Впоследствии в IV – VI вв. (в разных Поместных Церквах по-разному) произошло разделение праздников, и Рождество Христово было перенесено на 25 декабря. Потому появился еще и рождественский сочельник 24 декабря по аналогии с постом 5 января. О богослужениях в сочельник. Для обоих сочельников характерен особый устав богослужения; при этом правила Устава одинаковы для обоих праздников и единственным отличием является совершение в навечерие Богоявления великого освящения воды в конце литургии по заамвонной молитве. Богослужение совершается по одному из двух вариантов в зависимости от дня, в который случится навечерие: Вариант I. Сочельник в понедельник – пятницу (будний день). Службы: великие часы, изобразительны, вечерню с литургией святителя Василия Великого (в навечерие Богоявления добавляется великое освящение воды). Вариант II. Сочельник в субботу или воскресенье: службы из предыдущего варианта распределяются по трем дням: · великие часы и изобразительны переносятся на пятницу и в эту пятницу отменяется литургия; · в само навечерие совершается литургия святителя Иоанна Златоуста и потом отдельно от нее великая вечерня (в навечерие Богоявления после великой вечерни добавляется великое освящение воды). · в сам праздник служим литургию святителя Василия Великого (после нее – еще раз великое освящение воды, если это – праздник Богоявления). Заметим, что по Уставу литургия в соединении в вечерней в 1м варианте и великая вечерня после литургии во 2м варианте должны совершаться после полудня, однако в нашей практике все указанные выше службы сочельника совершаются утром. Интересный момент: в конкретном году или службы обоих праздников совершаются по варианту I, или службы одного праздника совершаются по варианту I, тогда как другого – по варианту II. Не бывает такого, чтобы по варианту II в конкретном году совершались службы в навечерия обоих праздников. Навечерие как день строгого поста. Многие знают, что сочельникРождественский, и Крещенский) – день строгого поста. Однако в чем конкретно состоит пост сочельника? Для ответа на этот вопрос нужно различать пост в древнем понимании и в современном значении этого слова. В древности пост – полный отказ от пищи в течение дня до вечера; в таких случаях единственной трапезой был ужин (тогда как сейчас мы под «постом» понимаем только ограничение на вкушение пищи животного происхождения). Когда навечерие называется днем строгого поста, имеется в виду пост в первом, древнем понимании.

http://azbyka.ru/sochelnik

13 января. День памяти преподобного Паисия Святогорца. [«Чтобы любовь возрастала, нужно ее отдавать. Человек, который не отдает даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять». Преподобный Паисий Святогорец ]. Преподобный Паисий Святогорец. Фото. - С.4; 6 января. Рождественский сочельник. [Сочельник — это день накануне праздника. Называется он так потому, что в сочельник на Руси традиционно готовили специальное постное блюдо — сочиво. Сочельник бывает дважды в году — в канун Рождества и в канун Крещения. Связано это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день. В Рождественский сочельник установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз — после вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть до первой звезды может быть связан именно с этой звездой — свечой. Есть и другое, вполне житейское объяснение этому обычаю: зимой рано темнеет, и прием пищи предполагается, когда первая звезда уже взошла]. Фото Пресс-службы Санкт-Петербургской духовной академии. - С.5. 14 января. Обрезание Господне. [Обрезание было знаком завета еврейского народа с Богом, свидетельством верности этому завету и отделенности от окружавших евреев языческих народов. Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы дать людям Новый Завет. Но перед этим Бог исполнил все предписания иудейского закона, данного Им же через пророка Моисея. И первым из них оказалось как раз обрезание, во время которого ребенку нарекалось имя. Это событие христиане и вспоминают в день праздника Обрезания Господня. Когда появилась Церковь и в нее пришли люди из других народов, обрезание в Церкви было упразднено, ведь завет с Богом в христианстве заключается в таинстве Крещения, установленном Христом. На это в своем Послании к Колоссянам указывал апостол Павел: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол 2:11)]. Ил.: Обрезание Господне. Конец XVI в. Фрагмент иконы. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-249-...

