Плач. 2, 11. Святогорский Томос в защиту исихастов, написанный святителем Григорием Паламой (возможно, при участии будущего патриарха Филофея Коккина) и подписанный святогорскими отцами в 1341 году. См.: Лк. 17, 21. Преп. Исаак Сирин. Слово 65, о безмолвствующих. Эти слова принадлежат авве Агафону. См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов; Отечник, составленный свт. Игнатием (Брянчаниновым). См.: Свт. Григорий Палама. О внимании и чистоте сердца, три главы. Глава 3. Преп. Григорий Синаит. О безмолвии и двух образах молитвы, в пятнадцати главах. Глава 14. Преп. Петр Дамаскин. Слово 24, о том, как человек приходит в чувство и познает полезное. Трезвенное созерцание Приносится в дар Господу нашему Иисусу Христу, Спасителю и Благодетелю рода Двадцать слов безвестного афонского монаха, Отчаявшегося, сокрушенного духом, в которых описывает он с точностью то, чему на опыте научился и что сам перестрадал. В этих словах - указание начального пути, руководство к духовному восхождению и образ постоянного совершенствования непрерывного умного делания, переданного нам от святых и божественных отцов и названного умной молитвой. Имея этот готовый опыт, да приступят желающие к ее святому труду, который (посредством напряженного подвига) кратчайшим путем приводит в Пренебесное Царство Христа Бога нашего. Говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Мк. 11, 24-25 Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Мф. 22, 37-40 Слово первое Об умной и сердечной молитве и о том, как эта умная и сердечная молитва наголову разбивает демонов и тут же их пожигает Благослови, отче Господь наш Иисус Христос в Своем Божественном и Священном Евангелии говорит: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой Поэтому тот, кто желает, чтобы из его сердца, как из некоего приснотекущего источника, забила живая вода Святого Духа, пусть подвизается, чтобы стяжать в своем сердце умную и сердечную молитву, то есть: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго " . Эту молитву пусть он произносит по одному разу на каждый вдох. Но тот, кто желает стяжать в своем сердце всегдашнюю таковую молитву, пусть послушает о подготовке, которую он должен совершить, а затем пусть услышит и о способе произнесения молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

Потому что смешение добра и зла уравнивает то и другое. А значит, в конечном итоге девальвирует и унижает добро. Это железный духовный закон. Апостол Павел прямо говорит: «...какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6:14-16). Я понимаю, почему мы называем Бахмут Артёмовском. И сейчас это правильно. Часть Донецкой земли захватили украинские фашистские войска и переименовали город на свой лад. Это юридически ничтожно, поэтому, конечно, сейчас — Артёмовск. Но если эта война — за смыслы и за обретение снова себя, то и названия всех наших городов должны отражать наши смыслы. Вот сегодня из военной сводки: «Наши войска взяли посёлок Благодатное». И ведь какое название! Красота какая. Вся Россия в этом слове — «Благодатное». Разве нет? А отражает наши смыслы товарищ Артём? Несколько лет назад я был в Святогорской лавре, над ней стоит памятник этому Артёму. Вернее, он Фёдор Сергеев. Артём — это псевдоним. Памятник уродливый, но охраняется ЮНЕСКО — считается шедевром кубизма. Артём, который устанавливал советскую власть на этой земле, не только закрыл Святогорский монастырь, но и лично казнил монахов. В зимние морозы товарищ Артём с солдатами выводили монахов на лёд и расстреливали. Тела сбрасывали в прорубь. Воды Северского Донца ещё долго были красными от крови. Через несколько лет палач сам погиб мучительной смертью. Ему оторвало голову в железнодорожной катастрофе. Незадолго до этого, в начале ХХ века, лаврский святой преподобный Исаакий предвидел, что на этой вершине вместо храма встанет гонитель и палач. Он долго смотрел на гору и сказал: «Я не вижу там церкви. Я там здорового человечину вижу». В очередной раз Господь нам всем даёт шанс ответить себе на вопрос: мы страна палачей или прозорливцев? Вариант «и тех и других» не принимается. Борис Корчевников, генеральный директор телеканала «СПАС», ведущий телеканала «Россия 1» @boriskorchevnikov

http://ruskline.ru/opp/2023/01/12/pro_to...

