Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. А. Медведев. Фотография. 2012 г. Дмитрий Анатольевич (род. 14.09.1965, Ленинград), российский гос. деятель, Президент Российской Федерации в 2008-2012 гг. Род. в семье ученых, преподавателей ленинградских высших учебных заведений. По окончании средней школы поступил в 1982 г. на юридический факультет Ленинградского гос. ун-та, который окончил в 1987 г. В 23 года крестился в одном из правосл. храмов Ленинграда, тогда же он осознал, что «вся история нашей страны - России, история Руси - это история Православия». С 1987 г. преподавал в ЛГУ (с 1991 С.-Петербургский гос. ун-т) гражданское и рим. право первоначально как ассистент, а после защиты в 1990 г. диссертации на ученое звание кандидата юридических наук - как доцент кафедры гражданского права. Одновременно в 1990-1995 гг. работал в Ленинградском горсовете (до 1991) и мэрии С.-Петербурга; также занимался научной деятельностью и юридической практикой. С кон. 1999 г. на гос. службе в высших органах власти РФ. Зам. руководителя аппарата Правительства РФ (с 9 нояб. 1999), зам. руководителя Администрации Президента РФ (с 31 дек. 1999), 1-й зам. руководителя Администрации Президента РФ (с 3 июня 2000). 30 окт. 2003 г. назначен руководителем Администрации Президента РФ. 14 нояб. 2005 г. перешел на должность 1-го зам. председателя Правительства РФ. Одновременно с 21 окт. 2005 г. 1-й зам. председателя, с 13 июля 2006 г. председатель президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики; курировал выполнение национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье», «Сельское хозяйство». 2 марта 2008 г. на всеобщих выборах избран на 4-летний срок Президентом РФ как кандидат от партии «Единая Россия», поддержанный партией «Справедливая Россия», Аграрной партией России и партией «Гражданская сила». Начало президентского срока М. совпало с мировым финансовым кризисом. В этих условиях М.

http://pravenc.ru/text/Медведев.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОМОФОР [греч. μοφριον - «носимое на плечах»], в правосл. традиции один из основных отличительных элементов богослужебного одеяния епископа , представляющий собой широкую ленту (в совр. рус. традиции 3,5 м в длину, 25 см в ширину), изначально из шерсти, позже из шелка, атласа и др. материалов, которая охватывает плечи, при этом один ее конец спускается на грудь, а другой - на спину. О. возлагается при епископской хиротонии и носится поверх саккоса (в древности - поверх фелони) во время торжественных процессий (крестных ходов и т. п.). При совершении архиереем литургии О. надевается им во время облачения (молитва на облачение:                          ), но снимается после возгласа «Мир всем» перед началом чтений (снятый О. выносится к аналою диаконом перед чтением Евангелия, а также на великом входе). При совершении таинств и треб архиерей использует малый О. (обычно 1,8 м в длину, 30 см в ширину), который облегает шею, а оба его конца спускаются на грудь. В русской практике малый О. надевается на литургии после умовения рук и снимается после совершения архиерейской проскомидии, затем снова надевается на время чтения анафоры, потом надевается после «Отче наш» для преподания мира и возглашения «Святая святым» и не снимается уже до отпуста; в греческой традиции архиерей облачается в малый О. раньше - при чтении сугубой ектении после Евангелия; кроме того, в малом О. совершаются хиротонии во время литургии и лития на всенощном бдении. Происхождение О. является предметом научных дискуссий. Существует 2 основные версии. Согласно 1-й, О. появился в IV в. (скорее всего, в посл. четверти) в связи со встраиванием церковной иерархии в систему рим. гос. службы. Поскольку все гражданские чиновники были обязаны носить в пределах Рима и К-поля особый костюм, подчеркивавший их статус (CTh. XIV 10. 1. 1 (382)), знаки отличия были даны и епископам (возможно, сначала только главам Церквей). Изначально О., именовавшийся на Западе паллием , представлял собой простой шерстяной шарф, украшенный крестами, но по крайней мере с VI в. в восточной (византийской) традиции О. стал внешне напоминать консульский лор .