Это настроение поддерживается телесным постом; удалением от мясной и, вообще, животной пищи, а также и ограничением себя в пище как таковой. В соответствии с церковными установлениями, во время поста нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло и вино (в т.ч. продукты, в которых они содержатся). По субботам и воскресеньям можно употреблять рыбу, постное масло и вино. По праздникам которые совпадают с постом, пост становится менее строгим, позволяется вино или даже рыба. Обыкновенно во время поста исповедоваются и причащаются. Таким образом, пост становится временем духовного и нравственного очищения и подготовки к празднику [в русском литературном языке «душевный» значит относящийся к разуму, интеллекту. «Духовный» значит относящийся к Богу и нравственности]. Во время поста, ведется домашняя подготовка к великому празднику. Прибирается дом, приобретаются подарки для членов семьи и друзей, и в особенности для детей, а также приготавливается еда для праздника. Родственникам и хорошим друзьям пишутся письма с поздравлениями и пожеланиями, и с кратким обзором новостей из жизни поздравившего. Итак, Рождеству Христову предшествует Рождественский пост который длится 40 дней; от 28 ноября и по 6 января (по новому календарю). 6 января (24 декабря по старому календарю) называется «сочельником». До вечернего богослужения, это день строгого поста; можно есть только хлеб, воду, фрукты и т.п. 4. Сочельник. В сочельник, около 7-ми часов вечера начинается Рождественская всенощная (вечерняя церковная служба), которая продолжается приблизительно три часа. После богослужения официально начинается Рождество. [Суточный (дневной) круг Православных Богослужений всегда начинается с вечерней службы – Вечерня. Когда вечер выпадает под воскресенье, или под большой праздник, то вечером служится Всенощное бдение (кратко Всенощная или Бдение). Оно состоит из трех служб: (1) Вечерни, (2) Утрени и (3) Первого часа. Под праздники Рождества и Крещения, в Сочельник утром служится Литургия и Вечерня, а вечером специальная Всенощная. Она состоит из двух служб: (1) Великого Повечерия и (2) Утрени. Церковно-богослужебный праздник начинается уже в сочельник утром, во время вечерни, когда поется Рождественский тропарь, а празднование Рождества начинается после Рождественского богослужения в сочельник вечером. Нужно отметить, что некоторые семьи празднуют Рождество только после литургии на первый день Рождества.]

http://zavet.ru/a/rss_1291049777.html

Канун праздника Рождества Христова – 24 декабря – называется Навечерием праздника. Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Уже в IV в. было определено Церковью, как праздновать Навечерие этого праздника. В Навечерие Рождества Христова, известное под именем Сочельника или Сочевника, народ русский исстари соблюдал особенные благочестивые традиции, которые служили у него своего рода приготовлением к празднику Рождества Христова. По заведенному обычаю русский народ в Рождественский сочельник постился до позднего вечера, а именно до появления первой звезды. Традиция не вкушать пищи до первой вечерней звезды связана с воспоминанием явления Вифлеемской звезды на Востоке (Мф. 2:2), возвестившей о рождении Христа. Это согласуется с Уставом Церкви, который предписывает воздержание от пищи до конца вечернего богослужения. В Западной и Южной России, по старому патриархальному обычаю, как только появлялась на небе вечерняя звезда, все семейства приступали к святой рождественской вечери. Перед самым началом этой трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство, заключив молитву благопожеланиями, принималось угощаться. Но вечером, в канун Рождества Христова, люди русские не нарушали поста: разговенье – утром, после ранней обедни; а до утра все еще стоят на Руси Филипповки (т.е. Рождественский Пост). Поэтому важнейшею принадлежностью стола на Рождественский сочельник служили кутья и взвар. Первая обыкновенно приготовляется из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса с сытою (напиток из меда); взвар состоит из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Сам стол, на котором располагалась трапеза, устилался сеном или соломой. Надо полагать, кутья и взвар, как главные угощенья на Рождественский сочельник, имели символическое значение: кутья есть неотъемлемое блюдо при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варился при рождении ребенка. Отсюда легко заключить, что наши предки в вечери Рождества Христова этими двумя блюдами хотели, быть может, соединить воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Вспомним, что и смирна, которую волхвы принесли в дар Богомладенцу, также знаменовала смерть Христову. Сено или солома, которыми устилался стол и прилавок, напоминали собой те ясли, в которые был положен Спаситель. Наши предки старались Рождественский сочельник ознаменовать делами христианской благотворительности. Так, царь Алексей Михайлович накануне Рождества Христова рано утром тайно ходил в тюрьмы и богадельни, раздавал там щедрую милостыню; он делал такие же подаяния на улицах нищим и разного рода бедным. 25-й день – Рождество Господа нашего Иисуса Христа

http://ruskline.ru/opp/2021/01/11/rozhde...

