Каким знамением докажешь Ты нам — здесь и в 6:30 слово знамение употребляется в том значении, которое необычно для Ин, но характерно для синоптиков: наглядное доказательство могущества Иисуса, которого требуют, но не получают Его противники. Вместо знамения звучат загадочные слова, смысл которых до времени после Воскресения непонятен даже для учеников. Разрушьте — императив может здесь быть употреблен в условном значении (‘если вы разрушите’), или же это его ироническое значение, нередкое у пророков, ср. в особенности у Амоса: Идите в Вефиль — и грешите, в Галгал — и умножайте преступления (Ам 4:4), и еще Ис 8:9–10; Иер 7:21; Мф 23:23. В три дня — у синоптиков выражение встречается только в Мк 15:29 и в параллельных местах, оно означает ‘в продолжение трех дней’. Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? — иудеи воспринимают только буквальный смысл слов Иисуса, и для Евангелиста это недоразумение имеет символический характер: они видят в Нем то, что доступно поверхностному взгляду, но истину познают лишь те, кто способен проникнуть дальше внешней очевидности. Глагольная форма o„kodom»qe ‘был выстроен’ обозначает действие, рассматриваемое целиком, как единое событие. В действительности, согласно Иосифу Флавию (Древности XX:219), храм был окончен только к 63 г. по Р. Х. Строительство храма Иродом было начато, согласно тому же Иосифу, на восемнадцатом году правления Ирода, то есть в 20/19 г. до Р. Х. (Древности XV:380), в “Иудейской войне” (I:401) он дает, впрочем, другую дату — пятнадцатый год, но это может относиться к возникновению проекта перестройки храма. Прибавив 46 лет, получаем 27/28 г., что согласуется с некоторыми из наиболее вероятных датировок служения. А Он говорил о храме тела Своего — для четвертого Евангелия характерны такие пояснения слов Иисуса, ср. 2:24–25; 6:6,64,71; 7:5,39; 9:7; 11:13,51–52; 12:6,33; 20:9. Ср. о человеческом теле как храме в 1 Кор 6:19; 3:16–17. Филон говорит о первом человеке как храме разумной души и в другом месте — о душе как доме Божием. Для стоиков человеческое тело было также хотя и не чтимым, но местом обитания Божественного начала. Иоанн, однако, мыслит совершенно иначе, чем современные ему философы: он исходит не из отвлеченных рассуждений о взаимоотношениях человеческого тела, души и Божества, а из уникального опыта познания Отца как пребывающего в Сыне и Сына как пребывающего в Отце (14:10). В человеческом теле Иисуса открылась полнота Божества, и поэтому оно стало единственным истинным храмом. В отличие от кумранитов, которые отвергали иерусалимский храм как уклонившийся от ритуальной чистоты, Иисус говорит, что на смену храмовому богослужению придет поклонение в Духе (4:20–24). Евангелист мог быть знаком с Павловым образом Церкви как тела Христова (Рим 12:5; 1 Кор 12:12–27).

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

– Якоже сочтены быти не могут звезды небесныя, не измерен быти песок морский: тако умножу семя раба Моего Давида и левиты служители Моя (22 ст.). – Это обетование, как по форме своей, так и по смыслу напоминает обетование, данное Аврааму, что он будет отцом множества народов ( Быт. 15:5; 17:4–6 ). В отношении к Аврааму это обетование по свидетельству ап. Павла нужно понимать в том смысле, что Авраам, получивший оправдание верою, сделался отцом всех верующих ( Рим. 4:3, 11 ), из всех стран и народов ( Мф. 28:19 ; Кол. 3:11 ; Деян. 1:7 ). Тех же верующих нужно разуметь и под потомками Давида и левитов – священников: потомки Давида, как царя, цари, потомки левитов – священников – священники; о верующих же во Христа говорится, что Иисус Христос соделал их именно царями и священниками Богу Отцу ( Апок. 1:6 ср. 1Пет. 2:5 ). Еда не видел еси, что рекоша людие сии (24 ст.) – этот вопрос требует ответа утвердительного и потому мысль его иначе можно передать так: «ведь ты видишь (знаешь), что говорят эти люди». Это слова Бога к пророку (см. 23 ст.). – Два народа, ихже избра Господь, и се отверже я – речь об израильтянах и иудеях; видимым знаком отвержения первых было то, что они уже были тогда рассеяны в плену