В 1993 году освящен зимний храм Сергия Радонежского, а главный храм Рождества Пресвятой Богородицы снова возвращён церкви. В 1995 г. монастырь посетил Патриарх Алексий II. В последующие годы возвращены монастырские корпуса, расписан Рождество-Богородичный собор. При монастыре работает воскресная школа. Будучи в марте 1998 в монастыре, президент РБ А. Г. Лукашенко оставил в книге почетных гостей запись: «Восхищаюсь вашим мужеством и преданности великим ценностям человечества. Дай Господь вам добра, мира и счастья». Настоятельница Свято-Рождество-Богородичного монастыря, Ее Высокопреподобие Игумения Гавриила с 90-х годов ХХ века верно служит Святой Матери Марии и Ее Сыну Господу нашему Иисусу. Адрес: 230023, Беларусь, г. Гродно, ул. Новозамковая, 3. По материалам сайта: Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь Монастырь основан на месте Свято-Пречистинского собора - памятника Гродненской архитектурной школы XII в. Каменный фундамент и часть стен храма были обнаружены во время ремонтных работ под слоем земли в 80-х гг. XX в. Около 1633 г. при соборе был основан женский базилианский монастырь. В 1654 г. древний храм вместе со строениями сгорел. Тогда на месте пожарища построили деревянную церковь с монастырскими постройками. Но еще один пожар вновь все уничтожил. В 1720-1726 гг. Киевским митрополитом Львом Кишкою на месте соборной Пречистенской церкви был построен каменный храм Рождества Богородицы и жилой корпус монастыря (1726-1751 гг.). После самороспуска униатской церкви в России в 1843 г. все помещения монастыря и церковь были переданы во владения Православной Церкви. К 1848 г. на пожертвования прихожан интерьеры церкви были отремонтированы по православным канонам, а с восточной стороны жилого корпуса в 1866 г. была построена теплая монастырская церковь в честь св. Сергия Радонежского, а также хозяйственные корпуса. Во время военных действий в 1915 г. храм был поврежден, монастырский корпус и хозяйственные постройки пострадали меньше. Значительная часть внутреннего убранства храма сгорела или была повреждена. Но уже через несколько месяцев в отремонтированном храме проходили богослужения. До революции при монастыре существовала церковная школа для девочек, а также богадельня для престарелых одиноких женщин. Монастырь владел двумя имениями в деревнях Грандичи и Русота, двумя земельными участками в деревнях Каплица и Ольшанка, имелись также мельница на реке Лососянка и рыболовецкое озеро на границе Слонимского и Пинского уездов - Вадотуническое. Рядом с монастырем находился богатый на урожай фруктовый сад. Во время Второй мировой войны монастырь продолжал действовать. Во время освобождения Гродно в 1944 г. здания и имущество практически не пострадали.

http://sobory.ru/article/?object=40973

В 1900 году Священный Синод официально перевёл монастырь в урочище Красносток (ныне - Ружаносток, en:Róanystok, Польша) недалеко от Гродно. Там стояли строения бывшего доминиканского монастыря (закрыт в 1866 году) и выстроенная в 1867 году церковь Иоанна Богослова. В 1901 году монастырь был торжественно перенесен на новое место. Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а гродненская обитель получила статус приписной. В начале XX века у монастыря имелись также подворья в Санкт-Петербурге и Дрогичине. В годы Первой мировой войны Красностокский Рождество-Богородичный монастырь эвакуирован в Москву, куда увезены и иконы Божией Матери - Красностокская (позже оказавшаяся в Петрограде на территории монастырского подворья) и Владимирская. В 1914 году сгорела Рождественская церковь гродненской обители. В 1918 году монахиням из Красностока был передана территория Екатерининская пустынь; в красностокском монастыре, оказавшемся на территории Польши, поселились католические монахи. Гродненская обитель (также на территории Польши) осталась православной, в неё возвратилась группа сестер, привезя с собой чудотворную Владимирскую икону. В 1927 году гродненская Рождественская церковь была восстановлена. В 1953 году на территории гродненского монастыря выстроен монашеский корпус. В 1954 году в монастырь возвратилась Красностокская икона Божией Матери. На 1 ноября 1959 в монастыре проживало 58 человек, в их числе 3 игуменьи, 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы. По времени пребывания в обители находились в 1846-1955 гг. - 8 человек, в 1941-1945 гг. - 1, в 1920-1941 - 19, в 1900-1917 - 27, и до 1900 - 3 человека. В 1960 году насельницы Рождество-Богородичного монастыря были выселены из занимаемых ими помещений и перебрались в Жировицкий монастырь. Чудотворные иконы Божьей Матери были поставлены в Богоявленском храме монастыря. Владимирская икона позже попала в Россию и доныне находится в подмосковном храме в селе Ермолино. В 1992 году Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь был возрожден, в обитель возвращена мироточивая икона Владимирской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=40973

