Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин. 3:16). Церковь Христова живет « в мире », но она « не от мира » (ср. Ин. 17:11 и 14-15). Церковь как Тело воплотившегося Бога Слова (свт. Иоанн Златоуст, Беседа перед отправлением в ссылку , 2, PG 52, 429) является живым «присутствием», знамением и образом Царствия Троичного Бога в истории, благовествуя о « новой твари » (2 Кор. 5:17), о « новом небе и новой земле, на которых обитает правда » (2 Петр. 3:13), о мире, в котором « отрет Бог всякую слезу с очей людей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет » (Откр. 21:4-5). Этим чаянием Церковь уже живет и предвкушает его в особенности при совершении Божественной Евхаристии, собирая « вкупе » (1 Кор. 11:20) рассеянных чад Божиих (Ин. 11:52) без различия расы, пола, возраста, социального или иного положения во единое тело, где « нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского » (Гал. 3:28, ср. Кол. 3:11), в единую реальность примирения, мира и любви. Этим предвкушением «новой твари», преображенного мира Церковь живет также в лице своих святых, которые путем подвижничества и добродетели во Христе уже в этой жизни явили образ Царствия Божия, доказывая и подтверждая тем, что чаяние мира, справедливости и любви – не утопия, а « осуществление ожидаемого » (Евр. 11:1), достижимое по благодати Божией и посредством духовного подвига человека. Находя постоянное вдохновение в этом чаянии и предвкушении Царствия Божия, Церковь не остается безучастной к проблемам человека в каждую эпоху, но разделяет его озабоченность и насущные проблемы, принимая на себя, подобно своему Господу, боль и раны, причина которых – действующее в мире зло, и, подобно доброму самарянину, словом « терпения и утешения » (Рим. 15:4, Евр. 13:22) и действенной любовью возливая на раны его елей и вино (Лк. 10:34). Ее слово, обращенное к миру, имеет целью в первую очередь не судить и осуждать мир (ср. Ин. 3:17 и 12:47), но предложить ему в качестве руководства Евангелие Царствия Божия, надежду и уверенность в том, что последнее слово в истории не за злом, под каким бы видом оно ни выступало, и что нельзя позволять ему направлять ее ход.

http://pravmir.ru/missiya-pravoslavnoy-t...

Документы Миссия Православной Церкви в современном мире Проект документа Всеправославного Собора, одобренный Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года 28.01.2016 15:04 Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей. Церковь Христова живет «в мире», но она «не от мира» (ср. Ин. 17:11 и 14-15). Церковь является знамением и образом Царствия Божия в истории, благовествуя о «новой твари» (2 Кор. 5:17), о «новом небе и новой земле, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:13), о мире, в котором «отрет Бог всякую слезу с очей людей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр. 21:4-5). Этим чаянием Церковь уже живет и предвкушает его в особенности при совершении Божественной Евхаристии, собирая «вкупе» (1 Кор. 11:20) рассеянных чад Божиих (Ин. 11:52) без различия расы, пола, возраста, социального или иного положения во единое тело, где «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28, ср. Кол. 3:11), в единую реальность примирения, мира и любви. Этим предвкушением «новой твари», преображенного мира Церковь живет также в лице своих святых, которые путем подвижничества во Христе уже в этой жизни явили образ Царствия Божия, доказывая и подтверждая тем, что чаяние мира, справедливости и любви – не утопия, а «осуществление ожидаемого» (Евр. 11:1), достижимое по благодати Божией и посредством духовного подвига человека. Находя постоянное вдохновение в этом чаянии и предвкушении Царствия Божия, Церковь не остается безучастной к проблемам человека в каждую эпоху, но разделяет его озабоченность и насущные проблемы, принимая на себя, подобно своему Господу, боль и раны, причина которых – действующее в мире зло, и, подобно доброму самарянину, словом «терпения и утешения» (Рим. 15:4, Евр. 13:22) и действенной любовью возливая на раны его елей и вино (Лк. 10:34). Ее слово, обращенное к миру, имеет целью в первую очередь не судить и осуждать мир (ср. Ин. 3:17 и 12:47), но предложить ему в качестве руководства Евангелие Царствия Божия, надежду и уверенность в том, что последнее слово в истории не за злом, под каким бы видом оно ни выступало, и что нельзя позволять ему направлять ее ход.