Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Откуда мы знаем о Пресвятой Богородице? Ответьте если можно на такой вопрос: прочитал на первой странице о детстве Божьей Матери- откуда такая информация, в Новом завете такого нет. Еврейские письмена об таком тем более ни чего не говорят. С Уважением Володя. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Владимир! Действительно, Священное Писание мало  говорит о Пресвятой Богородице. В Ветхом Завете можно встретить лишь небольшие фрагменты, прообразы, которые символически рассказывают о Ее спасительной миссии. В Новом Завете всего несколько эпизодов связаны с именем Пресвятой Девы, и все они относятся уже ко взрослому периоду Ее жизни. Об обстоятельствах рождества Пречистой Девы, о Ее детстве мы знаем из Священного Предания, которое Церковь благоговейно хранит с апостольских времен. Священное Предание и Священное Писание – главные источники христианского вероучения. О Предании говорят уже апостолы в своих посланиях. Апостол Павел пишет: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15)… Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держитесь предания так, как я передал вам. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал… (1 Кор. 11, 2, 23)». Апостол Иоанн пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна (2 Ин. 12)». Священное Предание хранит не только учение о Христе, но и воспоминания современников каких-либо событий церковной истории, очевидцев или (как их называет апостол и евангелист Лука) «самовидцев» Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Так в Священном Предании сохранились и свидетельства о некоторых эпизодах жизни Пресвятой Богородицы. Эти воспоминания первоначально передавались устно, а в последствии были записаны. В наши дни, наиболее полные сведения о памятных для Церкви событиях, в т.ч. о событиях, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы, собраны в синаксариях. Синаксарии помещаются в богослужебных книгах (минеях и триодях постной и цветной). Отдельно синаксарии собраны в особой книге, которая в русской традиции более известна под называнием «Пролог». С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/otkuda-my...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Николаев В.А. Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей " decoding="" title="" data-ll-status="" > ( 20  голосов:  4.3 из  5) Оглавление Нет у нас на Земле никого ближе и отзывчивее Богородицы. По Своему земному рождению всем Она как сестра, а Богу — Матерь. И в этом невиданном сочетании дан нам пример великого Отеческого смирения и той щедрости и высоты, на какую может Бог возвести земного человека. Глава 1. Предвечное слово. Родители Марии и благовестие им Нет у нас на Земле никого ближе и отзывчивее Богородицы. По Своему земному рождению всем Она как сестра, а Богу — Матерь. И в этом невиданном сочетании дан нам пример великого Отеческого смирения и той щедрости и высоты, на какую может Бог возвести земного человека. О рождении Богородицы говорится сразу — после падения Евы: «Вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и семенем ея: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Так говорил Бог дьяволу в образе змия, совратившему первых людей, Адама и Еву. Утратив бессмертие, многие века чаяло человечество исправления своей природы. Рождение Богородицы ждали, как и рождение Иисуса Христа. Многие ветхозаветные пророки предсказывали место и время Её появления. Так пророк Исаия ещё в 7 веке до Рождества Христова написал: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (с нами Бог). Родители Девы Марии — Иоаким и Анна — происходили из древнего царского рода Давида. Святой Иоанн Златоуст пишет, что у евреев «нельзя было брать жену не только из другого колена, но даже из другой фамилии, то есть другого родства». Не было в то время лучших людей на Земле, чем эта благочестивая чета. Иоаким и Анна жили в Назарете. Это был незначительный городок. Он лежал на откосе горы и был в трех днях пути от Иерусалима, и никто не верил в его значительность. «…От Назарета может ли что доброго быти?» — говорили евреи.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Святой Церковью 8 сентября (21 сентября) ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители Ее поспешили исполнить обещание, данное Богу. Они созвали родственников, пригласили сверстниц своей Дочери, одели Ее в лучшие одежды и, провожаемые народом, с пением духовных песен повели Ее в храм. Первосвященник Захария встретил Пресвятую Деву у самого входа в храм, благословил Ее и, по внушению Святого Духа, ввел прямо в святое святых, куда и сам он имел право входить только один раз в году. Иоаким и Анна, исполнив свое обещание, возвратились домой, а Пресвятая Дева Мария осталась при храме, где вместе с другими девицами обучалась Закону Божиему и рукоделию; остальное же время проводила в молитве и богомыслии. Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется Святой Церковью ежегодно 21 ноября (4 декабря) День этот почитается великим праздником, который в песнопениях церковных называется предвестием Божиего благоволения к людям. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Пресвятая Дева Мария жила при храме около одиннадцати лет. Оставшись сиротой, Она всей душой возлюбила Бога, а чтобы иметь еще более возможности служить Ему, дала обещание навсегда остаться девой. Когда Ей исполнилось четырнадцать лет, то священники, по обычаю того времени, объявили, чтобы Она оставила храм и вышла замуж; но Пресвятая Дева сказала, что замуж идти не может, потому что дала Богу обещание навсегда остаться девой. Тогда священники обручили Ее родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он питал Марию и хранил Ее девство. Иосиф был человек небогатый, жил в городе Назарете и занимался плотничеством. Пресвятая Дева Мария, поселившись в его доме, занималась рукоделием, в свободное время читала божественные книги и молилась Богу. Однажды явился к Ней Архангел Гавриил и сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Мария смутилась. Архангел продолжал: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; [Ты] зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего. Пресвятая Богородица сказала Архангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Архангел отвечал: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей. Пресвятая Богородица с покорностью приняла весть Архангела, и он отошел от Нее.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

23). По преданию, Богородица занималась рукоделием, учила грамоте местных детей. Она по-прежнему пребывала в молитве и богомыслии. Каждый год все Семейство отправлялось - по существующему религ. обычаю - в Иерусалим на праздник Пасхи. Во время одного из подобных путешествий уже покинувшие храм Иосиф и Богородица не заметили, что отрок Иисус, Которому было тогда 12 лет, остался в Иерусалиме. Они думали, что Иисус идет в Галилею с к.-л. из их родственников или знакомых; не найдя Его среди них и будучи обеспокоены этим, Иосиф и Богородица возвратились в иерусалимский храм. Они нашли здесь Иисуса, беседующего с иудейскими учителями, поражавшимися присущей Ему не по летам мудрости. Богородица сказала Ему о той скорби, к-рая охватила Ее и Иосифа, когда они не нашли Его среди соплеменников. Господь ответил Ей: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2. 49). Тогда они не поняли смысла сказанных Господом слов. И все же Богоматерь сохранила все Его слова в Своем сердце, смутно предугадывая то будущее, что ожидает Ее Сына и Саму Богородицу (Лк 2. 41-51). В соответствии с Церковным Преданием, через неск. лет после этого события умер Иосиф. Теперь о Христе и Его братьях (в согласии с вост. экзегетической традицией, детях Иосифа от первого брака - Euseb. Hist. eccl. II 1. 2; Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56; см.: Мерзлюкин. С. 25-26) заботилась Богоматерь. После Крещения Господня и 40-дневного поста в пустыне Сын Божий оказался вместе со Своей Матерью на брачном пире в Кане Галилейской. Здесь Богородица попросила Его утешить испытывавших недостаток в вине пирующих и явить ради этого Свою Божественную силу. Господь сначала ответил, что Его час еще не настал, а затем, видя полное упование Богородицы на всемогущество Божественного Сына и из почтения к Ней ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4), чудесным образом претворил воду в вино (Ин 2. 1-11). По преданию, вскоре после пребывания на браке в Кане Богородица по воле Сына переселилась в Капернаум ( Ioan.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/20/...

И сказал ей архистратиг: «Пойдем, пресвятая, я покажу тебе огненное озеро, где мучается род христианский». И она увидела и услышала их плач и вопль, а самих грешников не было видно, и спросила: « в чем грех тех, кто здесь находится?» И сказал ей Михаил: «Это те, что крестились и крест поминали, а творили дьявольские дела и не успевали покаяться, из-за этого они так мучаются здесь». И сказал Пресвятая архистратигу: «Единственную молитву обращаю к тебе, чтобы и я могла войти и мучиться с христианами, потому что они назвались чадами сына моего». И сказал архистратиг: «Отдыхай в раю». И ответила Пресвятая: «Молю тебя, чтобы ты позвал воинство семи небес и все воинство ангелов для того, чтобы помолиться за грешников, и пусть услышит нас Господь Бог и помилует их». «Жив Господь Бог, имя его величественно, мы поклоняемся Господу семижды днем и ночью, когда хвалу возносим Владыке и за грешников просим, Госпожа, но нисколько нас не слышит Владыка». И сказала Пресвятая Богородица: «Молим тебя, вели ангельскому воинству вознести меня на небесную высоту и поставить перед невидимым Отцом». И архистратиг повелел, и появились херувимы и серафимы, и вознесли Благодатную на высоту небесную, и поставили ее перед невидимым Отцом у престола; Богородица воздела руки к благодатному Сыну своему и сказала: «Помилуй грешников, Владыка, так как я видела и не могу переносить их мучений, пусть буду и я мучиться вместе с христианами». И раздался голос, ей говоривший: «Как я помилую их? Вижу гвозди в ладонях сына моего, и не знаю, как можно их помиловать». И сказала Богородица: «Владыко, я не прошу за неверных иудеев, но прошу милосердия твоего для христиан». И раздался голос, говоривший: «Вижу, что братию мою не помиловали, и не могу тех помиловать». И снов сказала Пресвятая: «Помилуй, Владыко, грешников; помилуй, Господи, сотворенных твоими руками, потому что они по всей земле произносят твое имя, и в мучениях, и во всех местах по всей земле, говоря: „Пресвятая Госпожа Богородица, помоги нам”, и когда человек рождается, говорит: „Святая Богородица, помоги мне”». Тогда сказал ей Господь: «Послушай, Пресвята Богородица, владычица, нет того человека, кто молился бы имени твоему, и я не оставлю их ни на небесах, ни на земле».