Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Базилианский монастырь Монастырь основан на месте Пречистенского собора XII века. В 1633 году при соборе был основан женский базилианский монастырь. В 1654 году древний храм вместе со строениями сгорел. Тогда на месте пожарища построили деревянную церковь с монастырскими постройками. Но еще один пожар вновь все уничтожил. В 1720 – 1726 годах Киевским митрополитом Львом Кишкою на месте соборной Пречистенской церкви по проекту итальянского архитектора Иосифа Фонтаны III был построен каменный храм Рождества Богородицы и жилой корпус монастыря ( 1726 - 1751 годы). В 1753 году новый пожар значительно повредил монастырские строения. После надлежащих ремонтных работ в 1756 году настоятель гродненского Коложского монастыря Самуил (Яновский) освятил восстановленный храм. Православный монастырь В 1843 году после воссоединения униатов с Церковью все помещения монастыря и церковь были переданы во владения Православной Церкви. К 1848 году на пожертвования прихожан интерьеры церкви были отремонтированы по православным канонам. В 1866 году на средства, выделенные генерал-губернатором М.Н. Муравьевым, с восточной стороны жилого корпуса была построена теплая монастырская церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, а также хозяйственные корпуса. 4 октября этого же года построенный храм был освящен епископом Брестским Игнатием (Железовским) . Монастырь в XX веке В 1900 году Священный Синод постановил перенести Рождество-Богородичный Гродненский монастырь в урочище Красносток , что вблизи города Гродно , с целью расширения и благоустройства монастыря. Таким образом, древний монастырь в Гродно стал подворьем процветающего Красностоцкого Рождество-Богородичного женского монастыря . Подворья монастыря также были открыты в Санкт-Петербурге и Дрогичине . Красностоцкий монастырь стал одним из самых образцовых в империи. При монастыре действовали сельскохозяйственное училище, аптека, амбулатория, больница, имелись производственные мастерские.

http://drevo-info.ru/articles/17384.html

Весной 1991 года в Козельщине была организована небольшая монастырская община, которая в 1992 году получила статус монастыря. Строения монастыря таковы. Рождество-Богородичная церковь освящена в 1882 году, но разобрана в начале ХХ века по причине строительства нового храма. Преображенская церковь в теплом монастырском корпусе освящена в 1891 году. Ее боковые приделы – с престолом в честь святой мученицы (или преподобной) Елисаветы и святителя и чудотворца Николая. Сейчас это теплая монастырская церковь с одним престолом во имя Преображения Господня. Рождество-Богородичный собор освящен в 1906 году. Основной его придел – с престолом в честь Рождества Божьей Матери, боковой – в честь святой равноапостольной Марии Магдалины и праведной девы Олимпиады. Сейчас здесь один престол, во имя Рождества Божией Матери. Здание странноприимницы, больничный корпус, иконописная мастерская, мужская и женская школы, кирпичный завод, водопровод, мастерские и хозяйственные помещения. Главная святыня обители – чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Козельщинской (Козельщанской, иногда, ошибочно, – Козельской). В обители находятся также части мощей некоторых святых. Козельщинская икона Божией Матери принадлежит к более поздним по времени прославления иконам (1881 год) и одновременно к наиболее почитаемым. Икона итальянского происхождения и была привезена в Россию одной придворной дамой императрицы Елизаветы Петровны. Владелица (или одна из владелиц) иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска по фамилии Сиромаха. Так икона попала на Украину. В XIX в. образ находился в селе Козельщина Полтавской губернии, где было родовое гнездо семейства Капнистов, которому и принадлежала икона и чьей семейной святыней являлся. Именно здесь Пресвятой Богородице угодно было прославить Свой образ. Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, которые приходили к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом сложился обычай, чтобы тот, кто молится, чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Икона вернулась в монастырь в 1993 году. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

