Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 5 (85) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2019-07-18) Происхождение изображения: Загружено 2019-07-18, анонимно. Описание: действующий храм Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери Древней святыней Ипатьевского монастыря, до настоящего времени пребывающей в нем, является икона «Богоматерь Тихвинская», удивительный по красоте и духовной глубине памятник. Икона издревле почиталась в монастыре как чудотворная. В краеведческой литературе середины XIX века икона связывается с вкладами XVII века в Ипатьевский монастырь царя Михаила Федоровича Романова. Опись монастырская 1701 года указывает, что икона стояла в местном ряду Троицкого собора слева от Царских врат. На осень и зиму образ Божией Матери «Тихвинской» переносили в теплый храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 1867 году по заказу архиепископа Костромского и Галичского Платона в Санкт – Петербургской ювелирной мастерской купца Верховцева был изготовлен для иконы драгоценный серебряный оклад, украшенный бриллиантами и жемчугом, который хранится в настоящее время в Оружейной палате Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». В 1736 году вокруг этого образа поместили 18 небольших пядничных икон древнего письма. Святыня эта участвовала в костромских генеральных крестных ходах. В 2004 году, в преддверии праздника Пасхи Господней чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на свое историческое место в иконостасе Троицкого собора. Ее установили в новый дубовый киот в Местном ряду второй слева от Царских врат. Через 6 лет, в 2010 году, Тихвинская икона Божией Матери была украшена новой драгоценной ризой, изготовленной в известном костромском центре ювелирного производства – селе Красное – на – Волге. 24 июня 2010 года состоялась церемония по случаю передачи новой драгоценной ризы для Ипатьевской Тихвинской иконы Божией Матери и Божественный молебен, который возглавил архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов). Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская Ипатьевская " .

http://pravicon.com/image-33877

Риза Владычицы произведена парчевою чеканкою; на Спасителе вычеканена одежда моаре, на которой перелив тени отражается как на материи; драгоценные камни помещены на своих местах. Все отделано изящно, в Византийском стиле. Издавна в Иверской обители совершается 21-го мая крестный ход по случаю возобновления соборного храма и почти всей обители после пожара, причем кругом монастыря обносится чудотворная икона Иверской Божией Матери и св. мощи праведного Иакова Боровичского. В 1858 г. к сему празднику присоединилось переложение мощей Иакова праведного в новоустроенную серебряную раку, а в 1861 г. возложение новой ризы на чудотворную икону Богоматери, по предварительному освящению сей ризы Высокопреосвященным Исидором, митрополитом Новгородским, Санктпетербургским и Финляндским. Освящение это происходило так: чудотворная икона Божией Матери была вынута из своего места и поставлена среди храма, за нею стояла новая риза. Первосвятитель совершил водоосвящение по церковному уставу. По погружении креста при Троекратном пении: „спаси Господи люди твоя», во время пения песни Богородице: „твоих даров достойны нас сотвори Богородице Дево!..