Итак, сущность церковного суда заключается в праве отпускать или удерживать грехи людей, – разумея здесь не одни внешние поступки людские, (для суждения которых конечно не требовалось бы особенного полномочия, какое дает сам Спаситель церковному Суду), а в Связи с их совестью. Поэтому сущность церковного суда можно заключать вообще в суждении и решении дел совести. Так определяется этот Суд и в положительных правилах Церкви. Правило 102 VI вселенского собора говорит: «приявшие от Бога власть решити и вязати, должны рассматривати качество греха, и готовность согрешившего к обращению, и тако употребляти Приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры в том и в другом, не утратити спасения недугующего. Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен, и производит многия отрасли вреда, из которых зло обильно развивается, и далее распространяется, доколе не будет остановлено силою врачующего» (тоже выражают и другие правила: I Всел. 12, Карф. 52, Вас. В. 5, Григ. Нисск. 1. 4. 5. 8. и мн. др.) 1 . Совесть может быть связана: 1) известными обязательствами, возложенными на нее законом, впрочем не без собственного её расположения и убеждения, 2) собственными поступками человека, совершенными свободно, с сознанием и намерением, 3) судом, требующим от неё отчета и удовлетворения закону по её обязательствам и по свойству свободных поступков человека. Наоборот, разрешить совесть – значит: снять с неё вполне, или до некоторой степени, известное обязательство; не вменить ей известных поступков человека, или даже вменяя их, освободить от следующего по суду удовлетворения за них закону, т.е. наказания, и т.д. Рассматривая человеческую совесть по законам правды Божией, каким образом представили бы мы такое разрешение совести возможным? По закону нет таких обязанностей, от которых можно было бы освободить человека: иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен ( Иак.2:10 ; Гал.5:10 ); – нет поступков, которые, быв совершаемы свободно и с сознанием, не вменялись бы человеку: зане от дел закона не оправдится всяка плоть пред ним; законом бо познание греха ( Рим.5:20;7:15 ); – нет поэтому возможности кому либо избавиться от суда и наказания: елицы бо от дел закона суть, под клятвою суть: писано бо есть, проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законней, яко творити я.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Рим. 3:24–25, 5:8–9 и др.), Христос же говорит, что Он пришел отдать душу Свою для искупления мира ( Мф. 20:28 ), что указывает на то же жертвенное значение Его смерти, причем должна быть пролита кровь. Эта искупительная кровь Христова есть драгоценная (в противоположность тленному серебру и золоту, ст. 18), потому что она есть кровь Безгрешного, кровь Богочеловека, кровь – примирительница всего человечества с Богом. – Как непорочного и чистого Агнца; сравнение Христа как жертвы с жертвенным агнцем, прообразовавшим Его, и особенно агнцем пасхальным (ср. прим. к Ин. 1:29 ), в каковом сравнении изображали и ветхозаветные пророки страждущего Мессию (особенно Исайя гл. 53). Агнец пасхальный, как и всякий жертвенный, должен был быть непорочный ( Исх. 12:5 ; Лев. 4:32, 3:6, 22:19–20 и далее). Христос, как духовный жертвенный агнец ( 1Кор. 5:7 ; Ин. 19:36 ), был совершенно чист и непорочен, то есть безгрешен, и пролил драгоценную кровь Свою за грехи мира. – Предназначенного (собственно – предуведенного, но в этом понятии заключается и понятие предопределения, или предназначения; ср. прим. к ст. 2) то есть к тому, чтобы искупить мир Своею кровию в крестной жертве, еще прежде создания мира (обычное обозначение домирной вечности, Ин. 17:24 ; Еф. 1:4 ): от вечности, как всеведущий, Бог знал о падении будущего человека и от вечности предопределил, чтобы Единородный Сын Его, воплотившись во времени, восстановил человека, искупив его Своею кровию; таково определение Предвечного совета Божия о спасении грешного мира (ср. Евр. 10:5–7 ). – Явившегося в последние времена: разумеется воплощение Единородного Сына Божия и явление в мир для принесения всемирной жертвы за грех всего мира. Время этого явления называется последними временами в том смысле, в каком ветхозаветные пророки обыкновенно называли его так, то есть в смысле исполнения времени (ср. Гал. 4:4 ), когда пришло время, в которое надлежало явиться Христу и с которого началась последняя эпоха домостроительства человеческого спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Поскольку прообразования имеют происхождение от Духа Божия, и поскольку Дух Божий