160 монахинь были выселены, а территорию монастыря занял НКВД. Некоторых приютили местные жители, но большая часть вернулась в Гродно, в Рождество-Богородичный монастырь. До 1934 г. в пустыни действовала надвратная церковь, при которой жили престарелые иером. Пантелеимон и мон. Вера (убита в 1934 г. бежавшим уголовником). В Петропавловской церкви открыли клуб, в котором по вечерам устраивали концерты, а днем заседал народный суд. С 1931 г. в пустыни была тюрьма, преобразованная в 1937 г. в особую политическую тюрьму НКВД (в народе «Сухановка»). Ее организатором являлся нарком Н.И. Ежов, позднее здесь же и расстрелянный. Новым хозяином «дачи пыток» вплоть до 1953 г. стал Л.П. Берия. В Екатерининском соборе был устроен крематорий. С 1953 по 1992 г. здесь находилось учебное заведение МВД. На Пасху 1992 г. в Екатерининском соборе была совершена первая литургия и возобновилась монастырская жизнь. Храмы: Святыни : Храмовый чудотворный образ св. вмц. Екатерины. Подворья : Проезд до подворья : от ст. «Шугарово» Павелецкой ж.д., пешком 5 км до с. Теремец. Настоятель епископ Тихон (Недосекин) Прием паломников ограничен (необходимо наличие паспорта). Адрес : 701708 г. Видное Моск. обл., Свято-Екатерининская пустынь Проезд : до ст. Расторгуево Павелецкой ж.д. Далее авт. 379, 59, 2 до ост. «Школа милиции». КНЯЗЕ-ВЛАДИМИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ (женский монастырь) Князе-Владимирский Монастырь. Собор. Основан в 1890 г. княжной Верой Борисовной Святополк-Четвертинской как женская община, получившая в 1891 г. статус монастыря, в своем имении при с. Филимонки. 17 окт.1888 г. близ ст. Борки Азовско-Харьковской ж.д. потерпел крушение Императорский поезд. В катастрофе погибло 19 человек. В единственном вагоне, который не сошел с рельсов, находилось Августейшее семейство. И хотя вагон оказался изуродованным до неузнаваемости, никто из членов семьи Государя Императора не пострадал. Весть о чудесном спасении разнеслась по всей России. На месте катастрофы, а также во многих городах и селах впоследствии были возведены храмы и часовни в память об этом. Княжна В.Б. Святополк-Четвертинская решила увековечить чудесное событие учреждением женской монашеской общины в своем любимом имении при с. Филимонки. 3 окт. 1890 г. были утверждены устав и штат общины, получившей название Князе-Владимирской в память владельца имения и строителя храма кн. Владимира Борисовича, брата княжны. В 1920-е гг. монастырь был официально закрыт, но до 1931 г. здесь при храмах (Троицком и Успенском), обращенных в приходские, проживали 65 монахинь. В 1931 г. храмы были закрыты и использованы в различных сельских нуждах, а келейный корпус отдан под жилье. После войны в перестроенном Успенском храме разместился психоневрологический интернат. В 60-е гг. для нужд интерната (действует и поныне) рядом с храмами возвели кирпичный корпус. Усыпальница князей Святополк-Четвертинских, расположенная в подклети Троицкого храма, в 30-60-е гг. подверглась разорению: могилы вскрыты и опустошены. Все святыни утрачены.

