прп. Саввы Освященного. По распоряжению прп. Григория из Палестины был привезен Устав прп. Саввы и большой гимнографический сборник. Возможно, имеются в виду палестинский монашеский Часослов и древний Иадгари . Также Л. иногда называют монастырь Шиомгвиме , монастырь Веджини в Кахети и некоторые др. обители. В соседних с Византией Балканских странах под влиянием греч. традиции крупные ставропигиальные и ктиторские мон-ри назывались Л. В Житии свт. Саввы I , архиеп. Сербского, написанном в XIII в., упоминается Лавра святых 40 мучеников в г. Тырново (ныне Велико-Тырново), столице Второго Болгарского царства ( Дoмehmujah. Животи св. Саве и св. Симеон/Прев.: Л. Београд, 1938. С. 207, 210, 213). Л. располагалась в крепости Царевец на левом берегу р. Янтра и называлась в источниках царским мон-рем (Там же. С. 202, 207). В главной церкви Л., построенной по указу царя Иоанна Асеня II в 1230 г. и освященной в честь 40 мучеников Севастийских, был похоронен свт. Савва, скончавшийся во время посещения Тырнова 14 янв. 1236 г. (в 1237 его мощи были перенесены в Сербию). По имени главной церкви мон-рь называли «Великой Лаврой святых 40 великомучеников» ( Златарски В. Н. Житие и жизнь прп. отца нашего Феодосия, иже в Търнове постничьствовавшаго, ученика суще блж. Григория Синаита: Съписано светейшим патриархом Константина града кир Каллистом//СбНУНК. 1904. Кн. 20. С. 25 (отд. паг.)). Тырновская Великая Л., по-видимому, была общежительным ставропигиальным мон-рем и рассматривалась болг. правящей династией Асеней как царская усыпальница. В источниках кон. XIV в. Л. упоминается как место проведения Соборов против богомилов и варлаамитов (см. статьи Богомильство и Варлаам Калабрийский ) ( Popov. 1979). Киево-Печерская лавра В наст. время в РПЦ титул «лавра» присвоен 5 общежительным муж. мон-рям, 2 из которых находятся на территории России ( Троице-Сергиева лавра и Александро-Невская во имя Св. Троицы лавра ) и 3 на Украине ( Киево-Печерская лавра , Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы мужская лавра и Святогорская в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:не ранее 1345. Ссылки:     Адрес: Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра Координаты: 56.31019, 38.13276 Проезд:на автомобиле: по Ярославскому шоссе (трасса М8) — до Сергиева Посада (54 км от МКАД); автобусом: маршрут 388 (экспресс) от ст. м. ВДНХ; пригородным электропоездом: с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево Изменить описание объекта < > Карта и ближайшие объекты Троице-Сергиева лавра основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия. В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней. Особый этап в истории монастыря - канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия. В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители. В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула " лавра " В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.

