Богу было угодно привлечь ума и сердца этих древних ученых людей к Рождеству Господа Иисуса Христа, к родившемуся в их дни во плоти Второму Лицу Святой Троицы — Спасителю мира. О как хотел бы я, чтобы об этом — о древних ученых волхвах, о чудесной звезде, приведшей их в Вифлеем, — вспомнили и нынешние ученые, которые в большинстве своем заменили веру в Бога верой в науку; чтобы помнили они о том, что есть две сферы бытия: бытие материальное и бытие духовное. Чрезвычайно велико могущество науки, все глубже и глубже проникающей в тайны материального бытия, и не видно конца великим достижениям ее. Но да не гордятся ученые своею мудростью! И напомню я живущим только научной верой удивительное слово Господа Иисуса Христа: «…Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10, 18). Падают только сверху вниз, и низвержение сатаны с неба на землю свидетельствует о том, что небеса — эта сфера духовного бытия — гораздо выше бытия материального. Это же подтверждает нам и искушение Господа Иисуса Христа диаволом после 40-дневного поста Его в пустыне. Диавол возвел Господа Иисуса на высокую гору и, показав Ему во мгновение времени все царства земные и славу их, сказал: «Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4, 6–7). Весьма возможно, что могущественная наука когда-нибудь откроет все тайны материального бытия. Но как диавол, низверженный с неба за гордость свою, лишился участия в великих таинствах духовной сферы, так и гордым ученым, потерявшим веру в Бога, недоступно все то, что относится к высшей сфере духовного бытия, в которой существуют и действуют свои особые законы, недоступные человеческому уму. Эти законы доступны только святым, которые стали храмами Духа Божьего, друзьями и даже братьями Господа и Бога нашего Иисуса Христа, ныне снисшедшего с небес на землю для спасения рода человеческого Своей Божественной проповедью, не только ею, но даже — страшно сказать — Своею Плотию и Кровью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Богу было угодно привлечь умы и сердца этих древних ученых людей к Рождеству Господа Иисуса Христа, к родившемуся в их дни во плоти Второму Лицу Святой Троицы – Спасителю мира. О как хотел бы я, чтобы об этом – о древних ученых волхвах, о чудесной звезде, приведшей их в Вифлеем, – вспомнили и нынешние ученые, которые в большинстве своем заменили веру в Бога верой в науку; чтобы помнили они о том, что есть две сферы бытия: бытие материальное и бытие духовное. Чрезвычайно велико могущество науки, все глубже и глубже проникающей в тайны материального бытия, и не видно конца великим достижениям ее. Но да не гордятся ученые своею мудростью! И напомню я живущим только научной верой удивительное слово Господа Иисуса Христа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ( Лк. 10:18 ). Падают только сверху вниз, и низвержение сатаны с Неба на землю свидетельствует о том, что небеса – эта сфера духовного бытия – гораздо выше бытия материального. Это же подтверждает нам и искушение Господа Иисуса Христа дьяволом после 40-дневного поста Его в пустыне. Дьявол возвел Господа Иисуса на высокую гору и, показав Ему во мгновение времени все царства земные и славу их, сказал: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое ( Лк. 4:6–7 ). Весьма возможно, что могущественная наука когда-нибудь откроет все тайны материального бытия. Но как дьявол, низверженный с Неба за гордость свою, лишился участия в великих таинствах духовной сферы, так и гордым ученым, потерявшим веру в Бога, недоступно все то, что относится к высшей сфере духовного бытия, в которой существуют и действуют свои особые законы, недоступные человеческому уму. Эти законы доступны только святым, которые стали храмами Духа Божьего, друзьями и даже братьями Господа и Бога нашего Иисуса Христа, ныне снисшедшего с Небес на землю для спасения рода человеческого Своей Божественной проповедью, не только ею, но даже – страшно сказать – Своею Плотью и Кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Великую ценность мы