Скачать epub pdf КРУГ БОГОСЛУЖЕНИИ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ И ИХ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ В дни Святой Четыредесятницы совершаются следующие богослужения: великое повечерие, утреня, часы с чином изобразительных, вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия святого Иоанна Златоуста и Литургия святого Василия Великого. Великое повечерие, совершаемое обычно отдельно от утрени, служится вечером в те дни Святой Четыредесятницы, в которые не было полной Литургии, а именно: вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великой Четыредесятницы за исключением вечера пятницы 5 седмицы (суббота Акафиста); другими словами, великое повечерие совершается в те дни, которые следуют за днем поста, а не за праздником. Утреня во время Великого Поста имеет свои особенности: с одной стороны, в обычные, седмичные дни Великого Поста (с понедельника по пятницу включительно), с другой – в субботы и воскресенья Великого Поста. Великопостные часы совершаются: В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого Поста. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. В субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого Поста (кроме субботы), а именно: В среду и пятницу всех седмиц Великого Поста (с 1 по 6 включительно). В четверг 5 седмицы (когда на утрене бывает чтение Великого канона), исключая случай, когда на этот день приходится Благовещение, – тогда Литургия Преждеосвященных Даров переносится на вторник (день чтения Великого канона). В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если на эти дни не приходится Благовещение). В дни памяти святых с полиелеем: 24 февраля/9 марта – Обретение главы Иоанна Крестителя, 9/22 марта – Сорок мучеников Севастийских и в храмовый день, случившиеся в период от 2 до 6 седмицы Великого Поста. Литургия святого Иоанна Златоуста совершается в субботы от 1 до 6 седмицы Великого Поста, в Неделю Ваий и на Благовещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Первые дни Великого поста считаются, наряду со Страстной седмицей, самыми строгими не только в предпасхальный период, но и в году. В первый день Великого поста, Чистый понедельник, бывало даже принято отказываться от пищи вовсе. От современных верующих не требуется такое телесное испытание. Но и сейчас именно эти первые дни задают настрой на следующие недели. С понедельника по четверг первой недели Великого поста по вечерам верующие спешат в храм, где при огоньках свечей читается Великий покаянный канон. В среду перовой недели Великого поста впервые будет совершаться литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу первой недели Великого поста будет освящаться коливо — традиционное блюдо из пшеницы (наподобие сочива или кутьи). Оно готовится специально ко дню памяти великомученика Феодора Тирона. В субботу первой недели Великого поста (23 марта в 2024 году) верующие вспоминают связанное с ним чудо, произошедшее в IV веке в Константинополе. Гонители христиан в первую неделю поста тайно окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках, чтобы заставить христиан хотя бы по незнанию употребить ее. Но святой явился епископу во сне с предупреждением. Верующие не стали покупать продукты, а готовили еду из имевшихся у них запасов. Эта история напоминает, что, если мы стремимся воздерживаться именно во славу Божию, Господь поможет и посодействует в этом. Не только в церкви и за столом заметны перемены. Вся жизнь христианина в этот период должна становиться тише и размереннее, из нее должна уходить бессмысленная суета. Первые дни Великого поста — это привыкание к изменившемуся укладу, и они бывают непростыми. Но постепенно все войдет в колею, а мы и оглянуться не успеем, как наступят последние дни Великого поста. Родительские субботы Великого поста Родительских суббот Великого поста в 2024 году будет две, хотя обычно их три. Это субботы второй, третьей и четвертой седмиц. Выбраны именно они, потому что оставшиеся субботы посвящены святому мученику Феодору Тирону, Похвале Пресвятой Богородицы и воспоминанию о воскрешении Лазаря. Но в этом году один великопостный день заупокойной молитвы отменился, так как совпал с предпразднством (так называется день или даже несколько дней накануне большого церковного праздника) Благовещения.

