— А уже брошка? Это, наверно, правда. Я чуть не в драку: — За кого меня принимаете! Насилу открестился. Только тем и оправдался, что свидетели были, что я никогда в Константинополе не был и попал за границу через Польшу. Ну, а все-таки — Давыд Иванович? Кто же его позвал? Откуда он взялся? Лицо такое обыкновенное, подлое, ласковое, общеупотребительное лицо!.. Стали допрос делать… Кто звал? Никто. Никто его и не знает. Никто его и не видел никогда. Да и в лице, несмотря на всю ласковость взгляда, было что-то уж очень большевицкое… Да не провокатор ли он, господа?.. Не большевик ли к нам как-то затесался? Заметили: морда-то какая упитанная и кустики под носом. И сказала Олимпиада Константиновна, истинную правду сказала: — А уже, знаете, господа, не черт ли он был? Не зря нас было тринадцать. Не зря — чем бы лоб перекрестить — черта помянули. — Ну… черт… — пробурчал ее муж… — Скажешь тоже, матушка!.. Черт!.. Семь рюмок водки дербалызнул, а на селедку так приналег, что с хвостом слопал. — А что, господа, — спросил я, — может, к примеру, натурализованный черт с карт д " идантитэ проголодался?.. Но никто ничего не сказал. Никто не рассмеялся. Никто даже не улыбнулся… Было нам жутко и не по себе. Стали все расходиться по своим Парижским Мурьям — в Пассях, да в Клишах. Не хорошо… Ах, не хорошо встретили мы Рождество! Не пославили мы Христа! Таинственный часовой В горах около Кимполунга, в Восточных Карпатах, замерзло во время метели девятнадцать румынских часовых. Из газетных известий Из газетных известий В Рождественский сочельник мы собрались в пригороде, на даче у Дарьи Петровны. После ужина все сидели в теплой каменной пристройке с большим окном, где зажгли елку. За окном стыла не русская зима. Пухло лежал снег на бетонной балюстраде и на низко подстриженном буксе, и, пока зажигали свечи, в окно было видно темное небо с яркими звездами, высокие ели у калитки и ровно расчищенный в снегу широкий проход. Но когда елка засветилась огоньками, звезды померкли, небо стало черным и в окне ничего не стало видно.

http://predanie.ru/book/221299-khristov-...

Ведущая идея рождественского мироощущения – «Христос рождается прежде падший восставити образ» , то есть  принести искупление закосневшему во зле человеку, уронившему в себе образ и подобие Божие. От человека на этом пути также требуется немалое духовное усилие – глубокое раскаяние в грехах, «святое недовольство» собой. «Не дай Бог тебе познать успокоение и довольство собой и окружающим, – наставлял Лесков своего приёмного сына Б.М. Бубнова, – а пусть тебя томит и мучит “святое недовольство”» (XI, 515). Такое же «томление духа» испытывал сам писатель. Он учинял себе, подобно Гоголю, строжайший самосуд. В «Отборном зерне» Лесков признавался: «Учители благочестия внушают поверять свою совесть каждый вечер. Этого я не делаю, но по окончании прожитого года благочестивый совет наставников приходит на память, и я начинаю себя проверять. Делаю я это сразу за целый год, но зато аккуратно всякий раз остаюсь собою недоволен» (7, 57). Эти лирические медитации, стремление разобраться в собственной душе, очиститься внутренне в преддверии Нового года естественно приводят автора к тревожным раздумьям о судьбах народа и современной России, в которой христианский идеал подменён торгашеством, атмосферой всеобщей продажности. Важно заметить, что мучимый предновогодним подведением итогов своей жизни автор «трилогии в просонке» не спит. Это означает, что к бодрствующему духом человеку уже не сможет подобраться враг , являвшийся «спящим человеком» в евангельском эпиграфе, определившем уникальное художественное решение лесковского рассказа, текст которого позволяет восстановить синхронный новозаветный и литературный – гоголевский – контекст. «Мир наизнанку» у Лескова чреват самыми неожиданными превращениями. Так,  в святочном рассказе «Путешествие с нигилистом» (1882) «нигилист» оказывается прокурором, дьякон – «бесом». Намёк на возможность подобного оборотничества есть у Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством». Достаточно вспомнить выразительный пластический рисунок однотипного поведения ухажёров Солохи – чёрта и дьяка – в рождественский сочельник.

http://radonezh.ru/analytics/syurprizy-r...