В 1863г. при обители открыли школу иконописи. Здесь обучались рисованию сестры, имевшие к этому способности. Учителями рисования были Павло Давиденко (1863-1867г.г.), Цибульский (1868г.), Гаранович (из 1869г.), который учился в Петербургской академии художеств. Гаранович давал уроки бесплатно. Он нарисовал бесплатно четыре образа для часовни на вокзале (курско-нежинской железной дороги). Монастырь серез пять лет после основания школы иконописи начал принимать заказы для соседних церквей. Были написаны иконы для иконостаса Вознесенской церкви с.Басани, для Рождественско-Богородичной церкви в Монастырище, Елецкого монастыря в Чернигове. Одновременно с иконописной мастерской начала свое существование иконостасная. Здесь обучалось 15 послушниц. Руководил иконостасной мастерской мещанин Балабан, который был прекрасным мастером. В обители изготавливали и золотошвейные изделия. Среди них – заказы, по сведениям Филарета, для Елецкого монастыря в Чернигове и киевской Ильинской церкви (написана плащаница и встроена резная рама к ней). Нежинские мастерицы реставрировали ризницу Черниговского архиерейского дома, пошили новое архиерейское облачение для Елецкого монастыря. В 1864г. началось строительство монастырской кладбищенской церкви в память иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1869г. каменная церковь уже была готова. Потом здесь построили деревянные келии для сестер обители. В них они жили во время обработки монастырских огородов. О жизни монастыря перед революцией 1917г. описывает Александр Николаевич Лазаренко в своих воспоминаниях: «Нежинский женский монастырь был на Миллионной улице, где имел большую усадьбу с каменной оградой. В ограде была церковь и часовня. Монастырь имел хозяйство с конной мельницей и пекарней. Доходной частью монастыря была двухэтажная гостиница на углу Гоголевской площади. При гостинице и на вокзале были две работницы. Раз в неделю на вокзал ехала монастырская линейка, запряженная двумя лошадьми, на которой 10-12 монашек ездили на церковную службу.

