То словом Божиим, которое изображается под образом света сияющаго в темнем месте ( 2Пет. 1:19 ), просвещается дух наш в истинах небесных и оживляется сердце наше деятельным Богопознанием: ибо Слово Божие есть дух и живот ( Ин. 6:63 ); то через веру, которая есть дар Божий, приобретается спасение: благодатию есте спасени чрез веру, говорит Апостол, и сие не от вас, Божий дар ( Еф. 2:8 ); то силою молитвы, которую образует дух веры, получаем мы все, что просим во имя Иисуса Христа ( Ин. 16:23 ). Наконец, совершается оно Духом Божиим. Мы не имеем в себе никаких сил к восстановлению себя в состояние чистоты и святости. Грех произвел такую слепоту в разуме и такое бессилие в воле, что мы не можем ни познавать что-либо духовное, ни творить что-либо доброе. Итак, Дух Божий преобразует растленное наше естество; Он рождает нас в жизнь новую, духовную ( Ин. 3:5 ); Он соделывает всесовершенным наш дух и душу и тело непорочными ( 1Сол. 5:23 ). Он один есть начинатель и совершитель нашего преображения. Сие духовное преображение совершается не вдруг, но постепенно, не в одно время, но во все дни. Хотя Господь очистил нас банею водною в глаголе ( Еф. 5:26 ) и соделал чадами Божиими ( Ин. 1:12 ), впрочем тогда мы получили только начаток духа ( Рим. 8:23 ), только зерно благодати, и потому ведемся, говорит Апостол, на совершение не иначе, как прошед начало Христова слова ( Евр. 6:1 ), обновляясь по вся дни, по мере тления внешнего человека ( 2Кор. 4:16 ). В доказательство постепенностей, через которые совершается преображение наше, приведем слова Небесного Учителя Иисуса Христа. Он уподобляет Царствие Божие семени, которое производит прежде траву, потом клас, наконец наполняет пшеницу в класе (Мк. 4:28). Отсюда видно, что свет Божий и сила Божия постепенно открываются в человеке, возрастают и умножаются. А в доказательство непрерываемости дела преображения нашего, приведем слова того же Учителя. Он говорит ученикам Своим: бдите и молитеся ( Мф. 26:41 ) и слова Апостола Павла, который учит непрестанной молитве: непрестанно молитеся ( 1Сол. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

21 Этот проект был поддержан РГНФ в 1997 г. Я намеревался тогда перевести „Комментарии“ полностью и, собрав всю необходимую литературу и сделав пробный перевод, подал в Фонд соответствующую заявку одновременно с А. В. Петровым, ничего не зная о намерениях последнего. Вследствие решения РГНФ, предоставившего грант А. В. Петрову, мне пришлось отказаться от плана, однако перевод „Комментариев“ до сих пор не появился и я не знаю, собирается ли А. В. Петров выполнить эту работу. 22 23 24 Ср. Исх. 7:26 (8, 1 мас.); 8, 16 (­8, 20); Лев. 26:12; Втор. 7:6; Ос. 2:25 (­ Рим. 9:25) и т. д.; букв. только в НЗ (ср. Евр. 11:25). 25 „внутренно“ в синодальном переводе. 26 Покровитель Оригена, предоставлявший в его распоряжение скорописцев. К Амвросию обращены и многие другие произведения Оригена. 27 Левиты и священники, согласно ветхозаветным установлениям, получали от сынов Израилевых десятины и начатки от плодов (Чис. 18:21—24; Втор. 18:1—8, 26:1—15; Неем. 10 [­ 2 Езд. 20 LXX], 32—39), причем десятую часть своей десятины левиты отдавали Богу через (перво)священника (Чис. 18:28; Неем. 10:38). Специально о десятине с начатков в Законе не упомянуто, но из сопоставления перечисленных ветхозаветных текстов предположение Оригена вполне вероятно. 28 Буквально: „имеющими малое общение“ , поэтому можно перевести, как «Bl», более нейтрально („имеющими мало общего“), но мы ориентируемся здесь на то значение, которое приняло слово в христианском словаре. „Общение“, помимо евхаристического смысла, подразумевало вполне конкретную имущественную помощь (ср. Рим. 15:26; 2 Кор. 8:4), а сами христианские „агапы“ были немыслимы без общих приношений. „Литургия“ и означает собственно „общую повинность, служение“: в классической древности „литурги“ брали на себя издержки по оплате общественных треб и мероприятий, что было обременительной, но почетной обязанностью. 29 См. Введение к переводу. 30 По переводу «Bl», перед „пастырей“ следовало бы поставить тире (или при удержанной пунктуации понимать последние два слова как приложение либо изменить их падеж). Такое понимание лучше гармонировало бы с мыслью Оригена, что если евангелисты не чужды учительства, то и апостольские послания можно назвать в какой-то мере Евангелием, но приводимая переводчицей параллель 1 Кор. 12:28 навряд ли оправдывает такую интерпретацию. Мы считаем решающим иное место — Еф. 4:11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3775...