Зерно, чтобы вырасти, должно быть похоронено в землю. И это опять же символ будущей пасхальной радости, часть пасхальной культуры. В частности, кутью ели на рождественский сочельник, и только ее можно было есть до первой звезды. Кутья — поминальная еда, как мы знаем. И это тоже связано с умиранием-воскресанием. Подарки – как дары волхвов. Пряники, которые давали детям только после отгаданной загадки, а загадки были очень образные, они готовили детей к будущим испытаниям, ведь мы же помним тех 14 тысяч невинно убиенных Иродом младенцев. Утром после службы христославы ходят  по домам, потом колядовщики, и начинаются Святки до Крещения. И – в прорубь все, особенно те, кто в масках ряженые ходили о Святках. Поэтому я считаю, что нынешняя мода на вертепы из куколок или изображений – привнесенная с Запада после падения железного занавеса. И поэтому у нас толком нет понимания, что с этим делать, со  знаками и символами, которые были перемешаны и спутаны при советской власти. Русскую национальную рождественскую традицию практически уничтожили. Но она изначально была довольно слабой. Вот обходы дворов остались — у нас было принято праздновать общиной, разделять радость праздника с близкими и дальними, каждому нужно было прийти и сказать: «Христос родился и воплотился!». И на Пасху так же ходили, и на Троицу. Коляду в дом не пускали, ей давали подношение в окошко, и напоминали колядовщики скорее о календарном событии, чем о религиозном. О сакральном пели христославы и клир, которые ходили по домам, по дворам со звездой и пели кондаки. Это то, что было принято именно между людьми, а вертеп показывал человек не из общины, профессионал.  Мы в своей семье каждый год делаем вертеп, дети с детства знают текст, пытаются проигрывать действо, они живут в этой традиции. Обязательно поем христославия, посыпаем зерном гостей. Однажды мы играли вертеп в одной «элитной» гимназии. Они остались очень довольны, благодарили. Когда через год мы предложили им повторить, они страшно удивились, что, оказывается, вертепное представление будет то же самое: «Мы это уже видели!». Я поразилась: тридцать лет я занимаюсь вертепом, каждый раз расстраиваюсь, если играю и не могу сама посмотреть. Ведь я расту и прихожу сюда через год уже другим человеком, и Рождество этому новому человеку иначе открывается.

http://pravmir.ru/vertep-kak-chast-zhizn...

Наша улица находилась на отшибе, жила своим миром, без особого атеистического пригляда, поэтому у нас соблюдались многие старинные обычаи. В Рождественский Сочельник, как только стемнеет, мама по очереди водила нас, детей, к нашим крёстным. Нарядно одетая, я несла своей крёстной маме кутью в глиняном глэчике, завязанном в белый платок. Крёстная принимала от меня узелок с даром, поздравляла с Рождеством Христовым и в свою очередь одаривала большим пакетом с мандаринами и конфетами. Волнительным для меня был этот визит, внутренне меня собирал и наполнял торжественностью. в нашем доме наряжали каждый год. Из цветной бумаги мы делали и собирали гирлянды, развешивали их по дому. Среди ёлочных игрушек были и старинные, из ваты. Особенно запомнились волшебники, которые, как теперь понимаю, на самом деле изображали волхвов. На Святки детвора младших классов и дошкольники собирались на улице вместе. Кто-то приносил на шесте звезду с иконой и горящей свечой, а кто-то притаскивал нарядные санки с полотняным мешком, и мы шли колядовать. Ходили по заснеженной улице от хаты к хате, поздравляли хозяев-господарей пением (пели, кто как умел). Нас, христославов, ждали и одаривали съестным. После колядования собранные дары делились между детьми. Меня захватывало в колядовании само действо, а не возможность заполучить что-то вкусное. Помню, когда я училась во втором классе, наша учительница после зимних каникул спросила: «Поднимите руку, кто ходил на Рождество колядовать?» Весь класс заёрзал, кто покраснел, кто побледнел, у меня что-то захолонуло внутри, но руки никто не поднял. В нашем краю взрослые парни проявляли себя иначе: одевались в полушубки мехом наружу, пугали жильцов приставленными к окнам хат гарбузами (тыквами) с вырезами в форме черепа и свечкой внутри. Почему-то они делали это вечером в ночь под Рождество, и моя верующая бабушка Таня, припадая к окну, сокрушённо приговаривала: «Святой вечер, а что же это хохлы творят! Младенец рождается, притихнуть надо, а они вон что затеяли!» Думаю, эти безобразия творили специально комсомольцы, по заданию атеистических наставников, хотя не исключено, что остался такой обычай ещё от языческих времён.

