Ап. Павел настаивает, чтобы христиане постились потаённо, без взаимных проверок и осуждений. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не обсуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба?.. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест; ибо благодарит Господа. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога… Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер… Ради пищи не разрушай дела Божия… Ты имеешь веру? имей её сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех ( Рим.14 ) Духовные отцы, сами бывшие строжайшими аскетами, тоже дают ясные объяснения о посте: Итак, желающему спасение улучшить… достаточно снедей, какие случаются, вкусить понемногу, не допуская себя до насыщения, чтобы таким мудрым употреблением пищи, т. е. вкушением от всех снедей, с одной стороны избегнуть кичения, с другой не показать гнушения Божиими творениями, зело добрыми, за всё благодаря Бога. Таково рассуждение благоразумных!  (Св. Григорий Синайский, «Наставление безмолвствующим») Св. Исаак Сирин говорит: «Скудный хлеб на трапезе чистого очищает душу вкушающего от всякой страсти… Каждому подвигу против греха и похотения труд бдения и пощения есть начало… И все почти страстные прилоги начинают умаляться от пощения…» Ибо святые отцы научили нас быть страстоубийцами, а не телоубийцами… Всего сего причащайся с благодарением, во славу Божию, и во избежание кипения, только не допускай излишества . (Иноки Каллист и Игнатий, XIV b. «Наставление для безмолвствующих») Эти советы монахам-отшельникам верны в целом и для всех христиан. И, в заключение, приведём две кратких назидательных истории отцов-пустынников: Некий брат приобрёл несколько свежих хлебов и пригласил старцев. Когда они кончили есть, брат, зная их подвиги воздержания, начал смиренно молить их вкусить ещё: «Ради Бога, ешьте сегодня и насытитесь». И они съели ещё десять. Видишь, как эти настоящие монахи и суровые подвижники съели больше, чем они нуждались, ради Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

б) Слова: «не хлебом одним будет жив человек“,сказанные Христом в пустыне диаволу, не могут относиться к причащению Тела и Крови Христовой, ибо о них Спаситель совсем иначе учил: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Ядущий хлеб сей жить будет во век“ ( Иоан. 6: 51 и 58). Под хлебом в словах Христа, сказанных диаволу, нужно разуметь обыкновенный хлеб, которым питается человек и который без насыщения души словом Божиим не даст ей вечной жизни. Слова Христа диаволу о хлебе нужно понимать так, как учил и св. Апостол Павел: «пища для чрева и чрево для пищи“ ( 1Кор. 6: 13 ); «пища не приближает нас к Богу“ (8: 8), «ибо Царствие Божие не пища или питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе“ ( Рим. 14: 17 ). Иначе сказать, – человек должен заботиться не только о телесной, но и о духовной пище, без ноторой нельзя наследовать вечной жизни. О причащении же Христос не говорит диаволу ни слова. в) И в этих словах Спасителя под «пищей тленной» нельзя разуметь хлеб и вино в таинстве Причащения, как нельзя под «пищей, пребывающей в жизнь вечную“, разуметь учение Христа. Чудесно насыщенный Христом народ искал Его только потому, чтобы всегда иметь готовую пищу, хотя бы она с неба падала, как манна евреям в пустыне: «Господи! подай нам всегда такой хлеб“ ( Иоан. 6: 34 ). Христос и говорит народу: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной (каковы в данном случае были хлеб и рыба), но о пище, пребывающей в жизнь вечную». «Таким образом, под «тленной пищей» здесь должно разуметь хлеб и рыбу, которыми насытился народ, вообще же – обыкновенную пищу, утоляющую наш голод, а под «пищею, пребывающею в жизнь вечную“, должно разуметь св. Тело и св. Кровь Христа, о которых Он Сам тому же народу сказал: «Я есмь хлеб жизни: отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же сходящий с небес таков, что ядущий его не умрет; Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира“ ( Иоан. 6: 48–51 ). А что под «пищею, пребывающею в жизнь вечную» нельзя разуметь учение Христа, это видно из слов Его: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя». Кроме того об учении не сказал бы Христос «дам“, а сказал бы «дал“, ибо учение Свое Христос уже раньше этих слов преподал народу и ученикам, которые и уверовали в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Будучи ободрен видением ангелов, Иаков однако-же старается сделать все зависящее от него для расположения брата к миру. «С ласкою подходит он к брату, даже едва не льстит ему, огорченному, едва не пытается сладкоречием укротить непомерный гнев его. А между тем он был выше его вследствие того, что получил благословение отца и приобщился славе первородных, и имел Бога помощником своим. При всем том он поступил, как приличествовало святым, решившись во всяком случае сделать только согласное изречение: «аще возможно еже от вас, со всеми человеки мир имейте» ( Рим. 12:18 ). Ибо слово суровое, тяжкое и исполненное презрения, для некоторых невыносимо. Как премудрый Приточник написал: «ответ смирен отвращает ярость» ( Притч. 