б) Материально-богатые , которые привязываются всем сердцем к земным сокровищам и возлагают на них всю свою надежду (ст.21–24 ср. Иов. 31:24). 2. Если же трудно богатым войти в царствие Божие, то кто может быть спасен? Человеку и одними человеческими силами это решительно невозможно, но от Бога и при помощи благодати Божией возможно все (ст.25–26 ). Важнейшие темы, предлагаемые проповеднику нынешним Евангелием, могут быт следующие: (Ст. 16). “Какой первейший и важнейший вопрос в жизни?” или “почему люди так мало спрашивают о том, что для них важнее всего?” (Ст. 17). “Без соблюдения заповедей невозможно войти в царствие Божие.” (Ст. 18) “О повиновении родителям.” (Ст. 20) “Начало благочестия нужно полагать в юности.” (Ст. 22) “Привязанность к материальному богатству составляет великое препятствие для спасения.” и т. п. Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (ст. 16). 1. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 7:21; Иак. 2:26; Рим. 2:13; Иак. 1:22–26 ). Какие ? а) Не убивай . (Мф. 5:22–25; l Иоан. 3:15; Мф. 18:6 ). б) Не прелюбодействуй (Мф. 5:28–29 ). в) Не кради, не лжесвидетельствуй (Ефес. 4:25; Иак. 1:26 ). г) Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя (ст.19). 2. Кто же, после этого, может быть спасен (ст.25)? Согрешивший во едином не будет ли повинен всем. (Иак. 2:10 )? а) Для человек это своими силами невозможно . Напрасно обольщаются мыслью, будто человек сам собой, одними естественными силами, может исполнить нравственный закон и достигать внутреннего совершенства, — это невозможно. (Рим. 7:18–23; Иак. 1:14–15; l Петр. 5:8; . 1 Иоан. 1:8 ) У Бога же все возможно . При помощи “ божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия ” (2 Пет.1:3) даруемое нам благодатию во Христе. Мы можем всё об укрепляющем нас Иисусе . (Фил. 2:13; 1 Иоан. 2:1–2 ). в) От нас требуется только нетщетное принятие Божьей благодати , постоянное возгревание этого дара и искреннее сознание наших немощей, — “ ибо сила Моя совершается в немощи… когда я немощен, тогда силен ” (2 Кор. 12:9–10 ). Об истинном воспитании детей

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

По учению Божественного Откровения, Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. 1) Бог есть чистейший, всесовершенный Дух, не соединенный ни с каким телом, и, следовательно, природа Его – совершенно невещественная, простая, непричастная ни малейшей сложности ( Ин. 4:24 и мн. др.). Если в некоторых местах Св. Писания приписываются Богу члены человеческого тела и свойства человеческой души, то здесь Слово Божие в целях наглядности и ясности приближается к обычному человеческому языку, и соответствующие выражения нужно понимать, конечно, в духовном смысле: очи и уши означают всеведение Божие, сердце – благость Божию, руки – всемогущество, уста Божии означают обнаружение воли Бога, клятва – непреложность Его решения, гнев и ярость – правосудие, и т. д. 2) Вечность Божия не есть какое-то безначальное и бесконечное время, – как обыкновенно (представляют, – слагающееся из бесчисленного множества частей, преемственно следующих одна за другою, и, следовательно, необходимо состоящее из прошедшего, настоящего и будущего, – напротив, это есть одно постоянное, неизменно-пребывающее настоящее. Бог не подлежит измерениям времени; Он выше времени; для Него нет ни начала, ни конца; Он вечно существует п потому называется в Св. Писании «Сущим» ( Исх. 3:14 ; Пс. 39:2; 101:26–28 ; Апок. 4:8 ; Рим. 14:25 ). 