http://pravoslavie.ru/154625.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как причащаться на Святках? 1 мин., 14.01.2024 Вопрос читателя: С Рождеством Христовым! Как причащаться на святках? Лев Ответ священника: Андрей ЕФАНОВ протоиерей Дорогой Лев, как правило, вопрос о Причастии содержит в себе две темы — дисциплину поста и дисциплину покаяния. Обе они, хотя и основываются на общецерковном понимании и распорядке, все равно могут иметь какие-то особенности в духовной жизни конкретного человека. Поэтому, давая общие советы и рассказывая об общих принципах, мы советуем обговорить этот вопрос лично с духовником. Что касается поста, на святках поста нет. То есть среды и пятницы — это непостные дни (вплоть до Крещенского Сочельника, 18 января, который является постным днем). Так что едим в эти дни все продукты. Если человек соблюдает посты — среду, пятницу, другие однодневные посты, держал Рождественский пост — дополнительный пост на святках не требуется. Если не держал — лучше подойти к священнику, обсудить свою жизненную ситуацию и соблюдать или не соблюдать пост перед Причастием в эти дни, исходя из результатов разговора. Исповедь в эти дни не отменяется, это все-таки не Светлая седмица. Но, опять же, могут быть свои нюансы. Например, есть приходы, на которых, если человек исповедовался, каялся Рождественским постом, исповедь на святках осуществляется очень быстро, минимально. Может быть и так, что Вы исповедуетесь — и священник благословит еще раз на святках причащаться уже без исповеди. Если же человек не постился, не каялся в пост или вообще собирается покаяться впервые за всю жизнь или за долгое время без исповеди — конечно же, исповедь должна быть полноценной, обстоятельной, глубокой. С Богом! Читайте также: Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 20.04.2024 19.04.2024 16.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 20.04.2024 19.04.2024 16.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kak-prichashhatsja-na-svj...

Как я уже отмечала, у Жени трудный период начался еще в Кучино. Папа очень мудро поступил с ним. В это время Женя давал где-то в Москве уроки, и ему предложили там ночевать. Таким образом, поддержав это предложение, папа удалил его из дома, а то еле сдерживался, чтобы его не выгнать. Женя постепенно стал приходить в себя и приезжал к нам по воскресеньям (или выходным), и ему хотелось остаться ночевать, но папа его не оставлял, и «мама» очень это переживала. Мы все еще оставались лишенцами и не имели права поступать в институт. «Мама» сказала Жене: «Когда тебе надо будет поступать, это все отменят», и действительно, отменили. Женя сдал экстерном за 10-й класс и готовился поступать в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории). Экзамены сдал хорошо, но не прошел медкомиссию, откровенно ответив на вопрос, хорошо ли он спит… Его не приняли и посоветовали годик отдохнуть. Со своими хорошими отметками он поступил в областной педагогический институт, на литературный факультет. 1937 год На 1937 год была назначена перепись населения, в анкете стоял вопрос: «Ваше вероисповедание?» Женя спросил папу, как ему писать. «Пиши как хочешь». И Женя написал «верующий». С этого момента он стал возвращаться к вере. В это время он жил уже дома, учился в институте и сам, как студент, участвовал в проведении переписи. Я была очень огорчена, что этот вопрос задавали только совершеннолетним. От переписи многие скрывались, так как боялись огласки, хотя официально адресов не писали и документов не требовали. Перепись была назначена на 6 января, то есть на Рождественский сочельник. «Августу единоначальствующу на земли… написашася людие повелением кесаревым, написахомся вернии именем Божества» (из стихиры на «Господи воззвах» Рождества Христова). Наступил страшный 1937 год. Аресты умножались – арестовывали и членов партии и правительства, и верующих. Люди разделялись на «сидевших», «сидящих» и «будущих сидеть». За каждое подозрительное слово люди арестовывались. Нельзя было говорить что-то предосудительное ни на улице, ни в учреждении, ни даже в кругу знакомых – всегда находились предатели. Началась так называемая «ежовщина» (по имени наркома НКВД Н.Ежова). Была даже разверстка: столько-то арестовать «врагов народа» в районе. Каждый гудок автомашины ночью будил и тревожил. «Слышите, Мария Алексеевна?» – говорил папа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