http://sobory.ru/article/?object=00497

После получения извещения о кончине митрополита Лавра 16 марта с.г., епископ Домодедовский Евтихий поведал мне следующее: в конце февраля он сослужил митрополиту Лавру в московском Сретенском монастыре. После службы владыка Лавр сказал владыке Евтихию следующее: " Ну вот, мы с тобой и послужили вместе последний раз " . Владыка Евтихий пытался возразить, что, мол, Бог знает, может и еще послужим, и не раз. На это митрополит Лавр ответил: " Бог, конечно, знает, да только уж это последний раз " . В Интернете размещено много фотографий этой последней поездки митрополита Лавра в Россию. Моя матушка обратила внимание на то, что, как правило, все, кто находится рядом с Владыкой Лавром, улыбаются. Такова сила истинного монаха с любящим сердцем, человека с удивительным соответствием того, что он говорил, тому, что делал. Узнав о кончине Владыки Лавра, мы с матушкой (да и почти все клирики нашей Западно-Американской епархии, которые учились в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвиле), полетели на отпевание господина и отца нашего. Мы прибыли в Свято-Троицкий монастырь в среду 19 марта, незадолго до начала литургии Преждеосвященных Даров. Перед входом в храм меня охватил некий страх: неужели его больше с нами нет, как я выдержу его вид, бездыханный, " не имущий вида " ? Но как только я увидел руки владыки Лавра, наступило спокойствие, пусть и скорбное. У Владыки Лавра были удивительно благородные руки с тонкими и красивыми пальцами. Его руки нельзя было не узнать и у меня даже отпало желание видеть его лик. Тогда я понял, почему в Русской Церкви закрывается лик духовенства. Паства должна помнить живой лик своих духовных наставников, а когда наставник в гробу его лицо может быть мирным, но в глазах и губах уже нет жизни. А руки священнослужителя носят таинственный характер: физически мы больше всего входим в контакт именно с благословляющими и утешающими руками архиереев и пастырей. Своими руками они благословляют святые Дары, освящают иконы и наши дома, преподают святые Тайны, благословляют верующих, а архиереи своими руками еще и рукополагают. Так, увидев руки блаженнопочившего митрополита Лавра, я увидел самое главное в его жизни: служение алтарю Господню. Апостолькая преемственность, в том числе и благодать священства, были митрополитом Лавром сохранены и переданы именно посредством его рук.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

38 . Григорий Богослов , святой, арх. Константинопольский. Творения, т. II, Изд. П.П. Сойкина, СПб. Переиздано Свято-троицкой Сергиевой Лаврой, 1994. 39 . Григорий Великий Двоеслов , святитель, папа Римский. «Собеседования», Избранные творения. Изд. «Паломник», М., 1999. 40 Григорий Нисский , святитель. Точное истолкование Екклесиаста Соломонова. Изд. имени свт. Игнатия Ставропольского, М., 1997. 41 . Григорий Нисский , святой. Опровержение Евномия, Творения, ч. VI, Изд. В. Готье, М., 1864. 42 . Григорий Палама , святой. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., Канон, 1995. 43 . Григорий Синаит , преподобный. Творения. М., Новоспасский монастырь, 1999. 44 . Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский, святой. Творения, Переложение Екклесиаста. Петроград, типография М. Меркушева, 1916. 45 . Давид IV Строитель, царь Грузии и Абхазии, святой. Покаянный канон. Изд. Тбилисского университета, Тбилиси, 1989. 46 . Дидахи (Учение Господа, данное народам через двенадцать апостолов). Серия «Учители неразделённой церкви», Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. 47 . Didymus der Blinde, Kommentar zum Ecclesiastes, Lage 22 und 23 des Tura-Papyrus. Herausgegeben von Leo Liesenborghs, Köln, 1965. 48 . Димитрий Ростовский , святой. Жития святых, т. е. 1–2. М., Синодальная типография, 1904. 49 . Дионисий Великий, епископ Александрийский, святой. Творения, Толкование на начало книги Екклесиаста. Изд. Олега Абышко, СПб, 2007. 50 . Добротолюбие, т. I, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 50 . Добротолюбие, т. II, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 50 . Добротолюбие, т. ΙΙI, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 50 . Добротолюбие, т. IV, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 50 . Добротолюбие, т. V, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 51 . Евагрий, авва. Аскетические и богословские трактары. Изд. «Мартис», 1994. 56 . Ефрем Сирин , святой. Творения, ч. 1. Сергиев Посад, 1907. 57 . Ефрем Сирин , святой. Творения, ч. 2. Сергиев Посад, 1908. 58 . Ефрем Сирин , святой. Творения, ч. 3. Сергиев Посад, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