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > 26 декабря - память мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста 26.12.2006 335 Время на чтение 3 минуты Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, ныне прославляемые, претерпели мучение в царствование Диоклетиана. В предместье города Константинополя существовал монастырь, называемый Олимп; в нем устроена была церковь во имя пяти мучеников. Во время пения утрени было обыкновение читать историю пяти мучеников, но однажды иноки сказали: " Оставим чтение, для кого мы будем читать: никого нет из города " . Тогда вошли в церковь два неизвестные человека, один из них развернул книгу и начал чтение. Когда он прочитал то место, где было сказано: " Евстратий обут был в сапоги с железными гвоздями " , то обратился к инокам и сказал: " Ничтожны страдания мои в сравнении с той наградой, какую я получил от Бога " , и после этого стал невидим. Очевидно, то был мученик Евстратий, явившийся для вразумления иноков. Извещенные об этом чуде, царь и патриарх прославили Бога. Бог щедро награждает верных рабов Своих; за временные и скоропреходящие страдания святых мучеников Он награждает их вечным и величайшим блаженством на небе. Рассмотрим же, братия, в чем состоит это блаженство мучеников, истинных рабов Христовых, и вообще всех праведных людей, живших на земле добродетельно, свято, чисто, любивших Бога и ближних своих. Праведники наследуют уготованное им Царство от сложения мира (Мф. 25, 34), - Царство, которое называется также Царством Небесным (Мф. 5, 3, 10), Царством Божиим (Мк. 9, 47), Царством Отца (Мф. 13, 43), Царством Господа Иисуса Христа (2 Петр. 1, 11); называется еще градом Бога живаго (Евр. 12, 22), домом Отца (Ин. 14, 2). В этом Царствие, граде, доме Божием первым источником блаженства для праведников будет постоянное их сопребывание, сожительство с Самим Богом и Господом Иисусом Христом, и постоянное соучастие в Божественной славе, сколько то возможно для твари. Иду, - говорил Спаситель ученикам Своим пред Своим отшествием из мира, - уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду и пойму вы к Себе: да, идеже есмь Аз, и вы будете (Ин. 14, 1-3). В Апокалипсисе Господь засвидетельствовал: побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох с Отцем Моим на престоле Его (3, 21). Тогда праведники явятся действительно наследницы убо Богу, снаследницы же Христу (Рим. 8, 17).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕЗЕКИИЛЯ АПОКРИФ утерянное ныне сочинение (или ряд сочинений), к-рое представляло собой дополнение к канонической Иезекииля пророка книге или подражание ей. В наст. время известны лишь неск. цитат из текстов христ. писателей, а также ряд спорных кумран. фрагментов (маловероятно, что они относятся к тому же сочинению, которое цитируют христ. авторы). Как самостоятельное произведение И. а. упоминается в Синопсисе Псевдо-Афанасия ( Athanas. Alex. Synopsis Scripturae Sacre. 75//PG. 28. Col. 432) и в Стихометрии патриарха Никифора ( Niceph. Const. Chron. 135. 5//PG. 100. Col. 1060). Иосиф Флавий говорит о 2 книгах прор. Иезекииля ( Ios. Flav. Antiq. X 5. 1). Однако исследователи полагают, что он имел в виду деление канонической Книги прор. Иезекииля на 2 свитка ( James. 1914). Фрагменты, цитируемые христианскими писателями В совр. критических изданиях 5 фрагментов И. а. из сочинений христ. писателей приводятся в разной последовательности (в данной статье используется нумерация англо-амер. школы). Первый фрагмент И. а. содержится в творениях свт. Епифания Кипрского - Epiph. Adv. haer. LXIV 70. 5-17. Однако он встречается только в одной рукописи - Marc. 125 (XI в.), тогда как в других в этом месте лакуна. Свт. Епифаний говорит о происхождении цитаты из апокрифа и связывает ее с темой воскресения. Это притча о слепом и хромом, к-рые ограбили царский фруктовый сад во время великого пира в честь царского сына (ср.: Мф 22. 2; Лк 14. 16). По отдельности их не могли заподозрить в краже, но царь догадался, что во время ограбления хромой сидел на плечах у слепого. Согласно приведенному толкованию, притча напоминает о взаимозависимости тела и души на Страшном Суде. Подобные истории встречаются в раввинистической лит-ре (ср.: Вавилонский Талмуд Санхедрин 91a; Вайикра Рабба 4. 5; Мехилта на Исх 15. 1 и др.). Употребление во фрагменте слова παϒανς (от лат. paganus - сельский житель; в христ. лит-ре - язычник) указывает на то, что текст не мог появиться раньше эпохи рим. владычества в Палестине и Египте.

