" Явился еси днесь вселенней… " января 2021 Наши дни летят быстро. И вот уже завершаются Святки - дни особого празднования Рождества Христова. В православных храмах отзвучали слова рождественских песнопений, но все еще нет обычных для христианина однодневных постов по средам и пятницам. Впервые после Рождества православные будут поститься лишь в крещенский сочельник - день, предшествующий, идущему вслед за Рождеством двунадесятому празднику Крещения Господня. Как повествует Святое Евангелие, достигнув совершеннолетия, воплотившийся от Девы Спаситель пришел к водам Иордана, чтобы принять крещение от последнего пророка Ветхого Завета - Иоанна Крестителя или Предтечи. Собственно, последнее его прозвание и говорит о том, что завершающий своим служением ветхозаветную историю пророк Иоанн и должен был предварить начало общественного служения Богочеловека Иисуса Христа. Крестителем же он был назван потому, что первым стал совершать крещение, точнее омовение водою, открывающее для христианина путь в новую жизнь. Смысл этого действа - ставшего сегодня одним из семи таинств Православной Церкви - станет до конца ясным после Страстей, Крестной смерти и Воскресения Спасителя. Пока же Христос - вовсе не нуждавшийся в этом омовении - приходит к Иоанну, чтобы " исполнить всякую правду " , уподобившись человеку  во всем, кроме греха. Интересно, что это - одно из важнейших событий для христиан - стали праздновать практически сразу, еще в апостольские времена. Но, окончательно, в том виде, к какому мы привыкли сейчас, праздник оформился не сразу и не везде. Главным и, наверное, самым древним отличительным признаком праздника стало освящение воды - великое водосвятие, по гречески - агиасма (святыня). Как верят православные - и не только - христиане, в этот день в память Крещения Спасителя Бог особым образом посылает Свою благодать на воды, преображая их физические свойства. Надо знать христианскую веру, чтобы понять - речь здесь вовсе не о какой-либо магии, а лишь о том, что Единый в Троице Творец бесконечно близок к каждому из Своих творений и подает Свою помощь через физически осязаемые предметы.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Рождество Христово в стране выходных Сам праздник Рождества в Испании проходит традиционно очень тихо. Все отмечают его накануне, в Рождественский Сочельник (Nochebuena – добрая ночь). 4 января, 2012 Сам праздник Рождества в Испании проходит традиционно очень тихо. Все отмечают его накануне, в Рождественский Сочельник (Nochebuena – добрая ночь). В Испании отмечают не только сам день Рождества; весь период с 24 декабря по 6 января называется Navidades . Здесь празднуют Рождество, потом Новый Год, а затем, 6 января День Королей, или Богоявление . Сам праздник Рождества проходит традиционно очень тихо. Все отмечают его накануне, в Рождественский Сочельник (Nochebuena – добрая ночь). В этот вечер главное – постараться собраться всей большой испанской семьей. Подарки традиционно в это день не дарились. Сейчас детям их дарят, хотя главные подарки принесут на день Королей-Волхвов. Есть одно событие, с которого начинается период Рождественских праздников — это розыгрыш рождественской лотереи, которая существует с 1812 года. Билеты покупает 98% населения,  они продаются уже с августа-месяца, а 22 декабря происходит священнодействие, за которым следит по телевизору вся страна. Ученики школы св. Ильдефонсо в Мадриде нараспев возглашают номера , которые написаны на небольших деревянных шариках, помещенные в две большие золоченые сферы. Действо длится более трех часов: поющие дети сменяют друг друга, идет прямая трансляция по телевидению, все смотрят, затаив дыхание. Хотя шанс выиграть небольшой (по пессимистическим прогнозам около 5%, по оптимистическим – около 10%), многие надеются на чудо. Поклонение золотому тельцу объединяет страну и заставляет забыть о кризисе . Ликования выигравших (а это могут быть целые коллективы на работе или группы знакомых по бару, купивших один билет в складчину) и залпы шампанского 22 декабря окончательно переводят Испанию с рабочего режима в праздничный. При всей любви испанцев к публичности, Рождество – чисто семейный праздник. Другое дело, что собравшаяся в доме, слегка расширенная испанская семья по количеству и уровню шума может сравниться с переполненным автобусом. На праздничном столе – морепродукты и сухофрукты, а также туррон — сладости на основе миндаля. Возможно, это отголоски поста в сочельник, в любом случае, эта традиция соблюдается неукоснительно, поэтому ежегодно в этот период цены на морепродукты повышаются.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-v-...

