РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 5 января 2007 г. 15:30 Простре земля плещи своя, и приемлет приемлющаго Зиждителя, славу от ангел, от небес же звезду; от пастырей хваление, от волхвов же дары, и от всего мира познание. Тропарь 3-й песни канона на повечерии предпразднства Рождества Христова Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, боголюбивые пресвитеры и диаконы, честные иноки и инокини, подвигом добрым подвизающиеся (2 Тим. 4:7), и все в ограде церковной пребывающие православные христиане! «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1:2). С сердечной радостью поздравляю всех вас с великим праздником — Рождеством по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! В эти святые дни мы вновь молитвенно переживаем величайшее событие человеческой истории. В великом смирении Своем Господь пожелал прийти на землю в образе человеческом, и родился Он не в богатом дворце, не в жилище сильных мира сего, но в убогом вертепе посреди пустыни. Первыми узнали о Рождестве Христовом не цари и вельможи, но простые пастухи, которые пасли стада неподалеку от Вифлеемской пещеры. Именно к ним, простецам, были обращены ангельские слова, возвестившие миру о начале новой, христианской эры: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11). Дорогие мои! Вслушаемся в ангельское благовестие: «Я возвещаю вам великую радость!». Мы часто забываем об этой вечной, нетленной радости, ибо живем в мире, пораженном грехом и смертью, в котором мы страдаем от болезней и немощей, подчас переживаем разлуку и горе, сталкиваемся с насилием и жестокостью. Но вера наша научает нас даже посреди житейской скорби хранить в сердцах своих и возвещать всем людям ту радость, которая пришла к нам Свыше и о которой в Евангелии сказано, что никто ее не отнимет у нас (Ин. 16:22). Бог, пришедший к нам в образе младенца, желает, чтобы сердце наше стало пещерой и яслями, где Он почивает, а в душе вечно раздавалось ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Чудо и сила христианской веры в том, что эта «радость великая» даруется нам сегодня во всей своей полноте, так же, как и две тысячи лет тому назад. Мы не вспоминаем — мы празднуем Рождество Христово, потому что оно, совершившись однажды, вечно наполняет людей миром и радостью!

http://patriarchia.ru/db/text/170915.htm...

Что же, братия, нам нужно? Вера и духовный смысл или разумение, вникание в суть дела и главное – покаяние: ибо нас и ослепили и заглушили и осилили грехи наши. Покайтеся, – говорит Господь, – приближибося царство небесное 8 , и спешно идите все на вечерю Божию, на вечерю, на которой предлагается трапеза бессмертия, трапеза сладости неизглаголанной. Аминь. Слово в неделю Св. Праотец Грядите, яко уже готова суть вся ( Лк.14:16 ). Нынешний воскресный день называется в церковном порядке неделею Св. Праотец, потому что Св. Церковь пред приближением праздника Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа находит справедливым почтить память Праотцев Его по плоти: Адама, Сифа, Ноя, Сима, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и других; следующий же за этим воскресный день называется неделею Св. Отец, т. е. ближайших по времени к Иисусу Христу сродников Его по плоти, (и преимущественно – Св. Богоотец Иоакима и Анны). Нынешний день Церковью положено читать Евангелие о званных на вечерю, потому что Иисус Христос , Которого пришествие в зраке рабием на землю или рождество Его мы будем скоро праздновать, есть Тот посланный от Бога раб по человечеству, Который приглашает нас непрестанно на вечерю велию. Под вечерею велиею разумеется будущее блаженное царство, которого уже удостоились весьма многие Святые; оно называется вечерею или ужином потому, что настанет по скончании краткого и изменчивого века сего; великою потому, что будет блаженство неизреченно велико; и под званными на эту вечерю должно разуметь, братья, христиан, потому что все мы, со времени совершения над нами таинства крещения, вписаны в книгу живота, из которой, впрочем, очень скоро могут нас вычеркнуть, если дела наши будут несообразны с нашим званием. Но расскажем словами Евангелия эту грозную и поучительную притчу. «Один человек сделал большой ужин и звал многих. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорясь, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее, прошу тебя, извини меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И вот этот Лев, от гласа которого дрожали бы земля и море, добровольно отдает Себя в руки окаянных лисиц — книжников, фарисеев и саддукеев: «Яко овца на заколение ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих». Зачем, зачем же, почему это было? Зачем Лев от колена Иудина — Господь и Бог наш Иисус Христос претерпел такую страшную казнь? Ответ на это находим в 3-й главе Евангелия от Иоанна, в беседе Христа с Никодимом; там читаем такие слова: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Итак, любовь, любовь безграничная, любовь безмерная, как бездонный океан, любовь Божественная, сострадание Божественное к гибели всего человечества были причиной того, что добровольно отдал Себя на страшную смерть Сын Божий, Христос Бог наш. Он явил крестом Своим такую безмерную, такую безграничную любовь, какой никто — никто не мог и помыслить. Ибо любовь, Божественная любовь подвигла Его на то, что сделал Он. Итак, любовь к нам, окаянным, к нам, негодным, к нам, погибающим, побудила Спасителя нашего претерпеть страшные муки Голгофские. Только ли любовь? Нет, не только, ибо еще древний пророк Исаия за 700 лет до Рождества Христова писал о Нем так, как будто бы был Его современником, как будто видел и знал все важнейшие события жизни Иисуса, и сказал: «Наказание мира нашего на Нем. Язвами Его мы исцелехом». Итак, с одной стороны — безмерная любовь Божия, а с другой стороны — и правосудие Божие. Так бездонная пучина грехов, которые сотворены до пришествия Христа и которые творятся после пришествия Его, не могут остаться безнаказанными. Нельзя, нельзя оставить безнаказанными все мерзости, жестокости, подлости, убийства, прелюбодеяние, всю нечистоту рода человеческого. Надо было, чтобы эти грехи были искуплены непостижимым для нас образом. Бог, Троичный в Лицах, в предвечном Своем Совете нашел средство к тому, чтобы не остались безнаказанными грехи мира: Он возложил их на Сына Своего, на Господа Иисуса Христа. «И Он понес грехи наши и мучим был за беззакония наши».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Ныне мы знаем: «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы мир был спасен чрез Него» (Ин. 3:16–17). «И теперь, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией, … потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:1–2; 5). Склонимся же в благоговении к скромным яслям, где лежит тихий и кроткий Младенец. Склонимся со страхом Божиим и трепетом, ибо здесь начинается земной крестный путь Господа Иисуса, здесь полагается начало нашего спасения. Склонимся и, прославляя Рождшагося Сына Превечного Отца, насладимся тем неизреченным и превосходящим всякое разумение миром, который наполняет наши души. «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» — вновь и вновь радостно вторим мы ангельскому хору. Любовь Божия, явленная в Рождении Спасителя, приносит людям истинный мир. Этот мир не поколебать житейским неурядицам, социальным потрясениям, политическим нестроениям и даже вооруженным конфликтам, ибо «в мире Христовом сокровенно живет такая духовная сила, что он попирает ею всякую земную скорбь и напасть» ( свт. Игнатий (Брянчанинов) . Аскетические опыты). Но как же стяжать мирное устроение души? Как стать обладателем сего великого духовного дара? Святые отцы в этом единомысленны: действие мира Христова в человеке есть важный признак пребывания его в евангельских заповедях. Из них же «более всего, — наставляет нас первоверховный Павел, — надлежит облечься в любовь, которая есть совокупность совершенства. И тогда, — по слову апостола, — в сердцах наших станет владычествовать мир Божий, к которому мы и призваны» (Кол. 3:14–15). Людей благоволения ищет Себе Господь — тех, кто последует Его закону, кто будет свидетельствовать ближним и дальним о спасении и «возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Будем же достойны этого высокого призвания. И потому, «преславное Рождество Христово видевше, в вертепе совершаемое, устранимся сует паче мира» (кондак 8 акафиста Рождеству Христову), вознесемся мысленно на небо, прославив Творца всяческих, поделимся нашей радостью о Воплотившемся Спасителе с окружающими, с теми, кто нуждается в заботе, кто унывает или находится в стесненных обстоятельствах.