15:1 ). И обрати внимание на искусство праведника в благочестии. Он, посылает вестников с просьбою о мире и с самыми нужными речами к Исаву, при том повелевает постоянно говорит: «так глаголет раб твой Иаков» ( Быт. 32:4 ). А сам обращается к молитве и не перестает испрашивать всегда спасавшей его помощи, подтверждая опытом прошедших времен надежду свою на получение ее и в будущем, так как говорит: «с жезлом сим преидох Иордан, ныне же бех в два полка». (–10) не только словами мягкими и ласковыми смягчает Иаков брата, но делает его общником своего имущества, посылает ему подарки, отделяя ему самую значительную часть овец и волов, коз и ослов, верблюдов и тельцов. Ибо мир лучше богатств, и приобретение привременного должно считать менее важным, нежели любовь к брату» 482 . Отослав подарки брату и приготовившись с своей стороны к родственной встрече с Исавом, Иаков все-таки не был спокоен и уверен в своей безопасности, «потому что не мог знать ясно, каким он встретит Исава, другом ли и мирным человеком, или же нисколько не изменившимся в своей обычной дерзости и все еще желавшим питать в себе завистливое чувство к нему» 483 . Поэтому Иаков принял некоторые меры предосторожности. «Встал (он) в ту ночь и, взяв двух жен своих, и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел чрез Иавок в брод.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Священном Писании неоднократно встречается термин вменение. Например, " Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» ( Быт. 15, 6 ). " О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость» ( Иов. 13, 26 ). «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» ( 2Кор. 5, 19 ). В этих словах Священного Писания вменение связано с Самим Богом. Это Он вменяет или не вменяет людям их грехи и преступления, их добрые дела и живую, бескорыстную веру. В земной жизни кто вменяет человеку его греховность и его праведность? В земной жизни греховность и праведность человеку вменяет суд совести, Церкви и гражданской власти. Суд совести человек слышит внутри себя, когда она одобряет или не одобряет его. Но суд совести нельзя считать непогрешимым, пока человек не вошел в меру возраста совершенных, не достиг полного нравственного развития. Суд Церкви христиане слышат через пастырей, имеющих власть нравственного вменения их жизненных действий и поступков ( Мф. 18, 17 ; Ин. 20, 22–23 ). Особенно эта власть ощутима в Таинстве Покаяния, где священнику открываются людские грехи и невежествия, и он, облеченный от Бога властью вязать и решить, с мудрой рассудительностью пользуется ею во благо людей. Суд гражданской власти звучит для человека при созидании им дел исторического, религиозного и культурного значения по законам общежития ( 1Пет. 2, 13–14 ). Он в этом случае поощряет человека и отмечает его успехи на пользу всего общества. Он же дает о себе знать, когда эти законы нарушаются, и человек заслуживает порицания и наказания со стороны общества и гражданской власти. По указанию апостола Павла, всякая душа должна подчиняться гражданской власти, поставленной Богом для ограждения от всякого зла в общественной жизни ( Рим. 13, 1–4 ). Следовательно, и здесь, в конечном итоге, вменение совершается Богом. Какие поступки вменяются человеку? Каждому человеку вменяются только те поступки, которые совершены им сознательно и свободно. Один и тот же греховный поступок вменяется каждому человеку по-разному, сообразно степени его греховной испорченности вообще и индивидуальных особенностей этого человека в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