slideshow_new_no=1; slideshow_cur_no=1; slideshow_count=3; slideshow_transition=0; function slideshowTransition() document.getElementById( " df_slide_ " document.getElementById( " df_slide_ " slideshow_transition++; if (slideshow_transition> 5) slideshow_transition=0; document.getElementById( " df_slide_ " +slideshow_cur_no).style.visibility="" ; slideshow_cur_no=slideshow_new_no; clearInterval(slideshowmotion); function DFSlideJump(param,cnt) if (slideshow_transition==0) slideshow_new_no=param; shift_pager=0; if (cnt 19)//document.getElementById( " df_slider_pagebar " " df_slider_pagebar " ).style.left=shift_pager; .ch112_cnvs position: relative; float: left; width: 600px; max-width: 600px; min-height: 100%; text-align: center; margin-left: 0px; margin-right: 0px; margin-top: 0px; margin-bottom: 10px; padding-left: 16px; padding-right: 16px; padding-top: 20px; padding-bottom: 20px; background-color: #ffffff; border-stylw: none; text-decoration: none; p.m_ttl display: inline-block; position: relative; font-family: " Open Sans Condensed " ; font-size: 36px; color: #214584; line-height: 36px; text-align: left; margin-top: 20px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; p.m_sttl font-family: " Open Sans Condensed " ; font-size: 20px; color: #505050; line-height: 22px; text-align: left; margin-top: 10px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; .m_info font-family: inherit; font-size: 14px; color: #898989; font-weight: bold; line-height: 16px; text-align: left; text-decoration: none; margin-top: 5px; margin-bottom: 5px; margin-left: 0px; margin-right: 0px; a.m_dt:link, a.m_dt:active, a.m_dt:visited, a.m_dt:hover font-family: " oscb " ; font-size: 14px; color: #898989; font-weight: bold; line-height: 20px; text-decoration: none; p.m_dscr font-family: " Arial " ; font-size: 14px; color: #445566; line-height: 16px; text-align: left; margin-top: 5px; margin-bottom: 0px; p.m_src font-family: " Arial " ; font-size: 11px; color: #666666; text-decoration: none; margin-top: 15px; margin-bottom: 2px; a.m_bind:link, a.m_bind:active, a.m_bind:visited, a.m_bind:hover position: relative; display: block; float: none; min-height: 45px; font-family: " Arial " ; font-size: 13px; color: #445566; line-height: 15px; font-weight: normal; margin-left: 70px; text-align: left; text-decoration: none; margin-bottom: 15px; img.m_bind_icon position: absolute; top: 0px; left: -70px; width: 60px; height: 45px; border: 06 января 2021 :: Святейший Патриарх Кирилл Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя ВКонтакте

http://religare.ru/2_120212.html

Он зажёг рождественскую ёлку И на нас с улыбкой поглядел. Снится нам в Рождественский сочельник Вереница праздничных чудес. Сам Господь в чудесных облаченьях К нам с тобой спускается с небес. Возле ёлки снова торжество – Рождество, Христово Рождество. Рассказ о России Но никогда, ни за что не покину светлую землю по имени Русь Гнёзда на ясене и на осине, Солнцем наполнен берёзовый сок… И пробуждается образ России В тысячах ласковых песенных строк. Рощу вспоил чудотворный источник, Поле раздольем Господь одарил. Каждую веточку, каждый листочек Он по-особому здесь сотворил. Эти луга родники оросили, Эти холмы – словно волны морей. Чтобы сказать все слова о России, Мне будет мало всей жизни моей. Глядя вослед журавлиному клину, Горе осилю и с болью смирюсь, Но никогда, ни за что не покину Светлую землю по имени Русь. Капелька воска Упала со свечечки капелька воска, Как будто угодника Божьего слёзка, Который у Господа на облаках Тихонечко плачет о наших грехах. Россия Здесь тёплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов. Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков. И землю водою святой оросили, И синий простор осенили крестом. И нет у нас Родины, кроме России – Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом. Земля как будто песня Здесь воздух пахнет рожью И яблоневым цветом, Здесь на медовых сотах Настояна заря. И ничего дороже На целом свете нету, Чем эта луговая, Раздольная земля. Ромашковый пригорок Рекою подпоясан, Просёлки убегают За рощи, за леса. И мне навеки дорог, Со мной навеки связан Тот край, где не тускнеет Былинная краса. Здесь плещутся по небу Лазоревые ветры, Здесь полдень приникает К прохладе родника. Земля теплее хлеба, Земля нежнее вербы. Она, как будто песня, Светла и широка. По лугам расстилается май Никакие красоты нездешние не заменят родной красоты В рощах царствуют ландыши вешние, В жемчуга нарядились сады. Никакие красоты нездешние Не заменят родной красоты. По ручьям серебро рассыпается, По лугам расстилается май –