“ и прочих тропарей в честь её, Высокопреосвященный митрополит, вынув три губки из водосвятной чаши, каждою из них омыл икону Богородицы, отер оную полотенцем и окропил св. водою новоустроенную ризу. Приняв в свои руки, с помощью служащих, тяжеловесную ризу, он возложил её на икону и сам укрепил ее четырьмя гвоздями. После сего читал молитву: о, Пресвятая Дева, Мати Господа вышних сил... Примечание. Кроме сих, описанных в Указателе, двадцати восьми (28) чудотворных икон, есть еще в Новгороде, его окрестностях, уездных городах и селах их не мало святых икон, почитаемых издавна чудотворными, но таких, о которых не имеется записей или таковые записи не известны. К числу такого рода икон относятся следующие: 1) Названная по надписи чудотворною икона или образ Святителя и чудотворца Николая, что над входом в Крестовую Святителя Иоанна Архиепископа церковь ; 2) Тихвинская икона Божией Матери в Тихвинской градской военного ведомства церкви; 3) Храмовая икона Успения Божией Матери в Успенской церкви бывшего Колмова монастыря; 4) Храмовая же икона Святителя и чудотворца Николая в чудесах в Николаевском Вяжищском монастыре; 5) Мирожская икона Божией Матери, известная более под именем Знаменской, что в Десятинском женском монастыре; 6) икона Рождества Пресвятой Богородицы, что храмовая в церкви упраздненного Перынского монастыря, где ныне скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Новгородская икона Софии считается чудотворной. Сохранившееся историческое известие говорит, что от этой иконы в 1542 году получила исцеление одна женщина, страдавшая болезнью глаз. Все изображения Софии — Премудрости Божией выражают мысль о Матери Божией, послужившей орудием для воплощения Ипостасной Премудрости — Сына Божия. По этой причине и празднество иконе Софии совершается православной церковью в Богородичные дни и преимущественно на Рождество Богородицы, как в Киеве, или же на Успение Пресвятой Богородицы, как в Новгороде, Вологде, Тобольске, Москве и других местах, где имеются иконы Софии — Премудрости Божией. Икона Рождества Богородицы в селе Исааковском Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, известная под наименованием Исааковской, находится в мужском заштатном монастыре Ярославской губернии, Пошехонского уезда, в 60 верстах от г. Пошехонья. Название свое эта обитель получила от села Исаакова, в урочищах которого благоволила Богоматерь явить Свой чудотворный образ. В 1758 г. в обители воздвигнута каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя и чудотворца Николая. В иконостасе этой церкви, по левую сторону от царских врат, и находится святыня монастыря — чудотворная икона Пресвятой Богородицы, перед которой теплится неугасимая лампада. Икона представляет собой изображение события Рождества Пресвятой Богородицы, несомое двумя ангелами и окруженное херувимами. Размеры иконы: в длину 1 аршин 6 вершков и в ширину 1 аршин 8 вершков. Она покрыта серебряной позолоченной ризой; посредине ризы — надпись по синему хрусталю; поля ризы обложены в два ряда серебряными бусами; под ризой икона покрыта слюдой. С 1766 года Исаакова пустынь причислена к разряду заштатных монастырей; братии в ней около 20 человек. Монастырь этот постоянно нуждается в средствах, и для пополнения их чудотворная икона большую часть года находится в крестных ходах по Вологодской и Ярославской губерниям. Есть икона Рождества Богородицы также в г. Борисоглебске Ярославской губернии, в церкви св. Иоанна Богослова, при техническом железнодорожном училище.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

Статьи. Кат. выст. М., 2004. С. 271-289; она же. Икона Богоматерь Коневская, свт. Николай Можайский, Чудо св. Георгия о змие, избр. святые//Музей Рус. иконы: Восточнохрист. искусство от истоков до наших дней: Кат. собр. М., 2010. Т. 1: Памятники визант. и древнерус. искусства III-XVII вв. Кат. 11. С. 97; «О Тебе радуется»: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX вв.: Кат. выст. из фондов ЦМиАР. 1995. М., 1995. С. 59. Кат. 44; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произв. из собр. Рус. музея. СПб., 1995. 126-127. С. 204-206; Чудотворный образ: Иконы Богоматери в Третьяковской галерее/Авт.-сост.: А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. М., 1999. 28. С. 60-61; Силкин А. А. «Богоматерь Коневская» и афонская икона Коневского мон-ря//РиХВ. М., 2004. Вып. 2/3. С. 155-162; Игошев В. В. Исслед. и атрибуция тиснения по левкасу на иконах XVI в.