ассирийском, а иудеям та же участь неминуемо грозила со стороны вавилонян (см. 7:15; 23:38), так что в то время уже можно было говорить об отвержении Богом тех и других, тем более, что и пр. Иеремия неоднократно говорил о том же (ср. 31:32; 32:31). Но пророк говорит об отвержении Богом народа Своего временном лишь до окончания плена, после которого отвергаемый теперь народ еврейский снова имел быть по прежнему народом Божиим (ср. 11:4; 32:37–38; 33:6–7). Между тем маловерные иудеи, говоря об отвержении, видимо, разумели отвержение окончательное, как можно заключать из слов: яко да не будет ктому народ пред ними, т. е. как будто бы он (народ еврейский) уже не будет более (не будет ктому) народом (каким был, т. е. избранным Божиим) в их глазах. – Не положих ли убо завета Моего... (25 ст.): – тогда и семя Иаковле и Давида раба Моего отвергну... (26 ст.), – оборот речи такой же, как в 20–21 стихах. Первую половину этого периода, выраженную в форме вопроса, в соответствие второй половине, начинающейся словами: тогда и... правильнее можно бы выразить условным предложением: 155 аще (вм. ли) завета Моего между днем и нощию не положих... тогда (или то) и семя Иаковле отвергну. – Еже не прияти от семене его (т. е. Давида) князей семене Авраама, Исаака и Иакова (26 ст.) – эти слова нужно понимать в связи с обетованием, данным Давиду: не оскудеет от Давида муж седяй на престоле дому Израилева (см. выше – 17 ст.). Семя Авраама, Исаака и Иакова – или дом Израилев (17 ст.) – это верующие во Христа, по вере своей сделавшиеся чадами Авраама, которые имеют непрестанно своим царем мужа от семени Давида, Иисуса Христа (см. толков. на 17 ст.). Заключение. Общий смысл пророчеств Иеремии

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Примечания. 18 Здесь подчеркивается важность тщательного выбора посла: верный посланец способствует разрешению проблем, ненадежный – усугубляет их. 20 От зла, то есть от бед или напастей (то же слово в ст. 22). Смысл заключается в том, что глупцы не свернут с пути, который ведет к несчастью, на путь добрых свершений. 14:1 – 15:1 Мудрость, внутренний мир человека и жизнь в обществе 14:1–4 Вступление. Эта глава, как и другие, открывается выраженным в скрытой форме призывом обретать мудрость и избегать глупости (1). «Мудрая жена» и «глупая» олицетворяют собой мудрость и глупость, подобно тому, как это показано в 9:1,13 (ср. также: 24:3–4). Смысл изречения в ст. 1б таков: неосмотрительность ведет к тому, что человек по глупости может потерять свой дом, устроенный мудростью (ср.: ст. 3). И снова утверждением взаимосвязи верного пути и страха Господня (2) отрицается понимание мудрости, которая отвергает Господа и нравственные критерии. Четыре основных типа изречений дополняются здесь наблюдениями, взятыми из повседневной жизни (4): слово пусты позволяет полагать, что фермеры должны примириться на время с малой прибылью, если хотят получить нормальный урожай. 14:1–9,15–18 Мудрость и глупость. Отличаются негативные свойства глупости: она разрушительна сама по себе (1), бичует себя же (3), утверждает себя в невежестве (18, 24), обманывает себя (8), выказывает собственную тупость (9), легковерна (15), самонадеянна (16), ненавистна другим (17), раздражительна (29) и в конце концов разоблачает сама себя (33). Примечания. 9 Глупость не стремится уладить отношения между людьми, что должно происходить по доброй воле, по обоюдному согласию сторон. 14:10–15 Внутренний мир человека. Сердце – слово, часто встречающееся в этих текстах; см.: ст. 10, 13–14, 30 и 33. Эти примеры показывают, что в библейском смысле «сердце» не только средоточие человеческих чувств, но и центр внутренней сущности личности, а потому «сердце» объемлет разум и волю (способность сделать выбор и способность осуществить его) наряду с эмоциями (которые в Библии часто связываются с внутренностями: желудком или почками; см., напр.: 23:16а). Сердце ассоциируется с разумением и мудростью (2:2,10; 3:5), с послушанием (3:1), с памятью (4:4; 6:21; 7:3), а также с замыслами человека (6:14,18). Слово «сердце» переводится по–разному в