http://ruskline.ru/opp/2022/01/13/snitsy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр Сергеевич и Игорь Иванович 09.01.2024 109 Время на чтение 5 минут Источник: Праволсавие.ру Коляда. Художник: Игорь Ропяник Болезни на старости лет особый вид имеют – последовательный: только от одной пилюлями отбился, уколами защитился – тут же вторая приключается, как у православных говорят, «горше первой». Игорю Ивановичу уже за семьдесят, и с каждым годом количество болячек прибавляется. Нет, он не ропщет, виноватых в своих недугах и недомоганиях не ищет, медиков не ругает и медицину уважает, одна лишь печаль у него и претензия: к жене своей покойной. – Вот, Люба, не померла бы ты, я бы жменями лекарства не пил и врачам бы не надоедал. И так бы не уставал, и… – далее обычно вспоминались вечера, когда они с ушедшей в мир иной супругой книги вслух друг другу читали. Причем самым любимым чтением был Пушкин. Мысли свои Игорь Иванович всегда вслух произносил, так как рядом с ним, кроме старого рыжего кота Омлета, никого не было, а кот уже давно – член семьи и никому не расскажет, что дед сам с собой разговаривает. Вообще-то Игоря Ивановича еще с тех времен, как он стал для всех человеком с обязательным отчеством, называли кратким, в православные святцы и светский перечень не входящим именем: «Ии». Почему именно так, а не иначе? Тут не только имя с отчеством роль сыграли. Игорь Иванович обладал неповторимым умением любой разговор, если его не остановить, превращать в монолог, который мог продолжаться до бесконечности, потому что все мысли и утверждения соединялись местоимением «И». Приключившийся собеседник, подождав несколько минут окончания речитатива нашего местного витии и не дождавшись его, махал рукой, кивал головой и признавал свою ораторскую и апологетическую несостоятельность. Сегодня, в день Рождественского Сочельника, все рассуждения старика касались только одного актуального вопроса, который придется решать в приближающийся предпраздничный вечер. Вопрос был практического толка и требовал безотлагательного разрешения: чем и как встречать вечером детвору, которая обязательно придет с кутьей и с положенными рождественскими приветствиями?

http://ruskline.ru/opp/2024/01/09/aleksa...