http://pravenc.ru/text/2578397.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОДЕКС ЮСТИНИАНА один из крупнейших памятников римского права; представляет собой сборник имп. постановлений, изданный в 534 г. в рамках предпринятой имп. св. Юстинианом I масштабной систематизации источников права. Является составной частью «Corpus iuris civilis» . Известны 2 редакции К. Ю.: Новый кодекс 529 г. и кодекс 2-го издания 534 г. Последний заменил кодекс 529 г., текст к-рого практически не сохранился. Именно кодекс 2-го издания называют в наст. время К. Ю. Большинство вошедших в К. Ю. имп. постановлений изданы на латыни, однако часть конституций (одна - из Кодекса Феодосия, несколько относятся к периоду с 438 г. до начала правления Юстиниана, неск. конституций самого имп. Юстиниана) воспроизводятся по-гречески (напр., CJ. I 1. 3, 5-7; 2. 17, 24-25 (26)). Создание К. Ю. Проект 528 г. «Novus Codex» Уже в самом начале своего правления имп. Юстиниан поставил задачу систематизации правоустановительных актов. Конституция Haec quae necessario (вводные конституции Юстинианова Свода принято называть по их первым словам), содержавшая программу создания нового кодекса имп. постановлений, была принята 13 февр. 528 г. Поскольку с момента издания Кодекса Феодосия прошло уже почти 100 лет и за это время было принято множество имп. постановлений, Юстиниан счел необходимым составить новый кодекс конституций рим. императоров. Первоначальные планы имп. Юстиниана по систематизации источников права отличались от конечного результата - создания Дигест, Институций и Кодекса ( Ebrard. 1947. S. 30-33. De Francisci. 1948. P. 487; Falchi. 1989. P. 104-105; Wenger. 1953. S. 572). Анализ вводных конституций К. Ю. показывает, что по крайней мере в 528-529 гг. в планы имп. Юстиниана не входило издание антологии сочинений классических юристов (т. е. Дигест; см.: Pringsheim. 1961. S. 43; Bianchini. 1973. P. 122). В конституции «Haec quae necessario» имп. Юстиниан, обращаясь к сенату г. К-поля, предписывает создать новый кодекс имп. конституций, в к-рый должны быть включены конституции из Грегорианова и Гермогенианова кодексов, из Кодекса Феодосия, новые конституции, изданные после введения в действие Кодекса Феодосия имп. Феодосием и его преемниками, в т. ч. и самим Юстинианом (Haec. pr.); назначает комиссию для собирания конституций в один кодекс (Haec. 1-2); делегирует комиссии полномочия по редактированию текстов конституций (Haec. 2); предписывает расположить конституции определенным образом, а именно - в хронологическом порядке (Haec. 2.); устанавливает в преамбуле конституции цель издания нового кодекса - упрощение судопроизводства и ускорение судебной процедуры.

http://pravenc.ru/text/1841636.html

О почитании духовных пастырей Верующие должны · принимать их, как посланников Божиих: [Ибо] уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его; потому что он вестник Господа Саваофа ( Мал.2:7 ). – [Итак] каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ); · внимать и следовать их наставлениям: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его ( 2Фес.2:14 ). Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно ( Евр.13:17 ); · следовать их примеру: Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу ( 1Кор.4:16 ). [Ибо] вы сами знаете, как должны вы подражать нам, ибо мы не бесчинствовали у вас ( 2Фес.3:7 ); · подражать их вере: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр.13:7 ); · почитать и уважать их: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17 ). Почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес.5:13 ); · молиться за них: умоляю вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу ( Рим.15:30 ). Молитесь за нас ( Евр.13:18 ). Правое дело – то, чтобы священнослужители получали награду от верующих: Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? ( 1Кор.9:11 ). Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим ( Гал.6:6 ). Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и трудящийся достоин награды своей ( 1Тим.5:18 ) [Отправляя 12 апостолов на проповедь, Иисус Христос сказал им]: «не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» ( Мф.10:10 ). Об обязанностях пастырей по отношению к верующим