//Исслед. в консервации культурного наследия: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., 12-14 окт. 2004 г. М., 2005. С. 108-117; S ä ppi L. Ortodoksisen kirkkomuseon aarteita//Ikonimaalari. 2005. N 1. S. 16-31; Маленькие шедевры больших мастеров: Иконы Ярославля XVI-XIX вв. из собр. ЯХМ: Кат. выст. М., 2006. С. 16-17; Jakovleva A. Huomioita Käsittätehdyn ikonin ajoituksesta//Ikonimaalari. 2009. N 1. S. 59-61; Husso K. Ikkunoita ikonien ja kirkkoesineiden historian: Suomen autonomisen ortodoksisen kirkon esineellinen kulttuuriperintö 1920 - 1980 - luvuilla. Helsinki, 2011; Sipola O. Konevitsan Jumalanäidin ikonin kunnioittamisesta//Ikonimaalari. 2011. N 2. S. 16-23. И. А. Шалина Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) ВАЛААМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре в 1897 г. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси ЛЕСНИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Леснянская) Икона Божией Матери (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками

http://pravenc.ru/text/1841920.html

Большинство сохранившихся складней снабжены вкладными надписями, содержащими моление о спасении ктиторов и членов их семей, что указывает на их обетный характер. Программы складней, связанные с идеей божественного заступничества и с эсхатологической темой, служили вспомогательной визуальной формулой спасения. Сохранившиеся живописные изображения заказчиков не поддаются идентификации из-за сильно поврежденного состояния икон. Костюмы указывают, как правило, на принадлежность ктиторов к феодальной знати (икона «Собор архангелов» из ц. св. Архангелов в с. Пхотрери; икона Божией Матери с Младенцем из ц. вмч. Георгия в с. Лахушти, XIII в.; маленький складень из Ипрари с образом Божией Матери в центральной части, поздний XIII в., утерян). Исключением являются иконы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, представляющие заказчиков: иером. Иоанна Тохаби, к-рый являлся также и художником (икона с 5 чудотворными образами Божией Матери и икона «Страшный Суд», обе рубежа XI и XII вв.), и мон. Иоанна (изображен на иконе вмч. Георгия со сценами из Жития на полях, 1-я пол. XIII в.). В том же мон-ре сохранилась икона вмч. Георгия (1-я пол. XIII в.), на к-рой изображен груз. царь, фрагментированная надпись на иконе и грубая поздняя перепись усложняют идентификацию его персоны. Среди груз. икон можно выделить особую группу образов, содержащих св. частицы Голгофского Креста, т. н. ставротеки (икона-реликварий с Распятием (кон. XI - нач. XII в.); 4-частная икона, заказанная Силихан (ранний XIII в., ИЭМС); икона Спасителя из Цаленджихи (XI в.) с вставкой (XIII в.) с частицами Животворящего Древа (ГМИГ)). В кон. XIII в. крупные феодалы Дадиани заказали диптих для наперсного креста св. царицы Тамары с частицами Животворящего Древа, т. н. Хобский диптих. Такого рода иконы имели двойное значение, символическое и функциональное: являясь моленными иконами, они одновременно служили вместилищем для св. реликвий. Груз. живописные реликварии Голгофского Креста повторяют драгоценные эмалевые и серебряные визант. ставротеки, следуя их иконографии с традиц. изображением «Распятия». Груз. мастера подчеркивают тему Голгофской Жертвы, визуально акцентируя тему спасения. Так, на иконе Силихан «Распятие» дополнено композициями «Благовещение», «Рождество Христово» и «Сошествие во ад»; изображенные на полях иконы Божией Матери «Умиление» (в центре вверху) и Христос «Царь Славы» (в центре внизу, под крестообразной ячейкой для св. частиц) подчеркивают догматическое значение иконы - воплощение Христа и спасение через Крестную Жертву. Частицы Животворящего Древа помещены на лицевой стороне иконы, между композициями «Благовещение» и «Рождество Христово», тогда как обычно они вкладывались во внутреннюю часть икон-реликвариев.