употреблял оные для сообщения нам Своего учения, то, без сомнения, они, как и всякие другие Божественные истины, выраженные в другой форме, имеют в себе силу доказательную и могут научать той или другой истине догматической. В Посланиях Апостола Павла мы встречаем много примеров, доказательств и заключений, выводимых из типических объяснений, как напр. говоря об отношении ветхозаветных жертв к жертве Христовой, Апостол выводит такое заключение, что, если в Ветхом Завете кровь жертвенная сообщала чистоту оскверненным, то кольми паче кровь Христова очистит совесть нашу от мертвых дел ( Евр.9:13–14 ). Здесь спасительное действие смерти Христовой не объясняется только чрез подобие взятое от действий обрядового закона, но доказывается (argumentatio per eminentiam), и сие доказательство имеет полную силу. В той же 9 гл. Апостол из прообразовательного вхождения первосвященника во Святое Святых, и из обрядового кропления кровию поверх очистилища, доказывает ходатайственное служение Иисуса Христа по вознесении на небо (ст. 7, 24). В Послан. к Рим.5:15, 17 Апостол заключает к всеобщности искупления, совершенного Христом, от всеобщности падения в Адаме, иже есть образ будущего: если чрез прегрешение Адама все подверглись осуждению и смерти; то, по заключению Апостола, дар благодати, приобретенный ценой крови Христовой, должен быть достоянием всех же 41 . Таким образом, Св. Писание, представляя примеры доказательств, заимствованные от прообразований (снес. Гал. 4 , Евр.7:1–12 , 1Кор.5:7, 8 и др.), дает и нам право употреблять их; из того напр., что таинство крещения прообразовалось в Ветхом Завете обрезанием ( Кол.2:11–12 ), a сие было совершаемо над младенцами, Церковь заключила, что и крещение можно и должно совершать над младенцами. Из того, что обрезание в Ветхом Завете было знамением завета, доказывается, что и в крещении вступает человек в завет с Богом во Христе Иисусе. Далее, из того, что обрезавшимся предписано было «ходить пред Богом и быть непорочными» заключается, что к тому же обязываются и принимающие крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Гал.2:19 = Рим.7:4–6 ; Евр.7:18–19, 8:7, 13, 7:11–12, 18–19, 8:6–7, 13 и далее). Этого царствия и этого совершенства мы сможем достичь при помощи Его воли, при помощи «слова, которое Он сказал», которое, как слово Сына человеческого и Сына Божия, всё выстрадавшего ( Евр.5:8–9 , ср. Евр.7:20–24 и др.), не требует ничего излишнего ни с той, ни с другой стороны, не нарушает ни правды Божией, ни человеческой, и по которому именно, как слову-завету богочеловеческому, мы и будем судимы и признаны достойными или отвержения, или божественного лицезрения ( Ин.12:27–48 ). 27 Этому свойству закона не может противоречить предсмертное увещание-речь великого ВЗ-го законодателя Моисея, которую всю можно выразить краткой и сжатой формулою ( Ис.1:9–20 ): «Аще хощете и послушаете мене, благая земли снесте; аще ли же не хощете и не послушаете мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия». Моисеев закон, оставляя у себя место вере, милости, жертвам и пр., мало того, что не по всем статьям выдерживает идею закона, но и вообще чужд того характера самозаконности – самопринципности, какой он получил ко времени Иисуса Христа в глазах воссевших на Моисеевом седалище книжников и фарисеев, забивших его богозаконность – теономичность. В нём только самые резкие и грубые болезненные проявления моральной и физической природы тогдашнего человека (нарушения-грехи первых девяти заповедей) получили положительное законное определение-решение, а всё остальное, начиная с области десятой заповеди, вся доведомая одному себе душевная область, оставлены были ожидать своего решения-определения у жертвенника Иеговы, или у собственного сознания каждого, поставленного непосредственно пред лицом всеведущего и милостивого Иеговы. И этот отказ быть и оставаться единственным и исключительным принципом и критерием человеческой деятельности, а также и прямая заповедь Моисея будущим поколениям и индивидам слушаться беспрекословно имеющего явиться-прийти подобного ему Пророка, ясно говорят о том, каков подлинный характер Моисеева закона, и как было законно то отношение, в какое к нему стало христианство, объявившее законничество иудействующих апостольской церкви чуждым себя, а себя «для беззаконных как бы чуждым закона, хотя и не беззаконным Богу, но подзаконным Христу» (τος νμοις ς νομος μ ν νομος ε, λλ’ ννομος Χριστ ( 1Кор.9:21 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