носим в скудельных сосудах, чудный образ Божий, столь прекрасный, что ради него Господь не только сошел с неба и воплотился, но и страдал и распялся, чтобы только спасти нас. О глубина Премудрости, Разума! Другая причина воплощения - наглядно, ощутительно для всех людей показать крайнюю любовь Бога к человеку. Сам Господь Иисус Христос говорит: " Так возлюбил Бог человека, что отдал Сына Своего... " Люди, видя безмерную любовь Божию к себе, будут безответны, не смогут упрекнуть Господа, если будут отвержены от Царствия Божия. Предрождественские мысли Можно ли вспомянуть ясли и нищету Спасителя и не устыдиться своей роскоши и своего убранства? Можно ли воспомянуть смирение Божественного Отрача и не содрогнуться от своей гордости, надмения и тщеславия? Можно ли вспомнить бегство во Египет, и не почувствовать мужества к перенесению несправедливостей мира? Иисус Христос должен родиться не в одном Вифлееме, а и в сердцах наших: " Любяй Мя, возлюблен будет Отцом Моим и к Нему приидем и обитель у него сотворим " . Апостол Павел пишет к Ефесеям (3, 16-17): " Преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа... да даст вам, по богатству Славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши " . Апостол Павел болезновал о Галатийских христианах, " дондеже вообразится Христос в них " (4, 19). О себе же Апостол Павел говорил (Гал. 2, 20): " Живу не к тому аз, но живет во мне Христос " . Если так, то ясно, как мы должны уготовиться к встрече Господа Иисуса Христа. Мысли в Неделю пред Рождеством Христовым (Свв. отец) В Евангелии перечисляется родство Господа нашего Иисуса Христа. Есть роды благословенные и есть роды проклятые. Проклятый род - из которого происходил Иуда-предатель. Очевидно, особо проклят еврейский род Дана, ибо, по откровению святого апостола Иоанна Богослова, при конце мира из него не было ни одного запечатленного Ангелом, т.е. годного для Царствия Божия. Из всех родов Израильских были угодные Господу, а из рода Дана не было ни одного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2347...

Эта мысль была настолько новой, что приводила всех тогдашних ученых в недоумение. Вспомните слова Никодима: «Ведь не входить же вторично в утробу матери» ( Ин. 3:4 ). И когда Спаситель пояснение этой мысли сопроводил учением о Себе как о Хлебе Жизни, сошедшем с небес для того, чтобы вкушающие Его могли родиться для Царства Небесного, тут уж недоумение перешло в ропот. На что последовал тихий и бесконечной глубины мудрый ответ: «...Не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня... Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» ( Ин. 6:43–45 ). Вы слышите? Насильно Господь никого не хочет спасать. Сейчас мы стоим в Его храме, значит, мы пришли к Нему! Он есть дверь, через которую, аще кто внидет, спасется... и пажить обрящет ( Ин. 10:9 ). Только верою в Искупителя Господа нашего Иисуса Христа можно спастись. Никто пусть и не помышляет спастись своими силами. Помните, камень сам никогда не превратится в растение. Праведники Ветхого Завета, праведники других религий – все они по смерти своей сходили во ад как осужденные по наследству. С явлением Христа на земле мир посвящается в тайну нового, вышнего, рождения, в тайну воскресения в новую жизнь. Нам здесь, на земле, для спасения нужна хоть искорка веры в Господа нашего Иисуса Христа. И при этом надо твердо помнить, что если мы до своей смерти здесь, на земле, не обретем этой искры, то там, за гробом, хотя и будем научены вере, но это уже не спасет нас. В Священном Писании говорится, что и демоны веруют и трепещут ( Иак. 2:19 ). Однако не спасительна их вера и не искупительна, они так и останутся пребывать в аду. То же самое будет и со всеми человеческими душами, не уверовавшими в Господа Иисуса Христа здесь, на земле. Там, за гробом, они вынуждены будут поверить, ибо вера есть не что иное, как осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, духовном ( Евр. 11:1 ). Почему же наша вера спасительна, а вера демонов и вообще вера всех загробных существ – не спасительна? Потому что вера демонов есть такое же знание, как наша человеческая наука.