И сквозь золото слёзы льются, и в богатстве живёт преступление, и в довольстве земными благами человек не свободен от того, чтоб его кто-либо не обидел. Маммона не даст чистоты совести и нравственного совершенства. Наоборот, нравственная чистота даёт человеку и земное довольство. Рабочие люди трезвые, честные, богобоязненные, хорошие семьяне, трудолюбивые и исполнительные всегда будут ценны, и не так-то против них поднимется так называемая эксплуатация капитала, о которой так много кричат социал-демократы. Конечно, земные блага, как средство, как условие того необходимого довольства человека, которое доставляет ему время и возможность посвятить себя служению Богу и душе, и нужны, и желательны. И Спаситель их не отвергает. Он говорит: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом». Но именно о служении Богу и душе все теперь и молчат. Между тем, это есть единое на потребу, и самое главное, даже единственное условие человеческого счастья. Без него все блага земные – ничто, а с ним – блага земные и сами придут к нам. Этим великим наставлением и заканчивается сегодня слышанное Евангелие: «Ищите прежде всего царствия Божия и правды его и сия вся – что есть, что пить и во что одеться – сия вся приложатся вам»! Аминь. Патриотизм и христианство 58 В послании св. ап. Павла к римлянам есть одно особое вдохновенное и воодушевлённое свидетельство, это – свидетельство апостола о любви к Богу и к своему родному народу. «Кто нас отлучит от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? За Тебя нас умерщвляют, всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание. Но всё сие преодолеваем силой Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» ( Рим. 8:35–39 ). Вслед за этим исповеданием пламенной любви своей к Богу немедленно, с той же силой воодушевления, с клятвой именем Бога, любовь к Которому только что он исповедал, говорит апостол о любви к своему родному народу, – и о какой самоотверженной любви! «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть за израильтян»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Он отвечает фарисеям: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» ( Мф.19:8 ). Иисус Христос соглашается с тем, что Моисей позволил развод, как временную необходимую меру, лишь во избежание худших зол. Ведь жестокосердие евреев, при господствовавшей среди них животной похотливости и половой распущенности, доходило до того, что муж, лишенный возможности отделаться от жены посредством развода, не останавливался даже пред убийством ее, лишь бы устранить её с своей дороги 163 . Но соглашаясь с этим, Христос отстаивает пред Своими слушателями то положение, что брачный развод противоречит первоначальной мысли откровения, и потому самому есть зло или грех . Так что кто разводится с женою и женится на другой, тот прелюбодействует; прелюбодействует и тот, кто женится на разведенной ( Мф.5:32 ; Мф.19:9 ; Мк.10:11–12 ; Лк.16:18 Ср. Рим.1:3 ). «Не я повелеваю, а Господь, – говорит ап. Павел, – жене не разводиться с мужем и мужу не оставлять жены своей» ( 1Кор.7:10–11 ). Если жена даже не имеет истинной веры в Бога, то и это не дает права мужу (верующему) оставлять ее; равным образом и верующая жена не должна покидать неверующего мужа ( 1Кор.7:12–14 ). Словом жена законом связана с своим мужем, доколе он жив ( 1Кор.7:39 ), что, само собою понятно, имеет силу и для мужа в отношении к жене. Но как ни строго требует христианство браконерасторжимости, это требование его не безусловное 164 . Господь Иисус Христос не мог в принципе отвергнуть бракорасторжение по каким бы то ни было причинам уже по одному тому, что развод был дозволен, хотя под известными условиями, ветхозаветным законодателем. Как восполнитель или усовершитель ветхозаветного закона в его существенных началах, Он указал, вместо прежних слишком льготных условий бракорасторжения, такое условие, которое затрагивает самое существо брачного союза и нарушение которого естественным образом ведет к расторжению брака, а именно: супружескую неверность мужа или жены, бесспорно и фактически выразившуюся в прелюбодеянии того или другой ( Мф.5:32 ; Мф.19:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Подобным образом Апостол языков говорит: Бог Свою любовь и нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим. 5:8 ). Бог, богатый милостию, no Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых no преступлениям, оживотворил со Христом... ( Еф. 2:4–5 ). Здесь прямо источником оживотворения мертвых людей признается любовь Бога Отца. – С такою же ясностью и определённостью раскрывается мысль, что в основании воссоздания падших лежит любовь Сына Божие. Христос возлюбил нас, говорит апостол Павел, и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу ( Еф. 5:2 ). Жертва нужна была для заглаждения грехов, без которого воссоздание невозможно. Живу верою в Сына Божия, говорит тот же Апостол, возлюбившего Меня и предавшего Себя за Меня ( Гал. 2:20 ). Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою ( 1Иоан. 3:16 ), говорит евангелист Иоанн. – Наконец, в Священном Писании есть ясное указание на то, что возрождение людей, основанное на искупительной жертве Иисуса Христа, продолжается, совершается и завершается любовью Духа Святого. Свидетельство об этом находим в 5-й главе послания к Римлянам, особенно в словах стиха 5-го: любовь Божия излилась в сердца наши Дулом Святым, данным нам. (Ср. еще Тит. 3:4–6 ) И так, в возрождении или воссоздании человечества и всего мира основным принципом или деятелем является любовь Отца, Сына и Святого Духа. Если же при воссоздании мира действовала любовь триединого Бога, то неужели она не действовала при творении его? Кроме выше сказанного дать положительный ответ на этот вопрос побуждает нас то обстоятельство, что в воссоздании не только действовали все три Лица Святой Троицы, как и в творении, но что и характер их деятельности остался таким же. Как в творении Богу Отцу принадлежит мысль о мире и желание сотворить его, так то же было и в искуплении. Что Сын Божий воплотился по воле Отца, об этом апостол Павел приводит слова из псалма 39-го, относя их ко Христу: жертвы и приношения Ты не восхотел, говорит Сын Божий Отцу, но тело уготовал Мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Расточать свое имение на гостеприимство – значит приобретать. Филарет Милостивый [...] и многие другие. 8 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 8, 38–39 ). 19 Речь идет о родных братьях жены отца Иоанна (шуринах). В семье протоиерея К.П. Несвицкого (тестя отца Иоанна), кроме Е.К. Сергиевой, было еще две дочери – Александра и Анна, которых отец Иоанн должен был «обеспечивать квартирою и содержанием... до выхода в замужество», и три сына – Алексей, Петр и Константин. Старшему, Алексию, в 1855 году было 30 лет, младшему, Константину – 18. Вся семья поселилась в одной квартире на втором этаже дома, принадлежавшего Андреевскому собору. С самого начала совместной жизни в семье установились непростые взаимоотношения. Начинающий священник предъявлял к себе высочайшие требования: стремился как можно чаще служить литургию, вел в соборе катехизические беседы, спешил на помощь многочисленным городским нищим, что вызывало ропот домашних и приводило к нелегким объяснениям. Кроме того, отец Иоанн, имея на руках семью из семи взрослых человек, не мог регулярно помогать матери, нуждавшейся в материальной поддержке. 26 «Аще во благих точию...» – если среди благ (во благих обстоятельствах) только; «аще во злых» – если в бедствиях (в злых обстоятельствах). 31 Точило – яма, в которой восточные народы топтали виноградные ягоды для выдавливания из них сока. 35 Христофор в переводе с греческого означает «христоносец». О святом же Игнатии Богоносце повествуется, что в то время, когда его вели на съедение зверям и он непрестанно имел на устах имя Иисуса Христа, нечестивые спросили его, зачем он то имя непрестанно повторяет. Святой отвечал, что имеет в сердце своем имя Иисуса Христа начертанным и исповедует устами Того, Кого в сердце всегда носит. Когда святой был пожран зверями, при оставшихся его костях изволением Божиим сохранилось его сердце, нетронутое зверями. Найдя его, язычники вспомнили слова святого Игнатия и разрезали сердце его надвое, желая убедиться, истинно ли сказанное им. И нашли они на обеих внутренних сторонах разрезанного сердца надпись золотыми письменами: «Иисус Христос». Так святой Игнатий был Богоносец по имени и в действительности, всегда нося в сердце своем Христа Бога, богомысленным умом как тростью написанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сергей Григоровский О законных причинах развода. I. Общие положения По первоначальному Божественному установлению брак – есть нерасторжимый союз мужа и жены: «Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает» ( Мф.19:6 ), и