http://sobory.ru/article/?object=08184

Несмотря на то что по Версальскому договору (28 июня 1919) границы Польской Республики были установлены без Срединной Литвы (с центром в Вильно), к-рая должна была отойти Литовской Республике, польские войска в окт. 1920 г. оккупировали Виленский край. 18 апр. 1922 г. Срединная Литва официально вошла в состав Польши, была образована особая адм. единица - Виленская земля, переименованная 22 дек. 1925 г. в Виленское воеводство. После оккупации начались попытки отрыва Литовско-Виленской епархии от Московского Патриархата как в Срединной, так и в Ковенской Литве. Литов. власти не разрешали владыке Елевферию въезд в Литву. В дек. 1920 г. архиерей послал священника виленской ц. св. Александра Невского прот. Понтия Рупышева посетить приходы Ковенской Литвы. На территории епархии закрывались правосл. мон-ри. В Ковенской Литве покинутый насельниками и разрушенный во время первой мировой войны древний Сурдегский муж. мон-рь власти передали католикам (мон-рь никогда не принадлежал католич. Церкви). Чудотворная Сурдегская икона Божией Матери ранее была вывезена в Россию (24 мая 1921 вернулась в Литву, с 1926 икона полгода находилась в Каунасе, полгода - в Панявежисе). В 1917 г. у православных изъяли Пожомский Успенский муж. мон-рь. Католикам был передан Кронский мон-рь. На землях, отошедших Польше, в 1919 г. был упразднен Борунский Покровский муж. мон-рь в Ошмянском повяте, монастырский собор преобразовали в костел. В 1919 г. римо-католикам был передан почти весь виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, братия к-рого переселилась в виленский Свято-Духов мон-рь. Последним перешел к католикам Рождество-Богородицкий женский мон-рь в мест. Березвечье (ныне в черте г. Глубокое Витебской обл.) после того, как в 1921 г. по Рижскому мирному договору между Советской Россией и Польшей Глубокое вошло в состав Польской Республики. Березвечский собор был переосвящен в католич. костел. Изгнанные монахини переехали в Вильно и поселились в Мариинском жен. мон-ре (см. Вильнюсский во имя равноап. Марии Магдалины монастырь ); в нач. 30-х гг. ХХ в. монахиням бывш. Березвечского мон-ря был передан новопостроенный скит Мариинского мон-ря близ г. Неменчин (ныне Неменчине). С того времени до 1939 г. в Виленской епархии действующими являлись 2 мон-ря в Вильно: мужской Свято-Духов и женский Марие-Магдалинский, с дек. 1937 г. располагавшийся при приходской ц. во имя св. кн. Александра Невского, с приписным Рождество-Богородичным скитом.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

В 1961 г. советскими и партийными органами монастырь был закрыт, а его территория передана городской туберкулезной больнице. Возрождение обители началось в 1992 г. Монастырь в то время представлял собой жалкое и убогое зрелище: Певческий корпус лежал в руинах, корпуса были полуразрушены, сквозь зияющие дыры в прогнившей крыше росли деревья и трава. Всюду были видны следы многолетнего запустения. Обитель поднялась из руин попечением архипастыря Одессы Высокопреосвященнейшего митрополита Агафангела. Он пожертвовал монастырю чудотворную икону Гербовецкой Божией Матери. Зная, как важно возродить литургическую жизнь, владыка пожертвовал также евхаристический набор во упокоение своих родителей инокини Макарии и воина Михаила, позолоченное облачение на святой Престол, различную утварь, несколько автомашин, строительные материалы и т.д. Имея такую крепкую духовную поддержку, обитель старается возродить те славные традиции прошлого, которыми она снискала себе доброе имя у Бога и людей. Открыты мастерские по пошиву облачений, изготовлению утвари, реставрации икон, вышивке золотом и бисером. При обители действует благотворительная трапезная для питания бедных и неимущих, которых принимают около 500 человек в день, с любовью оказывая посильную помощь. На территории монастыря действует Дом Милосердия, в котором нашли приют 80 обездоленных. Много сил монастырь отдает работе с детьми, помогая детским дошкольным и школьным учреждениям, городской школе-интернат для детей- инвалидов и т.д. При обители открыты школы духовного просвещения: для инвалидов, при детском санатории, при женской тюрьме, воскресная школа для прихожан. Кроме воскресных школ, просветительская деятельность ведется через библиотеку, насчитывающую большое количество, как дореволюционных изданий, так и книг, изданных в современный период. В выставочном зале Дома Милосердия регулярно проводятся выставки, другие культурные мероприятия. При монастыре действую Регентское и Золотошвейное отделения Одесской духовной семинарии, где обучаются студентки со всех концов Украины. Монастырь имеет два скита: Свято-Рождество-Богородичный в с. Бараново и Свято-Вознесенский в г. Одессе. Описание [ править править код ] Скиты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Архангел...