3) Бесконечная благость Божия есть такое свойство, по которому Бог всегда готов сообщать и действительно сообщает Своим тварям столько благ, сколько каждая из них может принять по своей природе и состоянию ( Мф. 19:17 ). Эта благость, но различию условий существ, на которые она действует, называется или благодатью, когда дарует блага тем, которые их не заслужили ( Рим. 11:35 ; Еф. 2:5 ), или милосердием, когда является на помощь бедствующим и нуждающимся ( Лк. 1:72,78 ; 2Кор. 1:3 ), или долготерпением, когда снисходит к грешникам и, ожидая обращения их, медлит их наказывать ( Рим. 2:4; 3:25 ), или милостью, когда уменьшает наказание за грехи ( Рим. 11:22 ), и т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Так и относительно этой смоковницы многие говорили, что она подобна синагоге, к которой пришел, говорят, Господь, ища от нее плода веры, и не нашел, – только учением пророков и закона она была украшена как бы листьями, – поэтому и иссушил ее, сказав: «да не будет же впредь от тебя плода вовек». Но я пытаюсь оспорить это толкование, потому что его мысль не совсем основательна. В самом деле, как мог проклясть Господь, говоривший: «Благословляйте.., а не проклинайте» ( Рим. 12:14 ) Даже и синагогу как мог Он проклясть и иссушить, когда говорит: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» ( Лук.9:56, 19:10 )? Если же кто еще хочет противоречить и оспаривать мои слова, утверждая, что смоковница имеет несомненное сходство с иудейской синагогой, то пусть он объяснит, каким образом синагога, иссушенная до самого корня, произрастила такую плодовитую ветвь, как сладчайший Павел? И многих других мы знаем, обратившихся ко Христу из этой самой синагоги: ведь и Стефан, которого иудеи побили камнями, из этой синагоги, и Акила и Прискилла, и многие другие, от перечисления имен которых мы в настоящее время по их многочисленности отказываемся. Что не совершенно отверг Бог народ иудейский, пусть слова мои подтвердит и ап.Павел: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего» ( Рим. 11:1–2 ). И даже спасение этому народу обещает апостол в последние дни, говоря: когда «войдет полное число язычников», тогда «весь Израиль спасется» ( Рим. 11:25–26 ). Ведь если иудеи и сделались врагами Богу, то сделались ради нас, чтобы благодаря их непослушанию мы были помилованы, как свидетельствует Павел, говоря: «В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны» ( Рим. 11:28–29 ). Итак, возлюбленные, нам еще предстоит определить относительно смоковницы, образом чего она является. Вот если бы ты, Адам, вспомнил, какого дерева листья послужили тебе для изготовления одежды, когда ты в раю оказался обнаженным, тогда ты увидел бы, как справедливо Бог иссушил смоковницу: не ее ли листья взял ты тогда для того, чтобы прикрыть свой стыд? И вот пришел Христос и все еще процветавшую на тебе смоковницу – покров стыда – иссушил словом; Он взял твою бедность и дал тебе богатство; взял у тебя прикрытие твоего стыда и дал тебе белоснежную одежду, истканную из воды и духа; Он иссушил листья смоковницы и возвратил тебе утраченное тобою одеяние души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