http://pravoslavie.ru/1875.html

3343. ЕВФРОСИНИЯ (ОГОРОДНИКОВА), схимонахиня. (Владимирская епархия). Некролог. – 1988, 10, 45. 3344. ЕВФРОСИНИЯ (ПАСКАЛОВА), игумения. (Настоятельница Рождество-Богородичного монастыря в с. Александровке). – 1987, 9, 24. 3345. ИЕРЕМИЯ (ЛЕБЕДЕВ), архим . (г. Москва). Памяти цветы живые/ А. Титова . – 1987, 6, 10. 3346. ЗОСИМА (МУРАТОВ), игум. (Тульская епархия). Некролог. – 1987, 6, 19. 3347. ИЛАРИЯ (ЛАРЧЕНКО), игумения. (Красногорский Покровский женский монастырь в Золотоноше). Некролог/Архим Иаков. – 1990, 3, 44. 3348. ИННОКЕНТИЙ (ПРОСВИРНИН) , архим. (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москва). Некролог/Иером. Сергий (Данков). – 1995, 5, 58. 3349. ИОАНН (ЗУБКОВ), схиигум. Некролог/Монахиня Маргарита (Зубкова), В. Косицина. –2000, 8, 86. 3350. ИОАНН (МАСЛОВ) , схиархим. (духовник Успенского Жировицкого монастыря). Некролог/Игум. Феодосий (Бильченко), прот. В. Кучерявый. – 1992, 11–12, 75. 3351. ИОАНН (МАСЛОВ) , схиархим. Благодатный старец. – 1997, 9, 52. 3352. ИОАННА (РЕЙТЛИНГЕР), инокиня. Памяти иконописца/А. Ведерников. – 1989, 5, 16. 3353. ИОАНН (РОМАНЮК), схииером. (Новосибирская епархия). Некролог. – 1985, 2, 34. 3354. ИОВ (КАМЕНЯКА), иером. (Муромский Свято- Благовещенский мужской монастырь). Некролог/В.Алексеев. – 1994, 6, 143. 3355. ИОВ (КУНДРЯ), архим. (Мукачевская епархия). Некролог. – 1986, 3, 29. 3356. ИОВ (КУНДРЯ), архим. Биографический очерк/Б. Споров. – 1993, 5, 75. 3357. ИОСИФ (ПОПОВИЧ), архим. (Мукачевская епархия). Некролог. –1985, 7, 30. 3358. ИСААКИЙ (ЛОГВИСЬ), игум. (Киевская Духовная семинария). Некролог/Прот.П. Влодек. – 1992, 1, 39. 3359. КАЛЛИНИК (ПИСКУН), архим. (Днепропетровская епархия). Некролог. – 1989, 3, 39. 3360. КЛАВДИАН (МОДЕНОВ), архим. (Новгородская епархия). Некролог. – 1988, 11, 36. 3361. КЛИМЕНТ (САВА), иером. (Кишиневская епархия). Некролог. – 1985, 11, 63. 3362. КОРНИЛИЙ (ФРИСТЕДТ), архим. (Западноевропейский Экзархат). Некролог/А.В. – 1984, 11, 36. 3363. КСЕНИЯ (ЗАЙЦЕВА), игумения. (К назначению настоятельницей Свято-Троицкого Ново-Голутвинского монастыря). – 1989, 11, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

открыла монастырский кирпичный завод. После кончины матушки Агнии обителью управляла игумения Олимпиада (1896-1915) – ранее 1-я начальница общины (1885-1889) и настоятельница Золотоношского монастыря (1890-1896). Как и ее предшественница, она увеличила число построек и угодий обители, а также ввела в программу мужской школы столярное дело (1906), организовала прокладку водопровода (вода подавалась из колодцев на участке за пределами основной территории монастыря, в ветреную погоду – с помощью ветряка, в тихую – с помощью двигателя, работавшего на газе). Деревянный храм заменили грандиозным каменным собором (построен южнее 1-го, разобранного в ходе строительства) Рождества Пресвятой Богородицы, заложенным 10 окт. 1900 г. и освященным 23-24 июля 1906 г. (правый придел – св. равноап. Марии Магдалины и прп. Олимпиады). В 1904 г. обитель посетил св. царь-страстотерпец Николай II. Во время русско-японской (1904-1905) и в начале I-й мировой (с 1914) войн монастырь открывал у себя воинский лазарет (соответственно на 10 и 40 коек). В связи с революцией, в 1917 г. произошли 1-е самовольные захваты монастырской земли крестьянами. Хозяйство обители значительно пострадало в годы гражданской войны (1918-1920). Драматичной была и судьба Марии Капнист: после исцеления она дала Богу обет безбрачия, но позже вступила в брак, в котором стала матерью двух детей (сына и дочери), однако не была счастлива: ее супруг оказался алкозависимым и умер безвременно. Выйдя впоследствии замуж за известного геолога и общественного деятеля Петра Армашевского, она горячо любила его, но в 1919 г. он был расстрелян большевиками, и в 1920 г. вдова попыталась найти убежище в Одессе. Здесь она сняла комнату у протоиерея кафедрального собора Александра Введенского, который духовно опекал беженку и в 1921 г. предал ее погребению после скоротечной болезни и мирной христианской кончины (им записаны и цитировавшиеся выше воспоминания Марии Владимировны). В 1929 г. монастырь был закрыт, его строения раздали светским учреждениям.

http://azbyka.ru/palomnik/Козельщанский_...