http://foma.ru/velikij-post-2024.html

Лит.: Богданов А. И., Рубан В. Г. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 по 1751. СПб., 1779; Живописное обозрение русских святых мест: Александро-Невская Лавра. Од., 1804. Вып. 3; Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М.,1809; Жизнь Петра Великого, описанная Г. Галемом: Пер. с нем. СПб., 1813; Пушкарев И. Описание С.-Петербурга. СПб., 1838; Павлов А. Описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры с хронологическими списками особ, погребенных в церквах и на кладбищах лаврских. СПб., 1842; Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860; Тихон, архим. К столетию Свято-Троицкого Собора в Александро-Невской лавре. СПб., 1890; Покровский П. Ф. К столетию Свято-Троицкого собора. СПб., 1890; Волховский М. Г. Святые места на Руси. СПб., 1894; Сперанский А. И. Александро-Невская лавра. СПб., 1897; Александро-Невская лавра. СПб., 1903; Лавры, монастыри, храмы на святой Руси. С.-Петербургская епархия, 1908; Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М., 1909; Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 1712-1910 гг.: Крат. опись. СПб., 1910; Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования императора Петра Великого. СПб., 1910; Грабарь И. Э. Архитекторы-иностранцы при Петре Великом//Старые годы. 1911. Июль - сент.; Корольков М. «Архитекты Трезины»//Там же. 1911. Апр.; Саитов В. И. Петербургский некрополь. СПб., 1912-1913. 4 т.; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913 гг.: Ист. исслед. СПб., 1913; Семенова Л. Н. Участие шведских мастеровых в строительстве Петербурга (Первая четверть XVIII в.)//Исторические связи Скандинавии и России. Л., 1970; Кючарианц Д. А. Иван Старов. Л., 1982; Кудрявцев А. И., Шкода Г. Н. Александро-Невская лавра: Ансамбль и памятники некрополей. Л., 1986; Пирютко Ю. М. Лазаревская усыпальница - памятник русской культуры XVIII-XIX вв.//ПКНО, 1988. М., 1989. С. 485-497; Штелин Я. Записки об изящных искусствах. М., 1990; Семенцов С. В. Пространственная идея С.-Петербурга//Старые годы. 1993. 1; Памятная книжка С.-Петербургской епархии. СПб., 1995; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. СПб., 1995; он же. Судьба монастырей Санкт-Петербургской епархии в 20 в. СПб., 1997; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Ист.-церк. энциклопедия. СПб., 1996. Т. 1; Августин (Никитин), архим. Александро-Невская Лавра//Петербург и Россия: Петербургские чтения - 97. СПб., 1997.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРО-НЕВСКА...

Содержание Трипеснцев: Изображение спасительных подвигов поста (Трипеснецы понедельника), призыв к покаянию и добродетельной жизни (Трипеснецы вторника), прославление Креста Господня (Трипеснецы среды и всей 4-ой седмицы) и крестных страданий Спасителя (Трипеснецы пятницы), прославление святых Апостолов (Трипеснецы четверга) и святых мучеников (Четверопеснецы субботы). 3) КАНОН В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ, имеющий в троичных и богородичных тропарях краестрочие: «НЕДОСТОЙНАГО ФЕОДОРА». Содержание канона – горячая молитва к Богу о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном всех с верой и надеждой от века усопших христиан 147 . 4)КАНОН В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ. Содержание канона – глубокое чувство сокрушения о своих грехах и молитва ко Господу о милосердии на Страшном суде 148 . 5) КАНОН В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ. В нем прославляется Крест Христов и изображается радость поклонения ему. Самое торжество изнесения Креста представляется, как предварение воспоминания Страстей Христовых и св. Пасхи 149 . 6) 24 CTUXIPЫ на ГОСПОДИ ВОЗВАХ, – по одной в неделю Сырную 150 , в понедельник 151 , в среду 152 , четверг 153 1-ой седмицы Великого поста, в неделю Православия 154 , в понедельник 155 , вторник 156 , среду 157 , четверг 158 2-ой седмицы Великого поста, в неделю вторую Великого поста 159 , в понедельник 160 , вторник 161 , среду, 162 четверг 163 3-ей седмицы Великого поста, в неделю Крестопоклонную 164 , четверг 4-ой седмицы Великого поста 165 , в неделю 4-ую Великого поста 166 , в понедельник 167 , вторник 168 , среду 169 5-ой седмицы Великого поста, в понедельник 170 , вторник 171 , среду 172 и четверг 173 6-ой седмицы Великого поста. Общее их содержание: призыв верующих к подвигам поста и утешение их мыслью о приближении св. Страстей Христовых и дня св. Пасхи. 7) 15 СЕДАЛЬНОВ на утрени – по одному по третьем стихословии: в понедельник 1-ой седмицы Великого поста 174 , в понедельник 175 , вторник 176 , среду 177 , четверг 178 , пятницу 179 3-ей седмицы Великого поста, в среду 180 и четверг 181 4-ой седмицы Великого поста, в понедельник 182 , вторник, 183 среду 184 5-ой седмицы Великого поста, во вторник 185 , среду 186 , четверг 187 и пятницу 188 6-ой седмицы Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