http://pravenc.ru/text/293577.html

О Богослужении вообще Начало и важность Богослужения Служение Богу есть непременная, высокая и священная обязанность человека и особенно Христианина. К этому мы призваны, как творения, созданные Богом, а тем более как рабы Христовы, купленные кровью Господа ( 1Кор.6:20; 7:22–23 ). Начало Богослужения положил Сам Творец седьмым днем покоя по создании мира. В последствии законом, данным Моисею на Синае, Господь распространил его. Сын Божий, сшедший на землю творить волю Отца Своего, и св. Апостолы своим примером и учением показали важность и необходимость Богослужения, участвуя в нем сами и внушая верующим не оставлять Священных собраний ( Мф.18:20 ; Лк.2:46,49 . Ин.2:13; 5:1 ; Деян.2:46 ; Евр.10:25 ) 85 . Начало и основание Христианского Богослужения указал Господь Иисус Христос установлением св. таинства Причащения и повелением творить сие таинство в Его воспоминание. Исполняя заповедь Иисуса Христа и неуклонно следуя примеру и учению Его и св. Апостолов, Христианская Церковь от первых времен своих непрерывно совершает Богослужение, назидая и освящая им верующих. Побуждения к Богослужению По указанию Божественного Откровения и Православного Богослужения, состоящего в славословии, прошении и благодарении Господа и Святых, сильнейшие для нас побуждения к непрестанному и искреннему служению Богу заключаются в чувстве благоговения к Нему, необходимо рождающемся при созерцании бесконечных Его совершенств, в чувстве наших немощей, невольно обращающем нас к надежде на помощь Всемогущего, и в чувстве благодарности к Всевышнему Виновнику неисчислимых и незаслуженных благ, свыше нам ниспосылаемых. Чувство благоговения Высочайшая премудрость, благость и всемогущество Бога Творца и Промыслителя видны всюду в необъятном творении Божием, не только для Христианина, но и для язычника, непросвещенного чистым Боговедением. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них (и язычниках) потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим.1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

О звании и обязанностях христианина Называемся мы христианами потому, что веруем в Господа Иисуса Христа, повинуемся Его Св. Церкви и исполняем закон Евангельский, а православными называемся потому, что веруем право , или правильно славим , т.е. так, как написано в Слове Божием (Библии) и как научили нас Св. Отцы на Вселенских Соборах. Отсюда понятно, что мы обязаны, во-первых, знать закон Божий, свою веру и быть «всегда готовыми всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании» (вере), «дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ), а во-вторых, исполнять закон Божий, или св. заповеди, и, таким образом, «поступать достойно звания, в которое вы призваны» ( Еф.4:1 ). А звание наше христианское – воистину великое и небесное, потому что мы «куплены дорогою ценою» ( 1Кор.6:20 ) – Кровью Иисуса Христа и должны быть храмом Духа Святого ( 1Кор.6:19 ), детьми Отца Небесного, наследниками Божиими и сонаследниками Христу ( Рим.8:17 ). Оттого св. апостолы называют христиан – «род избранный, царственное священство, народ святой» ( 1Пет.2:9 ) К сожалению, многие не знают или не сознают высоты и величия своего христианского звания, не знают своих обязанностей, не исполняют их и живут, как язычники, в нечестии: одни так поступают по своей темноте духовной, другие по лености, а третьи – по высокомерию. Но молит вас всех Св. Церковь устами св. ап. Павла: поступайте «достойно звания, в которое вы призваны» ( Еф.4:1 ), иначе будете не детьми Божиими, а детьми диавола, исполняющими его похоти ( Ин.8:44 ), – детьми тьмы, которые «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» ( Евр.6:6 ) и попирают Его и которые, если не раскаются, будут прокляты Господом Богом и пойдут, как наследники диавола, вместе с ним в вечный огонь ( Мф.25:41 ). «Страшно впасть в руки Бога живаго!» ( Евр.10:31 ). Поэтому будем прилежно изучать Закон Божий, свои обязанности, будем усердно их исполнять, работая Господу со страхом и радуясь Ему с трепетом. Все обязанности христианина Сам Господь Иисус Христос разделяет на две главные заповеди: на обязанности к Богу и обязанности к ближнему ( Мф.22:36–40 ); подобно этому и заповеди Закона Моисеева были разделены на две скрижали (доски); подобно этому и мы эту книжку разделим на две части и в них скажем, как можно яснее и короче, о всех обязанностях христианина, а именно: в первой части скажем о вере в Бога и в Св. Церковь , о Св. Таинствах, о молитве, о праздниках, постах и пр., а во второй части – об обязанностях к ближним, к семье, к обществу и государству, а также об обязанности к себе самому, так, чтобы в этой книжке вкратце изложить всю жизнь христианина от св. купели и до гроба, весь устав христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Опубликован проект документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» (полный текст) 28 января, 2016. Новостная служба Проект документа был одобрен Собранием Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези 28 января ПРАВМИР. 21-28 января 2016 года в Шамбези близ Женевы прошло Собрание Предстоятелей Поместных Православных. Предстоятели подтвердили свое решение созвать Святой и Великий Собор Православной Церкви. Собрание Предстоятелей одобрило проект документа Всеправославного Собора «Миссия Православной Церкви в современном мире». Текст публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей. Церковь Христова живет « в мире », но она « не от мира » (ср. Ин. 17:11 и 14-15). Церковь является знамением и образом Царствия Божия в истории, благовествуя о « новой твари » (2 Кор. 5:17), о « новом небе и новой земле, на которых обитает правда » (2 Петр. 3:13), о мире, в котором « отрет Бог всякую слезу с очей людей , и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет » (Откр. 21:4-5). Этим чаянием Церковь уже живет и предвкушает его в особенности при совершении Божественной Евхаристии, собирая « вкупе » (1 Кор. 11:20) рассеянных чад Божиих (Ин. 11:52) без различия расы, пола, возраста, социального или иного положения во единое тело, где « нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского » (Гал. 3:28, ср. Кол. 3:11), в единую реальность примирения, мира и любви. Этим предвкушением « новой твари », преображенного мира Церковь живет также в лице своих святых, которые путем подвижничества во Христе уже в этой жизни явили образ Царствия Божия, доказывая и подтверждая тем, что чаяние мира, справедливости и любви – не утопия, а « осуществление ожидаемого » (Евр. 11:1), достижимое по благодати Божией и посредством духовного подвига человека. Находя постоянное вдохновение в этом чаянии и предвкушении Царствия Божия, Церковь не остается безучастной к проблемам человека в каждую эпоху, но разделяет его озабоченность и насущные проблемы, принимая на себя, подобно своему Господу, боль и раны, причина которых – действующее в мире зло, и, подобно доброму самарянину, словом «терпения и утешения» (Рим. 15:4, Евр. 13:22) и действенной любовью возливая на раны его елей и вино (Лк. 10:34). Ее слово, обращенное к миру, имеет целью в первую очередь не судить и осуждать мир (ср. Ин. 3:17 и 12:47), но предложить ему в качестве руководства Евангелие Царствия Божия, надежду и уверенность в том, что последнее слово в истории не за злом, под каким бы видом оно ни выступало, и что нельзя позволять ему направлять ее ход.