Монастырь был закрыт в 1923 г. Разрушен Тихвинский собор и церковь Иоанна Крестителя. Монастырские постройки разбиты на щебень для дорог. Остался только Троицкий собор. Материал из книги В.М. Неделин, В.М. Ромашов " Архитектурные древности Орловщины " В настоящее время обитель передана верующим. Идет восстановление Троицкого Рождество-Богородичного, но уже женского монастыря. По словам очевидцев, Троицкий собор уже практически полностью отремонтирован. Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь в километре от города Болхова - один из известнейших древнерусских монастырей. Называли его и Царским монастырем, потому как во все времена имел он царственных покровителей. Обители оказывали помощь преемники царя Алексея - цари Иван, Петр и царевна Софья, посещали его цари Иоанн Грозный и Петр I, благодетельствовали и монастырю, и городу. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Милославский и ее сестра Анна. Несколько веков были известными жертвователями знаменитые русские фамилии: Шеншины, Хотетовские, Горчаковы, Милославские, где и погребались по завещанию. Троицкий собор монастыря построен в 1668 г., исполнен как миниатюра Успенского храма Московского Кремля пожертвованиями царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской, их же родственники погребались в монастыре. Уникальный памятник архитектуры 17 века. Собор включен в список Федеральных памятников культуры и архитектуры. С 2002 года в обители монастыря медленно возрождается монашеская жизнь. Восстановлены келейный корпус, Троицкий собор и усыпальница у стен собора - место погребения в 1847 году преподобного Макария Алтайского. 31 мая 2010 года открыта усыпальница для молитвенного поклонения. Город Болхов - Орловский Суздаль. В 55 км к северу от Орла расположен город Болхов Орловской области - один из самых древних городов России. Болхов, Девягорск - это имя, овеянное легендами и сказаниями, сохранила история. Возник Болхов в глубине минувших столетий. В середине XVI в. Болхов становится одним из боевых форпостов, защищавших южные рубежи Московской Руси. Живописный архитектурный силуэт, самобытный облик небольшого древнерусского города, обилие храмов, прекрасное местоположение, рельеф, природа вокруг и особенное благочестие жителей - за все это Болхов справедливо называли вторым Суздалем. Строили и жертвовали на него цари и дворяне, купцы и простой люд. И всему архитектурному ансамблю города Болхова противостоит Троицкий собор Оптина монастыря, являясь его вечным воином и стражем, его духовной и архитектурной доминантой: «Положение монастыря красиво: он на горе. С колокольни весь город видать. А Болхов издали - картина...»