К чему бы это? Наталья Богоявленская 11 января 2014, 17:31 Заметьте: христианскую символику запрещают, а мечети строят. К чему бы это? Андрей 11 января 2014, 16:42 Совершенно согласен с автором статьи. Даже если принять идею толерантности и быть до конца последовательными тем, кто ее продвигает , то символы христианства должны тем более быть на виду и использоваться в обществе, так как большинство все равно считает себя христианами, а иначе где же толерантность в отношении к христианам? Нас призывают быть толерантными к кому угодно, только не быть толерантными к нам самим. Если демократия дает человеку свободу мышления и свободу слова, то почему христиане не должны иметь этих свобод? Этим как раз " демократы " и показывают свою истинную суть, что термин " демократия " только прикрытие их диктатуры грехов К. 11 января 2014, 09:53 Статью прочитала и вспомнила, что несколько лет тому назад я была на приеме у врача- делала рентген легких. И врачи велели крестик держать в устах, чтобы не свисал на грудную клетку во время ренгена, слава Богу, не принуждали меня снять крестик! Наталья 10 января 2014, 14:50 Сегодня была у нас праздничная служба в ДДИ. Как же им-то без Боженьки? Их и так многих предали. А праздник был чудесный. Спасибо, и за статью и за комментарии. Ксения Мерещенкова 10 января 2014, 10:58 Очень хорошая статья, спасибо. С Рождеством Христовом!Будем молиться! Игумен Всеволод 10 января 2014, 09:02 В Рождественский сочельник исповедалась незнакомая девушка, Работает кассиром в одном из фаст-фудов в Москве. Жаловалась на то, что в начале смены досматривают на предмет наличия КРЕСТА на шее и ПРИНУЖДАЮТ СНИМАТЬ Наталья 10 января 2014, 09:01 очень нравится традиция коптов делать татуировку распятия на запястье) Алексей Кривов 10 января 2014, 08:52 Хорошая статья. Все верно. Читая комментарии, простите, тоже не удержался и напишу: братья и сестры, все последние 2000 лет христиане были гонимы. Сам Христос об этом говорил. Если мы себя считаем христианами, нам надо быть готовыми к этому. Чем мы отличаемся от христиан предыдущих веков? По плоти ничем, а по духу, надо быть объективным, - веры меньше, а страха пострадать больше. Что мы можем изменить - только себя, только более серьезно и отвественно воспитывать своих детей, уважительнее относиться к родителям. И молиться. Это намного труднее чем бояться и ругать обстоятельства. Храни нас всех Господь!

http://pravoslavie.ru/67287.html

Воздерживаться в установленные дни от мяса обязаны все католики, достигшие семилетнего возраста. Поститься, т.е. не есть досыта более одного раза в день (утром и вечером, при этом, также разрешается есть, но не досыта), обязаны все католики, достигшие двадцати одного года и до шестидесятилетнего возраста (до 59–ти лет включительно). От заповеди поститься и в определенные дни воздерживаться от мяса свободны те, для которых это связано с большими трудностями, например, больные, тяжело работающие, слабые и те, которые не могли бы в результате исполнять свою обязанность. Все, кто по условиям жизни или работы получает питание от общего стола, например, в школах, больницах и других учреждениях, так же, как и те, кто должны питаться в столовых, могут есть ту пищу, которую они получают. Их обязанность вместо поста или воздержания от мяса прочитать в определенные дни 5 раз «Отче наш», «Радуйся, Мария» и «Слава Отцу» на интенцию Церкви. Это относится также ко всем, для кого соблюдение этой заповеди оказывается очень затруднительным, например, католикам, живущим в одной семье с некатоликами. ... Во время Адвента перед Рождеством Христовым и во время Сорокадневья (в Русской Церкви – Великого поста перед Пасхой) запрещаются пышные свадьбы, пиршества, танцы, кино и все тому подобное, что очень рассеивает дух и несовместимо с истинным покаянием». 1193 «В дни Великого Поста, за исключением пятниц и суббот, разрешается все, даже мясо, но в понедельник, вторник, среду и четверг пищу можно принимать не более трех раз в день (один солидный прием – обед или ужин и два легких; в промежутках между этими тремя приемами разрешаются лишь напитки, например, кофе с молоком). В пятницы и субботы Великого Поста так же, как и в пятницы всего года разрешается молоко, яйца, и сало в растопленном виде (как приправа к кушаниям), но не мясо. По воскресным дням не бывает никаких ограничений. Днями самого строгого поста у римо – католиков являются «пеплова среда» в начале поста, Великая пятница и рождественский сочельник. В эти дни действуют оба вышеуказанных ограничения: и относительно воздержания от мяса и относительно того, чтобы не принимать пищи более трех раз в день. Но употребление в пищу молочных продуктов даже в эти дни не возбраняется.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