зависимости от контекста: в 6:32 – ум; 9:4,16 – неразумный, скудоумный; 8:5 – разум, благоразумие. Чаще всего, когда переводчики используют слово «сердце», имеется в виду разум человека. Так, в 4:21,23 нас призывают внимать наставлениям о мудрости и беречь свой разум, потому что в нем источник всей жизни человека (ср.: Рим. 12:2 ; Еф. 4:23 ; Евр. 8:10 ; 1Пет. 1:13 ; см. также: Мф. 15:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Св. иконы всегда пишутся на основании истинных сказаний Библии и достоверных сказаний святых людей, так что на св. иконах изображаются только истинные события из жизни Церкви Божией. Поэтому св. икона есть как бы Библия , написанная красками, которую может читать каждый неграмотный человек и каждое дитя; равным образом Библия может быть названа иконой, которая для грамотных написана буквами. Таким образом св. книги и св. иконы взаимно восполняют одни других (см. Догм. 7 всел. собора). Всем без исключения людям быть грамотными трудно и невозможно, так что св. книгами все люди сами никогда не могут пользоваться, св. иконами же могут пользоваться сами люди все и всегда. Сейчас при новоначальном возбуждении народа и неграмотные сектанты хвалятся некоторым знанием священной истории, но совсем не то будет с их неграмотными детьми, когда пройдет возбуждение: они совсем забуду Бога. Вследствие этого, кто отнимает у неграмотного человека св. икону, тот старается держать людей во тьме духовной и является злейшим врагом своего народа. § 31. Чествование св. Креста Крест Христов, будучи орудием искупительных страданий Богочеловека, явился жертвенником, на котором Сам Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву (см. 2Кор.5:21 ; Еф.5:2 ; Евр.9:28 ), – стал орудием спасения всех людей ( Ин.12:32, 33 ; 1Пет.2:24 ; Кол.1:20 ), – явился знаменем нашей веры ( Числ.21:8 ; Ин.3:14 ср. Пс.59:6 ; Ис.11:12 ; Мф.24:30 ). Нарочитая честь всегда подобает священному жертвеннику (см. Мф.23:19, 20 ), доброму орудию (напр. 1Цар.21:9 ; 2Мак.15:15, 16 ) и знамени веры ( Пс.59:6 ); посему особенная честь подобает и св. кресту Христову, который в себе совмещает все три сии свойства. Действительно, крест Христов пророки называют «благословенным» древом ( Прем.14:7 ), прославленным подножием ног Господних ( Ис.60:13 ), «владычеством» ( Ис.9:6 ; что у Иисуса Христа на раменах или на плечах было – Ин.19:16–18 ). Апостолы «хвалятся» крестом Христовым ( Гал.6:14 ) и считают его средством умиротворения земного с небесным ( Кол.1:20 ), слово о кресте считают «силою Божией» и «благовествованием Христовым» ( 1Кор.1:18 ср. Рим.1:16 ), злых людей считают врагами креста Христова ( Флп.3:18 ). Устами же прор. Давида все верующие люди прямо призываются «поклониться подножию» ног Господних, т. е. кресту Христову ( Пс.98:5, 131:7 ). Как в обыкновенном войске посредством чествования знамени чествуется Государь, собравший воинов и сам давший им знамя: так при чествовании св. креста мы чествуем Самого Господа Христа, давшего нам крест Свой в знамя. Разумеется, как в знамени царском, так и в кресте – знамени Христовом чествуются не дерево, не металл, не краски и не линии, а та св. Личность и то священное дело, которые с крестом связаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

19 географические названия символизируют самые отдаленные территории израильского мира. 20–21 Со всех концов земли евреи рассеяния будут возвращены в Иерусалим в знак уважения со стороны язычников. Здесь слово «дар» (в английской Библии – offering, т. е. приношение. – Примеч. ред.), которое в Лев. 2 имеет значение жертва приношения хлебного, означает дань вассала своему суверену. И эти язычники будут приняты, пусть не как чистые сосуды, но как священники и левиты (21б). (Грамматически из них может относиться к вернувшимся израильтянам, однако это маловероятно, потому что нарушает напряженность контекста.) Апостол Павел ( Рим. 15:15–16 ) наполнил это слово (приношение. – Примеч. ред.) совершенно замечательным содержанием. 