только одна смерть, естественный конец всякого бытия, полагая предел земному существованию человека, разрывает все связи его с оставшимися в живых, пресекает и самые крепчайшие узы-узы брачные; только со смертью одного из супругов брачный союз их прекращается сам собою, не стесняя свободы другого супруга вступить в новое супружество. «Жена, – говорит апостол Павел, – связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти за кого хочет» ( 1Кор.7:39 , Рим.7:3 ). Что же касается до причин прекращения или расторжения брака при жизни супругов – причин, вполне зависящих от воли супругов, то таковая, и притом единственная, причина указана Христом Спасителем в Его Нагорной проповеди и в ответе на вопрос фарисеев: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с своею женою». " Моисей, – ответил Спаситель, – по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, сначала не было так. Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует« ( Мф.5:32 и Мф.19:3,8–9 ). Таким образом, с строго канонической точки зрения, по заповеди Господней, расторжение брака дозволительно лишь по одной причине-по вине прелюбодеяния супруга; только в прелюбодеянии, прекращающем единство плоти между мужем и женою («будут два плоть едина» – Быт.2:24 ; Мф.19:5 ), признал Христос разрушительное действие на брак. Эту заповедь Христову о разводе свято хранила Церковь , по крайней мере, в течение первых трех веков христианства, не допуская в среде христианского общества, в противоположность господствовавшей тогда в языческом мире полной свободе разводов, расторжения брака по какой-либо иной причине, «разве словесе прелюбодейна». Начиная же с IV века, когда Церковь вступила в союз с государством и когда первенствующим христианам наряду с законом Божиим необходимо было считаться и с действовавшими тогда гражданскими законами о браке, прежняя, строгая, верность заповеди Господней о браке стала ослабевать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Он прямо дает понять, что переправление осужденных на съедение зверями из провинций в Рим для услаждения римлян было делом обыкновенным. Исключение составляло не переправление жертв в Рим, а напротив освобождение от такого переправления приговоренных к казни. Игнатий был осужден в Антиохии на съедение зверям, это уже нами доказано; нет ничего удивительного, если он отослан был в Рим, чтобы сделаться жертвой кровавого зрелища. Правда, здесь в узаконении говорится о силе и искусстве (artificium) осужденных, как об условии переправления таких несчастных, но без сомнения это требование не всегда строго соблюдалось, да притом: нет ничего невероятного в том, что Игнатий по крайней мере отличался крепостью сил. И стоит еще взять во внимание, что тогдашние императоры охотники были до кровавых зрелищ. Таковы были Нерон, три императора из фамилии Флавиев – Веспасиан, Тит и Домициан; не представлял исключения и Траян. О Траяне известно, что при нем гладиаторские игры и травля зверей в Риме приняли колоссальный размер. По завоевании Дакии, в 107 году 39 праздник в честь события продолжался 123 дня и состоял из зрелищ кровавого свойства. 40 Что после этого удивительного, если Игнатий в числе других жертв отправлен был в Рим из Антиохии, как человек осужденный на съедение зверями в амфитеатре. И это могло случиться по требованию того римского закона, текст которого мы привели выше. 41 Обращаемся к самому путешествию Игнатия от Антиохии до Рима. Редакция ватиканская передает обстоятельства этого путешествия кратко, в нескольких словах. Не так в актах кольбертинской редакции, на которых и остановимся своим вниманием. По редакции кольбертинской, частью на корабле, частью сушею Игнатий едет чрез Селевкию, Смирну и Троаду побережьем малоазийским, затем сушей переправляется чрез Македонию и Эпир до гавани Адриатического моря – Диррахиума. Отсюда, огибая Апенинский полуостров, переплывает море Адриатическое и Тирренское и достигает наконец Рима. Путь этот очень длинен и очень извилист, вовсе не прямой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Бог есть действуяй в вас, и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Флп. 2:15 ). § 273. Опровержение их Подобных мест лютеране набирают очень довольно; но – I. Сколько бы ни набрали они их, во всех их содержится только та мысль, что человек сам собою, без помощи свыше, не может произвести своего оправдания, действуемого в нем Богом оправдывающим ( Мк. 9:17 . Лк. 5:35 ), который и призывает людей ко спасению ( Мф. 22:1–14 . Деян. 2:39 ), и обращает их к Себе из тьмы греховной ( Деян. 26:18 ), и чрез изменение направления всей их внутренней деятельности ( Тит. 2:11,12 ) 603 и образование в них покаяния в разум истины ( 2Тим. 2:25 ) и деятельной веры ( Еф. 2:8 ) оправдывает их ( Рим. 3:24 . 