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О Священном Писании Ветхого и Нового Завета I. Православное учение о необходимости признавать полезным не только новозаветное, но и ветхозаветное священное Писание Повелений Своих Господь не переменяет так, как человек ( Иак. 1:17 . Чис. 23:19 ). Посему вероучение и необходимые для нас наставления мы должны почерпать из всего св. Писания, как Нового, так и Ветхого завета ( 2Тим. 3:15–16 ). Господь и апостолы не уничтожали всего ветхозаветного закона, но утверждали его ( Мф. 5:17 ,– Рим. 3:30–31 ), тому же научал и Сам Спаситель в притчах Своих: Лк. 16 : 29 . Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их. Из ветхозаветных установлений утратило свое значение и заменено другим только то, что имело один преобразовательный характер; Например, заменено крещением плотское обрезание и соединенные с Ним обряды ( Деян. 15:24 ; Кол. 2:11. 12 ). Кровавые жертвы заменены жертвою Господа Нашего Иисуса Христа ( Евр. 10:4–9 ; 1Кор. 11:26 ). Остальное из ветхозаветных установлений сохраняет свою силу: например, точный перечень степеней родства, в которых брак воспрещается, в Новом Завете нигде не показан, однако он сохраняет свою обязательную силу на основании Ветхого Завета ( Лев. 18:6–8 ), и так многое другое. II. Основания из слова Божия о необходимости пользоваться как новозаветным, так и ветхозаветным священным Писанием Вероучение и разные сведения о наших обязанностях к Богу мы должны почерпать из всего свящ. Писания, ветхого и нового завета: 2 Тим. 3:15 . Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса. 16 . Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; Мф. 13:52 . Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину. который выносит из сокровищницы своей новое и старое. Лк 24:25 . Тогда Он сказал им: о, не смысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказали пророки! 26 .Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Глава 2. Основания и причины «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом…. Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим.9:1,3 ). Сказанное выше дает, как мне кажется, достаточное основание для написания этой книги. Может, однако, возникнуть вопрос, почему именно я пишу ее. Одна из причин этого — мой опыт и перспектива зрения. С рождения до шестидесятилетнего возраста моя жизнь связана со Свидетелями Иеговы. И, хотя большое количество людей могло бы сказать то же самое, маловероятно, что многим из них довелось пройти через то, что выпало мне за эти годы. Еще более веская причина заключается в том, что по воле обстоятельств мне пришлось познакомиться с информацией, к которой у большинства Свидетелей Иеговы не было доступа. Это знакомство редко происходило по моей воле: информация часто была неожиданной, даже тревожащей. И последняя причина, исходящая из двух предыдущих, — в совести. Что делать, если видишь растущие свидетельства того, что людям причиняют глубокую боль без какого-либо реального основания? Каковы обязательства каждого из нас — перед Богом и людьми,— когда мы видим, что от людей скрывают информацию, которая может привести к самым серьезным последствиям? Эти вопросы не давали мне покоя. Ниже я разъясняю эти причины. Я предпочел бы опустить первую, ибо она неминуемо касается моего собственного «дела». Однако сложившаяся ситуация требует, чтобы я представил ее — вроде того, как обстоятельства заставили апостола Павла описать свой личный опыт для христиан в Коринфе и затем сказать им: «Я дошел до неразумия, хвалясь: вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто» 6 . Я не пытаюсь сравнивать себя с апостолом Павлом, но думаю, что его и мои причины и побуждения, по крайней мере, параллельны. Мои отец и мать (а также их родители — за исключением одного) были членами группы Свидетелей Иеговы (Свидетелями); моего отца крестили в 1913 году, когда Свидетели были известны просто как Исследователи Писания. Я не был активным Свидетелем до тех пор, пока мне не исполнилось 16 лет. Еще учась в школе, я проводил 20–30 часов в месяц, «свидетельствуя от двери к двери», раздавая на улице журналы и буклеты, расхаживая с плакатом «Религия — это капкан, Библия объяснит, почему. Служите Богу и Царю Христу».