5.  Преподобный Макарий Египетский. Духовные Беседы. Сокровищница святоотеческой письменности. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. 6.  Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сокровищница святоотеческой письменности. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. 7.  Творения аввы Евагрия. Слово о духовном делании, или Монах. Пролог. Послание к Анатолию. Гл. 78. – М.: Мартис, 1994. – 24 с. 8.  Благовестник или толкование блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на Святое Евангелие в четырёх книгах. Толкование на Евангелие от Матфея 5.8. – М.: Атлас-Пресс, 2004. 9.  Святитель Николай Сербский. Вера Святых. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: «Покров», 2004. 10.  Ни колай (Велимирович), архиепископ Сербский, святитель.Беседы. В 2-х частях. Часть 2.Перевод с сербского Анны Евстратовой. – Москва: Лодья, 2003 – 7 с. 11.  Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Вып. 3. 479 письмо. – М.: «Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994. 12.  Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. С. 224. 13.  Флоренский П.А.  Столп и утверждение Истины. Т. 1 (I). – М.: «Правда», 1990. Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. – М.:Никея, 2009. 14.  Никон (Воробьёв). Нам оставлено покаяние. М.: 2007. 15.  Никон (Воробьёв), игумен. Как жить сегодня. Письма о духовной жизни./сост. Осипов А. И. М.: «Оранта», 2011. 16.  Иерофей (Влахос), мит. Православная духовность. Делание и созерцание. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998. 17.  Иерофей (Влахос), митр. Святитель Григорий Палама как святогорец. Гл. 3.Выражение исихатской традиции Афона. – М.:Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. 18.  Георгий Мандзаридис. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы./перевод с английского В. Петухова. – Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 2010. – 30 с. 19.  Кирилл, митр Смоленский и Калининградский. Слово пастыря. О заповедях Блаженств. Блаженны чисти сердцем, ибо они Бога узрят. – М.: РПЦ, 2008.

http://bogoslov.ru/article/3225686

(Домашние поучения. Вып. 1). (7) О смерти и загробной жизни. М.: Лествица; СПб.: Диоптра, 2001. С. 161–162. (Домашние поучения. Вып. 1). (8) Ад и рай. М.: Лествица; СПб.: Диоптра, 2001. С. 26–28. (Домашние поучения. Вып. 2). (9) Победа над последним врагом: Случаи воскресения из мертвых. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. С. 29–31. (10) Ад и рай. М.: Лествица; СПб.: Диоптра, 2001. С. 60–62. (Домашние поучения. Вып. 2.) (11) О смерти и загробной жизни. М.: Лествица; СПб.: Диоптра, 2001. С. 87–91. (Домашние поучения Вып. 1). (12) Миссионерский пролог. М.: Благовест, 2001. С. 204–208. (13) Марк (Лозинский) , игум. Отечник проповедника: 1121 пример из пролога и патериков. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 9–10. (14) Марк (Лозинский) , игум. Отечник проповедника: 1121 пример из пролога и патериков. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 18. (15) Там же. С. 89. (16) Марк (Лозинский) , игум. Отечник проповедника. 1121 пример из пролога и патериков. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 101. (17) Там же. С. 103. (18) Срачица – сорочка, рубашка, нижнее платье. (19) Миссионерский пролог. М.: Благовест, 2000. С. 188–190. (20) Игнатий (Брянчанинов) , свт. Отечник//Лозинский Марк, игумен. Отечник проповедника. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 38–39. (21) Миссионерский пролог. М.: Благовест, 2000. С. 181–183. (22) Марк (Лозинский) , игум. Отечник проповедника: 1121 пример из пролога и патериков. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 9. (23) Григорий Двоеслов , свт. Собеседования: о жизни италийских отцов и о безсмертии души. М.: Благовест, 1996. С. 104–105. (24) Там же. С. 216–309. (25) Ныне Чивитавеккья. (26) Оптионом назывался исправлявший должность военного вождя, также помощник сотника, за отсутствием его. (27) Глава 39 исключена при переиздании как частное мнение святого Григория Двоеслова , впоследствии не принятое Православной Церковью. (28) Печатается с сокращениями по изданию: О мытарствах преподобной Феодоры и других видениях Григория – ученика преподобного Василия Нового/сост.

