Широкую известность имеет Свято-Николаевский Черноостровский женский монастырь. У стен обители в 1812 г. произошло одно из решающих сражений русской армии с Наполеоном. Немым свидетелем той страшной битвы является надвратная икона Спасителя «Спас Нерукотворный», окруженная со всех сторон выбоинами от пуль и снарядов. В монастыре хранится множество святынь: частица мощей свт. Николая, привезенная из г. Бари, стопа преподобного Антония, старца Оптинского, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня, иконы с мощами святых: преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь, основанный в конце XV века, является местом подвигов блаженного Андрея, Христа ради юродивого, и преподобного исповедника Георгия (Лаврова). Здесь в возрожденной в 2001 г. обители, находится точный список иконы с чудотворного образа святого великомученика Георгия Победоносца, находящегося в обители Зограф на Святой Горе Афон. Образ почитается как чудотворный, и через молитвы перед ним люди получают исцеления. В Богородично-Рождественской Девичьей пустыни в селе Барятино хранится чудотворная икона Божией Матери «Ломовская» (25 июня). Название иконы происходит от слова «разломанная». По преданию, этот образ нашли в реке Угре. Ее части, ничем не скрепленные, плыли вместе по воде. Благочестивые верующие сделали для иконы серебряную ризу, которую украсили крестами. Вскоре икона прославилась чудесами исцелений. До революции чудотворный образ находился в церкви Рождества Христова, построенной на том месте, где он был найден. Когда храм закрыли, то икону перенесли в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Барятино. С открытием монастыря он стал главной его святыней. Любят паломники посещать Спаса-Нерукотворнаго пустынь в с. Клыково недалеко от Козельска. Расположена она в тихом живописном месте. В нем имеется много святынь. Здесь провела последние годы жизни схимонахиня Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2411470...

Восседая на Новгородской святительской кафедре, не забыл блаженный Мартирий и своей Старорусской обители, им основанной. Вместо сгоревшего в ней деревянного храма Преображения Господня, в 1196 г. он вооружил каменный однопрестольный храм, который и был освящен им в том же году, на праздник Успения Пресвятая Богородицы. При освящении этого храма святитель Мартирий радовался того же, свыше вдохновенною радостью и молился Господу так пламенно, как некогда равноапостольный князь Владимир, по освящении храма Тождества Пресвятая Богородицы в Киеве, или как Соломон по освящении храма Иерусалимского. Летопись сохранила до наших времен ту самую молитву, которую произнес при освящении храма блаженный Мартирий, она начинается так: «Господи Боже, призри с небесе и виждь, и посети виноград свой, и соверши, его же насади десница Твоя, и призри на церковь сию, юже создах раб Твой, архиепископ Мартирий, во имя святаго Твоего Преображения, да аще кто помолится в церкви сей с верою, то услыши молитву его и отпусти грехи ему молитвами Пресвятая Богородицы и всех святых Твоих. Аминь». «И веселяшеся блаженный душею и телом», говорить современный летописец, «устроив себе память вечную и всем крестьянам (христианам) честный монастырь». В том же 1196 году, с помощью двух посадников, блаженный архиепископ Мартирий построил церковь во имя свв. Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских в монастыре, на острове Селезневе, а по летописи Нелезине, в 4-х верстах от Новгорода. В 1197 году святитель Мартирий имел утешение заложить в Новгороде, в Плотницком конце, храм во имя св. великомученицы Евфимии Всехвальных с девичьим монастырем, а постройку приняла на себя благочестивая боярыня Полгода, жительница Рюрикова Городища. В 1198 году было необыкновенное происшествие: один набожный Новгородец каждый день посещал храм Божий и с благоговением принимал антидор или просфору. Однажды нес он Богородичную просфору в дом и, по немощи, заснул на дороге. Псы, почуяв хлеб, подошли и хотели схватить просфору, но отражаемые невидимою силой отходили прочь. Это было в виду многих. Когда узнал об этом блаженный Мартирий, он тотчас же благословил на месте происшествия основать храм в честь Пресвятыя Богородицы. Супруга князя Ярослава Владимировича Елена издержки по построению храма приняла на себя. В следующем году храм был освящен самим блаженным архиепископом Мартирием в честь Рождества Пресвятыя Богородицы и основан при нем женский монастырь, называвшийся впоследствии Богородицким на Молоткове.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

