Закрыть itemscope itemtype="" > Новый митрополит Минский и Слуцкий Павел: «По сравнению с Владыкой Филаретом я неопытный человек, неграмотный и молодой» Новый глава Белорусской Православной Церкви приедет в Минск 4 января 30.12.2013 594 Время на чтение 3 минуты Владыка Павел сменит в Минске отправившегося на покой митрополита Филарета. Фото: официальный сайт Рязанской епархии. 25 декабря Священный Синод Русской Православной Церкви удовлетворил п рошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего экзарха всея Беларуси, «о почислении его на покой» в связи с достижением 75-летнего возраста. Новость, с одной стороны, неожиданная, а с другой - ожидаемая. Свое заявление Владыка написал еще три года назад. Новым митрополитом Минским и Слуцким назначен митрополит Рязанский и Михайловский Павел. Владыка Филарет участвовал в работе Синода в Москве и в пятницу вернется в Беларусь. Новый же глава Белорусской Православной Церкви встретил новость в Рязани. 29 декабря в Христорождественском кафедральном соборе Рязани состоится Божественная Литургия с его участием. После чего Владыка Павел отправится в Беларусь. - Мы с большой радостью и грустью восприняли эту новость. Владыку Филарета любят в Беларуси. Вас мы поздравляем с назначением и очень ждем. Когда вы к нам приедете? Рождественские службы пройдут с вашим участием? - поинтересовалась «КП» у нового руководителя Белорусской Православной Церкви. - Еще продолжается заседание Синода. Я со Святейшим (Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. - Прим.) еще не встречался и не беседовал. Но думаю так: у Святейшего такое настроение - после назначения надо как можно быстрее приехать к месту предстоящего служения. А тем более сейчас праздники наступают великие - Рождество Христово. Я постараюсь приехать. Пока планирую, может быть, на 4-е число. Потому что уже 5-го, в воскресенье, должна быть служба. Потом Сочельник, 7-го - Рождество Христово. Каким образом - самолетом или поездом, пока еще не определился, приеду, как только святейший меня благословит, как только получу указ и решение Синода. Так это у нас принято.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия в Великом посту В XIX веке столы владивостокцев ломились от изобилия даже в постные дни 26.02.2004 288 Время на чтение 4 минуты В царской России православная церковь всегда была в своих требованиях к пастве более сурова, нежели католическая или протестантская. Особенно это ощущалось в количестве постных дней. Если этим басурманам и поросенка с кашей, и бифштекс с кровью, и утку по-пекински дозволялась трескать круглый год, то православному человеку приходилось поститься по средам и пятницам, кроме святок и сплошных седмиц, а также в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоана Крестителя, 27 сентября в праздник Воздвижения Креста Господня. Кроме этих однодневных постов, были четыре многодневных: Петров пост, который приходится на середину лета, Успенский - с 14 по 27 августа, долгий 40-дневный Рождественский, но вершиной христианского терпения был Великий пост. Рыбные дни Тянулся он долго, целых семь недель, от Масленицы до Пасхи, и разделялся на две неравные части: святую четыредесятницу и страстную седмицу. Запретов этот пост налагал много и, по идее, должен быть временем скучным. Да и был таким у ямщиков-староверов, что поселились во Владивостоке на Первой Речке. Там в пост не то что песен не пели, но даже сахар к чаю не подавали, потому как его для очистки через костный уголь перегоняют. А вина и водки там отродясь не водилось. Скучный народ - кержаки. Зато остальной город время проводил неплохо... Конечно, все внешние правила соблюдались. Хозяйки в своих домах лампадки голубого стекла меняли на обыкновенные и постель накрывали покрывалом серого цвета. В пансионе при министерской женской гимназии утром вместо молока воспитанницам давали чай с сухариками. Да и сам военный губернатор ЭРДМАН (1875-1880), даром что лютеранин, свой утренний кофе пил не с топлеными сливками, а с ложечкой рома. Из газет исчезали театральные объявления о постановках и бенефисах. В ресторанах умолкали венские и неаполитанские оркестры. Зато в магазинах наступление Великого поста заставляло владельцев расширять рыбные отделы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский обычай Очерк о языческом и христианском в народном календаре. Часть 5 20.02.2019 1099 Время на чтение 26 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 КРЕСТЬЯНСКО-ХРИСТИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Рождество Христово... С христианизацией крестьянства народный месяцеслов, в основе которого оставался прежний природно-хозяйственный, обрядовый календарь, выстроился в лад православно-церковному календарю и освятился, изукрасился евангельскими событиями, кои обрели в народной мифологии русскость. Крестьянам грамотеи-книгочей долгими зимними вечерами читали Закон Божий, и с летами, веками народилось в мужиках и бабах благоговение перед воображаемыми библейскими событиями, а вещие сказители запечатлели их по-русски , словно и случились события в русской земле. Крещенные века породили в крестьянском мире изрядно календарных обычаев и обрядов, касаемых Рождества Христова, Воскресения Господня (Пасхи), Крещения Господня, Святой Троицы, Покрова Божией Матери... В Рождественский Сочельник, что накануне Рождества Христова, крестьяне щедро кормили домашнюю скотину, и первый блин Сочельника подносили овцам, - сии обряды прямо связаны со Святым Евангелием - Матерь Божия спеленала новорожденного Сына Божия и положила в ясли для скота: «...И роди сына своего первенца, и повит его, и положи его в яслех: зане не бе им места во обители...» («... родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице...»). (Лк.2.7). Христославы после заутрени начинали ходить по избам, славить Христа. При этом часто носили с собой деревянный ящик (образ вертепа) и раскрашенную деревянную звезду, что, согласно Священному Писанию, означает пастушескую пещеру (вертеп), где Божия Мать родила Иисуса Христа и, спеленав, положила его в ясли - ящик для кормления скота; а звезда означает звезду Вифлеемскую, благодаря которой волхвы нашли Новорожденного Христа, а потом возвестили миру о Рождестве Спасителя нашего Иисуса Христа. Христославы, расхаживая по избам, пели:

