языка. Кельх 235. Таков же был Дмитрий-толмач. 233 Стоглава гл. 25. 26. Здесь же: «О ставленниках хотящих в диаконы и попы ставитись, а грамате мало умеют... они ответ чинят: «мы де учимся у своих отцев или мастеров, а инде-де нам учиться негде: сколько отцы наши и мастеры умеют, по том и нас учат». Впрочем желания Собора простирались слишком недалеко: «Таже бы учили своих учеников чести и пети и писати, сколько сами умеют». Вот и весь круг учения! А где знание веры? Где знание правил жизни духовной? Где знание истории Церкви, её обрядов, её благочиния? Не говорим о прочем. Иоанн Кобенцель, бывший в Москве в 1576 г.: «во всей Московии нет школ и других способов к изучению наук (разумеется систематическое образование), кроме того, что учатся в обителях, а потому из тысячи едва один найдется, кто бы умел читать или писать» (Do legat. ad Moskov. р. 15. ed. Starzevecy). Думаем, едва ли и на две тысячи приходился один умеющий писать. 235 Одерборн: «Школы у них при храмах; здесь юноша лет 30 учит детей первым началам; буквы весьма сходны с древними греческими; катехизации нет». р. 39. 40. ed. Stars. Кобенцель в прим. 177. Англичанин, бывший в Москве при ц. Алексее Мих. пишет: «в 1560 г. заведена была в Москве первая типография, и в то же время основано было училище для преподавания латинскаго языка, но оно вскоре было уничтожено». Маяк 1843 г. февраль. 236 По проискам Ганзы и Ливонского Ордена, опасавшихся просвещения России, набранные для России до 130 человек посажены в любекскую тюрьму; многие вырвались и разбежались, кто куда мог; немногие через 4 года пришли в Москву; но тогда открылось, что Шлитт, принимавший на себя поручение царя, действовал как агент Папы и императора. Иностр. Акт. Т. 1. 130. 131. Карамз. 8. пр. 206. 207. Поссевин также предлагал царю средства к образованию, именно – послать молодых русских в Рим, но царь отказался от предложения (De reb. Moskov. р. 285. Древ. Вивл. 6, 97. 101.); из восточного римского училища вышли те самые, которые впоследствии были первыми деятелями при введении унии на юге России (Allatii de consens.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

714 Вслед за сим: «Но, может быть, кто-нибудь, слыша это, расслабеет и вознерадит о доброй деятельности, под тем предлогом, что для оправдания достаточно одной веры. Таковому скажем, что если кто после оправдания станет жить худо: то несомненно уничижит благодать оправдания. Не для того прощаются кому-нибудь грехи, чтобы он почитал себя получившим свободу грешить: снисхождение касается не будущих, но прошедших грехов». 715 Ориг. Толк. на п. к рим. кн. 3: – с. 952–953. 954. Св. Златоуст: «И в других является слава тайны сея ( Кол. 1:27 ); но в язычниках гораздо более. Ибо людей, более безчувственных, чем камни, вдруг возвести к достоинству ангелов единственно посредством безъискуственных слов и одной веры, без всякого труда, это действительно слава и богатство тайны... Таким образом не должно слушаться ни иудеев, ни язычников; ибо это значит не быть здравым ( Тит. 1:13 ). Если ты содержишь веру, то для чего вводишь еще нечто другое, как будто вера недостаточна для оправдания? Для чего порабощаешь себя закону? Или ты не надеешься на свою веру?». Бл. Августин: «(Христос) предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наше ( Рим. 4:25 ). Оправдание твое, обрезание твое ( Флп. 3:3 ) – не от тебя. Благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: не от дел ( Еф. 2:8 ), чтобы ты не вздумал сказать: «я заслужил, и потому получил». Не думай, будто ты получил потому, что заслужил, когда не заслужил бы, если бы не получил. Заслуге твоей предшествует благодать: не благодать от заслуги, но заслуга от благодати. Если