво-Сторожевским монастырем по 1765 г.

http://sobory.ru/article/?object=07365

Сургут. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1840. Год утраты:приблизительно 1925 (сгорела) Адрес: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, старое кладбище Координаты: 61.246024, 73.39519 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты «В городе с издавна существовало две церкви, одна каменная во имя Живоначальныя Троицы, которая и до ныне существует, а другая деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы», - писал в 1884 году благочинный Сургутских церквей священник Стефан Тверитинов. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы являлась приписной к Троицкому собору. Располагалась она на городском кладбище (сейчас это район Историко-культурного центра " Старый Сургут " ). Согласно Клировым ведомостям за 1900 год богослужения в ней проходили в двунадесятые праздники, в дни поминовения усопших и по особым просьбам и желанию прихожан. Первое упоминание о церкви содержится в Клировых ведомостях за 1812 год, она во время общего пожара, бывшего в Сургуте в 1840-м году, сгорела до основания. Сохранились из неё только некоторые иконы, часть священной утвари и часть архива, - всё это хранилось в Троицкой церкви и было внесено в её опись. 28 октября 1884 года прихожане Троицкой церкви решили вновь построить на кладбище в городе Сургуте церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Аргументировали они свое решение тем, что, «во-первых, храм Живоначальныя Троицы мал для помещения жителей города Сургута и трёх русских селений и двух инородческих волостей, которых числится в приходе более 2000 человек обоего пола, не включая в это число временно проживающих и местную Военную Команду. Этот храм не может поместить в себе всех прихожан, особенно во время зимних праздников, когда Богослужение отправляется только в приделах во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и Святого Чудотворца Николая.

http://sobory.ru/article/?object=49545

Арзамас. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была возведена как второй храм обители в 1585 году из дерева. Строилась как теплая - для отопления в подклете и в самой церкви были устроены печи. За три века существования церковь многократно перестраивалась. Кирпичный трапезный храм, поставленный на высоком подклете, построенный во 2-й пол. XVII в. Пятиглавый четверик, вытянутый по поперечной оси, с трехчастным алтарем и обширной трапезной. Второй престол Сретенский. Закрыт в 1929 г., венчания сломаны. Был занят под хлебопекарню и общежитие. Полуразрушен - цела только трапезная часть с частично рухнувшими сводами. На начало XXI beka - одноэтажное ветхое здание. http://drevo-info.ru/articles/21319.html Церковь Рождества Пресвятой Богородицы являлась зимним (теплым) соборным и трапезным храмом Арзамасского Спасо-Преображенского (Спасского) монастыря. К 1585 году относится первое краткое описание монастыря, в котором наряду с главным храмом Преображения Господня названа и теплая церковь Рождества Богородицы с приделом св. великомученицы Анастасии. Эти строения были деревянные. Другой архивный документ, датируемый 1626 годом, добавляет к сведениям об облике деревянной Рождественской церкви лишь то, что она имела трапезный прируб: «А в монастыре храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревянна, а другой храм теплой и трапеза, во имя Рождества Пречистыя Богородицы, да в приделе Святой мученицы Настасеи, да в храме церкви строения…» Данные о времени возведения ныне существующего каменного теплого монастырского храма расходятся. В описи монастыря, хранящейся в РГАДА, составленной капитаном А. Тихменевым в 1763 году, сообщается, что о церкви Рождества Богородицы, «в котором году построена и по какому указу известия не отыскано». А.С. Петряшин считает, что «церковь возведена предположительно в 1660-1690 годах, на что указывают даты освящения антиминсов: в алтаре самой церкви антиминс в приделе Сретения Господня напечатан на полотне 73 году (1665-1666 гг.)…». Таким образом, точная датировка церкви Рождества Богородицы остается под вопросом. Если признать, что дата на антиминсе Сретенского придела воспроизведена правильно (в чем есть сомнения), то каменный храм уже существовал в 1666 году. Следует обратить внимание, что церковный придел в это время был освящен в честь Сретения Господня, а не в честь св. Анастасии, как это было ранее у деревянного храма.