в указанных выше посланиях). Согласно со всем этим он признаёт, – но ясно отмечая вечность и неизменность принципа и отсутствие таких свойств у его проявлений, – самую полную свободу приложений этого принципа, полную свободу во Христе, где «чистому всё чисто», где «всё мне позволено», находящую свои границы лишь в вышеуказанном принципе, в вере, – признаёт эту свободу, как самую яркую отличительную черту новой, христианской, жизни, нисколько не дающую возможности смешивать её с былой, характеризуемой им именем «ига рабства, ига закона» и «порабощения стихиям мира» («закон веры=закон Христов», – «стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства», «к свободе призваны вы, братья» и т. п. (См. Гал., Кор., Рим. и др., ср. Иак., Пет., Ин. и Иуд.). Эта сторона сразу ясно ставит на вид то, что вечно-ценно, и что вечно-изменчиво. Этим всем сразу дана должная оценка всему: вечному вечная цена, временному и изменчивому временная и преходящая значимость; сразу в то же время указано подобающее место и значение былым, ветхим принципам. Отсюда открытая и ожесточённая борьба, разрыв с синагогой и с языческим суеверием, как с противниками; отсюда же и такая же открытая борьба с «лжебратиями», прикрывавшимися именем и авторитетом старейших Апостолов, но проповедовавшими «иное благовествование», «превращавшими его» ( Гал.1:6–7 и пр. ср. Деян.15:24 и пр.). Но отсюда же и полное отсутствие борьбы, даже житие с ними по их житию («иудеем яко иудей»), с врагами, привязанными к закону и воспитанным под его воздействием обычаям, но не ставящими их на место и значение принципа, надеющимися уже, как и сам Апостол, «спастись верою во Христа», разнящимися с ним не в принцип, а в приложении его, в житии, в том словом, что лежит в области свободы и что составляло только несовершенство, «немощность» ( Рим.14 гл. и далее), необходимо с ростом веры долженствовавшие пройти и потому требовавшие братского снисхождения (тут же) на время их недолговечного существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Объяснения православного 1) В приведенных словах Спасителя совсем не говорится о том, что для спасения человека–грешника достаточно одной лишь веры, без добрых дел, а говорится только о том, что для спасения необходима вера во Христа, как Сына Божия, и в Его искупительные заслуги, как и св. Апостол говорит: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр. 11:6 ). Сам Спаситель учил, что кроме веры нужны для спасения еще добрые дела и исполнение заповедей Божьих.           «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь... Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:19–23 ). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин. 14:21–23 ; 1Ин. 2:4,5,9–11; 3:18 ; Иак. 2 гл. Гал. 5:6  и др.). «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто. Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» ( 1Кор. 13 гл.). 2) Послания ап. Павла к Римлянам и Галатам написаны им по следующему поводу. Христиане из иудеев хвалились своим происхождением от Авраама и Моисеевым законом, исполнение которого они считали обязательным и для христиан из язычников ( Рим. 2:17,23 ; Гал. 5:4  и др.), а эти гордились мудростью своих философов, «не заботясь иметь Бога в разуме» ( Рим. 1:2 ). Апостол пишет о язычниках, что они, «называя себя мудрыми, обезумели»; за что и «предал их Бог превратному уму делать непотребства» ( Рим. 1:22–32 ). А иудеям Апостол пишет, чтобы они не гордились прежде всего своим происхождением от Авраама, ибо «Авраам стал отцом всех верующих в необрезании (то есть язычников), чтобы и им вменилась праведность» ( Рим. 4:11 ) для получения спасения, ибо Бог есть Бог не только иудеев, а и язычников, «Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» ( Рим. 3:29–30 ). Нечего иудеям хвалиться и законом Моисея, «потому что делами закона (ветхого) не оправдается перед Ним никакая плоть» ( Рим. 3:20 ). «Вы, оправдывающее себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» ( Гал. 5:4 ). Христиане из язычников и иудеев должны помнить, что те и другие «все под грехом» ( Рим. 3:9 ), «потому что все согрешили и лишены славы Божьей, получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (ст. 23–24). Таким образом, в приводимых сектантами местах говорится не о делах закона Христова, а о делах обрядового закона Моисеева, то есть об обрезании, субботах, новомесячиях и проч., чем хвалились иудеи и что, однако не спасало их без веры в пришедшего Мессию Христа и без получения благодати Божьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Само по себе непощадение тела в благоразумной мере и со святыми целями не укорно, а похвально ( Гал.5:24 ). Если апостол с укором относится к нему здесь, то, конечно, потому, что оно, кроме уродливого вида, в каком являлось, и по направлению и духу своему было дурно и было соединено с какими либо суевериями... И манихеи не благоволили к телу, потому что считали его произведением не Божиим и в самой природе его видели зло. Непощадение тела в этом и подобном этому духе не может быть допустимо». 