http://pravenc.ru/text/168199.html

М. А. М. Святыни Чудотворные иконы В В. Л. находятся 4 чудотворные иконы Божией Матери, с каждой из к-рых связано особое предание. Икона Божией Матери «Экономисса» (Παναγα Oκονμισσα) написана в память о явлении Богородицы прп. Афанасию, к-рый из-за голода, постигшего основанную им обитель, решил подвизаться в др. месте. На пути в Карею ему встретилась Пресв. Дева и убедила вернуться в мон-рь, обещав, что Сама станет экономом В. Л. В подтверждение своих слов Она велела прп. Афанасию ударить посохом о камень, и из камня забил источник, сохранившийся до наст. времени и известный как Агиасма прп. Афанасия. С тех пор в мон-ре нет должности эконома, а есть только его помощник (παραοικνομος). Икона Божией Матери Кукузелисса Икона Божией Матери Кукузелисса Список иконы, сделанный в 1578 г., находится слева от центрального входа в монастырский собор (кафоликон), на вост. стене в литийном притворе, недалеко от параклиса 40 Севастийских мучеников. На иконе изображена сидящая на престоле Божия Матерь с Младенцем и предстоящими св. Михаилом Синадским и прп. Афанасием с моделью В. Л. в руках. От иконы происходили многочисленные чудеса. Икона Божией Матери Кукузелисса (Παναγα Κουκουζλισσα) в древности находилась в кафоликоне, в 1826 г. была перенесена в одноименный параклис близ врат обители. По преданию, икона чудесным образом прибыла в В. Л. и оказалась в иконостасе кафоликона, ок. 1300 г. она была помещена над архиерейским местом. Ранее она именовалась «Экономисса», свое новое название получила в память о видении Пресв. Богородицы прп. Иоанну Кукузелю. После того как он пропел перед иконою акафист Богородице в субботу Акафиста, она явилась ему во время сна со словами: «Радуйся, Иоанн! Воспевай меня, и я тебя не оставлю» - и вложила ему в руку золотую монету. Монета Кукузеля была подвешена к иконе и от нее, так же как и от образа Божией Матери, происходили мн. чудеса. В сер. XVII в. половина монеты была послана в Россию, впосл. туда была отправлена и 2-я ее половина ( Αθανσιος (Παναγιτης), μον. Σ. 62). По др. данным, в 1914 г. монета была послана в Румынию и там утеряна ( Θεοφλακτος (Μαρινκης), ρχιμ. Σ. 244-245). Икона не раз спасала мон-рь от пожаров, а в 1755 г.- от нападения пиратов. По преданию, она является одной из 70 икон, написанных евангелистом Лукой, по др. сведениям, датируется X в. Празднование ей совершается 1 окт. Накануне Рождества Христова, Пасхи и дня памяти прп. Афанасия икона торжественно переносится в монастырский собор.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НЯМЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Нямецкая икона Божией Матери Нямецкая икона Божией Матери Празднование 26 июня Чудотворная Нямецкая икона Божией Матери в 1401 году была пожертвована византийским императором Иоанном VII Палеологом Ясскому митрополиту Иосифу. Святая икона, переданная им в Вознесенский Нямецкий монастырь (основан в XIV веке), прославилась здесь многочисленными чудотворениями. В 1497 году стараниями молдавского господаря святого Стефана Великого в обители был возведен величественный храм в честь Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. В этом монастыре впоследствии подвизались и прославились многие подвижники Русской Церкви во главе с великим старцем схиархимандритом Паисием Величковским (1722-1794). Большим почитанием пользовался чудотворный Нямецкий образ в обители - каждая монастырская служба заканчивалась перед ним. По молитвам Пресвятой Богородице перед Ее святой иконой получали утешение иноки и паломники обители. Ново-Нямецкая икона Божией Матери. Список, выполненный для Успенского храма Ново-Нямецкого монастыря Александром Вабишевичем и Александром Столяровым в 1992 г. Список чудотворного образа позднее был пожертвован неким молдавским князем помещику Черткову, одному из владельцев слободы Михайловки Богучарского уезда Воронежской губернии. В 1846 году образ крестным ходом перенесли в Михайловскую церковь в честь Рождества Христова. На иконе, написанной на полотне древним искусным писанием и помещенной в позолоченную с серебром ризу, была надпись на молдавском языке. Перевод на обратной стороне образа гласил: «Достоверное изображение чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, которое находится во святом монастыре, именуемом Нямецким (Намцулы), на земле Молдавской; прислано от благочестивейшего Константинопольского императора Андроника Палеолога Александру, воеводе страны Молдавской, в 6907 (1399) году».