В таком сердце поселяются чувства самоотвержения, напрямую связанные с отвержением воли полюбившихся привычек и навыков жизни. К этому еще в самом начале побудил ее Господь, сказавший: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16:24 )! Внявшему этим словам, самоотвержение сопутствует в любом виде его деятельности, направленной на достижение Божественных вещей и добродетелей. Оно является основным фоном всех его чувств. В отношении к себе это чувство безжалостно преследует все вкравшиеся в сердце его страстные начала. Оно ненавидит их и гневается на них. В отношении к Богу оно проявляет чувство такой любви, какую проявляет жених к своей возлюбленной. Оно способно примиряться с обстоятельствами, даже если они вызывают неприятные ощущения. Подобно тому, как человек, который, столкнувшись с чем-либо неприятным, начинает возмущаться, но тут же успокаивается, когда узнает, что это сделано любимым им существом, так и сердце, узнавшее, что неприятность произведена волей Божией, умиряет возникшее в себе возмущение и умиротворяется, стараясь не замечать существующего неудобства. Такая подчиненность себя воле Божией доставляет «чувство пребывания в небе будучи вне неба. Оно есть первое и глубочайшее основание любви разумного творения к Творцу своему Богу». 1585 И к людям, как образам Любимого, оно также начинает проявлять все признаки божественной любви, которая сносит немощи немощных и не себе угождает ( Рим. 15:1 ), которая ищет не своей пользы, но каждый пользы другого ( 1Кор. 10:24 ), которая долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит ( 1Кор. 13:4–7 ). Сторона эстетическая, освобождаясь от страстного и одновременно ощущая отвращение к нему как безобразному, стремится вслед за духовными ощущениями к святому и Божественному, усматривая красоту Создателя в изящно созданных Им созданиях ( Пс. 103 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

В указанных изречениях под царствием Божиим разумеется по преимуществу учение христианское, как содержание христианской жизни, усваиваемое через проповедь и затем осуществляемое ни в государственной организации, ни в постановлениях внешних, а в строе внутренней жизни, как говорит Апостол: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость о Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ). Усвоенная человеческой душой христианская жизнь сама по себе становится предметом духовной радости и наслаждения и, таким образом, переносит человека в особый мир, так что он, живя на земле, чувствует себя гостем, а отечеством своим имеет небо, куда и стремится, как апостол Павел, имевший желание разрешиться от тела и быть со Христом ( Фил. 1, 23 ) и потому почитавший смерть приобретением. Евангелие не проводит строгого разделения между вечной блаженной жизнью за гробом и предвкушением блаженства на земле «здесь, среди гонений» ( Марк. 10, 30 ), но различает то и другое лишь в том смысле, что полное блаженство во всех сторонах жизни праведники получат на небе, а блаженство их на земле будет чисто внутреннее, но не социально политическое, как у В. С. Соловьева : напротив, оно непременно будет связано с внешними скорбями, потому что «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле» ( 2Тим. 3, 1. 13 ). Все эти мысли содержатся во второй группе новозаветных изречений о царствии Божьем или царствии небесном: здесь оно относится то к будущей, загробной жизни, когда речь идет о блаженстве полном, то и к будущей жизни и к настоящей вместе, когда речь идет о внутреннем довольстве, о жизни духовной. Последнего рода определения заключаются прежде всего в Заповедях Блаженства: «Блажени нищии, духом»... «Блажени изгнаннии правды роди, яко тех есть царствие небесное» ( Матф 5, 3, 10 ). Очевидно и здесь речь не о политическом царстве. Таков же смысл изречений Матф. 13, 44 – 45; 18, 1, 4; 19, 14, 23, 24 (о неудобстве богатому войти в царствие небесное) и 25, 1 (притча о десяти девах). Марк. 4, 26, 30; 10, 14, 15, 23; 12, 24 («не далече еси от царствия Божия», сказал Господь книжнику, разъяснившему первенствующее значение заповедей любви). (здесь речь о том, что в царстве Божьем первые – дети, что ради него надо оставить отца и мать и все дорогое в этой жизни). Иоанн. 3, 3, 5; 18, 36; Деян. 14, 22 : «многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие». Ср. 2Петра1, 11 . 1Кор. 4, 20 . Ефес. 5, 5 . Кол. 1, 13 (царство любви и прощения). Апок. 1, 9 : «общник в печали и в царствии».