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/21/...

Закрыть И бабушке. К годовщине кончины (6.01.1939 - 23.09.2020) Марина Михайлова   Даниил Михайлов   23:20 23.09.2021 2513 Время на чтение 8 минут 23 сентября 2020 года на 82-м году жизни скончалась Эльвира Михайловна Михайлова (в крещении Надежда), педагог, отличник народного образования, вдова актера Виктора Михайлова (1936-1994). Вот и год минул маме... Я несу тебе то, что ты любила, - подсолнухи, калину - и свою куцую молитву... Да помилует нас Господь. …Года два назад, в ее 80-летний юбилей позволила себе в соцсети поделиться с братьями во Христе скорбью о том, что не ходит мама в церковь… Признаюсь, это был своего рода вопль отчаянья. Братское ли сочувствие помогло, молитва ли, либо просто милость Божия (без нее конечно не обошлось), но пришло вскоре облегчение. Мама вдруг легко согласилась на встречу с батюшкой и несколько раз исповедовалась и причащалась на дому. И наконец призналась мне, что оказывается, бывала в храме втайне от меня, а из полюбившихся молитв составила свое молитвенное правило и исполняла его каждый день. Читала мне его наизусть. Такой вот характер… Вера, Любовь, Эльвира Бегичевы Ее старшие сестры Любовь и Вера были крещены в младенчестве, а ее, позднюю, нарекли экзотическим именем Эльвира и уже не крестили. Домашним именем мамы было Ела-Елочка-Елка (поскольку родилась «под елочкой» в Рождественский сочельник, 6 января). Потом так ее звал муж и близкие друзья молодости. А в конце жизни уже некому было звать ее Елкой, все ушли… Для новых знакомых она была Эльвирой, Эльвирой Михайловной. (…Имя Эльвира (почему-то в предвоенном Советском Союзе была мода на подобные имена) распространено в католичестве. Известна испанская монахиня (в монашестве Мария), принявшая мученическую смерть во время гражданской войны в 1936 году, а 1998-м причисленная к лику блаженных. О более ранних святых с этим именем мне не удалось найти сведений на русском языке. Но наверное, они были. В кубинском городе Варадеро есть католический храм святой Эльвиры, построенный в 1938 году).