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всех вас, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником, с этим воскресным днем и пусть Господь предстательством Пречистой Богородицы, Всех скорбящих радости, по молитвам святого апостола Филиппа, память которого мы празднуем, поможет нам проходить поприще Рождественского поста, который начинается завтра, поможет проходить поприще нашей земной жизни и всех нас удостоит Царства Небесного. Аминь». Проповедь в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм: Храм должен быть для каждого из нас духовным домом 4 декабря 2011 года, в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм, митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. По окончании Литургии Владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, воскресный день совпал с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. За богослужением мы слышали воскресное евангельское чтение – притчу Господню о том, как некий богатый человек собрал столь обильный урожай, что у него не хватило места в амбарах. И тогда решил он: сломаю житницы мои и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Господь явился к нему и сказал: «Безумный! В эту ночь душу твою заберут от тебя. Кому достанется все то, что ты накопил?» (см. Лк. 12. 18-20 ). Эта притча говорит о том, что в жизни человека всегда должно присутствовать измерение, которое святые отцы называли памятью смертной, то есть мысль о том, что все, что мы имеем в этом мире, все, что можем здесь приобрести – любое материальное богатство, любой успех, являются временными и скоропреходящими. Никто из нас не знает, когда настигнет его смерть: мы можем рассчитывать на долгие годы, а смерть придет и восхитит нас гораздо раньше, чем мы это планировали. Святые отцы заповедовали нам проводить каждый день так, будто это последний день жизни, – жить на пределе наших возможностей, со всей ответственностью перед Богом за каждое слово, которое мы произносим, за каждое дело, которое совершаем. Мы должны ходить перед лицом Божиим, помня о том, что Господь спросит нас за каждое дело, каждое слово и даже за каждую мысль, в том числе и за греховные помыслы, которые мы либо допускаем внутрь себя, либо прогоняем мечом молитвы Иисусовой.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

4) Практика Церкви.   Под практикой Церкви можно понимать всё ее устройство: богослужение, обряды, песнопения, молитвы, установления и т. д. В них изложены все истины христианской веры, раскрыты многие места Священного Писания и показано множество сторон в событиях, упоминаемых в Писании. Например, в книге Бытия рассказывается, что Иаков благословил сынов Иосифа: «простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии» ( Быт. 48:14 ), и он сделал это с особенным намерением ( Быт. 48:17–19 ). Таинственное значение этого действия объясняет Церковь , когда воспевает: «рук пременение патриарха Иакова на благословение чад державное креста Твоего предъявляше знамение» (Стихира на литии на праздник Воздвижения Креста Господня). Св. ев. Матфей говорит, что Иосиф, приняв свою жену, «и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца» ( Мф. 1:25 ). Частица «наконец» (ως [еос]) в Священном Писании может означать не только предел времени, после которого оканчивается предшествовавшее ему действие (см. Лк. 24:49 ), но и показывать непрерывность действия до определенного предела, не исключая возможность продолжения того же действия и после этого предела (см. Втор. 24:6 , Мф. 22:44 , 1Тим. 4:13 ). Выбор из двух значений в этом месте можно сделать на основании учения Церкви, которая в своих песнопениях называет Матерь Бога-Слова «девство и рождество сочетавшею» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос VIII), «в рождестве сохранившею девство» (Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы), «столпом девства» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос X), «неискусобрачною» (Стихира на стиховне праздника Благовещения), которая пребыла Девою не только до рождества, но и в рождестве и по рождестве. Прп.  Иоанн Дамаскин пишет: «О блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаём вас, как негде сказал Господь: от плодов их познаете их. Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву – единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную» (Слово на Рождество Пресвятой Богородицы) 147 . Такое толкование не вступает в противоречие со словом «первенец», потому что первородного сына всегда можно так назвать, несмотря на то, были ли после него другие сыны, или нет ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется Святой Церковью 25 марта (7 апреля). ПОСЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕЙ ПРАВЕДНОЙ ЕЛИСАВЕТЫ. После благовестия Архангела Пресвятая Богородица отправилась в нагорную иудейскую страну к родственнице своей Елисавете, жене священника Захарии. Войдя в дом, Она приветствовала Елисавету. Услышав это приветствие, Елисавета исполнилась Святого Духа и сказала Пресвятой Богородице: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? На это Пресвятая Дева Мария ответила: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Пробыв у нее около трех месяцев, Пресвятая Богородица возвратилась