http://azbyka.ru/krizis-sovesti/2

Разделы портала «Азбука веры» Часть I. «Любовь не ищет своего» Святоотеческое учение о собственности, богатстве, бедности и милостыне. Встреча со святыми отцами на этой ниве одновременно и радостна и наводит на грустные размышления. Радостна, потому что святые отцы удивительно многогранно и глубоко исследуют этот вопрос, занимая подлинно христианскую нравственную позицию. Невеселые же размышления возникают из-за того, что парадоксальным образом все это богатство практически неизвестно широкой православной аудитории. Знакома она с ним лишь в интерпретации, примерно такой, какую дает И.А. Ильин: «Христос никогда не осуждал и не отвергал частной собственности, а говоря о «богатых», коим «трудно войти в Царство Божие» ( Мф.19,23-24 ; Мк.10:23-25 ; Лук.18.24-25 ), Он имел в виду не размер их имущества, а их внутреннее отношение к богатству: они «надеются» на него ( Мк.10:24 ); «служат ему, а не Богу» ( Мф.6:24 ; Лук.16,13 ); «собирают себе» земные сокровища и пребывают в них «сердцем» ( Мф.6:19-21 ) и потому «богатеют» «не в Бога» ( Лук.12:21 ). Но изнутри Божья благодать уже посетила и преобразила души множества богатых людей, начиная с мытаря Закхея и Иосифа Аримафейского. Согласно этому и нищий, и зажиточный, и богач могут быть добрыми и злыми; и только апостолам («следуй за Мною» Мф.19:21 ; «возьми крест свой» Мф.16,24;10,38 ; Мк.8:34 ) Христос советовал полное отречение от имущества (ср. Мф.10:8-10 ; Мк.6:8 ; Лук.9:3 ). Остальным же Он заповедал милосердие ( Мф.9:13 ; Лук.10:37 ; ср. Рим.12:8 ; Филип.2:1 ) и щедрость ( Мф.5:42 ; Лук.6:30 ; ср. Ефес.4:28 и др.). Идя по этому пути, мы должны искать разрешения проблем, возникающих в связи с частной собственностью, прежде всего через внутреннее воспитание и просветление человеческого существа»/5:283–284/. В этом фрагменте — как мы привыкли думать, вполне православном — известный русский мыслитель и большой патриот России излагает позицию, типичную для ряда богословов конца XIX — начала XX вв., но весьма далекую от подлинных мыслей святых отцов. Поэтому обращение к святоотеческим текстам становится совершенно необходимым.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-prave-so...

Рассуждение двадцать первое. Об Апостолах И исполнишася вси Духа свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати ( Деян.2:4 ). § I Апостол, на греческом языке – значит посланника. Апостольство есть служение Божественнейшее и благороднейшее; коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая ( Ис.52:7 ). Причина, собравшая Апостолов по милости, a не по заслугам, есть Христос, о чём Лука повествует так: и егда бысть день, призва (Христос) ученики своя; и избра от них дванадесяте, ихже и Апостолы нарече ( Лк.6:13 ). Чрез сих Апостолов, яко чрез орудие, проповедал Христос спасение по всей земле. § II Материя, около которой упражнение имели Апостолы: 1) состояла в учении о приближающемся Царствии Небесном, как Христос заповедал им: ходяще же проповедуйте, глаголюще, яко приближися царствие небесное ( Мф.10:7 ). 2) Состояла также в проповеди о имеющем быть Страшном суде, и конце всех вещей, как сами Апостолы говорят: и повеле нам (Христос) проповедати людем и засвидетелствовати, яко той есть нареченный от Бога Судия живым и мертвым ( Деян.10:42 ). И на другом месте: лета убо неведения презирая Бог, ныне повелевает человеком всем всюду покаятися: зане уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде ( Деян.17:30–31 ). 3) Упражнялись Апостолы в радостотворном провозвещении Евангелия, о чём гадательствуя, Исаия пророк так говорит: утешайте, утешайте люди моя ( Ис.40:1 ) и проч. § Апостолам принадлежало: 1) проповедовать о воскресении Христовом Иудеям и всем языкам; что они и исполнили, как пишется: велиею силою воздаяху свидетелство Апостоли воскресению Господа Иисуса Христа ( Деян.4:33 ). Сию должность, яко некоторый долг, должно было исполнить Апостолам; что Павел утверждает, когда говорит: еллином же и варвавом, мудрым же и неразумным должен есмь ( Рим.1:14 ). 2) Апостолы должны были защищать Христову Славу от поношения, и прославлять учение Его. Сие самое сделал Пётр, когда Критян, Аравитян и Иудеев, называющих Апостолов вина исполненными, посрамил ( Деян.2:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН АНДРЕА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 23 , С. 658-659 опубликовано: 26 апреля 2015г. ИОАНН АНДРЕА [Джованни д " Андреа; лат. Iohannes Andreae; итал. Giovanni d " Andrea] († 7.07.1348, Болонья), средневек. канонист, получил от современников титул «источник и глашатай канонического права» (juris canonici fons et tuba). Родители И. А.- отец Андреа и мать Новелла - были уроженцами Тосканы. Ок. 1270 г. они переехали в Болонью, где, вероятно, род. И. А. Начальное образование он получил в принадлежавшей его отцу школе грамматики, потом учился в Болонском ун-те, где нек-рое время изучал богословие, затем стал заниматься правом. Наставниками И. А. в изучении рим. права был Мартин Силлимани, в изучении канонического права - Эджидио Фоскарари и ведущий декреталист того времени Гвидо де Байсио (иначе Гвидо Архидиакон). Будучи студентом, И. А. терпел нужду и был вынужден зарабатывать средства на жизнь и обучение, давая уроки, однако, по собственному признанию, считал преподавание неинтересным и обременительным занятием. Степень д-ра канонического права И. А. получил между 1296 и 1300 гг., как впосл. он сам писал, против собственного желания, благодаря настойчивости и «благому обману» (dolus bonus) наставника Гвидо де Байсио, не взявшего с него установленной платы. Преподавал в Болонье (вероятно, сначала декретальное право , а с 1303 читал ординарные (главные) лекции по «Декрету» Грациана), а также в Падуе (в 1307-1309, когда на Болонью был наложен интердикт , и в 1319).