http://sobory.ru/article/?object=14407

Степанчиково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца Год постройки:1789. Адрес: Россия, Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, село Степанчиково Координаты: 57.452985, 39.390256 Проезд:Старая Московская дорога, не доезжая до ее соединения с М8, в Коромыслово поворот направо на Ильинское-Урусово и далее до Степанчиково. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (церковь Рождества Богородицы) Построен в 1789 году на средства прихожан на месте деревянной церкви 17 века. Пятиглавый, каменный храм с ярусной колокольней. Храм летний с зимним приделом. Престолов два: во имя Рождества Пресвятой Богородицы; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В советский период в храме был склад. В настоящее время храм медленно разрушается. Но несмотря на это роспись стен продолжает впечатлять и радовать глаз. Использована информация: " Монастыри и храмы земли Ярославской " , краткая иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах, том 1, 2000 г.  " Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии " , Ярославль 1908 г. Степанчиково, казенное село при колодцах, в 36 верстах от Ярославля; 20 дворов, душ муж. пола 81, жен. пола 77. Местная каменная пятиглавая церковь построена в 1789 г., с двумя престолами: св. Николая и Рождества Богородицы. Иконостас холодной церкви 5-ти ярусный, часть икон покрыты апликовыми ризами, а стены украшены живописью, которая в теплом отделении сильно потемнела. Замечательных церковных предметов и особо чтимых икон нет. Степанчиково до уничтожения штатов принадлежало Ростовскому Борисоглебскому монастырю, о чем упоминается в вкладных и кормовых книгах XVII века. А. А. Титов «Ярославский уезд. Историко-археологическое, этнографическое и статистическое описание с картой Ярославского уезда». Издание И. А. Вахрамеева. Москва, «Русская» типо-литография, Бол. Дмитровка, д. Шаблыкина. 1883 г. …Земли 57 десятин. Приходских селений 2: Степанчиково и Митьково. Всего домов 43, душ муж. пола 132, жен. пола 159.

http://sobory.ru/article/?object=17286

Алатырь. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм Рождества Пресвятой Богородицы - один из самых древних (1747 год) и самых красивых храмов Алатыря. Расположен на крутой возвышенности левого берега реки Сура в историческом центре города, на так называемом Венце. Храм был закрыт в 1936 году, колокольня разрушена, здание храма использовалось в различных хозяйственных целях. Богослужение возобновлено в 1994 году. В храме сооружен баптистерий (крестильня для взрослых). В 1747 г. рядом с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь типа «восьмерик на четверике» с трапезной. В плане крест с вытянутой западной частью. Планировочная структура по оси восток-запад: собственно церковь — с пятигранной апсидой, трапезной и колокольней. С севера и юга к четверику примыкают боковые помещения, образующие ветви креста. Центральная часть креста завершается восьмериком с куполом и главкой на круглом барабанчике. Боковые ветви креста, трапезная и апсида по ширине равны граням центрального четверика, так что сам четверик во внешнем своем пространстве просматривается только в верхних угловых частях. В подкупольной части церкви — сомкнутый восьмилотковый свод, в остальных помещениях коробовые своды. В западной части четверика во втором ярусе устроены хоры. Архитектурный фасад скромный, оконные проемы без наличников, заглублены в арочные ниши. Фасады завершаются поясками поребрика, а в восьмиграннике — поясами кронштейнов и поребрика. Интерьеры с настенной живописью не сохранились. Обе церкви в настоящее время реставрированы. Источник: сайт Чебоксарско-Чувашской епархии  http://cheb-eparhia.ru/hierarhy.aspx?id=71 Собор Рождества Пресвятой Богородицы в своем нынешнем облике датируется 1747 годом. Предыдущую постройку в октябре 1670 года постигла та же участь, что и весь город - отряд атамана Осипова, присланный Степаном Разиным, сжег город. В начале июля 1774 года Емельян Пугачев вошёл в Алатырь, горожане встречали его хлебом-солью. Именно в соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен в его честь. Здесь же, у стен храма, казнили дворян, отказавшихся присягнуть на верность. Алатырские церкви были ограблены, вывезена городская казна.