http://drevo-info.ru/articles/6301.html

Каково же было их удивление, когда, по приходе их, храм оказался запертым и еще не было никого там. В память о таковом необычайном видении они соорудили этот образ. Икона Знамения Божией Матери с Пророческими ликами дана в благословение настоятелю Святогорской пустыни, архимандриту Арсению, курским архиепископом Илиодором, при переходе о. Арсения с братиею из Глинской пустыни в Святогорскую. Икона эта в сребро-позлащенной ризе, 84 пробы, весом в 1 ф. 72 зол., ценою 70 р. с. Риза эта пожертвована вышеупомянутым г. Бутовским. Помещается эта святая икона в Покровском храме вверху св. врат. Пред нею совершаются соборно акафисты по субботам, когда не бывает всенощного бдения. Казанская икона Божией Матери, в сребро-позлащенной ризе, весом 1 ф. 20 зол., ценою в 50 р. с, пожертвованная донскою помещицею Анною Васильевною Яновой, по следующему случаю: во время всенощного бдения, в праздник Казанской Божией Матери, г-жа Янова все время видела эту икону в чудно-блестящей золотой ризе и свое замечание передала с нею бывшим дочерям, которые, видя тоже, удивлялись превосходной позолоте. На другой день, после обедни, г-жа Янова, спросив у ризничного о причине замены на аналое образа не тем, который был во время всенощного бдения, получила в ответ, что образ этот же, какой был и во время бдения. Тут она рассказала о своем видении и пожелала соорудить на оный образ ризу, которой до того времени не было. Икона Ахтырской Божий Матери, выкупленная мещанином Климашем у жида, у которого она была в залоге; им же, Климашем, оправлена в сребро-позлащенную ризу и пожертвована Святогорской обители. Икона Рождества Пресв. Богородицы дана бывшему настоятелю Святогорской обители, архимандриту Арсению, с братиею, настоятелем Глинской пустыни, при переселении их в Святогорскую. Икона эта украшена сребро-позлащенною ризою с аметистами и поставлена в Трапезной церкви. Икона Грузинской Божией Матери, древней живописи, украшенная позлащенным серебром с эмалью и драгоценными камнями, есть посмертный дар супруги генерал-лейтенанта Софии Борисовны Полторацкой, которою, в свое время, благословила ее мать ее, Грузинская царевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме этих чудотворных икон, есть в Новгороде и его окрестностях древние иконы, о которых записей не осталось, но которые издавна почитаются чудотворными. О времени написания их можно судить по устройству церквей, в коих они находятся. Таковы, например, чудотворная икона настенная св. Николая в рост над бывшими Кремлёвскими Владимирскими вратами (1311) 155 ; чудотворная настенная икона Спасителя над бывшими кремлёвскими Спасскими вратами (1426) 156 ; настенная Владимирская икона Божией Матери 157 ; храмовая икона Успения Божией Матери в Успенской церкви бывшего Колмова монастыря (1310) 158 ; храмовая икона св. Николая чудотворца, в чудесах, в Николаевском Вяжицком монастыре (1411) 159 ; Мирожская икона Божия Матери, известная под именем Знамение, в Десятинском женском монастыре 160 ; икона Рождества Пресвятой Богородицы храмовая в церкви упразднённого Перынского монастыря; икона Введения – Божией Матери в Введенской церкви, принадлежащей к ведомству пахатн. солдат, близ Хут. монастыря; Тихвинская икона Божией Матери в Тихвинской церкви, принадлежащей к военному ведомству и другая Тихвинская икона Божией Матери, почитаемая с 1722 года чудотворной и находящаяся в Крестовой церкви св. Иоанна в архиерейском доме 161 . Наконец, в числе чудотворных икон считались в Новгороде также иконы Спасителя, сидящего на престоле в Софийском соборе и Ржевской Божией Матери в Успенской церкви на Торговой стороне. Но первая из них, писанная императором греческим Мануилом, взята Иоанном IV в 1561 году в Москву и находится там в Успенском соборе 162 , а вторая взята также в Москву Иоанном III в 1478 году, и потом оттуда когда-то, по случаю моровой язвы, перенесена в Осташковский уезд Тверской епархии 163 . 