На Рождественский пост приходится Новый Год. Православным христианам лучше в этот светских праздник не отходить от поста. При это ни в коем случае не надо осуждать родных и друзей, которые, в отличие от вас, не постятся. Лучше поставить на новогодний стол и постные, и скоромные блюда, чтобы сохранить мир в семье и своим осуждением не отвратить домочадцев от веры. Кроме того, даже соблюдая все гастрономические строгости поста, надо не забывать, что эти сорок дней в первую очередь — для духа, а не для тела. И одни ограничения в еде — без духовной работы, без искренней молитвы, без помощи ближним — не принесут добрых плодов. Календарь питания Рождественского поста История Рождественского поста Рождественский пост христиане начали выделять как отдельный и многодневный c IV beka. Мы находим упоминания об этом посте в трудах блаженного Августина, святителей Амвросия Медиоланского и Льва Великого. Сорокадневным пост стал после собора 1166 года, который состоялся при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле. Что такое Рождественский сочельник Последний день Рождественского поста называют Сочельник. Это слово произошло от названия блюда — сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, чечевицы или риса в память о посте пророка Даниила и трех отроков, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан 1, 8). Этих святых православные христиане молитвенно вспоминают как раз перед праздником Рождества Христова. По церковному уставу сочиво едят вечером 6 января после полного воздержания от пищи в течение всего дня. До какого события продолжается Рождественский пост? О том, до какого события продолжается Рождественский пост, мы можем догадаться из самого его названия. Рождество — вот точка, в которой заканчивается этот долгий сорокадневный период. Длится этот пост с 28 ноября до 6 января включительно. 7 января Православная Церковь празднует Рождество Иисуса Христа, великий праздник, который напоминает нам о дне, когда Спаситель пришел в мир — родился от Девы Марии в городе Вифлееме. Как держать Рождественский пост мирянам

http://foma.ru/rozhdestvenskij-post-2013...

Правила о посте и трапезе в Сочельник связаны с богослужениями и с обозначенными выше двумя вариантами. В варианте I навечерие Рождества Христова считается днем строгого поста, причем строгость поста здесь не в качестве пищи, а в количестве ее приемов. Так как здесь вечерня в соединении с литургией совершается после полудня, то и полагается только одна трапеза в день – ужин. При этом ужин с употреблением «елея и вина» — то есть средняя степень поста. Таким образом, строгий пост сочельника предполагает не употребление в течение дня только «хлеба и воды» (как многие могут подумать, увидев выражение «строгий пост»), а наличие только одной трапезы с «вином и елеем». В варианте II допускается две трапезы и потому Типикон говорит, что «пост не бывает». Это нужно понимать не в нашем восприятии поста как воздержания от скоромной пищи, а в более древнем и изначальном значении термина – нет воздержания от пищи до вечера. Утром совершается литургия и после нее полагается скромный, символический обед. После полудня совершается вечерня, после нее – более плотный ужин с вином и елеем. В нашей практике все службы навечерия совершаются утром, потому после окончания такой службы вполне допустима нормальная постная трапеза. Однозначно можно сказать: те, кто участвовал в богослужении, после его окончания вполне имеют право покушать днем, так как участие в литургии предполагает трапезу после нее. Что же касается тех, кто не был в храме утром в навечерие Рождества Христова, то вопрос о посте для них остается открытым: они могут и покушать после окончания дневного богослужения в храме, но могут в качестве добровольного подвига и компенсации за пропущенное богослужение дождаться вечера. «До первой звезды». Многие церковные и не вполне воцерковленные люди знакомы с утверждением, что в сочельник нельзя есть до «первой звезды». На самом деле такая характеристика справедлива частично. Как отмечено выше, в случае сочельника в седмичный день единственная трапеза по Уставу – ужин, который полагается после вечерни в соединении с литургией святителя Василия Великого. Эта служба по Типикону начинается «в 7м часу дня», то есть примерно в 13.00 по нашему времени; в таком случае закончится она около 17.00. Учитывая, что это – зимнее время, когда темнеет рано, вполне велика вероятность, что на небе в это время уже будут видны звезды. Таким образом, уставное время трапезы примерно совпадает с появлением условной «первой звезды». Однако важно понять, что сам факт появления «первой звезды» никогда не рассматривался Церковью как «индикатор» разрешения поста Сочельника!