http://pravoslavie.ru/118445.html

Две проповеди Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 22 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 7, 1995 I. Размышления над пророчеством Исайи 1 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. Ис 6:8 Исторически эти слова относятся к ситуации, в которой оказался еврейский народ в момент смерти царя Озии. Вскоре царь Израиля Ахаз пошел на Иерусалим с враждебными намерениями. Пророк Исайя был послан Богом, чтобы говорить с ним и просить о пощаде Иерусалима. Отсюда — исторический смысл и буквальное значение этого †“Кого Мне послать?” и ответа “Вот я, пошли меня”. Но есть у этих слов и другое значение, вечное. Прежде всего — это вечное послание Господа нашего Иисуса Христа Его Отцом, послание Его к людям. “Кого Мне послать?” — и Иисус вечно отвечает Своему Отцу: “Вот Я, пошли Меня”. Однажды Он пришел особенным образом: Он принял человеческую природу и жил среди нас. Но Он продолжает приходить каждую минуту. И будет хорошо, если мы будем напоминать себе об этом именно в это время Рождественского поста, когда приближается Рождество, рождение Христа. Нужно задуматься об этом приходе Христа не как о приходе вообще, но как о чем-то очень конкретном, глубоко личном и индивидуальном. Бог, Отец Господа нашего послал Своего Вестника, Своего Сына — к кому? — не в мир вообще, но к вам поименно. Он говорит: “Кого Мне послать к …” — Михаилу, Николаю, Иосифу или кому-либо другому. Господь наш Иисус всегда отвечает: “Вот Я, пошли Меня”. В этот праздник Рождества, уже совсем близкий, Он придет, чтобы ответить не на “общие нужды”, но на особую, собственную нужду каждого. Попытайтесь в эти рождественские дни больше размышлять над тем, что Господь Иисус Христос, посланный Отцом, приходит к вам, к вам лично, кем бы вы ни были. Кроме того, есть и другое вечное значение этих слов — “Кого Мне послать? — Вот я, пошли меня”. Эти слова адресованы каждому из нас; каждый из нас — так или иначе Божий посланник, посланник Господний здесь, на земле, в данной точке пространства и в данный момент времени.

http://pravmir.ru/dve-propovedi/

Приказав выйти апостолам на некоторое время, Гамалиил призывает собрание сначала хладнокровно обдумать о людях сих, что с ними делать. Он напоминает судьям о двух народных возмущениях и возмутителях, некоем Февде (личности, определенно неизвестной из истории) и Иуде галилеянине, произведшем возмущение во время и по поводу народной переписи, которую римский император Август повелел сделать в Иудее Квиринию, сирийскому наместнику, и по поводу которой рождество Господа нашего Иисуса Христа произошло в Вифлееме ( Лк. 2, 2 ). Так как дело апостолов являлось в глазах синедриона опасным вследствие того, что оно все более и более разрастается (ст. 28), то Гамалиил напоминает, что подобным же образом и упомянутые народные возмутители сначала имели успех и увлекли за собою сотни народа. Но, говорит он, поскольку их дело не было дело Божие, то они и сами погибли, и их последователи рассеялись и исчезли. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если сие предприятие и сие дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Сопоставление апостолов с народными возмутителями, по-видимому, говорит за то, что Гамалиил лично невысокого был мнения о проповедниках Христа. Но в совете, с которым Гамалиил обратился потом к синедриону, отражается доброе мнение о христианстве: в возможности он предполагает, что дело апостолов есть дело Божие, и предостерегает людей, чтобы им не оказаться богопротивниками. 40 Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. 41 Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. 42 И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе. 40–42. Судьи послушались Гамалиила, но не совсем. Вероятно, они думали, что без наказания отпустить апостолов – значит выказать свою слабость. Почти то же самое значило бы, если бы синедрион отпустил апостолов только с строгим выговором, запрещением и угрозами, ибо эта мера уже была употреблена им по отношению к проповедникам христианства (гл. 4). Возвышая строгость меры, синедрион в настоящем случае к запрещениям и угрозам прибавил побои. Таким образом, вместе с распространением христианства растет сопротивление ему иудейства, и Иерусалим сам гонит от себя спасение Израилево в свои окрестности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