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/30/...

Илл. 1. Навершие Кувуклии. Фото Анны Гальпериной ЖМП 5 май 2016 /  12 мая 2016 г. 13:50 Отдали образу пообразное В НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ ЗАВЕРШЕНА КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ ГЛАВНОГО МОНАСТЫРСКОГО ХРАМА - СОБОРА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В конце минувшего года завершен важнейший этап многолетних, беспрецедентных по объему и по степени научной достоверности реставрационных работ в архитектурном ансамбле Ново-Иерусалимского монастыря , целиком отнесенном к объектам культурного наследия федерального значения (о начальном этапе: «Светися, Новый Иерусалиме!»//ЖМП. 2012. 7 ). Государственная комиссия приняла в эксплуатацию отреставрированный Воскресенский собор — уникальный памятник, задуманный еще Патриархом Никоном. И хотя восстановление всего комплекса зданий еще продолжается (основное количество памятников — 15 — намечено завершить в текущем году), главный результат уже налицо. Нынешний реставрационный цикл — первая в череде многочисленных попыток, которую удалось успешно завершить, — преобразовал собор, считавшийся холодным на протяжении трех с лишним веков, в теплый зимний храм. Благодаря современным отопительным системам температура здесь даже в самые морозные дни теперь не опустится ниже +10°С. А значит, нежные элементы лепнины и росписей, изразцового убранства больше не будут страдать от постоянных замерзаний и размерзаний. В Неделю Фомину Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин великого освящения собора. Храм уже доступен для верующих. В ограниченном режиме здесь проводятся экскурсии для паломников и туристов, а главное — совершаются регулярные богослужения. «По патриаршему благословению в Великую субботу 2014 года я освятил собор малым иерейским чином, и мы служили здесь до 1 августа 2014 года, — рассказывает наместник обители архимандрит Феофилакт (Безукладников). — Но затем началась трудоемкая операция по демонтажу лесов в шатре ротонды, общий объем которых достигал тысячи кубометров. Спускали их с 70-метровой высоты. Конечно, совершать богослужения в таких условиях было невозможно, поэтому мы перешли в церковь Рождества Христова, расположенную у западной стены монастыря. С Рождественского сочельника 2016 года мы снова служим в главном соборе».

http://e-vestnik.ru/church/restavratsiya...

Накануне Рождества. О разумности возрождения некоторых церковных традиций В предрождественское время наши воскресные школы преисполнены особым энтузиазмом, и от детей часто приходится слышать: «Мы разучиваем колядки». Им и невдомек, что репетируемые песни к колядкам не имеют никакого отношения. Причина подобного неведения тянется, разумеется, к старшему поколению, ибо именно в умах взрослых людей за годы государственного атеизма все успело перепутаться и смешаться. Церковной среде обряд колядования всегда был чужд. Церковь его порицала и порицает. Так, на Стоглавом Соборе (1551) отмечалось: «Мужи, и жены, и дети в домех и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, еще же и пьянством. Подобна же сему творят во днех и в навечерии Рождества Христова, и в навечерии Василия Великаго, и в навечерии Богоявления» (глава 92. Ответ о игрищах еллинскаго бесования) . Но откуда взялось слово «колядки» ? И почему они называются рождественскими? Из-за того, конечно, что они исполнялись «накануне Рождества». Церковный народ опытно знает: бесовская сила особенно активизируется в сочельник, поэтому в этот день бывает строгий пост – самое сильное оружие против врага. Приведем один из самых типичных образчиков новгородской колядки: Приходила коляда Накануне Рождества: Кто даст пирога, Тому двор живота, Кто не даст пирога, Тому куричья нога! В других колядках встречаются и более пространные пожелания: Кто даст пирога, Тому двор живота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом. Кто не даст пирога, Тому куричья нога, Гроб да лопата, Корова горбата! Можно ли считать такие пожелания выражением христианского мировоззрения или даже просто доброжелательными? Кто-то, быть может, воспримет такую колядку юмористически и свяжет ее с шутейным обрядом, а кто-то упрекнет нас в излишне ригористичной позиции: евангельские символы в данном случае не при чем, в древности, дескать, маски козы, быка или лошади употреблялись, исходя из хозяйственных функций перечисленных животных.