http://sobory.ru/article/?object=03009

В послевоенное советское время земля с огородами была отобрана под парк. Летом 1960 г. была экспроприирована и собственность монастыря. Все его насельницы были переведены в Жировичскую обитель. В здании монастырского храма разметилось местное ДОСААФ. В нем чинили спортивные мотоциклы, в монастырском дворе выгуливали собак члены клуба служебного собаководства. В 1977 г. здания монастыря передали Республиканскому музею атеизма и религии. В самом Рождество-Богородичном храме стали проводиться концерты (в алтаре стоял рояль), а в Свято-Сергиевской церкви проводились выставки художников и выставлялись экспозиции самого музея. В 1992-1995 гг. православному женскому монастырю были возвращены монастырские здания и главный храм. В 1992 г. в праздник иконы Божией Матери «Боголюбская» было совершено первое после закрытия богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы. А с праздника Успения Божией Матери стали совершаться постоянные монастырские уставные богослужения в Свято-Сергиевском храме монастыря. Комплекс монастыря представляет собой образец позднего барокко. Церковь Рождества Богородицы - это крестово-купольный трехнефный храм с двумя четвериковыми колокольнями по бокам. Мощный купол венчает головка на барабане. К прямоугольной алтарной части примыкали низкие объемы ризниц (в 1984 г. ризница южного фасада перестроена в двухэтажный объем). Главный фасад завершен треугольным фронтоном. Стены декорированы пилястрами, в месте соединения объемов - сдвоенными. По периметру в верхней части стен - широкий профилированный карниз. Внутри крылья трансепта перекрыты цилиндрическими сводами. В северном крыле трансепта хоры, связанные с келейным корпусом. Келейный корпус - двухэтажное Г-образное в форме строение, примыкающее с севера к храму. Окна прямоугольные размещенные нерегулярно. Стены гладко оштукатурены. Теплая (зимняя) церковь зального типа с реминисценциями декора фасадов к древнерусскому стилю. В настоящее время монастырский комплекс включает церковь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь во имя Святого преподобного Сергия Радонежского, жилой и хозяйственный корпуса, часовню. В главном соборе монастыря пребывает чудотворный образ Божией Матери «Владимирская», чтимый мироточивый образ Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=40973

Король во внимание к таким ходатайствам пожаловал (1524) и Алексию грамоту, что предоставит ему просимую архимандритию. Некто Андрей Дягилевич из Киева поведал пред королем, что имеет намерение сделаться священником, а как князь Федор Ярославич забрал у него товар и много вещей и, не заплативши за них, умер и долг должен быть уплачен из королевской казны, то и просил взамен этой платы дать ему, Дягилевичу, в Киеве три церкви королевского подаванья: Николаевскую Межигорскую, Николаевскую Иорданскую и Христо-Рождественскую. Король, ссылаясь на ходатайство трокского воеводы князя Константина, отдал Дягилевичу три названные киевские церкви со всеми их имениями и доходами . Предоставляя другим лицам право подаванья на церкви и монастыри, король иногда еще напоминал этим патронам, чтобы они сами заботились о своей церкви или монастыре, а не от них корыстовались: так, в 1523 г. отдал он церковь святого Василия во Владимире Волынском князю Сангушке по его просьбе и с согласия местного владыки Ионы, но прибавил, что князь «не должен иметь себе от той церкви Божией никаких пожитков, а должен сам наделять ту церковь всякими вещами, исправлять ее и иметь в своей обороне и подаянье» . Большею же частию король вовсе не делал таких напоминаний, которые, впрочем, едва ли и уважались, а прямо отдавал церкви и монастыри со всеми их имениями и доходами в распоряжение патронов: в таком смысле отдал он (1522) монастырь Пречистой Богородицы Лаврашевский «в опеку, и в оборону, и в подаванье» пану Федору Хрептовичу; подтвердил (1526) право подаванья на Пересопницкий монастырь за князем Федором Михайловичем Чарторыйским и его потомками; отдал (27 октября 1525, если только не 1510 г.) Трокский Богородичный монастырь в опеку и подаванье подскарбию своему Ивану Андреевичу Солтану до его живота и предоставил (1531) женский Овручский монастырь какой-то Александре Немириной в пожизненное владениеиуправление . Уцелели три письма митрополита Иосифа III, из которых ясно можно видеть, сколько затруднений для духовной власти представляли эти церкви и монастыри, состоявшие под патронатством светских людей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436041/