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

17 . Ларше (2015) – Ларше Ж.-К. Преподобный Силуан Афонский . М.: ПСТГУ, 2015. 18 . Лосский (2006) – Лосский В. Н. Боговидение. М.: АСТ, 2006. 19 . Лосский (1972а) – Лосский В. Н. Догматическое богословие//Богословские труды. 8. 1972. С. 131–183. 20 . Лосский (1972b) – Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви//Богословские труды. 8. 1972. С. 9–128. 21 . Никитина (2010) – Никитина С. В. Понятие кеносиса в тринитарном учении и антропологии архимандрита Софрония (Сахарова) //XXI Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Москва, 17–23 ноября 2010 г. Материалы. Т. 1. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2011. С. 196–204. 22 . Нойка (2014) – Рафаил (Нойка), иером. Живи мя по словеси Твоему. Духовные беседы/пер. с англ. иером. Доримедонта (Литовко). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. 23 . Сахаров, Н. (2016) – Николай (Сахаров), иером. Антропологический максимализм: обожение человека у преп. Симеона Нового Богослова и архим. Софрония (Сахарова) //Сборник трудов кафедры библеистики МДА. 3. 2016. С. 169–199. 24 . Сахаров, Н. (2011) – Николай (Сахаров), иерод. Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония (Сахарова) //Церковь и время. 3 (16). 2011. С. 229–270. 25 . Сахаров, Н. (2012) – Николай (Сахаров), иером. Понятие кеносиса в богословской мысли Архимандрита Софрония (Сахарова) //Церковь и время. 1 (58). 2012. С. 53–83. 26 . Снытко (2016) – Снытко Е. А. Духовно-нравственное воспитание личности в свете учения схиархимандрита Софрония (Сахарова) : диссертация на соискание степени магистра педагогики. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. 27 . Софроний (2017a) – Софроний (Сахаров) , архим. Аз есмь. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2017. 28 . Софроний (2011) – Софроний (Сахаров) , архим. Видеть Бога как Он есть. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2011 29 . Софроний (2018) – Софроний (Сахаров) , архим. Главы о духовной жизни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2018.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Рассудив так, они освятили нам из трех сот шестидесяти пяти дней года сии семь недель святой Четыредесятницы. Таким образом отделили они сии семь недель; но со временем Отцы заблагорассудили прибавить к ним и еще одну неделю: во – первых, для того, чтобы желающие вступить в подвиг поста в течение сей недели приучались и как бы приготовлялись к нему, во-вторых, для того, чтобы почтить число дней поста Четыредесятницы, которую постился Господь наш Иисус Христос . Ибо отняв от восьми недель субботы и воскресенья, получаем сорок дней, а пост великой субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней; потом приложив пост Великой субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составляет во всей точности десятую часть трех сот шестидесяти пяти дней года. Ибо десятая доля трех сот есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти составляет половина (Светлого дня). Вот, как мы сказали, тридцать шесть дней с половиною; вот, так сказать, десятина всего лета, которую…освятили святые апостолы для покаяния и очищения грехов всего года» (Преподобный Авва Дорофей . Поучение 15. О святой Четыредесятнице. Душеполезные поучения и послания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1900. С. 169–170). 12 То, что Великий пост к четвертому веку действительно распространился повсеместно в христианском мире, подтверждает вдохновенная проповедь преподобного Ефрема Сирина (+373), жившего в городе Эдесса на юге Мессопотамии. Приведем из неё, пусть и обширный, но очень поучительный фрагмент: «…Возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностью и с чистым сердцем, потому что он сладостен и приятен для провождающих дни сии свято. Сей святой пост употребим на брань с диаволом, потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого. Сей пост употребим, возлюбленные, чтобы просить и молить милосердия у Всеблагого и Милосердого, Который не отвергает просящего. Сей пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подъемлет нас от земли и возносит на высоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