благодать от заслуги; то ты купил, а не туне приял. Ни о чесом же, говорит (пророк), спасеши (σωσεις) я ( Пс. 55, 8 ). Что значит: ни о чесом же спасеши я? – Ничего не находишь ты в них, за что бы спасти, а между тем спасаешь. Ты даешь туне, спасаешь туне. Все заслуги Ты предваряешь, чтобы мои заслуги следовали за твоими дарами. Совершенно туне даешь, туне спасаешь ты, не находя ничего, за что бы спасти, и находя многое, за что бы осудить». Св. Злат. Бес. на п. к кол. 5 с. 77–78. Бес. на п. к Тит. 3 с. 39. Бл. Авг. Слов. 169: тв. т. 5 с. 563. Сн. Илар. п. Толк. на Матф.: – с. 155. 157.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Таква изненадност другог доласка Спасовог корисна за праве али не за оне су душу раслабили, помрачили пороцима, загадили страстима, и на начин постали плен 672 . Безбрижност и пред други долазак Господа Христа слична безбрижности и у време по речи као што било у време тако бити и долазак Сина као што пред потопом и се и удаваху до онога дана кад у ковчег, и не осетише док не потоп и однесе све, – тако бити и долазак Сина ( Мф.24:37–39 ). Зато, будите готови, у час не мислите Син ( Мф.24:44 ). тим саветом Спасовим, Апостоли га са много ревности приближи се долазак ( Иак.5:7–8 ), приближи се свему ( 1Пет.4:7 ); час ( 1Ин.2:18 ). Но, иако нас Господ, нашег ради, оставио у неизвесности ο часу Свога другог доласка, нас оставио у неизвесности ο знацима претходити другом доласку и ο сигналима наговестити близину доласка. Ти су знаци: свима народима, твари; Христу; Антихриста; велики потреси и у природи: ратови, глади, помори, велики знаци на небу. Проповед свима народима, и све што она буде изазвала сигнал другог доласка по речи се ово ο Царству по свему свету, за сведочанство свима народима. И онда ( Мф.24:14 ). То значи: постати познато свима народима ( Мк.13:10 ), али не значи да га сви народи и На то речи: за сведочанство свима народима. Α оне значе: за сведочанство свима народима ο према ο подвигу Сина ο Цркви и ο васцелом чудесном Богочовечанском у и у опште ο свима вечним истинама у Стога нико имати за у Христа Бога; нико се изговарати: нисам знао за Христа, за силу и и за вечне истине То сведочанство свима народима ο да у Цркву Христову, по речи Апостола народа народа ( Рим.11:25 ) «сви Богом незнабошци» 673 . С друге пак стране, многи кад сазнаду за бесомучно устати против и тиме показати колико су у зло, колико су постали робови греха и лажи, колико су постали сатанског зла против вечног добра (ср. Мф.24:9 ). И у борби за и против тренутак када се, по речи Апостола, сав спасти ( Рим.11:26 ), и се пророштво старозаветног од Сиона и безбожност од ( Ис.59:20 ; ср. 27:9; Ос.3:5 ). Ово Христу, по пророка пророк ( Мал.4:54 ), с Енохом с неба у дане Антихриста, и борити се против за правду Христова. 674

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

mal. n. 7. Григ. Hucc. De homin. opific. c. 4. Злат. In Genes. 19. n. 1. 825 Епифан. Haeres. 70. n. 3; Epist. adv. loan. Ierosol. Амвр. De dignit. cond. human. c. II. et III. Григор. Нисск. Orat. 2. in verba: faciamus homin. 837 De peccat. merit, et remiss, lib. I. c. 16. n. 21; c. 19. n. 24; c. 39. n. 70; lib. III. c. 12. n. 21. De peec. orig. c. 40. n. 44 et 45. 840 De peccat. merit. et remiss. lib. II. c. 22 et 36. De nupt. et concupisc. lib. I. c. 23 et 24. 842 Contr. Julian. lib. VI c. 4, 6, 17, 20. De nupt. et concupisc. lib. I. c. 24; lib. II. c. 8. De peccat. origin. c. 37 et 42. 843 De nupt. et concupisc. lib. II. с. 34 et 58. Contr. Julian. lib. V. c. 6. De peccat. orig. c. 31. 845 Из них более известные – Диосполитанский, Карфагенский и Милевитский. См. Binii. concil. T. I. р. 862, 864 et 865. 