http://pravmir.ru/opublikovan-proekt-dok...

Разделы портала «Азбука веры» архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Эсхатология в Новом Завете " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 6  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Темы и проблемы Первые слова Иисуса Христа в начале Его публичной деятельности — возвещение начала нового века: “Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие” ( Мк.1:14 ). Последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам на земле — возвещение Его присутствия в Церкви “во все дни до скончания века” ( Мф.28:20 ). Этот век закончится. Новый век уже присутствует в этом веке. Последние строки Нового Завета провозглашают: “Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!” ( Откр.22:20 ). Эсхатология пронизывает весь Новый Завет. Более того, можно с уверенностью говорить, что именно надежда на Конец составляет самоё душу всех писаний Нового Завета. Когда Апостол Павел говорит о христианской “надежде на Господа нашего Иисуса Христа” (1Фесс.1:3), он говорит об ожидании Конца, Второго Христова Пришествия. Когда он пишет о стенаниях всей твари в надежде, что она, тварь, “освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих” ( Рим.8:20-21 ), он пишет о томительном ожидании Конца. Наконец, когда Иисус Христос даёт заповедь молиться, то эта молитва “Отче наш” — молитва о Конце: “Да придет Царствие Твое” ( Мф.6:10 ). Разумеется, Конец, о котором речь, не есть eschaton бессмысленного процесса, бессодержательный обрыв ряда мировых событий. Конец, о котором радостно возвещает Евангелие, есть telos, разумная конечная цель мировой истории. Нас сегодня поражает радикальный поворот в настроении христиан. Когда и как проник в сознание верующих парализующий страх перед таким Концом, — вопрос для церковной истории. Здесь нам предстоит дать хотя бы беглый обзор основных эсхатологических тем в самом Новом Завете. Ввиду сказанного не удивительно, что в новозаветной библеистике с начала 20-го века решающее значение придаётся именно эсхатологии. При этом рассматриваются два типа эсхатологических утверждений: так называемая “футуристическая эсхатология” (эсхатология будущего), связанная с апокалиптическими ожиданиями, и “реализованная эсхатология”, утверждающая, что с Иисусом Христом уже пришло Царствие Божие. Ветхозаветные корни

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

священник Николай Рудинский Четвертое благовестническое путешествие святого Апостола Павла. Вторые узы и мученическая смерть в Риме. Пастырские послания 65–68 годы Хотя ни в книге Деяний Апостольских, ни в посланиях святого Апостола Павла, нет прямых указаний на его освобождение из первых уз и сведений о четвертом путешествии его, но есть в посланиях, так сказать, косвенные указания на это, подтверждаемые преданием. Мы уже видели, что святой Павел в своем Послании к Филиппийцам, написанном из первых уз в Риме, писал, что пользуется в Риме свободой проповеди о Христе, и что за учение о Христе ему не грозит опасность, а между тем за это учение он терпит узы. Потом во всех своих посланиях из уз, он высказывает уверенность, что он освободится из уз, и опять увидится с своими возлюбленными Церквами (см. Флп. 2:24 ; Флм. 22 ). Потом из Послания к Титу видно, что святой Павел основал Церковь на острове Крит, епископом которой поставил Тита. В Деяниях же Апостольских не находится подтверждения тому, что святой Павел проповедовал Евангелие о Христе на Крите ранее римских уз. Из Послания к Тимофею мы узнаем, что он поставлен был святым Павлом епископом Ефесской Церкви (см. 1Тим. 1:3 ). Опять же, указаний на это в Деяниях нет. Напротив, из посланий святого Павла из уз узнаем, что Тимофей, почти во все время узничества святого Апостола в Риме, был с ним (см. Кол. 1:1 ; Флп. 1:1 ; Флм. 1 ) и даже разделял с ним узы его (см. Евр. 13:23 ). Наконец, предание Церкви утверждает, что святой Павел посетил Испанию, вторично был в узах в Риме и принял здесь мученическую кончину. 