В Санкт-Петербурге открывается XI всероссийская выставка «Православная Русь» Санкт-Петербург, 2 ноября 2005 г . Выставка, имеющая церковно-светский характер, призвана содействовать решению вопросов восстановления, реставрации храмов, сохранения отечественной культуры и искусства, нравственного воспитания, благотворительности, распространения знаний об истории и традициях России. Почетным председателем Оргкомитета выставки является Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, сообщает сайт СПб митрополии. В этом году более 300 участников из России, Беларуси и Украины, в т.ч. более 60 монастырей, развернут свои экспозиции на территории ЦВЗ «Манеж» на Исаакиевской площади. Это Синодальные отделы Московского Патриархата, епархии, монастыри, православные издательства, художественные и производственные мастерские, паломнические службы, реставраторы, иконописцы и народные мастера. География участников охватывает Россию от Калининграда на западе до Хабаровска на востоке, от Архангельска на севере до Осетии на юге. Самые крупные делегации – из Московской, Екатеринбургской и, конечно, Санкт-Петербургской епархии, которая представлена Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой, православной Духовной академией и семинарией, монастырями, храмами, ювелирными и золотошвейными мастерскими. Епархиальные отделы проведут ряд встреч и бесед, посвященных духовному просвещению, помощи наркозависимым, работе с молодежью. Состоится круглый стол, подводящий итоги творческой экспедиции петербургских художников летом этого года на о. Коневец, одной из целей которой является помощь в восстановлении Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря. Отличительная черта выставки – обилие православной литературы самых разных издательств России, в их числе Издательского совета Русской Православной Церкви, «Правило веры», «Белый город», «Искусство СПб», «Лики России», «Отчий дом», «Сибирская благозвонница». Иконы, церковную утварь, облачения, ювелирные и золотошвейные изделия представят крупнейшие мастерские и монастыри. В их числе ХПП РПЦ «Софрино», Патриаршие мастерские, «Церковные ткани», «Аксамит», «Риза», Троице-Сергиева Лавра, «Алмаз-холдинг», «Стезя», Торговый Дом «Мастерские Юрия Федорова», Данилов, Тихвинский, Валаамский мужские монастыри, Свято-Елисаветинский монастырь (г. Минск), Ново-Тихвинский женский монастырь, Международный православно-просветительский центр. На выставке будет представлена Русская Православная Старообрядческая Церковь.

http://pravoslavie.ru/15010.html

Утвердить настоятельницей обители монахиню Афанасию (Личаеву) с возложением наперсного креста по должности. –2000, 8, 12; 9, 4. -------- 2887. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 1и 2 октября 1993 года: Благословить открытие женского монастыря при Крестовоздвиженском храме г. Уфы. – 1994, 2, 39–40; 7–8, 2. 2888. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 9 июня 1998 года: В связи с переходом насельниц обители в Богородице-Табынский женский монастырь в пос. Красноусольский упразднить данный монастырь, а в бывшем монастырском храме совершать приходское служение. – 1998, 7, 7. -------- 2889. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 22 февраля 1995 года: 1. Благословить открытие Крыпецкого Иоанно-Богословского мужского монастыря Псковской епархии. 2. Утвердить настоятелем обители игум. Дамаскина (Сахнюка). – 1995, 1–4, 8. -------- 2890. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 5 мая 1995 года: 1. Благословить открытие Куркъевского Рождество-Богородичного мужского монастыря, Республика Молдова. 2. До назначения наместника поручить иметь заботу об обители прот. И. Вульпе. – 1995, 5, 15. 2891. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 7 октября 2000 года: 1. Освободить прот. И. Вульпе от должности администратора обители. 2. Назначить настоятелем монастыря игум. Силуана (Шаладя), благочинного Свято-Троицкого Сахарнянского мужского монастыря. – 2000, 11, 4. 2892. ЛЕБЕДЕВ Л. Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь. 1989, 8, 63. 2893. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 28 декабря 1989 года: Об утверждении наместником мужской пустыни игум. Исаию (Каравай) с возведением в сан архимандрита. – 1990, 4, 4. 2894 КОМАРОВ Е. С молитвой к курской святыне. – 1990, 9, 46. 2895. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 11 августа 1992 года: О возрождении Курско-Коренной Рождества Богородицкой мужской пустыни. – 1992, 10, III. -------- 2896. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода (1993–1994): Благословить открытие Свято-Богоявленского мужского Кутеинского монастыря в г. Орша. – 1994, 7–8, 2. -------- 2897. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 июля 1995 года:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По благословению епископа Калужского и Боровского Доната (Щеголева) отец Аркадий начал создавать женскую монашескую общину. Он построил при храме дом, в котором разместились келии сестер. В созданную монашескую общину он пригласил опытных монахинь, принявших постриг еще в старых монастырях. В общине поселились: монахиня Анастасия (Кузьмина), схимонахиня Марфа, постриженица Оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Дорофея, монахиня Никодима, монахиня Агния, монахиня Ксения, слепая монахиня Иулия, бывшая несколько лет в лагерях и другие. В общину пришли и молодые сестры, 3 из которых приняли монашеский постриг, а 4 – иноческий. С открытием новых монастырей и из-за преклонного возраста сестер в общине к началу 90-х гг. осталось только 4 насельницы, и 4 апреля 1993 г. по благословению архиепископа Климента для укрепления монашеской общины в Барятино были направлены несколько насельниц Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Старшей сестрой была назначена монахиня Феофила (Лепешинская). Община стала развиваться: были построены новые корпуса, увеличилось число насельниц. 26 декабря 1995 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви монашеская община была преобразована в женский монастырьБогородицерождественскую девичью пустынь, и монахиня Феофила была назначена настоятельницей. Современное состояние [ править править код ] В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений, жизнь монастыря и послушания насельниц регулируется внутренним Уставом, утвержденным архиепископом Калужским Климентом. В осенне-зимние месяцы проходят занятия для сестер: изучаются Догматическое богословие, Литургика, Священная история Ветхого Завета, Священная история Нового Завета. Особое внимание уделяется аскетическим творениям. Библиотека монастыря насчитывает около 7000 книг. В настоящее время происходит расширение монастырского комплекса, построены дом для священника, сестринский корпус с трапезной и подвалами, скотный двор. При обители создано подсобное хозяйство, обеспечивающее монастырь всем необходимым, и посажен фруктовый сад.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородично-Ро...