848 Вот самое определение Поместного Карфагенского собора: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вей согрешиша ( Рим.5:12 ), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая Церковь , повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» (Прав.110. Сравн. 114, 115 и 116). Вот самые постановления 5 заседания Тридентинского собора: 1. «Кто не признает, что первый человек Адам, преступив в раю заповедь Божию, тотчас потерял святость и праведность, которые были ему дарованы, и вследствие сего преступления подпал гневу и негодованию Божию, а также и смерти, которою прежде угрожал ему Бог, и со смертью пленению под власть того, кто потом имел державу смерти, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Антв. 1700. 703 «Внушайте христианину, что он спасается верою, как делом самого Бога: он всегда будет наслаждаться глубоким миром; но если станете внушать, что он спасается верою, проявляемою в делах, в любви и исполнении заповедей Божиих, то повергнете его в состояние самого мучительного беспокойства, самой ужасной безнадежности относительно спасения своего: ибо ничем не можете уверить его, что он имеет истинную любовь, что его мысли, чувства и желания вполне совершенны и потому благоугодны Богу. С другой стороны, когда вы скажете верующему, что он спасается одною верою, как делом самого Бога; то дадите чувствовать, что его спасение зависит единственно от милосердия Божия, которому одному подобает слава спасения людей; но если вы скажете, что он спасается верою чрез добрые дела: то оскорбите Бога, разделите славу ту между Богом и человеком, или – лучше – похитите ее у Бога. Наконец, если христианин будет убежден, что спасается одною верою, как делом самого Бога; то всегда будет проникнут чувством смирения пред Ним: между тем мысль о спасении верою, поспешествуемою любовию, ведет к гордости». Лютер. О плен. вавил. и Прот. Еразм. ротерд.: соч. т. 2 с. 284. т. 3, с. 176. Апол. ауг. исп. гл. 3 чл. 6. Квеншт. Богосл. дид.-полем. т. 3 с. 1408. Лейпц. 1715. Голлац. Богосл. акроам. с. 1198–1199. Ульм. и Лейпц. 1714. 708 Прав. исп. ч. 1 с. 1. Спб. 1840. Посл. вост. патр. л. 21. 26–27. М. 1848. Мак. Догм. бог. т. 4 с. 90. Спб. 1852. 710 Ориг. Толк. на п. к рим. кн. 3: тв. т. 4, с. 952. 954. Пар. 1857. Илар. поат. Толк. на св. Матф.: тв. с. 157. Кельн, 1717. Св. Вас. в. Бес. на пс. 114: тв. ч. 1, с. 403. М. 1853. Бес. 20: тв. ч. 4 с. 313. М. 1846. Св. Злат. Слов. о вере: тв. т. 1 с. 1082. Пар. 1859. Бес. на кн. быт. и Прот. иуд. слов. 2: т. 2 с. 448–449. т. 3 с. 485. Спб. 1850. Бес. на п. к кол. 5 с. 77–78. Спб. 1858. Бес. на п. к Тит. 3 с. 39. Спб. 1859. Пр. Иерон. Разг. прот. пелаг. кн. 1: тв. т. 4 ч. 2 с. 490. Пар. 1706. Бл. Авг. Пис. 194, Изясн. пс. 70, Слов. 2. 100. 169 и О благод. и своб. воле гл. 6: тв. т. 2 с. 548. т. 4 с. 551. т. 5 с. 7. 369. 563. т. 10 с. 479. Антв. 1700. Разл. вопр. в. 76: тв. т. 6 с. 48–49. Антв. 1701 г. Исих. иер. Толк. на Левит. кн. 4 гл. 14: Лам. Полн. курс. патр. т. 93 с. 956. Пар. 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @4358@ Подпись к иллюстрации: Крещение. Фреска нач. III в., Рим, катакомбы св. Каллиста Размер файла: 17.32 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 28.01.2011 05:07:39 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/4358.html