http://pravoslavie.ru/1170.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Знамение Богомладенца 19.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Навечерие Рождества Христова , Рождество Христово Слово в Рождественский сочельник Лк, 5 зач., 2, 1—20 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, Которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. Исполнилась полнота времен, когда Бог послал Сына Своего Единородного в мир. Христос родился в дни кесаря Августа, когда Римская империя простиралась от Парфии до Британии и гордо именовалась империей всей земли. Тогда «вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле». Значит, и в Иудее, которая была захвачена римлянами за шестьдесят лет до этого, а теперь управлялась Квиринием, римским правителем Сирии. Этой переписью Август намеревался утвердить свое могущество, но Промысл Божий направляет все к Своей цели.

http://moral.ru/navecherie/

Подпишитесь на наш Телеграм С Рождеством! Поздравляем с самым светлым праздником! Здесь мы хотим Вам предложить несколько материалов о Рождестве из нашей медиатеки. Изображение Младенца — самой «тиражный» христианский образ. Мы должны дать «отчет в нашем уповании», должны уметь рассказать о христианской вере. Иногда это бывает трудно. Зато всегда можно «показать»: вот Бог, в Которого мы верим: Младенец. Много разных «богов» было и есть у людей; мы же верим, что Этот Младенец — и никто иной — истинный Бог. Многие богословские проблемы приобретают в свете этого образа странный ракурс: что бы мы не думали о всемогуществе Бога или о том, почему Он «допускает страдание»; мы должны всегда помнить, что Тот, Кто всемогущ — Тот же, что был в яслях; Тот, кто «допускает страдания» — Тот же, к чьему рождению пришли звездочеты, пастухи, ангелы и животные: Тот же, Кого убьют чиновники, солдатня, толпа и священники: Младенец и Распятый. Проповеди Несколько проповедей на Рождество: — Пять рождественских бесед отца Александра Шмемана — Лекция о Рождестве А. И. Осипова — Проповедь в Рождественский сочельник отца Дмитрия Смирнова — Проповедь на Рождество Христово отца Александра Меня Документальные фильмы — « Рождество Христово » из цикла «Лето Господне» — « Рождество Христово » из цикла фильмов о праздниках Православной Церкви — Рождество в отражениях культуры. Несколько передач из цикла «Библейский сюжет»: Григорий Богослов Бредбери Диккенс Хепберн Вергилий Веласкес Элиот Ботичелли О Генри Художественные фильмы — « Счастливого Рождества » К. Кариона: фильм, основанный на реальных событиях: Рождественском перемирии. Окопы Первой мировой. Рождество заставляет солдат сложить оружие и в мире встретить рождение Спасителя. — « Мелодия для шарманк и»: один из последних фильмов великого режиссера Киры Муратовой. Сюжет как будто бы прост: брат и сестра, сироты, под угрозой разлучения (их хотят поместить в разные детдома) сбегают и оказываются одни в городе. Они хотят найти отца. Очевидно, здесь Кира Муратова использует шаблон рождественской сказки, святочной истории: вопрос как использует. Дети странствуют в холодном (во всех смыслах), жестоком мире; им попадаются разные люди, в том числе и «хорошие», но тем не менее никто им не помогает. Какие то юродивые и кликуши. Сами дети — чистые, светлые, как бы не от мира сего. И всегда — Рождество так или иначе напоминает о себе. Но повторим: доброй рождественской сказки не будет, «Мелодия для шарманки» — один из самых страшных — почти невыносимых — фильмов последнего времени. Сложно сказать как вместе плетутся мотивы «мира сего», Рождества и ангелических сирот; Рождество и «мир» взаимно оттеняют друг друга или мир стал таким, что Рождество больше невозможно в нем, не помещается? Литература

http://blog.predanie.ru/article/rozhdest...