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Владея же миром чрез павшего человека, и сатана обретает для себя «царство от мира сего». Зло в человеке многообразно и многостепенно: оно начинается от недолжной погруженности человека в плоть мира и непосредственно в свою собственную телесность, с проистекающей отсюда плененностью духа. Оно продолжается в относительно нейтральной среде тварной самобытности, но и ограниченности при наличии всяких человеческих возможностей. А все это уже имеет своим условием и последствием духовное своеволие и самобожие с угасанием любви к Богу, последнее же открывает место сатанинской вражде против Него. На этой почве темного, сумеречного или освещенного ложным светом бытия («смотри, свет, который в тебе, не есть ли тьма»? – Лк. 11, 35 ; «возлюбили более тьму нежели свет», – Ин. 3, 19 ) возникают светотени мирового бытия, в котором все-таки нет места безусловной тьме с полным отсутствием света, ибо и в самой глубине тьмы светятся софийные семена бытия («и свет во тьме светит, и тьма не объяла его», – Ин. 1, 5 ). Но в этом полутемном мире и в этом потемневшем человеческом естестве воссиявает «Свет миру», «Свет истинный ( Ин. 8, 12, 1, 9; 12, 46 ), разгоняющий тьму, и «людие сидящие во тьме, увидят свет велий» ( Ис. 9, 2 ). Есть и еще основное отличие в природе зла в мире духовном и человеческом: первое есть зло личное, хотя падшие духи и собираются в свое особое царство и воинство его, последнее же не только личное, но и природное и родовое. Всякий человек, «грядущий в мир», уже вступает в зачумленную среду и ее по-своему воспринимает. Это еще раз ставит нас в учении о зле перед лицом загадки о первородном грехе в судьбах человека. 3. Первородный грех Догмат о первородном грехе является осью христианской сотериологии. Он состоит, в том, что в падении Адама в раю совершилось и падение всего человеческого рода, которое было искуплено Новым Адамом – Христом. Посему, как одним человеком грех вошел в мире и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, ибо φ’ все согрешили... если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дары по благодати одного человека, Иисуса Христа, преизбычествует для многих» (Рим. 5, 12, 15). «Как во Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15, 21–2 ). Единству в падении или «первородном грехе» Адама соответствует и единство спасения во Христе, восприявшем целокупного Адама, ибо «что не воспринято, то и не искуплено». Церковная сотериология построена на ряде следующих предпосылок аксиоматического характера: 1) единство человеческого рода во Адаме и его ниспадение из первоначального состояния; 2) общность унаследуемой всеми грехом пораженной природы, вместе с личной виною каждого чрез личное в нем участие; 3) искупление, совершенное Христом, с восстановлением не только всего первозданного Адама, но и каждого отдельного человека, через изглаждение в нем первородного греха в таинстве крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Все обезьяновидные люди являются лишь патологическими продуктами... Мы в вопросе о человеке отброшены на всей линии. Все изыскания, чтобы найти беспрерывность восходящего развития, потерпели крушение. Не существует проантропоса, не существует человека-обезьяны; «недостающее звено» остается фантомом.» 179 В заключение разбора теории животного происхождения человека приведем выразительное предостережение, сделанное св. Василием Великим по поводу однородных учений древней языческой философии: «убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бивали-ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утвердит, что когда писали сие, были бессмысленнее рыб». 180 Приговор строгий, но вытекающий из самого существа подобных учений, приравнивающих образ и подобие Вечной Мудрости на земле к бессловесному и неразумному животному, разрушающих основы религии и нравственности, провозглашающих (особенно дарвинизм) началом и сущностью жизни для всех существ вместо созидающего начала любви разрушительное во всех отношениях начало «борьбы за существование». § 25. Происхождение от Адама и Евы всего рода человеческого. Бог, сотворив мужа и жену, дал им благословение на размножение своего рода: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт.1:28 ). И это благословение, как благословение всемогущего Творца, называющим несуществующее, как существующее ( Рим.4:17 ), не осталось бездейственным, подобным благословениям человеческим, которые часто остаются только благожеланиями, не имея в себе внутренней силы осуществления. Адам и Ева явились действительно родоначальниками всего человеческого рода. Все народы, на всем земном шаре, при всем различии языка, образования, цвета кожи, телесных и духовных дарований, суть