В мире нет книги, которая и по времени, и по полноте, и по содержанию была бы полнее Библии, начинающейся дивным сказанием о сотворении мира; и нет ни одной, которая во всех этих отношениях была бы новее её, потому что библейские истины не только не стареют, но обновляют всё, чего касаются (Прем 7:27). Взор этих истин не ограничивается тесными пределами современного движения и жизни. Древнейшие писатели Библии из современного им быта прозревали далеко в будущее (2 Цар 7:19) и новое (Евр 8:8); под современным небом и на современной земле провидели новое небо и новую землю, в них же правда живёт (2 Пет 3:13). Библия есть книга всемирная, полная и совершенная, самая близкая для всех времён, мест и лиц. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно (Нав 1:8). 1 Принял монашество с именем Марк; скончался игумен Марк (Лозинский) в 1973 году. 2 Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 277. 9 См. о нём: Протодиакон С. Голубцов. Жизнь и судьба иеромонаха Нафанаила//Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002–2003. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления Богослужения. Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2006. С. 148–158; Иеромонах Нафанаил (Бочкало). Всенощное бдение. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 8–15. 10 Укажем некоторые подготовленные им издания: Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора/Составитель архимандрит Матфей (Мормыль). М., 1997. 104 с. Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения для монастырских хоров/Составитель архим. Матфей (Мор­мыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. 492 с. Книга имеет надзаголовок: “Посвящается 2000-летию Рождества Христова. Из репертуара Свято-Троицкия Сергиевы Лавры”. С таким же надзаголовком издано “Акафистное пение Иисусу Сладчайшему”/Составитель архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. 47 с.; Песнопения Страстной Седмицы. Нотный сборник для монастырских хоров/Составитель архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 2000. 424 с. Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник для монастырских хоров/Составитель архим. Матфей (Мормыль). I часть. Подготовительные недели к Великому Посту. II часть. Первая седмица Великого Поста. III часть. Пассии. Троице-Сергиева Лавра, 2000. 269. Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора/Составитель архимандрит Матфей (Мормыль). Изд. второе исправленное. М., 2003. 107 с. Песнопения Божественной Литургии для однородного хора/Составители архимандрит Матфей, игумен Никифор. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2006. 175 с.