Пролог Зимою 1994 года, в Рождественский сочельник, мне пришла мысль заняться антологией некоторых поучений старцев XX века, чтобы их имели под рукой те христиане, которые не располагают временем для чтения толстых книг. Я быстро начал осуществлять свою идею, не сказав о том другим. Летом следующего года, когда я, по своему обычаю, ездил на Святую Гору, многие знакомые монахи спрашивали меня, пишу ли я что-нибудь еще после книг о старце Паисии. Я был вынужден поведать о своей идее и, естественно, получил их советы. Мне, конечно, сказали, что такая книга будет интересна, ибо, как все мы знаем, жизненно-опытное слово современных старцев трогает и духовно поучает. Я продолжал свою работу, все время мучаясь вопросом: кто же является старцем в наше время? Наконец, я решил, что и клирики, которые жили в миру и занимались миссионерской деятельностью, были старцами, поскольку и духовные их чада были многочисленны, и их вклад в духовное пробуждение греческого народа и благая, по Христу, забота о нем, были велики. Старцы, поучения которых я собрал в эту книгу, были людьми, посвятившими себя Церкви без каких бы то ни было личных честолюбивых интересов. Они несли большой подвиг, чтобы жить по воле Божией, и всю свою жизнь вели брань с дьяволом . Из этого непрестанного подвига они вынесли многоценный опыт, который со смирением предлагали своим братьям. Старцы духовно помогали душам, стремящимся к добру. Они были путеводителями к истинному благочестию. Старцы утешали удрученных. Они были выразителями воли Божией в час, когда вокруг царило смятение в умах. Одним словом, они были людьми дела, а не теории, и поэтому их духовность была глубокой и очевидной. Общим у старцев, о которых говорится здесь, была жизнь в монастыре. Одни провели всю свою жизнь в монастыре, другие отправились из него в свой жизненный путь, третьи же окончили в нем свою жизнь. Однако, все сохранили свои особые черты. Каждый старец имел особую благодать и свои особые благодатные дарования. Мудрые изречения старцев приводятся здесь с целью помочь современным христианам в их проблемах и удовлетворить, хотя бы частично, их духовные искания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Разделы портала «Азбука веры» ( 67  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Ретроспективное Когда идет шестой десяток, то есть с чем сравнивать и можно вполне законно с высоты прожитых лет посматривать на молодежь: дескать, «проживи с мое, тогда поймешь». Хотя молодых сегодня ссылкой на возраст не впечатлишь. Давеча на мои подобные рассуждения юный подрясник с крестиком тут же ответил: «Ято до ваших лет, батюшка, доживу, а вот вы до моих вряд ли»… Но все же в преддверии каких-либо церковных событий, а двунадесятый праздник как для прихожанина, так и для священника — всегда событие, ретровзгляд — большой помощник. На Рождество местная журналистка потребовала от меня четкого ответа на два вопроса: насколько отличаются рождественские дни развитого социализма от тех же праздничных дней нынешнего капиталистического бытия, а также откуда я узнал в те времена о Рождестве Христовом? Я, естественно, отправился в ретропутешествие по собственной памяти и вдруг понял, что в мои пионерские и комсомольские годы о Рождестве я узнал потому, что с соседними ребятами в сочельник кутью носил, а пытливый мальчишеский ум не мог не задаться вопросом «в честь чего кутью именно в этот день носят?». В преддверии Крещения Господня, предвосхищая подобные разговоры, я, не мудрствуя лукаво, вновь отправился по волнам своей памяти в годы пятилеток и социалистического соревнования. Есть в Ростовской области хуторок, Черюмкин называется. Наш студенческий строительный отряд облюбовал эту местность по причине ежегодной нужды в теплицах, в которых выращивались овощи для находившегося неподалеку комбината; там их квасили, делали консервы, а еще разливали вино по рублю с копейками за бутылку. Теплицы быстро ветшали, и каждый год на столе ректора нашего института лежала заявка из хутора Черюмкина с требованием дешевой и покладистой рабочей силы. В этом качестве студенты всегда были беспроигрышным вариантом. Селили нас по усадьбам одиноких бабушек или в спортзале местной средней школы. Первый вариант был предпочтительнее, так как сердобольные старушки еще и подкармливали, да и уют какой-никакой в их домах присутствовал.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010