http://sobory.ru/article/?object=04994

В наши дни при упоминании слова «бутырки» большинство людей вспоминают лишь знаменитую тюрьму. Однако изначально это было особое понятие: бутырками называли избы, жилища, сёла, стоявшие отдельно от общего поселения. Зачастую бутырки отделялись от основного посёлка полем или лесом. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы www.kotoroy.net  В наши дни при упоминании слова «бутырки» большинство людей вспоминают лишь знаменитую тюрьму. Однако изначально это было особое понятие: бутырками называли избы, жилища, сёла, стоявшие отдельно от общего поселения. Зачастую бутырки отделялись от основного посёлка полем или лесом. По предположениям историков, существовала у бутырок и специальная функция – это был сторожевой пункт, оберегавший город от внезапных набегов, а также точка наблюдения за приезжавшими в город иностранцами. Более всего это название закрепилось за районом на севере Москвы. Здесь-то в XVII веке и возникла великолепная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, надолго ставшая украшением этих мест… Деревянная церковь в Бутырках, которые долгое время принадлежали Романовым (ещё до их восшествия на престол), была воздвигнута в 1646 – 1647 гг. владельцем села – боярином Никитой Ивановичем Романовым. Каменная же церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Преподобного Сергия и Николая Чудотворца, построена в 1682 – 1684 гг. Бутырским полком в центре солдатской Бутырской слободы. Тогда же она освящена патриархом Иоакимом. Это был большой соборный храм, на стенах с четырёх сторон находились четыре великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной. Древние зодчие выбрали эти иконы не случайно, они вкладывали в такой порядок особый смысл: иконы представляли тропарь Рождеству Богородицы в лицах, каждая икона соответствовала определённой фразе молитвы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы С основной частью соединялась длинная двускатная трапезная, в которую вели три крыльца – паперти (самая крупная – западная).

http://pravmir.ru/cerkov-rozhdestva-pres...

Палауз. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Первоначально в Палаузской волости, относившейся к Пыелдинскому приходу, была построена часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1672 г. староста Стенка Мелетьев с крестьянами подавали челобитную Преосвященному Симону, архиепископу Вологодскому и Белоезерскому, с просьбой разрешить воздвигнуть храм в честь той же иконы Богородицы. Свою просьбу крестьяне подкрепляли следущей жалобой: " ...мы бедныя крестьянишка живем от церквей Божиих и от священника сухим путем за сорок верст, а водою по реке за пятдесят верст и болши, и для того дальняго растояния без священника многие мы крестьянишка без даров и без покаяния помираем и младенцы наши без крещенья помирают " . В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года упоминалась церковь в честь вмц. Параскевы в Палаузской волости Яренского уезда. В начале 19-го века здесь находилась деревянная церковь Рождества Богородицы, теплая, одноэтажная. В клировой ведомости за 1871 год упоминаются церковь Рождества Пресвятой Богородицы, деревянная, ветхая, предназначенная к сломке, и строящийся каменный храм. Храм строился в 1850-1875 г.г. на средства прихожан и частных благотворителей. Теплая церковь отстроена в 1860 г. и освящена в 1863 г. Престолы: в теплой - по правую сторону во имя свт. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (освящён в 1863 г.), по левую - во имя свт. Тихона Амафунтского Чудотворца (освящён в 1870 г.); в холодной - во имя Рождества Пресвятой Богородицы (освящён в 1879 г.). Храм пятиглавый, над западной частью здания возвышалась колокольня, на которой находилось 6 колоколов, самый большой из них весил 25 пудов. В 1888 г. вокруг церкви на средства прихожан была устроена деревянная ограда. В 1788 г. при церкви числилось 402 человека, в 1868 г. - 729. Палауз. Первая церковь в Палаузе, согласно челобитной палаузских крестьян архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону, и документам, содержащимся в летописи церкви Рождества Пресвятой Богородицы, была построена в период между 1664 и 1670гг.

http://sobory.ru/article/?object=13125

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010