80 То есть в то время, когда тело Иисуса Христа находилось во гробе, Он, как Бог, со Своей душой был в аду, в раю – с разбойником и на Божественном престоле вместе с Богом Отцом и Святым духом, как беспредельный Бог, наполняя все и находясь везде. 81 Здесь под темницей апостол разумеет царство мертвых – ад, под духами, находящимся в темнице , – души умерших, находившиеся в аду. 82 Словом изъязвлен пророк указывает на физические страдания Искупителя, а выражение: мучим за беззакония наши относится к тяжким душевным мукам Божественного Страдальца, которые Он предощущал еще накануне распятия в саду Гефсиманском и во всей тяжести пережил во время крестных страданий. – Наказание мира нашего , то есть наказание для нашего примирения с Богом. 84 Род лукавый и прелюбодейный , сказал Господь книжникам и фарисеям, ищет знамения: и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:39–40 ). 85 Господь Иисус Христос, как Первосвященник, принесший Себя Самого в жертву за грехи людей, воссел одесную Бога Отца и всегда ходатайствует за нас перед Отцом Своими голгофскими ранами, которые представляют живое свидетельство претерпенного Им страдания. 86 Сидение одесную есть земное, человекообразное выражение. Это выражение означает действие, взятое из обычая, практиковавшегося на востоке у царей, которые, сажая кого-либо по правую сторону себя, показывали этим равенство сидящего лица с собою. 90 Царь Давид называется отцом Иисуса Христа потому, что по человечеству Спаситель был из рода Давидова. Домом Иакова назывался до Рождества Христова народ израильский, потомки Иакова, а после пришествия Господа Спасителя – все верующие в Него. 91 Католики и протестанты учат, что Дух Святой исходит не только от Бога Отца, но и от Сына, причем слова «и от Сына» внесены ими в восьмой член Никеоцареградского Символа веры , составленного св. отцами на первом и втором вселенских соборах.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пресвятая Дева Мария жила при храме до четырнадцати лет. Родители Ее умерли. Священники, которые должны были заботиться о сироте, хотели отдать Ее замуж. Но Пресвятая Дева Мария сказала, что Она дала обет Богу всегда оставаться Девой. Тогда священники обручили Ее благочестивому старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и берег Ее. Пресвятая Дева Мария жила с Иосифом в Назарете. Здесь однажды явился Ей Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты между женами! Ты родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус». Дева Мария в недоумении спросила Ангела: «Как это может случиться? Когда я мужа не знаю». Ангел сказал Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя, поэтому и рожденный Тобою назовется Сыном Божиим». Дева Мария со смирением приняла эту радостную весть и сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее Ангел. Благовещение Пресвятой Девы Марии Православная Церковь празднует 25 марта. Тропарь праздника. Днесь спасения нашего главизна (начало), и еже от века таинства явление (откровение таинства, предопределенного от века), Сын Божий, Сын Девы бывает (становится Сыном Девы), и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. § 5. Посещение Пресвятой Девой Марией Елисаветы (Лк. 1:39–56) После Благовещения Пресвятая Дева Мария отправилась в Иудею навестить свою родственницу Елисавету, жену священника Захарии. Елисавета, по внушению Святого Духа, узнала, что Мария будет Матерью Господа, поэтому она громким голосом воскликнула: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! Откуда мне такая милость, что ко мне пришла Матерь Господа Моего?». В ответе на это приветствие Пресвятая Дева сказала: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем, что Он призрел на смирение рабы Своей…». Пресвятая Дева Мария пробыла у Елисаветы около трех месяцев, а потом возвратилась в свой дом. § 6. Рождество Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 1:18–25; Лк. 2:1–21)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Святая Троица Учение о Св. Троице ясно и определенно выразил нам Иисус Христос. Посылая учеников на проповедь, Он сказал им: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). (Здесь Отцу и Сыну и Святому Духу приписывается единство, ибо сказано во имя, а не во имена.) История крещения Господа нашего Иисуса Христа во Иордане от Иоанна Предтечи ясно учит тайне Пресвятой Троицы. Ясно выражает то же учение о Святой Троице и евангелист Иоанн: Трие суть свидетельствующая на небеси, Отец, Слово и Св. Дух; и сии