http://azbyka.ru/sochelnik

То ли дело ранее, когда настоящие христославы ходили в праздник по домам с пением церковных песен. Держа в руках вертеп, зажженную свечу, дети и взрослые пели тропарь, прославляя Христа, и гостеприимные христиане одаривали их деньгами, пирогами, медовыми пряниками. А вот не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома. Таким образом, мы видим, что форма этого старинного обряда до сегодняшнего дня сохранилась, а вот содержание, к сожалению, совершенно утратилось. Сочельник — время особенное… Канун Рождества Христова, 6 января, принято называть сочельником. Это название связано со словом «сочиво». Сочиво — особое кушанье, которое готовят из пшеничных или рисовых зерен, размоченных водой. Рождественский сочельник — это время строго поста, когда принято отказываться от пищи до появления первой звезды. Традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, однако уставом Церкви эта традиция не предписана. В канун Рождества Христова следует посещать богослужения в храме, завершить все праздничные приготовления — постирать, убраться в своем жилище, нарядить рождественскую елку, если кто-то до этого времени еще не украсил ее, приготовить еду. Кстати, последнему пункту хозяйки, как правило, уделяют особое внимание. Рождество Христово традиционно считается семейным праздником, поэтому в этот день многие семьи собираются за праздничным столом. Считается, что он должен быть полным разнообразных яств. У каждой хорошей хозяйки, наверняка, имеется свое традиционное рождественское блюдо: у кого-то это фаршированные яблоками гусь или утка, у кого-то студень или заливная рыба, у кого-то пироги… Нередко бытует мнение, что на рождественском столе должны обязательно присутствовать 12 блюд — якобы в честь каждого месяца нового года. Одним словом, в каждой семье сложились свои собственные традиции празднования Рождества Христова, однако протоиерей Олег Чебанов напоминает, что мы не должны забывать главного: состояние нашей души не зависит от того, сколько и какие блюда будут присутствовать на праздничном столе, в каком платье или костюме мы будем встречать праздник. «Все, что происходит в человеческой жизни, зависит от нашего отношения к различным событиям, в том числе и к событиям далеко не радостным. Без невзгод мы бы не почувствовали всех радостей в нашей жизни», — подытоживает отец Олег Чебанов. Что вы еще хотели узнать про Рождественский пост

http://pravmir.ru/rozhdestvenskij-post-p...

Наблюдатели задолго до 2000-летия Рождества предсказывали возможность провокаций на Святой Земле. Православные паломники по своему опыту хорошо знают о множестве трудностей и препон, с которыми вынуждены сталкиваться представители Русской Православной Церкви в Израиле. " Православие 2000 " ГЛАВЫ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК СОВЕРШИЛИ СОВМЕСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА В ВИФЛЕЕМЕ Рождественский сочельник был ознаменован в Вифлееме совместным богослужением предстоятелей Поместных Православных Церквей. На богослужении, которое совершалось на греческом, арабском, русском, болгарском и других языках, на которых проповедуется Православие, присутствовали в качестве почетных гостей главы государств, народы которых исповедуют православие. По окончании богослужения мэр Вифлеема Ханнасер принял Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Мэр отметил, что для Палестинской автономии нынешнее празднование представляет собой испытание на ее государственность. Эти дни, сказал он, показали, что Палестинская автономия способна организовать подобные торжества. Мэр города Вифлеем наградил Предстоятелей Поместных Церквей золотой медалью " Вифлеем-2000. Рождество " . Высокие награды получили Константинопольский Патриарх Варфоломей, Патриарх Иерусалимский Диодор, Патриарх Московский и всея Руси Алексий П, а также Предстоятели Болгарской, Грузинской, Кипрской, Элладской, Румынской, Польской и Сиро-Халдейской церквей. Мэр также передал награды отсутствовавшим на этой встрече предстоятелям Александрийской, Антиохийской и Сербской Православных Церквей. Поблагодарив за награды от имени всех Предстоятелей, Константинопольский Патриарх Варфоломей в ответном слове подчеркнул, что Вифлеем можно назвать " истинной столицей третьего тысячелетия " . ОРК/Православие 2000 СОСТОЯЛОСЬ ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА 28 декабря 1999 года в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода УПЦ. Священный Синод имел суждение о праздновании в Украине великого юбилея Христианства - 2000-летия Рождества Христова. 2000-й год был объявлен юбилейным и благословлено проведение юбилейных мероприятий на общецерковном уровне, во всех епархиях, благочиниях, монастырях, духовных школах и приходах УПЦ. По случаю великого юбилея Священный Синод УПЦ обратился с Посланием к народу Украины. Также Священный Синод обратился к Президенту Украины, Верховной Раде и Правительству Украины с просьбой принять закон " Об амнистии по случаю 2000-летия Рождества Христова " . На заседании также были рассмотрены вопросы жизни епархий УПЦ. Сервер УПЦ-МП/Православие 2000