Послушницы монастыря были мастерицы на все руки. Обслуживали больницу на 12 коек, содержали гостиницу для паломников, обучались в иконописной мастерской. И до того поднаторели в писании икон, что стали принимать заказы. Написали иконы для иконостаса Вознесенской церкви села Басани, для Рождественско-Богородичной церкви в Монастырщине, Елецкого монастыря в Чернигове. Одновременно существовала иконостасная мастерская, в ней обучалось 15 послушниц. Сестры монастыря слыли знатными рукодельницами и золотошвеями. По сведениям черниговского архимандрита Филарета Гумилевского, историка Русской Церкви, сестры Свято-Введенского монастыря пошили новое архиерейское облачение для Елецкого монастыря в Чернигове, реставрировали ризницу черниговского архиерейского дома. Монастырю также принадлежал скит в лесу возле села Ветхое. В нём сестры не вели жизнь затворниц, а неустанно трудились в большом хозяйстве, обеспечивая овощами и фруктами монастырский стол. После революции монастырь ещё функционировал. Не сразу у большевиков добрались руки до всех православных святынь! Но расцвета монашеской жизни уже не было. Забрали землю, мельницу и гостиницу. А в 1936 году монастырь закрыли. Но Введенский храм был действующим до самой Великой Отечественной войны. А после войны нужно было восстанавливать разрушенный фашистами город. О монастыре совсем забыли, территория его окончательно пришла в запустение и упадок. Были разрушены церковь пророка Илии, жилые корпуса, упразднено монашеское кладбище. И только в 90-х годах прошлого столетия, пережив долгие годы забвенья и разрухи, обитель стала возрождаться к жизни. Нелегко пришлось игуменье Антонии (Терещенко), которая по благословению владыки Антония, митрополита Черниговского и Нежинского, приехала поднимать пустынь. К этому времени территория некогда процветающего монастыря превратилась в свалку и значительно сократилась. Трёхэтажный дом, где прежде располагалась церковь Покрова Божией Матери с пределом святителя Николая и кельи сестер, перешел к военным. В бывшей монастырской гостинице и мастерских разместилось Нежинское училище культуры и искусств им. М. Заньковецкой.