в) отношение автора с адресатами. Особенностью Послания является то, что оно адресовано общине, основанной не ап. Павлом и не знающей его лично 2. Цели написания Послания 3. Время и место написания Послания (см. Приложение 1) 4. Вопрос целостности Послания и текстологические проблемы (см. Приложение 1) а) гипотеза, согласно которой 16–я глава Послания к римлянам представляет собой отдельное послание (или его часть), отправленное не в Рим, а в Ефес б) хождение в древней Церкви краткой версии Послания (без 15 – 16–й глав) в) славословие 14:24 – 26 (синод. пер.) во многих древних рукописях помещено в самом конце Послания II. Греховность всех людей перед Богом (1:18 – 3:20) 1. Гнев Божий на язычников а) язычники, наблюдая видимое творение, не поклонились невидимому Творцу (ст. 19 – 20, а, напротив, воздали твари божественное поклонение (ст. 23). Идея о познаваемости Бога через видимый мир была весьма распространенной в культуре Павловой эпохи, – как в популярной эллинистической философии (особенно в платонизме и стоицизме), так и в иудействе. Особенно характерны такого рода мысли для писаний, находящихся под эллинистическим влиянием иудейских кругов (Филон, Книга Премудрости, некоторые псалмы). Ближе всего к Рим. 1:19 – 20 стоит Прем. 13:1, 8 – 9 (Послание к римлянам. Комментарий к греческому тексту) б) крайнее развращение нравов – следствие идолопоклонства язычников. «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца < ... > Потому предал их Бог постыдным страстями» (ст. 25 – 26). в) язычники имеют естественный закон, написанный в их сердцах. По этому закону они и будут судимы (2:14 – 15) 2. Гнев Божий на иудеев а) обрезания и знания закона не достаточно для оправдания, если закон не исполняется во всей полноте (2:25 – 26) б) иудеи сами не соблюдают закон, оказываясь иудеями только по наружности (2:28) в) неверность иудеев закону не уменьшает ценности Слова Божия, вверенного иудеям (3:1 – 3) г) однако их греховность не дает им никаких преимуществ и ставит на один уровень с язычниками: «Итак, что же? Имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудей, так и Еллины, все под грехом» (3:9) Все человечество – и иудеи, и язычники – нуждается в искуплении жертвой Христовой (3:23 – 25)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Впрочем, Святое Откровение, преднамеренно не доказывая бытия Бога, своим Божественным светом так освещает видимую природу как творение сверхъестественного Творца, что через его посредство даже лишенный благодати естественный, человеческий разум может прийти к убеждению в том, что Бог существует. Вся богозданная тварь, как своего рода указательный палец, непрестанно обращает наши взоры на Бога-Творца: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» ( Пс.18:2 ; ср.: Пс.96:6 ; Деян.14:17 ; Ис.6:3, 40:21–22, 26 ; Иов.12:7–9, 26:5–14, 28:3–28, 36:26–33, 38:4–41 ; Притч.16:4 ; Сир.43:4–5, 12, 28 ). Незримый Бог сделал себя отчасти видимым в природе; непостижимый Бог сделал себя частично познаваемым через природу, поэтому нет никакого оправдания у тех людей, которые в наблюдаемой природе не усматривают достаточных оснований для веры в существование невидимого Бога: «Зане разумное Божие (τ γνωστν το Θεο – то есть то, что можно узнать о Боге) яве есть в них, Бог бо явил есть им: невидимая бо Его (τ γρ ρατα ατο) от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество, во еже быти им безответным» (ναπολογτους), Рим.1:19–20 . Любимец Божией Премудрости, молитвенно погруженный в величие и благолепие созданного Богом мира, свидетельствует: «От величества бо красоты созданий сравнительно Рододелатель их познавается» ( Прем.13:5 ; ср.: Деян.14:15, 17 ; Мф.6:26, 28 ; Пс.18:1 ). Впрочем, не только существование видимой природы, но и само наличие человеческой жизни своей таинственностью и силой указывают на Бога как на Причину и жизни, и движения, и бытийствования: «О Нем бо живем, и движемся, и есмы» (ν ατ γρ ζμεν α ινομεϑα α σμν), Деян.17:28 . Живя в таком мире, исполненном Божественного всемогущества и