в дом Свой. Глава 2. Рождество Христово В царствование Ирода иудеи находились под владычеством римлян. Римский император, желая узнать, сколько у него подданных, велел сделать всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться в том городе, из которого происходили его предки. Иосиф и Мария, как происходившие из рода Давидова, отправились в Вифлеем. В Вифлееме в то время народу было много; свободного помещения в городе они не могли найти, а потому и приютились за городом в пещере, куда пастухи загоняли свои стада в ненастную погоду. Здесь Пресвятая Богородица родила Иисуса Христа, спеленала Его и положила в ясли. В это время неподалеку от пещеры находились пастухи со своими стадами. Вдруг им явился Ангел, окруженный необыкновенным светом. Пастухи испугались. Ангел сказал им: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился Спаситель мира, Господь Иисус Христос; и вот вам знамение: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Когда Ангел окончил эти слова, явилось множество других Ангелов, которые славили Бога и взывали: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Пастухи вошли в пещеру и нашли в ней Пресвятую Богородицу, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Поклонившись Спасителю, они рассказали Иосифу и Марии о том, что видели и слышали от Ангелов.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Пресвятая Дева Мария жила при храме до четырнадцати лет. Родители Ее умерли. Священники, которые должны были заботиться о сироте, хотели отдать Ее замуж. Но Пресвятая Дева Мария сказала, что Она дала обет Богу всегда оставаться Девой. Тогда священники обручили Ее благочестивому старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и берег Ее. Пресвятая Дева Мария жила с Иосифом в Назарете. Здесь однажды явился Ей Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты между женами! Ты родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус». Дева Мария в недоумении спросила Ангела: «Как это может случиться? Когда я мужа не знаю». Ангел сказал Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя, поэтому и рожденный Тобою назовется Сыном Божиим». Дева Мария со смирением приняла эту радостную весть и сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее Ангел. Благовещение Пресвятой Девы Марии Православная Церковь празднует 25 марта. Тропарь праздника. Днесь спасения нашего главизна (начало), и еже от века таинства явление (откровение таинства, предопределенного от века), Сын Божий, Сын Девы бывает (становится Сыном Девы), и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. § 5. Посещение Пресвятой Девой Марией Елисаветы (Лк. 1:39–56) После Благовещения Пресвятая Дева Мария отправилась в Иудею навестить свою родственницу Елисавету, жену священника Захарии. Елисавета, по внушению Святого Духа, узнала, что Мария будет Матерью Господа, поэтому она громким голосом воскликнула: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! Откуда мне такая милость, что ко мне пришла Матерь Господа Моего?». В ответе на это приветствие Пресвятая Дева сказала: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем, что Он призрел на смирение рабы Своей…». Пресвятая Дева Мария пробыла у Елисаветы около трех месяцев, а потом возвратилась в свой дом. § 6. Рождество Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 1:18–25; Лк. 2:1–21)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

В те дни Мариам, встав, пошла с поспешностью в горную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. И было: когда услышала Елисавета приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и исполнилась Духа Святого Елисавета, и воскликнула громким голосом, и сказала: «Благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо вот, когда прозвучал глас приветствия Твоего в ушах моих, взыграл младенец от радости во чреве моем, и блаженна Уверовавшая, что совершится сказанное Ей от Господа». И сказала Мариам: «Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды; что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его». Пробыла же Мариам с нею около трех месяцев и возвратилась в дом Свой. Лк 1:39–49, 56 По 50м псалме. Слава: Молитвами Богородицы,/Милостиве, очисти/множества согрешений наших. И ныне: Молитвами Богородицы,/Милостиве, очисти/множества согрешений наших. После 50 псалма Слава: По молитвам Богородицы,/Милостивый, изгладь/множество согрешений наших. И ныне: По молитвам Богородицы,/Милостивый, изгладь/множество согрешений наших. Таже, глас 6: Помилуй мя, Боже,/по велицей милости Твоей/и по множеству щедрот Твоих/очисти беззаконие мое. Помилуй меня, Боже,/по великой милости Твоей/и по множеству щедрот Твоих/изгладь беззаконие моё. И стихира праздника, глас 6: И стихира, глас 6 Сей день Господень,/радуйтеся, людие:/се бо Света чертог/и книга Слова Животнаго/из утробы произыде,/и Яже к востоком дверь, рождшися,/ожидает входа Святителя великаго,/едина и Единаго вводящи Христа во вселенную,/во спасение душ наших. Это – день Господень, радуйтесь люди;/ибо Света брачный Чертог/и Книга Слова жизни из чрева произошла;/и Рожденная – дверь, обращенная к востоку,/ожидает входа великого Священника, –/единственная, и вводящая во вселенную единого Христа/ко спасению душ наших. Канона два, ирмосы обоих канонов по дважды, тропари же их на 12.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010