593 6) Если поститься должно, то пусть сам христианин и избирает для себя время, когда находит нужным: «мы дети не рабы, но свободной». «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос» ( Гал.4:31; 5:1 и др.). Православная Церковь не возбраняет своим чадам, когда они признают нужным, поститься и в другие дни, сверх установленных ею постов. Она не находит возможным предоставить своим членам полной свободы в отношении поста, потому что христиане, вследствие греховной природы, легко злоупотребляют своей свободой ( Гал.5:13 ; Лк.15:12–16 ; Рим 13:14 ) и не всегда могут определить свое нравственное состояние и время, когда для них необходим пост. Помня наставление апостола: «только все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ), – Церковь определила дни и сроки постов, обязательные для всех ее членов, что ведет к единомыслию (их) между собою ( Рим.15:5–6 ; 1Кор.1:10 ; Еф.4:3 ), заповеданному апостолом. Свобода, о которой говорится в Слове Божием, не есть своеволие, как думают сектанты, а свобода от закона Моисеева ( Гал.4:31; 5:1 и др.), от рабства греху ( 1Пет.2:16 ; Рим.6:17–22 ). Христианин, освободившись от греха и от ига рабства закону, становится рабом праведности ( Рим.6:18 ), рабом Богу ( Рим.6:22 ). «Свободою называет апостол, – говорит блаженный Феодорит , – житие вне закона, а игом рабства жизнь подзаконную. Ибо так и божественный Петр сказал в Деяниях: что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы, ни мы?» 594 ( Деян.15:10 ). «Христос освободил нас, – учит святой Иоанн Златоуст , – от ига рабства и предоставил нам свободу... не для того, чтобы мы употребляли эту свободу на зло, но чтобы пользовались ею, как средством к получению большей награды, восходя к совершеннейшей мудрости». 595 7) Пост вреден для здоровья. Прародителям Бог назначил ( Быт.1:29 ) пищу растительную, которою питались люди до потопа, а после него дозволил им есть и мясо животных ( Быт.9:3 ). Долголетие первобытных людей ( Быт.5 гл.) и свидетельства опыта убеждают в том, что растительная пища не вредит здоровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Закон же, данный Богом Моисею, был только «детоводителем ко Христу» (Гал 3. 24). По определению митр. Киевского свт. Илариона , Закон - лишь «предтеча и слуга благодати» (цит. по: Молдован. С. 160 (Список Сол-518. 350об.)). Он не нес в себе животворящей силы (Гал 3. 21), способной духовно возродить человека, и был призван лишь обуздать грех и вызвать в человеке осознание глубины своего падения и своего духовного бессилия. Ап. Павел со всей решительностью утверждает, «что законом никто не оправдывается пред Богом» (Гал 3. 11), потому что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал 2. 21). Он противопоставляет силе Закона др. силу, явление к-рой в мир стало возможным только после дела спасения, совершенного Иисусом Христом. Эта сила и называется «благодатью». В слав. и рус. языках нашла отражение одна из основных особенностей этой силы - она подается как Б., т. е. благой дар, не по долгу и не по делам закона, «ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал 2. 16). Эту же особенность подчеркивает и ап. Павел, когда пишет: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф 2. 8-9); «если по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать» (Рим 11. 6). Надежда на дела порождает фарисейскую праведность, к-рая в сознании иудеев делает Бога должником человека, обязанным награждать последнего за его дела. Наследники такой праведности живут по букве Закона, а не по духу Б. Они, по выражению апостола, «остались без Христа» (Гал 5. 4), а стало быть, оказались лишенными воздействия Б. Св. Духа, с помощью к-рой только и возможно духовное возрождение человека. Действие Б. Характер благодатного воздействия на человека Божественных энергий определяется гл. обр. духовным состоянием самого человека. Если последний еще не открыл для себя «путь, истину и жизнь» (Ин 14. 6), Б. действует на него подобно свету во тьме (Ин 1. 4-5). Свет этот - «истинный»; Он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1.