Преподобный Силуан Афонский просиял во времена тяжелейший гонений на Церковь в России. Он умер в 1938 году, когда на всей территории тогдашнего Советского Союза происходили массовые расстрелы духовенства. Преподобный Силуан жил в афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре. При его жизни мало кому было известно о его подвигах. Но после того как отец Софроний опубликовал его записи и написал о нем свою книгу, об этом святогорском подвижнике узнал весь мир. И оказалось, что этот духовный опыт, который он пережил вдали от страшных событий, разворачивающихся в то время на нашей Родине, ценен для очень многих людей нашего времени. Силуан Афонский всегда жил с Богом, он никогда, ни на одну минуту, ни на одну секунду не оставлял умного делания. Его душа всецело прилепилась к Господу, в нем не осталось никаких земных или житейских попечений. Вся его жизнь была подчинена тому, что преподобный Серафим Саровский называл стяжанием Духа Святого. И неслучайно в писаниях преподобного Силуана уделяется много внимания учению о благодати Духа Святого, ибо к этой благодати он приобщался в своем духовном опыте. Одна из очень важных тем в писаниях преподобного Силуана Афонского тема смирения. В наше время не многие знают, что такое смирение, зачем оно нужно и в чем его ценность. Между тем, мы помним слова Господа Иисуса Христа, которыми открывается Его Нагорная проповедь. Эти слова звучат и за каждым богослужением: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Под нищими духом с самого раннего бытия Церкви понимались люди смиренные и кроткие. Мы также помним и другие слова Господа Иисуса Христа: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Многим эти слова кажутся недостижимым идеалом, ибо кажется, что достичь того смирения, о котором говорил Господь Иисус Христос и о котором учили святые Отцы, в наше время невозможно. А многие и вовсе искренне не понимают, для чего нужно смирение и в чем оно заключается. Некоторые думают, что смирение заключается во внешних признаках смиренный облик, слова, особое поведение на людях. Но на самом деле смирение это внутреннее качество, которое проистекает в человеке от сознания близости к Богу. Когда человек в своем уме и в своем сердце носит Бога, тогда в нем не остается места для гордости, ибо все свои таланты он приписывает не себе, а Господу. Он понимает все, что у него есть в этой жизни, ему дал Господь, и Он может взять это обратно, как сказал праведный Иов после того, как Господь отнял у него все, что тот имел.

http://patriarchia.ru/db/text/5014192.ht...