три едино суть, – говорит он ( 1Ин.5:7 ) – говорит о Троих и приписывает Им единство. Учение о Святой Троице известно было и в Ветхом завете, например, пророку Исайи. Исайя видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и серафимов, взывавших друг к другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его ( Ис.6:3 ). Здесь троекратным повторением славословия пророку было открыто, что Бог троичен в лицах. Или еще: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их ( Пс.32:6 ). (Но, впрочем, особенно ясных указаний на учение о Святой Троице, в Ветхом завете не было, потому что люди до Рождества Христова не могли бы усвоить этого возвышенного учения). Учение о Святой Троице есть основное учение христианской веры. В единого Бога веруют и евреи, и магометане, – христиане же веруют, что единый Бог – в трех Лицах, так что, кто не верует во Святую Троицу, тот и не христианин. Учение о Святой Троице непонятно для нашего разума, но мы веруем ему, по прямому свидетельству слова Божия: Божия никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 ). И этому не должно удивляться, потому что познание наше ограничено, несовершенно. «Помышления смертных нетверды», – говорит Премудрый, – «и мысли наши ошибочны; ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах, кто исследовал» ( Прем.9:14–16 )? Мы должны веровать в Святую Троицу, но не должны исследовать, как Бог – един в трех лицах. «Сын мой, – говорит премудрый сын Сирахов, – сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа. Много высоких и славных; но тайны открываются смиренным. Ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй, ибо не нужно тебе, что сокрыто… Многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их» ( Сир.3:17–24 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И вам тут ничего нельзя сказать, ибо какие тайны при древних святых великих чудотворцах совершались! Кто тут дерзнет сказать! Однако при совершении оных тайн архиереи или иереи благословляли, изображая рукой четвероконечный Крест, а не «печать антихристову». Сверх того, если перебрать все древние святые иконы, церковные ризы и сосуды, – сплошь увидели бы не только восьмиконечный, но и четвероконечный Крест. Но перестанем говорить о концах Святого Креста, а вместо того рассудим, для чего мы, христиане, почитаем честной Крест и следует ли нам за концы друг от друга отдираться и отталкиваться. Когда мы почитаем Святой Крест, – то не для древа почитаем, из которого он составлен, и не для того опять-таки, что он имеет столько-то концов, – но ради Распятого за ны на нем Господа нашего Иисуса Христа, Царя славы, Которой Своею Кровию, пролитой за искупление наше, освятил его. А без того он никакого бы почтения не был достоин, из чего бы он ни был сделан и сколько бы концов не имел. На самом деле прежде Господнего на нем Распятия он не только ни от кого почитаем не был, но, напротив, за бесчестное древо почитался, ибо в законе было писано: «проклят всяк висяй на древе» ( Втор.21:23 ; Гал.3:13 ). Теперь спросим же мы вас: для чего вы почитаете святой восьмиконечный Крест? На то вы скажете: для того, что распят на нем за нас Искупитель наш. Изрядно и верно сказано, а потому – с какими бы концами не почитать Крест, только бы почитать его ради Иисуса Христа, распятого на нем. Спросите же и вы нас: для чего мы почитаем восьмиконечный или четвероконечный Крест; мы вам на это скажем: за ради нас распятого на нем Иисуса Христа. Так в чем же мы несогласны? – в одних концах?! Не для чего спорить за концы тем христианам, которые согласно Иисуса Христа за Искупителя своего признают! (Из книги «Увещевание во утверждении истины») 311. Храните, дети, завет родительский Раскроем, други мои, священную Книгу пророка Иеремии и будем читать. «Сказал Господь Иеремии: «Иди в дом Рехавитов и ...приведи их в дом Господень, и дай им пить вина». И привел их в дом Господень, – рассказывает Пророк, – и поставил пред сынами дома Рехавитов полные чаши вина и стаканы и сказал им: «Пейте вино!» Но они сказали: «Мы вина не пьем, потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки; и домов не стройте, и семени не сейте, и виноградников не разводите, ...но живите в шатрах во все дни жизни вашей, чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы странниками». И мы... во всем слушаемся и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш» ( Иер.35:2–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010