потомки единой первозданной четы и потому представляют собою единый по духу и телу человеческий род 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Всесожжения и жертвы за грех не угодны Тебе. Тогда Я сказал: се, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже ( Евр. 10:5 – 7 ). Тот же Апостол в послании к Римлянам говорит, что любящие Бога призваны по изволению Бога Отца и оправданы по Его предведению и предопределению ( Рим. 8:28 – 30 ). Еще обстоятельнее говорит об этом Апостол в послании к Ефесянам: Бог и Отец Господа нашею Иисуса Христа... избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви (это и составляет сущность и вместе цель воссоздания), предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа no благоволению воли Своей, открыв нам тайну Своей воли no Своему благоволению, которое Оп прежде положил в Нем. Б Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому no определению Совершающего все по изволению воли Своей ( Ефес. 1:3, 4, 5, 9, 11 ). Дело воссоздания людей Апостол называет тайной, сокрывавшейся от вечности в Боге (3:9), предвечным Его определением, которое Он исполнил во Христе Иисусе (3:11). Апостол Петр пришельцев разных стран называет избранными по предведению Бога Отца ( 1Петр. 1:1 ). И так, предвечная мысль об искуплении, предопределение и предназначение его и воля касательно его совершения принадлежать Отцу. Как в творении, так и в искуплении Он есть первый, повелевающий. Далее, как в творении мысль и волю Отца приводит в исполнение Сын чрез создание действительного мира и чрез то открывает мысль и волю Отца, прежде таившуюся в глубине Божественного духа, так то же мы находим и в искуплении или воссоздании. В воплощении Сына Бог открыл нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил во Христе ( Еф. 1:9 ). Сын Божий, будучи по воле Отца агнцем, заколенным от сложения мира, в определенное время воплотился, страдал и умер и тем воссоздал человека. Он осуществил мысль Отца об искуплении, Он исполнил и открыл всем Его волю касательно искупления, Он все сделал для воссоздания человека. Как в творении, так и в искуплении Сын открывает в мире и миру волю и мысль Отца, исполняет и осуществляет ее, мысленное и только предположенное к осуществлению делает видимой действительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

г) Совершенно верно, что слушающий, то есть повинующийся слову Божию, и верующий в Отца, пославшего Сына, имеет жизнь вечную. Но беда в том, что сектанты слушают и читают, но не верят слову Божию, в котором ясно сказано: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни“ ( Иоан. 6: 53 ). «Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут“ ( Рим. 2: 13 ). д) Слова Христа, сказанные св. Апостолам, «вы уже очищены чрез слово“, совсем не значат, что христианин может спастись одним словом Божиим, без св. Причащения. Святые Апостолы были очищены чрез слово, однако как раньше Спаситель учил их: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни“ ( Иоан. 6: 53 ), так и после повелел им: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» ( Мф. 26: 26–28 ). Ясно, что без св. Причащения, одним словом Божиим, человек спастись не может. е) Что касается приведенных слов 118 псалма, которые сектанты толкуют в том смысле, что Бог – «общник», или причастник людям и без Причащения, лишь бы они боялись и хранили повеления Его, то в них, в этих словах псалма, вовсе не Господь называется общником, а так называет сам себя Давид; иначе, – здесь говорится не о единении Бога с людьми, а о единении, или общении Давида с праведниками, соблюдающими заповеди Господни. Хранит повеления Господни тот, кто причащается истинного Тела и истинной Крови Его, по слову Его: «Сие творите в Мое воспоминание“ ( Лук. 22: 19 ). 2) Сектант: Не Причащением, а благодатию спасается человек, которую получает он чрез исполнение слова Божия: «учениями различными и чуждыми не увлекайтесь, ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими“ ( Евр.13: 9 ). Объяснение православного: Здесь ап. Павел говорит не о христианах и не об их причащении Телом и Кровию Христа, а об евреях и их ветхозаветных жертвах, «не могущих сделать в совести совершенным приносящаго“ их, «которыя с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления» ( Евр. 9: 9–10 ), то есть до того времени, когда Христос «к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею“ (ст. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010