Монастырь был закрыт в 1923 г. Разрушен Тихвинский собор и церковь Иоанна Крестителя. Монастырские постройки разбиты на щебень для дорог. Остался только Троицкий собор. Материал из книги В.М. Неделин, В.М. Ромашов " Архитектурные древности Орловщины " В настоящее время обитель передана верующим. Идет восстановление Троицкого Рождество-Богородичного, но уже женского монастыря. По словам очевидцев, Троицкий собор уже практически полностью отремонтирован. Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь в километре от города Болхова - один из известнейших древнерусских монастырей. Называли его и Царским монастырем, потому как во все времена имел он царственных покровителей. Обители оказывали помощь преемники царя Алексея - цари Иван, Петр и царевна Софья, посещали его цари Иоанн Грозный и Петр I, благодетельствовали и монастырю, и городу. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Милославский и ее сестра Анна. Несколько веков были известными жертвователями знаменитые русские фамилии: Шеншины, Хотетовские, Горчаковы, Милославские, где и погребались по завещанию. Троицкий собор монастыря построен в 1668 г., исполнен как миниатюра Успенского храма Московского Кремля пожертвованиями царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской, их же родственники погребались в монастыре. Уникальный памятник архитектуры 17 века. Собор включен в список Федеральных памятников культуры и архитектуры. С 2002 года в обители монастыря медленно возрождается монашеская жизнь. Восстановлены келейный корпус, Троицкий собор и усыпальница у стен собора - место погребения в 1847 году преподобного Макария Алтайского. 31 мая 2010 года открыта усыпальница для молитвенного поклонения. Город Болхов - Орловский Суздаль. В 55 км к северу от Орла расположен город Болхов Орловской области - один из самых древних городов России. Болхов, Девягорск - это имя, овеянное легендами и сказаниями, сохранила история. Возник Болхов в глубине минувших столетий. В середине XVI в. Болхов становится одним из боевых форпостов, защищавших южные рубежи Московской Руси. Живописный архитектурный силуэт, самобытный облик небольшого древнерусского города, обилие храмов, прекрасное местоположение, рельеф, природа вокруг и особенное благочестие жителей - за все это Болхов справедливо называли вторым Суздалем. Строили и жертвовали на него цари и дворяне, купцы и простой люд. И всему архитектурному ансамблю города Болхова противостоит Троицкий собор Оптина монастыря, являясь его вечным воином и стражем, его духовной и архитектурной доминантой: «Положение монастыря красиво: он на горе. С колокольни весь город видать. А Болхов издали - картина...»

http://sobory.ru/article/?object=03009

В 1847 Пензенская гражданская палата утвердила дарения, а епархиальное управление – устав. Становление обители продолжилось при настоятельнице Татьяне Мартыновне Мещериной, жившей при богадельне со дня ее основания. Очень тяжелыми для Ковыляя выдались 1848-51-е: сначала холера повергла село в ужас (редкий дом не посетила тогда смерть), потом недород подкосил приход и довел крестьян едва не до нищенской сумы. В стенах обители не было ни одного случая заболевания. В Рождество-Богородицкую богадельню потянулись больные женщины из многих уездов. К 1850-м малочисленное собрание женщин-черничек превратилось в некрупный, но, по сути самый настоящий монастырь. Материальное благосостояние обители: разные хозяева, в т. ч. крестьяне, пожертвовали старицам еще 12 дес. земли; рядом с первым корпусом возле храма попечительница построила еще четыре деревянных келейных здания; в 1861 настоятельница Татьяна Мещерина купила 25 дес. пашни в полутора верстах от Ковыляя, – княжна Бибарсова присмотрела этот участок, чтобы перенести кельи в более тихое и приличествующее монастырю место. В 1862 на новом участке появился первый бревенчатый корпус и одновременно были заложены фундаменты двух храмов – летнего и зимнего. Но основательнице не суждено было увидеть плоды своего труда: в 1862 Н. Д. Бибарсова после тяжелой и продолжительной болезни скончалась на руках сестер-общинниц. В том же г. в пожаре сгорели все хозяйственные постройки, половина келий и больничка. Обитель вынуждена была в срочном порядке перебираться за полторы версты от села, на место, выбранное для обители еще покойной княжной. 22 сентября 1863 уже была освящена больничная теплая церковь во имя почитаемой населением иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Храм с одной стороны примыкал к трапезной, с другой – к больнице. Вторую церковь, холодную Троицкую, каменщики в основном закончили к 1868, но полностью он был завершен в 1873. Троицкий собор позднее был перестроен в теплый, так как больничная церковь для общины, насчитывавшей уже более ста человек, оказалась тесноватой. В подклете Троицкой церкви в 1864 была перезахоронена кн. Бибарсова, покоившаяся поначалу возле приходской церкви в селе. Склеп основательницы был уничтожен в советское время. В 1860-е в несколько этапов богаделенное учреждение было признано сестринской Рождество-Богородичной общиной. Преемницей Татьяны Мещериной стала игумения Агафия, ставленница пензенских архиереев. К сер. 1870-х число постриженных сестер выросло до 15 человек при 120 послушницах. В 1875 Св. Синод по ходатайству епархиального руководства и выборных людей от Краснослободского у. утвердил общину в статусе монастыря, присвоив ему другое наименование – Троицкий (по собору). Всего на становление монастыря ушел 41 год. К 1895 штат Ковыляевского монастыря состоял уже из 82 монахинь и 230 послушниц. В 1910-х число насельниц достигло 370 чел.