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. ( Ин.16:33 ) Эти слова Спасителя говорят о том самом мире, который апостол Павел перечисляет среди «плодов Духа Святого» ( Гал.5:22 ), который и есть «мир Божий, превосходящий всякий ум» ( Флп.4:7 ). Миротворцы – это люди, имеющие мир с Богом в них самих и излучающие его на всех окружающих. Он освобождает человека от всякого беспокойства и страха; от заботы о том, что есть и пить, или во что одеться; сердце, наполненное им, неподвластно смущению или робости даже в самых ужасных обстоятельствах, даже в страданиях и смерти. И только пребывающий в таком мире может вдохновенно сказать: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем. ( Рим.8:35–39 ) Мир Христов и есть выражение такой любви Божьей, но он отнюдь не освобождает от противостояния злу. Христос – «Князь мира» ( Ис.9:6 ) – утверждал, что Он Сам будет причиной многих потрясений и антагонизма между людьми: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. ( Мф.10:34–39 ) Таким образом, миротворцем называется тот, кто свидетельствует о Христе, кто бесстрашно берёт свой крест и отдаёт свою жизнь за Господа, кто являет в своей жизни правду и любовь и мир Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Лк. 24:25 . Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! 27 . И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. Иак. 1:18 . Восхотев родил Он нас словом истины, чтоб нам быть некоторым начатком Его созданий. Еф. 1:13 . В Нем и вы, услышав слово, истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом. Примеч . На основании сих текстов, сектанты утверждают, что они чрез чтение свящ. Писания возрождены настолько, что не имеют нужды, чтобы кто их учил. В словах ап. Иакова совсем не содержится той мысли, что чрез одно чтение св. Писания можно возродиться к жизни вечной. В дальнейших стихах той же главы, апостол пишет–ст. 22–25, что читаемое слово нужно исполнить и только исполнитель этого слова будет блажен в своем действовании. Евнух царицы Кандакии ( Деян. 8:21–39 ), с благоговением читал св. Писание; однако Духом Святым он был запечатлен только тогда, когда ему диакон Филипп растолковал читаемое и крестил его в воде. Текст из Еф. 1:13 нужно рассматривать в связи с другими словами того же послания, напр., 4:30, а затем и вообще с учением ап. Павла о возрождении: Рим. 6:4 . Тогда ясно будет видно, что запечатление Святым Духом подастся в таинстве крещения («в день искупления»). Иак. 1:22 . Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. 25. Кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действоваиии. Еф. 4:30 . Не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления. Рим. 6:4 . Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых словом Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Читать далее Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений/Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. " Миссион. обозрение " , 1904. - XIV, 336 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Сторонники доктрины условного бессмертия, кондиционалисты, делают статистический и текстуальный учет тех библейских текстов, как Ветхого, так и Нового Завета, в которых говорится вообще об уничтожении, гибели, смерти. В 100 текстах Ветхого и Нового Завета говорится о том, что грешники будут истреблены. В еврейском языке существует 50 корней слов, означающих уничтожение живых существ. 302 Кроме этой общей сводки, 303 оба автора приводят обширные сопоставления ветхозаветных и новозаветных текстов, в которых говорится o конечной погибели грешников и вообще противящихся воле Божией. Более всего таких текстов имеется, конечно, в Ветхом Завете, в псалмах и пророчествах. Однако, даже и поверхностное знакомство с ними убеждает, что при всей щедрости псалмопевцев и пророков на эти угрозы, чаще всего они носят относительный и, так сказать, образный характер и с трудом поддаются эсхатологическому истолкованию. Гораздо важнее тексты новозаветных писателей. 