120 Таким образом, на основании этих, хотя и неположительных доказательств, мы не впадем в большую историческую ошибку, если согласно с преданием Церкви, допустим освобождение святого Павла из первых уз его в Риме. В Послании к Римлянам святой Павел выразил намерение посетить Испанию со словом Евангелия (см. Рим. 15:24 ). В Послании к Филиппийцам (см. 2:24) с уверенностью пишет, что он придет к ним, в Послании к Филимону пишет, чтобы ему тот приготовил помещение (см. ст. 22). В Послании к Евреям пишет, что надеется увидеться с ними (см. 12:23). Из Послания к Титу видно, что он был на Крите, а из Послания к Тимофею, что он был в Ефесе. Как, и в каком порядке святой Павел выполнил план своего четвертого путешествия – неизвестно. Можно предполагать, что он после своего освобождения из уз, сел на корабль и отправился в Испанию. Но долго ли он там был, и как шло дело его благовествования, неизвестно. Из Испании, вероятно, он на корабле приплыл на остров Крит, где и остановился на некоторое время для благовествования Евангелия и утверждения Церквей, как видно из Послания к Титу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Скачать epub pdf Псалом 68 1-й стих сего псалма составляет следующее краткое надписание его: В конец, о изменшихся, псалом Давиду. В этом надписании есть одно неудобопонятное выражение: о изменшихся. Однозначащее с ним выражение: о изменяемых – находится в надписании 44-го псалма, а в надписании Пс.59 то же выражение читается иначе: о изменитися хотящих. Все эти разночтения (как и в Пс.79:1 ) имеют одно и то же значение. Они означают: или а) символическое указание на предмет псалма: «о верующих благочестивых», или, как толкуют св. отцы, «о нравственном усовершении», или изменении из темного вида порока в светлый лилейный вид добродетели; или б) название особых инструментов, кимвалов, имеющих форму лилии: или в) обозначение напева по образцу или по первому слову другой песни. Более подробное и обстоятельное объяснение значения сего изречения см. в рассмотрении и объяснении надписания Пс.44 . Изречение в конец имеет здесь тот же смысл, что и в надписании многих других псалмов. Последнее выражение надписания: псалом Давиду – указывает на Давида как на составителя псалма. Принадлежность его Давиду подтверждается а) сходством содержания этого псалма с содержанием псалмов 21 и 39, составленных тем же Давидом, б) единогласным свидетельством св. отцов и многих учителей Церкви о том же и, наконец, в) авторитетным свидетельством св. апостола Павла, который в Послании к Римлянам ( Рим.11:9 ) приводит изречения сего псалма (ст. 23) и говорит, что они изречены Давидом. По причине сходства этого псалма с псалмами 21, 39 и другими, в которых изображает претерпенные им гонения от Саула, можно бы отнести происхождение и этого псалма ко временам Саулова гонения на Давида. Но т.к. в этом псалме встречаются такие черты, которые не имеют в собственном смысле применения к гонимому Давиду и которые между тем с буквальною точностью исполнились, по свидетельству евангелистов, на Христе Спасителе (см., например, Пс.68:22,27 ; ср. Мф.27:34 ), то можно, кажется, признать за истину, что Давид при написании этого псалма имел в виду не изображение своего личного состояния или страдания какого-либо другого праведника, а хотел составить для употребления при богослужении такую молитву, которая была бы пригодна для всех тяжко страждущих праведников в обществе израильском, и поэтому в свое изображение страдания внес черты из разных состояний страданий, из которых со многими он и сам был знаком по собственному горькому опыту и в которых пророческим вдохновением изобразил страдания Мессии Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010