В 1977 году здания монастыря передали Республиканскому музею атеизма и религии. В самом Рождество-Богородичном храме стали проводиться концерты (в алтаре стоял рояль), а в Свято-Сергиевской церкви проводились выставки художников и выставлялись экспозиции самого музея. Возрождение обители 10 мая 1992 года Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь был возрожден, в обитель возвращена мироточивая Владимирская икона Божией Матери. 1 июля этого же года в монастыре состоялось первое богослужение, которое возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) , патриарший экзарх всея Белоруссии 14 января 1993 года был освящен восстановленный зимний храм Сергия Радонежского. 1 июля 1993 года монастырю возвращён соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. В последующие годы собор был расписан, обители были возвращены монастырские корпуса. При монастыре открылась воскресная школа. Решением Священного Синода Белорусской Православной Церкви от 13 декабря 2002 года монастырь был выведен из состава Гродненской епархии и обращен в ставропигию Белорусской Церкви . Архитектура В настоящее время монастырский комплекс включает церковь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, жилой и хозяйственный корпуса, часовню. Комплекс монастыря представляет собой образец позднего барокко . Церковь Рождества Богородицы - это крестово-купольный трехнефный храм с двумя четвериковыми колокольнями по бокам. Мощный купол венчает головка на барабане. К прямоугольной алтарной части примыкали низкие объемы ризниц (в 1984 году ризница южного фасада перестроена в двухэтажный объем). Главный фасад завершен треугольным фронтоном. Стены декорированы пилястрами, в месте соединения объемов - сдвоенными. По периметру в верхней части стен - широкий профилированный карниз. Внутри крылья трансепта перекрыты цилиндрическими сводами. В северном крыле трансепта хоры, связанные с келейным корпусом. Келейный корпус - двухэтажное " Г " -образное в форме строение, примыкающее с севера к храму. Окна прямоугольные размещенные нерегулярно. Стены гладко оштукатурены. Теплая (зимняя) церковь зального типа с реминисценциями декора фасадов к древнерусскому стилю.

http://drevo-info.ru/articles/17384.html

Духовенство византийско-слав. обряда (неоунии) представляет отдельную от униатов юрисдикцию в непосредственном ведении римско-католического примаса Польши, к неоунии относится храм в Костомлотах с санктуарием во имя подляшских мучеников, канонизированных в 1996 г. В основном клир данного обряда составляют римско-католич. священники-биритуалисты. Попытки расширения деятельности неоуниат. клириков в 2006-2007 гг. вызвали негативную реакцию как со стороны православных, так и со стороны отдельных деятелей УГКЦ. Турковицкий Покровский мон-рь. Фотография. 1910 г. Действующие: ставропигиальный Яблочинский Онуфриевский (мужской, в с. Яблечна, основан не позднее 1534), Турковицкий Покровский (женский, в с. Турковице, основан в 1902 как жен. община, с 1912 мон-рь, упразднен в 1915, возобновлен в 2008), Костомлотский Серафимовский (мужской, в с. Костомлоты, основан в 2005). Упраздненные: Угровский Данииловский (мужской, в совр. с. Ухруск Влодавского повята, известен с 1247), Столпьевский Преображенский (мужской, в совр. с. Столпе Хелмского повята, известен с 1404, упразднен в 1703), Доманижский (мужской, в с. Доманиж (ныне в черте г. Лащув Томашувского повята), упоминается в 1406-1519), Молодятичский Успенский скит Холмского Рождество-Богородичного мон-ря (мужской, в совр. с. Молодятыче Хрубешувского повята, упом. в 1432-1549), Преображенский скит Столпьевского Преображенского муж. мон-ря (в с. Спас (ныне Подгуже Хелмского повята), известен с 1450), холмский Рождество-Богородичный (мужской, в Холме, известен с 1478, с 1596 в унии), Сульмицкий Рождество-Богородичный (мужской, в совр. с. Сульмицы Замойского повята, упом. в 1488-1578), Преображенский (мужской, в с. Монастырь (ныне Калинувка Замойского повята), известен в 1516-1591), Каньевский Петропавловский (мужской, в совр. с. Канье Хелмского повята, известен с 1530, упразднен в 1749), Дороговский Успенский (мужской, в с. Дороговск (ныне Дорохуск Хелмского повята), известен с 1569), Бельский Рождество-Богородичный (мужской, в Беле (ныне Бяла-Подляска), известен с 1590), красноставский Троицкий (мужской, в Красноставе (ныне Красныстав), известен с 1594), холмский Васильевский (мужской, в Холме, известен с 1596), Колемчицкий Вознесенский (мужской, в совр.

http://pravenc.ru/text/2561038.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010