22 С новым небом и т. д. Ср.: 65:17.23 Новый месяц и новая суббота перестали быть религиозными ограничениями для христиан (ср.: Кол. 2:16 ), и маловероятно, что эта «тень» будет восстановлена. Здесь говорится о заложенной в них идее радостного и всецелого посвящения себя Создателю. 23 Ср.: Дан. 12:2 ; Мк. 9:48 . В синагогах после ст. 24 снова читается ст. 23, чтобы смягчить окончание пророчества. Но на самом деле это и есть настоящее окончание. «Совершенно ясно» (говоря словами Смита [G. A. Smith]), «что не может быть иного результата, если люди, которые лично слышали великое пророчество, поэтически возвещающее истину о Боге, продолжают своих идолов, свиное мясо… свое сидение на гробах предпочитать живому Богу и Его немеркнущей славе». Ищите Господа, когда можно найти Его (55:6). Kidner Derek Книга Пророка Иеремии Введение Об авторе и о времени служения пророка Иеремия был пророком в Иудейском царстве в период правления царей Иосии (640–609 гг. до н. э.), Иоахазе (609), Иоакиме (609–597), Иехонии (597) и Седекии (597–587). Начальные слова книги (1:2) говорят нам о том, что его служение началось в 627 г. до н. э. Следовательно, его служение в целом продолжалось сорок лет и совпало с последними годами Иудейского царства. Таким образом, Иеремию можно причесть к одному из пророков изгнания вместе с Иезекиилем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

4. Разнообразный смысл и значение слова «церковь» Слово « церковь » употребляется в Св. Писании и у отцов церкви в чрезвычайно разнообразных значениях. В виду этого представляется необходимым, указав различные значения слова « церковь », точнее определить понятие церкви Христовой или, что тоже, церкви спасающей. Слово « церковь », по переводу с греческого языка (κκλησα), означает собрание, соединение, общество. Так изъясняет это слово и св. Златоуст в первой беседе на 1-е послание к Коринфянам: «Церкве имя, – говорит он, – не разделения, но соединения и согласия есть имя». Но так как собрание, или общество может быть неодинаково как по числу, так и по достоинству своих членов, то и слово « церковь » может употребляться и в более широком и в более узком значениях, в приложении к людям благочестивым и людям нечестивым. Так, прежде всего, «церковь» означает совокупность всех разумносвободных существ, «яже на небесех и яже на земли», соединенных под единою Главою, Господом Иисусом Христом ( Еф. 1:10 ; ср. Еф. 1:20–23 ; Кор. 1:17–20). Это – самое широкое понятие церкви. Менее широкое, но вместе с тем наиболее употребительное в слове Божием то понятие церкви, по которому в состав ее входят все истинно-верующие, пребывающие здесь на земле. О такой церкви – речь в послании к Рим. 12:4, 5 ; 1Кор. 12:13 , ср. ст. 1Кор. 12:27, 28 ; Еф. 5:23–27 ; Кол. 1:24 и др. Далее церковию называется общество верующих одной какой-либо местности, града, даже дома или семейства. Так – в слове Божием упоминается церковь Иерусалимская ( Деян. 8:1 ), Антиохийская ( Деян. 13:1 ), Лаодикийская ( Кол. 4:16 ), Солунская ( 1Сол. 1:1 ; 2Сол. 1:1 ), домашняя церковь Акилы и Прискиллы ( 1Кор. 16:19 ), церковь Нимфана ( Кол. 4:15 ) и др. Иногда церковию именуются одни только пасомые или одни только пастыри. В первом смысле слово « церковь » употреблено, например, в гл. XX «Деян. Апостольских» ( Деян. 20:28 ), где ап. Павел увещевает Ефесских епископов быть внимательными в деле спасения «церкви Господа Бога» (Ср. 1Тим. 3:4, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Вочеловечился, замечает блаженный Феодорит , чтобы обновить естество, растленное грехом. Потому и приял на Себя все согрешившее естество, чтобы все исцелить». 85 Спасение возможно только в Церкви Благодать Божия, вспомоществующая человеку в борьбе с грехом, подается не непосредственно, а через чувственные знаки, т.е. через священнодействия (таинства), Господом учрежденные в Его Церкви ( Деян.2:38, 8:15–19 ; 1Ин.2:20 ; 1Кор.10:15–17, 11:27 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 и др.). Вне таинств Церкви благодать, освящающая человека, не подается. Только в Церкви хранится истинное учение Иисуса Христа и апостолов, заключающееся в Священном Писании и Священном Предании, только в Церкви богопоставленное священство «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф.4:12 ). Кто бы ни спасался, спасается не иначе, как в Христовой Церкви, т.