http://sobory.ru/article/?object=08184

В Витебске встречаем в первый раз (1553) монастырь Пречистой женский и церкви Пятницкую и Свято-Духовскую. В Мстиславле Троицкому собору пожалованы (1537) новые дани и угодья княгинею Иулианиею, супругою князя Михаила Ивановича мстиславского, возобновившего этот собор по разорении его московскими войсками, и подтверждены все прежние дани, денежные, хлебные и медовые, королевскою грамотою (1544). А Пустынский Богородичный монастырь получил от благочестивых жертвователей село Переседино (1537) и две сеножати (1543). В Орше Николаевской церкви подтверждены королем (1537) денежная и медовая дани, пожалованные ей еще князем Иваном Юрьевичем мстиславским . В Пинске около 1555 г. было двенадцать церквей: соборная кафедральная Рождества Пресвятой Богородицы, Дмитриевская в замке, Спасская, Никольская, Симеоновская, Воскресенская, Михайловская, Стефановская, Онуфриевская, Троицкая, Ильинская, Афанасиевская и при них 25 священников . Староста Владимира Волынского князь Федор Андреевич Сангушко соорудил новую церковь святого Николая в монастыре своем Милец, или Милецком, который еще в 1533 г. получил от дяди своего князя Василия Михайловича Сангушко, учредил в этом монастыре общежитие и назначил на содержание его несколько своих дворов и мельниц и пять сел с крестьянами и со всеми их повинностями, записав (23 мая 1542 г.) свою дарственную грамоту в напрестольном Евангелии монастырской церкви. В Овруче, по описанию его в 1545 г., находилось восемь церквей : Ильинская, Иоакимо-Аннинская, Никольская, Пятницкая, Михайловская, Васильевская, Косьмодамьянская, Воскресенская и три монастыря: Пречистенский, Спасский и Пустынский . О некоторых монастырях Луцкой епархии заслуживает внимания отзыв комиссии , делавшей описание луцкого замка в 1545 г. «Монастыри, которые прежде зависели от пожалования господарского,— говорят члены комиссии,— и с которых поступали к его милости королю немалые подарки от архимандритов, находятся теперь в частном владении. Первый монастырь Пересопница, Пречистой Богоматери: его выпросил было для себя у нынешнего господаря покойный князь Чарторыйский, староста луцкий, на жительство и дожизненное пребывание матери своей, которая имела поступить в монахини, но мать его не пошла в монахини, а князь Чарторыйский завладел тем монастырем и теперь владеют им сыновья князя.

http://sedmitza.ru/lib/text/436044/

Новый Валаам: как в Евросоюзе оказался этот островок Православия На юго-востоке Финляндии, в муниципалитете Хейнявеси находится Ново-Валаамский монастырь, по-фински — Ууси-Валамо, основанный насельниками Валаамского монастыря. Временное убежище, созданное монахами-беженцами в 1940 году, со временем преобразилось в центр православной культуры, находящийся на территории Евросоюза. 1 Три монастыря в одной усадьбе «Его не разрушают, не оскверняют, не взрывают, — писал о Валааме в 30-е годы Иван Шмелев, сравнивая с судьбой монастырей, оставшихся на территории Советской России. — Суровая Финляндия к нему привыкла. Ведь и в прошлом он был в ее границах — природа их объединила. Помню, сорок лет тому, “полицейский надзор” над ним держали те же финны. Валаам чужим им не был; такой же, как и они — суровый, молчаливый, стойкий, крепкий, трудовой, — крестьянский». Нельзя сказать, что взаимоотношения суровой и молчаливой Финляндии с Валаамским монастырем были безупречны. И все же ему, как и другим обителям (Трифонов Печенгский монастырь, Коневецкий Рождество-Богородичный монастырь, Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь), оставшимся на территории возникшего в 1918 году нового независимого государства, относительно повезло. Проблемы 20-х годов, связанные с требованием Финляндской автономной Православной Церкви перейти на григорианский (то есть современный) календарь и вести службы на финском языке, были урегулированы. Православная Церковь в Финляндии получила статус «национальной Церкви меньшинства». Конный обоз по Ладоге уходит из Валаама, 1940 В 1940 году, в конце Зимней войны, правительство Финляндии выделило грузовики для эвакуации Валаамского монастыря по льду Ладоги. Часть имущества была вывезена на гужевом транспорте обители. В дальнейшем монастырь должен был позаботиться о себе сам. До лета 1940 года монахи-беженцы находились в Каннонкоски, в Центральной Финляндии. В июне приобрели усадьбу Папинниеме вместе с соседним постоялым двором. На обустройство общины поступили пожертвования от Толстовского фонда в США и от папы Римского.

http://sever.foma.ru/novyj-valaam-kak-v-...