1Кор. 6:11 ) в новую тварь ( 2Кор. 5:17 . Гал. 6:15 ), которой вместе с тем подает и деятельную помощь к совершению спасительных дел ( 1Кор. 15:10 . Еф. 3:16,17 ), даже по телу ( 1Сол. 5:23 ), на всю жизнь ( 2Кор. 3:18 . 1Сол. 5:23 ). Что же касается мысли, будто человек не может принимать участия в своем оправдании, которое совершается милующим Богом ( Рим. 9:16 ) для него и в нем, существе разумно-свободном 604 ; то ее в местах тех отнюдь нет. В истине сего всякий может убедиться из внимательного чтения мест сих. Но усвоять человеку участие в своем оправдании, действуемом Богом для него и в нем, разве значит почитать его могущим произвести оное собственными силами? Исповедывать, что человек может содействовать действующей на него благодати оправдания, совершенного уже Иисусом Христом без него, но для него, разве то же значит, что и утверждать, будто он сам собою, без помощи Божией, может дать себе сердце новое и дух новый, отнять от плоти своей сердце каменное и дать себе сердце плотяное, создать в себе сердце чистое, обновить в утробе своей дух правый, сотворить себя, придти к Отцу небесному без проповедующего о Нем, действовать без Бога, помыслить что как сам от себя, и проч. подоб.? II. Означенной мысли не может быть в св. Писании даже по суду смысла человеческого. Последнему не мудрования какие-нибудь, но самый опыт поставляет на вид, что люди отзываются на голос предваряющей благодати не все, но одни из них отзываются, другие не отзываются на него, а иные даже противятся ему с упорством.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Cp. 12 прим. Дюшена , стр. 377–378. 19        Anon. Guidi,ed. Nöldeke, p. 16=Scr. Syri. t. IV. С hr. min. 18, 39–19, 5. 16. 19, 5–15. 20 Бебаза, как называет Аммиан Марцеллин, 1, 236 (18, 7, 9; 10, 1), селение на границе безводной пустыни, на расстоянии 100 рим. миль от Константины. По догадке Нёльдеке – ныне Тель-Беш, в 40 километрах от Дары. 22 Theoph .292, 8–11. – Pernice. Imp. Eraclio, p. 18, – переносит эту битву под стены Эдессы, очевидно, придавая значение свидетельству Себеоса (гл. 21, стр. 80) о том, что Хосров подступал к Эдессе и Нарзес выслал ему мнимого Феодосия. Предпочтения заслуживает сообщение сирийского анонима, приведенное в тексте. 26 Chr. Pasch. 695; Theoph. 293, 8–28. – В датировке события следую показанию Пасх. Хр. – т. е. второй год Фоки, 603–604. Феофан помещает это событие под четвертым годом Фоки, который превращается в пятый, так как он помещает в него смерть патриарха Кириака и поставление Фомы, что случилось в январе 607 года. 27 Doctrina Jacobi nuper baptizati, ed. Bonwetsch, p. 39, 5 – Новооткрытым этот источник можно назвать лишь в смысле публикации греческого подлинника, так как славянский перевод его вошел в Макарьевские Минеи под 19 числом декабря (изд. Археогр. Комиссии. Москва. 1907. Декабрь, стр. 1431). 28 Интересно отметить, что в лагере Хосрова находился католикос персидских христиан, который и умер во время осады. 34 В другой сирийской хронике, более поздней даты, так называемой Liber Calipharum. Chr. min. 113, 3 – читаем: Anno 915 ind. VII expugnata est Dara secunda vice. – Седьмой индикт – 1 сентября 603–31 августа 604 года. Совпадение этих свидетельств позволяет отнести взятие Дары к лету 604 года. – Феофан упоминает об этом событии – р. 293, 26 – под 4-м годом правления Фоки. 36 Theoph. 292, 2–4. – Событие отнесено к третьему году правления Фоки, т. е. 604–05. Быть может, оно предшествовало назначению Доменциола магистром армии. 37 Останки царицы Константины и ее дочерей были погребены в храме св. Маманта, и стихотворная эпитафия, составленная, вероятно, уже после гибели Фоки, сохранена позднейшими писателями. Cedren . I, 707; Zonara . 