http://pravenc.ru/text/469800.html

Яркие памятники неолита и раннего бронзового века И.— мегалитические гробницы (см. мегалиты), к-рых известно не менее 1000 (вероятная датировка, полученная с помощью радиокарбонного метода: 3500–2500 гг. до Р. Х.). Основным способом погребения были кремация и (или) экскарнация (оставление трупов на открытом воздухе до разложения с последующим перезахоронением). Выделяются 4 типа погребальных памятников: курганы, портальные дольмены, коридорные и галерейные гробницы. Курган соединены галереями с ограждённым камнями или плитами двором; они распространены в основном на севере И., содержат останки от 1 до 30 и более человек. Портальный дольмен — огромная плита, положенная на боковые опоры, известны преимущественно в вост. части о-ва (Ляк-ан-Скаль, гр. Килкенни). Коридорная гробница — коридор из каменных плит ведёт в погребальную камеру с каменным ложем для кремированных останков нескольких человек (от 4–5 в Ньюгрейндже, до 65 в Форноксе I, оба гр. Мит). Иногда достигают диаметра в 80–90 м (Ньюгрейндж, Наут и Даут в долине р. Бойн, гр. Мит). Часто образуют «кладбища», крупнейшие — Кэрроукил и Кэрроумор, гр. Слайго, Лохкрю и комплекс в долине  Бойна. Для коридорных гробниц характерны орнаменты на камнях (спиралевидные, ромбовидные, зигзагообразные), к-рые интерпретируют как солярные и др. символы. Находки — керамика (тип кэрроукил), украшения (каменные и костяные бусы, костяные булавки), меловые шары (символы душ умерших?). Подобные гробницы и орнаментальные мотивы встречаются в Бретани и на Пиренейском п-ове; огромные трудовые затраты, необходимые для их возведения, свидетельствуют о централизации, выделении элиты, и, возможно, теократии. Клиновидные галерейные гробницы (более 400; в основном на юге И.) — небольшие, длина кургана 10–15 м, погребения — кремации, вход с запада или юго-запада. Они датируются более поздним временем, чем 3 первые типа (возможно, нек-рые относятся к бронзовому веку); мегалитические гробницы др. типов в районах их распространения отсутствуют. Мегалиты оставались центрами культовой и социальной активности даже в средние века, здесь совершали новые захоронения, инаугурации правителей, иные обряды. Нек-рые памятники содержат поздние вотивные приношения (золотые рим. монеты и торквес бронзового века с лат. надписью в Ньюгрейндже). Мн. ритуальные комплексы (Темра (Тара), гр. Мит; Эмайн-Маха (Наван), гр. Арма; Круахан (Раткроган), гр. Роскоммон) включают памятники от неолита до раннесредневек. периода.

http://sedmitza.ru/text/2560407.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010