Пробудившись от сна, в изумлении от чудного видения Иаков сказал: „истинно Господь присутствует на месте сем, а я не знал. И убоялся и сказал: как страшно Его место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные“. Кто из нас знал, кто мог подумать, что это пустынное место, на котором мы присутствуем предназначено к прославлению чудесным явлением на нем Божия присутствия и Божия всемогущества? И не была ли сюда с небес простерта рука Божия, спасающая Его Помазанника, и не сходили ли сюда Ангелы Божии, охранявшие семейство Его? Не раскрылись ли здесь врата небесные, из которых просияли лучи благости и любви Божией к Избраннику Его? И в нетерпеливом желании всех русских людей достигнуть до этого места и видеть его, в разнообразных предположениях, как и чем достойно почтить его, не слышится ли общее убеждение, общий голос потрясенных дивным событием сердец: „страшно место сие. Это врата небесные“. И как мы счастливы, что не только видим это место, но и приносим на нем благодарную молитву Богу! Но не менее близки к настоящему нашему положению и дальнейшие черты библейского события: И „встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому Вефиль, – дом Божий. Этот камень, который я поставили, сказали Иаков, будет домом Божиим“. Если бы кто из современных нам людей, любящих великолепные памятники, посмотрели на этот малый камень, который называется в Библии памятником, сказали бы: какой это памятник? Кто его заметит? Но Иаков сделал его жертвенником Богу, возлил на него елей, что означало в патриархальные времена жертвоприношение Богу. И так, он сделал памятник из того, что было под рукою; он принес жертву из того, что было в его походной сумке. Здесь важно то, что он не замедлил воздать славу Богу, что он дал исход и выражение наполнявшему сердце его чувству благоговения и благодарности Богу. Смотря на наше настоящее скромное сооружение, многие говорят, что это место и совершившееся на нем событие достойны более великолепного памятника. Это совершенно справедливо; но этому будет время. Возвеличим и украсим этот малый памятник тем, чем Иаков сделал знаменитым свой малый камень, и тем сделал угодною Богу свою малую жертву: верою, любовью, благоговением и молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Так зачем же утверждать свое мнимое превосходство и желать, чтобы его во что бы то ни стало признали другие? Только в любви Христос пребывает рядом с нами, и если вы не исполнитесь любовью, то не внесете никакого вклада в созидание вашей страны, не принесете блага человечеству. Только в любви осмыслите вы самих себя и свою жизнь, и поэтому любовь должна стать для вас всем. Без нее вы приблизитесь к небытию, вернетесь в первобытное варварство. По существу, вы — то зерно, которое должно умереть, чтобы другие жили. Вы обладаете истинной тайной жизни, так как Кто–то научил вас принимать смерть. Все ваше преимущество — в этом самоуничижении, в непрестанном порыве, побуждающем вас раскрывать пределы Церкви новым горизонтам вашего жертвенного свидетельства. Вы сможете подтвердить ваше самотождество, только если никогда не будете его утверждать. Вся ваша особенность состоит в том, что вы не стремитесь указывать на нее или заставлять других ее признать. Вы спасетесь, только если не будете искать себе защиты. Напротив, вам следует погрузиться в схватку, в самую сердцевину проблем этого мира. Вы не станете искать господства, ибо «князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими» (Мф. 20,25). А вы не от мира сего. Всякий раз, когда вы почувствуете какую–то гордость оттого, что вы сильны, согласно логике мира сего, или почтенны, по общему мнению, от вас отойдет животворящий Дух. Ибо «незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1, 28). Веруете ли вы во все это? Примечания Определение Св. Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 г. «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви». Ср. мысли архим. Эмилиана (Вафидиса) о реформировании святогорского монашества: Архим. Эмилиан. Пути обновления и возрождения монашества//Слова и наставления. М., 2006 – с. 15–16. Рекомендуем подр.: Митр. Георгий (Ходр). Призыв Духа. Киев, 2006 См., напр.: Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М., 2007.

http://azbyka.ru/katehizacija/missija-vo...

Ты же знаешь, Киев: «…не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». (Книга Исход 20:5,6). Пойми, Украина, что нет ничего более страшного, чем роль уничтожителя Церкви, уготованной Тебе. И происходящее сейчас – это центральный момент главной – духовной войны! А бывшее ранее: Перестройка, дружба с Западом, диверсия – взрыв на Чернобыльской АЭС, уничтожение СССР и промывка Ваших легковерных мозгов: все это пазлы плана детей погибели по уничтожению православия и русского мира. Узнай же, Украина, пророчество монахов Святогорской Лавры, озвученное Никитой Михалковым: «…воссоединение Руси будет ровно через полгода, как только еретики и раскольники захватят Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры». Вы скажете: а где ссылки? Не все публикуется в интернете, но передаётся и известно. Почему Вы не слышите предупреждение великого апостола Иоанна: «Кто говорит, что он во свете, и брата своего ненавидит, тот – во тьме и доныне». «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». ( 1-е Соборное Послание Апостола Иоанна, 2:9, 3:15). Не Вы ли Наши братья, христиане? Не мы ли одной крови? И сравни это с бреднями Твоих «отцов-основателей»: « Украина — для украинцев. Итак, изгони отовсюду с Украины чужаков-угнетателей». «Ненавистью и беззаветной борьбой будешь воспринимать врагов Твоей Нации с ненавистью и бескомпромиссной борьбой». « Не разрешишь никому запятнать ни славы, ни чести Твоей Нации». « Будешь бороться за распространение силы, славы, богатства и пространства Украинского государства». К чему привели советы развратителей Твоих? Нет ни славы, ни чести, ни силы и богатства – но распад государства, гибель, разорение и разрушение. Не предупреждал ли Спаситель: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их». ( Мф. 7:15,16) «оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму.» (Мф 15:14).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/_u...