5. Указание на древние иконы по надписям В древнем Новгороде, как и в других городах, на иконах имели обыкновение делать надписи не только о том, кто их жертвовал и в какую церковь , а иногда даже и о том, кто их писал и кто им молился. Конечно, немного осталось икон с надписями, которые часто закрашивались при возобновлении, но и эта небольшая часть их для нас драгоценна: потому что указывает прямо на происхождение икон. К числу таковых икон принадлежат следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Феодоровская икона Божией Матери со сказанием об образе. 80-е гг. XVII в. Иконописец Гурий Никитин (ЦИАМ) Феодоровская икона Божией Матери со сказанием об образе. 80-е гг. XVII в. Иконописец Гурий Никитин (ЦИАМ) Наиболее полное воплощение стилистические новации нашли в иконописном творчестве Гурия Никитина, где изысканная нарядность и избыточная декоративность костромской традиции соединились с конструктивностью построения композиции и формы, свойственной царским изографам. Произведения, созданные Гурием Никитиным в 80-х гг. XVII в. для храмов Костромы и Ярославля («Мученики Кирик и Улита» из ц. прор. Илии в Ярославле, 1680-1682, ЯИАМЗ; «Спас на престоле» из Феодоровской ц. в Ярославле, 1686, ЯИАМЗ; «Спас Великий Архиерей» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, 1687, ЦИАМ; «Феодоровская икона Божией Матери, со сказанием об образе», 80-е гг. XVII в., ЦИАМ; «Успение» из Пахомиева Сыпанова мон-ря в Нерехте, 80-е гг. XVII в., ЦИАМ; «Св. Троица», 1690, из Пахомиева Сыпанова монастыря, иконное собрание Фонда ап. Андрея Первозванного, и др.), были образцом для его учеников и последователей почти до сер. XVIII в. С Костромской землей был также тесно связан Кирилл Иванов Уланов , один из наиболее значительных мастеров иконописной мастерской Оружейной палаты позднего периода ее существования. Последние годы его жизни и творчества (1709-1731) прошли в Троицкой Кривоезерской пуст. близ Юрьевца, где он создал большое количество произведений (иконостас Рождественской ц. в Н. Новгороде, 1718-1722; комплекс икон для Никольского монастыря в Переславле-Залесском, ПЗИХМЗ; чудотворные Иерусалимская Кривоезерская и Тихвинская Макарьевская иконы Божией Матери). Девять мучеников Кизических. Икона. Сер. XVIII в. Иконописец Иван Липин (ЦАК МДА) Девять мучеников Кизических. Икона. Сер. XVIII в. Иконописец Иван Липин (ЦАК МДА) Костромская иконопись 1-й четв. XVIII в. ориентировалась на наследие Гурия Никитина («Феодоровская икона Божией Матери, со сказанием» из Екатерининской ц. в Вологде, 1706, ВГИАХМЗ; «Св. Иоанн воин, с житием» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, 1-я треть XVIII в., ЦИАМ). В этой манере работали мастера Амвросий Романов («Благовещение» из Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, 1711, ЦИАМ) и Иван Андреев (иконы из Благовещенской ц. в Костроме, 1714, ЦИАМ), известный как поновитель чудотворных Феодоровской и Толгской (Ярославль) икон Божией Матери. Консервативная тенденция в иконописи Костромы 1-й пол. XVIII в. проявилась в многочисленных списках Феодоровской иконы Божией Матери, выполненных в традициях иконописной мастерской Оружейной палаты (иконы Георгия Аврамова, 1703, ГИМ; Никиты Артемьева, 1723, ГМИР; Василия Вощина, 1756, частное собрание).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010