304 См. стр. 503. Вот общий список новозаветных выражений об участи грешников (White; Life in Christ, 324–5, по франц. переводу). Умереть: «если живете по плоти то умрете» ( Рим. 8, 13 ). Смерть: «Ибо возмездие за грех смерть» ( Рим. 6, 23 ). Погибель: широки врага и пространен путь, ведущий в погибель» ( Мф. 7. 13 ). Вечная погибель: «подвергнутся наказанию; вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его» ( 2Фес. 1, 9 ). Тление: «Сеющий в плоть свою пожнет тление» ( Гал. 6, 8 ). «Они как бессловесные животные..., рожденные на уловление и истребление... в растлении своем истребятся» ( 2Петр. 2, 12 ). Истребление: «и будет что всякая душа... истребится от народа своего» ( Деян. 3, 35 ). Смерть: «И детей ее (Иезавели) поражу смертью» ( Откр. 2, 23 ) и т. д. 305 В 12 местах Нового Завета место нераскаянных грешников называется геенной. В ста местах Ветхого и Нового Завета Писание учит, что злые будут совершенно уничтожены. Сторонники условного бессмертия собирают все тексты, где только упоминается смерть и жизнь в их взаимоотношениях. 306 Ограничимся некоторыми, наиболее трудными текстами. Рим. 1, 32 : «язычники знают праведный (суд) Божий, что делающие такие (дела) достойны смерти». Рим. 6, 23 : «ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Рим. 8, 13 : «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Гал. 6, 8 : «сеющий в плоть свою пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». 2Тим. 6, 9 : «похоти... погружают людей в бедствие и пагубу». Евр. 10, 26–31 : «...страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников». 2Петр. 2, 12 : «...они, как бессловесные животные..., рожденные на уловление и истребление... в растлении своем истребятся». Иуд. 7 : «...Содом и Гоморра, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Бытие свободы – новый существенный признаки духовного начала в человеке. Душа человека свободна, т. е. имеет способность добровольно направлять свою деятельность на те или друге предметы, избирать тот или другой путь, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности (т. н. формальная или психологическая свобода). Бытие такой свободы в человеке св. Писание предполагает общеизвестным. Многочисленные заповеди, требующие от человека повиновение закону Божию, обещание наград за исполнение и наказаний за нарушение их были бы неуместны, если бы человек не был свободен. Утверждается бытие этой свободы в человеке и во многих частных изречениях Писания: Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, говорить Моисей от лица Божия в прощальном наставлении евреям, избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое ( Втор.30:15, 19 ). Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят ( Ис.1:19–20 ). Спаситель учит: Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. ( Мф.19:17 ; сп. 23:37; Ин.7:17 ). Апостол свидетельствует, что человек властен в своей воле ( 1Кор.7:37 : сн. Рим.1:21 ; Кол.5:21 ; Еф.5:10, 15–17 ). Но не в этой свободе особенно высокое достоинство разумной души человеческой, а в той свободе, которая делает человека существом нравственным. Об этой свободе души и говорится преимущественно в св. Писании. Эта свобода (т. н. нравственная свобода или свобода духа) состоит в добровольном стремление человека к указанному ему Богом назначению или к добру; ею исключается грех . И. Христос уверовавшим в Него говорил: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:31–32 ), а неверовавшим говорит: всякий, делающий грех, есть раб греха.... Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ( Ин.8:34, 36 ст; сн. Рим.6:17 ). Ап. Павел учит: где Дух Господень, там свобода ( 2Кор.3:17 ), а о себе говорит: закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ; сн. Иак.1:25; 2:12 ; Рим.8:20 ). 218

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010