http://pravoslavie.ru/news/index03.htm

Составителями современной службы на Рождество Христово являются в основном песнотворцы VI, VII, VIII и IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах...» и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), Косма Маиумский (канон) и другие. Подготовительный период к празднику Рождества Христова Праздник Рождества Христова принадлежит к числу двунадесятых. Ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. Считая Рождество Христово второй Пасхой (в древних Типиконах, под 25 декабря значится: «Пасха. Праздник тридневный»), Церковный Устав назначает перед праздником пост, начинающийся с 15 ноября, по продолжительности равный предпасхальному, т.е. посту святой Четыредесятницы, и поэтому называем «малой Четыредесятницей». Рождественский пост называется еще Филипповым, так как перед началом его, 14 ноября, празднуется память св. апостола Филиппа. По строгости же своей этот пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петровому посту (кроме последних дней). Подробные предписания относительно поста указаны в Типиконе, под 14 ноября. (Наиболее строгое воздержание – «сухоядение», т.е. воздержание от вареной пищи, – назначается в понедельник, среду и пятницу во все седмицы поста; во вторник же и четверг этих седмиц, если случится полиелейный святой, – разрешается вино и рыба. Употребление рыбы разрешается также в субботы и воскресенья поста, также в остальные седмичные дни, если случится великий двунадесятый праздник или храмовой. В последние же дни поста – с 20 по 24 декабря – Устав усиливает строгость поста, и в эти дни воспрещается вкушение рыбы, даже в субботу и воскресенье, совпадающие с этим отрезком времени.) Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 24 декабря, известный под именем сочельник. Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво», то же что «коливо», – вареные зерна риса или пшеницы. (Вкушать сочиво, или коливо, положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней, следовательно, после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный день Рождества.) Таким образом, часть сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Этот строгий пост ослабляется, если сочельник приходится в субботу или воскресенье (тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера – «по отпусте литургии», которая служится с утра).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Я бы очень советовал вам после Причастия не сразу начать разговаривать с друзьями, не сразу забывать о том, что только что произошло с вами, а побыть с Богом, побыть со Христом. Преподобный Серафим, когда причащался, ни с кем не разговаривал после Причастия, уходил в свою келью и пребывал в одиночестве, общаясь с Богом. Вот, хотя бы немного побыть с Богом, поблагодарить Его, попросить Его о помощи, помолиться о своих близких, конечно, очень важно после Причастия. Это – особые минуты, особой близости Бога. Во время Святок будут праздники, которые, конечно же, очень важны, в которые, конечно, тоже можно причаститься Святых Таин. Нужно просить своих духовников и священников храмов, куда вы ходите, чтобы они разрешили вам это делать. Вы же готовились сорокадневным постом не только к празднику Рождества, но и к Святкам, и к празднику Богоявления. И поэтому, конечно же, в дни Святок, как в дни Светлой Седмицы, можно и нужно причащаться чаще. На второй день Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Рождество Христово – это, конечно, праздник Божьей Матери. И мы особенно в этот день молимся Пресвятой Богородице о спасении нас и всего мира. Мы празднуем воскресный день после Рождества, как особый праздник. Празднуем 14 января по новому стилю память Святителя Василия Великого, Обрезание Господне. И 15 января – теперь в XX веке, начиная с XX века – празднуем память преподобного Серафима Саровского. Удивительные праздники. Ну, а затем начинаем готовиться к празднику Богоявления. Он тоже имеет специальный день поста — Крещенский Сочельник. В Крещенский Сочельник тоже освящается вода, как в праздник Богоявления, и, конечно, эти два дня, так же, как день Рождественского Сочельника и Рождества, являются днями великого празднования, и, конечно, в эти дни тоже нужно быть в церкви и можно причаститься Святых Христовых Таин. Я говорю все это для тех, у кого есть такая возможность. Если нет такой возможности, если у вас много детей, если вы работаете, если вы заболели – конечно же, это невозможно. Но, если это получится у вас, конечно, будет очень большая радость на душе.

http://pravoslavie.ru/99829.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010