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

На изобразительных в этот день произносится краткий праздничный отпуст без вводной фразы 451 . Отпуст литургии Великой Субботы. Ни в Типиконе, ни в Служебнике не говорится ничего конкретного об отпусте на литургии в Великую Субботу. Потому приведем полностью рассуждения профессора Н.Д. Успенского , посвященные проблеме этого отпуста. «Открытым стоит вопрос с отпустом литургии Великой Субботы. В старопечатных московских Служебниках для Великой Субботы имелось два отпуста: “Иже нас ради волею положивыйся во гробе Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере и всех святых, помилует...” (Служебник. 1601. Л. 85) и более пространный: “Иже нас ради и нашего ради спасения, смирив Себе и в нашу нищету облечеся и волею страсти претерпе и смерть вкусив и во гробе положивыйся Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере и всех святых, помилует...” (Там же. Л. 85 и об.) По-видимому, иерею предлагался выбор одного из этих отпустов по его личному желанию. В современном Служебнике для литургии Великой Субботы никакого отпуста не дано. Если после утрени, на которой воспоминается погребение Христово, возможен отпуст “Иже нас ради человеков и нашего ради спасения Страшныя Страсти и Животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый...”, положенный для служб Великого Пятка, посвященных страданию, смерти и погребению Христа Спасителя, то литургия Великой Субботы по своему идейному значению и содержанию песнопений уже отличается от служб Великого Пятка. В религиозном сознании крестный ход с Плащаницей вокруг храма на утрене Великой Субботы и следующее за ним чтение Евангелия от Матфея о запечатании Гроба Христова представляются завершением священных событий Великого Пятка – смерти и погребения Господа. Спрашивается: какой же отпуст произносить на литургии Великой Субботы? Произносить воскресный отпуст “Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш...” на том основании, что на вечерне, начинающей литургию Великой Субботы, положены воскресные стихиры 1-го гласа, нет оснований, потому что Служебник дает определенное указание произносить воскресный отпуст только на службах, положенных по Уставу после полуночи, на службах же, которые должны быть совершаемы в субботу вечером – вечерня, повечерие, – указывается отпуст “Христос, Истинный Бог наш...” (см.: “Отпусты дневнии во всю седмицу, по обычаю Святыя Восточныя Церкве”).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Или вы думаете напротив, что высшее разумение закона о дне Господнем менее от вас требует, и более вам позволяет, согласно с свободою новоблагодатною, вопреки рабству ветхозаветному? – Для разрешения сего возьмем в руководство Евангелие. Что же говорит Евангелие, к облегчению строгости закона субботы, или дня Господня? – «Кто есть от вас человек, иже имать овча едино, и аще впадет сие в субботы в яму, не имет ли е, и измет? Кольми убо лучши есть человек овчате? Темже достоит в субботы добро творити» ( Mamф. XII. 11–12 ). «Суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради. Темже Господь есть Сын человеческий и субботе» ( Мк. 2:27–28 ). Из сих изречений можно извлечь два правила. Первое: дела неизбежной нужды позволительны в день Господень. Второе: дела благотворныя и человеколюбивыя достойны дня Господня. Но из сего по необходимости надлежит заключить и то, что дела, в которых нет ни неизбежной нужды, ни нравственнаго достоинства и благотворности, и Евангелие, так же как древний закон, оставляет запрещенными в день Господень. Что касается до величественнаго изречения Господня: «Господь есть Сын человеческий и субботе»: слыша сие, не подумайте, чтобы Господь, создавший субботу, Сам разрушил ее, и позволил попирать ее. Он сказал, что не пришел «разорити» закон, но «исполнити» ( Mamф. V. 17 ). И нарекши Себя «Господом субботы», Он являет Свое Божество и власть истолковать закон субботы (ибо кто лучше может истолковать закон, как Сам Законодатель?), исполнить его и обновить. Сию власть особенно явил Он в том, что, сохранив сущность первоначальнаго закона – посвящать Богу седьмый день, освятил для сего новый день Своим славным воскресением. Древний день субботный, празднованный в память сотворения мира, не вполне радостный с того времени, как сотворенное повреждено грехом, по справедливости должен был уступить свою славу новому дню воскресному, в память новаго творения, которым мы «созданы во Христе Иисусе на дела благая» ( Еф. 2:10 ), «порождены во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых» ( 1Nemp. I. 3 ). Видите, как Господь субботы не разорил ее, но еще возвысил. И потому, если свят и благоговейно чтим был древний день Господень, день «субботы», то есть, покоя, в память перваго творения временнаго: то не паче ли должен быть свят и благоговейно чтим новый день Господень, день воскресный, день радости новаго творения, пребывающаго во веки?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

3b. Дальнейшая судьба константинопольского чинопоследования вечерни и литургии Великой субботы: уставы студийской традиции и Иерусалимский устав Константинополський кафедральный чин вечерни и литургии Великой субботы, со всеми его чтениями - паремиями, Апостолом, Евангелием и т. д., - перешел и в византийские монастырские уставы послеиконоборческой эпохи. Эти уставы и их различные редакции (включая ту редакцию Иерусалимского устава, которая принята ныне в Русской Православной Церкви) связаны между собой тесным родством и в целом представляют собой различные варианты одной общей традиции. Вмонастырских уставах происходит первое важное изменение в чине вечерни и утрени Великой субботы: поскольку они были предназначены для употребления в монастырях, а таинство Крещения в монастырях, как правило, не совершалось, паремий вечерни утратили литургическую (но не содержательную! Содержание паремий Великой субботы указывает как на Пасху, так и на Крещение) связь с крещальным чином. Кроме того, элементы вечерни в начале чинопоследования, в Типикону Великой церкви соответствовавшие «песненному последованию», были заменены обычными для монастырской вечерни Пс 103, Господи воззвах со стихирами и Свете Тихий .Менее существенное изменение, произошедшее с чином вечерни Великой субботы в уставах студийской традиции и затем Иерусалимском уставе - опущение прокимнов после 3-й и 10-й паремий и перемещение прокимна перед 1-й паремией к Апостолу (который стал, т. о., предваряться прокимном, тогда как паремии, напротив, вступительный прокимен утратили). Несмотря на исключение Крещения из чина вечерни и литургии Великой субботы, в монастырских Типиконах остались и крещальная песнь Елицы во Христа, и апостольское чтение чина Крещения, и, наконец, обычай переоблачаться в белые одежды, указывающие на сияющие одеяния новокрещеных (а символически - и на ангелов, благовествовавших о Воскресении Христовом). В некоторых памятниках (например, в Типиконе прп. Григория Мтацминдели и др.) говорится даже о традиции двух входов на вечерне Великой субботы: первый вход, в обычное время (перед Свете Тихий ), бывает с кадилом и совершается одним священником; второй, после паремий, бывает с Евангелием и совершается всем духовенством обители; во время этого второго входа поется крещальный Пс 31. В Иерусалимский устав эта традиция не перешла.