У нас были ораторы и деятели, которые были яростно против, были, которые — яростно за. И толку — никакого! А тут взяло и сделалось!» Надо ли говорить, что уход митрополита Лавра — это смерть, о которой только и могут мечтать православные верующие, которые каждый просят у Бога «безболезненной, непостыдной, мирной» кончины? Закончив свой «труд, завещанный от Бога», чуть более двух недель как вернувшись из очередной поездки по дорогой ему России, отслужив все службы первой недели Великого поста, кроме субботы, когда он почувствовал себя плохо, 80-летний старец тихо умер во сне в то самое время, когда Церковь празднует Торжество Православия. Противники воссоединения, скорее всего, попытаются использовать его смерть для продвижения своей повестки дня. Но им наверняка не удастся повернуть процесс вспять. «Этот раскол уже на мели сидит, — говорит Холодная. — Я думаю, это кончится». По уставу РПЦЗ, первоиерарх избирается на собрании всех епископов — Архиерейском Соборе, и каждый епископ из 11 имеющихся на сегодня в этой самоуправляемой части Русской Православной Церкви может быть кандидатом. Согласно подписанному в прошлом году Акту о каноническом общении, избранный митрополит подлежит затем утверждению патриархом Московским и всея Руси. Временным главой РПЦЗ по смерти митрополита Лавра стал его первый заместитель, архиепископ Сиднейский и Австролийско-Новозеландский Иларион (Капрал). Его же, как человека наиболее близкого митрополиту Лавру по духу и взглядам, источники в РПЦЗ называют наиболее вероятным преемником митрополита Лавра. Другой возможный претендент — архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт). Владыку Лавра похоронят в Джорданвилле, как только архиепископ Илларион прилетит из Австралии, чтобы возглавить отпевание, сказал протодиакон Лохматов. Скорее всего, это произойдет в пятницу, 21 марта. И последнее. Работая над этим некрологом, я долго искал в опубликованных выступлениях митрополита Лавра какую-нибудь емкую цитату, характеризующую национальное, общественное и историческое значение воссоединения Русской Церкви.

http://pravmir.ru/uchil-dushi-smireniem-...

В целом логика рассуждений у адвентистов простая: вот, сказано, что чтить день субботний нужно, и это одна из десяти заповедей, написанных во Второзаконии. Если вы говорите, что эта заповедь отменена Богом, или исполнение ее перенесено на следующий день (воскресенье), то покажите, где конкретно Бог об этом говорит. А если показать не можете, значит, это вы сами все придумали и нарушаете заповедь Божию. Адвентисты не учитывают только одного — эта логика возникла в рамках их полемики с католиками. А мы не католики. В Православной Церкви нет официального учения о том, что суббота отменена и перенесена на воскресенье. День субботний и сейчас чтится в Православии тем, что в него не бывает строгого поста, в него совершается литургия, на нем завершается цикл богослужебной седмицы, и во всех православных странах это также нерабочий день, как и воскресенье. Но Христос освободил нас от ветхого понимания субботы, какое было у иудеев, говоривших: «не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин. 9:16). Христос объяснил, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27) и что можно «в субботу добро делать» (Мк. 3:4). И не только добро, но даже необходимые бытовые дела, как апостолы, которые срывали и растирали колосья, и Христос защитил их от упреков в нарушении субботы (Мф. 12:1-5). Удивительно слышать от людей, называющих себя христианами, почти те же упреки в нарушении субботы, какие звучали из уст фарисеев в адрес Христа и апостолов. Что же касается воскресенья, то оно стало днем молитвенных собраний христиан поскольку в этот день совершилось самое великое событие в истории — Воскресение Христа. Апостол сказал: «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1Кор. 15:17). Воскресенье не отменяет, но превосходит субботу настолько, насколько то, что дал нам Христос, превосходит то, что дал Моисей. Мы, православные, не отвергаем субботы, но говорим, что Христос дал нам много больше через Свои смерть и воскресение, и день памяти Его славнее, чем ветхозаветная суббота. Разве Бог не может дать нечто новое и разве не дал в Новом Завете? Когда восходит солнце, оно не отменяет звезды, но они перестают быть видимы в его свете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010