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Особенно много благодарственных молитв мы возносим в храмах Божиих в дни торжественного праздничного Богослужения. Так, в праздник Рождества Христова мы благодарим Бога за послание в мир Единородного Сына Своего, в праздник Пятидесятницы – за ниспослание Духа Святого и т.д. Так поступаем мы во исполнение заповеди Божией, повелевающей нам «благодарить всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф.5:20 ). Святой Иоанн видел в откровении двадцать четыре старца, падавших пред Сидящим на престоле и восклицавших: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь, и силу; ибо сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». Слова эти также суть слова молитвы, но они не содержат ни прошения, ни благодарности. Кто обращается к Богу с подобными словами, тот славословит Бога как Творца и Промыслителя вселенной. Пример молитвы этого рода мы имеем в 103-м псалме Давида, начинающемся так: «Благослови, душе моя, Господа! Господи Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием». Такой же молитвою служит и молитва , которая поется в церкви во время торжественных молебствий и начинается так: «Тебе, Бога, хвалим, Тебе, Господа, исповедуем, Тебе, предвечного Отца, вся земля величает». Значит, славословием называются такие молитвы, в которых мы прославляем Бога за Его Божественные совершенства. Таким образом, мы узнали, что есть три главных рода молитвословий: прошение, благодарение и славословие, отчего и сами молитвы называются или просительными, или благодарственными, или хвалебными. Указав различные роды молитвы, мы постараемся теперь определить также еще точнее содержание ее, чтобы наше определение молитвы было подробнее и понятнее. Если мы просим Бога о чем-либо, то выражаем перед Ним желания свои. Если же мы славословим или благодарим Бога, то выражаем радостные чувства или о полученных благодеяниях, или о Божественных совершенствах. Таким образом, во всех своих молитвах мы выражаем или желания, или чувствования нашего сердца. Отсюда и молиться значит: выражать перед Богом желания и чувствования нашего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

1950 г " . Слова на Благовещение Пресвятой Богородицы I. Не тщетна вера наша «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует». Ныне исполнилось великое таинство веры нашей христианской, исполнилось то, о чем за семьсот лет до Рождества Господа Иисуса Христа предсказал святой пророк Исаия: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: «с нами Бог " " . Почему этот святой пророк говорил, что Господу нарекут имя Эммануил, тогда как Архангел Гавриил, приветствовавший ныне Пресвятую Деву Марию, сказал, что наречет Она имя Ему Иисус? Что же это значит? Это объясняется значением имени Эммануил: «с нами Бог». Все христианские народы, все, уверовавшие в Господа Иисуса Христа, именуют Его Спасителем, Богом Истинным, Который жил с людьми на земле. Этим и оправдалось имя Эммануил, «с нами Бог», о котором говорил пророк. Эммануил – это Богочеловек, это Бог , Который с нами, Бог во плоти. Совершилось величайшее таинство нашего спасения, то, о чем читаем у св. ап. Павла: «Беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( I Tuм. 3, 16 ). Он говорил, что в эту необычайную тайну хотели бы проникнуть святые Ангелы, но и им не дано познать всех глубин ее. Нам ли, слабым и немощным, пытаться в нее проникнуть? Но мы знаем, что догматы о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа и о бессеменном воплощении Его от Пресвятой Девы Марии составляют основу всей нашей веры христианской. Ибо если бы мы не верили в то, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий, воплотившийся от Пресвятой Девы Марии, то тщетна была бы наша надежда на спасение. Сам Господь Иисус Христос говорил о Себе, что Он Сын Божий, Хлеб Небесный, сшедший с Небес. Это мы принимаем всем сердцем своим и не пытаемся постигнуть бездонной глубины тайны явления Бога во плоти. Но все-таки, насколько доступно нам, попытаемся понять, почему необходимо было воплощение Сына Божия, почему надо было Ему принять плоть человеческую? Не потому ли, что спас Он нас от смерти вечной и от власти диавола Крестом Своим, Своими страшными голгофскими страданиями и крестной смертью?