О том, откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый год, и можно ли праздновать его верующим людям, рассуждает православный публицист Александр Ткаченко: «Новый Год и Рождество: можно ли праздновать Новый год, откуда взялась ёлка?» Рождественские блюда Если следовать народным поверьям, на рождественском столе должно присутствовать 12 блюд. Традиционно ими должны быть: блины, рыба, заливное, студень, молочный поросенок, жареная курица, свиная голова с хреном, домашняя колбаса, жаркое, колядки, медовые пряники, хлебцы с маком и медом. Но содержание современного рождественского стола со временем приобрело не столь традиционный характер — многие блюда со временем у простых людей нашли свою замену более дешёвым или удобным в приготовлении вариантом. Но все же есть самый традиционный вид рождественского меню, которое мы и хотим предоставить вашему вниманию в статье « Рождественское меню ». Сочиво В Сочельник, вечер накануне Рождества, православные христиане готовят особенное блюдо — сочиво. Это вареные зерна пшеницы, риса или чечевицы, заправленные медом. Подробный рецепт традиционного сочива вы найдет по ссылке: « Сочиво ». Рождественский гусь Главное место рождественского стола бесспорно занимает рождественский гусь. Рождественский гусь с яблоками, рождественский гусь с апельсинами, рождественский гусь, фаршированный рисом и грибами — вариантов здесь множество. Нужно только выбрать наиболее подходящий рецепт рождественского гуся и, когда придет время, — начинать готовить «главное блюдо». Подробные рецепты: Рождественский кекс Рождественский кекс — ещё одно блюдо, которое является украшением рождественского стола. Да, сегодня почти все можно купить в магазине... Но люди, несмотря на ритмы современной жизни, все-таки предпочитают тратить свое время и силы на приготовление выпечки. Причем в разных европейских странах в приготовлении рождественского кекса — свои нюансы. Немецкий рождественский кекс, английский. А ведь на основе готовых рецептов можно и пофантазировать, чтобы придумать свой собственный рождественский кекс.

http://foma.ru/rozhdestvo-xristovo-2014....

Если же служилась вседневная вечерня, то после отпустительного тропаря мы услышим неполную сугубую ектению (она начинается со слов: «Помилуй нас, Боже…») и другое окончание службы: Возглас диакона: «Премудрость!» на что лик поет «Благослови!», а иерей возглашает «Сый благословен Христос Бог наш…». Хор поет: «Аминь» и «Утверди, Боже…». Далее иерей произносит: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Хор: «Честнейшую херувим…» Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…», хор: «Слава, и ныне». (5, с. 14). В самом конце вседневной и великой Вечерни иерей произносит великий отпуст. После отпуста поется многолетие. Выше мы говорили, что вечерня является началом суточного круга богослужения. Сейчас, после подробно ознакомления с этой службой, уместно несколько уточнить место вечерни в суточном круге. Внимательное изучение чинопоследования вечерни показывает, что граница между уходящим и наступающим днем находится внутри нее. Например, вечером в Господские двунадесятые праздники на вечерне, формально относящейся к следующему церковному дню, ради прошедшего праздника возглашаются торжественные Великие прокимны «Кто Бог Велий, яко Бог наш» или «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори». Пограничный характер вечерни хорошо виден и в службе «Прощеного воскресенья». Во время прокимна и «Сподоби, Господи» священнослужители в алтаре переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» диакон читает уже в черном облачении, и хор отвечает ему особым великопостным напевом, а не тем, обычным, который звучал в начале службы. Еще один пример – совершение Литургии после вечерни (или на вечерне) в Великий Четверг, Великую Субботу, Рождественский и Крещенский сочельники, а также Литургия Преждеосвященных Даров. Литургия, которую служат на вечерне, относится к отошедшему дню, хотя формально начались уже следующие церковные сутки (например, литургия Преждеосвященных Даров служится после вечерни среды и пятницы, но относится именно к среде и пятнице) (3, с. 44–45, 194). 2.1.3. Утреня с полиелеем в составе Всенощного бдения. Вседневная утреня

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010