•  В настоящее время мощи святителя покоятся в Благовещенском кафедральном соборе в Харькове (Харьковская епархия Украинской Православной Церкви). Преподобный Лукиан Александровский (+ 1654) Память его празднуется 8 сент. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Прп. Лукиан, инок  переяславского Богородицкого монастыря,  был родом из Костромской области. Он поселился в безмолвии в окрестностях  Александровской слободы  около старой церкви, в которой был чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы. Когда собралась братия, церковь была возобновлена и образовалась  Рождество-Богородичная пустынь.  Прп. Лукиан много потерпел от людского недоброжелательства и даже был изгнан из своей пустыни, но вернулся благодаря заступничеству благотворителя обители Алексея Баркова. В 1650 г. к нему пришла вдова одного священника и приняла постриг; за ней стали приходить и другие женщины, и возник  Успенский женский монастырь. Прп. Лукиан отличался даром слова и прозорливостью: он предсказал мор и призывал к покаянию. Когда он почувствовал приближение смерти, то долго молился в церкви пред чудотворной иконой. Потом он приказал вынести себя и положить на траву. Братия стали подходить к нему и принимать прощальное благословение. Так он тихо скончался. Было это в 1654 г. Обители его существовали до нашего времени. •  Преподобный был уроженцем Галича Костромского, постриг принял в Переславле-Залесском. Подвижничество святого связано с Рождество-Богородичной пустынью, названной впоследствии по его имени — Лукиановой. Пустынь находилась близ Александровской (Александровой) слободы (ныне г. Александров Владимирской обл.) В самой слободе, с позволения царя Алексея Михайловича, преподобный положил начало Успенскому монастырю. В этой обители в конце XVII в. подвизалась царевна Марфа Алексеевна, там погребены две сестры Петра Великого. Преподобный Леонид Устьнедумский (+ 1654) Память его празднуется 17 июля в день преставления В одной деревне в Пошехонско-Ярославской земле жил благочестивый крестьянин. Пятидесяти лет он решил поступить в монастырь. В это время ему было поведено в видении самому основать монастырь на ближайшей Туринской горе и перенести туда  из одного монастыря  икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Не доверяя своему видению, он сам поступил в этот монастырь и  постригся там  с именем Леонид. Но видение повторилось, и монастырские старцы признали его истинным. Они дали ему эту икону и благословили его создать  новый монастырь.  Но недобрые люди прогнали его с Туринской горы, и ему пришлось переселиться в непроходимые болота. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

3. Рождество-Богородичный собор (освящен в 1906 году). Основной придел — с престолом в честь Рождества Божьей Матери, боковой — в честь Святых Равноапостольной Марии Магдалины и Праведной девы Олимпиады; 4. Странноприимница, больничный корпус, иконописная мастерская, мужская и женская школы, кирпичный завод, водопровод, мастерские и хозяйственные помещения. Праздники: Преображение Господне 6 (19) августа Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября Празднование в честь Козельщинской иконы Божией Матери 21 февраля (6 марта) Память прмц. Олимпиады (Вербецкой) 20 мая (2 июня) Адрес: 39100, Украина, Полтавская область, пгт Козельщина Телефоны: (05342) 3-12-79 , 3-12-49 Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь [ править править код ] Крестовоздвиженский монастырь Монастырь основан в 1650 г. по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова) игуменом Мгарского монастыря Каллистратом, на средства 1-го Полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также других представителей казацкой старшины и горожан. В 1695 г. обитель сожгли крымчаки, в 1709 г. – разорили шведы, которые, втащив сюда свои пушки, обстреливали из них город. По преданию, знаменитое пулевое ранение в ногу (25 июня 1709 г.), – из-за которого Карл XII был скован в движениях в день Полтавской битвы, – получено королем близ монастыря (при объезде аванпостов) от казаков (верных Петру). Праздники: День Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Светлого Христова Воскресения (Пасхи) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 14 (27) сентября Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Упование всех концев земли» 6 (19) ноября Память св. прав. Симеона Богоприимца 3 (16) ноября Память прп. Серафима Саровского 2 (15) января, 19 июля (1 августа) Память свт. Афанасия (Вольховского) 1 (14) января, 27 сентября (10 октября) Адрес: 36017, Украина, г. Полтава, ул. Свердлова, 2-а Телефон: (0532) 56-14-68 Антоние-Феодосиевский Потоцкий мужской монастырь [ править править код ] Антоние-Феодосиевский Потоцкий мужской монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Полтавская_обл...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010