Что здесь сходного с событием, которое мы воспоминаем? – Русский Царь, напутствуемый молитвами своего народа, не в пустыне, не пеший, не с посохом в руках, но с царским великолепием, путешествует по своей земле на колесницах, о которых древний мир и помыслить не мог; спрашиваем: что здесь сходного? Опасность, которой подвергался и древний патриарх и Русский Царь. На нынешних железных путях, как показывает опыт, есть опасности, которых не может устранить и упредить никакая прозорливость человеческая, опасности, более страшные, чем в безлюдных степях от разбойников и зверей пустынных. Опасность, угрожавшая Иакову, была совершенно устранена Божиим покровительством, но опасность, постигшая Русского Царя, была доведена до последней крайности страшного осуществления, – и оба целы, – один с потомством, носимым в чреслах его, другой с семейством, бывшим на глазах его; один почивая мирно в пустыне, другой мирно трапезуя на гремящем пути,-оба с упованием на Промысел Божий. Господь сказал Иакову в видении: „вот я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты не пойдешь... Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе“. Не словом, а делом то же самое сказал Господь и благочестивейшему Государю нашему. Когда в страшном крушении среди разбитых железных колесниц, среди убитых и раненых спутников, открыли из под тяжести железной крыши вагона невредимых Царя и Царицу, когда собрали Чад их целых и здравых: не слышал ли сердцем Он, Царь наш, голос Божий: „вот я с тобою и сохраню Тебя везде, куда ты не пойдешь“. Так, Он почувствовал это; ибо тотчас после оказания помощи раненым первым движением Его была молитва, как ответ Его благодарного сердца Богу-Спасителю. Что же обещал Господь Иакову? – „Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему, и будет семя твое, как песок земной, и распространится к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню“. Царь наш в минуту крушения упал на собственную богоданную землю, простирающуюся во все страны света на необозримые пространства, но упрочение этой земли за потомством Его, но размножение и благосостояние Его потомства – эта часть благословения Божия, данного Иакову, молим Господа, да исполнится на Нем в будущем; но уже видим, что и ныне исполняется. „Чада Его, по слову Псалмопевца, как молодые масличные ветви вокруг трапезы Его“ ( Пс. 127, 3 ). Невзирая на мятежные движения окрестных народов, царство Его мирно; оно скрепляется от края до края крепкими узами благотворных законов; душа Его Царства, Церковь Православная, радуется о царственных заботах Его, направленных к ее охранению и процветанию. О, да будет, Господи, чудесное спасение Царя нашего залогом продления Твоих милостей к Нему и потомству Его, а с ними и ко всем нам, Его верным и любящим сынам!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Обращено также особенное внимание: 1) на земледелие… В этом отношении особенно важны были два постановления: одно о заведении запасных хлебных магазинов, а другое – о размножении и сбережении лесов...; 2) обращено внимание на нищенство и бродяжничество; 3) обращено внимание на устроение городов и городской промышленности, равно и на благочиние; 4) обращено внимание на притеснения подчиненных начальниками и на взятки; 5) обращено внимание на то, чтобы сбор податей и исполнение всех других повинностей были не обременительны для народа 23 . Значение Святогорской обители Вот очерк истории того края, среди которого Святогорская Успенская пустынь процвела, выражаясь словами Св. Писания: яко крин сельный. В первый раз Святые Горы упоминаются в летописях в начале XVII века, именно: под 1547 годом. Во Львовской летописи говорится (4,144), что – «из Рыльска прибыл станичник толмач (т. е. переводчик) Гаврило, коего князь Петр Иванович Кашин посылал к Святым Горам». Во второй раз Св. Горы упоминаются тоже во Львовской летописи, под 1555 годом, когда говорится про боярина Шереметьева: «а шли Мурафскою дорогою и как воеводы пришли верх Мжои (или Мжи) и Коломака (речки Валковского уезда, Харьковской губ.) прибыл сторож от Святых гор». Также и в Никоновской летописи (7,241) в росписании князя Воротинского Донецких сторож (т. е. сторожевых пунктов) 1571 года упоминается: «5-я сторожа Святогорская. от Изюмской стороны полднища, а сторожем на ней стояти из тех же городов (т. е. Рыльска и Путивля) шти человекам, из города по три человека, а беречи им на Донцу до Савнинского перевозу, и налево вниз по Донцу до устья Оскола днища полтора...» В росписании Донецких сторож кн. Тюфякина того же 1571 года Святогорская сторожа названа пятою. «5-я сторожа... Стояти сторожам на Святогорской стороже, на сей (т. е. левой) сторон против Святых Гор... стояти им, укрываясь в лук против Святых Гор и по иным местам». Из этих выписок можем видеть, что Святые Горы уже в начале XVI века были сторожевым пунктом в цепи других подобных же пунктов в том направлении, которое угодно было указать правительству для обороны границ тогдашнего русского царства от нападения диких орд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня 7 июля праздник Всех Святогорских Отцов в подвиге на Святой Афонской Горе просиявших Служба панигер в Карее, в храме Протата       Праздник Всех Святогорских Отцов   7 июля праздник Всех Святогорских Отцов в подвиге просиявших. Это панигер в Карее, в храме Протата     Из службы святым, на Афоне просиявшим Иже в телеси безплотнии и Божии воистинну человецы, Афон весь освятившии столпы Горы огненнии, стоящии с любовию и радостию пред Богоматерию Пречистою, яко созерцатели в Божественном видении, честнии отцы наши да восхвалятся. Стихира на Великой вечерне, глас 5-й. Приидите вси сонмы монашествующих – тмочисленное воинство Давида, предводимое тысящами добродетелей, – сущих на Афоне отцев восхвалим, преподобных и иерархов, преподобномучеников и священномучеников, и всех вкупе, их же имена ведомы и не ведомы. Они бо воистинну делы и словесы и многообразным и равноангельным житием и благодатными дарами Божиими, показашася святи, и Горе сей нарицание святое даша, их же и гробы Бог чудесами и благоуханием и миром прослави. И ныне они, предстояще пред лицем прославившаго их Христа, молятся непрестанно о нас, с любовию совершающих светлое их празднество.       На малой вечерне. Слава, глас 6-й. Отцов, соделавших Гору небом, и показавших в ней житие ангельское проходити, и множества монахов в ней собравших, восхвалим вси, взывающе к ним: от всякия нужды и навета избавите нас, множество преподобных, Афонская похвало! Икос. «Коль добро есть совокупление ваше отцы богомудрии! Коль красен и сладок общий сей ваш праздник, в немже вси в Горе сей просиявшии святии именуемии вкупе и не именуемии, общее благохваление, яко по духу братия, приемлете яко миро. Подобаше бо всяко во едином месте Господеви угодившим и во един день спраздноватися. Сего ради и мы, сущии во Афоне пустынножители и общежители, во едино сошедшеся, по долгу вас ублажаем: новии древних, сыны отцев, грешнии святых, согласно взывающе: место сие, еже во обитание себе избрасте, сохраняйте от всякаго зла, множество преподобных, Афонская похвало!»