14, 14, 14–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Эта же мысль применяется и к donum perseverantiae, дару устойчивости до конца. «Бог судил за наилучшее к определенному числу святых примешать некоторых, которые не устоят. Своею волею падает, кто падает, и волею Божией стоит, кто стоит... следов, не самим собою, но силою Божией» (ib. 19, 1003). Отсюда проистекает самоочевидный вывод о предопределенном числе спасенных, которое не может быть ни увеличено, ни уменьшено (позднее Кальвин эту же мысль выразил с такою последовательностью, на которую не отваживался и бл. Августин, именно, утверждая, что Христос и приходил в мир для спасения только избранных). Quod ergo pauci in comparatione rereuntium, in suo vero numero multi liberantur, gratia fit, gratis fit, gratiae sunt agendae, quia fit, ne quis veilut de suis meritis extollatur (De corr. et gr. X, 28, 933). Установление числа спасенных делается со ссылкой на Мф 3, 8–9 и (что еще слабее) на Откр. 3, 11 ). «Определено число (спасенных), так что никто из них не может прибавиться или убавиться» (XIII. 39, 340) Текст 1Тим. 2, 4 (о том, что Бог хочет всем человекам спастись), бл. Августин толкует в ограничительном смысле в применении ко «всем предопределенным» (De corr. et gr. XIV, 44, 933). Бл. Августин следующим образом истолковывает Рим. Х, 32 : Quid est omnium? Et eorum scilicet quos ex Gentibus, et eorum quos ek Judaeis praedestinavit, vocavit, iustificavit, glorificavit non omnium hominum, sed istorum omnium reminem damnaturus (De civ. Dei, 1. XXI. c. XXIV, 6 P. L. XCI, 740), – произвольное толкование. Все предопределено, и «ничто не происходит, кроме того, что Сам (Бог) делает, либо чему допускает совершиться. Ибо Он властен и злую волю склонить ко добру, и обратить к падению (in lapsam pronas convertere) (ib. c. VI. 12. 1000), ибо «после падения человек не может устоять в добре своими силами, но обречен на принадлежность kmassa perditionis» (c. VII, 13, 100). 377 «Почему не всех учит, чтобы пришли ко Христу, а кого не учит, по справедливости (iudicio) не учит? Бог всех учит прийти ко Христу, не потому, что все приходят, но потому, что никто не приходит иначе. Но почему не всех учит, открыл апостол: Рим. 9, 18–23 » (о разных сосудах гнева и милосердия, низкого и почетного употребления (De praed. sanct. C. VII, 14, 971). Избранность одних и неизбранность других остается secretum, для того, чтобы не возгордились первые и не ослабевали духом лишенные -donum perseverantiae» (c. XIII, 40, 940–1).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Поэтому всяческая предупредительность, исполнительность и вообще охотность к добру – могли значительно содействовать доброму имени христиан. «Подобное пишется и Римлянам: всяка душа властем предержащим да повинуется (13:1). Такая заповедь потому, думаю, выставлена, – пишет блаж. Иероним, – что тогда еще в силе был догмат Иуды Галилеянина (Деян, 5:37). Он учил, что никого не должно именовать властителем, кроме Бога, и что тем, которые вносят десятины в храм, не должно платить дань кесарю. Эта ересь так разрослась, что увлекала не только много народа, но возмущала и фарисеев так что они и к Самому Господу подступали с вопросом: достойно ли есть дати кинсон кесареви, или ни? На что получили премудрый ответ: воздадите кесарева кесареви, а Божия Богови ( Мф. 22: 17–21 ). Сообразуясь с этим ответом, и Апостол Павел учит, что верующие должны слушаться начал и властей». Говоря потом о воздержании от хулы, он пишет: «если Михаил Архангел, споря о теле Моисея, не смел хульного слова навести на диавола ( Иуд.1:9 ). не тем ли паче мы должны соблюдать себя чистыми от злословия?» Св. И. Златоуст говорит: «послушаемся сего внушения. Уста наши должны быть чисты от укоризны; ибо хотя бы и справедливы были наши укоризны, но не наше дело высказывать их; исследовать – дело судии, ты же почто осуждаеши брата твоего? ( Рим. 14:10 ). К тому, если ты укоряешь других, то вскоре и сам подвергнешься тому же. Посему блаж. Павел и предлагает такое увещание: темже мняйся стояти, да блюдется, да не падет ( 1Кор. 10: 12 )». «Не сварливым быти (не воевателями), не заводить ссор, споров и судов и против зла не замышлять и не воздвигать зла, это – то же, что Господь сказал: Аз же глаголю вам не противитися злу ( Мф. 5:39 ). Уступчивость представляется некоторым потерею и ущербом, но на деле она всегда выигрывает, если не в настоящем, то в будущем, не вечном, а тоже временном. Потерянное возвращается с лихвою» (преосв. Феофан). 182 Воспоминаются общие грехи прежней жизни для того, чтобы не осуждать за них других и, ставши христианами, избегать их, как несвойственных тем, кои получили все, чтобы быть непорочными и святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010