http://bogoslov.ru/article/399377

В Неделю же 29-ю должно читать тот Апостол, который но ряду падает на Неделю праотец (См. указатель II-й на целый великий Индиктион, замечание внизу). Суббота и Неделя по Рождестве Христове, суббота и Неделя пред Богоявлением могут приходиться в числа от 26-го декабря до 5-го января, включительно, т. е. в продолжение одиннадцати дней. В эти одиннадцать дней в иные годы могут случиться две субботы и две Недели; иногда же одна суббота и две Недели; иногда две субботы и одна Неделя; иногда одна суббота и одна Неделя. Для субботы и Недели по Рождестве Христове и для субботы и Недели пред Богоявлением назначены особые Апостолы и Евангелия. Одни из них, по своему содержанию, имеют связь с воспоминанием Рождества Христова, другие – с воспоминанием Крещения Господня. Первые читаются в дни попразднства Рождества Христова, последние – в дни предпразднства Богоявления Господня. Когда между Рождеством Христовым и Богоявлением бывают две субботы и две Недели (это бывает тогда, когда Рождество Христово случится в среду, четверток или пяток), тогда в 1-ю субботу и Неделю читаются Апостол и Евангелие попразднственные Рождества Христова, а во 2-ю субботу и 2-ю Неделю читаются Апостол и Евангелие предпразднственные пред Богоявлением. Как скоро случится одна суббота между указанными двумя праздниками, и она будет 30-го или 31-го декабря (если Рождество Христово было в понедельник или воскресение), т. е. до отдания Рождества Христова, то в эту субботу читаются Апостол и Евангелие субботы по Рождестве Христовом, а потом субботы пред Богоявлением. Но если суббота случится в 1-е января (если Рождество Христово было в субботу), т. е. после отдания Рождества Христова, то читаются Апостол и Евангелие сперва Обрезания Господня и потом только субботы пред Богоявлением (Апостол же и Евангелие по Рождестве Христове читается в отдание праздника Рождества Христова). Но если между Рождеством Христовым и Богоявлением будет одна Неделя, то читается Апостол и Евангелие не обеих Недель, а которой-либо одной (Причина сего в содержании самых Апостолов и Евангелий). Так, если Неделя случится до отдания Рождества Христова (если Рождество Христово в Неделю, понедельник, вторник), то Апостол и Евангелие читаются Недели по Рождестве Христове, а Апостол и Евангелие Недели пред Богоявлением читаются в 1-й день предпразднства Богоявления в 1-е января. Если же Неделя случится после отдания Рождества Христова, – в 1-е января (если Рождество Христово в Неделю), то читается Апостол и Евангелие Недели пред Богоявлением, а Апостол и Евангелие Недели по Рождестве Христовом читаются в 26-е декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В день Великой Субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад Великая Суббота Песнопения Великой Субботы Великая Суббота — это последний день перед Пасхой . Для верующих Великая Суббота — и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой Субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад . В день Великой Субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению. Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа. Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу в Великую Субботу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения. По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница. Песнопения утреннего канона Великой Субботы славят Христа, Своею смертью победившего смерть .  Великая Суббота – толкования, проповеди, песнопения (+аудио) После малого повечерия Великой Субботы с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота — самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Великая Суббота — это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход с Евангелием, Великий вход – совершается в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-posle...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010