http://isihazm.ru/?id=384&iid=1559

Всю достоверную информацию Лавра публикует исключительно на официальном сайте и в своих аккаунтах в соц. сетях 10 октября. ПРАВМИР. Свято-Успенская Святогорская лавра предупреждает о провокациях. Пресс-служба обители сообщила , что в Facebook появилась очередная фейковая новость с обращением якобы наместника Святогорской Лавры о необходимости защиты Лавры. «Пресс-служба Святогорской Лавры заявляет, что эта страница под названием «Свято-Успенская Святогорская Лавра» создана без благословения наместника митрополита Арсения и никакого отношения к Святогорской Лавре не имеет. Всю информацию информационно-просветительский отдел Святогорской Лавры публикует исключительно на официальном сайте Святогорской Лавры и на ее официальных аккаунтах в соц. сетях», – сообщается на сайте обители. Информационный отдел Лавры предупреждает о вероятности подобных провокаций и просит создателя удалить ложную страницу под названием «Свято-Успенская Святогорская Лавра», а подписчиков и друзей распространить информацию о фейковом аккаунте и пожаловаться модератору на присвоение странице чужого имени. Ранее с просьбой проверять информацию и не верить провокациям к верующим обратилась Киево-Печерской Лавра. Верующие со всего мира беспокоятся о том, не атакуют ли Лавру радикалы, люди ежедневно пишут в обитель письма и звонят с вопросами. В связи с этим на официальном сайте Лавры появилась обращение с просьбой не верить слухам, а получать достоверные факты от священноначалия обители. Проверять информацию также можно на сайте УПЦ. О фальшивых заявлениях, призванных «посеять хаос» среди православных украинцев сделал предупреждение   и Информационно-просветительский отдел УПЦ. Провокаторы распространяют фальшивые распоряжения от имени архиереев Украинской Православной Церкви. В них содержится призыв прекратить молитвенное поминовение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/svyatogorskaya-lavra-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010