http://pravenc.ru/text/149313.html

Объяснения православного: Послания ап. Павла к Римлянам и Галатам написаны им по следующему поводу. Христиане из Иудеев хвалились своим происхождением от Авраама и Моисеевым законом, исполнение которого они считали обязательным и для христиан из язычников ( Рим. 2:17, 23 . Гал. 5:4 и др.), а эти гордились мудростью своих философов, «не заботясь иметь Бога в разуме» ( Рим. 1:2 ). Апостол пишет о язычниках, что они, «называя себя мудрыми, обезумели»; за что и «предал их Бог превратному уму делать непотребства» ( Рим. 1:22–32 ). А Иудеям Апостол пишет, чтобы они не гордились прежде всего своим происхождением от Авраама, ибо «Авраам стал отцом всех верующих в необрезании, (то есть язычников), чтобы и им вменилась праведность» ( Рим. 4:11 ) для получения спасения, ибо Бог есть Бог не только Иудеев, а и язычников, «Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру» ( Рим. 3:29–30 ). Нечего Иудеям хвалиться и законом Моисея, «потому что делами закона (ветхаго) не оправдается пред Ним никакая плоть» ( Рим. 3:20 ). «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» ( Гал. 5:4 ). Христиане из язычников и Иудеев должны помнить, что те и другие «все под грехом» ( Рим. 3:9 ), «потому что все согрешили и лишены славьг Божией, получая оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (ст. 23–24). Таким образом, в приводимых сектантами местах говорится не о делах закона Христова, а о делах обрядового закона Моисеева, то есть об обрезании, субботах, новомесячиях и проч., чем хвалились Иудеи, и что однако не спасало их без веры в пришедшего Мессию Христа и без получения благодати Божией. 3) Сектант: Достаточно для спасения одной веры, ибо верующий имеет в себе Христа, он рожден от Бога и потому не только не грешит, но и не может грешить: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). «Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» ( Рим. 8:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Единство человека с Богом чрез Иисуса Христа есть общение не внешнее, но внутреннее единство жизни человека с Богом, подобное тому, какое находится между лозой и ее ветвями ( Ин.15:1 ), так что, как Сын живет Отцом, так и мы живем Сыном ( Ин.6:57 ), и Сам Отец и Сын, и Дух Святый живут в нас ( Ин.14:23 ; Рим.8:11 ; 1Кор.3:16 и др.). Жизнь духовная, как единство с Богом, начинается для человека здесь на земле, но она продолжается для него и за гробом, хотя род и способ владения ею при этом изменяется 56 . Отсюда она часто определяется, как вечная, т.е. имеющая продолжаться без конца. Выражение «жизнь вечная» обыкновенно употребляется в Новом Завете в смысле назначенного Богом человеку блаженства на небесах. Это особенно видно из тех мест, где она представляется, как предмет радостной христианской надежды ( 1Ин.2:25 ; Тит.3:7 и др.), или как награда за праведность и добродетель ( Рим.2:7 ; Гал.6:8 и др.). Тем не менее, ее нельзя отделять от духовной жизни на земле, с которою она составляет одну истинную жизнь в Боге, различную только по внешним условиям существования человека. Когда Господь говорит, что верующий в Сына имеет (в настоящем) жизнь вечную ( Ин.3:36 ), то этим Он хочет сказать не то, что человек имеет в себе твердую надежду будущей блаженной жизни, но то, что он уже здесь на земле начинает переживать эту жизнь и сознает себя столь тесно соединенным с Господом, что с правом может сказать: уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ). Так как кроме Бога нет другого источника жизни, то все разумно-нравственные существа, для которых только и возможно различие между духовной и физической смертью, если не стоят в союзе и единении с Богом, мертвы духовно. Иисус Христос представляет всех людей духовно умершими, когда говорит: Слушающий слово Мое и верующий в Пославшаго Меня имеет жизнь вечную, и на суд не, приходит, но перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ). Также и Апостол Павел называет всех, не верующих во Христа, удалившимися от Бога и мертвыми по преступлениям ( Еф.2:1, 5, 12–13 ) 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010