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Солнце у горла Овна в зените над Палестиной. Луна на чаше Весов в надире над Америкой. Пасха – Исход – Жертвоприношение. Се – Агнец Божий висит на древе – Вземляй грехи мира. По прошествии субботы пришёл и славный час, и уже на заре (осьмаго) дня – 25 марта, день Благовещения, Ангелы благовестили женам мироносицам: Христос воскресе! «Исполнение закона и пророков Сам Сый, Христе Боже наш, исполнивый все отеческое смотрение, исполни радости и веселия сердца наша, всегда, ныне и присно и во веки веков» (из молитвы на Литургии). Предоставляем благочестивому читателю самому судить об истинности предлагаемых исследований. Мы же веруем, что если Богу угодно, то откроются их внешние (исторические) подтверждения. Ко всему, полагаем, что разумнее считать наше летоисчисление от Воскресения Христова, дарующего людям новую жизнь. Мудрецы века сего признают «историческое лицо» Иисуса Христа, но отрицают Его Божество. И принятие летоисчисления именно от Воскресения Христова явилось бы исповеданием не только историчности, то есть, что было Рождество Христово, но и признанием Его Сыном Божиим и Спасителем мира. Чтобы мы все пришли в познание истины и осознали бы наконец слова Апостола: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» ( 2Кор. 5:15–17 ). Познаем силу Воскресения Господа нашего Иисуса Христа! Церковь постоянно свидетельствует о Воскресшем Спасителе. За каждым воскресным бдением читается Воскресное Евангелие и поётся Воскресная песнь: «Воскресение Христово видевше...» Каждая Божественная Литургия – это Пасхальная весть и радость. g2 Великая Суббота – Воскресение. О времени Воскресения Господа нашего Иисуса Христа Господь наш Иисус Христос воскрес после иудейской субботы, «во едину от суббот», в воскресенье, в третий день по Своём распятии, как благовествуют все евангелисты и предречено Писанием. Это известно всем верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Архангел Гавриил, войдя к деве Марии, возвестил: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ). И праведная Елизавета, когда пришла к ней Дева Мария, исполнилась Духа Святого и прорекла: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:41–43 ). Сама Божия Матерь, повторяя пророчество царя Давида, сказала о прославлении Своем от Бога и людей: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды: что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его»... ( Лк.1:46–49 ). Несмотря на ясное свидетельство Священного Писания, протестанты отрицают величие Божией Матери, приравнивая Ее к обыкновенным людям. Матерь Господа нашего Иисуса Христа наречена благословенной между женами, то есть стоящей неизмеримо выше всех женщин рода человеческого. От самого создания человека не случилось, чтобы Дева зачала от Духа Святого, родила без мужа, будучи непорочной до рождеста, в рождестве и после рождества. Матерь Божия –единственная из человеков, избранная Богом для великого дела нашего спасения, считать ее обыкновенной женщиной, это значит отрицать Священное Писание, в котором о великом предназначении Божией Матери сказано Самим Богом через пророков, через Ангела и праведную Елизавету. Это значит умалять достоинство родившегося от Нее Господа Иисуса Христа, оскорбить Духа Святаго, Чьим благословенным жилищем Она является. Протестанты, ссылаясь на слова Христа: «кто Матерь Моя, и кто братья Мои?; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» ( Мф.12:48–50 ), делают ошибочный вывод, что Господь не оказывал Своей Матери особой чести. Говоря эти слова, Господь ничуть не умаляет достоинство Своей Матери и, конечно, не отвергает Ее. Он здесь