Рождественские повести: Диккенс, Гоголь, Янсон и другие Тема дружбы и взаимовыручки и обязательно счастливый конец – непременные атрибуты этого праздничного жанра. 4 января, 2014 Тема дружбы и взаимовыручки и обязательно счастливый конец – непременные атрибуты этого праздничного жанра. Жанр рождественской повести предполагает, что речь будет идти о чем-то необычном, что могло произойти только накануне великого Праздника или на Святках, когда в мире людей появляются волшебники и сказочные духи, которые свободно действуют, помогая или, наоборот, вредя человеку. Создание этого жанра часто приписывается английскому писателю Чарльзу Диккенсу. Хотя его «Рождественская песнь» была опубликована в 1843 году, а «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда вошла повесть «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, — в 1832 году. Но выяснение того, кто был первым, а кто вторым, нам не так уж интересно. Гораздо важнее другое – в каждой рождественской истории присутствует обязательный, свойственный жанру, «набор» — он встретится и у Диккенса, и у Гоголя, и у Янсон, и у современного шведского писателя Свена Нурдквиста, и в сказке «Щелкунчик», и в рождественских приключениях муми-троллей. Давайте вспомним рождественские истории разных авторов из разных стран и посмотрим, что их объединяет. Скряга Скрудж и духи Из пяти рождественских повестей Диккенса, которые появлялись в течение пяти лет в декабре, наиболее известна первая, собственно, она и является по-настоящему «рождественской», так как действие ее разворачивается непосредственно в Сочельник и первые дни Святок. Скряга Скрудж, которого раздражает приближение праздников, когда никто не будет работать и зарабатывать, а будет лишь веселиться и бездельничать, встречает по дороге домой дух своего компаньона Джейкоба Марли, умершего в Сочельник семь лет тому назад. Дух Марли рассказывает Скруджу о том, что был наказан за то, что при жизни не стремился творить добро и помогать нуждающимся, и теперь он хочет, чтобы Скрудж изменился, поэтому к нему будут посланы три духа, которые помогут ему исправиться.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskie-povest...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ворона Рождественский рассказ 13.01.2019 692 Время на чтение 5 минут Вечер в сочельник выдался как по заказу: морозный и ясный. В небе мелкими бриллиантиками мерцали звёзды, ярко светил месяц, а в воздухе была разлита особенно бодрящая зимняя свежесть. Весело прибежать в такой морозный вечерок домой, скинуть холодное пальто и, потерев покрасневшее лицо, выдохнуть: «Ух, хор-р-рошо!». Мороз к ночи усилился, и потому на улицах было безлюдно и как-то по-особенному тихо. Казалось, что весь маленький провинциальный городок застыл в ожидании чего-то несказанно прекрасного и важного! Накануне прошёл сильный снегопад, и немногочисленные деревья в городском сквере, выходящем на центральную площадь, стояли укутанные в белые одеяния. Странным образом деревья напоминали группу людей - детей, подростков и взрослых. Большие деревья - взрослые - были одеты в длинные солидные шубы; средней высоты деревца - подростки - в просторные снежно-белые спортивные костюмы и шапки-ушанки. Среди же «малышни» - низеньких ёлочек и берёзок - особенно выделялась маленькая аккуратная ёлочка. Одета ёлочка-девочка была преотлично: в переливающуюся при лунном свете пушистую шубку, на её головке ладно сидела круглая белая шапочка, а две боковые веточки напоминали призывно раскинутые для объятий ручки в мягких рукавичках. Ни дать, ни взять - мамина любимица, первоклашка-отличница! Мороз, тем временем, всё крепчал, а на небе среди звёзд ярко просияла новая - крупная и будто живая - так она вся переливалась! Но вот заскрипел под чьими-то неровными тяжёлыми шагами снег, и на единственную в сквере скамейку плюхнулся мужик. Он был без шапки, заскорузлая куртка была расстёгнута. В одной руке мужик держал открытую бутылку пива, в другой догорала сигарета. Вдруг тишину нарушило хлопанье больших крыльев, и недалеко от скамейки на дорожку опустилась большая растрёпанная ворона, видимо в надежде, что от человека ей может перепасть что-нибудь съедобное. Тут мужик открыл рот, и свежий морозный воздух осквернился невообразимой перегарной гадостью.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/14/...

1908 г. 1 января 1908 года Даждь дождь земли жаждущей, Спасе! В новолетие просится на уста эта молитва . Вспоминается нам все то, что было пережито нами и перечувствовано ровно год тому назад пред новым, а ныне уже минувшим годом, и что вылилось тогда в нашей новогодней статье. Перечитав ее теперь, мы видим, что определение явлений, потребностей и запросов времени, в отношении к деятельности пастырской, нами тогда было указано правильно. Отрезвление после революционного угара, нами тогда предуказанное, несмотря на все то, что мы видели в отшумевшей ныне второй Государственной Думе и вопреки ей, – отрезвление это теперь для всех является несомненным фактом. Выборы в третью Государственную Думу ясно показали, что революция, в смысле уличных демонстраций, вооруженных выступлений и массовых волнений, ослабела. Мы присутствуем при ликвидации дел революции. Она оставила по себе много гнили и нравственной мерзости: развратила множество рабочих, отняла у них нравственные устои, разбудила и поощрила все те животные инстинкты злобы, зависти, ненависти, которые теперь рождают все грабежи и убийства. Известиями о таких страшных проявлениях злобы пестрят все сообщения газет о текущей жизни. Одно из самых страшных известий пришло к нам в самом конце года: сын, 23 лет, в Рождественский сочельник убил отца своего – протоиерея, мать свою и сам застрелился! Революция, далее, выбила из законного существования множество людей, которым стало невозможно жить в обществе легально и спокойно: это беглецы-каторжники и ссыльные, разыскиваемые полицией преступники и т. п. личности. Выброшенные из рамок нормальной жизни и лишенные возможности к ней возвратиться, эти люди, по необходимости, должны жить грабежами и «экспроприациями»; они считают выгодным для себя поддерживать общественное расстройство и революционное движение, обещающее им амнистию и возвращение к спокойной жизни и к существованию, обеспеченному законом. Они, печальное наследие всякой революции, частью вымирают от чахотки и других болезней, свойственных их ненормальной жизни, частью кончают жизнь в тюрьмах и на виселицах за совершаемые преступления, частью, наконец, погибают в самоистреблении, в самоубийствах, которые ныне увеличились в ужасающей степени. Тактика революции всегда одна: перед решительным натиском закулисные деятели революции обычно стараются выбросить на улицы из учебных заведений, из фабрик и заводов как можно больше молодых жизней, поставленных в нелегальное существование. Это – пушечное мясо революции. И в конце революционного движения остаются для ликвидации и смерти те же общественные элементы, – большей частью несчастные юноши, учащиеся в высших школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Александра Соколова - Две моих свечи. Дочь Иерусалима. Повесть о православном воспитании. [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПОВЕСТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ВОСПИТАНИИ. ДВЕ МОИХ СВЕЧИ. Александра Соколова [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Глава 5. Наши Праздники Праздновать с Церковью праздники — дело чрезвычайно сложное. Может быть, более сложное, чем жить ее буднями. Как их праздновать? Перечитала я много книжек, удивительно красочно повествующих о праздничной церковной жизни старой России. Ну что мне из них взять? То, что на Рождество я должна вытащить из чулана (то бишь стенного шкафа) ковер белый, с голубыми розами, а на Пасху пунцовый? Еще и занавеси сменить к Рождеству, повесив беленькие, с голубыми узорами... И не перепутать бы сервизы — на Рождество с голубенькими цветочками, а на Пасху с красивыми яркими розами, самый роскошный! И вот еще что: сочиво (кутью) в рождественский сочельник вынести в сени и поставить на солому... Гм-м... У нас все, слава Богу, поскромнее. Ковров запасных не имеем. Шторы одни и те же в будни и праздники. Сервизов полтора, правда, тот, который целехонек, с голубыми цветочками, я вообще никогда не достаю из серванта, дабы не располовинить. Кутью готовлю с изюмом и каждое Рождество, вздохнув над новой нераспечатанной (ну как на зло!) баночкой меда, вздохнув, кладу ее на место с неизменной думой: " Вот заболеет, не дай Бог, кто-нибудь, тогда и открою " . Мой старший сын недавно блеснул остроумием: —Мама, а разве бывает мед нелечебный? —Бывает, — сухо ответила я. А какой это? — удивился он. Разговор этот я замяла и сама припомнила недавно прочитанные мной воспоминания Е. Рачинской: у них под лестницей в доме всегда стояла бочка меда... Итак, то, что рассказывается в старых книжках о церковных праздниках в России, нам явно не подходит. Именно поэтому в обустройстве наших домашних небудничных дней я решила рассчитывать только на свой здравый смысл и выдумку.