таинственности, человек не может иметь никакого предлога к неверию в Бога. Поэтому святой Златоуст называет тварь «учителем богопознания». Бог столь очевиден в Своих делах, отовсюду окружающих человека, что только безумец, человек с развращенным умом и нечистым сердцем может отрицать Бога: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» ( Пс.13:1 ; ср.: Пс.52:1 ; Прем.13:1 ). Поэтому святой Афанасий Великий вполне справедливо утверждает: «Отрицать Бога, Творца и Создателя, свойственно только не имеющим разума». Отрицая бытие Бога, человек-безбожник в своем безумии идет дальше бесов, ведь даже они не отрицают Бога, а «веруют и трепещут» ( Иак.2:19 ; ср.: Мк.1:24, 34 ; Мф.8:29 ; Деян.19:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Кор.2:9 . «Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( Ис.64:4 ). Объясн. Господь говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, любит Меня: Ин.14:21 , а в числе заповедей Господних есть повеление и о том, чтобы слушать тех, кого Он послал на дело проповеди: Лк.10:16 ; Мф.10:40 . Отвергающих пастырство, по словам Библии, постигла страшная кара от Бога: Чис.16:1–3:32 ; 2Тим.3:8–9 . Кол.3:14 . «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Объясн. Оканчивая Свою заповедь о любви к ближним, возвышающейся до любви к врагам, Иисус Христос прибавил: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»: Мф.5:48 , показывая тем, что любовь есть ближайший путь достигнуть богоподобного совершенства. Апостолы с достаточной ясностью показали силу и важность любви – христианской добродетели, в которой сокращается весь закон: 1Ин.3:23:4:21 ; Рим.8:10 ; из этой же любви вытекают все добрые дела: Иак.2:22 ; 1Кор.13:4 . Об исповедании имени Божьего Мф.10:32 . «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным». Объясн. Не всякий исповедующий или призывающий Сына Божия будет исповедан перед Богом: Мф.7:21 , а только подвизающийся в истинной вере: Рим.10:9–10:15 ; 1Тим.6:12 . О служении Богу Лк.1:74–75 . «Небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей». Объясн. Служение Богу разумеется в обширном смысле, жизнь по Богу в правде и преподобии истины: Евр.9:14 ; святость, без сомнения, разумеется здесь истинная: Еф.4:22–24 , а не внешняя только, которая не спасла фарисеев: Мф.23:28 . Служение Богу должно быть истинное: Ин.12:26:17:24–26 ; отпавшие от истинного вероучения Богу не служат: Евр.6:4–6 . Лк.7:42:47 . «Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?.. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ад, сретив тебя, Слово, огорчился, видя смертнаго обоженным и изъязвленнаго ранами всесильным, и онемел от сего страшнаго видения (Ис. 14:9). Песнь 5-я. Ирмос. Увидев невечерний светь богоявления твоего, Христе, милостиво совершившагося между нами, Исаия от нощи бодрствуя восклицал: воскреснут мертвые, и востанут находящиеся во гробах и все живущие на земле возрадуются (Ис. 26:19). Ты обновляешь земнородных, Создатель, сам соделавшись перстным, и плащаница и гроб являют, Слово, присущее тебе таинство; ибо благоименитый Советник выражает волю Родителя твоего, в тебе меня велелепно обновляющаго (Мк. 15:43—46). Смертию ты изменяешь смертное и погребением — тленное, делая божественно нетленным и безсмертным принятое на себя (естество): ибо плоть твоя, Владыка, не видела тления, и душа твоя дивным образом не оставлена во аде (1 Кор. 15:42—44; Псал. 15:10). Произшедши от безбрачной и быв прободен в ребра, ты чрез сие совершил возстановление Евы, Создатель мой, соделавшийся Адамом, уснувший сверхестественно