притивопоставляет плотскому родству духовно-нравственное, как наивысшее, как родство в Боге. Такое родство основано на соблюдении Божиих заповедей, на исполнение Его преблагой воли; таким было родство Христа с Его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Толкование Евангелия на каждый день года. 14 января 2008 г. Мк, 1 зач., 1, 1—8 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. В Неделю пред Богоявлением, прежде чем мы вступим в праздник на водах, где открывается тайна Пресвятой Троицы, Святая Церковь напоминает нам, как мы должны подготовиться к этому дню. Мы слышим Евангелие от Марка, самые первые его слова: «Начало Евангелия Господа Иисуса Христа». Святые отцы обращают наше внимание на то, что каждое из четырех Евангелий начинается с разных отправных точек. Начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было Бог» — это то, что мы слышим на Пасху Господню. Начало этого Евангелия — от вечности. Начало Евангелия от Матфея — родословная Господа Иисуса Христа, от Авраама, который был отцом верующих, и чад его. Начало Евангелия от Луки — Рождество Христово. Мы слышим о рождении большего из рожденных женами и о рождении Бога, ставшего человеком. А начало Евангелия от Марка — Крещение Господне. Бог, ставший человеком, являет совершенство человека. И в крещении каждый из нас становится подобным Христу по дару Его. А где для нас начало Евангелия? Для верующего человека Евангелие начинается, когда Христос входит в его ум и сердце Своей благодатью. Мы узнаём, что есть жизнь вечная, есть истинный Бог, ставший человеком. Все тайны нашего спасения, запечатленные в четырех Евангелиях, открываются нам, когда мы благодатно приобщаемся тайне нашего рождения от воды и Духа.

http://pravoslavie.ru/3915.html

     И действительно, не нужно дивиться греху, как чему-то ужасному и необратимому. До Христа ещё было страшно и безнадёжно, а после Его пришествия — Он спасает нас. Ведь для того Он и пришёл на землю, как Сам сказал, для спасения нашего: “Я пришел не судить мир, но спасти мир” (Ин. 12, 47). И пришёл спасти именно грешников, а не праведников.      Так возвестил и ангел пастухам в рождественскую ночь: “Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 10-II). “Он спасет людей Своих от грехов их”, — сказал ангел и Иосифу (Мф. 1, 21).      Потому и имя дано Ему: Иисус, что значит — “Спаситель” (Лк. II, 21).      И апостол Павел пишет: “Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” (Рим. 5, 8).      Беда не в том, говорит святитель Иоанн Златоуст, что ты пал, а в том, что, павши, не встаешь.      И преподобный Пимен Великий говорит падшему: “Ты пал? Встань!” — “А если еще упаду?” — “Еще встань!” — “Так до коих же это пор?” — “До самой смерти!” Точно то же самое говорят и другие святые отцы, наставляемые Духом Святым. Святой Иоанн Лествичник пишет: “Один приходит в монастырь — по любви к Богу, другой — ради грехов своих, а третий — ища покойной жизни. Но не знаем, кто из них опередит других”.      И батюшка о. Иоанн также свидетельствует: грех не есть неприступная стена, и Господь пришел ради того, чтобы спасать грешников. И первый, кто вошел в рай, был разбойник: нам всем это чрезвычайно утешительно и одобрительно!      И сколько грешников сделалось святыми!      Только бы мы каялись и надеялись на Господа, Спасителя и Ходатая нашего, Иисуса Христа. “Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин. 1, 8—9).      Как же ещё грехи наши приносят пользу нам? На это мы ответим словами батюшки. “Если не познаешь опытно влияния на тебя злого духа, — говорит о. Иоанн, — то не познаешь и Господа Иисуса Христа и Святого Духа Утешителя”. И сам батюшка говорил про себя, что он долгое время своего пастырства хотя и верил, что диавол существует, но он — враг — где-то там, далеко; но и Спаситель тоже. Когда же он узрел, как воинствует на него враг, — то он со всею силою прибежал к заступлению Христа Господа.

http://pravmir.ru/v-grexax-nashix-povinn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010