http://zavet.ru/book/sokolova05.htm

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) I Наступил короткий зимний вечер. Падал мягкий, пушистый снежок. Целые Две недели страшный бушевал буран, сменившийся оттепелью. Но в избушке Рукобитова было и сыро, и холодно. По вечерам долго сидели без огня, сумерничали, чтобы напрасно не изводить свет, который давала дешевенькая сальная свеча. Дарья, жена Рукобитова, в потемках перемывала горшки да плошки, а бабушка Денисиха вечно сидела на своей лавке с прялкой и без конца вытягивала нитку из кудели. Веретено мерно и ровно жужжало в ее старческих руках, точно громадная муха. Это веретено занимало тощего, вечно голодного котенка, который напрасно старался поймать его лапой, и внучка Михалку, который от нечего делать валялся в сумерки на полатях. Бабушка Денисиха любила поворчать, вернее сказать, — от старости начала думать вслух. Так и теперь под жужжанье своего веретена она говорила: — Вот и слава Богу и до рождественского сочельника дожили… Добрые люди сегодня-то до вечерней звезды не едят… — А нам и завтра разговеться будет нечем… — сердито отозвалась от своей печки Дарья. — Одна картошка осталась, да и той в обрез хватит на всех. В руках Дарьи горшки уныло звенели, стукаясь друг о друга, точно и они жаловались на голод. А тут еще Михалко с своих полатей жалобным голосом несколько раз повторял: — Мамынька, звезда-то уж взошла… Дай хлебца… — Отстань, смола! — ворчала Дарья, глотая слезы. — Вот ужо отец придет… Рукобитовы вообще жили бедно, а нынешний праздник застал их совсем голодными. Случилось это благодаря бушевавшему целые две недели бурану, когда нельзя было работать на промыслах. Праздник являлся горькой обидой, освещая огнем тяжелую домашнюю нищету. — У штегеря Маныкина третьего дня барана закололи, — рассказывал Михалко с полатей. — Лавочник привез с ярманки целый стяг говядины да десять свиных туш… Ей-богу! Своими глазами видел. Свиньи-то жирные-прежирные, кожа лопается от жиру… Уж лучше этого нет, как шти со свининой… Одного жиру в горшке целый вершок накипит.

http://azbyka.ru/fiction/pod-zemlej-mami...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010