животворным сном и воздвигнувший жизнь из сна и тления, как всесильный (Быт. 2:7—21, 3:20; 1 Кор. 15:45). Песнь 6-я. Ирмос. Был объят, но не удержан китовыми недрами Иона; ибо прообразуя тебя, (Христе), пострадавшаго и предавшагося погребению, он исшел из зверя, как из чертога, а к страже (гроба твоего) взывал: стрегущие тщетно и напрасно, (Христа) — истинную Милость вы оставили (Мф. 28:4—11; Ион. 2:9). Умерщвлен был ты, Слово, но не отделился от плоти, которую принял; ибо хотя и разрушился храм твой во время страдания, но и тогда было одно лице Божества и плоти твоей, так как в обоих един ты пребываешь Сын, Слово Божие, Бог и человек (Иоан. 2:19; 1 Тим.2:5). Смертоносно для людей, но не для Бога было падение Адамово: ибо хотя и пострадало перстное существо плоти твоей, но Божество осталось безстрастным; и даже тленное (естество) в себе ты преобразил в нетленное и открыл источник нетленной жизни в воскресении (Быт. 2:7; Рим. 5:12; Кол. 1:18). Царствует ад, но не вечно, над родом человеческим; ибо ты, Сильный, быв положен во гробе, живоначальною дланию расторг ключи смерти и возвестил сидевшим там от века неложное избавление, соделавшись первенцем из мертвых, Спаситель (Рим. 5:14; Псал. 106:16; 1 Петр. 4:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3571...

Нет. Человек в целом, как, собственно, и любое Божье творение вообще, не является самодостаточным, в строгом значении слова. Человек зависит от многих факторов, условий, обстоятельств. Но в первую очередь он, конечно, зависит от Бога. Будучи нравственно свободным, человек может использовать свой разум в соответствии с благоволением Божьим или вопреки, в тех, разумеется, границах, в которых попускает Господь. Для того, чтобы человеческий разум действовал и развивался в правильном направлении, ему необходимо особое Божественное содействие. Отрицание атеистами Бога и их стремление выказать человека, включая его разум, независимым от Бога, отнюдь не означает, что они и действительно не зависят от своего Создателя. Попытки человека самовластно судить о Божественных и духовных истинах в конечном итоге приводят к заблуждениям, что мы видим, в частности, на примере писателя Л.Н. Толстого.  Правда ли что, если Бог хочет наказать человека, то отнимает у него разум? Как Благой и человеколюбивый, Бог желает всем людям спасения. Осуществляя Домостроительство спасения, Он действует, как Премудрый Педагог. Наказания Божьи не противоречат принципам Божественной педагогики. Формы наказания Богом человека бывают различными. Что же касается лишения разума, люди, отвергающие Бога сами ставят себя в положение безумных: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» ( Пс.52:2 ). Впрочем, в качестве особой меры воздействия на грешника Бог может поразить его сумасшествием ( Втор.28:28 ). В истории Ветхого Завета отмечен случай с царем Навуходоносором, который, в результате грехов, впал в такое плачевное состояние, что был отлучен от людей и уподобился животным ( Дан.4:22, 26-30 ). О предании грешников, не заботившихся иметь Бога в разуме, превратному уму, свидетельствовал святой апостол Павел ( Рим. 1:28 ). Однако заметим, что в истории Церкви зафиксировано немало случаев, когда человек, воспринимавшийся окружающими как безумный, в действительности был святым (например, Христа ради юродивые), и наоборот, когда грешники, воспеваемые окружающими за их интеллектуальные способности, оказывались ненавистниками Бога. Чем разум Бога отличается от разума человека?

http://azbyka.ru/razum

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010