е. состоя с нею в живом союзе, а через нее и с Господом. Сказанное подтверждается словом Божиим: а) апостол говорит ( Еф.5:23 ), что «Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель Тела» (Церкви: Еф.1:22–23 ; Кол.1:18, 24 ), т.е. Он по благоволению Бога Отца благодатью, подаваемою Духом Святым, спасает только тех, кто находится в Его Церкви, так как вне Церкви Бог является только Творцом и Промыслителем мира ( Деян.17:28 ; Мф.5:45, 6:26–30 ; ср. Ин.1:17 ; Рим.5:21 ; Тит.2:11, 3:4–6 ), и поэтому человек, от Церкви отпавший или в нее не вошедший, предоставлен в борьбе со грехом собственным силам ( Рим.7:24 ) и обречен на погибель: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ); «если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). б) Как в теле всякий член живет не своею, а общею всему телу жизнью, так и в Церкви каждый христиан, если отделится от нее, умирает духовно и погибает ( Ин.15:4 ; Еф.4:3–6:16 ; 1Кор.12:20–27 ). Ту же мысль апостол выражает в послан. к Римл ( Рим.11:16–24 ): род спасаемых один от начала мира, как одно древо жизни, и никто не спасется отдельно от других, но если хочет спастись, должен привиться к этому древу спасенного рода, как «дикая маслина», и стать «общником корня и сока маслины», т.е. вступить в общение с его жизнью и стать едино с ним. Этот род особенным божественным помышлением был соблюдаем в народе иудейском, а потом через Господа Иисуса Христа единение с ним открыто всем народам. 89

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Что включает в себя богословие этого послания? Петр написал свое послание, как мы видели, с практическими целями, и, несомненно, было бы неверно искать в нем глубокое богословское содержание. В его цели не входило рассмотрение богословских вопросов (как у Павла, в Рим. или Кол.), но как пастор он основывал свои нравственные наставления на знании характера Бога. Таким образом, библейские учения, которые встречаются в послании, относятся к тем, которых лежат в основе принципов христианской жизни. Учение о Боге В 1:1,2 Петр касается практического аспекта взаимоотношений между тремя Личностями Божества. Бог – Властелин всего сущего, и, следовательно, Ему можно довериться (4:19). Он – свят, и потому мы тоже должны стремиться к святости (1:15,16). Он – Отец, и потому Его дети должны жить так, чтобы быть достойными носить Его имя (1:17), а тот факт, что Он искупил Свой народ, составляет фундамент нашей веры (1:18–21). Учение о Христе Христос безгрешен, преисполнен смирения и готовности страдать бесконечно. Он являет для нас пример для подражания (2:21–24). Он умер и восстал к жизни, потому и мы должны умереть для греха и жить Его животворящей силой (2:24; 4:1). Его свершения описываются в свете искупления (1:18,19), примирения и заместительной жертвы за грех (3:18), это Ему было предназначено от создания мира по Божьей любви Отца (1:20,21). Он также составляет фундамент Божьей Церкви, на котором зиждется вера и надежда ее членов, а также вдохновенное стремление к святости и любви (2:16; 1:21,22). Учение о Святом Духе Святой Дух рассматривается как посредник при освящении (1:2), автор Священного Писания (1:11), вдохновитель христианского служения (1:12) и утешитель христиан в годину испытаний (4:14). Учение о Священном Писании Авторитет Священного Писания удостоверяется характером ссылок Петра на Ветхий Завет в поддержку своего учения (напр.: 1:24,25; 2:6–8; 3:10–12; 4:18). Этот источник виден в водительстве и вдохновении его авторов Святым Духом (1:11; ср.: 2Пет. 1:21 ), и этот непреложный Его атрибут подчеркивается цитатой из Ис. 40:6–8 (1:23–25). Священное Писание также описывается как семя, которое возрождает человека по мере того, как он слушает и откликается на проповедь Благой вести (ср.: 1:23 с 1:25), и как путь духовного роста христианина (если опираться на перевод в 2:2 как «словесное молоко»). Учение о Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010