http://sobory.ru/article/?object=17593

Однако, судя по высказываниям жителей города и некоторых историков-краеведов не только нашего столетия, но и прошлых веков, существовало ошибочное мнение, что, якобы, на месте сегодняшней Ильинской церкви некогда размещалась монашеская женская община. Например, в " Тобольских губернских ведомостях " за 1864 год 6. С. 44) Н.А. Абрамовым указывается, что " церковь в 1687 году сгорела, на месте её построена деревянная же. Настоящая каменная заложена в 1833 году, освящены: Покровская зимняя - в 1836, летняя Ильинская - в 1852 году. В котором году переведен от этой церкви девичий монастырь к Успенской церкви-неизвестно " . В книге " Тюмень архитектурная " , под редакцией Б.А. Жученко и С.П. Заварихина, на странице 91 повторяется эта точка зрения, а на странице 20 авторы сами себе противоречат, указывая, что Ильинская приходская церковь находилась восточнее, в левом углу городского посада, располагавшегося в районе современных улиц Кирова и Хохрякова. 26 июня 1803 года произошла закладка первого каменного молитвенного здания под руководством комиссара Дмитрия Мечева, которое первоначально хотели возвести на месте ветхого деревянного храма, построенного 30 лет назад. Однако, по неизвестным причинам, каменное здание было построено одноэтажным, а освящение его состоялось 9 марта 1811 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из первой церковной описи 1823 года свидетельствует, что Ильинская церковь имела два придельных храма с отдельными входами: первый, деревянный, он же главный - во имя Ветхозаветного Пророка Илии и второй - каменный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Из описания второго придела, помимо церковной утвари, указываются иконостас голубого цвета с одиннадцатью помещенными в нем иконами и деревянная колокольня с шестью колоколами: благовестный или праздничный - весом 32 пуда 9 фунтов, воскресный -5 пуд., полиелейный -1 пуд 20 фунт., повседневный -1 пуд 10 фунт., малый -1 пуд и зазвонный -37 фунт. 17 октября 1828 года в Тобольскую Духовную Консисторию направляется прошение прихожан о сносе ветхой деревянной Ильинской церкви, в которой служить стало опасно из-за сгнивших стен, пола и потолка.

http://sobory.ru/article/?object=03057

С 1992 года собор реставрируется. В 1998 году весь корпус освободили и передали в монастырское пользование. По материалам сайта pravoslavie.ua Козельщанский Рождество-Богородичный женский монастырь ведет свою историю с 80-х годов XIX ст. В Кобелякском районе Полтавской области есть небольшое село Козельщина, бывшее родовое имение графини Софии Михайловны Капнист, перешедшее к ней по дарственной записи от Павла Ивановича Козельского, по имени которого оно названо. До конца февраля месяца 1881 года это село не было ничем замечательно. Но вот событие, совершившееся здесь 21 февраля 1881 года, и события последующего времени сделали это село замечательным и известным по всей обширной Российской империи. Этим событием было чудо милости Божией, чудо исцеления по суду человеческому неисцелимо больной дочери графа Капниста, девицы Марии, явленное по крепкой вере и горячей молитве ее у иконы Божией Матери, которая с давнего времени составляла фамильную драгоценность, чтимую не только семьей, но и многими сторонними людьми, знавшими о существовании этой иконы. На ней изображена Богоматерь в хитоне, усыпанном звездочками; на коленях Ее покоится Предвечный Младенец, держащий в правой руке крест. В нижнем углу правой стороны св. иконы изображена часть стола, на котором стоит сосуд и лежит ложечка. Само начало иконы неизвестно за отсутствием сведений. Судя по характеру живописи, икону, очевидно, писал художник итальянской школы. От этой-то св. иконы и получила исцеление дочь графа Капниста, девица Мария. Во время учебы в Полтавском институте благородных девиц тяжело заболела вывихом от неправильного уклона ноги в сторону. Болезнь перешла в сустав другой ноги и плеч, затем была поражена нервная система. Лечили в Харькове, на Кавказе и в Москве у знаменитых врачей. Представилась возможность обратиться за помощью к парижскому профессору Шарко. Собираясь в путь, Мария начала чистить ризу иконы и крепко молиться перед заступницей. Всю тяжесть недуга, всю скорбь и отчаяние, больная излила перед ликом Божией Матери. И услышана была слезная, горячая молитва больной.

http://sobory.ru/article/?object=26586

29 октября последовало предписание с указанием: " Святой Антиминс немедленно представить в Тюменское Духовное Правление, святые иконы вынести в амбар, церковь разобрать и употребить на выпечку просфор и на топку каменной Покровской церкви. По разбору приходской церкви выстроить из того же леса на месте святого престола часовню " . Однако осуществить предписание церковному причту так и не удалось, поскольку каменный придельный храм находился в аварийном состоянии из-за появившихся в стенах трещин. 3 июня 1833 года происходит закладка фундамента нового каменного молитвенного здания: во имя Ветхозаветного Пророка Илии и во имя Покрова Пресвятой Богородицы. План-проект в стиле " классицизма " был составлен губернским архитектором Трифоновым и утвержден архиепископом Тобольским и Сибирским Афанасием (Протопопов). Строительство велось под наблюдением окружного начальника Жилина. Одновременно пристраивались две храмовые сторожки, размещавшиеся под колокольней. 19 мая 1836 года состоялось освящение первого Покровского придела, и церковь вплоть до 12 ноября 1895 года называлась - Покровская. Освящение Ильинского придела состоялось в 1851 году, хотя иконостас был установлен лишь через год. 24 апреля 1837 года была построена и освящена новая каменная двухъярусная колокольня. Помимо пяти колоколов, которые были сняты с деревянной, появился шестой - благовестный, заново отлитый церковным старостой Василием Шапошниковым. Его вес составил 38 пудов 10 фунтов. В разные годы колокольня пополнилась еще двумя колоколами: в 1882 году купцом Колокольниковым подарен колокол весом 78 пудов 30 фунтов и в 1902 году - колокол, отлитый в г. Уфе на заводе Арсения Минина, весом 204 пуда 15 фунтов. 30 мая 1839 года с постройкой каменной (ротондовой) церкви советником Дмитрием Воиновым вместо деревянной кладбищенской часовни во имя Всех Святых, она становится приписной к Покровскому приходу. Два года спустя приписными становятся также: часовня в деревне Букино во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, построенная в 1885 году тюменским купцом Иваном Воиновым, посвященная памяти коронации императора Александра III, и молитвенный дом в деревне Зайково во имя Великомученика Георгия Победоносца, построенный из бывшей ветхой часовни в 1911 году.

http://sobory.ru/article/?object=03057

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010